Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проект «Сказка в музыке. Проект (подготовительная группа) на тему: проект "Щелкунчик"

Проект «Сказка в музыке. Проект (подготовительная группа) на тему: проект "Щелкунчик"

ПРОЕКТ «В гости к старой сказке» («Щелкунчик») Подготовительная группа «Сказка» (воспитатели Костина Е.Н., Шемелина О.А.)

Участники проекта : дети подготовительной группы, семьи воспитанников, педагоги детского сада (воспитатели, муз. руководитель)

Паспорт проекта

Цель проекта: Создать условия развития атмосферы радостии добра, чувства группового единства.

Задачи проекта:

    Воспитывать у детей сопереживание образу.

    Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

    Развивать умение воспринимать, чувствовать выразительность музыки.

    Побуждать к творческой самореализации в выразительности исполнения танцев, театрализованной постановке.

Актуальность проекта:

В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Важно объяснять родителям о необходимости ознакомления детей с шедеврами мировой музыкальной культуры. Ведь музыка, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира, развивает в нем творческие проявления. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека, как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает.

Предполагаемый результат:

    Расширение информации о творчестве писателя Гофмана и композитора П.И. Чайковского;

    Развитие музыкальной культуры детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.

    Воспитание в детях чувства красоты, желания слушать классическую музыку, понимать ее.

    Умение реализовывать свои впечатления через творчество в театрализованной постановке, в танцах.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление детьми подарков-сюрпризов.

Презентация проекта (Новогодний театрализованный утренник)

Работа по проекту с детьми:

1 этап Организационный (подготовительный)

2 этап Практический (выполнение проекта)

    Конструирование из строительного материала «Замок»

    Ручной труд + Аппликация с элементами рисования «В волшебной стране» (по главе из сказки)

    Рисование «Ёлка»

    Лепка «Рождественские подарки»

    Конструирование из бумаги и картона «Волшебный сундучок с сюрпризом»

    Проведение с детьми бесед

    Чтение художественной литературы детям (чтение сказки «Щелкунчик», заучивание стихов к празднику)

    Рассматривание иллюстраций

    Раскрашивание раскрасок

    Знакомство с композитором П.И. Чайковским, прослушивание оперы «Щелкунчик» (муз. руководитель)

    Цикл занятий с детьми по подготовке подгрупповых танцев к утреннику

    Просмотр мультфильма «Щелкунчик»

    Распределение ролей

    Подготовка театрализованной постановки к утреннику

    Презентация в детской библиотеке «Капелька солнца»

    Прослушивание и разучивание песен, танцев

    Организация выставок творческих работ, наглядной информации в приёмной.

    Изготовление детьми подарков-сюрпризов

    Изготовление афиши, приглашений

Вовлечение родителей:

    Пошив и изготовление костюмов и атрибутов

    Роль Деда Мороза и Снегурочки (родители Вани)

    Выставка книг (тексты сказки в разной интерпретации)

3 этап Заключительный (результат)

Новогодний театрализованный утренник

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 13 «Ласточка» г. Сыктывкара.

Проект по театрализованной деятельности «Щелкунчик» (для детей старшей группы)

Актуальность

Одним из направлений развития детей дошкольного возраста, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является художественно- эстетическое развитие. Оно предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Важной задачей эстетического воспитания является формирование в детях эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников?! Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре. Данная проблема для нас стала актуальной.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества - творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:

В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Театрализованная деятельность является богатейшим полем для эстетического развития детей и развития их творческих способностей, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации, новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, повышает самооценку, помогает ребенку демонстрировать свою позицию, умения, знания, фантазию.

Программа «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва) говорит об обеспечении условий каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, т.е. создавать атмосферу эмоционального комфорта, создавать условия для творческого самовыражения, создавать условия для участия родителей в жизни группы, организовывать яркие радостные общие события жизни группы и пр.

Главное в театрализованной деятельности -это общение детей между собой и со взрослыми в процессе постановки и демонстрации спектакля. Важно помочь детям раскрыться, показать свои лучшие качества, дать шанс творческой реализации, высвободить таланты общения, сочувствия, познания. И это все происходит в атмосфере радости, тепла и любви.

На наш взгляд сюжет сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» хорошо подходит для постановки в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. Он хорошо демонстрирует борьбу добра и зла, учит сопереживать и помогать героям сказки. Приближается самый долгожданный детский праздник, Новый год, а какой праздник обойдется без сказки и прекрасной музыки П. И. Чайковского.

Цель проекта: Создание условий для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей путем вовлечения их в театрализовано-игровую деятельность на основе сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей театрально- игровые творческие способности.
  2. Расширить представление детей и родителей о театре, его истории, театральной терминологии.
  3. Приобщить родителей к созданию условий для развития творческой активности детей.
  4. Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и желание выступать перед зрителями.
  5. Воспитывать нравственные качества у детей.

Тип проекта: творческий, среднесрочный (2 месяца).

Сроки и место реализации:

Подготовительный этап: с 01.11.2016 по 13.11.2016;

Основной этап: с 14.11.2016 по 25.12.2016;

Заключительный: с 26.12. 2016 по 30.12.2016.;

МА ДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида г. Сыктывкара».

Ресурсы

Материально- технические: фотоаппарат, компьютер, мультимедийное оборудование с видео и презентациями по теме; магнитофон с аудио записями (сказки, музыка П. Чайковского и пр.); детские музыкальные инструменты; наглядные иллюстрации; фотографии, картинки по теме «Театр», «Щелкунчик» и пр.; материалы для изо и конструктивной деятельности (краски, карандаши, природный, бросовый материал и пр.); настольный театр;

Учебно-методические: раскраски; картинки; конспекты НОД; сценарий театрализованной постановки; загадки, стихи;

Информационные ресурсы: сеть «Интернет»; Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»;

Целевая аудитория: Дети старшей группы (5-6 лет)- 23 человека, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф.

План реализации проекта

Сроки провед

Наименование мероприятия

Ответственные

1 этап- подготовительный:

С 01.11.

2016 по

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала: 1) о театре, театральной деятельности; литературного и дидактического материала; аудио и видео записи сказки «Щелкунчик»;

2) создание мини-музея «Наш Щелкунчик»: фотографии, атрибуты, игрушки по сказке про Щелкунчика;

3)изготовление настольного театра плоскостных кукол;

4)оформление картотеки: игр и упражнений «Актерский тренажер», загадок, стихов, дидактических игр;

5)подготовка атрибутов и декораций к представлению.

Суворова Т.Ю.,

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

роди-тели группы.

2 этап- основной:

С 14.11.

