Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Джаз клуб на покровке. Вечные джазовые столицы

Джаз клуб на покровке. Вечные джазовые столицы

Хотя сегодня джаз - мировое явление, на планете все же есть особые джазовые места. Это города, где стиль или, лучше сказать, все это явление возникло и сформировалось, места, где проходят крупнейшие джазовые мероприятия, а также точки на карте, где прямо сейчас происходят самые актуальные трансформации джаза.

Вечные джазовые столицы

Новый Орлеан (США): как все начиналось

Во Французском квартале Нового Орлеана сегодня, как и сто лет назад, всюду играют уличные музыканты, причем далеко не только во время New Orleans Jazz & Heritage Festival или карнавала Марди Гра, но и во все остальные дни… и ночи

Едва ли не самый неамериканский из всех американских городов неспроста называют колыбелью джаза. По одним данным, джаз родился в здешнем злачном районе Сторивиль (Storyville) , когда примерно в 1895 году среди борделей, наркопритонов и пабов чернокожий корнетист (корнет - это практически современная труба, только выглядит чуть иначе, и у инструмента по-другому устроен механизм перекрытия отверстий в трубках) Бадди Болден (Buddy Bolden) собрал ансамбль, чтобы играть модный тогда регтайм, но со всеми ключевыми элементами джаза. По другим - в 1917-м, когда Ник Ла-Рокка (Nick LaRocca) и его Original Dixieland Jass Band (никаких опечаток в названии, заметим) выпустили первую в истории джазовую аудиозапись - Livery Stable Blues . Оба музыканта были уроженцами Нового Орлеана.


Впрочем, на самом деле началось все, вероятно, не с них, а с проходивших еще в начале XIX века каждое воскресенье на местной площади Конго (Congo Square) собраний сотен чернокожих рабов. В единственный день в неделю, когда они освобождались от работ, рабы играли на простых музыкальных инструментах мелодии и ритмы Африки, которую им уже никогда не суждено было увидеть. А может, джаз начался с похоронных духовых оркестров, проходивших по улицам города, и ансамблей в дансинг-холлах. Так или иначе, все это случилось именно здесь - в жарком, потрепанном городе, расположенном в устье великой реки Миссисипи.

Мария Сёмушкина, автор идеи и президент фестиваля «Усадьба Jazz»

Новый Орлеан стал для меня одной из любимых точек на Земле. Это город, где музыка присутствует повсюду: и в многочисленных барах, и на запруженной туристами Бурбон-стрит, и на площадях, и на набережной Миссисипи, - она смешивается здесь со стуком колес старых трамваев, удивительными вкусами луизианской и креольской кухни, расслабленным и мечтательным южным говором. В 2014 году нам удалось перенести атмосферу Нового Орлеана на фестиваль «Усадьба Jazz». Тогда в Архангельском выступил знаменитый саксофонист Дональд Харрисон и одетый в костюмы индейцев коллектив Congo Square Nation Tribe , брасс-бенд Hot 8 Brass Band , пастор одной из церквей Тара Александер с госпелом. А также были мастер-классы по танцам зайдеко и блюда местной кухни в исполнении двух новоорлеанских шеф-поваров. Это был очень сложный в организации, но запомнившийся на всю жизнь проект!

Нью-Йорк (США): место взросления


Одно из легендарных мест в Нью-Йорке - гарлемский концертный зал Apollo Theatre , с 1914 года повидавший больше звезд, чем иные астрономы. Среди них легенды джаза Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи, Каунт Бэйси, Арт Блэки, Хорас Силвер, Дэйв Брубек, Стэн Гетц и многие-многие другие. А помимо джаза были еще соул, рок-н-рол, госпел. Неудивительно, что сейчас Apollo ежегодно посещает больше миллиона туристов

Родившись в Новом Орлеане, джаз вскоре захватил всю Америку, и его новым средоточием стал Нью-Йорк. В 1920-е годы, которые Ф.С. Фицджеральд первым назвал веком джаза (Jazz Age) , джаз звучал тут не только в «приличных» местах типа Карнеги-холла, но и в довольно опасных, полуподпольных спикизи-барах с нелегальной выпивкой. Как раз тогда появились легендарные The Back Room и The Cotton Club , где можно было встретить и по-прежнему сегрегированных афроамериканцев, и смертельно опасных гангстеров, и титанов жанра - например, Дюка Эллингтона, который со своим оркестром регулярно играл в The Cotton Club на протяжении минимум пяти лет (с 1927-го) и часто заглядывал в клуб позднее.


С завершением ревущих двадцатых джаз в Нью-Йорке не кончился. Наоборот, в 1935-м открылся легендарный Village Vanguard , в 1949-м - еще более легендарный Birdland , святая святых джаза, где выступали, кажется, все патриархи стиля.
Все эти места, а также сотни других открыты и сегодня - от больших и всемирно известных, как Blue Note , до маленьких типа Smalls , очень похожих по атмосфере на те хтонические, родом из 1920–1930-х. Разве что курить теперь в них нельзя, а пить, наоборот, можно, и более чем законно.

Нью-Йорк - еще один синоним джаза, как и Новый Орлеан. Причем, чтобы это почувствовать, необязательно даже идти в легендарные Blue Note или Village Vanguard - можно зайти в случайный бар на три столика в Бруклине или попасть на станцию «Юнион-сквер» и услышать там саксофониста такого уровня, что долго будешь стоять с открытым ртом. А можно пойти в Café Carlyle , где иногда по понедельникам играет на кларнете Вуди Аллен, или на какой-нибудь безумный фри-джазовый джем с участием Джона Зорна, или на концерт гитариста Sonic Youth Терстона Мура в протестантской церкви. К тому же теперь в городе вполне безопасно - можно смело направиться на африканскую вечеринку в клуб Shrine в Восточном Гарлеме или на хип-хоп -концерт в С’Mon Everybody в районе Бедфорд-авеню. Впрочем, успеть везде все равно не получится.

Гавана (Куба): ветер с юга


Джаз в Гаване, может, и не такой изысканный, как в Нью-Йорке или на севере Европы, но зато он ближе к людям и к корням

Нет сомнений, что у джаза африканские корни, но уже в детские годы он испытал сильнейшее влияние из Латинской Америки, в частности с Кубы. Как раз оттуда в Новый Орлеан и севернее пришли испанские мелодии и ритмы, которые отлично смешались с африканскими. Так, хабанера отчетливо слышна еще в протоджазовых пьесах второго десятилетия прошлого века, а в следующем десятилетии в джазе начинают использовать барабаны конга, бонго и прочие специфические инструменты.

