Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Календари разных времен и народов. Календари, виды календарей

Календари разных времен и народов. Календари, виды календарей

Современная полиграфия - это высокотехнологичная печать и широкие возможности для изготовления самой разнообразной продукции. Типография может отпечатать в любом количестве календари различных видов и назначений, в зависимости от полета вашей фантазии, пожеланий и финансовых возможностей могут появиться даже новые разновидности.

  • Квартальные календари (или календари трио). Пожалуй, самая распространенная разновидность календарей - данная продукция особенно востребована в офисах, работать с таким календарем удобно – можно планировать время в пределах целого квартала. Для удобства пользования устанавливается прозрачная лента с передвижным курсором.
  • Настенные календари. Данный вид календарей печатается как на 6, так и на 12 листах, с подложкой и основным постером. Односторонняя или двухсторонняя печать подбирается в зависимости от требований заказчика. Листы крепятся на пружину, в которую устанавливается ригель для крепления на стену.
  • Календари «домик», «шалашик» и «пирамида». Это настольные разновидности календарей, отличаются изделия оригинальной формой – перед использованием их складывают в виде домика или пирамиды. Такое изделие удобно использовать дома или в офисе, календарь можно поставить на любую поверхность.
  • Карманные календарики. Компактные изделия удобны для ношения в кошельках и карманах, дамских сумочках и барсетках. Такой вид календаря можно использовать в качестве рекламного сувенира – недорого и эффективно.
  • Настольные перекидные календари. Календарный блок навит на пружину, количество листов может быть 6 и 12, в зависимости от этого подбирается двухсторонняя или односторонняя печать.
  • Плакатные календари. Название говорит само за себя, подобные виды календарей представляют собой один лист требуемого формата с нанесенным на него фоновым изображением и календарной сеткой.
  • Различные виды отрывных календарей (без пружин)

Дополнительно может быть проведена финишная обработка продукции, в зависимости от типа календаря:

  • Тиснение
  • Ламинирование
  • Вырубка
  • Фигурная резка (изготовление календарей нестандартной формы)


Похожие статьи

  • Печать трио календарей - удобные квартальные календари в офис
  • Готовимся к открытию офиса: печать визиток и календарей
  • Большие и удобные календари на стену: печать календарей а3
  • Корпоративный сувенир? Фирменный календарь - отличное решение!

Новая программа "Дизайн Календарей" позволяет создавать стильные календари любого формата и стиля. Размер дистрибутива - 156 Mb. Программа работает под всеми версиями Windows, в том числе Windows 7, XP, Vista, Windows 8 и 10. Покупка полной версии производится через самые надёжные интернет-магазины с доставкой за 10 минут.

Отзывы пользователей

Я долгое время выбирала себе подходящую программу для создания календарей. Когда попробовала Дизайн Календарей, то сразу поняла - это то, что мне нужно. В программе есть всё, что может пригодиться для изготовления календарей дома!

Алёна Морозова, г. Москва


Дизайн Календарей - очень качественная и продуманная программа. Бесспорно, лучшая на российском рынке. Меня лично она поразила многообразием календарей и фактически неограниченными возможностями дизайна.

Вячеслав Титов, г. Хабаровск

Календарь - история и современность

Изначально календарь служил системой счисления дней в году и основывался на периодической смене движений небесных тел. Однако в разные исторические периоды различные культуры неодинаково трактовали принципы, которые должны лежать в основе создания календаря, отсюда многообразие видов календарей, а также многочисленные споры, которые длятся и по сей день. В данной статье мы расскажем о различных видах календарей и о том, как создать календарь самостоятельно, используя специальный софт.

Что такое календарь

Согласно определению Википедии Calendarium - это долговая книжка, расчет по которой производился в дни календ, то есть в первые дни месяца. Разные народы использовали свои способы датировки исторических событий, например, римляне вели отсчет с момента основания Рима, а древние египтяне - с начала правления новой династии.

Виды календарей

Перевод из одной системы летоисчисления в другую доставляет порою значительные сложности из-за различной продолжительности года, а также неодинаковой даты начала года в различных системах.

В Древнегреческом календаре год содержал 354 сут. Однако из-за расхождения с солнечным годом на 11,25 суток, каждые восемь лет к году прибавляли девяносто дополнительных суток, поделенных на три равных месяца.