2016 по

Работа с детьми:

Ежедневно:

Физминутки, подвижные игры «Снежинки» М. Картушина, «Два Мороза»; «Снежная фигура замри...»; театрализованные игры;

Чтение сказок про Новый год и Рождество;

Рассматривание иллюстраций художников к сказкам;

Игры- драматизации «Снежинки» М.Картушиной, инсценировка «Потанцуй со мной, дружок» англ.нар.песня;

Игры на выразительность жестов, на выражение эмоций (См. Приложение. «Актерский тренажер»; «Загадки без слов»; «Картотека театрализованных игр»);

Отгадывание загадок о зиме, театре и пр.;

Разучивание песен и танцев к представлению;

Работа по звукопроизношению, интонационной выразительности речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Знакомство с правилами поведения в театре (См. Приложение. Презентация «Правила поведения в театре»);

Аппликация из цветной бумаги «Щелкунчик»;

Коллективная аппликация по сказке «Вальс снежных хлопьев»;

Прослушивание аудио сказки «Щелкунчик», фрагментов музыки из балета «Щелкунчик», просмотр видео по теме «сказки»; просмотр мультфильма «Щелкунчик», фрагментов из балета П. Чайковского «Щелкунчик» (См. Приложение 2»);

Музыкальное мероприятие по слушанию музыки «Приглашаем в город Конфетенбург» (слушание фрагментов музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»);

Самостоятельное детское творчество (рисование персонажей, импровизирование движений героев под музыку, сочинение стихов и пр.); раскрашивание фигурок балерин, сцен из М/Ф «Щелкунчик»;

Чтение наизусть отрывков стихов и сказок;

Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм (предмет)?», «Вспомни слова (песенку) героя», «Импровизируем под музыку (изображая персонаж)», «В театре», «Загадки феи Драже»; См. Приложение. «Картотека театрализованных игр».

Репетиция отдельных эпизодов сказки с музыкальным сопровождением;

Придумывание своей сказки (продолжение « старой сказки », другой конец этой сказки, введение новых героев, «старые» герои в современных условиях и т.д.);

Работа по звукопроизношению, интонационной выразительностьи речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Работа с родителями:

Беседа «Знакомство с проектом»;

Анкетирование родителей;

Консультация «Сказка в воспитании детей»; «Роль театра в воспитании и развитии дошкольников»;

Помощь в подготовке, изготовление декораций к сказке, атрибутов к танцам (снежинки- звездочки), элементов костюмов и пр.;

Сочинение своих сказок (стихов) или поиск в Интернете, родителями, вместе с детьми для оформления мини- книжки «Щелкунчик»;

Создание в группе мини- музея по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;

Изготовление поделки «Мой Щелкунчик».

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

Суворова Т.Ю.,

Земляницына С.Э.

3 этап- заключительный.

С 26.12.2016 по

30.12.2016

Презентация проекта родителям; на стажировочной площадке на базе ДОУ № 77;

Показ театрализованного представления по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик» на новогоднем празднике;

Пряникова Т.А.,

Суворова Т.Ю.,

Баева Г.М.

Ожидаемый результат:

  • Показ театрализованного представления по сказке Э. Гофмана "Щелкунчик» родителям и детям детского сада.
  • Развитие театрально-игровых творческих способностей у детей.
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы для театрализованной деятельности.
  • Расширение у детей и родителей знаний о театре, театральной терминологии, появление устойчивого интереса к сказкам, театрализованной деятельности.
  • Формирование у детей нравственных качеств, чувства взаимопомощи, сопереживания и пр.

Основное содержание проекта

Наименование мероприятия

Дата провед

Ответственные

1 этап- подготов.:

Определили проблему, цель, задачи;

провели диагностику творческих способностей детей (по Л. Ворониной),

Собрали необходимую информацию, литературу, дополнительный материал: 1) о театре (загадки, альбом), театральной деятельности; литературного и дидактического материала; аудио и видео записи сказки «Щелкунчик»; изготовили лэпбук «Щелкунчик»;

2) создали мини-музей «Наш Щелкунчик», который расположили в центре «Театр» (уголок по театрализованной деятельности): сюда разместили альбом с фотографиями, атрибуты, игрушки по сказке про Щелкунчика (игрушка Щелкунчик, мыши, игрушечные духовые инструменты);

3)изготовили театр плоскостных кукол по сказке «Щелкунчик»;

4)оформили картотеки: игр и упражнений «Актерский тренажер»,

«Картотека театрализованных игр», «Речевые игры с движениями», загадок, стихов, оформили дидактические игры «Музыкальные инструменты», «Загадки феи Драже», «К какой сказке иллюстрация?..»;

5) с родителями провели анкетирование «Развитие творческих способностей у детей через театральную деятельность»; познакомили с Проектом; совместно изготовили атрибуты, костюмы, шапочки мышей и декораций (камин, канделябры) к представлению; привлекли родителей к оформлению мини- музея, к подбору экспонатов (книги, игрушки).

Суворова Т.Ю.,

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

родители группы.

основной

Работа с детьми:

Ежедневно проводили:

Физминутки, подвижные игры «Снежинки» М. Картушина, «Два Мороза»; «Снежная фигура замри...»; - игры- драматизации и инсценировки «Потанцуй со мной, дружок» англ.нар.песня и др.;

Игры на выразительность жестов, на выражение эмоций (См. Приложение. «Актерский тренажер»; «Речевые игры с движениями»; «Картотека театрализованных игр»);

Читали сказки про Новый год и Рождество; русские народные сказки (по выбору детей);

Рассматривали иллюстрации художников к сказкам (мультимедия);

Отгадывали загадки о зиме, театре и пр. (Альбомы «Зима», «Музыкальный театр», «Балет»);

Разучивали песни и танцы к представлению;

Проводили работу по звукопроизношению, интонационной выразительности речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Знакомили детей с правилами поведения в театре (См. Приложение. Презентация «Правила поведения в театре»);

Сделали аппликацию из цветной бумаги «Щелкунчик»;

Коллективную аппликацию по сказке «Вальс снежных хлопьев»;

Прослушали аудио сказки «Щелкунчик», фрагменты музыки из балета «Щелкунчик», просмотрели видео по теме «сказки»; просмотрели мультфильм «Щелкунчик», фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик» (См. Приложение 2);

Провели беседу с детьми о художнике- иллюстраторе Ю.Васнецове;

Провели занятие «Путешествие в мир театра» (См. Приложение);

Провели музыкальное мероприятие по слушанию музыки «Приглашаем в город Конфетенбург» (слушание фрагментов музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»);

Провели индивидуальную работу с лэпбуком «Щелкунчик»;

Дети самостоятельно рисовали знакомых сказочных персонажей, импровизировали движения героев сказки под музыку, пытались сочинять стихи и пр.; раскрашивали фигурки балерин, сцен из М/Ф «Щелкунчик»;

С детьми заучивали наизусть отрывков стихов и сказок;

Проводили дидактические игры: «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм (предмет)?», «Вспомни слова (песенку) героя», «Импровизируем под музыку (изображая персонаж)», «В театре», «Загадки феи Драже» (См. Приложение).