Это неудивительно: между Новым Орлеаном и Гаваной уже в те времена дважды в день ходил паром, и между жителями, по большей части бывшими рабами, существовало активное общение. К середине 1940-х афро-кубинский джаз выделился в отдельный жанр и приобрел своих лидеров, один из которых - Мачито.


После Второй мировой на афро-кубинский джаз обратили внимание великие американские музыканты Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер, а кубинские элементы проникли в джаз Восточного побережья США и укрепились там на долгие годы, причем в Нью-Йорке в середине XX века развитие стиля шло активнее, чем на Кубе. Но если куда и ехать за афро-кубинским джазом сегодня, то явно не в Нью-Йорк, а туда, на родину стиля. В клубах и небольших кафе, на улицах и на террасах потрепанной Гаваны можно отыскать и профессиональных музыкантов и талантливых любителей - джаз звучит тут, как и век назад, как музыка простых людей.

Куба, несмотря на свою бедность, остается страной мечты, где среди винтажных автомобилей и колониальной архитектуры словно бы замерло время. Коктейль дайкири, неизменный со времен Хемингуэя, сигары и кофе, чью крепость не ослабит никакой капитализм… Здесь еще сохранилось множество колоритнейших типажей: любой чистильщик обуви может оказаться великим певцом, каким был Ибрахим Феррер из Buena Vista Social Club . В далекие советские времена именно кубинцы знакомили отечественных слушателей с джазом. Большой друг нашего фестиваля пианист Чучо Вальдес до сих пор вспоминает о тех гастролях с трепетом. А во время своего концерта в Санкт-Петербурге он переложил песню «Город над вольной Невой» на ломаный латиноамериканский ритм, и это был один из самых волшебных моментов фестиваля. А последняя поездка на Кубу подарила мне знакомство с легендарным пианистом Роберто Фонсека!

Париж (Франция): бросок через океан


На небольшой улице Ломбар, что в I и IV округах Парижа, находятся сразу три главных джаз-клуба французской столицы - Le Baiser Salé, Le Duc des Lombards и Sunset/Sunside

В Европу американский джаз перебрался в годы Первой мировой - с американскими солдатами. Новомодный стиль вместе со свингом и регтаймом сильно полюбился столицам Старого Света, но особенно хорошо был принят в ярком и космополитичном Париже. По окончании Великой войны во французскую столицу потянулись чернокожие музыканты из Америки - не в последнюю очередь потому, что расовые предрассудки в Париже практически отсутствовали, особенно по сравнению с Нью-Йорком. Джаз быстро захватил клубы города, а также умы и сердца парижан и - шире - европейцев. К середине тридцатых тут появились местные суперзвезды - например, создатель джипси-джаза Джанго Рейнхард и скрипач Стефан Граппелли.

Пол Маккартни, Джеф Бек, Томми Айомми и многие другие знаменитые музыканты второй половины XX века признавали, что именно Рейнхард оказал на них глубокое влияние, а его музыка стала одним из звуковых символов 1930-х.


В годы Второй мировой войны музыка в Париже не затихала - наоборот, джаз был связью оккупированного Парижа с внешним миром, а после 1945-го ни один гастрольный тур титанов стиля не проходил без даты в этом городе.

Неудивительно, что джаз звучит здесь и сегодня - будь то упомянутый выше золотой треугольник улицы Ломбар (Rue des Lombards) , лужайки парков во время Paris Jazz Festival в июне - июле или маленькие подвальные заведения, где собираются поиграть и послушать музыку за бутербродом и бокалом вина профессионалы и любители.

После войны Париж стал европейской Меккой для джазменов из Штатов: они получали здесь превосходный прием и удивлялись отсутствию бытового расизма, с которым часто сталкивались на родине. Это хорошо описывает в своей автобиографии обожавший Париж Майлс Дэвис, об этом повествует и фильм «Около полуночи», в котором единственную оскароносную роль сыграл саксофонист Декстер Гордон. Моя деятельность как организатора концертов началась с должности в посольстве Франции, так что я курировала немало французских культурных проектов в России. Впоследствии мы с коллегами из агентства Art Mania много лет делали фестиваль французского джаза Le Jazz и привозили в Москву и Санкт-Петербург таких звезд, как гитарист Бирели Лагрен, аккордеонист Ришар Галльяно, пианист Джеки Террассон и многих других. Любовь к французской культуре и особое отношение к Франции были даже в СССР в самые «морозные дни» холодной войны, и, к моему большому удовольствию, эта любовь с годами не меркнет.

Кейптаун (ЮАР): зов крови


Лучшее время для поездки в Кейптуан у любителей музыки - конец марта и начало апреля. Именно в это время, в конце южноафриканской осени, самого комфортного времени для прогулок по городу, здесь проходит , четвертый по размеру в мире и крупнейший в Африке. Каждый год он начинается с бесплатного концерта на центральной улице Гринмаркет-сквер

Куда же ехать за джазом, как не на прародину его создателей, в Африку! Самое подходящее место для этого сегодня - Кейптаун. Этот город - совсем как джаз: представляет собою сплав всевозможных культур: африканской, европейской, азиатской, - и музыка тут звучит соответствующая. Притом город довольно безопасен (в сравнении с остальной Африкой) и в последние годы привлекает туристов не только музыкой, хотя музыки, особенно джаз и особенно в дни Cape Town International Jazz Festival , тут хватает.


Днем отправляйтесь в Музей современного африканского искусства («африканский Тейт Модерн», как его называют местные), погуляйте по разноцветному району Бо-Кап, съездите на океанский пляж или заберитесь на Столовую гору, а вечером отправляйтесь в клубы - в понедельник и пятницу в Lounge 021 @ Swingers , где играют и африканский джаз, и наднациональный экспериментальный, во вторник - в Asoka , где отличная кухня, а каждое воскресенье днем на веранде Kloof Street House дают бесплатный концерт. В остальные дни вас ждут Thuthuka Jazz Café, Jackson Hall и десятки других мест, где самый разнообразный джаз прекрасно сочетается с местными винами.

