Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Все произведения школьной программы в кратком изложении. Русская литература

Все произведения школьной программы в кратком изложении. Русская литература

1 13 342

Отставленная было за ненадобностью во второй ряд, с появлением «президентского» сочинения литература вернулась в шеренгу самых важных предметов в российской школе. Но родителей и учеников по-прежнему волнует вопрос, насколько наше образование в этой сфере способно конкурировать с зарубежным.

Посмотрим, как и какие произведения изучают учащиеся зарубежных школ. В каждый список мы включили 10 главных авторов школьной программы.

Франция

Разделения на два разных предмета, «Французский язык» и «Французская литература», для школьников не существует. На уроках словесности юные французы практически не уделяют внимания сюжетам, образам, развитию характеров персонажей в произведениях. Главное - стиль! А идеальным считается стиль авторов до XIX века. Школьники часто выполняют задания написать отрывок на заданную тему в стиле Мольера (Расина, Корнеля и т.п.). Серьёзно изучаются древнегреческие и древнеримские авторы.

В обязательной программе

  1. Кретьен де Труа. «Ланцелот».
  2. Жан Батист Мольер. «Скупой».
  3. Пьер Корнель. «Сид».
  4. Педро Кальдерон. «Жизнь есть сон».
  5. Виктор Гюго. «Отверженные».
  6. Эмиль Золя. «Жерминаль».
  7. Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари».
  8. Оноре де Бальзак. «Человеческая комедия».
  9. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  10. Альбер Камю. «Падение».

США

Как таковой единой школьной программы по литературе в США нет. На уроках английского языка читают и обсуждают те произведения, которые выбирает учитель. Главные критерии выбора: художественная ценность текста, увлекательное содержание, возможность вынести из него нравственные уроки. Сегодня принято включать в список изучаемых произведений больше книг о войне, холокосте, об истории США и демократических ценностях.

В обязательной программе

  1. Теодор Драйзер. «Американская трагедия», «Финансист».
  2. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость».
  3. Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ».
  4. Джозеф Конрад. «Сердце тьмы».
  5. Джордж Оруэлл. «Скотный двор».
  6. Терри Пратчетт. «Плоский мир».
  7. Эдит Уортон. «Эпоха невинности».
  8. Герман Мелвилл. «Моби Дик».
  9. Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона».
  10. Эдгар По. Стихотворения и поэмы.

Великобритания

Англичане читают в школе то, что принято считать классикой английской литературы. Форму изучения больших тем каждый класс часто выбирает голосованием. Например, «Английская литература XIX века» - тема, которую ученики могут захотеть проходить в форме дискуссии, написания рефератов, индивидуальных занятий, подготовки групповых проектов и так далее. Некоторые программные произведения знакомы российским выпускникам с детства, а имена многих авторов так или иначе на слуху благодаря частым упоминаниям.

В обязательной программе

  1. Дж. Чосер. «Кентерберийские рассказы».
  2. К. Марло. «Трагическая история доктора Фауста».
  3. Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
  4. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера», «Письма суконщика».
  5. С. Ричардсон. «Кларисса, или История молодой леди», «Памела, или Вознаграждённая добродетель».
  6. Г. Филдинг. «История Тома Джонса, найдёныша».
  7. Чарльз Диккенс. «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын».
  8. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия».
  9. Джордж Элиот. «Мельница на Флоссе».
  10. С. Кольридж. «Старый моряк».

Германия

В разных типах школ литературу проходят по-разному. В обычных школах проходят в основном произведения немецких авторов. В стране много гимназий с гуманитарным уклоном, где подробно изучают произведения от античных авторов до самых современных. В некоторых учебных заведениях курс литературы разделён по темам, поднятым в произведениях. Например, «Право и справедливость», «Родина и чужбина», «Наука и ответственность» и другие. Так, драма Ф. Шиллера «Разбойники» относится к теме «Право и справедливость», его же «Мария Стюарт» изучается в разделе «Конфликт человека и истории», а «Коварство и любовь» закономерно попадает в раздел «Любовные истории».