Репетировали отдельные эпизоды сказки с музыкальным сопровождением;

Придумывали свои варианты сказки (продолжение « старой сказки », другой конец этой сказки, введение новых героев, «старые» герои в современных условиях и т.д.);

С детьми проводилась работа по звукопроизношению, интонационной выразительностью речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Работа с родителями:

Провели консультацию «Сказка в воспитании детей»; «Роль театра в воспитании и развитии дошкольников» (печатный вариант помещен в прихожей группы, в уголке «Для Вас, родители!») (См. Приложение);

Родители оказали помощь в подготовке, изготовление декораций к сказке, атрибутов к танцам (снежинки- звездочки), элементов костюмов и пр.; в разучивании текстов с детьми;

Приняли участие в оформлении мини- книжки «Щелкунчик» (по сбору загадок, стихов про театр, Щелкунчика и пр.); создании в группе мини- музея по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;

Изготовлении поделки «Мой Щелкунчик».

Пряникова Т.А.,

Баева Г.М.,

Суворова Т.Ю.,

Земляницына С.Э.

Продемонстрировали презентацию проекта родителям (на родительском собрании);

на стажировочной площадке на базе ДОУ № 77;

Показали театрализованное представление по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик» на новогоднем празднике;

Подведение итогов, анализ полученного результата.

С 26.12.2016 по

Пряникова Т.А.,

Суворова Т.Ю.,

Баева Г.М.,

Земляницына С.Э.

Полученный результат.

В результате совместной деятельности воспитанников, родителей и педагогов ДОУ:

  • подготовлено и проведено театрализованное представление по мотивам сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;
  • в группе пополнилась предметно- развивающая среда для театрализованной деятельности;
  • у детей и родителей расширились знания о театре, театральной терминологии, дети научились сочинять сказки; расширился кругозор; сформировался запас литературных и музыкальных впечатлений. Появился устойчивый интерес к сказкам, театрально- игровой деятельности. Дети стали более эмоционально отзывчивы, научились сопереживать героям, показывать их образы. Проектный метод объединил детей, родителей и педогогов; сформировал навыки сотрудничества. Считаем, что работу по развитию театрально-игровых творческих способностей у детей необходимо продолжить.

Список используемой литературы:

    1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сфера 2006.
    2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет М.: ТЦ Сфера 2011.
    3. Журнал «Музыкальный руководитель» № 1, № 10 2015; № 10, № 11 2016.
    4. Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.»: Мозаика‑Синтез; Москва; 2012.
    5. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи.-М.: Астраль, 2003.
    6. Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду.- М: Школьная пресса, 2000.
    7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет»: Мозаика‑ Синтез; М.; 2007.
    8. Развернутое перспективное планирование по программе "Радуга". Старшая группа. Издательство "Учитель". Волгоград. 2015.

Презентация проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад общеразвивающего вида № 21»

Проект

« Сказка в музыке П.И.Чайковского»

Старшая и подготовительная группы

Подготовила: музыкальный руководитель Белоногова С.Н

2017г

г. Сергиев Посад

Вид проекта: творческий – познавательный

Продолжительность: краткосрочный

Сроки проведения: месяц – декабрь

Участники: дети старшей и подготовительной групп

Цель: Развитие свободной творческой личности ребёнка. Углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов.

Знакомство с творчеством Эрнста Гофмана, сказкой «Щелкунчик».

Знакомство с творчеством русского композитора Петра Ильича Чайковского и разными видами искусства. Дать представление о таком виде искусства как балет.

Задачи: Развивать творческое воображение и мышление, формировать навыки активного слушания. Познакомить с творчеством композиторов – классиков. Расширить кругозор и музыкальную память.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, познание, музыка, литература.

Ход проекта:

Ознакомление со сказкой Эрнста Гофмана « Щелкунчик» с разбором сюжета и просмотром иллюстраций. Просмотр мультфильма.

Слушание музыки к балету П.И.Чайковского « Щелкунчик».

Консультации для родителей о пользе чтения и приобщению детей к творчеству разных писателей.

Тематические занятия по данной теме.

Итоговое мероприятие – Новогодний утренник.

Актуальность проекта

Донести до родителей пользу от добрых и позитивных сказок, где добро всегда побеждает зло.

Для ребёнка главное – это общение, которого, к сожалению так не хватает в наше время. Совместное чтение сближает родителей и детей, вносит в жизнь ребёнка положительные эмоции.

Сказки учат добру, умению прощать, брать пример с добрых персонажей, учиться видеть, что хорошо, а, что плохо.

Обеспечение:

Подбор иллюстраций, музыкальное обеспечение, игрушка Щелкунчик (макет), видео материал, сценарии тематических занятий и утренника.

Предполагаемый результат:

Углублённое приобщение к искусству. Овладение устойчивыми навыками слушания классической музыки. Знакомство с творчеством русских композиторов.

Продукт проекта:

Новогодние утренники в старшей и подготовительной группах по сказке

« Щелкунчик»

Тематическое занятие по сказке «Щелкунчик»

Цель : Познакомить детей с музыкой композитора П.И. Чайковского, сказкой Э.Гофмана « Щелкунчик». Приобщение детей к мировой культуре, музыке и литературе. Развивать познавательные навыки, расширять кругозор. Эмоционально откликаться на музыку. Узнавать знакомые персонажи в музыке.

Ход занятия

Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Вы любите сказки? Тогда слушайте.

Снежные хлопья летят за окном. Скоро Рождество. Дети готовятся к празднику. Под новогодней ёлкой лежат подарки. Девочке Маше (иллюстрация ) крёстный подарил игрушку Щелкунчик.

Кто знает, кто такой Щелкунчик? Зачем он нужен?

(он щёлкает своим большим ртом орешки)

На самом деле, он не игрушка, а заколдованный принц. Злая колдунья Мышильда заколдовала его, превратила в Щелкунчика. А он попал в дом к Маше.