Африканский континент существенно обогатил язык джаза и блюза. Это и афробит, зародившийся в Нигерии, родоначальником которого был легендарный саксофонист Фела Кути, и ни на что не похожий эфиоджаз, одной их самых ярких фигур которого является вибрафонист Мулату Астатке, и медитативная версия блюза, придуманная уроженцем Мали Али Фаркой Туре. ЮАР тоже внесла ощутимую лепту в африканскую музыку: артисты из знаменитого района Соуэто, ставшего символом борьбы с апартеидом, с 1980-х годов вдохновляли многочисленных западных музыкантов вроде Пола Саймона или Дэвида Бирна. Помимо фестиваля в Кейптауне, отличную возможность познакомиться с самыми разными музыкантами Африканского континента представляет марокканский фестиваль Visa For Music , который проходит в Рабате, - я бываю там ежегодно.

Копенгаген (Дания): особое мнение


Jazzhus Monmartre - самый известный джаз-клуб Копенгагена, но далеко не единственный. Жители Скандинавии и, в частности, Дании любят джаз и гордятся вкладом своих музыкантов в его развитие, а датское правительство даже финансирует специальную организацию JazzDanmark , помогающую датским джазменам и продвигающую их на европейской и мировой сцене

Скандинавский джаз - холодный, иногда пронзительный, отстраненный. Его принято считать относительно новым течением, зародившимся в конце 1960-х и достигшим расцвета в следующем десятилетии, однако в регион джаз в целом пришел рано: еще в 1923 году датчанин Вальдермер Айберг сформировал первый джазовый оркестр, а годом позже выпустил первую джазовую запись в Дании, а возможно, и во всей Скандинавии.


В последние четыре десятилетия в Швеции, Дании и особенно Норвегии музыканты проводят смелые эксперименты с формой и звучанием (да, фри-джаз очень полюбился суровым северным людям), смешением стилей и инструментов для создания звуков. Например, частый гость московского фестиваля «Усадьба Jazz», пионер фьюча-джаза Нильс-Петтер Мольвэр смело и виртуозно соединяет электронику и джазовую импровизацию, али саксофонист Ян Гарбарек, способствовавший встрече джаза и ренессансных хоралов.

Главное, хотя и далеко не единственное джазовое место в столице датского королевства - легендарный клуб Jazzhus Montmartre , в котором выступали Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи, Оскар Питерсон и многие другие музыканты со всего мира. Главное оно еще и потому, что самое крупное и известное мероприятие, связанное со скандинавским джазом и джазом в Скандинавии вообще, - Copenhagen Jazz Festival - с 1979 года проходит в том числе и в этих стенах.

Скандинавский джаз - очень интересная и самостоятельная школа. Наиболее характерным саундом обладает, конечно, музыка норвежских музыкантов: самоуглубленная и самодостаточная, драматичная и невероятно красивая. На протяжении всей истории мы старались привозить на наш фестиваль самых разных музыкантов из Скандинавии. Среди них и норвежский пианист Бугге Вессельтофт, и финский эксцентрик Джими Тенор, и саксофонист Хакон Корнстад, который очень изящно объединил оперу и джаз (помимо своего инструмента он освоил еще и оперный тенор). Что касается фестиваля в Копенгагене, то здесь можно услышать как отличных местных музыкантов, так и мировых звезд. Так, в 2015 году мне запомнилось выступление легендарного дуэта Тони Бенетта и Леди Гаги в парке Тиволи.

Фестивальные столицы - «большая тройка»

Шесть городов, которые мы перечислили выше, - постоянные мировые столицы джаза, но, помимо них, есть еще и временные, переходящие. Таковыми можно считать города, в которых раз в год проходят самые известные, важные и крупные джазовые фестивали.

Монреаль (Канада): крупнейший джазовый фестиваль в мире


Festival International de Jazz de Montréal ежегодно собирает около 3000 музыкантов из нескольких десятков стран мира и привлекает сотни тысяч зрителей. В 2004 году фестиваль даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший по числу зрителей - в тот год их было более 2 миллионов

Сотни концертов проходят в клубах, концертных залах и на открытых площадках в течение полутора недель, причем многие мероприятия бесплатны для публики. Для города это настолько важное мероприятие, что многие кварталы в центральной его части оказываются на время фестиваля закрыты для автомобильного трафика и полностью отданы музыкантам и любителям музыки.

В 2018 году фестиваль пройдет с 28 июня по 7 июля - еще есть время купить билеты и спланировать поездку. Если не успеете, можно отправиться в Монреаль в октябре, когда в городе проходит организованный джазовыми музыкантами в соответствии с их видением и идеями альтернативный фестиваль L’Off Jazz . Он, конечно, менее масштабный, но тоже весьма интересен.

Монтрё (Швейцария): крупнейший в Европе и номер два в мире

Монтрё, небольшой городок на берегу Женевского озера в предгорье Альп, уже второе столетие привлекает музыкантов со всего мира. В разное время здесь жили Петр Чайковский, Игорь Стравинский, Фредди Меркьюри (памятник ему можно увидеть на фото выше) и Дэвид Боуи. Но в начале июля ежегодно, с 1976 года, концентрация музыки в чистом горном воздухе повышается многократно: в городе открывается второй по размеру в мире после монреальского Montreux Jazz Festival .

Несмотря на «узкоспециализированное» название, сегодня фестиваль в Монтрё - больше чем джазовый: на него съезжаются музыканты, играющие в самых разных стилях - от классики до рэпа, - причем как профессионалы, так и начинающие. Для последних даже организован конкурс.

Главная черта Montreux Jazz Festival - разнообразие: здесь каждый сможет найти себе мероприятие по душе: от бесплатных концертов в парке, на которых одни музыканты будут сменять других несколько часов без перерыва, до закрытых мероприятий, проходящих на небольшом судне, отправляющемся в плавание по водам Женевского озера. В этом году 52-й Джазовый фестиваль в Монтрё будет проходить почти одновременно с монреальским - с 29 июня по 14 июля.

