Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какие черты древнего быта показались вам необычными почему. Характерные черты русского быта

Какие черты древнего быта показались вам необычными почему. Характерные черты русского быта

Быт – та сторона жизнедеятельности человека и общества, которая в наибольшей мере связана с традициями, привычками. На него накладывают отпечаток также моральные устои и представления, передающиеся от одного поколения к другому. Изменения в быте происходят крайне медленно. Для быта каждой эпохи свойственны свои черты. Одной из основных особенностей данного периода является существенная разница в бытовых устоях каждого сословия. По одежде человека, его жилищу, по тому, какие продукты он употреблял в пищу, легко определить – к какой социальной категории он относился. Даже свобода распоряжаться собственным имуществом и своей судьбой не была одинакова для всех. Так, крепостной крестьянин полностью зависел от своего хозяина. Помещик чинил суд над своими крестьянами, он вместе со своими приказчиками насильственно создавал крестьянские семьи, определяя, какая крестьянка станет женой того или иного крестьянина. Сами же феодалы, столь полноправно распоряжавшиеся судьбой зависимых от них людей, выступали в роли холопов по отношению к царю, проявляли при этом смирение и угодливость. Среди феодалов равенства также не существовало, приходилось проявлять почтительность к тем, кто стоял выше в иерархии, и в то же время демонстрировать самоволие, вплоть до самодурства, к нижестоящим.

Если сословный характер быта предопределял главные различия в образе жизни разных категорий общества, то были черты, свойственные быту нации. К таким относился патриархальный уклад жизни. Он был связан с беспрекословным подчинением воле старших и господствующим положением мужчины над женщиной. Так, даже для свободных людей вопрос заключения брака был делом не самих жениха и невесты, а их старших родственников. Именно они играли главную роль в сватовстве и смотринах. Главным фактором выбора становились не столько достоинства молодых, сколько положение их семей, важнее была не невеста, а ее приданое, не любовь молодого человека к девушке, а его репутация в обществе. Часто жених видел невесту первый раз, когда после венчания на свадебном пиршестве с нее снимали фату, полностью ее скрывавшую. Традиции русского быта предписывали беспрекословное повиновение воле родителей. В середине XVII в. они были закреплены в законодательстве. Согласно Соборному Уложению, дети не могли жаловаться на родителей, за подачу подобных челобитных они подлежали битью кнутом.

Положение в обществе женщины практически все это время оставалось приниженным. Поскольку большинство браков совершалось не по любви, семейные раздоры были закономерны, подчас доходило и до убийства супруга. Между тем, преступника, в зависимости от его пола, ждало различное наказание. Жену, убившую мужа, согласно закону, следовало закопать по шею в землю, в результате чего она умирала медленной и мучительной смертью. Муж, убивший жену, репрессиям не подвергался.

Несмотря на свою консервативность, быт, как и все социальные устои, все же был подвержен ряду влияний. Как и русская культура в целом, быт в XVII столетии имел тенденцию к обмирщению и относительной европеизации. Однако, говоря об этих изменениях, не следует забывать, что касались они практически только господствующих сословий. Среди этой категории населения России получили распространение европейская система образования, переводная светская литература, иностранные вещи в обиходе.

Женщине было положено вести затворнический образ жизни. Однако во второй половине столетия эти требования стали несколько ослабевать. Сказывалось изменение настроений как самого царского двора, так и его окружения, сопровождавшееся растущим интересом к европейским обычаям. Эта тенденция все более усиливалась по мере роста присутствия и значения России на международной арене. Так, вторая жена царя Алексея Наталья Кирилловна Нарышкина на манер иностранных государынь при торжественных выездах отправляла своих представителей к зарубежным послам, дочь Алексея Софья получила образование наравне с мужчинами царской фамилии, первая из русских царевен обучалась мужчиной, а не женщинами-мастерицами. Ее наставником стал известный мыслитель того времени Симеон Полоцкий.