Изначально Древнеримский календарь состоял из 304 сут, поделенных на 10 месяцев, а первым месяцем года считалась дата - первое марта. Впоследствии римский календарь подвергся многочисленным реформам, в частности, были добавлены еще два месяца, а также была изменена дата нового года с первого марта на первое января.

Введение Юлианского календаря было связано и именем Юлия Цезаря,стремившегося увязать календарные даты с сезонными природными явлениями. Юлий установил продолжительность года, равную 365,25 суткам. Согласно юлианскому календарю, раз в четыре года наступает високосный год, длительность которого составляет 366 солнечных сут. Ориентация на солнечный цикл позволила избежать лишних "вставок" в календарь (за исключением високосного года), а также приблизить календарные даты к природному циклу.

Григорианский календарь был введен при папе Римском Григории XIII и обозначен как "новый стиль" взамен "старому стилю" (юлианскому календарю). Целью введения григорианского календаря являлось возвращение реальной даты весеннего равноденствия - 21 марта, установленной еще во времена Никейского собора, утвердившего пасхалию. Григорианский календарь максимально точно приближен к тропическому году, разница составляет всего лишь 26 секунд. Эта разница достигнет суток через 3333 года, но для компенсации этой погрешности в григорианском календаре было введено особое правило, основанное на том, что из каждых 400 лет должны быть исключены три високосных года. Это смогло бы поправить календарь настолько, что ошибка величиною в одни сутки возникла только через сто тысяч лет. Григорианский календарь в России был введен лишь в 1918 году, разница между новым и старым стилями в 21 веке составила 13 суток.

Другие классификации

Существуют и другие виды календарей, содержащие в своей основе различные системы летоисчисления: , египетский, еврейский, мусульманский, китайский и т.д.

В основе любого календаря, за редким исключением, лежит цикличность двух основных небесных тел - луны и солнца. Всвязи с этим выделит три основных типа календарей.

1. Лунный календарь. В его основе - циклическая смена лунных фаз в течение синодического месяца, равного 29,53 суткам. Таким образом, лунный год содержит 354,37 сут. Основной минус данного календаря заключается в том, что он не учитывает дробную часть, и за каждые 30 лет накапливаются лишние 11 суток. Типичным примером лунного календаря является мусульманский календарь.

2. Солнечный календарь основан на годовом солнечном цикле и имеет продолжительность 365,24 сут. Для устранения возникающей погрешности каждые четыре года вводится специальный високосный год, содержащий лишние сутки. Основными датами, на которые ориентируется подобный календарь, являются дни равноденствия и солнечного солнцестояния. Григорианский календарь является солнечным.

3. Лунно-солнечный календарь. Как видно из названия, это попытка соединить два типа календарей и, соответственно, согласовать два цикла - лунный и солнечный. Достаточно сложен как в расчетах, так и в применении. Например, для устранения расхождений используют добавление каждые два или три года дополнительного тринадцатого месяца. Примером является еврейский календарь.


Как сделать календарь на компьютере?

Таким образом, календарь испокон веков служил не только средством измерения временных интервалов, но и помогал организовывать жизнь людей и их трудовую деятельность. Календарь не утратил своих функций и по сей день. Без календаря трудно обойтись как дома, так и на работе. С помощью календаря мы планируем предстоящие поездки, определяем количество рабочих дней в году, уточняем даты государственных или церковных праздников. На полках магазинов можно обнаружить огромное количество календарей самого разнообразного дизайна.

Но гораздо более приятным и оригинальным решением станет календарь, который вы сделаете своими руками. Используя редактор "Дизайн Календарей" от AMS Software, вы сможете подготовить красивый с фотографиями всего за несколько минут! Достаточно лишь выбрать стиль календаря, добавить фото и стильный календарь готов! Такой календарь станет удачным дополнением вашего имиджа и великолепным подарком к любому празднику.



Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Какой сейчас год? Это не такой простой вопрос, как кажется. Все относительно.
Люди создавали календари, чтобы измерять ход времени. Но время эфемерно, его
нельзя поймать и пометить точкой отсчета. В этом и сложность. Как найти начало? Откуда считать? И какими шагами?

Эта статья сайт рассказывает о разных действующих календарях. Календарей существует и существовало гораздо больше. Но даже этих нескольких достаточно, чтоб осознать всю относительность и эфемерность времени.