(показать Щелкунчика)

Брат Маши, непослушный мальчик, стал смеяться над большим ртом Щелкунчика, стал щёлкать самые большие орехи. Щелкунчик сломался, Маша расстроилась,взяла его на руки, стала петь колыбельную песню. А что потом произошло, послушайте.

Песня «Добрая сказка» В.Некрасова (42/16)

Что случилось ночью? (ожили игрушки)

Какие игрушки? (куклы, солдатики, петрушки)

А ещё из всех щелей полезли мыши. Это мышиный царь, сын колдунья Мышильды ,(иллюстрация ) с семи головами вывел своё мышиное войско.

Кто же защитит игрушки? (ответы детей)

Щелкунчик командует игрушечным солдатикам строиться против мышей.

«Марш» из балета « Щелкунчик»

Завязался бой.

Как вы думаете, кто победил в этой схватке? (конечно войско Щелкунчика)

Колдовство Мышильды кончилось, Щелкунчик превратился в прекрасного принца. Он взял Машу за руку и предложил ей отправиться в город Конфетенбург.

Что же это за город такой? (город сладостей, кофе и чая)

И вот на пути в город они встречают фею Драже.

« Фея Драже»

На что похожа эта музыка? (на звук колокольчиков)

А что за инструмент звучит на самом деле? (челеста )(изображение)

Этот инструмент похож на маленькое пианино. Только звук у него как у колокольчика.

А входит этот инструмент в состав симфонического оркестра (да)

Фея Драже приглашает Машу и Принца в Конфетенбург. И там их встречают цветы

« Вальс цветов»

А что такое вальс? (в переводе – кружиться)

Давайте мы с вами превратимся в цветы и покружимся, потанцуем.

(импровизация – можно с цветами)

В Конфетенбурге живут и другие интересные персонажи. Маша и Принц встречают Принца Кофе

«Арабский танец»

Принц Чай

« Китайский танец»

В Конфетенбурге жители тоже готовятся к встрече Нового года, там кружатся Снежинки, гости из разных стран танцуют на балу.

Маша очень хотела иметь такого надёжного друга как Щелкунчик. Он помог ей избавиться от мышей.

Мы с вами тоже в Новый год побываем в этой сказке и превратимся в её персонажей.

Как вы думаете, смогли бы наши герои победить Мышильду в одиночку?

А всем ли людям нужны друзья?

Есть ли у вас друзья?

А знаете вы, что такое дружба?

А вы песню о дружбе знаете?

Давайте споём

Я предлагаю вам посмотреть мультфильм « Щелкунчик»

Просмотр мультфильма

Цикл занятий по сказке Э.Гофмана и музыке к балету П.И.Чайковского « Щелкунчик»

Цель: Познакомить детей с таким видом искусства как балет

Приобщение к музыкальному искусству, развитие навыков активного слушания и эмоционального исполнения. Развитие коммуникативных навыков, духовно – нравственных качеств.

Ход занятия

Вы готовы совершить путешествие в страну Музыки?

А поможет нам отправиться в музыкальную сказку фея Драже. Это не простая фея. Она пришла к нам из сказки Щелкунчик. Кто- нибудь знает эту сказку?

Как вы думаете, почему её так зовут?

Что такое драже? (конфеты)

Фея пришла к нам из конфетного города, он так и называется Конфетенбург. Все жители этого города сделаны из сладостей, и даже дома и цветы тоже сделаны из сладостей. Здесь оживают Чай и Кофе, и цветы. Сейчас фея драже оживёт и сыграет нам свою музыку.

Отрывок « Фея Драже» П.И.Чайковский

Какие инструменты вы слышите?

Инструмент, который напоминает звук колокольчика (звенит) , на самом деле челеста (картинка в электронной книге)

На какой инструмент похожа челеста?

Какая музыка по характеру?

Какие ещё инструменты вы слышите?

Эти инструменты входят в состав симфонического оркестра.

А что такое оркестр? (играет много инструментов)

А когда играет один инструмент? (соло)

Мы с вами тоже можем стать оркестром. Сейчас фея Драже взмахнёт волшебной палочкой, и мы превратимся в музыкантов. Выносит детские музыкальные инструменты.

Дети играют на колокольчиках, погремушках, металлофоне.

А кто руководит оркестром? (дирижёр)

Зачем он нужен? (что бы каждый инструмент знал, когда ему начинать играть)

Один ребёнок – дирижёр.

Вот сколько нового мы узнали благодаря фее Драже о музыке. Она останется с нами и дальше и будет нас знакомить с новыми песнями и танцами.

2 занятие

Приходит фея Драже под музыку.

Кто это?

Мы сегодня с феей Драже отправимся в сказку, из которой она пришла. Называется она? (Щелкунчик). В этой сказке живут маленькие деревянные солдатики.

« Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский

Что это танец или марш?

Что можно делать под эту музыку?

Большие солдатики или маленькие, игрушечные?

(маршируют под музыку)

В сказке они помогали Щелкунчику победить мышиное войско во главе с мышиным королём, у которого было семь голов и на каждой корона (картинка).

Щелкунчик был когда- то прекрасным принцем. Злая королева Мышильда превратила его в игрушку для щёлканья орехов Щелкунчика до тех пор, пока в него не влюбится девушка.

Как вы думаете, победит Щелкунчик со своими солдатиками мышиное войско?

Какие солдатики? (смелые, отважные, решительные).

3 занятие « Вальс Цветов» П.И.Чайковский

Появляется фея Драже.

Зачитываю отрывок, краткое описание ночи перед Рождеством.

Снежные хлопья летят за окном, скоро Рождество. Детям родители и родные приготовили подарки. Это и новые куклы, и деревянные солдатики, и красивые платья. Девочке Маше крёстный подарил игрушку, которая умеет щёлкать орехи, Щелкунчика. Маше было жалко Щелкунчика, она давала ему щёлкать только маленькие орешки, а е брат давай большие. Зубы у Щелкунчика сломались, плечо вывернулось. Маша перевязала его ленточкой и уложила в кукольную кроватку.

И ночью случаются чудеса. Игрушки оживают.

Какие игрушки оживают ночью?

Звучит « Марш деревянных солдатиков»

Ночью ожили и злые персонажи. Кто они? (мыши). Победит их Щелкунчик?

А ещё в эту рождественскую ночь оживают Цветы.

Звучит « Вальс цветов» П.И. Чайковский

Как вы думаете, что это за танец вальс?

Что он означает? (кружиться)

Вальс танцуют на балах, на торжественных приёмах. Все любят вальс, потому что когда его танцуют, улучшается настроение. Ритм вальса созвучен биению человеческого сердца.