Ответ оставил Гость

Древний Египет и государства Месопотамии имели много общих черт в развитии, но также и отличительных.Древниеегиптяне создали бюрократическую государственную систему, в конечномитоге отразившую их социальную систему. В Месопотамии, при некоторойсхожести, все-таки было более разнообразное социальное устройство,приведшее к децентрализованной политической системе.Археологическиесвидетельства доказывают, что наиболее очевидные общие чертыпроявлялись в том, что в обществах Древнего Египта и Месопотамии верили взагробную жизнь, каждая культура имела уникальную письменность изначительно проявила себя в искусствах и науках, повлиявших на культурувсего человечества в будущем.В Месопотамии в отличие от Египта небыло сезонных разливов Тигра и Евфрата, что привело к созданиюирригационной системы. В некоторой степени это объясняет негативноепредставление о загробной жизни и вообще боги в культурах Месопотамии неявлялись идеализированными персонажами. В Египте, расположенном наплодородных почвах Нильской Долины, напротив, Вселенную рассматриваликак гармоничное устройство. Загробная жизнь – самое желанное и священноепутешествие для каждого египтянина, готовившегося к нему на протяжениивсей жизни.Шумерийцы, аккадцы, вавилоняне, жившие в государствахМесопотамского региона, полагали, что не стоит разочаровывать богов ирелигия, таким образом, состояла именно в службе богам, играя, конечно,более важную роль в высших структурах. Священники в месопотамскихобществах имели большую важность, чем в Египте.Возвращаясь кобщему, стоит отметить, что и Древний Египет и Месопотамия имелисоциальную трехчленную иерархическую систему – царь, священники,чиновники. Согласно законам Хаммурапи = свободные землевладельцы,содержащие высшую власть, священников и чиновников; зависимые фермеры иремесленники; рабы, обычно из военнопленных. Главного священника вШумере и Аккаде воспринимали также как и царя (лугаль). Священники вЕгипте, как правило, не участвовали в политической жизни, в отличие отсвященников в Месопотамии.В Египте чиновники выбирались издостойных кандидатов, тогда как месопотамских государствах чиновничьядолжность являлась наследственной.Несмотря на доминирующуюпатриархию в Шумере и Аккаде, Вавилонии женщины изначала имели некоторыеправа. Они могли владеть землей, торговать, управлять делом, хотя,конечно, воспитание детей являлось главной задачей. С развитиемсельского хозяйства, возвышением среднего класса, в конечном счете, онипотеряли свои социальные статусы. В любом случае в Египте женщиныобладали большими правами, включавшие и собственность и правонаследования

Крестьянский быт во все времена отражал особенности труда и образ жизни неустанных тружеников земли. Прочная деревянная изба с печью в центре, которую часто называли кормилицей, была жилищем. Печь выполняла несколько функций: для приготовления пищи, для хранения посуды в печных окнах, как место для лечения, для отопления жилища. Топили печь дровами. Особенное место в избе занимал обеденный стол. Он был символом благополучия, поэтому всегда на столе должны были находиться хлеб и соль. За столом собирались всей семьёй, во главе с отцом для принятия пищи и семейного совета. В избе также был угол, где размещалась божница, то есть полка с иконами. Надо сказать, что к иконам крестьяне относились с особенным трепетом и передавали их из поколения в поколение.

В крестьянских семьях с детства воспитывалось уважение к труду и сила характера. Так, к девяти годам сыновья умели ловить рыбу вместе с отцом, пасти стадо, ремонтировать обувь, пахать, боронить, молотить, а дочери могли готовить пищу, прясть, шить, ухаживать за домашней птицей и другой живностью. С любовью о крестьянских детях писал Л.Н. Толстой в рассказах: «Филиппок», «Котёнок», «Пожар». Своих главных героев Лев Николаевич наделял смекалкой, умом, добротой, трудолюбием, стремлением к знаниям. Понятно, что в крестьянских семьях без таких личных качеств обойтись было сложно, да и не могло быть иначе.

