Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » А гедике биография. Внеклассное мероприятие в ДШИ «Александр Гедике — основатель русской органной школы

А гедике биография. Внеклассное мероприятие в ДШИ «Александр Гедике — основатель русской органной школы

Органист, пианист, композитор, педагог. Сверхштатный профессор II ст. (1909).

Происходил из семьи потомственных музыкантов. Сын Ф. К. Гедике и француженки родом из Нормандии Александры Федоровны (настоящее имя Жюстина-Адель-Августина) Лекампион (Le Campion). Прадед Гедике — Генрих Георг (Андрей Иванович) был преподавателем и инспектором фортепианных классов Смольного института, сочинял музыку. Дед — Карл Гёнрихович (Андреевич) — служил органистом французской католической церкви Св. Людовика, преподавал музыку в московском Сиротском институте императора Николая I.

Начальное обучение игре на фортепиано и органе Гедике прошел у отца, с 12 лет заменял его как органист в церкви Св. Людовика. В 1890-92 гг. участвовал в Детском оркестре А. А. Эрарского. В 1892 г. поступил в младшие классы Московской консерватории, к А.И. Галли, затем перешел в класс П. А. Пабста, после его смерти — в класс В.И. Сафонова (фортепиано). Гармонию и инструментовку изучал у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса, энциклопедию у Н. С Морозова, элементарную теорию музыки — у Н. Д. Кашкина. Окончил консерваторию в 1898 г. с малой золотой медалью. За сочинение Концерт-штюка для фортепиано с оркестром, Сонаты для скрипки и фортепиано, пьес для фортепиано получил премию как композитор и пианист на Международном конкурсе имени Антона Рубинштейна (Вена, 1890).

С 1898 г. работал учителем музыки в московском Сиротском институте императора Николая I вплоть до его закрытия в 1918, в 1898/99 учебном году преподавал также в Московском лицее памяти цесаревича Николая. С 1904 г. работал в московском Елисаветинском институте, сменив в 1906 г. на посту инспектора музыки С. В. Рахманинова. В том же году взял на себя обязанности наблюдателя по музыкальной части Сиротского института взамен ушедшего с поста А. Б. Гольденвейзера. С 1907 г. помимо уроков музыки вел методику игры на фортепиано и гармонию. С января 1907 преподавал игру на фортепиано также в Институте московского дворянства для девиц благородного звания имени Александра III, основанного в память Екатерины II. Работа в этих учебных заведениях во многом способствовала созданию Гедике обширного учебного репертуара, сочетавшего технологические и художественные достоинства.

Крупнейший представитель русской органной школы. Дал свыше 200 концертов на органе Большого зала Московской консерватории (с 1923 г.). Для сочинений Гедике, как и для его исполнительского стиля, характерны монументальность, глубина и строгость, временами резкие контрасты. Известен как исполнитель всех органных произведений И. С. Баха. Автор многих музыкальных произведений, в том числе опер на собственное либретто («Виринея», 1913-15; «У перевоза», 1933; «Жакерия», 1933; «Макбет»; в 1944 исполнены оркестровые номера), кантат, оркестровых сочинений, в том числе для духового оркестра, для органа, для фортепиано, (Концертштюк для фортепиано с оркестром), для скрипки и виолончели, для кларнета, романсов и др., а также транскрипций и обработок русских народных песен.

В 1909 по вольному найму поступил на службу в Московскую консерватоорию, в качестве сверхштатного профессора II степени, в 1913 г. перешел на действительную службу. С 1919 г. вел камерный класс, с 1922 г. — класс органа. В 1923 г. заведовал этими кафедрами, разработал методику преподавания камерного ансамбля для консерваторий. Вел класс специального фортепиано. Среди учеников (орган, фортепиано, камерный ансамбль) — К. Аджемов, М. Брук (фортепиано), А. Васильева, И. Вейсс, Н. Выгодский, Т. Гайдамович, Г. Гродберг, С Дижур. Я. Каабак, С. Кнушевицкий, И. Козолупова, В. Мержанов, М. Мильман, С. Г. Нейгауз, Л. Ройзман, М. Ростропович, И. Рыжкин, Б. Смоляков, М. Старокадомский, Б. Тевлин, Б. Хайкин. Некоторое время преподавал игру на фортепиано в московской Народной консерватории. В 1920-50-е гг. работал в Музыкальном училище при Московской консерватории (композиция и камерный ансамбль).

