Риторическое обращение - это стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В риторическое обращение главную роль играет не текст, а интонация обращения. Часто встречается в монологах.
Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу, или предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение не требует ответа и не несет в себе вопросов.
Риторическое обращение является своеобразным оборотом речи, усиусиливающим ее выразительность. Отличительная черта этих оборотов - это их условность, то есть употребление вопросительной или восклицательной интонации в случаях, которые по существу ее не требуют, благодаря этому фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчеркнутый оттенок, усиливающий ее выразительность.
Пример риторического обращения:
«А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!»
«Смерть Поэта», М.Ю. Лермонтов
Риторический вопрос (эротема) - это риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который дает ответ сам спросивший.
Риторический вопрос не требует ответа или не ожидает его в силу крайней очевидности. Вопросительное высказывание подразумевает определенный, всем известный ответ. Другими словами риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, он подчеркивает, что «Мы терпим несправедливость, причем слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать ее терпеть и предпринять что-то по этому поводу».
Риторический вопрос применяется для усиления выразительности, выделения, подчёркивания, той или иной фразы. Характерной чертой данных оборотов является условность - употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые ее не требуют.
Риторический вопрос подобно риторическому восклицанию и риторическому обращению, является своеобразным речевым оборотом, который усиливающие ее выразительность.
Следовательно риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, из этого следует, что ответ на такой вопрос заранее уже известен.
Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопросительное предложение со значением эмоционально усиленного утверждения или отрицания.
Риторический вопрос не требует быстрого ответа «здесь и сейчас», а задаётся чаще всего с целью заставить слушателя или читателя задуматься, призывает его к соразмышлению. Риторический вопрос выражает различные эмоциональные оттенки: удивление, восхищение, радость, возмущение, гнев, обиду, негодование, сомнение, отрицание, порицание, иронию и др.
«И скучно и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды... / Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?... / А годы проходят – всё лучшие годы!» (М. Ю. Лермонтов);
Риторическое обращение – фигура, представляющая собой условное обращение к предметам и явлениям, которое используется для привлечения внимания к предмету речи слушателей и читателей. Чаще всего риторическое обращение выражается именительным падежом существительного или заменяющей его части речи.
« Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь»
(А. А. Блок).
Одна из основных функций риторического обращения – выделительная: в большинстве случаев риторическое обращение выделяет значимый компонент мысли, понятие, идею произведения. Значима роль риторического обращения и в выражении эмоций и чувств автора, его настроения. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.
Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение с восклицательной интонацией.
Чаще всего риторические восклицания встречаются в художественной речи, публицистике и ораторской прозе. Основные цели использования – отображение волнения и других чувств персонажа, авторского отношения к сообщаемому:
Стыдно за время, в которое живут и действуют подобные люди! » (Ф. Н. Плевако. «Дело Люторических крестьян»).
Перечисление – это синтаксическое уравнивание, осуществляющееся с помощью однородных членов предложения, степень однотипности которых зависит от того, какими частями речи, формами слов выражены однородные члены и т.п. Синтаксическое равноправие перечисляемых единиц способствует их смысловому уравниванию. Перечисления нежелательны в информативных текстах. Они утомляют адресата, воспринимающего обычно лишь начало и конец ряда. В художественных текстах воздействующий эффект зависит от длины перечисленного ряда, значений его составляющих и их синтаксической функции.
Семантическая характеристика перечисления
1. Если перечисляемые единицы находятся в синонимических отношениях (языковые или контекстуальные синонимы) и расположены в порядке нарастания или ослабления какого-либо признака, перечисление приобретает форму градации, например, у Белинского: ...здесь эта жажда вспыхнет в вас с новою, неукротимою силою, здесь этот образ снова явится к вам, и вы увидите его очи, устремленные на вас с тоскою и любовию, упьетесь его обаятельным дыханием, содрогнетесь от огненного прикосновения его руки. В иронических текстах такая градация способна перерасти в гиперболу.