Какой сказочный персонаж мог бы кружиться в вальсе? (Золушка на балу)

Картинка танцующих вальс («Мир музыкальных образов» С.Конкевич)

Давайте и мы с вами покружимся в вальсе.

Свободная импровизация под « Вальс цветов»

Занятие « Что такое балет?»

В какую сказку нас привела фея Драже?

Звучит « Вальс цветов» П.И.Чайковского

Когда Пётр Ильич Чайковский прочитал сказку о Щелкунчике и захотел написать музыку к этой сказке. Но не просто музыку, а балет.

Что такое балет? (Это праздник, где артисты с помощью танца, без слов, передают сюжет сказки, рассказа).

Я думаю, что и вы сможете изобразить разные персонажи с помощью жестов. Попробуем?

Двигательная импровизация

«Цветы» - Вальс цветов П.И.Чайковский

«Лебедь»- Э.Сен-Санс

« Полёт шмеля» - Н.А.Римский- Корсаков

Итоговое занятие по сказке Э.Гофмана «Щелкунчик»

Мы отправляемся в уже знакомую вам сказку «Щелкунчик».

Кто главные герои сказки?

Кто добрый, кто злой?

Кто написал музыку к этой сказке?

П.И.Чайковский написал не просто музыку, а балет, что такое балет?

На какой из картинок изображён балет? (на картинках люди поют, играют спектакль, танцуют) – дети отвечают.

Сможем мы в движении показать балет?

Какие красивые костюмы у артистов балета.

Двигательная импровизация

Цветы, Лебедь, Шмель.

С помощью волшебной палочки мы перенесёмся в концертный зал, где идёт представление балета Щелкунчик.

Зачитываю краткое содержание

Какие игрушки ожили ночью? (Марш деревянных солдатиков)

Фея Драже приготовила сюрприз. Принесла вам гостинцы. Пока будет звучать музыка, подойдите к столу и возьмите драже такого цвета, каким вы думаете композитор её изобразил.

Мы совершили путешествие по музыкальной сказке-балету « Щелкунчик», нам пора возвращаться. А фея Драже будет знакомить нас с другими сказками, в которых будет звучать музыка.

Сценарий Новогоднего утренника в старшей и подготовительной группах

по сказке

« Щелкунчик»

Вед : Дорогие гости наши, мы спешим поздравить всех

Пусть придут в году грядущем к вас удача и успех

Пусть для вас, людей хороших, не боящихся забот

Будет он не просто новый, а счастливый Новый год!

1р-к: Как хорошо, что в этом зале

Мы снова встретились с тобой

Мы этот праздник долго ждали

И он пришёл в мороз зимой

2р-к: Новый год стучится в двери

С песней, сказкой и добром

Каждый нынче в чудо верит

Ждёт подарков каждый дом

3р-к: Пусть звучат стихи и песни

Пусть звенит ребячий смех

Да и взрослым вместе с нами

Позабавиться не грех

4р-к : День сегодняшний чудесный

Не растает без следа

Мы весёлый праздник этот

Не забудем никогда

5р-к: В круг скорее становитесь

Крепче за руки беритесь

Тот, кто хочет, чтоб весёлым

Получился Новый год

Пусть сегодня вместе с нами

Песню звонкую поёт

Ст.гр « Что нам нравится зимой» Е.Тиличеева (Ладушки ст.группа 47)

6р-к: Открывает Новый год сказочные двери

Пусть заходит в садик к нам

Тот, кто в сказку верит

7р-к: Пусть заходит в этот дом

Тот, кто дружит с песней

Начинаем зимний праздник

Нет его чудесней

8р-к : Красивый зал блестит сегодня

Сверкает множеством огней

И хоровод наш новогодний

Зовёт приветливо детей

(Звучит музыка из балета Щелкунчик «Марш» 7)

Входит сказочник

Сказочник: Тихо, тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде, разноцветном, расписном

И раздвинутся все стены, вся земля видна вокруг

Блещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг

Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой

Это музыка торопит и зовёт нас за собой

Здравствуйте, друзья! Вот мы и пришли в волшебный мир сказки. Сказки не простой, новогодней. Здесь собрались те, кто верит в чудеса, кто любит приключения, кто не боится опасностей и преодолеет все преграды, разрушив злое колдовство. И так, мы начинаем. Пусть вспыхнут на нашей ёлке огоньки радости и дружбы, смех и улыбки, верность и красота.

Реб: Пусть мечты любые ваши сбудутся, сбываются

Пусть огни на нашей ёлке ярко загораются

Сказочник: Ну – ка, ёлка, раз, два, три, светом радости гори!

(зажигается ёлка)

И теперь у ёлки нашей с вами весело попляшем

Ст.гр «Наша ёлка» А.Островский (Ладушки ст.группа 41)

Подг.гр «Здравствуй, ёлочка» С.Насауленко (Колокольчик 24/20)

Дети садятся, под ёлкой остаётся девочка Маша

Маша: Говорят, под новый год

Что ни пожелается

Всё всегда произойдёт

Всё всегда сбывается

Сказочник: Это правда, милое дитя. Говори, и я помогу исполнить твоё желание.

Маша: Я желаю всей душою друга верного найти

Вместе мы преодолеем все невзгоды на пути

Сказочник: Какое необычное желание! Я вижу у тебя доброе сердце. Но хватит ли у тебя смелости, чтобы преодолеть все преграды? Твой друг в беде, ему нужна помощь.

Маша: О, да, я готова. Что мне нужно делать?

Сказочник: Вот тебе мой новогодний подарок. Его зовут Щелкунчик. Смешной человечек с огромным ртом. Он умеет щёлкать твёрдые орехи. Возьми его, он принесёт тебе счастье.

Маша: Хочу сказать спасибо за подарок

Уж Новый год стучится в дверь

Несёт он волшебство, он светел, ярок

Не страшно мне, ведь рядом друг теперь

(Маша садится, укачивает Щелкунчика, засыпает)

Сказочник: Ночь за окном спускается. И сказка начинается.

(выключается свет)

Песня « Добрая сказка» В.Некрасова («Колокольчик» 42/16)

(Маша прячет Щелкунчика незаметно под ёлку, появляется Мышильда)

Мышильда: Где эта девчонка? Я должна помешать ей. Не будет Нового года, не будет волшебства. Щелкунчик навсегда останется безобразной игрушкой.

(пытается схватить Машу, появляется мальчик в маске Щелкунчика с саблей)

Щелкунчик: Прочь пошла колдунья злая

Не посмеешь нам мешать

Видишь, сабля золотая

Всех я буду защищать

Мышильда : Хорошо, уйду сейчас. Где же сабля? (выхватывает) Вот те раз!

