Французские глаголы 1 группы наиболее многочисленны. Их легко отличить по характерному в инфинитиве (неопределенной форме) окончанию -er (jouer - играть,parler - говорить, manger - есть (кушать), danser - танцевать, payer - платить, exagérer- преувеличивать, etc.). Исключение составляет только один глагол - aller (идти), он относится к 3 группе (неправильные глаголы).
Французские глаголы 1 группы спрягаются согласно первому типу спряжения. Т.е. окончания в разных лицах и временах для всех глаголов просто необходимо запомнить, исключений здесь нет.
Например, спряжение глагола travailler (работать) в настоящем времени изъявительного наклонения (Présent de l’indicatif):
Je travaille - я работаю;
Tu travailles - ты работаешь;
Il/Elle travaille - он/она работает;
Nous travaillons - мы работаем;
Vous travaillez - вы работаете;
Ils/Elles travaillent - они работают.
В 1 и 3 лице единственного числа окончание -е немое («e» muet), т.е. не произносится. В третьем лице множественного числа окончание -ent тоже не произносится. В окончаниях -es, -ons, -ez последняя согласная не читается.
В случае если основа глагола, относящегося к 1 группе, заканчивается на согласную (кроме «c» и «g»), перед ней нет выпадающего звука [ə] или «é», то при спряжении в любом времени эта основа сохраняется. Но в зависимости от буквы или их сочетания, которые находятся перед окончанием -er в инфинитиве, появляются некоторые нюансы при спряжении глаголов первой группы. В основном они выражаются только в письменной речи, практически не влияя на произношение.
Глаголы 1 группы c выпадающим звуком [ə] в предпоследнем слоге
Например, mener (вести), geler (мерзнуть), acheter (покупать), se promener (гулять),lever (поднимать), etc.
При спряжении вышеперечисленных глаголов в их основе, кроме 1 и 2 лица множественного числа, происходит изменение выпадающего звука на «è» (un accent grave).
Например, спряжение глагола mener в Présent de l’indicatif:
Je mène - я веду;
Tu mènes - ты ведешь;
Il/Elle mène - он/она ведет;
Nous menons - мы ведем;
Vous menez - вы ведете
Ils/Elles mènent - они ведут.
При спряжении глаголов jeter (кидать), projeter (демонстрировать), épeler (читать по буквам), appeler (называть), feuilleter (перелистывать) и т.п. происходит удвоение конечной согласной основы, кроме 1 и 2 лица множественного числа. Например, спряжение глагола feuilleter в Présant de l’indicatif:
Je feuillette - пролистываю;
Tu feuillettes - ты пролистываешь;
Il/Elle feuillette - он/она пролистывает;
Nous feuilletons - мы пролистываем;
Vous feuilletez - вы пролистываете;
Ils/Elles feuillettent - они пролистывают.
Глаголы 1 группы с «é» в предпоследнем слоге: céder (уступать), protéger (защищать),répéter (повторять), intrpréter (истолковывать), célébrer (праздновать), inquiéter(беспокоить), sécher (сушить), etc.
При спряжении этих глаголов «é» (un accent aigu) в основе меняется на «è» (un accent grave), кроме 1 и 2 лица множественного числа. Но «é» сохраняется в простом будущем времени (Futur simple) и в условном наклонении в настоящем времени (Conditionnel présent).
Например, спряжение глагола exagérer в Présant de l’indicatif:
Je exagère - я преувеличиваю;
Tu exagères - ты преувеличиваешь;
Il/Elle exagère - он/она преувеличивает;
Nous exagérons - мы преувеличиваем;
Vous exagérez - вы преувеличиваете;
Ils/Elles exagèrent - они преувеличивают.
Но! Futur simple: je exagérerai - я преувеличу; Conditionnel présant: je exagérerais - я преувеличил бы.
Глаголы 1 группы, которые заканчиваются на -oyer, -ayer, -uyer: aboyer (лаять),employer (употреблять), envoyer (посылать), nettoyer (чистить); payer (платить),essayer (примерять, пробовать); ennuyer (надоедать), essuyer (вытирать) и т.п.
В основе глаголов с окончанием -oyer, -uyer при спряжении, кроме 1 и 2 лица множественного числа, происходит изменение «y» на «i»; с окончанием -ayer - «у» на «i» или так и остается «у».
Спряжение глагола nettoyer в Présent de l’indicatif:
Je nettoie - я чищу;
Tu nettoies - ты чистишь;
Il/Elle nettoie - он/она чистит;
Nous nettoyons - мы чистим;
Vous nettoyez - вы чистите;
Ils/Elles nettoient - они чистят.
