Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкально-литературная гостиная "Музыка Зимы". Сценарий для детей старшей группы в детском саду

Музыкально-литературная гостиная "Музыка Зимы". Сценарий для детей старшей группы в детском саду

С 1928 года Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые работали в Максатихинской средней школе №1. Павел Павлович преподавал математику, а Ольга Николаевна – литературу. О них помнят не только как о хороших специалистах, но и как о людях высокой культуры и духовности. Материалы о Луговых хранятся в музее средней школы №1, краеведческом музее, центральной библиотеке, музыкальной школе и в частных собраниях.

С 9 по 13 января в Библиотеке детского и семейного чтения г. Кашина прошла Неделя дошкольника «Тихий свет Рождества». К мероприятию были подобраны рассказы, сказки русских писателей. Надо сказать, что о Рождестве в нашей библиотеке достаточно много рассказов и сказок. Это в основном публикации в детских журналах – «Детское чтение для сердца и разума», «Шишкин лес», «Детская роман-газета». Но есть отдельно изданные книги: «Рождество и Пасха в детской литературе», «Большая книга Рождества», «Рождественская звезда», «Чудо-ёлка».
Час чтения предворяла беседа «Рождество Иисуса Христа». Потом звучало очень теплое и понятное детям стихотворение Саши Черного «Рождественское» с рассматриванием иллюстрации.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынурныв из тени,
Гладил лён его волос…
Для чтения вслух брали тексты - «Легенда о рождественской ёлке», из книги Ольги Першиной «Светлый ангела Рождества» рассказ «Снежная ёлка» и сказку «Лесное Рождество».

12 марта в Вышнем Волочке стартовала традиционная, ежегодная «Неделя тверской книги 2017-2018» - совместный проект Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького и Вышневолоцкой центральной библиотеки. На выставке-просмотре в читальном зале представлено 167 экземпляров книг по различным отраслям знания и обширной тематики. Из них – 127 – «временные гости» из Твери и 40 экз. вышневолоцких авторов и издателей.
С приветствием к библиотекарям и читателям выступили: главный специалист отдела управления по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Вышневолоцкого района Анастасия Дмитриевна Глибина; ведущий эксперт по делам культуры и молодёжи администрации города Вышний Волочёк Ирина Валерьевна Соколова. Музыкальное приветствие подготовили воспитанники Вышневолоцкой детской музыкальной школы искусств имени С.А. Кусевицкого (педагог Любовь Синявская). Главный библиограф Центральной библиотеки Вера Алексеевна Верховская познакомила с программой Недели тверской книги, изданиями выста…

17 января в литературно-музыкальной гостиной «Вдохновение» прошел вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, прозаика, барда, сценариста, композитора Булата Шалвовича Окуджавы. Подготовили и провели мероприятие гости из города Архангельска – представители культурно-просветительского фонда «Сретение».
Литературная композиция представляла собой рассказ о трудной, полной испытаний, но невероятно интересной жизни поэта, о его творческом пути, жизни, любви, сокровенных мыслях. Из этой программы многим удалось узнать и увидеть Булата Окуджаву с другой стороны: в детстве - трогательным, ранимым и мечтательным мальчиком; затем - юношей, рано познавшем горечь утрат и ужас войны, тем не менее, в совершенстве знавшим поэзию, музыку, часто посещавшим оперу; далее - честным, необыкновенно одаренным, творческим человеком. Наверное, мало кто ранее знал, что после окончания университета Булат Окуджава работал сельским учителем, в работе не терпел никакой лжи и компромисса, и умел настолько увлечь …

Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель Попова Надежда Александровна.
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа:
- беседы о характерных признаках и приметах зимы;
- подбор и разучивание песен и стихов о зиме;
- знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;
- слушание произведений П.И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»;
- беседы о характере прослушанной музыки, разучивание зимних песен; постановка танцевального этюда на музыку «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского;
- работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «На тройке» П. И. Чайковского.)
Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Муз. рук. Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Муз. рук. Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.
А исполнит его наш воспитатель Валентина Викторовна.
Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.


Муз. рук. Мы благодарим Валентину Викторовну.


Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Муз. рук. Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд – иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)


Дети читают отрывки о зиме из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд – зимняя природа)
Муз. рук. Ребята мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Муз. рук. Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Муз. рук. Совершенно верно. Заботливая. Вот как об этом пишет поэт А. Коринфский в своём стихотворении «Одеяльце».


Стихотворении «Одеяльце» исполнят Настя со своей мамой:
Дочь - Отчего, родная, снег зимой идет?
Мама – Из него природа одеяльце ткет!
Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно?!
Мама – Без него в земле бы стало холодно!
Дочь - А кому, родная, в ней тепла искать?!
Мама - Тем, кому придется зиму зимовать:
Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов.
Муз. рук. Ребята, мы знаем зиму шаловливой и игривой. Дима, расскажи об этом.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Муз. рук. Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд – летящие снежинки)

Муз. рук. Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала давайте послушаем стихотворение о снежинке в исполнении Кати.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Муз. рук. Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Муз. рук. Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим танец девочек-снежинок.


Танец-этюд на музыку П.И. Чайковского
«Вальс снежных хлопьев»

Муз. рук. Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Муз. рук. Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Муз. рук. Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Муз. рук. Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.
Я думаю, сюда подошли бы и стихи, которые прочтёт Артемий.
И. Никитин «Зашумела, разгулялась…» …
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем
Ждет краса-подруга.
Муз. рук. После бури всегда наступает затишье.
Звучит отрывок пьесы «На тройке». Ноябрь
П. Чайковского

(слайд – тройка лошадей)


Муз. рук. Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Муз. рук. Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.
Давайте послушаем пьесу до конца и украсим её звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

(Дети подготовительной группы выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под фонограмму.)
Муз. рук. Спасибо, ребята. Предлагаю вам исполнить знакомую песню «Саночки», аккомпанируя себе на бубенцах.

Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)

Муз. рук. У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»

Смена времен года – тема, которая испокон века притягивает внимание художников, творящих в различных видах искусства. Между тем музыканты, как впрочем и поэты, зачастую трактуют ее в философском ключе, проводя параллель между объективными изменениями погоды и субъективным ощущением быстротечности человеческой жизни.

Особое внимание они уделяют зиме, изображая ее как последний этап существования перед уходом в небытие. В их воображении вместе с наступлением зимы земля попадает под власть разрушительных стихий, а из глубин человеческого подсознания выползают черные силы вселенского одиночества. Однако есть авторы, которые воспринимают зиму жизнерадостно, находя в ней источник таких удовольствий, как катание на санях, маскарады, встреча Нового года, празднование Масленицы…

Попробуем проследить путь, по которому двигались композиторы XVIII-XX веков, изображая зиму в своих инструментальных опусах. Господство в этих сочинениях «чистой музыки» в большинстве случаев вынуждает авторов направлять в нужное русло ассоциативное мышление исполнителей и слушателей с помощью предваряющих текстов. Для этих целей они часто используют стихотворные эпиграфы или заглавия, изредка указывая на связь своей музыки с каким-либо конкретным сюжетом (либретто, сценарий).

XVIII век

«Тяжка зима, но радости мгновенья

Порой смягчают лик ее суровый…

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи, –

Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…» – эти строки входят в сонет, который предпослан одному из самых известных сочинений классической музыки, посвященных зиме. Они являются программой к четвертому скрипичному концерту Антонио Вивальди, завершающему его четырехчастный цикл «Времена года».

А. Вивальди (1678–1741) – крупнейший представитель итальянской музыки эпохи высокого барокко. В его инструментальных концертах, в частности в «Зиме», гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотятся в «Пасторальной симфонии» Бетховена. В XIX веке их разовьют композиторы-романтики, а в XX – импрессионисты.

Темы трехчастного скрипичного концерта «Зима» А. Вивальди необычайно рельефны, конкретны, эмоциональны и по-итальянски мелодичны. Тревога и возвышенное просветление, драматическое напряжение и обаяние покоя сменяются в этом произведении столь талантливо, что и после окончания прослушивания продолжают волновать воображение. Важно и то, что музыкальный язык этого сочинения перекликается с языком лучших творений авторов XX века, созданных в русле неоклассики. Именно поэтому любой из скрипичных концертов, объединенных А. Вивальди в цикл «Времена года», и в настоящее время востребован слушателями.