Швейцария ассоциируется у соотечественников в первую очередь с фантастически красивой природой, буржуазностью и чрезмерной регламентированностью жизни. Тем не менее именно здесь удалось создать самых известный европейский джазовый фестиваль в мире, который не сдает позиций уже больше 50 лет. Вообще, программу фестиваля в Монтрё нужно показывать тем, кто каждый год пеняет, что «Усадьба Jazz» больше не джазовый фестиваль: здесь выступали Massive Attack, Portishead , Дэвид Боуи и великое множество других музыкантов, довольно далеких от джаза. Что не отменяет того, что многих джазовых грандов можно послушать только в Монтрё. Одно из моих самых незабываемых впечатлений фестиваля в Монтрё - концерт Принса в 2013 году. Кстати, его группа New Power Generation выступит в этом году на «Усадьбе Jazz».

Монтерей (США): один из старейших в мире



В этом году вот уже в 61-й раз с 1958 года на открытом воздухе среди дубов в калифорнийском городке Монтерей пройдет Monterey Jazz Festival - один из старейших регулярно проводящихся джазовых фестивалей в мире. Сколько легендарных музыкантов видели и легендарных концертов слышали эти дубы - кажется, не было ни одного крупного джазового имени во второй половине прошлого века, которое не значилось бы на афишах фестиваля в Монтерее.

В сравнении с двумя другими фестивалями в этом разделе монтерейский кажется совсем небольшим - всего-то три дня (в этом году 21–23 сентября), всего 8 га территории и только две основные площадки, да и музыкантов совсем не сотни. Зато они самые разные - ветераны и совсем молодые, коренные американские и приезжие из Японии и Африки.

В этом году среди прочего выступит, к примеру, оркестр американских военных моряков из Нового Орлеана - 32nd Street Brass Band ; они обещают создать на Западном побережье атмосферу Бурбон-стрит во время Марди Гра.

Роттердам (Голландия): самый большой фестиваль в закрытых помещениях

По дороге домой из Монреаля или Монтрё непременно загляните в Роттердам, ибо во второй половине июля (в этом году 13–15 июля) здесь проходит «крупнейший в мире джазовый фестиваль в закрытых помещениях» - North Sea Jazz . На четырех этажах комплекса Ahoy Rotterdam собираются музыканты, относящиеся к самым разным направлениям и выступающие в самых разных составах - от классических камерных трио до симфонических оркестров.

Перед взрослым North Sea Jazz в последние несколько лет проходит детский North Sea Jazz Kids , призванный познакомить детей с джазом, музыкальными инструментами и в целом с тем, как создается музыка.

К искусству создания фестивального постера тут подошли с выдумкой: с 2006 года перед началом фестиваля организуется конкурс для студентов местного художественного вуза - Академии имени Виллема де Коонинга, которым предлагают придумать дизайн официального плаката. Незадолго до начала фестиваля объявляют победителя, а работы финалистов попадают на выставку. Выше - работа Неллеке ван Ломвел, выигравшая в прошлом году. Работы победителей прошлых лет также опубликованы на сайте фестиваля.

North Sea - это фестиваль, рассчитанный на самую разную возрастную аудиторию, который мы с музыкальным директором «Усадьбы Jazz» Еленой Моисеенко стараемся не пропускать. Здесь можно услышать и классиков, и остроактуальную электронику, а также открыть для себя что-то экзотическое из мира world music - в африканской и ближневосточной музыке сейчас происходит масса интересного. Словом, это едва ли не идеальный фестиваль для того, чтобы в минимально сжатый срок погрузиться в мировой музыкальный контекст.

Тут тоже происходит что-то важное

Краков (Польша)


Главным джазовым местом за железным занавесом была, без сомнения, Польша. Десятки талантливых музыкантов из этой страны были отлично известны в СССР, а польский джаз стал самостоятельным явлением с уникальным звучанием и подходом к сочинению и исполнению.

Чтобы познакомиться с этим явлением поближе, поезжайте во второй половине июля в Краков. Во-первых, там будет проходить Jazz Summer Festival , а во-вторых, в это время года там лучше всего гулять и осматривать достопримечательности (город мало пострадал во Вторую мировую войну - в нем отлично сохранилась старинная застройка). А если не совпадете с фестивалем, то без труда найдете музыку по вкусу в Старом городе, в парках и на площадях.

К этому городу у меня особое отношение: когда-то здесь жили мои предки. Мой далекий прадедушка был главным почтмейстером Кракова. Здесь масса плюсов помимо джаза: это красивейшая архитектура, замечательная набережная Вислы, Вавельский замок… К тому же путешествие в Краков сравнительно недорого, а в наше время это тоже важно. Помимо легенд вроде соул-группы Take 6 и саксофониста Фэроу Сандерса, на летнем Краковском фестивале этого года рекомендую обратить внимание и на выступления польских джазменов. Этой стране едва ли не единственной в Восточной Европе удалось создать собственную школу: польский джаз скорее аналитический и интеллектуальный, чем страстный и импульсивный, в этой музыке отчетливо чувствуются традиции музыкального романтизма и авангарда.

Тель-Авив (Израиль)


Хотя джаз пришел в Палестину еще во времена британского мандата, по-настоящему серьезным и заметным на мировой арене явлением на Ближнем Востоке он стал в середине 1990-х не без участия хорошо известных сегодня музыкантов Авишаи Коэна, Омера Авитала и Ави Лебовича.

Израильский джаз интересен тем, что хотя он и сделан по американским лекалам (большое число израильских джазменов училось в США), но при этом пропитан восточным ароматом - тут и необычные ритмы, и странные европейско-американскому уху гармонии, и диковатый напор. А все потому, что у израильского джаза в анамнезе клезмер, народная музыка Восточной Европы, Марокко и Йемена.

Летом в Тель-Авиве некомфортно из-за жары, поэтому Tel Aviv Jazz Festival проходит в декабре (а в феврале в Эйлате организуют еще и Red Sea Jazz Festival ) - отличный способ познакомиться с со всеми оттенками местной экзотики.

Израильский джаз отличает захватывающая ритмика, почерпнутая местными музыкантами из традиционной музыки Ближнего Востока, и пряная, близкая нашей душе мелодика, в которой так много возвышенной печали. Около десяти лет назад мы открыли для России контрабасиста Авишаи Коэна, который моментально влюбил в себя наших любителей импровизационной музыки, а на фестивале «Усадьба Jazz» в Царицыне показали нашей публике другого талантливого израильского контрабасиста - Омера Авиталя. Несомненно, на берегах Красного моря можно найти еще немало музыкальных сокровищ. В этом году Израиль на нашем фестивале представит Марк Эльяху, играющий на древнейшем инструменте Востока - кеманче (или понтийской лире).