Нередко градация (и в целом перечисление) строится по принципу нанизывания синонимов: ...его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза (И. Ильф и Е. Петров), а также лексического повтора с расширением состава синтаксических единиц и углублением семантики:
Душе раздраженной и груди больной
Понятны и слезы и стоны.
Про иву, про иву зеленую спой,
Про иву сестры Дездемоны.
2. На основе перечисления строится и наложение – соединение заведомо несоединимого. Общность ряда приобретает таким образом мнимый характер, так как члены ряда хоть и соотносятся с одним и тем же общим главным словом, но это слово в одних значениях вступает в смысловые отношения с одной частью ряда, а в других – с другой, например: он ломал себе голову и ребра; Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами (Гоголь). Наложение создает условия для каламбура.
Синтаксическая характеристика перечисления
Связь между перечисляемыми единицами бывает союзной, бессоюзной и смешанной, а сами единицы могут даваться одним потоком или объединяться в дву- и трехчлены с отношениями как синонимии, так и антонимии.
1. Если весь ряд связан бессоюзной связью, мы имеем дело с фигурой, называемой аси́ндетон (бессоюзие), которая способствует семантическому уравниванию перечислительного ряда. Например: И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем [в театре] – все чары, все обольщения изящных искусств (Белинский); И опять в мире тьма, холод, утомление... (Бунин).
2. Если члены ряда связаны повторяющимися союзами, перед нами полиси́ндетон (многосоюзие), который автономизирует каждое из составляющих этого ряда.
И теперь мне снится
Под яблонями белая больница,
И белая под горлом простыня,
И белый доктор смотрит на меня,
И белая в ногах стоит сестрица
И крыльями поводит.
(А. Тарковский)
Все фигуры этой группы основаны на повторе и тем самым способствуют общей связности текста, его плавности и ритмичности. (Розенталь Д. Э. Справочник по литературному редактированию)
ЗЕВГМА – в широком смысле античные грамматики называли такие обороты речи, когда какое-нибудь слово, чаще сказуемое, к-рое должно быть повторено два или несколько раз, ставится один раз, а в других местах лишь подразумевается. В пример приводили такую фразу: «Союзникам я объявляю, чтобы они взялись за оружие и что следует вести войну» (подразумевается - я объявляю). В более узком смысле под термином З. разумели повторение слова, напр. глагола, поставленного один раз, в дальнейшем не в том же, а в близком значении - указывали пример из одной трагедии Еврипида (см.): «Большинству из нас показалось, что он говорит правильно, и охотиться для жертвы богине» (разумеется не «показалось», а «мы решили»). З. иногда рассматривалась как риторическая фигура, напр. в такой фразе: «Стыдливость победила страсть, страх - дерзость, рассудительность - безумие» (повторяются приблизительно одинаковые отрезки речи, члены, параллельно построенные). К З. близка фигура силлепсиса. (Литературная энциклопедия)
ГРАДАЦИЯ - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся (см. «Климакс») или понижающейся (см. «Антиклимакс») смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Например у Блока:
«Но чернеют пламенные дали -
Не уйти, не встать и не вздохнуть» (климакс),
у Белого:
«Все грани чувств, все грани правды стерты:
В мирах, в годах, в часах» (антиклимакс).
Впечатление Г. усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто - анафорой (см.). Так у Бальмонта:
«Люблю тебя капризною мечтой,
Люблю тебя всей силою души,
Люблю тебя всей кровью молодой,
Люблю тебя, люблю тебя, спеши!»
Иногда средние члены Г. по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление Г., к-рое в этом случае более явственно при декламации. Напр. у Тютчева:
«...Люблю сие, незримо
Во всем разлитое, таинственное зло -
В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах, и в самом небе Рима».
И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения Г. Напр. у Жуковского:
«Были и лето, и осень дождливы,
Были потоплены пажити, нивы,
Хлеб на полях не созрел и пропал,
Сделался голод, народ умирал».