В обязательной программе

  1. Готхольд Эфраим Лессинг. «Натан Мудрый».
  2. Фридрих Шиллер. «Разбойники», «Мария Стюарт», «Коварство и любовь».
  3. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания юного Вертера».
  4. Генрих Гейне. «Путешествие по Гарцу».
  5. Томас Манн. «Будденброки», «Волшебная гора».
  6. Генрих фон Кляйст. «Маркиза д"О».
  7. Фридрих Дюрренматт. «Визит старой дамы», «Физики».
  8. Амадей Гофман. «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра».
  9. Эдуард Мёрике. «Художник Нольтен», «Моцарт на пути в Прагу».
  10. Георг Бюхнер. «Смерть Дантона».

Япония

В старших классах японских школ литературу изучают более или менее подробно, в зависимости от выбранного направления, учебники по литературе используются тоже самые разные - единого стандарта нет. Так же, как в России, Германии и Великобритании, основное внимание уделяется изучению отечественной литературы. Наибольший интерес для японцев - в том числе и японских школьников - представляют те произведения, где можно наблюдать и анализировать процесс становления характера героя.

  1. Мурасаки Сикибу. «Повесть о Гэндзи».
  2. Сэй-Сёнагон. «Записки у изголовья».
  3. Хигути Итиё. «Сверстники».
  4. Юкио Мисима. «Золотой храм».
  5. Кобо Абэ. «Женщина в песках».
  6. Сосэки Нацумэ. «Сердце».
  7. Рюноскэ Акутагава. «Расёмон».
  8. Огай Мори. «Танцовщица».
  9. Харуки Мураками. «Охота на овец».
  10. Сики Масаока. Стихи.

Это читают все

Конечно, отечественная литература всегда стоит на первом месте. Но есть произведения мировой литературы, которые входят в продвинутый школьный курс для старшеклассников практически всех стран . Итак, «всемирная десятка»:

  1. Гомер. «Илиада», «Одиссея».
  2. Уильям Шекспир. «Гамлет», «Ромео и Джульетта».
  3. Харпер Ли. «Убить пересмешника».
  4. Уильям Голдинг. «Повелитель мух».
  5. Чарльз Диккенс. «Большие надежды».
  6. Мэри Шелли. «Франкенштейн».
  7. Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст».
  8. Франц Кафка. «Превращение».
  9. Лев Толстой. «Анна Каренина».
  10. Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание».

Ни в одной из рассмотренных стран не придаётся большого значения главному принципу, по которому изучается литература в старших классах российских школ, - историко-художественному методу: классицизм, романтизм, реализм и т.д. Между тем именно такой подход ближе всего к научному взгляду на литературу - его можно считать преимуществом нашей системы образования.

Он требует системных теоретических знаний. И если школьные учителя вынуждены жертвовать уроками литературы, готовя выпускников к ЕГЭ, то хороший репетитор может восполнить пробелы и сформировать в сознании ученика стройную картину всей истории литературного процесса. Ведь именно такое знание предмета потребуется при вступительных испытаниях по литературе в престижные вузы.

Роман даёт обширную картину социально-политической жизни России конца XIX века. Русская интеллигенция - одна из главных исторических проблем нашей страны. Проблем в том смысле, что этот социальный слой никогда не мог найти себя, определиться с собственными идеалами. Интеллигенты, либералы, террористы - после прочтения романа у вас не останется вопросов, почему в Российской империи эти понятия для многих были синонимичными.

2. «Дядя Ваня», Антон Чехов

Горький после просмотра театральной постановки «Дяди Вани» писал Чехову: «„Дядя Ваня“ и „Чайка“ - новый род драматического искусства […]. Другие драмы не отвлекают человека от реальности до философских обобщений - ваши делают это». Что уж говорить, пьесы Чехова действительно самые сильные в русской литературе.

«Дядя Ваня» ни в чём не уступает «Вишнёвому саду» или «Трём сёстрам». Но министерство образования почему-то исключило пьесу из числа обязательных к прочтению книг, что сказалось на её сегодняшней популярности. Если решите ознакомиться, то имейте в виду, что произведение это тяжёлое и повествование в нём идёт в несвойственном Чехову серьёзном тоне.

3. «Красный смех», Леонид Андреев

«Красный смех» если и упоминается на уроках литературы, то лишь мельком. Основное внимание уделяется другой повести автора - «Иуде Искариоту». А ведь «Красный смех» - это настолько стилистически выверенное произведение, что мурашки бегут по коже не от описываемых ужасов войны, а от звучного насыщенного слога.