Токио (Япония)


Самая большая концентрация любителей джаза, по некоторым данным, наблюдается вовсе не в США или Норвегии, как можно было бы подумать, а в Японии. Причем проник джаз на острова совсем не вместе с американскими солдатами, как снова можно было бы подумать, а много раньше - еще в 1920-е, когда в Осаке и Кобе открылись первые дансинг- холлы. А так как японская культура очень своеобразна, закрыта и с большим недоверием относится к проникающим извне явлениям, то у местного джаза весьма специфическое японское или, шире, азиатское звучание, и в пьесах то и дело слышны отголоски народных песен или буддистских молитв.

Неудивительно, что здесь, помимо сотен других заведений, есть свое отделение нью-йоркского клуба Blue Note и несколько крупных фестивалей - например, Tokyo Jazz Festival , который в этом году пройдет с 31 августа по 2 сентября.

Стамбул (Турция)


Турции повезло с джазом: его стремительное распространение по всему миру пришлось как раз на десятилетия европеизации страны в первой половине прошлого века. Новый стиль прижился, сросся с местными и в целом с исламскими музыкальными традициями и дал огромное число удивительных исполнителей и записей. Сегодня джаз востребован в стране не меньше, чем в прошлом веке. Тому порукой как минимум два джазовых фестиваля в Стамбуле (Akbank Caz Festivali и Istanbul International Jazz Festival ), а также еще десяток в других городах, в том числе в Анкаре, Измире и даже курортной Аланье, и множество интересных заведений.

Москва (Россия)

Главное джазовое мероприятие в России в последние лет десять - фестиваль «Усадьба Jazz». Почему именно оно? Во-первых, потому что это витрина того, что происходит в джазе на территории стран бывшего СССР, причем речь не только об опытных музыкантах, но и о молодых и даже о детях (для них организована сцена «Усадьба Jazz Kids», конкурсы, мастер-классы и прочие мероприятия). Во-вторых, фестиваль очень разнообразный: на открытых площадках находится место и джазовым музыкантам, и рокерам, и блюзменам, то есть любой качественной музыке. В-третьих, в последние годы «Усадьба Jazz» - это не только привычное подмосковное Архангельское, но и площадки еще в пяти городах России. В общем, чтобы познакомиться с джазовой сценой самой большой (но не самой джазовой, давайте уж честно) страны в мире, лучше места не найти.

За 15 лет, которые мы делаем фестиваль «Усадьба Jazz», мне не раз приходилось слышать от мировых звезд и коллег-организаторов крупных фестивалей в других мировых столицах, что ничего похожего они не видели: музыкальный праздник в окружении архитектуры старинной усадьбы - это наше ноу-хау. Лично для меня это любимое детище, которое забирает огромное количество энергии, но отдает в несколько раз больше.

В этом году на юбилейном фестивале в Архангельском мы покажем весь срез современного джаза: будет и нью-йоркский саксофонист Донни Маккаслин, который играл с Дэвидом Боуи, и трибьют-группа Принса New Power Generation , и совсем молодой мультиинструменталист Джейкоб Кольер, которому поют осанну такие титаны жанра, как Куинси Джонс и Херби Хэнкок. И, конечно, множество российских музыкантов: от Игоря Бутмана, который по праву считается лицом нашего джаза в мире, до победителей музыкального конкурса, который мы каждую осень проводим на горных курортах близ Сочи.

Мы проделали огромный путь. На наших сценах за эти годы выступило больше тысячи музыкантов: от таких неоспоримых классиков, как Юссеф Латиф или Брэнфорд Марсалис, до музыкантов, превратившихся в звезд буквально на наших глазах, - например, это Роберт Гласпер или Авишаи Коэн. Когда «Усадьба Jazz» шагнула из столицы в регионы, стало ясно, насколько у нас интересная и многообещающая история. Все фестивали очень разные: в Петербурге любят более интеллектуальную и изощренную музыку, Воронеж открыт для любых экспериментов, это город с самой восприимчивой и благодарной аудиторией, в Екатеринбурге больше всего ценят драйв и грув. Но атмосфера единения и творчества, которой славится «Усадьба Jazz», остается все той же повсюду. Ради того, чтобы объединить настолько разных людей, мы и продолжаем работать.

Фото: VisionsofAmerica/Joe Sohm / Getty Images, Busà Photography / Getty Images, Lost Horizon Images / Getty Images, Mbzt / commons.wikimedia.org, Jeff Greenberg / Contributor / Getty Images, Soeren.b.c / commons.wikimedia.org, Maria Swärd / Getty Images, Anton Petrus / Getty Images, Prasit photo / Getty Images, Ondrej Cech / Getty Images

Тематические вечеринки проходят с аншлагом. В преддверии самого крупного джазового события города The Village попросил генерального продюсера «Усадьбы Jazz » Марию Семушкину рассказать о том, где новичку погрузиться в тему и полюбить джаз.

Кафе «Эссе»

Один из лучших джазовых клубов Москвы благодаря удачному расположению у метро «Новокузнецкая», демократичной атмосфере и классному звуку. Здесь готовят прекрасные бранчи, как в Нью-Йорке, Новом Орлеане и других джазовых столицах. Каждое воскресенье под пару коктейлей и легкие закуски можно послушать оркестр Петра Востокова. Здесь играет мейнстрим в исполнении дуэта «Братья Бриль» или world music от международного коллектива Authentic Light Orchestra, а по вторникам проводятся джемы пианиста Якова Окуня с участием московских джазовых музыкантов разных поколений.

КЦ «Дом»

Настоящая Мекка для любителей авангардной экспериментальной музыки. Обычно здесь звучит музыка, требующая интеллектуального усилия и глубокого погружения: например, легенда фри-джаза саксофонист Питер Брёцман или один из проектов Сергея Летова.