Как композитор А.Ф. Гедике никак не принадлежал к «потрясателям основ», новаторам и «дерзателям», но он так благородно и спокойно шёл по путям, на которые вступила музыка до него (великолепным путям, по которым ещё следовало и можно было ходить), что многие из его лучших произведений продолжают доставлять любителю и знатоку музыки искреннее удовольствие и радость.
Г.Г. Нейгауз

Знакомство с произведениями Александра Фёдоровича Гедике для многих музыкантов сводится к изучению детских пьес из репертуара юного пианиста. Вместе с тем творческое наследие выдающегося российского музыканта - пианиста, органиста, композитора и педагога - весьма значительно: четыре оперы, три симфонии, три увертюры и поэма для симфонического оркестра, \гузыка к спектаклю, инструментальные концерты (для органа, валторны, трубы и скрипки), многочисленные сочинения для камерного ансамбля, фортепиано, органа, песни и романсы, транскрипции и переложения для разных инструментов. Несомненный интерес представляют органные сочинения Гедике, ведь имя его неразрывно связано с органной культурой Москвы.
А.Ф. Гедике (20.02/04.03.1877 - 09.07.1957) происходил из семьи потомственных музыкантов. Его прадед, Генрих-Георг Гедике, жил в Петербурге, работал органистом католической церкви, инспектором Института благородных девиц и директором Немецкого драматического театра". Дед композитора, Карл Андреевич, а затем отец Фёдор Карлович (Фридрих-Александр-Пауль Гедике) служили органистами Французской католической церкви Св. Людовика в Москве. Фёдор Карлович Гедике (1839 - 1916), ученик А.И. Дюбюка по фортепиано и Хардорфа по теории музыки, был профессором консерватории по классу обязательного фортепиано, работал пианистом и органистом в оркестре Большого театра. Он хорошо владел композиторской техникой, но сочинения его не получили известности.

В 1898 году А.Ф. Гедике окончил Московскую консерваторию по специальности «фортепиано». Годы учёбы прошли в замечательной атмосфере общения с профессорами консерватории - А.И. Галли, П.А. Пабстом, В.И. Сафоновым, С.И. Танеевым, Н.М. Ладухиным. Н.Д. Кашкнным,
Г.Э. Конюсом, Г.Л. Катуаром и талантливыми коллегами-соучениками - двоюродными братьями А.Ф. Гедике Н. и А. Метнерами, И. Левиным, К. Угумновым, А. Гольденвейзером, Близ. Гнесиной и другими музыкантами. Игре на органе А.Ф. Гедике учился лишь у отца, время от времени заменяя его в церкви, хотя в консерватории уже существовал органный класс.

В 1900 году Гедике участвовал в Третьем международном конкурсе имени А.Г. Рубинштейна в Вене в качестве пианиста (наряду с Н. Метнером и А. Гольденвейзером) и композитора, был удостоен первой премии по композиции и почётного диплома как исполнитель.
В XX век А.Ф. Гедике вошёл состоявшимся музыкантом. Он выступает как пианист, до начала 1900-х годов играет в церкви св. Людовика, а затем продолжает совершенствоваться как органист на органе-позитиве, приобретённом у московского мастера В.К. Арнольда. В этот период в издательстве Юргенсона публикуются его сочинения, в том числе Три хора для мужских голосов с органом.

С 1909 года Александр Фёдорович становится профессором Московской консерватории по классу специального фортепиано, а в 1920-е годы возглавляет кафедру камерного ансамбля. В дальнейшем жизнь и творчество Гедике уже неотделимы от его Alma mater, ставшей музыканту вторым домом.
В начале 20-х годов органный класс консерватории остался без преподавателя, и в 1922 году руководителем класса становится А.Ф. Гедике. С этого момента начинается эпоха становления московской органной школы и развития концертной органной практики.
Органное творчество Гедике было тесно связано с органом Большого зала консерватории, последним детищем французского мастера Аристида Кавайе-Коля6. Гедике одним из первых оценил уникальные возможности инструмента. На этом органе в возрасте 45 лет он сыграл свой первый сольный концерт, положив начало традиции регулярных органных вечеров в консерватории, работал за ним с учениками, создавая свою исполнительскую школу. Для органа фирмы «А. Cavaille-Coll» были написаны почти все органные сочинения Гедике. Александр Фёдорович был бесконечно предан инструменту, постоянно заботился о нём, способствовал его восстановлению в послевоенные годы.