В русском быту много предметов делалось своими руками: мебель, прялки, глиняная и деревянная посуда. Из мебели в избе можно было видеть стол, скамьи, лавки, сундук, полки. Украшали дом самоткаными скатертями, ручниками, половиками, лубочными картинками. Женщины шили и вязали вещи для всей семьи. Хозяйство крестьянское одним домом не ограничивалось, а включало ещё и подворье. Постройки для птицы и домашнего скота строились также из дерева. Впрок заготавливались дрова, сено, урожай. Хранили урожай в погребе: картофель под стеллажами, лук вязали в низки, соления в кадках. Также в погребе лучше сохранялись и скоропортящиеся продукты: молоко, мясо, сало, сыр. Правда, сохранялись продукты хорошо, если помещались в глиняную посуду. Обязательный атрибут крестьянского подворья – плуг и деревянная телега, которые можно назвать основными инструментами в хозяйстве. С лошадью и плугом крестьянин обрабатывал землю, а телега была нужна для перевозки продукции. Фактически крестьянское хозяйство было натуральным, где почти всем обеспечивали себя сами. Крестьянским хозяйствам присущи взаимовыручка и товарообмен.

Современные крестьяне гордятся своими корнями, хотя и зовут их сегодня фермерами. От названия не меняется сущность человека. Ведь именно крестьянский характер помогает лучше понимать природу, держать в руках крепкое хозяйство и ценить землю – кормилицу. Настоящие земледельцы понимают, что земля – это истинное богатство. С любовью и заботой о завтрашнем дне русские крестьяне обрабатывают землю, не позволяя ей оскудевать. Они точно знают, что на их земле будет расти пшеница, сады, лён, виноградники, ячмень, овёс. Сознательно отказываясь от иностранных технологий, современные крестьяне понимают, что благодаря сохранению русских традиций земледелия и животноводства, им не будет стыдно перед людьми за качество и безопасность урожая.

Гипермаркет знаний >>История >>История 8 класс >>Быт: новые черты в жизни города и деревни

§ 39. Быт: новые черты в жизни города и деревни

Рост населения.

Отмена крепостного права и последовавшие вслед за этим положительные сдвиги в экономике вызвали значительный рост населения. Несмотря на высокую детскую смертность, русско-турецкую войну и голод начала 90-х гг., население увеличилось с 74 млн в 1860 г. до 126 млн в 1897 г. И хотя Россия оставалась страной деревенской - в сельской местности проживало почти 87% ее граждан, городское население за это время почти удвоилось- В 1863 г. в России было только 3 города с населением свыше 100 тыс. человек (Петербург, Москва , Одесса), в 1897 г. их было уже 14, причем число жителей Петербурга и Москвы превысило миллион человек. Таким образом, в стране активно шел процесс урбанизации.

Изменение облика городов.

В городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Ускорились темпы строительства жилых домов. Новые здания обычно были в четыре-пять этажей. В центральной части крупных городов строились здания государственных учреждений и органов местного самоуправления, деловые центры. В то же время появлялись новые городские усадьбы, бульвары, пруды и фонтаны. Крупные магазины стали теснить торговые ряды и мелкие лавочки. Новым для всех городов было появление больших рабочих окраин, где возводились промышленные предприятия и селились рабочие.

Преобразовывалось городское коммунальное хозяйство. Улицы мостились булыжником и брусчаткой, появились асфальтовые тротуары. Улучшилось освещение улиц. В 60-х гг. появились керосиновые фонари, которые, в свою очередь, постепенно вытеснялись газовыми. А в конце 70-х гг. в Петербурге загорелись электрические лампы. В 1886 г. в Москве была построена большая электрическая станция. С этого времени электричеством стали освещать и богатые дома.

До 1861 г. водопроводом пользовались только жители Москвы, Вильно, Саратова, Ставрополя и Торжка, уездного городка Тверской губернии. В 60-х гг. водопровод был построен в Петербурге, Владимире, Костроме, Ревеле, Ростове-на-Дону, Твери, Ярославле, а в 70-х гг. - в Казани, Киеве, Минске, Одессе, Харькове и в некоторых маленьких городках. К концу века водопровод появился еще в 30 городах. Появилась и канализация.

Связь и городской транспорт.

Рост деловой жизни привел к бурному развитию средств связи. Если в 1856 г. было отправлено 40 млн писем, то в 1888 г. - уже 355 млн. В 1852 г. существовала только одна телеграфная линия общественного пользования, соединявшая Москву и Петербург, а к началу 70-х гг. телеграфной сетью были охвачены практически все губернские и даже уездные города. Телеграфная линия, самая протяженная в мире, дошла до Владивостока.