Г. может быть принципом композиции целого стихотворения; напр. строфическая Г. с анафорой у Тютчева в стихотворении: «Восток белел... Восток алел... Восток вспылал...» Г. бывает принципом сюжетной композиции, особенно в народных сказках, былинах и т. п. Наиболее распространена трехчленная Г. (Литературная энциклопедия)
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
- (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л.(чему-л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.).
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
А.С. Пушкин
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Для того чтобы быть видным деятелем, наряду с многочисленными деловыми качествами, важно владеть правильной речью, хотя и этого порой бывает недостаточно. Поскольку, даже, будучи грамотным, далеко не каждому человеку дано, по-настоящему заинтересовать слушателей, полностью и безраздельно захватив их внимание. Риторическое обращение – своеобразная игра интонаций в речи говорящих людей, с помощью которых выступление становится интересным, но не всем от природы даны подобные способности. Однако всему можно научиться, главное, знать основные приемы овладения техникой убедительной разговорной речи, быть уверенным, что все непременно получится так, как и было запланировано.
Стилистическая фигура, чаще всего, встречающаяся в монологах, называется риторической. Основа такого обращения, носит условный характер, где главную роль играет интонация, а не сам текст. Целью такой речи является устремление сформулировать отношение к какому-либо предмету или лицу, охарактеризовать его, существенным образом сделать речь с помощью своеобразных оборотов, как можно более выразительной. Эмоциональное обращение не подразумевает в себе вопроса и не требует ответа, а является усилителем выразительности наряду с риторическим вопросом и восклицанием. Благодаря таким оборотам, фраза становится красноречивой, подчеркивается ее оттенок, тем не менее, в данном случае употребляется восклицательная или вопросительная интонация, где по существу в таком приеме нет необходимости. Такая условность и является отличительной чертой этих речевых оборотов. Следует отметить, что риторическое обращение призвано выразить именно отношение к кому- или чему-либо, а не упоминание самого адресата, в чей адрес звучит речь.
Теория и мастерство воздействующей (гармонизирующей, целесообразной, эффективной) речи стоит в основе современной риторики, с ее общими закономерностями речевого поведения, которые действуют в разнообразных сферах деятельности, ситуациях общения и служат для того, чтобы сделать выступление, как можно более эффективным. Обращение к избирателям звучит убедительнее и определяется в процессе передачи доклада от оратора к слушателям, с минимальными потерями во всех из трех существующих типов информации, содержащимися в речи: эмоциональным, оценочным, понятийно-логическим. Целесообразный монолог соответствует намерению говорящего, его непосредственной цели. Пробудить чувство и ум способна бездейственная речь, которая вначале склоняет к прислушиванию, заинтересовывает и только потом заставляет принимать картину мира, предложенную говорящим. Главной целью гармонирующей речи становится объединение участников общения, решение зарождающихся противоречий, обеспечение лучшего взаимного понимания между людьми.
«Да ведь невозможна Украина без России! Разве не строили в Киеве русские архитекторы? Ужель, построенная сыном скульптора петровского Растрелли В.В., воспитанным в архитектурных русских традициях, Андреевская церковь не является одним из самых лучших зодческих украшений Киева? Разве разные украинские города, включая в первую очередь Киев, не несут в себе русских традиций градостроительства? Украинская поэзия немыслима без Лермонтова, без Пушкина, без Некрасова!» (По Д.С. Лихачеву)
Риторическое обращение в форме риторического восклицания или вопроса (положительного или отрицательного), к тому же, интонационно окрашенное, способно целиком и полностью захватить внимание аудитории. Народ любит слушать свежие эмоциональные речи, несущие конструктивные идеи, а самое главное, это то, чтобы слова не расходились с делом.
стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения - усиление выразительности речи.
Род: фигуры речи
Прочие ассоциативные связи: риторический вопрос
Пример:
Мечты, мечты! Где ваша сладость?