Начав исполнительскую деятельность, Гедике поставил перед собой серьёзную задачу - привлечь внимание публики к органу и богатейшему органному репертуару. В Советской России такие концерты были редкостью. Власти настороженно относились к западноевропейской культуре. Представление об органе как о церковном инструменте сводило к минимуму концертное исполнительство. Поэтому органные выступления Гедике имели большое просветительское значение. Концерты нередко проходили при участии приглашённых солистов. Наряду с сочинениями И.С. Баха, Ф. Листа, С. Франка в программу входили вокальные и инструментальные произведения в сопровождении органа. А.Ф. Гедике в значительной степени способствовал расширению органного репертуара, создавая транскрипции клавирных, фортепианных и оркестровых сочинений Ф. Шопена, Р. Вагнера, Э. Грига, К. Дебюсси, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского и других композиторов. Современники Гедике единодушно отмечали высочайший профессиональный
уровень органиста, выдающиеся технические качества и совершенство владения художественными средствами романтического инструмента, поддерживали стремление расширить функции органа, сделав его достоянием не только церковной, но и светской концертной практики8.

К тому моменту, когда А.Ф. Гедике принял руководство органным классом консерватории, он уже обладал богатым педагогическим опытом9. Формируя новую ветвь концертного исполнительства, Гедике приложил колоссальные усилия для организации обучения студентов: добился постоянного ухода за инструментом, ввёл в учебную программу курс органного мастерства для изучения устройства органа, разработал программу по классу специального органа, организовал курс обязательного органа для студентов фортепианного факультета - теоретические и практические занятия, необходимые для понимания особенностей исполнения старинной клавирной музыки10.

Методика преподавания А.Ф. Гедике основывалась на стремлении к самостоятельности исполнителя и раскрытию его творческой индивидуальности, в сочетании с планомерными занятиями и кропотливой работой над малейшими техническими нюансами - от аппликатуры до регистровки. Весьма поощрялись композиторские опыты студентов. Учебный репертуар строился на сочинениях Д. Букстехуде, И.С. Баха, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, С. Франка, К. Сен-Санса, М. Регера, исполнялись также сочинения отечественных авторов - А. Глазунова, Ц. Кюи, Т. Бубека и других. Специально для учеников Гедике сделал ряд переложений и транскрипций музыки зарубежных и русских авторов XIX - начала XX веков, хорошо сочетающейся с возможностями красочного и певучего романтического органа. Большинство сольных органных сочинений А.Ф. Гедике (как и многочисленные фортепианные опусы) создавались в качестве педагогического репертуара для начинающих органистов и, помимо немалых художественных достоинств, заключают в себе энциклопедию различных видов органной техники.

Благодаря творческому, профессиональному подходу к своему делу Гедике удалось вырастить целую плеяду музыкантов-исполнителей, достойно продолживших и укрепивших традиции московской органной школы. Среди выпускников органного класса А.Ф. Гедике - И. Вейсс, Н. Выгодский, М. Старокадомский, Л. Ройзман, В. Мержанов, С. Дижур, Г. Гродберг. С именем Леонида Исааковича Ройзмана, возглавившего класс в 1957 году, связан новый этап развития отечественного органного искусства.

Историческое значение творчества А.Ф. Гедике невозможно переоценить. В стране, пережившей менее чем за полвека Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, в стране, где почти отсутствовала органная культура, а «железный занавес» на долгие годы заслонил многовековой опыт европейских исполнительских школ, Гедике создавал фундамент отечественного органного искусства, способствовал сохранению и развитию традиций Московской консерватории в классах специального фортепиано, органа и камерно-инструментального ансамбля.

Народный артист РСФСР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Происходил из семьи музыкантов. Сын органиста и преподавателя фортепиано Московской консерватории Фёдора Карловича Гедике. В 1898 окончил Московскую консерваторию, занимался по классу фортепиано у Г. А. Пабста и В. И. Сафонова, композицией у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса. За сочинение Концертштюка для фортепиано с оркестром, сонаты для скрипки и фортепиано, пьес для фортепиано получил премию на Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене (1900). С 1909 профессор Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 заведующий кафедрой камерного ансамбля, с 1923 вёл класс органа, в котором учениками Гедике были М. Л. Старокадомский и многие другие советские музыканты.