В 1882 г. были открыты телефонные линии в Петербурге, Москве, Одессе и Риге и первая междугородная телефонная линия Петербург - Гатчина. В конце 80-х гг. начала действовать одна из длиннейших телефонных линий того времени Москва - Петербург. К началу XX в. телефонная сеть связывала также города Одессу и Николаев, Ростов-на-Дону и Таганрог.

Улучшался внутригородской транспорт. В начале 60-х гг. была проложена первая конно-железная дорога - «конка» в Петербурге. В 70-х гг. она появилась в Москве и Одессе, а в 80-х - в Риге, Ревеле, Харькове, в 90-х гг. - в Астрахани, Вильно, Киеве, Минске, Саратове, Ташкенте. В 1892 г. по улицам Киева прошел первый трамвай. Затем трамвайные линии появились в Казани и Нижнем Новгороде. К концу 90-х гг. трамваи уже ходили по улицам Москвы, Екатеринодара, Курска, Кременчуга, Николаева, Севастополя, Тифлиса.

Жизнь и быт городских «верхов».

В городе каждое сословие проживало в особой его части. В центре столичных и крупных губернских городов располагались большие барские особняки - дворцы в стиле ампир. Здесь же на главных улицах и в примыкающих к ним переулках было много небольших, по большей части деревянных дворянских особняков. Они напоминали собой такие же барские дома в деревенских помещичьих усадьбах.

К дворянским кварталам примыкали купеческие. Они тянулись, как правило, по берегу реки. Здесь, в глубине просторных яблоневых садов, стояли крепкие двух-, иногда и трехэтажные особняки. Первый этаж обычно занимала прислуга. На втором этаже размещались нежилые, парадные комнаты. По будням в них никто не входил. Шторы на окнах были спущены, мебель стояла в чехлах. Обстановка в жилых комнатах была весьма однообразна: кровать, покрытая белым покрывалом; мраморный умывальник; шкаф для белья; письменный стол и этажерка для книг.

В этой части города еще царили старинные нравы и долго держался твердый семейный уклад. Когда глава семьи - «сам», или тятенька, возвращался домой из своей лавки, он требовал, чтобы вся семья собиралась на ранний ужин. Тятенька восседал во главе стола. Пища была добротной и сытной: мясные наваристые щи, жареный гусь или утка с кашей, рыба (белуга, осетрина, навага). Пили много чая с собственным вареньем разных сортов, калачами, пирогами и пряниками.

С 90-х гг. богатое столичное купечество постепенно перебирается в бывшие барские усадьбы, строит затейливые особняки по проектам знаменитых архитекторов, щеголяет породистыми рысаками. По своему внешнему облику оно ничем не отличается от богатого барства. Купеческие жены выписывали свои туалеты из Парижа, ездили отдыхать на модные курорты за рубеж.

Часто устраивали званые обеды: в центре внимания был огромный стол, накрытый белоснежной скатертью и украшенный живыми цветами. Он ломился от изысканных закусок и графинов с разноцветными водками и винами. Посередине стола на серебряных длинных блюдах лежали семга и лососина, сбоку - сверкающий хрустальный жбан со свежей икрой. На другом конце стола стояли блюда с огромным окороком и красными лангустами. В каждом купеческом доме были свои фирменные блюда. Например, А. В. Морозов, собиратель русского фарфора, угощал гостей бесподобной стерлядью в шампанском. Для обслуживания гостей приглашались повара и официанты из самых дорогих ресторанов, знаменитые оркестры; цветы для дам выписывались из Ниццы.

Верхушка городской интеллигенции - университетские профессора, богатые адвокаты и врачи, известные артисты и т. д., а также крупные и средние чиновники, как правило, собственных домов не имели. Они покупали или арендовали на длительный срок хорошие многокомнатные квартиры в престижных городских кварталах. По обстановке такие квартиры практически не отличались от богатых дворянских покоев. Но центрами такого типа жилищ являлись не парадные комнаты, а просторные рабочие кабинеты и библиотеки.