А. Пушкин
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов...
М. Лермонтов
"По форме будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д." (Е. Аксенова).
Литературная энциклопедия
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Словарь литературоведческих терминов
Краткий церковнославянский словарь
Философская энциклопедия
Словарь логики
Энциклопедия социологии
Словарь бизнес терминов
Словарь лингвистических терминов
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Словарь синонимов
Словарь синонимов
Обращение В начальные так называемые перестроечные времена я случайно наткнулся на телепередачу о Л. Н. Гумилеве. О его научных работах, о судьбах его родителей и его собственной судьбе. В заключение корреспондент спросил:- А теперь, Лев Николаевич, может быть, вы хотели
82. Обращение Эти прощальные обращения к славянским народам стали духовным завещанием Теслы. Небольшие газетные статьи, тексты которых очень трудно отыскать в архивах, свидетельствуют о том, что, даже явно угасая, Никола думал о мире, о судьбах человечества, о постигшем
ОБРАЩЕНИЕ Вновь арестован Толя Марченко. Это известие так ужасно, что с трудом укладывается в сознании. Жизнь Марченко знают читатели его великолепных книг - "Мои показания" и "От Тарусы до Чуны", они - жгучее обвинение тупой жестокости репрессивной машины и одновременно
Обращение на «ты» Обращение на «вы» или на «ты» является непосредственным инструментом установления контакта между собеседниками, выражает отношение к человеку, определяет статус и престиж. Речевой этикет определяет уровень общения между людьми: дружеский, деловой,
Индикатор делового имиджа № 4. Выражение слов признательности за обращение в компанию (за обращение к вам) Слова признательности являются признаком хорошего тона и общей культуры делового общения.Письмо-ответ клиенту/партнеру, начинающееся с фразы «Спасибо за Ваше
Обращение на «вы» Не так давно прошли времена, когда в семьях было принято обращаться к родителям на «вы», которые, в свою очередь, тоже обращались на «вы» к ребенку, достигшему семилетнего возраста. Социолог Моник Пинсон-Шарло утверждает, что во Франции более 20 тысяч
Обращение Братья и сестры! Мастера духовных практик, целители и просто люди доброй воли! Все вы видите, что сегодня человечество как форма жизни переживает серьезный кризис. Дело в том, что современная цивилизация исчерпала существующую экологическую нишу и стремительно
ОБРАЩЕНИЕ к Коалиции Участников Международного Симпозиума «Природнокосмические аномалии, проблемы глобальной экологии и выживания Человечества».Прошло 67 лет со времени Третьего Обращения Коалиции к Человечеству, прозвучавшему в 1929 году по радио на основных языках
Обращение «Ибо пища, какую ест человек в этом мире, ест его в другом мире». Эта странная и загадочная фраза записана в «Сатапатха Брахмана», древнем индуистском жертвенном трактате. Но еще более загадочна рассказанная там же история о путешествии ясновидца Бригу в
Обращение К Господу Хануману Я приветствую Господа Ханумана, Бога Дыхания, Сына Бога Ветра - Имеющего пять лиц и обитающего внутри нас В форме пяти ветров или энергий, Наполняя наше тело, ум и душу, Кто воссоединил Пракрити (Ситу) с Пурушей (Рамой) - Да благословит Он
Вопрос 243. Право на обращение в арбитражный суд, его субъекты и формы осуществления. Предпосылки возникновения права на обращение в суд и условия его реализации, последствия их отсутствия (несоблюдения). Право на обращение в арбитражный суд вытекает из общего
Глава XVI. Павел в Листре и Дервии и Троаде (1-8). Видение мужа Македонянина и путешествие в Македонию (9-11). Павел в Филиппах, обращение Лидии (12-15). Изгнание прорицательного духа (16-18). Заключение в темницу, чудо, обращение стража, освобождение из темницы (19-40) 1 О Дервии и Листре