Культура органа наложила печать на музыкальный стиль Гедике. Для его музыки характерны серьёзность и монументальность, ясная форма, преобладание рационального начала, господство вариационно-полифонического мышления. Композитор тесно связан в своём творчестве с традициями русской музыкальной классики. К лучшим его произведениям принадлежат обработки русских народных песен.

Ценный вклад внёс Гедике в педагогическую литературу для фортепиано. Исполнение Гедике-органиста отличалось величавостью, сосредоточенностью, глубиной мысли, строгостью, резкими контрастами света и тени. Им были исполнены все органные произведения И. С. Баха. Гедике расширил репертуар органных концертов своими переложениями отрывков из опер, симфоний, фортепианных произв. Государственная премия СССР (1947) за исполнительскую деятельность.

Сочинения:

оперы (все - на собств. либретто) - Виринея (1913-15, по легенде из первых веков христианства), У перевоза (1933, посв. восстанию Е. Пугачёва; 2-я пр. на Конкурсе в честь 15-летия Октябрьской революции), Жакерия (1933, на сюжет крестьянского восстания во Франции в 14 в.), Макбет (по У. Шекспиру, в 1944 исп. оркестровые номера); кантаты , в т. ч. - Слава советским пилотам (1933), Родина радости (1937, обе на сл. А. А. Суркова); для оркестра - 3 симфонии (1903, 1905, 1922), увертюры, в т. ч. - Драматическая (1897), 25 лет Октября (1942), 1941 год (1942), 30 лет Октября (1947), симфоническая поэма Зарницы (1929) и др.; концерты с оркестром - для фортепиано (1900), скрипки (1951), трубы (изд. 1930), валторны (изд. 1929), органа (1927); 12 маршей для духового оркестра; квинтеты , квартеты, трио, пьесы для органа, фортепиано (в т. ч. 3 сонаты, около 200 лёгких пьес, 50 упражнений), скрипки, виолончели, кларнета; романсы , обработки русских народных песен для голоса с фортепиано, трио (6 тетр., изд. 1924); множество транскрипций (в т. ч. произв. И. С. Баха для фортепиано и оркестра).

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Районная школа искусств»

«Художник большой души»

Лекция – концерт об А.Ф.Гедике.

Преподаватель Слободскова О. А.

пгт. Октябрьское

Добрый день , дорогие друзья ! Мы продолжаем серию концертов «Портреты композиторов». Сегодня мы с вами поговорим о творчестве одного из крупнейших музыкантов советского периода - композитора, органиста, профессора Московской консерватории Александра Фёдоровича Гедике.

Родился Александра Федорович в Москве, в 1877 году. В своём дневнике Гедике писал: «Отец мой служил в те годы органистом церкви св. Людовика, служил также пианистом оркестра Большого театра. Давал он в то время немало частных уроков. Женился он уже в 36 лет, в то время как моей матери было 21».Отец композитора, Федор Карлович, родился в Москве, в немецкой семье, но считал себя русским, и не любил, когда к нему обращались на немецком языке. Первоначальное музыкальное образование он получил у своего отца Карла Андреевича Гедике; в дальнейшем учился у Дюбюка. Кроме игры на фортепиано, занимался игрой на скрипке и композиции. Отец начинает свою «музыкальную родословную» от деда Генриха Гедике – педагога – пианиста в Петербурге. Он пользовался огромным уважением многих замечательных деятелей русской культуры.

Мама будущего композитора Жюстен-Адель родилась во Франции, переехав в 1870 году в Россию, она, вместе со своей сестрой, обосновалась в Москве. Гедике пишет: «Музыкальными способностями она не обладала, но очень интересовалась музыкой и мечтала научиться играть на фортепиано, частенько садилась за инструмент и разбирала французские романсы и песни, очевидно, имея в виду, что ей придется заниматься музыкой с нами. Моя мама принадлежала к тем людям, которые живут и делают все для других, никогда не делая ничего для себя».

А.Ф.Гедике «Пьеса».