XIX век

«Я больше не живу в самом себе, я часть того, что вижу», – эти строки из стихотворения Дж. Байрона, которые часто цитировал величайший композитор-романтик Ференц Лист (1811–1886), могут быть эпиграфом ко многим его сочинениям, созданным в период творческого расцвета. Этому времени принадлежит и окончательная редакция «Этюдов высшего исполнительского мастерства» – цикла, состоящего из 12 виртуозных пьес, финальной из которых является «Метель». Это сочинение заставляет вспомнить удивительное признание композитора: «…между мной и явлениями природы установились какие-то неопределенные, но вполне реальные отношения, необъяснимая, но верная взаимосвязь».

В вышеназванном этюде автор наглядно воплощает романтическую идею о гордой и страдающей личности, находящей отголосок собственным метаниям в явлениях природы. Композиционно это выражено достаточно определенно: в сочинении ясно прослушивается взаимозависимость мелодии-декламации, несущей на себе отпечаток личной трагедии, и фактуры, изображающей окружающий мир, охваченный снежной круговертью. Все это сделано столь мастерски и талантливо, что дает повод считать «Метель» одной из самых ярких музыкальных зарисовок романтической эпохи.

В русской музыке XIX века, пожалуй, самые интересные страницы, посвященные зиме, принадлежат перу Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его отношение к этому времени года проявилось уже в первой симфонии, созданной в 26-летнем возрасте. Две части этого сочинения имеют программные названия: «Грезы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край». Ни в одной из последующих пяти симфоний Чайковский не решится прибегать к словам, так как и без этого его внутренняя жизнь будет у всех на виду. Между тем первый же фрагмент первой симфонии автора свидетельствует о том, что перед нами композитор лирического направления. В связи с этим показательно, что, будучи уже признанным мастером, Чайковский писал: «Симфония... самая лирическая из всех музыкальных форм... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано».

Многие исследователи творчества П.Чайковского связывают образы его первой симфонии с полотнами И. Левитана. Известно, что вторая часть симфонии создавалась композитором под впечатлением от его поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Показательно, что в обеих частях этого произведения образ зимней дороги, пролегающей по угрюмому краю, сливается с лирическими размышлениями героя. Об этом сочинении искусствовед Г. Шерихова пишет: «Свою первую симфонию Чайковский начинает с нежнейшей акварели, дополняя ее тонкими штрихами пера… Сквозь этот зыбкий рисунок природы просвечивает незащищенная красота живой человеческой души, для которой каждое грубое вторжение столь же губительно, как и для природного мира».

Не менее наглядные картины зимы создает П. Чайковский и в фортепианном цикле «Времена года», где каждому месяцу посвящена пьеса с литературным эпиграфом. Так январю («У камелька») предшествуют строчки А. Пушкина из стихотворения «Мечтатель» (1815):

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.

Февралю – «Масленица» – строчки П. Вяземского из стихотворения «Масленица на чужой стороне» (1853):

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

Декабрю – «Святки» – слова из баллады В. Жуковского «Светлана» (1811):

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Эти пьесы своего рода каталог музыкального языка автора. «У камелька» – сочинение, в котором прослеживаются доверительные интонации, свойственные оперным ариям композитора. «Масленица» несет на себе отпечаток симфонических скерцо автора, а «Святки» – один из самых пленительных вальсов, которыми так знаменит П. Чайковский.

Еще одним инструментальным вальсом, ставшим в последнее десятилетие визитной карточкой русского гения, является «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Новому всплеску интереса к этому сочинению способствовал талант выдающегося художника Андрея Шемякина (р.1943): он вместе с дирижером Валерием Гергиевым в 2001 году осуществил в Мариинском театре новую постановку «Щелкунчика». В ней А. Шемякин не только погрузил зрителей в причудливо-ужасный мир образов сказки Гофмана, но и поставил перед фактом откровенного «святотатства» – выпустил на сцену «снежинок», облаченных в черные трико, усеянные ослепительно-белыми кружками. В результате художник добился невероятного зрительного эффекта: на темном фоне декораций очертания фигур танцовщиц как бы растворились, а рассыпанные по их одеяниям «снежки» искрились и кружились, создавая иллюзию вьюги немыслимой красоты. Шемякин рассказывал, что образ черных снежинок родился у него после того, как он увидел в окно снежный вихрь на фоне ночного неба.