Прежде чем мы познакомимся с образованием всех видо-временных форм во французском языке, стоит поговорить о самих французских глаголах и их спряжении.
Итак, глагол - это часть речи, которая выражает действие, состояние или процесс. Глагол отвечает на вопрос «что делает?». В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым и является частью основы. Сказуемое может быть простым, т.е состоять из одного глагола, или составным - состоять из нескольких глаголов или глагола и прилагательного.
Например: Elle est triste. — Составное сказуемое. Il écrit une lettre. — Простое сказуемое.
Глаголы французского языка спрягаются, т. е. изменяются по лицам и числам, временам, наклонениям, имеют залог:
Все изменения, которым подвергается глагол называется спряжением.
Спрягаемые формы глагола называют личными формами
глагола. Они употребляется в предложении в качестве сказуемого с подлежащим.
Неличные формы
- это формы, которые выражают действие без указания лица, числа и наклонения. Во французском языке неличными формами глагола являются:
Также во французском языке различают переходные и непереходные глаголы. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на лицо или предмет, выраженный прямым дополнением - дополнением без предлога. У непереходных глаголов прямого дополнения нет.
Глаголы во французском языке также бывают простые и производные. У простых глаголов нет приставок или суффиксов, в отличие от производных , которые образуются при помощи аффиксов от других частей речи: глаголов, существительных и прилагательных.
Итак, вы познакомились с классификацией и категориями французских глаголов, однако, чтобы проспрягать глагол правильно, необходимо знать, к какой группе он принадлежит.
Все французские глаголы делятся по типу спряжения на три группы.
Первая группа французских глаголов является наиболее многочисленной. Распознать глагол первой группы очень просто - все они имеют окончание -er. Исключение: aller (3-я группа).
Чтобы проспрягать глагол первой группы, необходимо добавлять к основе глагола (без окончания -er) необходимые окончания. Проспрягаем несколько глаголов первой группы в настоящем времени.
parler — говорить | |||
---|---|---|---|
je | parle | nous | parlons |
tu | parles | vous | parlez |
il, elle | parle | ils, elles | parlent |
Обратите внимание, что окончания читаются только в 1 и 2 лицах множественного числа.
При спряжении глаголов 1 группы следует помнить о некоторых особенностях. Например, у глаголов, основа которых заканчивается на «g», получают в 1 лице множественного числа соединительную гласную «e».
У глаголов с надстрочными знаками, эти значки меняются: звук é меняется на è.
Глаголы, основа которых заканчивается на согласный, которому предшествует гласный звук, удваивают последний согласный основы.
jeter – бросать, кидать | |||
---|---|---|---|
je | jette | nous | jettons |
tu | jettes | vous | jettez |
il, elle | jette | ils, elles | jettent |
У глаголов второй группы тоже весьма узнаваемое окончание — «ir». Исключениями являются такие глаголы как sortir (уезжать), servir (служить), venir (приходить) и ряд других глаголов, принадлежащих к глаголам третьей группы. С ней вы познакомитесь в следующем уроке.
Чтобы проспрягать глагол второй группы, вам также потребуются определенные окончания.
finir – завершать, заканчивать | |||
---|---|---|---|
je | finis | nous | finissons |
tu | finis | vous | finissez |
il, elle | finit | ils, elles | finissent |
Обратите внимание, на то, что окончания множественного числа схожи с окончаниями множественного числа глаголов первой группы - отличие заключается в том, что им предшествует дополнительный элемент «iss».
Постарайтесь закрепить прочитанное, выполнив несколько упражнений. Удачи!
Упражнение 1.
Ответьте на вопросы.
1. На сколько групп делятся глаголы французского языка?
2. Как называются спрягаемые формы глагола?
3. Назовите исключение первой группы глаголов.
4. Какое окончание имеют глаголы второй группы?
Упражнение 2. Проспрягайте следующие глаголы: grandir (расти, увеличиваться), danser (танцевать), appeler (звать, называть), choisir (выбирать).
Ответ 1.
1. На три.
2. Личные формы глагола.
3. Глагол aller.
4. Окончание «-ir».
Ответ 2.
je | grandis | danse | appelle | choisis | nous | grandissons | dansons | appellons | choisissons |
tu | grandis | danses | appelles | choisis | vous | grandissez | dansez | appellez | choisissez |
il, elle | grandit | danse | appelle | choisit | ils, elles | grandissent | dansent | appellent | choisissent |
Вот так спрягается один из многих глаголов первой группы. Можно сказать, что так спрягаются абсолютно все глаголы этой группы.