Жители городов окончательно перешли на одежду европейского покроя, которая отвечала требованиям удобства и практичности, выдвинутым новым временем. С середины 50-х гг. обязательной частью мужской одежды стала «визитка» - разновидность длинного приталенного сюртука. Ее носили с брюками из черной ткани в серую полоску. С 60-х гг. в моду вошел прямой пиджак, скрывающий фигуру.

Пиджак, жилет и брюки из добротной шерстяной ткани темных тонов стали классическим сочетанием мужского костюма. Они изготавливались по индивидуальным заказам. Головными уборами были шляпа или «котелок» с небольшими полями, вытеснившие цилиндр, а летом соломенная шляпа - канотье.

Женская одежда была более подвержена капризам моды. В 50-х гг. в моду вошли юбки на жестком каркасе - кринолине. С 1870 г. российские дамы были вынуждены полностью поменять свои туалеты. Парижские модельеры предложили костюм: гладкий длинный верх сочетался с почти прямой юбкой и драпированным тюником (декоративной короткой юбкой). Чуть пониже спины помещалась небольшая подушечка - турнюр. Завершалось это сооружение пышным бантом на спине по линии талии. Однако активное вовлечение женщин в деловую и общественную жизнь приводит к упрощению женского костюма. Он начинает вбирать в себя черты мужской моды - крахмальные воротники, манжеты, галстуки, тяготеет к темным тонам.

Жизнь и быт городских окраин.

По окраинам губернских городов селилось мелкое купечество, мещане, бедные чиновники и т. д. Они жили в деревянных одноэтажных строениях с двором и садиком. Улицы русских уездных городов почти сплошь состояли из таких домов. Внутренняя обстановка жилищ была непритязательна и однообразна: занавески и горшки с геранью на окнах; иконы с теплящимися лампадками в переднем углу; комод, покрытый белой вязаной салфеткой; шкафчик, где за стеклом стояла незатейливая посуда.

В университетских центрах проживало большое количество студентов. Многие жители примыкающих к университету улиц сдавали студентам комнаты или квартиры. Эти районы, в подражание Парижу, получали название Латинских кварталов. Они приспосабливались к студенческим потребностям. Здесь располагались небольшие пивные и дешевые ресторанчики. По вечерам и до поздней ночи улицы оглашались веселыми студенческими песнями.

В 70-х гг. студенты носили длинные волосы, широкополые шляпы; плечи окутывал шерстяной плед, восполнявший недостаток тепла от носимого зимой осеннего пальто. Рядом со студентами, что было раньше совершенно невиданным зрелищем, появились стриженые девицы в синих очках и коротких, до середины голени, платьях темного цвета.

В 80-х и 90-х гг., когда с университетскими вольностями было покончено, студентов одели в форменные сюртуки, тужурки и фуражки с синими околышами. Девушки носили строгие темные платья с белыми воротничками, гладко зачесанные волосы.

В пригородах - слободах - жили извозчики, мелкие ремесленники, огородники. В слободах сохранялся старинный уклад жизни. Вставали очень рано: мужчины шли пить чай в трактир, а женщины завтракали дома. Обедали тоже рано, в двенадцать часов. Потом все оставшиеся дома ложились спать, а часа в два снова начиналась жизнь. Ужинали часов в восемь и зимой тотчас же ложились спать; летом спать ложились около одиннадцати. По субботам ходили в баню.

В праздники пекли пироги. Обязательным было посещение церковной службы в дни храмовых праздников. К обедне шли всей семьей. Мужчины - в поддевках и длиннополых сюртуках, в добротных сапогах, намазав волосы коровьим маслом. Жены - в косыночках на головах и в красочных шалях на плечах. Дочки щеголяли в шелковых платьях, в шляпках с белыми перышками, в высоких ботинках на каблучках.

На рабочих окраинах была своя жизнь. Уровень доходов рабочих был таков, что они, как правило, не могли подражать средним слоям общества. В одежде рабочих сочетались городские и деревенские черты. Мужчины поверх деревенской рубахи носили пиджаки. Головным убором чаще всего был картуз с лаковым козырьком. На смену сапогам пришли ботинки. Женщины отдавали предпочтение ярким ситцевым платьям с узким верхом, воротничком-стойкой и широкой юбкой. На ногах носили кожаные ботинки.