Композиторам русской школы всегда были близки образы фатальной стихии, которая властвует над человеческой жизнью, и в картинах зимы они находили им достойное воплощение. В список сочинений, связанных с этой тематикой, в полной мере можно включить этюд-картину Рахманинова ми бемоль минор ор. 33, этюд Скрябина Фа диез мажор ор. 42, сцену метели из оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

Между тем есть произведение, посвященное временам года, в котором зима нашла своего преданного почитателя. Речь идет об Александре Глазунове (1865–1936) и его балете «Времена года» (1900), задуманном в духе спектаклей при французском дворе XVI-XVII веков. Глазуновский талант «музыкального живописца» ярко осветил все это сочинение, однако с особенной силой раскрылся при описании образов зимы. Известно, что Н. Л. Римский-Корсаков – автор опер «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством», после репетиции первой картины «Времен года» Глазунова сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим!» В связи с этим хочется привести слова А. Глазунова, написанные им в Париже незадолго до кончины: «Снегу не было...», «Скучаю по северной зиме, снегу здесь не дождешься…», «Жаль, что больше не увижу северной зимы и саней, по которым очень соскучился!»

Основоположником импрессионизма в европейской музыке был Клод Дебюсси (1862–1918) - французский композитор и музыкальный критик. Убежденный пантеист, он неоднократно озвучивал свое творческое кредо: «красота природы способна возбудить художественную фантазию композитора».

Потребность Дебюсси передать в звуках переменчивое состояние природы и волшебные краски ее ускользающей красоты толкнула композитора на поиски новых выразительных средств. Это коснулось не только музыкального языка в узком смысле слова, но и самих образов, которые в его сочинениях полны разнообразной символики. Цель автора – возбудить фантазию слушателей, направив ее в сферу всевозможных ассоциаций. Наглядной иллюстрацией к этому является его прелюдия «Шаги на снегу». Тема пьесы – «застывший, словно «вмерзший» в фактуру шаг, который гипнотизирует слушателя, не отпускает его внимание, заставляя непрерывно следить, как прочерчивается и теряется вдали траектория скорбного пути по заснеженной равнине» (Э. Денисов). Многие исследователи полагают, что подобная степень концентрации выразительности возводит мотив «Шагов» в степень «аллегории Времени и Судьбы».

В отличие от «Шагов на снегу», которая считается едва ли не самой загадочной и странной прелюдией К. Дебюсси, его пьеса «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок» ясна и понятна. Дополняя серию всевозможных токкат автора, она примечательна своим необычным импрессионистским колоритом, что «позволяет ее отнести к наиболее интересным и новаторским страницам цикла». Фортепианное письмо пьесы «Снег танцует» прозрачно и элегантно, что, скорее всего, связано с «детским» характером этой музыки. По стилю оно близко клавирным произведениям композиторов XVII века, в частности миниатюрам Л. Куперена (1626–1661).

XX век

Собразами зимы связана и музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова (1915–1998), созданная к кинофильму по повести Пушкина «Метель». Оркестровая сюита, составленная автором в 1974 году из музыки к этому фильму, принесла ее автору всенародную любовь. Из этого сочинения наибольшей популярностью пользуется «Вальс» – он как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, раскрывая простодушие ее героев, которым свойственно цельное, гармоничное восприятие жизни.

Внеклассное мероприятие по теме:

"Зима в произведениях русских поэтов, художников и композиторов"

Цель: воспитание любви к родной природе на произведениях русских поэтов, художников и композиторов.

Задачи: познакомить с произведениями русских поэтов, с репродукциями картин русских художников, с музыкой русских композиторов;

    формировать представление об использовании художественных средств и приёмов при описании природы;

    прививать эстетический вкус;

    развивать речь учащихся;

Оборудование: портреты поэтов; репродукции картин русских художников; музыкальное произведение П. И. Чайковского "Времена года"; компьютерная презентация.

Ход мероприятия.

Вед. Здравствуйте, ребята! Тема нашего мероприятия "Зима в произведениях русских поэтов, художников и композиторов".