Как теперь сражаться будешь? Где возьмёшь ты силы?

Оставайся навсегда слабым, некрасивым!

(убегает, зажигается свет)

Щелкунчик : Добрым сердцем отогрела

Колыбельную мне спела

Ожил я, теперь повсюду

Защищать тебя я буду

Но без сабли мне – беда!

Сказочник: Не расстраивайтесь, друзья. Я знаю, что нужно делать. Мы вместе отправимся в волшебную страну, город Конфетенбург.

Щелкунчик: Тогда вперёд! Я соберу своё войско!

(Дети встают друг за другом и идут под « Марш» из балета Щелкунчик, садятся)

Вед: Как трудна дорога наша

Сбились мы с пути

Вьюга тропку заметает

Не даёт идти

Выходят Снежинки

1 снежинка : Быстрокрылы и легки сказочной зимою

Что за чудо – мотыльки кружат над тобою?

2 снежинка : Ветер, ветер, весёлый дружок

Собери нас скорее в кружок

Под зелёною этой сосной

Новогоднюю песню пропой

3 снежинка : Ветер песню скорей запевай

Новый год вместе с нами встречай

Вальс – танец Снежинок (А. Буренина 16 «Ритмическая мозайка»)

4 снежинка (даёт снежинку)

Эту снежинку с собою возьмите

Светом хрустальным путь осветите

Желаем удачи!

Сказочник, Маша и Щелкунчик подходят к воротам

Сказочник: Город волшебный встаёт на пути, добрую Фею нам нужно найти.

Звучит музыка « Фея Драже» 3

Фея Драже : Приветствовать рада гостей!

Прошу приходите скорей

Все феей Драже называют меня

Вас всех с Новым годом, друзья!

Вед: Дорогая, Фея, мы ищем дорогу в волшебную страну, в город Конфетенбург. Нам нужно найти Деда Мороза, чтобы он помог разрушить волшебство злой мышиной королевы.

Фея Драже : Я вам дорогу укажу, но сначала и вы мне помогите. Я случайно рассыпала волшебные драже, они перепутались.

Вед: Мы тебе поможем.

Конкурс « Собери драже по цвету»

Фея Драже : Спасибо вам ребята, я вам тоже помогу. Вы пойдёте по дороге прямо, найдёте волшебный кувшин. Его смело открывайте, что он скажет, выполняйте.

(фея уходит под музыку « Фея Драже», Щелкунчик, Маша и Сказочник и дети идут вокруг ёлки)

Сказочник: Вот сугробы на пути, здесь нам будет не пройти. Надо снег нам разгрести и поиграть в снежки.

Песня – игра « Игра в снежки» Н.Веросокина («Музыкальный руководитель 7/08, 71)

(ведущий незаметно достаёт из – под ёлки кувшин)

Вед : Снег мы с вами разгребли, и кувшин нашли.

Вот он кувшин загадочный

Не простой, а сказочный(делает вид что слушает что – то в кувшине)

Есть одна игра для вас

Я прочту стихи сейчас

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте

Если прав кувшин большой

«Да» кричите всей толпой

Коль не правильный ответ

Говорите дружно « нет»

Будьте внимательны. Какие украшения бывают на ёлке?

Звонкая хлопушка, красивая игрушка, старая подушка, весёлый Петрушка, горелая ватрушка, белые снежинки, яркие картинки, рваные ботинки, рыбки золочёные, шарики точёные, яблоки мочёные.

Молодцы, справились. Сейчас я послушаю, что ещё скажет наш кувшин. (трёт кувшин)

Под музыку выходит принц Кофе с восточными красавицами.

Восточный танец

Кофе : На забаву царским детям

Много лет тому назад

Вместо кукол и игрушек

Привозили арапчат

И хотя они одежду яркую носили

Но по Родине своей очень грустили

Сказочник : Дорогой принц, почему вы такой грустный и никогда не улыбаетесь?

Кофе : Я всегда в слезах, друзья

Нет улыбок у меня

Я Мышильдой заколдован

Грустью я навеки скован

Вед: Дорогой принц, я знаю, кто сможет развеселить тебя. Наши ребята. Станцуй с ними.

Танец « Фруктовый салат»

Сказочник: Смотрите, смотрите, наш принц улыбается. Вот какие чудеса творит музыка.

Звучит таинственная музыка Хоста (220 песен 48) выходит Фокусник, выносит реквизит для фокусов.

Вед: Ой, а это кто, давайте, посмотрим.

Фокус « Цветная водица»

3 банки с закрытыми крышками. Крышки заранее накрашены акварельной краской разных цветов. Показывает что вода прозрачная

Фокусник: Ты вода – водица

Друг ты мой студёный

Стань вода водица

Не светлой, а зелёной

Ты вода – водица

Друг ты мой прекрасный

Стань вода – водица

Не простой, а красной

Ты вода – водица

Светлая, как иней

Стань вода – водица

Не простой, а синей

(стряхивает банки по очереди, они окрашиваются в нужный цвет)

Фокусник: Вы на пути в волшебную страну, город Конфетенбург. В Конфетенбурге начинается новогодний бал. Любой бал начинается с танцев. Вы готовы станцевать на нашем балу?

Вед: Конечно, дорогой Фокусник, мы благодарим тебя.

Танец « Полька» («Ладушки» подготовительная группа 42) или Новогодняя К.Лель

Вед : Раз мы уже попали на бал, наверное, скоро встретим Деда Мороза

Реб : Ночью в поле снег летучий, тишина

В тёмном небе, в мягкой туче спит луна

Тихо в поле. Тёмный, тёмный смотрит лес

Дед Мороз – старик огромный с ёлки слез

Реб : Весь он белый, весь в обновках, весь в звездах.

В белой шапке и в пуховых сапогах

Вся в серебряных сосульках борода

У него во рту сосульки изо льда

Реб: Выше, выше вырастает Дед Мороз

Вот он вышел из – за ёлок и берёз

Вот затопал, ухватился за сосну

И похлопал снежной варежкой луну

Реб : Зашагал он, закачал он головой

Засвистел он в свой свисточек ледяной

Все снежинки по сугробам улеглись

Все снежинки огонёчками зажглись

Выходит Дед Мороз

Д.М: С Новым годом! Вот и я! Здравствуйте, мои друзья!

Шёл я к вам издалека, ух дорога не легка

Трудный путь я одолел, не устал, помолодел

Поздравляет вас Мороз, он привёз подарков воз

Вижу здесь я новогодний бал, я же к вам не опоздал?