Для начала нужно научиться узнавать глаголы первой группы среди остальных. Для этого нужно посмотреть на окончание глагола. Возьмём для примера:
DESSINER (рисовать)
PARLER (разговаривать)
AIMER (любить)
DONNER (давать)
Вот ещё несколько глаголов 1 группы: travailler, envoyer, penser, chanter, demander, monter, montrer, lever, jeter, tourner, chercher, continuer, expliquer, rentrer, entrer, arriver, tomber, rester, écouter, laisser, créer.
У всех этих глаголов выделены окончания. Наверно вы все уже заметили, все окончания одинаковые. Это главное отличие глаголов 1 группы от остальных.
ATTENTION! (внимание)
Существуют глаголы исключения! Вы можете задаться вопросом: какие исключения?
Смотришь на окончание и определяешь группу! Но нет, французский язык не так прост. В нём много подвохов и вот один из них…
Глагол ALLER имеет окончание –er, но относится к третьей группе глаголов. Это единственный глагол исключение в первой группе. Так что запомнить его будет не сложно.
Следующее на что следует обратить внимание, это окончания при спряжении.
Окончания при спряжении запомнить на много легче, чем у глаголов третьей группы. Потому что они постоянны (не считая исключения). Вот несколько примеров:
Je Donne (я даю) | Nous Donnons (мы даём) |
Tu Donnes (ты даешь) | Vous Donnez (вы даёте) |
Il Donne (он даёт) | Ils Donnent (они дают) м.р |
Elle Donne (она даёт) | Elles Donnent (они дают) ж.р |
Это всё что нужно знать о спряжении глаголов 1 группы. Но в правиле всегда есть исключения! Некоторые глаголы первой группы имеют свои особенности спряжения:
appeler
(удвоение l или t: j’appelle, je jette),
manger
(добавление e: nous mangeons) changer, nager, plonger, ménager (эти глаголы имеют такую же особенность)
commencer
(замещение c на ç: nous commençons) placer, prononcer, lancer (на эти глаголы распространяется это же правило)
répéter
(изменение звука é на è: je répète),
peser
(превращение выпадающего звука (e) в закрытый è: je pèse) (lever, ceder),
acheter
(изменение выпадающего звука на è: j’achète)
Это все для того что бы глаголы читались правильно и не изменяли произношение звуков.
Во временах эта группа глаголов очень просто спрягается, но об этом в другой теме. Надеюсь, вы поняли, как определить глаголы 1 группы, как их спрягать и знаете глаголы исключения.
Глаголы во французском языке делятся на три группы. Различаются они по типу спряжения. Глаголы первой группы во французском языке относятся к правильным глаголам, то есть имеют строгую основу и единые правила спряжения. В этой статье рассмотрим, как различить французские глаголы первой группы и как их спрягать в Présent, то есть в настоящем времени.
Эта группа глаголов довольно многочисленная. Для начала научимся их различать.
Все глаголы первой группы имеют в инфинитиве (неопределенной форме) окончание -er.
Например, aimer , parler , terminer и так далее. Однако существует один глагол, который имеет окончание -er, но относится к глаголам третьей группы. Это глагол aller – идти.
Это, пожалуй, все особенности глаголов первой группы.
В этом разделе я опишу лишь общее правило спряжения глаголов первой группы во французском языке. Все орфографические и фонетические особенности я освещу позже в отдельной статье.
Итак, для того чтобы правильно спрягать глаголы первой группы, нужно вычленить основу для спряжения.
Рассмотрим на примере глагола parler. Итак, берем глагол в инфинитиве и отбрасываем у него окончание инфинитива -er. Это и будет основой глагола, то есть parl-
Теперь к этой основе добавляем окончания для глаголов первой группы в Présent:
Таким образом спрягаются все глаголы первой группы в настоящем времени. В этом плане никаких исключений нет. Дополнительные ремарки к правилу, о которых я укажу позже, не касаются окончаний. Они касаются орфографии и чтения.
Мало знать, как реализуется правило на письме, важно также знать, как правильно читаются глагольные окончания.
Окончания глаголов первой группы:
НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ.
Обратите внимание, что это касается только глагольных окончаний. Если вам встретилось, к примеру, наречие, évidamment – переводится как «очевидно», то в этом случае ent в конце слова произносится как а носовое, так как это наречие, а не глагол.
Таким образом, читаем:
Таким образом, все формы читаются одинаково, кроме форм первого и второго лица множественного числа – окончания -ons и -ez соответственно. То же самое будет касаться любого глагола первой группы в Présent.