Чтение стихотворения Ивана Саввича Никитина "Встреча зимы".

Встреча зимы.

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.


Есть раздолье у нас -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Вед. Сошлись как-то вместе три зимних месяца, три волшебника-живописца: Декабрь, Январь, Февраль. Сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: "Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас."



Согласилось солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первым вызвался написать картину Декабрь. Растянул Декабрь по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасил.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Декабрь по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сам поглядывает по сторонам - то тут, то там волшебную картину исправит.

Вед. Зима заворожила многих художников. Игорь Грабарь тоже писал много картин о ней. И среди них "Зимний пейзаж"(демонстрируется репродукция картины И. Грабаря "Зимний пейзаж").

В
ед.
Ребята, а что такое пейзаж? Пейзаж - это вид какой - нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу. Пейзаж можно нарисовать или написать. Художники при помощи кисти и красок показывают необычайную красоту природы, а поэты словесно описывают её.


Художники - искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушными. В своей картине

"Первый снег" (демонстрируется репродукция картины) Аркадий Пластов смог показать радость детей, увидевших первый снег. Снег плавно кружится в воздухе и падает на землю, укрывая её тёплым одеялом. Как будто тихим голосом поёт песню: "Спи, земля, ты, наверно, устала - щедрым осенью был урожай! Спи теперь до весны, отдыхай."

Вспомним стихотворения Ивана Захаровича Сурикова "Зима" и Афанасия Афанасьевича Фета "Мама! Глянь-ка из окошка-.." созвучные этой картине.

Чтение стихотворения И. Сурикова "Зима"

Зима.

Белый снег пушистый


В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И наутро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес - что шапкой

Принакрылся чудной


И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

Чтение стихотворения А. Фета "Мама! Глянь-ка из окошка - ..."

* * *


Мама! Глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одела,

Посветлело, побелело, -

Видно, есть мороз.

Неколючий, светло-синий

По ветвям развешан иней, -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, - скорей гулять!"

Вед. А теперь послушайте, как нарисовал Декабрь Пётр Ильич Чайковский в своём произведении "Времена года".

Звучит музыка.

Вед. Говорят декабрь - пора хмурого неба. В народе существуют приметные дни этого месяца.

25 декабря - Спиридон Солнцеворот. Солнце поворачивается на лето, а медведь в берлоге переворачивается на другой бок.

Вед. Вторым начал рисовать зимние картины Январь. Заглянул он в лес. "Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!" - сказал Январь.

Обрядил он сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучил им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надел. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

Чтение стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева "Чародейкою Зимою..."

*
* *

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -


Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.


Вед. Ребята, не только поэты писали о зиме, но и прозаики. Вашему вниманию предлагаем отрывок из произведения Ивана Сергеевич Соколова-Микитова "Зима вьюжная".

Чтение отрывка.

Зима вьюжная.

(Отрывок.)

Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звёздная, окна синие, на окнах Мороз ледяные цветы нарисовал - никому таких не вырисовать.

Ай да Мороз!

Ходит Мороз: то в стену стукнет, то по воротам щёлкнет, то отряхнёт иней с берёзы и вспугнёт задремавших галок. Скучно Морозу. От скуки пойдёт на реку, стукнет по льду, станет звёзды считать, а звёзды лучистые - золотая озимь.

Утром затопят печи, а Мороз тут как тут - замороженными столбами стали над деревней голубые на позолотевшем небе дымы.

Ай да Мороз!

Вед. Такой домик на окраине деревни демонстрирует нам в своей картине Владимир Серов "Солнечный день" (на экране появляется репродукция картины).

Вед. Пусть он небольшой, сероватого цвета. Его украшают белоснежные сугробы, стройные стволы высоких берёз, убелённых серебристым инеем. Видны чьи-то следы. Кругом тишина. Так и хочется погреться в этом уютном сельском домике. Ещё бы, потрескивают дрова в печи, пахнет свежим хлебом, молоком.

Вед. Послушайте композицию П. И. Чайковского "Январь".

Вед. В народе говорят: "Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт".

Январь - месяц праздников и забав.

Чтение стихотворения Александра Александровича Блока "Ветхая избушка".