«Клуб Алексея Козлова»

Место, где лично мне хочется бывать часто: удобное расположение, отличный дизайн Виктора Меламеда, прекрасный звук, ресторан с отличной кухней - все это мне напомнило известный лондонский Ronnie Scott’s Club. Тем более что саксофонист Ронни Скотт для британского джаза - то же самое, что Алексей Козлов для нашего. Кроме маэстро и его группы «Арсенал» (которые выступают тут каждую пятницу), здесь в июне можно будет послушать отличную группу мастера маримбы Льва Слепнера Marimba Plus, трио замечательного московского пианиста Дмитрия Илугдина и блюзовый коллектив CrossroadZ Сергея Воронова.

Powerhouse Moscow

Замечательный демократичный клуб, где я чувствую себя практически как в Стокгольме. В последнее время джазовых концертов здесь стало значительно больше: до лета проводились бесплатные джемы по понедельникам, а в июне тут можно послушать квинтет барабанщика Павла Тимофеева и коллектив заслуженного трубача Валерия Пономарева. А после остаться на вечеринку «Функции фанка» Анатолия Айса, большого специалиста по черной танцевальной музыке. Классно, что в Москве есть место, которое знакомит с джазом более молодую аудиторию - и делает это хорошо.

«Джаз-клуб Игоря Бутмана»

Игорь Бутман - пожалуй, самый известный русский джазовый музыкант в мире. Этого он добился в том числе благодаря выдающимся административным качествам: энергии этого человека хватает не только на концерты, но и на организацию фестиваля, управление лейблом и двумя клубами (на Таганке и на Полянке, в здании ресторана «Николас»). Время от времени здесь можно послушать мировых звезд первого ряда - например, пианиста Маккоя Тайнера или трубача Рэнди Брекера.

Кафе «Микроб»

Хороший бар на Покровском бульваре, где по воскресеньям проходят джазовые джемы, а в другие дни можно попасть на концерт-трибьют Стингу и The Police или Джеймсу Брауну. Среди серьезных плюсов для меня здесь - неплохая винная карта и сэндвичи на чиабатте на любой вкус.

Фотографии : обложка - «

Российская столица богата концертными площадками и талантливыми музыкантами. Есть много мест в Москве, где послушать джаз. Можно выбрать - слушать ли только это направление музыки либо в сочетании с другими жанрами. Джаз может быть как в традиционном исполнении, так и в современной интерпретации.

Консерватория

Послушать джаз в Москве, например, можно в консерватории. Это место, где приятно наслаждаться музыкой в спокойной обстановке и в чистейшем исполнении. находится на улице 13/6.

В здании отличная акустика, есть два зала - Большой и Малый. Кроме классических произведений в консерватории зачастую звучит джаз. Например, программа «Курехин и Айги». Стоимость входного билета в консерваторию варьируется от 600 до 3500 рублей.

Московский международный Дом музыки

Еще одно место в Москве, где послушать джаз - это Московский Он находится на Космодамианской набережной, 52, строение 8. Дом музыки был открыт в 2003 году и сразу стал пользоваться большой популярностью у горожан и гостей Москвы. В комплексе есть три зала, в которых выступают и джазовые исполнители. Они представляют как сольные номера, так и целые программы.

Классическую музыку исполняют Ю. Башмет, П. Доминго, Д. Мацуев и многие другие. Можно приобрести билет на концерт Большого джазового оркестра. Примерная стоимость входного билета в Дом музыки - от 600 до 1300 рублей.

Клубы

В Москве есть несколько известных клубов, где исполняется джаз. Например, «Союз Композиторов», адрес которого: Брюсов пер. 8/10, строение 2. В выходные дни в клубе идет программа Андрея Макаревича «Джазовые трансформации» или исполняется музыка в стиле ретро. Проект Real Jam возрождает старые джазовые традиции, а у Che Guevara Jazz надолго запоминаются виртуозность музыкантов и аранжировки. Стоимость билета варьируется примерно от 600 до 4500 рублей.

Клуб Бутмана на Таганке - еще одно заведение в Москве, где можно послушать джаз. Кроме него в программе представлен и блюз. Здесь выступают популярные московские исполнители: Mike Stern, Dave Weckl и многие другие. В клубе представлено много разных музыкальных направлений:

  • джаз-рок;
  • блюз;
  • акустический мейнстрим;
  • соул;
  • этноджаз;
  • фанк и т. д.

В среде клуб Бутмана тоже считается престижным местом для выступлений. Поэтому зачастую в заведении появляются и «родные» исполнители, которые представляют свои новые альбомы и целые программы.

В клубе Defaqto, который находится на улице 30/2, каждый может найти себе музыку по душе, в том числе и джазовую. Заведение сочетает одновременно и бар с кирпичными стенами, и ресторан с накрахмаленными скатертями. Соответственно и джаз исполняется не только в классическом варианте. В этом клубе в основном выступают молодые столичные коллективы и одиночные музыканты, играющие соло. Но периодически заведение посещают и «акулы» джаза.

Где в Москве послушать джаз еще? В клубе «Форте» можно насладиться великолепным звуком. Тут созданы все необходимые условия для исполнителей. В результате джаз здесь звучит проникновенно и завораживает публику. В «Форте» часто выступает ансамбль «Арсенал» с руководителем А. Козловым. Также можно насладиться игрой Гия Дзагнидзе и одного из самых популярных московских коллективов - Modern Blues Band. А группа Esh порадует исполнением бразильского джаза на португальском языке.

Ценителей музыки объединяет клуб «Эссе». В заведении выступают не только отечественные, но и зарубежные музыканты. Направления музыки разные, в том числе и джаз. Прямо в клубе зачастую проводятся фотовыставки и показы немого кино во время выступления исполнителей. Упор в этом заведении делается именно на джазовые концерты.

Бары

Где в Москве послушать джаз сегодня? В любой день можно посетить бар Bourbon street. Каждый вечер там играют чарующие джазовые мелодии. Бар оформлен в стиле американского города Нового Орлеана, каким он был в начале двадцатого века. Именно этот мегаполис является родиной знаменитого Луи Армстронга. называют «колыбелью мирового джаза». В оформлении бара полностью воссоздана атмосфера тех времен. Музыканты играют свои произведения каждый вечер, до самого утра.

Бар «Ритм Блюз» находится рядом со станцией метро «Библиотека Ленина». В заведении каждый день можно услышать живые концерты джаза, кантри и блюза. Бар имеет летнюю веранду и большой зал. Стены помещения украшены граффити, а стоимость билетов совсем небольшая.