Так о войне не писал никто. Так вообще больше никто не писал. Если вы хотите чётко и ясно узнать, что значит слово «стиль» в литературе, читайте Андреева.

4. «Голова профессора Доуэля», Александр Беляев

Творчество Беляева носит развлекательный характер. Поэтому, наверное, его произведения не попали в школьные учебники. Однако умение развлекать, сохраняя отличный художественный стиль, тоже многого стоит. Пусть Беляев сейчас оценивается как классик беллетристики, но не всегда же нам читать, чтобы раздумывать о проблемах мира, верно? «Голова профессора Доуэля» - увлекательнейший для своего времени эксперимент фантастической литературы.

5. Собрание сочинений, Даниил Хармс

Хармс - проказник и сорвиголова советской литературы. Его абсурдистская проза лишена явного нравоучительного посыла, именно поэтому школьники так и получают аттестаты, ничего не узнав о самом оригинальном советском писателе. Выделить центральное произведение Хармса довольно сложно, поэтому рекомендуем читать первое, что под руку попадётся. Вот, например, целый рассказ «Новая анатомия»:

У одной маленькой девочки на носу выросли две голубые ленты. Случай особенно редкий, ибо на одной ленте было написано «Марс», а на другой - «Юпитер».

Этот роман не нуждается в представлении. Фразы Остапа Бендера давно разобраны на цитаты и стали крылатыми. Даже если вам по каким-то причинам не довелось прочитать легендарный роман о великом комбинаторе, наверняка вы видели одну из его многочисленных экранизаций. Однако это тот случай, когда ни одно из киновоплощений не сравнится с литературным оригиналом. Ведь это как шанхайские барсы по сравнению с мексиканскими тушканами. Бесконечно лучше.

7. «Живые и мёртвые», Константин Симонов

Трилогия Константина Симонова посвящена Великой Отечественной войне. Основана она на личном опыте автора, и, возможно, именно поэтому получилась столь вдохновенной и искренней. Это хроника событий 1941–1945 годов, поданная через призму взгляда участников войны. Произведение фундаментальное, масштабное, со множеством глубоко прописанных образов, сильных диалогов и сюжетных линий. «Война и мир» XX века.

Странно, почему советские фантасты-классики до сих пор не включены в школьную программу. Почти каждая их книга философична и поднимает широкий спектр тем. «Пикник на обочине», пожалуй, самое известное произведение авторов. Серия книг «Сталкер» берёт своё начало именно здесь. «Зона», ещё до того как стать популярным местом произведений литературных эпигонов, была введена Стругацкими как глубочайшая метафора. Метафора, которая обобщает всю деятельность человека и наделяет её универсальным смыслом стремления к счастью.

9. «Лезвие бритвы», Иван Ефремов

«Лезвие бритвы» - роман, в котором Ефремов выразил всё своё мировоззрение. Поэтому он столь многогранен и затрагивает огромное количество разных тем: науку, философию, мистику, любовь, йогу. Писатель провёл такую сложную работу по синтезу материалистических, метафизических и мистических учений, что его книгу можно рассматривать не только как художественное произведение, но и как своеобразный философский трактат. Неудивительно, что после написания романа Ефремов обрёл статус духовного гуру.

10. Романы, Владимир Набоков

Почему в школьной программе нет «Лолиты», мы понять можем. Но почему другим произведениям автора вроде «Защиты Лужина» или «Приглашения на казнь» уделяется так мало времени - загадка. Набоков открыл совершенно новое измерение русского языка - такое, которое было неведомо ни Пушкину, ни Толстому. Его слова звучат, пахнут, ощущаются кожей и языком. Это синестетическое пиршество звуков и красок, где поднимаются не самые традиционные для русской литературы темы вроде отношений автора и его творения, иллюзорности мира.

11. «Generation „П“», Виктор Пелевин

«Generation „П“» - это библия девяностых. Что такое новая Россия, каковы ценности зарождающегося мира, где их истоки и в чём смысл медиа - Пелевин, безусловно, копает куда глубже уровня увеселительного рассказа о приключениях талантливого пиарщика Вавилена Татарского. Извечная проблема «Кому на Руси жить хорошо?» трансформируется в «Что такое Русь? Что такое хорошо? И что, в конце концов, значит жить?».