Ветхая избушка.



Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег...

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,


Звонко раздаются

В снежном доме будет

Резвая игра...

Пальчики застудят, -

По домам пора!

Вед. Ребята, а какие зимние забавы знаете вы?

На экране появляется репродукция Федота Сычкова "Зимние игры".


Вед. Обиднее всего показалось Январю, что даже малые ребятишки и те его не боятся. Катаются себе на салазках, в снежки играют, лепят из снега, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: "Приходи-ка пособить." Щипнёт Январь со злости одного ребёнка за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.

Никто не боится старика Января.

Вед. Послушайте ещё одно стихотворение С. А. Есенина о зиме.

Чтение стихотворения Сергея Александровича Есенина "Пороша".

Пороша.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Вед. А вот как Владимир Серов рисует в зимний вечер поездку на тройках (на экране появляется репродукция картины В. Серова "Святки. Поездка на тройках"). Глядя на картину, невольно заражаешься этим весельем в святки, кажется, что снег бьёт нам по щекам, чувствуется прохладный морозный воздух, слышится ржание лошадей. Кругом огромные бело-голубые сугробы. Так и хочется сесть в сани и помчатся по широкому белому полю.

В январе, как было сказано, много праздников.

7 января - Рождество. Если в этот день высокие сугробы, то это к хорошему году, если оттепель, то это к ранней и тёплой весне.


25 января - Татьянин день. Если в этот день проглянет солнышко - к раннему прилёту птиц, снег - лето дождливое.

Вед. Вот и пришло время рисовать картину Февралю. Идёт Февраль: всё кругом - и кусты и деревья - завалено снегом. Под его тяжестью молодые деревца согнулись в дугу, белыми арками перекинулись через тропинку. Под такой аркой надо пробираться с опаской, чтобы не задеть за неё, иначе на вас обрушится вся масса снега.

Февраль в народе называют вьюговеем.

Ч
тение прозы Георгия Алексеевича Скребицкого "Февраль" (отрывок).

Февраль.

(Отрывок.)

Что за пурга на дворе! Идёт снег, а ветер кружит его, снова вздымает вверх, гонит по полю белым крутящимся вихрем. Напоследок разгулялась зима, - видно, хочет высыпать на поля, на леса весь свой остаток снега. Сыплет и сыплет его вот уже третьи сутки. Всю деревню укрыла снегом до самых крыш. Попробуй-ка отгреби его от домов, от сараев, от скотного двора! Видно, недаром в народе давно подметили, что февраль - самый снежный, самый метельный месяц.

Вед. Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Чтение стихотворения Ивана Алексеевича Бунина "Метель".

Метель.

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, берёзки и ели...


Месяц меж тучек над полем сияет, -

Бледная тень набегает и тает...

Мнится мне ночью: меж белых берёз

Бродит в туманном сиянье Мороз.

Ночью в избе, под напевы метели,

Тихо разносится скрип колыбели...

Месяца свет в темноте серебрится, -

В мёрзлые стёкла по лавкам струится...

Мнится мне ночью: меж сучьев берёз

Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Вед. Давайте послушаем, каким увидел Февраль в своём музыкальном произведении П.И. Чайковский.

Звучит музыкальное произведение.

Вед. Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом. На своей картине Игорь Грабарь изображает чудесный февральский день (демонстрируется репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь"). В природе творится нечто необычное. Она празднует какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Всё засыпано снегом. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты зимнего пейзажа

Чтение стихотворения Сергея Александровича Есенина "Поёт зима - аукает,.."

* * *


Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучится по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Вед. А всё-таки, как ни бушует зима, ей недолго осталось хозяйничать в наших краях. Даже в воздухе уже чувствуется приближение весны. И солнышко начинает слегка пригревать.

В феврале тоже есть свои приметы.

Так и трудятся по очереди три волшебника-живописца: Декабрь, Январь и Февраль. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше.

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

Итак, друзья мои, хочется сделать вывод: зима - прекрасное время года, ведь не зря великие поэты, художники, композиторы создали музыкальные шедевры, художественные полотна и посвятили прекрасные стихи этой поре года. Нам с вами остаётся наслаждаться этими стихами, полотнами, музыкой и этим временем года.