В России наступит 2018 год

Большинство стран мира живет по григорианскому календарю. Он был введен папой римским Григорием XIII взамен юлианского . Разница между этими календарями сейчас составляет 13 дней и увеличивается на 3 суток каждые 400 лет. Поэтому и образовался такой праздник, как Старый Новый год - это Новый год по старому стилю, по юлианскому календарю, который продолжают встречать по привычке в ряде стран. Но и от обычного Нового года никто не отказывается.

Григорианский календарь был введен в 1582 году в католических странах и постепенно, на протяжении нескольких веков, распространялся по другим государствам. Именно по нему 1 января наступит 2018 год.

В Таиланде наступит 2561 год

В Таиланде в 2018 году (по григорианскому календарю) наступит 2561 год. Официально Таиланд живет по буддийскому лунному календарю, где летоисчисление ведется с обретения Буддой нирваны.

Но в ходу также и привычный нам календарь. Для иностранцев часто делаются исключения и год на товарах или документах могут указывать в соответствии с григорианским календарем. Также по буддийскому календарю живут на Шри-Ланке, в Камбодже, Лаосе и Мьянме.

В Эфиопии наступит 2011 год

Эфиопский календарь отстает от привычного нам примерно на 8 лет. И кроме того, содержит в году 13 месяцев. 12 месяцев по 30 дней и последний, 13-й месяц совсем короткий - 5 или 6 дней в зависимости от того, високосный год или нет. А сутки начинаются не в полночь, а с восходом солнца. Эфиопский календарь основан на древнем александрийском календаре.

В Израиле наступит 5778 год

Еврейский календарь официально используется в Израиле вместе с григорианским. По этому календарю отмечают еврейские праздники, дни памяти и дни рождения родственников. Месяцы по этому календарю наступают строго в новолуние, а первый день года (Рош ха-Шана) может приходиться только на понедельник, вторник, четверг или субботу. И для того чтобы Рош ха-Шана пришелся на допустимый день недели, предшествующий год удлиняют на один день.

Начало еврейский календарь ведет с самого первого новолуния, которое наступило в понедельник 7 октября 3761 года до н. э., в 5 часов и 204 части. Час в еврейском календаре состоит из 1 080 частей, а каждая часть - из 76 мгновений.

В Пакистане наступит 1439 год

Исламский календарь используется для определения дат религиозных праздников
и как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление
ведется от даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в
Медину (622 год н. э.).

Сутки в этом календаре начинаются на заходе солнца, а не в полночь. Началом месяца считается день, когда серп Луны появляется впервые после новолуния.
Продолжительность года исламского календаря на 10–11 дней меньше солнечного
года, и месяцы смещаются относительно сезонов. Те месяцы, что приходились на
лето, через некоторое время станут зимними, и наоборот.

В Иране наступит 1396 год

Иранский календарь , или солнечная хиджра, является официальным календарем в
Иране и Афганистане. Этот астрономический солнечный календарь был разработан
при участии Омара Хайяма.

Летосчисление иранский календарь ведет от хиджры, как и исламский календарь, но основывается он на солнечном годе, поэтому его месяцы всегда приходятся на одно и то же время года. Неделя иранского календаря начинается в субботу и заканчивается в пятницу, которая считается выходным днем.

По календарю Индии наступит 1939 год

Единый национальный календарь Индии был разработан относительно недавно и
принят в 1957 году. В основе его расчетов лежит сакская эра - древняя система
летоисчисления, распространенная в Индии и Камбодже.

Также в Индии существуют и другие календари, используемые разными народностями и племенами. Одни берут за точку отсчета дату смерти Кришны (3102 год до н. э.), другие - приход к власти Викрама в 57 году, третьи по буддийскому календарю начинают счет годам от даты смерти Будды Гаутамы (543 год н. э.).

В Японии наступит 30 год

В Японии действует и система летоисчисления от Рождества Христова, и традиционная , в основе которой счет идет по годам правления японских императоров. Каждый император дает название эпохе - девиз своего правления.

С 1989 года в Японии «Эпоха мира и спокойствия», престол занимает император Акихито. Предыдущая эпоха - «Просвещенный мир» - продлилась 64 года. В большинстве официальных документов принято использовать 2 даты - по григорианскому календарю и по году текущей эпохи в Японии.