Идейно произведение Пелевина несколько устарело: на дворе уже другие реалии. Однако его подход к объяснению явлений, совмещающий постмодернистские идеи и метафизику индийской и иранской философии, совершенно уникален. Открытый Пелевиным метод анализа социальных явлений наделяет его творение вневременным значением.

12. «Борис Пастернак», Дмитрий Быков

Произведений этого писателя не найти в школьной программе по одной простой причине: они ещё не успели туда попасть. Дмитрий Быков - один из виднейших представителей современной литературы. Это писатель классической школы с хорошим чувством языка и стремлением к обширному раскрытию образов персонажей.

«Борис Пастернак» - биографическая работа, однако благодаря литературному таланту Быкова читается она как художественное произведение и даёт фактурное понимание жизненного пути Пастернака.

А какие книги, которые остались за пределами школьной программы, запомнились вам?

М.: 1999. - 616 с.

В этой книге вы найдете краткое содержание и подробный анализ всех произведений, входящих в школьную программу по литературе, биографические сведения об авторах, конспекты критических статей. Книга является незаменимым помощником для учащихся школ и абитуриентов во время занятий и при поступлении в вуз. Книга будет очень полезна при подготовке к ЕГЭ по литературе, написании сочинений, а также для общего развития. Особенно ценно в данной книге то, что в ней даны краткие биографические сведения об авторах (Родился., Учился., Что и когда написал., Где и когда умер.). Также в книге дана теория литературы (роды литературы, жанры, течения и др.).

Формат: pdf

Размер: 9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Роды литературы 3
Эпические жанры 3
Жанры лирики 4
Жанры драматургии 5
Литературные направления и течения 8
Классицизм 9
Романтизм 10
Сентиментализм 13
Натурализм 14
Реализм. . 15
Символизм 17
Литературные течения в России XIX-XX вв.
Натуральная школа 18
Акмеизм 19
Футуризм 19
Имажинизм 21
ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) . 21
Структура художественного произведения
Идея художественого произведения 22
Сюжет художественного произведения 22
Композиция художественного произведения 22
Поэтика художественного произведения, фигуры речи 23
Особенности поэтической речи и стихосложения
Строфа 25
Рифмовка. 25
Стопа 25
Двусложные размеры 25
Трехсложные стихотворные размеры 26
«Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова»
Краткое содержание. 28
«Слова...» . 29
М.В.ЛОМОНОСОВ
Краткие биографические сведения. 30
Ода «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны»,
1747 года 31
«Вечернее размышление о божием величестве при случае
великого северного сияния» . 32
Г. Р. ДЕРЖАВИН
Краткие биографические сведения 33
Идейно-художественное содержание од Державина 33
«Властителям и судиям» .34
И.А.КРЫЛОВ
Краткие биографические сведения 35
«Квартет» 35
«Лебедь, Щука и Рак» .36
«Стрекоза и Муравей» 37
«Ворона и Лисица» 38
В. А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие биографические сведения 38
«Лесной царь» 39
«Светлана» (отрывок) 40
А. С. ГРИБОЕДОВ
Краткие биографические сведения 42
«Горе от ума»
Краткое содержание 43
И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» 55
А. С. ПУШКИН
Краткие биографические сведения. 56
Проза
«Повести Белкина»
Краткое содержание:
«Станционный смотритель» 58
«Барышня-крестьянка» .59
Идейно-художественное своеобразие «Повестей Белкина» 60
«Дубровский»
Краткое содержание.61