«Музыка занимала в нашей жизни большое место. К отцу, служившему в Большом театре, постоянно приходили музыканты, готовившиеся к конкурсу, и мы внимательно их слушали. Тут бывали скрипачи, виолончелисты, духовики. Невольно мы изучали звучание, и свойства того или иного инструмента. Отец был хорошим пианистом…., мы всегда с интересом слушали его игру, особенно любили мы Шопена».

В 1887 году Гедике поступил в гимназию, с большим удовольствием занимался там хоровым пением и рисованием. «Начиная с 12 лет, я заменял отца во французской церкви в качестве органиста, и делал это неплохо, а главное с удовольствием. Я умел недурно импровизировать». Дома у Гедике часто звучала музыка П.И.Чайковского, И.С.Баха, в исполнении семейного ансамбля, который состоял из двоюродных братьев Александра Фёдоровича. Переложение для этого ансамбля делал сам Александр.

А.Ф.Гедике: «Вальс», «Танец».

В 1891 году Гедике перешёл в четвёртый класс гимназии, но музыка поглощает все его силы и внимание. И тогда он решает готовиться к поступлению в консерваторию. Подготовив программу по специальности, сдав сольфеджио, Александра принимают в консерваторию. «Поступив в консерваторию, я ясно увидел, что не ошибся в своих мечтах, и, что воздух, которым я стал дышать, совсем не похож на воздух гимназии. В те годы в атмосфере консерватории чувствовался артистический дух, привнесённый Николаем Рубинштейном. Я впитывал этот дух полной грудью, и эта пора, несомненно, была самой счастливой в моей жизни» - писал Гедике. Сестра композитора О.Ф.Метнер (Гедике) писала: «Как он горячо принялся за дело! Каждый день в 8 часов утра садился за рояль, играл гаммы, этюды, пьесы и своего любимого И.С.Баха. Он был рассеян и, кроме музыки, казалось, ни о чем не думал».

А.Ф.Гедике «Мотыльки»

Мальчик делал большие успехи, интересовался всем, посещал театры, концерты симфонической музыки. В этот период он начал давать частные уроки музыки, чему был несказанно рад, а также начал сочинять. «В консерватории в 1894 году я закончил скрипичную сонату. Написал марш, элегию и фугу для большого оркестра». Специального композиторского образования Гедике не получил, композиторский опыт приобрел в самостоятельном, упорном, каждодневном, напряженном труде и изучении творчества величайших композиторов разных эпох. Часто выступал на вечерах в консерватории: играл Ф.Листа, Ф.Шуберта, Л.Бетховена, а продолжал заниматься на органе, а также пишет ряд танцевальных произведений для разных инструментов. Послушаем некоторые из них:

Гедике «Сарабанда»

Гедике «Вальс»

Гедике «Вальс»

Огромное значение для Гедике имело знакомство с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. «Каждый вечер, проведённый у Сергея Васильевича, бывал для меня праздником, а если приходилось поиграть в четыре руки, праздник это делался двунадесятым» - писал Гедике.

В 1898 году Александр Фёдорович оканчивает консерваторию с золотой медалью, а в 1900 году едет на конкурс в Вену. Как композитор, он получает первую и единственную на конкурсе премию, и удостоился почетного отзыва как пианист. Известный музыкант - педагог А.Б.Гольденвейзер писал: «Александра Федорович был большим композитором, с очень здоровым оптимистическим мировоззрением. Он обладал первоклассным техническим мастерством. Сочинения Александра Фёдоровича выявили большую многогранность таланта. Ему была чужда погоня за внешними эффектами, за «новизною», как за самодовлеющею ценностью. Будучи превосходным пианистом, он сохранил своё пианистическое мастерство до конца жизни, несмотря на то, что в зрелые годы выступал, главным образом как органист. Игра Александра Фёдоровича отличалась мужественностью, полным, красивым звуком, безукоризненным техническим мастерством и непогрешимым ритмом».

А.Ф. Гедике «Инвенция»

В сентябре 1909 года началась работа в Московской консерватории, где Гедике вёл класс специального фортепиано и камерного ансамбля. Класс камерного ансамбля пользовался популярностью у студентов, каждому хотелось у него поучиться. Гедике делает много обработок для органа – это камерные и симфонические произведения Ф.Листа, Э.Грига, Р.Вагнера, которые значительно расширили органный репертуар.