Календарь — это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре. Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества. Даже самые древние из календарей, такие как cолнечный календарь Древнего Египта или солнечно-лунный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур. Иудейский календарь — является религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь. Годы исчисляются от сотворения мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.
Восточный (китайский) календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии). Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет. Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. В соответствии с китайской традицией, первый год правления полулегендарного Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты. Летоисчисление в Японии — китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считался первым годом нового правления, и с него начиналась новая эпоха — период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления. Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. — легендарной дате основания императором Дзимму японского государства. Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.
Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календаря. Он писал, что «на большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват». В апреле 1944 г. по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры викрам самват. Так как летосчисление по эре викрам самват начинается с 57 г. до н.э., то, следовательно, 2010 год нашего календаря соответствует 2067-2068 годам самватского календаря. В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н.э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня. 2010 год нашего календаря соответствует 1932- 1933 годам календаря Сака. В Индии долгое время применялись и другие эры, как, например, эра Кали-юга, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н.э.; эра Нирвана, которая ведет свой счет с 543 г. до н.э. — предполагаемой даты смерти будды Сакья-Муни. Применялась и эра Фазли — одна из последних исторических эр в Индии. Она была введена падишахом Акбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах. Эпохой этой эры является дата 10 сентября 1550 г. н.э. Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому. Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 г. для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями. Календарь майя берёт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Именно от неё индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «Рождества Христова». Почему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? Современная наука пока не смогла этого объяснить. Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде. В календаре майя время разделено на циклы или «Солнца». Всего их шесть. Каждый цикл, утверждали жрецы майя, заканчивается якобы полным разрушением земной цивилизации. Прошедшие четыре «Солнца» полностью уничтожили четыре человеческие расы, и лишь немногие люди выжили и поведали о том, что произошло. «Первое Солнце» длилось 4008 лет и завершилось землетрясениями. «Второе Солнце» длилось 4010 лет и закончилось ураганами. «Третье Солнце» насчитывало 4081 год — земля была уничтожена «огненными дождями», пролившимися из кратеров огромных вулканов. «Четвёртое Солнце» увенчалось наводнениями. В настоящее время земляне переживают «Пятое Солнце», конец которого придётся на 21 декабря 2012 года. Шестой цикл в календаре пуст...
Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама», в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка — 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская. В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).
В долине Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени. Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365×4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый «Сотический период» (Великий год Сотиса).
Древнегреческий календарь был лунно-солнечным с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря. Начало года приходилось на середину лета.
Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их «otium graecum» (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось. Почему же старый стиль называется Юлианским ? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном «Канопском Декрете» (238 г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции.
Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем «Канопского Декрета». В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры. Юлианский календарь оказался недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы. Пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться Григорианским .
ОМАР 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов Арабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь . До этого у арабских племен летоисчисление велось от "Эры слонов«- 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало этого календаря (летоисчисления) ведётся от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед (Мухаммад, Магомет, живший в Аравии ≈570-632гг) переселился (араб. — хиджра) из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).
Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871. Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793). Календарь у древних славян именовался как Коляды дар — Дар бога Коляды. Коляда — это одно из названий Солнца. После зимнего солнцестояния 22 декабря бог Коляда — символ смены годового цикла солнцеворота и перехода солнца от зимы к лету, победы добрых сил над злыми.
Начало летоисчисления велось от даты сотворения мира в Звездном храме, то есть подписания мирного договора в лето Звёздного Храма по Круголету (календарю) Числобога после победы ариев (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (по современному — Китая). Символ этой победы — всадник, поражающий китайского дракона, до сих пор сохранился. В первоначальном варианте это Перун, разящий дракона, а с приходом христианизации Перуна (всадника) назвали Георгием.
До принятия христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным сезоном, вероятно, считалось лето. Поэтому до нас дошло из глубины веков второе смысловое значение слова «лето» как синонима года. Древние славяне пользовались и лунно-солнечным календарем, в котором каждые 19 годов содержали семь дополнительных месяцев. Была и семидневная неделя, которая называлась седмицей. Конец X века ознаменовался переходом в Древней Руси к христианству. С этим событием связано и появление здесь юлианского календаря. Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторым отклонением. Там год начинался 1 сентября. На Руси же по древней традиции началом года считали весну, и год начинали 1 марта. Летосчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э. Лишь в 1492 г. н. э. (в 7001 г. от сотворения мира) начало года на Руси было установлено 1 сентября. Ввиду истечения седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и религиозно-мистического истолкования этого срока, а возможно, и в связи с захватом турками в 1453 г. Константинополя — столицы восточного христианства — в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. После того, как эту роковую черту благополучно миновали, и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. (в 7001 г.) перенес начало года с 1 марта на 1 сентября. Из указа Петра 1 от 20 декабря 7208 г. от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова». Год 7208 от «сотворения мира» оказался самый короткий и длился всего четыре месяца, в то время как на Руси в 1699 г. новый год встречался дважды — 31 августа и 31 декабря. В 1702 г. в Амстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 января и счетом лет от «Рождества Христова». Так же со свойственной ему дотошностью Петр подробно расписал, как украшать жилище и праздновать праздник. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
А на григорианский календарь Россия перешла только в 1918 году — почти через 350 лет после Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но православная церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, именно поэтому Рождество у нас празднуют не 25 декабря, а 7 января, и с 2100 года, если церковь не перейдет на Григорианский календарь, разница возрастёт до 14 дней и православное рождество автоматически «перенесётся» на 8 января. Церкви, устанавливавшие календарь по солнечным циклам что-то перемудрили. Нам же из всего этого следует запомнить, что 310 лет назад Новый год стали праздновать 1 января, а через 90 лет Рождество будут праздновать на день позже. А пока, живём и радуемся, что скоро будет самый весёлый праздник — Новый год, и дед Мороз принесёт нам кучу подарков. С наступающим Новым годом!