«Дубровский» . 65
«Капитанская дочка»
Краткое содержание 66
Идейно-художественное своеобразие повести
«Капитанская дочка» 71
Драматургия
«Маленькие трагедии»
Краткое содержание:
«Скупой рыцарь» 72
«Моцарт и Сальери» . 75
«Каменный гость» 78
«Пир во время чумы» 83
Идейно-художественное своеобразие
«Маленьких трагедий» 85
Лирика
Жанры лирики Пушкина 87
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина 88
Отражение идей «поэзии действительности»
в лирике Пушкина (по Белинскому) 93
Тема любви в лирике Пушкина 94
Философская лирика 96
«Евгений Онегин»
Краткое содержание 97
Идейно-художественное своеобразие романа в стихах
«Евгений Онегин» . 111
Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9) 112
Авторские отступления и образ автора в романе
«Евгений Онегин» 116
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие биографические сведения 126
«Герой нашего времени»
Краткое содержание 127
В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени» 137
Идейно-художественное своеобразие романа
«Герой нашего времени» 139
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова...»
Краткое содержание 140
Идейно-художественное своеобразие «Песни...» .141
Белинский о «Песне...» . 142
«Мцыри»
Краткое содержание 142
. 144
Белинский о поэме «Мцыри» 144
Основные мотивы в лирике Лермонтова 145
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие биографические сведения.155
«Ревизор»
Краткое содержание 156
Идейно-художественное своеобразие комедии «Ревизор» . . 163
«Шинель»
Краткое содержание 166
Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» . . 168
«Мертвые души»
Краткое содержание 168
Идейно-художественное своеобразие поэмы
«Мертвые души» 183
О втором томе «Мертвых душ» 185
И. С. ТУРГЕНЕВ
Краткие биографические сведения 186
«Отцы и дети»
Краткое содержание 186
Д. И. Писарев. «Базаров» 200
Идейно-художественное своеобразие романа
«Отцы и дети» 204
Н. А. НЕКРАСОВ
Краткие биографические сведения 206
«Кому на Руси жить хорошо»
Краткое содержание 207
Идейно-художественное своеобразие поэмы
«Кому на Руси жить хорошо» 236
Лирика
Периодизация творчества 237
«Вчерашний день часу в шестом...» 238
«Размышления у парадного подъезда» 238
«Памяти Добролюбова» . 241
«Элегия» 242
А.Н.ОСТРОВСКИЙ
Краткие биографические сведения 243
«Гроза»
Краткое содержание 243
Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» 252
А. И. ГОНЧАРОВ
Краткие биографические сведения. 256
«Обломов»
Краткое содержание 257
Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» 274
Ф.И.ТЮТЧЕВ
Краткие биографические сведения 278
«Весенняя гроза» 279
«Весенние воды» 279
«Есть в осени первоначальной...» 280
«Умом Россию не понять...» 280
«Когда дряхлеющие силы...» 280
А.А.ФЕТ
Краткие биографические сведения 281
«Я пришел к тебе с приветом...» 282
«Шепот, робкое дыханье...» . . 282
А. К. ТОЛСТОЙ
Краткие биографические сведения 283
«Колокольчики мои...» . 284
«Средь шумного бала, случайно...» 284
Из сочинений Козьмы Пруткова. «Из Гейне» 285
М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие биографические сведения 285
«Господа Гол овлевы»
Краткое содержание 286
Идейно-художественное своеобразие романа
«Господа Головлевы» 293
Сказки
Краткое содержание:
«Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил» . 294
«Премудрый пискарь» 295
Идейно-художественное своеобразие
сказок Салтыкова-Щедрина 296
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ
Краткие биографические сведения 297
«Белые ночи»
Необходимые сведения 298
Краткое содержание 299
Идейно-художественное своеобразие повести 300
«Преступление и наказание»
Необходимые сведения 300
Краткое содержание 300
Идейно-художественное своеобразие романа 317
Л.Н.ТОЛСТОЙ
Краткие биографические сведения.....319
«Война и мир»
Краткое содержание 320
Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи
«Война и мир» 416
«Война и мир» как художественное целое 416
«Мысль народная» . . 416
«Мысль семейная» 420
Женские образы в романе 422
Духовные искания героев Толстого (Андрей Болконский
и Пьер Безухов) 424
«Война и мир» - роман-эпопея (жанровое своеобразие) 426
«Диалектика души» (особенности психологизма
Толстого) 427
«После бала»