Вед : Дед Мороз, бал наш начался, но злая колдунья Мышильда заколдовала принца и превратила в игрушку Щелкунчика. Мы пришли в волшебную страну, чтобы ему помочь. И саблю волшебную Мышильда унесла.

Д.М: Мой волшебный посох поможет вам. Но хватит ли у вас сил бороться с Мышильдой. Мышильда придёт не одна, у неё есть целое войско мышей.

Вед: Но ведь у нас так много друзей: Фея Драже, Сказочник, принц Кофе, подружки – снежинки.

(звучит музыка « В пещере горного короля» Э.Григ Классическая музыка 34 выходят мыши)

Мышильда : Кто посмел потревожить мой сон? Ах, это вы! Никто, никогда не сможет победить меня. Я сильная, я всемогущая, со мной моё всемогущее войско.

Д.М : Ничего страшнее нет для мыши, чем яркий свет. Свет сильней сейчас зажжём и Мышильду в плен возьмём. Беритесь за руки скорей, не выпускайте вы мышей.

Игра « Не выпустим»

Мышильда: Ах, так! Ну, противные дети, берегитесь! Сейчас я укушу вас, и вы превратитесь в ёлочные игрушки! Ну –ка, подставляйте свои руки.

Игра « Хлопай в ладоши» (принцип « Заморожу»)

Мышильда: Прекратите хлопать в ладоши и смеяться. Я не выношу шума. Я,я…теряю свою силу ! (убегает)

(Щелкунчик выхватывает саблю, снимает маску, надевает головной убор – превращается в принца)

Сказочник : Свершилось чудо в эту ночь

Умчались все невзгоды прочь

Пусть распахнутся шире двери

Входите счастье и веселье

Реб: Хочу сказать я вам, друзья

Что жить без дружбы нам нельзя

Даже если мы расстанемся

Дружба между нами останется

Реб: С Новым годом! С Новым годом!

Сколько радости у всех

Пусть звучат сегодня всюду

Песни, музыка и смех

Реб: Все, ребята, выходите

К песне музыка зовёт

Крепче за руки беритесь

Заводите хоровод

Песня « Радостная песенка» Л.Аксёнова (журнал «Справочник музыкального руководителя август 64) или «Настоящий друг» Б. Савельев (фонограмма)

Д.М : Вот и праздник новогодний нам заканчивать пора

Много счастья вам сегодня, я желаю, детвора

Вед : Вот и закончилась добрая сказка

Но праздник пусть не кончается

Пусть на прощанье в зале у нас

Свечи для всех загораются

Репертуар:

Ст.гр « Что нам нравится зимой» Е.Тиличеева (Ладушки старшая группа 47)

Подг.гр « Новогодняя» А.Филиппенко (Ладушки подг.группа 48)

Марш из балета « Щелкунчик»

Ст.гр « Наша ёлка» А.Островский (Ладушки старшая группа 41)

Подг.гр « Здравствуй, ёлочка» С.Насауленко (24/20)

«Добрая сказка» В.Некрасова (42/16)

Танец Снежинок («Ритмическая мозайка» А.Буренина 16)

«Фея Драже» балет «Щелкунчик»

Песня – игра в снежки Н.Веросокина 7/08, 31

Восточный танец (компьютер)

Танец « Фруктовый салат» (компьютер)

Музыка для фокусов (220 песен «Хоста» 48)

Танец « Полька» (Ладушки подг.гр 42) или « Новогодняя» К.Лель

Выход мышей « В пещере горного короля» Э.Григ (кл.муз 34)

« Радостная песенка» Л.Аксёнова (журнал август 64)

«Настоящий друг» Б.Савельев (фонограмма, компьютер)

Консультации для родителей

«Положи твоё сердце у чтения»

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»

Им, сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался: надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового: куда мчится – то: к полям, стружкам, пинкам!

Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.

Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.

Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».

У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему.

Татьяна Суворова
Проект по театрализованной деятельности «Щелкунчик» (для детей старшего дошкольного возраста)

Проект по "Щелкунчик "

(Для детей старшего дошкольного возраста )

Актуальность :

Одним из направлений развития детей в дошкольного возраста , согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является художественно- эстетическое развитие. Важной задачей эстетического воспитания является формирование в детях эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

Театрализованная деятельность является богатейшим полем для эстетического развития детей и развития их творческих способностей, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации, новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, повышает самооценку, помогает ребенку демонстрировать свою позицию, умения, знания, фантазию.

Главное в театрализованной деятельности -это общение детей между собой и со взрослыми в процессе постановки и демонстрации спектакля. Важно помочь детям раскрыться, показать свои лучшие качества, дать шанс творческой реализации, высвободить таланты общения, сочувствия, познания. И это все происходит в атмосфере радости, тепла и любви.

На наш взгляд сюжет сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король » хорошо подходит для постановки в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста . Он хорошо демонстрирует борьбу добра и зла, учит сопереживать и помогать героям сказки. Приближается самый долгожданный детский праздник, Новый год, а какой праздник обойдется без сказки и прекрасной музыки П. И. Чайковского.

Цель проекта : Развитие творческих способностей детей старшей группы посредствам подготовки и постановки театрализованного представления по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король » .

Задачи проекта :

Расширить представление детей и родителей о театре , его истории, театральной терминологии .

Совместно с родителями создать условия для развития творческой активности детей , участвующих в театрализованной деятельности .

Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и желание выступать перед зрителям.

Воспитывать нравственные качества у детей .

Тип проекта : творческий, среднесрочный (2 месяца) .

Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф.

Сроки и место реализации :

Подготовительный этап : с 01.11.2016 по 13.11.2016;

Основной этап : с 14.11.2016 по 25.12.2016;

Заключительный : с 26.12. 2016 по 30.12.2016.;

МА ДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида г. Сыктывкара» .

Ресурсы :

Материально- технические : фотоаппарат, компьютер, мультимедийное оборудование с видео и презентациями по теме;магнитофон с аудио записями (сказки, музыка П. Чайковского и пр.) ; детские музыкальные инструменты; наглядные иллюстрации; фотографии, картинки по теме «Театр » , «Щелкунчик » и пр. ; материалы для изо и конструктивной деятельности (краски, карандаши, природный, бросовый материал и пр.) ; настольный театр ;

Учебно- методические : раскраски; картинки; конспекты НОД; сценарий театрализованной постановки ; загадки, стихи;

Информационные ресурсы : сеть «Интернет» ; Журналы «Музыкальный руководитель» , «Музыкальная палитра» ;

Ожидаемый результат :

Показ театрализованного представления по сказке Э. Гофмана "Щелкунчик » родителям и детям детского сада.