Астрономия и календарь

Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его составлением испокон веков бились астрономы.

Кажется, считай сутки по смене дня и ночи, что проще. Но, в действительности, проблема измерения очень длительных промежутков времени, иначе говоря, создание календаря -исключительно сложна. И без наблюдения за небесными телами её не решить.

Если о некоторых единицах измерения люди, а затем учёные просто договорились (метр, килограмм), а многие другие являются производными от них, то единицы измерения времени дала природа. Сутки – это продолжительность одного оборота Земли вокруг оси. Лунный месяц – время, за которое происходит полный цикл смены лунных фаз. Год – продолжительность одного оборота Земли вокруг Солнца. Вроде бы всё просто. Так в чём же проблема?

А дело в том, что все три единицы зависят от совершенно разных природных явлений и не укладываются одна в другую целое число раз.

Лунный календарь

Начало новых суток и нового года определить трудно. А вот начало лунного месяца просто, достаточно посмотреть на Луну. Начало нового месяца определялось древними из наблюдений первого появления узкого серпа после новолуния. Поэтому древние цивилизации пользовались лунным месяцем как основной единицей измерения длительных промежутков времени.

Истинная продолжительность лунного месяца составляет в среднем 29 с половиной суток. Лунные месяцы были приняты разной продолжительности: в них попеременно получалось то 29, то 30 суток. Целое число лунных месяцев (12 месяцев) насчитывало 354 суток, а продолжительность солнечного года – полных 365 суток. Лунный год оказался короче солнечного на 11 суток, и их необходимо было привести в соответствие. Если этого не сделать, то начало года по лунному календарю со временем будет перемещаться по временам года. (зима, осень, лето, весна). К такому календарю невозможно привязать ни ведение сезонных работ, ни проведение ритуальных мероприятий, связанных с солнечным годовым циклом.

В разные времена эта задача решалась по-разному. Но подход к решению проблемы был един: в определённые годы в лунный календарь вставляли дополнительный месяц. Наиболее лучшее сближение лунного и солнечного календарей даёт 19-летний цикл, при котором в течение 19 солнечных лет по определённой системе в лунный календарь добавляются 7 дополнительных лунных месяцев. Длительность 19 солнечных лет отличается от длительности 235 лунных месяцев всего на 2 часа.

Для практического использования лунный календарь не очень-то удобен. Но в мусульманских странах он принят и в наши дни.

Солнечный календарь

Солнечный календарь появился позднее лунного, в Древнем Египте, там, где очень регулярны ежегодные разливы Нила. Египтяне заметили – начало разливов Нила близко совпадает с появлением над горизонтом самой яркой звезды – Сириус, по-египетски Сотис. Наблюдая Сотис, египтяте определили продолжительность солнечного года, равную полным 365 суткам. Год они поделили на 12 одинаковых месяцев по 30 суток в каждом. А пять лишних дней каждого года объявлялись праздниками в честь богов.