Это полезно запомнить для того, чтобы быстро спрягать глаголы устно. Доведите до автоматизма данное правило и вам не составит труда составлять предложения с этим типом глаголов в спонтанной устной речи.
Еще раз обращаю ваше внимание, что речь в этой публикации идет именно о настоящем времени изъявительного наклонения, другие времена образуются по-другому и имеют иные формы и окончания.
И еще одна заметка – учите и отрабатывайте спряжения именно в указанном выше порядке, т.е. je, tu, il, nous, vous, ils – я, ты, он, мы, вы, они плюс нужный глагол. Это облегчит запоминание в том числе при изучении всех остальных времен. Если учить вразноброс, возникнет путаница.
В этой таблице только те глаголы, которые спрягаются по общему правилу:
Глагол | Перевод |
parler | разговаривать, говорить |
aimer | любить |
donner | давать |
dessiner | рисовать |
travailler | работать |
penser | думать |
chanter | петь |
jouer | играть |
demander | спрашивать |
chercher | искать |
trouver | находить |
entrer | входить |
rentrer | возвращаться |
arriver | прибывать |
tomber | падать |
rester | оставаться |
écouter | слушать |
fermer | закрывать |
habiter | жить |
adorer | обожать |
détester | ненавидеть |
fumer | курить |
inviter | приглашать |
terminer | заканчивать |
laver | мыть |
étudier | изучать, учиться |
regarder | смотреть |
aider | помогать |
décider | решать |
visiter | посещать |
Эти общеупотребительные слова необходимы всем начинающим изучение французского языка. Так что рекомендую их выучить и потренировать данное правило, как устно, так и письменно.
В чем секрет овладения французскими глаголами? Большой тайны нет, но если знать следующие тонкости, то учить их будет все же легче. Кстати, в статье мы расскажем, как французские дети справляются с глаголами.
Перевод c английского статьи Камиллы Шевалье-Карфис «The Secret To Mastering French Verb Conjugation» с сайта frenchtoday.com
Возьмем, глагол «parler» (переводится как “говорить”) . Обратите внимание, какое у него окончание. В учебниках окончания подчеркивают, выделяют жирным шрифтом или красным цветом.
Спряжение французских глаголов — Настоящее время
Англоязычному студенту, например, такое спряжение непривычно. В английском языке вы добавляете “S” к третьему лицу в единственном числе (he, she, it ). За исключением нескольких неправильных глаголов, таких как to be — быть, глагол не будет сильно меняться:
Выглядит просто по сравнению с французским спряжением, не правда ли?
Глагол «parler» — это «правильный» глагол. Такие глаголы спрягаются по указанной выше схеме.
Рассмотрим глагол «parler» внимательнее:
Parler – er = parl
Je = основа + e = je parle
Tu = основа + es = tu parles
Il, elle, on = основа + e = il, elle, on parle
Nous = основа + ons = nous parlons
Vous = основа + ez = vous parlez
Ils, elles + основа + ent = ils, elles parlent
Студенты проводят часы, записывая эти спряжения.
Учебники по грамматике напичканы ими, в настоящем времени изъявительного наклонения и всеми другими временами и наклонениями. Книги обещают, что тренируясь таким образом вы освоите глаголы.
Позвольте не согласиться!
Спряжение глагола «aller» — перевод «идти»
Французские глаголы классифицируются по трем глагольным группам , структура спряжения которых «предопределена».
Пока это выглядит логично.
КРОМЕ ТОГО, во французском куча “неправильных” глаголов: глаголы с неочевидной моделью спряжения и остальные.
Первая группа, группа на «ER» включает только один неправильный глагол : тот, который заканчивается на «er», НО не соответствует же той же схеме спряжения, как у глагола «parler».
Примечательна схема спряжения глагола «aller» , который ТАКЖЕ очень полезен во французском. Хотя, она не окончательная, потому как существуют также глаголы, заканчивающиеся на «ER», неправильные судя по их окончаниям, но меняющие основу при правописании. Такие, как «jetter» . Но я отклоняюсь от темы.
Итак, первая группа французских глаголов с «ER» на конце — солидна. Многие полезные глаголы спрягаются по этой модели.
Однако у двух других «групп» много исключений .
Да, глаголы как «grossir» (поправиться) , «finir» (заканчивать, «choisir» (выбирать ) — правильные глаголы на «IR» . Но большинство глаголов, заканчивающиеся на «IR» , неправильные. Это глаголы: «venir» (приходить), «tenir» (держать), «dire»(говорить ). Список можно продолжать долго.