Краткое содержание. 428
Идейно-художественное своеобразие рассказа 429
А. П. ЧЕХОВ
Краткие биографические сведения 430
«Палата номер 6»
Краткое содержание 430
Идейно-художественное своеобразие рассказа 435
«Ионыч»
Краткое содержание 436
Идейно-художественное своеобразие рассказа 438
«Вишневый сад»
Краткое содержание. 438
Идейно-художественное своеобразие пьесы 443
А.М.ГОРЬКИЙ
Краткие биографические сведения 445
«Старуха Изергиль»
Краткое содержание 447
Идейно-художественное своеобразие 450
«Чел каш»
Краткое содержание 450
Идейно-художественное своеобразие" 453
«Песня о Буревестнике» 453
«Песня о Соколе» 454
Идейно-художественное своеобразие «Песни
о Буреевестнике» и «Песни о Соколе» 456
«На дне»
Краткое содержание 457
Идейно-художественное своеобразие пьсы «На дне» 464
А.И.КУПРИН
Краткие биографические сведения 465
«Поединок»
Краткое содержание 465
Идейно-художественное своеобразие повести 473
И. А. БУНИН
Краткие биографические сведения 474
Рассказы
Краткое содержание:
«Антоновские яблоки» 476
«Лирник Родион» 477
«Сны Чанга» . 478
«Суходол» 479
Своеобразие реализма И. А. Бунина, И. А. Бунин
и А. П. Чехов. 481
Жанры и стили произведений И. А. Бунина; 482
«Вечные темы» в творчестве И. А. Бунина 482
Произведения И. А. Бунина о деревне. Проблема
национального характера, 483
«Окаянные дни»
Идейно-художественное своеобразие 484
Л.Н.АНДРЕЕВ
Краткие биографические сведения 484
Рассказы Краткое содержание:
«Баргамот и Гараська» . . 485
«Петька на даче» 486
«Большой шлем» 486
«Рассказ о Сергее Петровиче» 487
Тема одиночества в рассказах Л. Андреева 488
«Иуда Искариот»
Краткое содержание 489
Идейно-художест,венное своеобразие рассказа
«Иуда Искариот» 491
С. А. ЕСЕНИН
Краткие биографические сведения 492
«Анна Снегина»
Краткое содержание 492
Идейно-художественное своеобразие поэмы. . 49 7
Лирика
«Письмо матери» 498
«Неуютная жидкая лунность... » 499
«Спит ковыль. Равнина дорогая...» 501
А. А. БЛОК
Краткие биографические сведения.....; 502
Лирика
«Фабрика» 502
«Незнакомка» 503
«Россия» 505
«На железной дороге» * . . . . 506
«Двенадцать»
Краткое содержание 508
Идейно-художественное своеобразие поэмы 512
В. В. МАЯКОВСКИЙ
Краткие биографические сведения 514
Лирика
Сатира в лирике В. В. Маяковского 515
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 516
«Во весь голос» 518
«Хорошо!»
Краткое содержание 524
Идейно-художественное своеобразие поэмы 533
«Серебряный век» русской поэзии
Символисты
К. Д. БАЛЬМОНТ
Краткие биографические сведения 534
«Фантазия» 535
«Я мечтою ловил уходящие тени...» 536
«Камыши» . 536
В.Я.БРЮСОВ
Краткие биографические сведения 537
«Юному поэту» 538
«Творчество» " 538
«Тени» 539
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
Краткие биографические сведения 539
«На горах» . 540
Футуристы
В. В. МАЯКОВСКИЙ
«А вы могли бы?» 541
«Скрипка и немножко нервно» 542
В. В. ХЛЕБНИКОВ
Краткие биографические сведения 543
«Свобода приходит нагая...» 544
«Не шалить!» . 544
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН
Краткие биографические сведения....". 545
«Это было у моря» 546
«Увертюра» . 546
«Игорь Северянин» . . 546
«Классические розы» . . . 547
Акмеисты
Н. С. ГУМИЛЕВ
Краткие биографические сведения. 547
«Жираф» 548
«Рабочий» 549
О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Краткие биографические сведения 550
«Дано мне тело - что мне делать с ним...» 551
«Воздух пасмурный влажен и гулок...» 551
«Отравлен хлеб и воздух выпит...» , 552
«Ленинград» . 553
«Мы с тобой на кухне посидим...» 553
«Я скажу тебе с последней...» 553
«За гремучую доблесть грядущих веков...» 554
«Вооруженный зреньем узких ос...» 554
«Мы живем, под собою не чуя страны...» 555
А. А. АХМАТОВА
Краткие биографические сведения 555
«Я научилась просто, мудро жить...» . . . 556
«Мне голос был. Он звал утешно...» .556
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник...» 557
Из «Реквиема» * 557
Б.Л.ПАСТЕРНАК
Краткие биографические сведения. . 561
«Февраль. Достать чернил и плакать...» . 562
«Зимняя ночь» 562
«Во всем мне хочется дойти...» 563
М. А. ШОЛОХОВ
Краткие биографические сведения 564
«Поднятая целина»
Краткое содержание. 565
Идейно-художественное своеобразие романа 597