Пополнение предметно- развивающей среды группы для театрализованной деятельности .

Расширение у детей знаний о театре , театральной терминологии , появление устойчивого интереса к сказкам, театрализованной деятельности у детей и родителей .

Формирование у детей нравственных качеств, чувства взаимопомощи, сопереживания и пр.

План реализации проекта :

Этапы :

1 этап- подготовительный :Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала : 1)о театре , театральной деятельности ; литературного и дидактического материала; аудио и видео записи сказки «Щелкунчик » ;

2) создание мини-музея «Наш Щелкунчик » : фотографии, атрибуты, игрушки по сказке про Щелкунчика ;

3)изготовление настольного театра плоскостных кукол ;

4)оформление картотеки : игр и упражнений «Актерский тренажер» , загадок, стихов, дидактических игр;

5)подготовка атрибутов и декораций к представлению.

2 этап- основной :

Работа с детьми :

Ежедневно :

Физминутки, подвижные игры «Снежинки» М. Картушина, «Два Мороза» ; «Снежная фигура замри.» ;

Чтение сказок про Новый год и Рождество;

Рассматривание иллюстраций художников к сказкам;

Игры- драматизации «Снежинки» М. Картушиной, инсценировка «Потанцуй со мной, дружок» англ. нар. песня;

Игры на выразительность жестов, на выражение эмоций (См. Приложение. «Актерский тренажер» ; «Загадки без слов» );

Отгадывание загадок о зиме, театре и пр . ;

Разучивание песен и танцев к представлению;

Работа по звукопроизношению, интоннационной выразительности речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Знакомство с правилами поведения в театре (См. Приложение. Презентация «Правила поведения в театре » );

Конструирование из бросового материала персонажей, атрибутов и пр. ;

Коллективная аппликация по сказке «Щелкунчик » «Вальс снежных хлопьев» ;

Прослушивание аудио сказки «Щелкунчик » , фрагментов музыки из балета «Щелкунчик » , просмотр видео по теме «сказки» ; просмотр мультфильма «Щелкунчик » , фрагментов из балета П. Чайковского «Щелкунчик » ;

Музыкальное мероприятие по слушанию музыки «Приглашаем в город Конфетенбург» (слушание фрагментов музыки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик » );

Самостоятельное детское творчество (рисование персонажей, импровизирование движений героев под музыку, сочинение стихов и пр.); раскрашивание фигурок балерин, сцен из М/Ф «Щелкунчик » ;

Чтение наизусть отрывков стихов и сказок;

-дидактические игры : «Отгадай сказку» , «Из какой сказки герой?» , «Чей костюм (предмет?», «Вспомни слова (песенку) героя», «Импровизируем под музыку (изображая персонаж) », «В театре » , «Загадки феи Драже» ;

Репетиция отдельных эпизодов сказки с музыкальным сопровождением;

Придумывание своей сказки (продолжение «старой сказки » , другой конец этой сказки, введение новых героев, «старые » герои в современных условиях и т. д.);

Сочинение стихов по мотивам сказки «Щелкунчик » ;

Работа по звукопроизношению, интонационной выразительностьи речи на репетициях отдельных эпизодов сказки;

Работа с родителями :

Беседа «Знакомство с проектом » ;

Анкетирование родителей;

Консультация «Сказка в воспитании детей » ; «Роль театра в воспитании и развитии дошкольников »;

Помощь в подготовке, изготовление декораций к сказке, атрибутов к танцам (снежинки- звездочки, элементов костюмов и пр. ;

Сочинение родителями, вместе с детьми, своих сказок и стихов;

Создание в группе мини- музея по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король » ;

Совместное домашнее рисование по просмотренному спектаклю (посещение Театра оперы и балета , по прочитанной сказке;

Изготовление поделки «Мой Щелкунчик » .

3 этап- заключительный.

Презентация проекта родителям ; на стажировочной площадке;

Организация выставки рисунков и поделок детей и родителей по сказке «Щелкунчик » ;

Составление сборника стихов и сказок детей и родителей ;

Показ представления по сказке «Щелкунчик » на новогоднем празднике;

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Результаты проекта :

В результате совместной деятельности воспитанников , их родителей и педагогов ДОУ : подготовлено и проведено театрализованное представление по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король » .

В группе пополнилась предметно- развивающая среда для театрализованной деятельности .

У детей расширились знания о театре , театральной терминологии , дети научились сочинять сказки; расширился кругозор; сформировался запас литературных и музыкальных впечатлений. У детей и родителей появился устойчивый интерес к сказкам, театрально- игровой деятельности . Дети стали более эмоционально отзывчивы, научились сопереживать героям и пр. Так же проектный метод объединил детей , их родителей, педогогов; сформировал навыки сотрудничества.

Попова Т.М., музыкальный руководитель МБДОУ №105, г. Сыктывкар

Музыкально – образовательный проект по

творчеству композитора П.И.Чайковского

На основе балета Петра Ильича Чайковского « Щелкунчик»

Составил: музыкальный руководитель

МБДОУ №105

Попова Татьяна Михайловна

Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, педагоги детского сада, родители.

Тип проекта: творческий, коллективный.

Сроки реализации: краткосрочный проект (ноябрь - декабрь 2011 года).

Актуальность

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.

Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений, в основе которых лежат сказки. Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора.

Задачи:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского.

2. Прививать любовь к его творчеству.

3. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

4. На сюжетных музыкальных произведениях показать, что добро побеждает зло.

5. Учить понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.

6. Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.

7. Пробуждать у детей желание самостоятельно прослушивания музыки.

8. Развивать творческие способности дошкольника.

9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.

Предполагаемый результат:

  1. Обогащение знаний детей о творчестве композитора Петра Ильича Чайковского;
  2. Осознание детьми чувства сострадания к слабым и беззащитным.
  3. Развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности.

Продукт детской деятельности:

1. Создание альбомов детских работ.

2. Выставка детских рисунков.

3. Музыкально-театрализованное представление по сказке « Щелкунчик».

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Новогодний праздник.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (организационный): Знакомство с жизнью и творчеством композитора П.И.Чайковского. Подбор методического материала, фонотеки. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой.

2.Основной: Изучение литературы, распределение ролей в участии на празднике. Подбор упражнений и этюдов для раскрепощения ребенка, упражнения на артикуляцию.

3.Заключительный: Создание театрально-музыкальной студии, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами, разработка сценария на новогодний праздник.

4. Итоговое мероприятие проекта: новогодний праздник «Щелкунчик»

Системная паутинка по проекту

« Сказка в музыке»

по

творчеству П.И.Чайковского