Так как же изучающему французский узнать, какой глагол на «IR» является правильным или неправильным?
Когда так много исключений к группе, и исключениями этими являются такие ходовые глаголы, нужно ли все-таки сделать акцент на этой группе.
Надо ли тратить часы на зубрежку этих таблиц на «IR» и «RE» или лучше использовать это время на оттачивание распространенных неправильных глаголов? Решайте сами.
Секрет такой: смотрите ролики в Ютубе, слушайте французскую речь и вы научитесь правильному спряжению глаголов подспудно, не сосредотачиваясь на грамматике.
Возьмём глагол «parler» в настоящем времени.
Глагольные формы после «Je, tu, il, elle, on, ils, elles» произносятся точно так же = «parl». Прямо как основа.
После «nous» произносится “ons” как [ɔ] носовое = “parlons» , после «vous» произносится [e] = «parlez» , так же как инфинитивная форма глагола «parler». Итак, произносим «parlez = parler = parl» .
Французский — это живой язык. Люди используют его каждый день для общения. Он дается легче, если учить его не только по учебникам.
Такая же логика действует и ко французскому Passé Composé при согласовании:
Все они произносятся одинаково.
Поэтому, когда вы говорите, вы не должны даже думать о том, чтобы делать согласование в речи. Это важно только в письменной форме.
Сначала вы должны научиться говорить по-французски. Найдите аудио или видео, где глагол или другое слово произносит носитель языка. Прослушайте несколько раз. Теперь произнесите глагол громко и максимально похоже, на то как произносит слово носитель. Так поступают дети во Франции — они учатся языку на слух.
Если бы больше внимания уделялось произношению французских глаголов, я бы не услышала, как многие студенты произносят немое «ENT» после ils/elles во французских глаголах.
Это самая популярная ошибка. Вы представить себе не можете, сколько продвинутых французских студентов, буквально «на убой ведут» глаголы.
И даже не заставляйте меня заводить разговор про связывание и немые окончания . Знаете ли вы, что “S” в «nous» и «vous» никогда не произносится как “S” ? Никогда, абсолютно никогда их не произносите!
Такое окончание либо не произносится, либо произносится как “Z” при связывании. Было бы проще, если бы вы запомнили для себя так:
И выучили бы прямо сейчас французские глаголы, требующие элизии и произносили бы их правильно.
Учить французский без аудио материалов - преступление при современных технологиях и вомзожностях.
Каждый занимающийся французским самостоятельно или в классе должен иметь Bescherelles или другие учебники , чтобы проверять, как пишутся глаголы. Если вы планируете писать по-французски, вам понадобится такая книга. Ими пользуются школьники во Франции.
Я не говорю, что все другие методы обучения плохи. Но подходы к обучению быстро устаревают. Французский иностранцам не преподают так же, . Есть разница. Французская малышня знает, как говорить, прежде чем научиться писать!
Пятилетний малыш с удивлением обнаружил бы, что форма «tu» обычно требует «s» . Для него / неё это в новинку.
Наш взрослый ум работает не так, как у ребенка. Знание грамматики может и поможет овладеть французским языком.
Чтобы отточить французские глаголы, например, вы должны:
Если вы считаете, что все французы понимают французское спряжение и знают, когда использовать сослагательное наклонение, вы далеко заблуждаетесь.
Да, мы учились этому в школе. Но это было очень давно. И мы не обязательно обращали внимание на это (хотя французская грамматика и спряжение — огромная часть французской школьной программы, гораздо большая часть по сравнению с английской грамматикой в англоязычных странах).
Вместо этого мы полагаемся на наше чутьё французского . Потому мы и можем говорить на языке, что можем писать на нём правильно.
Например, если я пишу:
Il faut que tu aies du courage = Тебе потребуется мужество.
У меня большой соблазн написать «il faut que tu es du courage» . Причина? Потому что ”tu es” широко используется , и звучит так же, как «tu aies» . Конечно, это не то же самое наклонение (индикативное сослагательное наклонение — субжонктив). Это даже не один и тот же глагол! (être vs. avoir ), но так сильна привычка писать «tu es», что это на самом деле очень распространенная ошибка.
Так откуда мне знать, что это сослагательное наклонение? Я бы приняла глагол за неправильное французский субжонктив:
Il faut que tu saches… например.
Даже если остальная часть предложения не сработает с «savoir» , тогда «il faut que» потребует сослагательного наклонения, этого достаточно.
Удачи с изучением французского языка, и помните, повторение выученного — вот ключ!