Московский дом блюза «Би.Би.Кинг»

Идеальным местом в Москве, где послушать джаз и блюз, является заведение «Би.Би.Кинг». Здание культурного отдыха находится по адресу: улица Садовая-Самотечная, 4с2. Любой посетитель может оказаться счастливчиком, получившим бонус. Он заключается в предоставлении гостю столика, за которым сидел Sting или Ghris Rea. Приблизительная цена билета - от 1000 до 4500 рублей.

Арт-кафе

Есть несколько мест в Москве, где послушать джаз в кафе. Арт-заведение «ДуровЪ» расположено по адресу: улица Павловская, 6. Кафе занимает большое здание. Кроме спектаклей и показов мод, «ДуровЪ» прославился и знаменитым проектом, который появился в стенах данного заведения. На сцене арт-кафе еженедельно выступают джазовые музыканты. В «ДуровЪ» можно услышать как старые произведения, так и современные.

Рекомендуется посетить FAQ-Cafe. В этом арт-кафе исполняется не только джаз. Есть такие направления, как блюз, джейм-сейшны. А по понедельникам на сцену выходят лучшие джазовые московские исполнители с разным форматом. Арт-кафе находится на улице Большая Полянка, 65/74, строение 1.

Рестораны

Еще одно место, где можно послушать джаз в Москве, - это рестораны. Один из них, «Академический», находится в центре столицы, на улице Донская, 1. Ресторан работает в режиме «нон-стоп». Каждый вечер в заведении играют лучшие европейские и российские музыканты, в том числе и с джазовым направлением.

В ресторане «Радио Сити» можно не только насладиться вкусной кухней, но и ощутить себя на родине джаза. Кроме выступлений музыкантов, в заведении есть отдельные мастер-классы, которые могут посетить все желающие. На этих уроках обучаются танцам.

«Ритм Блюз Кафе» - один из самых знаменитых московских ресторанов. Он находится по адресу: Староваганьковский пер., 19, строение 2. Основателями ресторана стали знаменитые на весь мир исполнители и музыканты. Это Валерий Меладзе, Андрей Макаревич и Стас Намин.

В «Ритм Блюз Кафе» джазовая музыка звучит каждый день. Причем концерты проходят «вживую». Кроме джаза, исполняется рок-н-ролл, блюз, фанк и много других направлений. Ресторан является центром притяжения ценителей музыки начиная с 1998 г. В «Ритм Блюз Кафе» можно насладиться старым новоорлеанским джазом, авторскими программами и импровизациями. На фасаде ресторана изображены мировые рок-звезды. Заведение находится недалеко от Кремля. В ресторане прекрасный выбор кухни: мексиканская, европейская, американская и т. д.

Какой джаз-клуб в Москве предлагает минимальные цены? Где дешевле послушать джаз в Москве?

В обзоре принимали участие следующие джаз-бары в Москве: "Эссе", "Б2", "Джаз-клуб Игоря Бутмана", "Союз композиторов", Jazz cafe, "Блюз", "Джаз-ман", BBKing, "ДуровЪ", "Кафе Блюз", "Ритм&Блюз", "Этре", ArteFaq, Alexey Kozlov Club, "Форте".

В Москве не так уж много мест, где можно послушать джаз. Я задалась целью найти наиболее интересные джаз-клубы города, в которых низкие цены и интересные концерты. В блюз-кафе в Москве также обычно можно услышать джаз, равно как и в джазовых клубах блюзовые концерты не редкость, поэтому я не делала различий между джазовыми и блюзовыми клубами.

Для определения лидеров обзора я учитывала стоимость билетов на джазовые концерты в клуб, а также сравнивала цены на следующие блюда из меню:

1. Кофе: эспрессо, капучино, латте, американо
2. Десерты: "Панакота", чизкейки, тирамису, яблочный штрудель.
3. Салаты: "Цезарь" с курицей, "Цезарь", салат "Греческий".
4. Супы: куриный суп, рыбный суп
5. Алкогольные напитки: виски (50 мл) Jack Daniels, ром "Баккарди" (50 мл)
6. Алкогольные коктейли: "Б-52", "Мохито", "Маргарита", "Космополитен"

1 место

Джаз-кафе "" расположено на станции метро Новокузнецкая. На мой взгляд, это одно из лучших мест в Москве, где можно послушать джаз. Тут царит очень спокойная обстановка. Каждый понедельник проходят кинопоказы. В основном в кино-клубе можно увидеть немое кино под живое музыкальное сопровождение. Каждый вечер тут проходят живые джазовые концерты, причем вход на большинство мероприятий свободный. Иногда, конечно, бывают платные концерты именитых исполнителей, но я не помню, чтобы здесь билет стоил дороже 500 рублей. Блюда в меню тут также стоят совсем не дорого.

1. Кофе: эспрессо (40 мл) 75 руб., капучино (200 мл) 180 руб., латте (200 мл) 190 руб., американо (90 мл) 110 руб.
2. Десерты: "Панакота" 150 руб., чизкейки от 189 руб., тирамису 195 руб., яблочный штрудель 240 руб.
3. Салаты: "Цезарь" с курицей 265 руб., "Цезарь" с креветками 295 руб., салат "Греческий" 230 руб.
4. Супы: куриный суп 130 руб., финский рыбный суп с семгой 160 руб.
5. Алкогольные напитки: виски (50 мл) Jack Daniels 250 руб., ром "Баккарди" (50 мл) 200 руб.
6. Алкогольные коктейли: "Б-52" (60 мл) 200 руб., "Мохито" (355 мл) 230 руб., "Маргарита" (220 мл) 200 руб., "Космополитен" (150 мл) 220 руб.

2 место

В Москве открыто два "Джаз-клуба Игоря Бутмана" . Я бывала в том, что на станции метро Сокол. В феврале 2013-го года джаз-клубы Игоря Бутмана вошли в топ-150 лучших джаз-клубов мира, что уже само по себе о многом говорит. Билеты на джаз-концерт тут обычно стоят от 1200 рублей. Выступают здесь в основном именитые джаз-музыканты. Цены в меню вполне приемлемые. Атмосфера тут приятная.