Алена Бальцева | 18.01.2016 | 20146

Алена Бальцева 18.01.2016 20146


Если в вашей семье есть школьник , это прекрасный повод заново перечитать с ним самые лучшие книги, включенные в программу по литературе. Можем поспорить, что многие произведения откроются вам с неожиданной стороны и станут поводом для откровенных разговоров на важные темы.

Все знают, что в романе «Отцы и дети» Тургенев затрагивает тему конфликта поколений, но это произведение гораздо глубже. Здесь не только история отношений эксцентричного сына и пожилых родителей, которые не чают в нем души и одновременно побаиваются его. Эта небольшая книга – о конфликте мировоззрений, человеческих ценностях, смысле жизни.

Возможно, перечитывая «Отцов и детей» вместе с ребенком, вы узнаете там друг друга. Чем не отличная возможность вызвать чадо на открытое обсуждение и поучиться на чужих ошибках, пусть и литературных?

Запрещенный цензурой роман, написанный за тюремной решеткой, который вызвал настоящую бурю в Российской империи и за ее пределами, – кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать подростка, не так ли?

Во многом это философское произведение Николая Чернышевского является ответом на «Отцов и детей» Тургенева. В «Записках из подполья» его идеи оспаривал Федор Достоевский. А Ленин и Маяковский, к примеру, восхищались им.

Так какая же загадка кроется в этой книге? Возможно ли то новое общество, о котором писал Чернышевский? Попробуйте разобраться в этом вместе.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – этот вопрос мучил не только Раскольникова, но в определенные моменты жизни встает и перед каждым из нас. Допустимо ли зло во благо? Имеет ли преступник шанс на искупление и прощение? Ответы на все это подросток должен найти в первую очередь вместе с родителями. Прочтите вместе «Преступление и наказание».

Признайтесь честно: а вы в школе осилили все четыре тома «Войны и мира», не пропуская ни строчки про войну? Если вы ответили утвердительно, вашей выдержке можно только позавидовать!

На самом деле, у эпического романа Толстого лишь два недостатка, которые отпугивают школьников, – это обилие цитат на французском и внушительный объем. Все остальное – сплошь достоинства: увлекательный сюжет (любовь – для девочек, война – для мальчиков), динамичное повествование, яркие персонажи.

Помогите ребенку рассмотреть всю прелесть этого произведения. А чтобы чтение шло веселее, добавьте элемент соревнования: кто быстрее закончит первый том? А второй? А как насчет прочесть всю книгу до конца? Вы не пожалеете, что решились перечитать великое произведение.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», «Но я другому отдана и буду век ему верна» – список крылатых фраз из этой поэмы можно продолжать до бесконечности. Недаром Пушкин считал это произведение одной из самых значимых работ собственного сочинения.

В этой книге – история первой безответной любви романтичной девочки, история праздной жизни молодого денди, история верности и самоотречения. Все это в красках предстанет перед вашими глазами, если вы устроите семейные чтения по ролям этого шедевра русской литературы.

Истерически смешная пьеса Фонвизина о семействе Простаковых завовевала моментальный успех в день своей премьеры в конце XVIII века и продолжает смешить читателей в начале XXI. Говорят, сам Григорий Потемкин похвалил Фонвизина следующими словами: «Умри, Денис, лучше не напишешь» .

Почему же это пьеса попала в разряд бессмертных? Как минимум благодаря двум цитатам:

  • «Не хочу учиться – хочу жениться!
  • «Вот злонравия достойные плоды».

Как максимум – благодаря колкой сатире, обличающей невежество. Еще одна блестящая история о взаимоотношениях родителей и детей.