Но точная продолжительность солнечного года – 365.24…. суток. Каждые 4 года неучтённые 0.24 суток накапливались почти в полные сутки. Каждый период из четырёх лет наступал на сутки раньше, чем предыдущий. Жрецы знали, как можно исправить календарь, но не делали этого. Они считали благом, что Восход Сотис приходится попеременно на все 12 месяцев. Начало солнечного года, определённое по восходу звезды Сотис и начало года по календарю совпадали через 1460 лет. Такой день и такой год торжественно отмечались.

Календарь в древнем Риме

В древнем Риме календарь отличался редкостной путаницей. Все месяцы в этом календаре, за исключением последнего, фебруариуса, содержали счастливое нечётное число дней – либо 29, либо 31. В фебруариусе насчитывалось 28 дней. Всего в календарном году получалось 355 дней, на 10 дней меньше, чем следовало бы. Такой календарь нуждался в постоянных исправлениях, что было вменено в обязанность коллегии понтификов, членов верховной касты жрецов. Понтифики ликвидировали неувязки в календаре своей властью, добавляя в календарь дополнительные дни по своему разумению. Решения понтификов доводили до общего сведения глашатаи, которые объявляли о появлении дополнительных месяцев и начале новых лет. С календарными датами были связаны уплата налогов и процентов по ссудам, вступление в должности консулов и трибунов, даты праздников и другие события. Внося тем либо иным образом изменения в календарь, понтифики могли ускорить или отсрочить такие события.

Введение юлианского календаря

Конец произволу понтификов положил Юлий Цезарь. По совету александрийского астронома Созигена он произвёл реформу календаря, придав ему тот самый вид, в котором календарь и сохранился до наших дней. Новый римский календарь получил название юлианского. Юлианский календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э Год по юлианскому календарю содержал 365 дней, каждый четвёртый год был високосным. В такие годы в февраль добавлялся дополнительный день. Таким образом, средняя продолжительность юлианского года составляла 365 дней и 6 часов. Это близко к продолжительности года астрономического (365 дней, 5 часов, 48 минут, 46,1….. секунд), но всё же на 11 минут отличается от него.

Принятие юлианского календаря христианским миром

В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования его во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой её фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным. За начало летоисчисления был принят год провозглашения Диоклетиана римским императором, 284 год по принятому ныне летоисчислению. День весеннего равноденствия по принятому календарю пришёлся на 21 марта. От этого дня рассчитывается дата главного христианского праздника – Пасхи.

Введение летоисчисления от рождества Христова

В 248 году эры Диоклетиана настоятель римского монастыря Дионисий Малый поставил вопрос, почему христиане ведут летоисчисление от воцарения яростного гонителя христиан. Каким-то образом он определил, что 248 год эры Диоклетиана соответствует 532 году от рождества Христова. Предложение вести счёт годам от рождества Христова сначала не привлекло к себе внимания. Лишь в ХVII веке началось внедрение такого летоисчисления во всём католическом мире. Наконец, в ХVIII веке дионисиево летоисчисление переняли учёные, и его употребление стало повсеместным. Годы стали считать от рождества Христова. Это и есть «наша эра».

Григорианский календарь

Юлианский год больше солнечного астрономического года на 11 минут. За 128 лет юлианский календарь на сутки отстаёт от природы. В ХVI веке за период, прошедший со времени Никейского собора день весеннего равноденствия отступил на 11 марта. В 1582 году папа римский Григорий ХIII утвердил проект календарной реформы. За 400 лет пропускаются 3 високосных года. Из «вековых» лет с двумя нулями на конце следует считать високосными лишь те, первые цифры которых без остатка делятся на 4. Следовательно, 2000 год високосный, а 2100 год високосным считаться не будет. Новый календарь получил название григорианского. Согласно декрету Григория ХIII вслед за 4 октября 1582 года наступило сразу 15 октября. В 1583 году день весеннего равноденствия снова пришёлся на 21марта. Григорианский календарь или новый стиль тоже имеет погрешность. Григорианский год на 26 секунд длиннее, чем следовало. Но смещение в одни сутки накопятся лишь за 3000 лет.

По каким календарям в России жили

На Руси в допетровское время был принят юлианский календарь со счётом лет по византийскому образцу «от сотворения мира». Пётр 1 ввёл в России старый стиль, юлианский календарь со счётом лет «от рождества Христова». Новый стиль или григорианский календарь был введён в нашей стране только в 1918 году. При этом вслед за 31 января насупило сразу 14 февраля. Только с этого времени даты происходящих событий по российскому календарю и по календарю западных стран стали совпадать.