1. Кофе: эспрессо 90 руб., американо 90 руб., капучино 130 руб., латте 140 руб.
2. Десерты: чизкейк 90 руб., тирамису 120 руб., штрудель 110 руб.
3. Салаты: "Цезарь" с курицей 230 руб., "Цезарь" с креветками 330 руб., "Греческий" 170 руб.
4. Супы: рыбный суп 150 руб., куриный суп 150 руб., борщ 150 руб.
5. Алкогольные напитки: ром "Баккарди" 180 руб., виски "Джек Дениелс" 200 руб.

3 место

1

Джаз-бар ("АртеФАК") расположено в нескольких минутах от станции метро Пушкинская. Бар занимает два этажа. Здесь оборудована хорошая сцена, на которой практически ежедневно выступают ведущие исполнители джаза и блюза. Вход на большинство концертов платный.

1. Кофе: эспрессо 80 руб., американо 100 руб., капучино 150 руб.
2. Десерты: "Панакота" 270 руб., яблочный штрудель 310 руб., чизкейк 320 руб., тирамису 290 руб.
3. Салаты: "Цезарь" 290 руб., "Греческий" 320 руб.
4. Супы: грибной суп 180 руб., борщ 280 руб.
5. Алкогольные напитки: виски "Джек Дениелс" (50 мл) 270 руб., ром "Баккарди" 250 руб.
6. Алкогольные коктейли: "Мохито" 250 руб., "Маргарита" 250 руб.

4 место

Джазовый клуб ("Джаз-кафе") расположен в Воскресенском районе Московской области. Интерьер здесь оказался очень приятным. Цены вполне разумные. Здесь всегда играет классика джаза и блюза, что очень порадовало. Живые джаз-концерты здесь проходят довольно редко, билеты стоят 600-800 рублей.

1. Кофе: эспрессо 60 руб., американо 100 руб., гляссе 130 руб., капучино 120 руб.
2. Десерты: яблочный штрудель 190 руб., чизкейк 230 руб., тирамису 240 руб.
3. Салаты: "Цезарь" с курицей 250 руб., "Цезарь" с креветками 310 руб., "Греческий" салат 200 руб.
4. Супы: куриный суп 130 руб., грибной суп 180 руб., борщ 160 руб.
5. Алкогольные напитки: виски "Джек Дениелс" 190 руб., ром "Баккарди" 140 руб.
6. Алкогольные коктейли: "Мохито" 260 руб., "Космополитен" 210 руб., "Б-52" 190 руб.

5 место

Джаз-клуб "Джаз-ман " расположен неподалеку от станции метро Беляево. Вопреки названию клуба здесь можно услышать не только джаз или блюз. Практически каждые выходные тут проходят разнообразные вечеринки в ретро-стиле. Часто здесь проходят живые концерты не только джазовые концерты, но и выступления рок-музыкантов.

1. Кофе: эспрессо 100 руб., американо 100 руб., капучино 160 руб., латте 170 руб.
2. Десерты: яблочный штрудель 255 руб., чизкейк 265 руб.
3. Салаты: "Греческий" 235 руб., "Цезарь" с курицей 240 руб., "Цезарь" с креветками 290 руб.
4. Супы: суп-лапша 125 руб., борщ 180 руб.
5. Алкогольные напитки: виски "Джек Дениелс" 280 руб., ром "Баккарди" 230 руб.
6. Алкогольные коктейли: "Маргарита" 220 руб., "Мохито" 250 руб., "Космополитен" 250 руб.

6 место

Блюз-кафе "Блюз " расположено на станции метро Новослободская. Интерьер здесь мне очень понравился. Здесь оборудовано несколько очень уютных залов. На стенах тут изображены нотные листы и висят старые афиши. В качестве декорации здесь даже есть старинный граммофон. В кафе ежедневно проходят живые концерты, вход на которые бесплатный.

1. Кофе: эспрессо 90 руб., американо 100 руб., капучино 130 руб., латте 140 руб.
2. Десерты: чизкейк 160 руб., тирамису 160 руб.
3. Салаты: "Цезарь" с курицей 260 руб., "Цезарь" с креветками 280 руб., "Греческий" 260 руб.
4. Супы: куриный суп 160 руб., борщ 160 руб.
5. Алкогольные напитки: виски "Джек Дениелс" 250 руб., ром "Баккарди" 250 руб.
6. Алкогольные коктейли: "Б-52" 230 руб., "Маргарита" 300 руб., "Мохито" 310 руб., "Космополитен" 310 руб.

7 место

Блюз-бар "" расположен на станции метро Кантемировская. Здесь ежедневно можно услышать живые выступления джазовых и блюзовых музыкантов. Билеты на концерт стоят 300 рублей. По средам проходят вечеринки Best Blues Jam, вход на которые бесплатный.

1. Кофе: эспрессо 100 руб., американо 120 руб., капуччино 150 руб.
2. Десерты: чизкейк 200 руб., тирамису 200 руб., штрудель 200 руб.
3. Салаты: "Цезарь" с курицей 350 руб., "Цезарь" с креветками 440 руб.
4. Супы: грибной суп 210 руб., рыбный суп 290 руб.
5. Алкогольные напитки: виски "Джек Дениелс" 220 руб., ром "Баккарди" 230 руб.
6. Алкогольные коктейли: "Маргарита" 270 руб., "Мохито" 280 руб., "Б-52" 210 руб.

8 место

Блюз-бар Rhytm&Blues ("Ритм&Блюз") расположен на станции метро Библиотека им. Ленина. Ежедневно здесь проходят живые концерты исполнителей джаза, блюза и кантри. Интерьер тут совершенно невообразимый: стены блюз-кафе украшены граффити, оборудованы уютные столики. Помещение разделено на большой зал и летнюю веранду. Некоторые концерты проходят в большом зале, а некоторые на летней веранде, билеты обычно стоят 300-400 рублей.

1. Кофе: эспрессо 95 руб., американо 110 руб., капучино 170 руб.
2. Десерты: тирамису 275 руб., чизкейк 270 руб., яблочный пирог 250 руб.
3. Салаты: "Греческий" 260 руб., "Цезарь" с курицей 350 руб., "Цезарь" с креветками 380 руб.
4. Супы: рыбный суп 320 руб., куриный суп 220 руб.
5. Алкогольные напитки: ром "Баккарди" 200 руб., виски "Джек Дениелс" 350 руб.
6. Алкогольные коктейли: "Мохито" 330 руб., "Б-52" 250 руб., "Маргарита" 330 руб.