А. Ф. Гедике «Миниатюра»

В творчестве Александра Фёдоровича как, композитора, не заметно преобладание каких-то ни было «излюбленных» жанров. Композитор трудился в самых разнообразных областях инструментальной и вокальной музыки. Среди крупных инструментальных произведений композитора выделяются наиболее значительные: три симфонии, фортепианное трио, фортепианные, органные концерты и концерты для духовых инструментов. Всем этим произведениям свойственно высокое профессиональное мастерство, глубокая и органическая связь с классическими традициями. Гедике – автор четырех больших опер: «Виринея», «У перевоза», «Жакерия», «Макбет».

А. Ф. Гедике «Гроза»

Среди многочисленных вокальных произведений Гедике выделяются кантаты: «Слава советским пилотам», «25 лет Октября». Лучшими вокальными сочинениями являются замечательные по мастерству обработки русских народных песен, которые принадлежат к числу наиболее ценных работ в этой области.

А. Ф. Гедике «Заинька».

Один из учеников Гедике пишет: «У Александра Фёдоровича было какое - то исключительное умение использовать время…Он успевал много работать как композитор, постоянно занимался на органе и несколько раз в году давал органные вечера, и вести педагогическую деятельность. При такой насыщенной работой жизни, Александр Фёдорович все-таки успевал общаться с людьми…., посещать своих друзей».

А. Ф. Гедике Обработка русской народной песни «Уж ты, Сема».

Непрестанная забота о росте и развитии обучающейся молодежи побуждала композитора непрерывно работать в области педагогического репертуара, создавая многочисленные циклы этюдов, упражнений и пьес для фортепиано. Пьесы для детей занимают большое место в творчестве А.Ф.Гедике. Они сочетают в себе две главные задачи в развитии юного музыканта – художественную и техническую. Сочинения Гедике для детей способствуют развитию у них художественного вкуса и музыкального чутья и одновременно – различных сторон техники фортепианной игры, они до сих пор пользуются огромной популярностью среди педагогов и очень любимы детьми. Это его сборники «60 пьес для начинающих», полифонические произведения, этюды для начинающих музыкантов, пьесы «Осенний дождь», «Иволги в лесу» - эти его программные произведения представляют собой своеобразные музыкальные картины. Учитывая особенности детского восприятия, автор вместе с тем нигде не поступается собственными художественными и стилистическими принципами.

А. Ф. Гедике Этюды

В последние годы жизни А.Ф.Гедике продолжал играть с неослабевающей активностью, преодолевая частое физическое недомогание. Он просто не мог не играть, не мог перестать давать концерты, хотя нередко весь вечер в Большом зале дежурил врач. Верный своему внутреннему долгу, Александр Фёдорович мастерски провёл весь концертный сезон 1956/ 57 г. – свой последний концертный сезон, оставив в памяти своих слушателей много прекрасных и незабываемых впечатлений.

А.Ф.Гедике «Прелюдия»

Список использованной литературы:

    Гедике А.Ф. Воспоминания, (автобиография), статьи, заметки. М., «Советский композитор», 1960.

    Гольденвейзер А.Б. О моем друге. М., «Советский композитор», 1960.

    Ламм О.П. Воспоминания о А.Ф.Гедике. М., «Советский композитор», 1964.

    Левик Б.В. А.Ф.Гедике. М., «Советский композитор», 1960.

Александр Гедике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Дед Гедике, Карл Андреевич, известный в Москве педагог, служил также органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского, отец, Фёдор Карлович, работал там же и преподавал в Московской консерватории, двоюродным братом Гедике был композитор Н. К. Метнер.

В 1898 Александр Гедике окончил Московскую консерваторию, где учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции. В 1900 году участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор, и в композиторской номинации был удостоен первой премии за Концертштюк для фортепиано с оркестром.

С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 ― заведовал кафедрой камерного ансамбля. В 1923 возглавил класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца) и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов ― Н. Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, И. Д. Вейс. В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха, а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений.

Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике ― наследник традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов и обработок русских народных песен (в том числе известной песни «Жил-был у бабушки серенький козлик»).

Александр Фёдорович Гедике умер 9 июля 1957 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Награды и премии

  • народный артист РСФСР (1946)
  • Сталинская премия первой степени (1948) - за концертно-исполнительскую деятельность