Цитируя Грибоедова, «счастливые часов не наблюдают». Особенно, когда держат в руках «Горе от ума», ведь читать его – сплошное удовольствие. Как и прочил произведению Пушкин, едва ли не половина стихов перешла в разряд пословиц.

Эта блестящая трагикомедия лишь поверхностно затрагивает любовную тему, обличая подхалимство и чинопочитание. Важные вопросы для каждого человека, будь ему 15 лет или 40.

Самый известный роман Гоголя – эталонный образец русской ироничной прозы, своеобразная «Одиссея», описывающая путешествие предприимчивого помещика Чичикова по российской провинции, энциклопедия архетипов.

Чтобы научиться распознавать в жизни плюшкиных, маниловых, коробочек, стоит прочесть «Мертвые души» еще в юности. А чтобы не «потерять сноровку» – перечитать в зрелом возрасте.

Сюжет этого ироничного, остроумного романа до неприличия прост: по большей части главный герой лежит на диване в старом халате, изредка отвлекаясь на попытки устроить личную жизнь. Несмотря на это, «Обломов» читается легко и с интересом.

К сожалению, «обломовщина» поражает не только ленивых холостяков чуть за 30, но и солидных отцов семейства уже за 40, а зарождается – в умах избалованных чад младше 18. В целях профилактики этого острого заболевания – читать Гончарова всей семьей!

В отличие от Ильи Ильича Обломова, герои чеховских пьес ведут довольно активную деятельность, а результат все тот же – нерешительность и душевные терзания, которые в итоге ни к чему хорошему не приводят. Вырубать сад или не вырубать? Сдавать землю в аренду или нет?

Действительно, а как поступили бы вы на месте главной героини пьесы Раневской? Хорошая тема для семейного обсуждения.

Орест Кипренский, «Бедная Лиза»

Этот драматичный роман – хороший повод обсудить с подростком этику отношений с противоположным полом, поговорить о мужской порядочности и девичьей чести. История бедной Лизы, покончившей с собой из-за предательства соблазнившего ее молодого человека, к сожалению, слишком часто повторяется в реальной жизни в различных вариациях, чтобы считать ее лишь литературной выдумкой.

Эпическое произведение, главный герой которого – классический «плохой парень», скептик и фаталист Печорин. «Герой нашего времени» вдохновлен романтическими произведениями Вальтера Скотта и лорда Байрона, а также «Евгением Онегиным» Пушкина.

Угрюмый главный герой покажется во многом близким подростку, да и повидавшему виды взрослому – тоже.

Пополнить словарный запас лаконичными фразочками Эллы Щукиной, научиться просить милостыню на нескольких европейских языках, получить мастер-класс по превращению шкурки сомнительного качества в мех шанхайского барса, узнать 400 относительно честных способа отъема денег? Запросто!

В то время как школьник, скорее всего, увидит в романе талантливого писательского дуэта лишь искрометную юмористическую историю, его родители оценят тонкую иронию авторов.

Еще одно произведение, буквально разошедшееся на цитаты. Перечитайте гениальную сатиру Михаила Булгакова, чтобы напомнить себе и объяснить ребенку, что «разруха не в клозетах, а в головах».

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Дорогие коллеги, уважаемые родители, дамы и господа!

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта для всех взрослых людей, неравнодушных к русскому языку, к воспитанию и образованию подрастающего поколения в многоязычном и поликультурном мире.

Цель сайта мы видим в объединении и предоставлении всем желающим информации о ситуации с преподаванием и изучением русского языка как второго родного в мире. Это сайт для неравнодушных, любопытных, творческих личностей. Сайт не одной организации, а всех его авторов.

Основная задача – информационная поддержка русскоязычных образовательных центров как в рамках их регулярной работы, так и в проектной деятельности.

На главной странице Вас ежемесячно ждут встречи с интересными людьми, работающими в сфере билингвального образования, и информация о новинках российских и зарубежных издательств по темам сайта – для родителей и педагогов. Здесь же – «горящие» объявления о конкурсах, семинарах, проектах и пр. (Тема месяца) Каким будет лицо сайта – решать вам: присылайте рассказы о своих коллегах - людях, влюбленных в наше общее дело; об учебных пособиях, без которых занятие станет скучным.