Нередко рабочие были на «харчах» у своего хозяина. Ели из общей деревянной чашки деревянными ложками. За едой следил специальный староста по столу. Он распределял по мискам мясо и давал сигнал, когда можно было начинать еду. Поглощение пищи происходило по принципу «кто смел, тот два съел». Рабочие редко могли позволить себе пообедать в трактире или в специальной столовой, где за 10-15 копеек можно было съесть сайку или калач с горячей ветчиной или сосисками, а в посты - белугу или осетрину с хреном.

В местах скопления мастерового люда сновали лоточники, торговавшие дешевой снедью - горячими кишками, начиненными гречневой кашей и обжаренными в бараньем сале. В посты торговцы выходили с гороховым киселем, застывшим в лотках. С лотков продавались и гречневики, выпекавшиеся из гречневой муки в особых глиняных формочках - столбиках. На копейку торговец отпускал пару гречневиков. Он разрезал их вдоль и из бутылочки с постным маслом, заткнутой пробкой, сквозь которую было пропущено гусиное перо, поливал внутренность гречневика маслом и посыпал солыо. В посты было много торговцев блинами. Их выносили из пекарни горячими, наложенными стопками на небольшие ручные лоточки.

В крупных городах существовали районы, в которых ютилась самая беспросветная беднота. В Москве это была Хитровка. Здесь в многочисленных притонах и ночлежных домах обитали «лишние люди», неудачники, преступники и пропойцы. Питались здешние обитатели кухонными отбросами, распаренными в кипятке.

Досуг горожан.

В 70-х гг. в обычай горожан даже среднего достатка стали входить завтраки и обеды в трактирах и ресторанах. Там же проводились деловые встречи, совершались сделки. Особенно славилась трактирами Москва. В московских трактирах подавали только русские блюда: заливных поросят, суточные щи с кашей, уху, рассольники, отбивные телячьи котлеты, осетрину, пожар- ские котлеты, блины, гурьевскую кашу, расстегаи, подовые пироги. Трактирные порции были огромных размеров при очень умеренной цене. По вечерам состоятельная публика посещала рестораны. Там процветала изысканная французская кухня, гостей развлекали цыганские хоры.

К числу публичных увеселений относились маскарады. Зимними вечерами горожане посещали театры. Знать и богатое купечество откупали в театрах постоянные ложи. Дамы одевались в театр очень парадно, сопровождавшие их кавалеры были во фраках. На балконе собиралась публика попроще, а галерку занимали обычно студенты, которые громкими криками и бурными аплодисментами поддерживали любимых артистов. Популярностью пользовались скачки и бега.

У простого люда были свои развлечения. В дни храмовых праздников устраивались увеселения. Особенно веселыми были неделя на Масленицу и пасхальные дни. На свободных городских пространствах строились временные дощатые балаганы, тут же раскидывались торговые палатки с пряниками, орехами, блинами и пирогами, сооружались карусели, гремели духовые оркестры, наигрывали шарманщики.

Не забыты были и старинные игры: орлянка, городки и хороводы. Женщины, пока мужчины сидели в трактирах, собирали дома посиделки и вечеринки. На фабричных окраинах устраивались кулачные бои. Обычно стенка на стенку сходились между собой рабочие двух фабрик. Стенка планировалась заранее. Ее ход и состав участников обсуждались в фабричном трактире на «военном совете». В некоторых городах устраивались петушиные бои.

Изменения в деревенской жизни.

Несмотря на огромные перемены, произошедшие в русской деревне, быт крестьян менялся крайне медленно. Жили они в деревянных избах, крытых соломой, носили привычную одежду: поддевки, чуйки, армяки, длиннополые сюртуки, полушубки и тулупы. По-прежнему самой ходовой обувью были лапти, а у более зажиточных крестьян - сапоги.

Тем не менее усиливающиеся контакты с городом и наличие денег постепенно меняли деревенскую жизнь. Ушла в прошлое курная изба. Керосиновое освещение и свечи вытеснили лучину. В повседневный сельский быт все больше внедрялись промышленные товары. Крестьяне стали пользоваться глиняной посудой вместо деревянной, покупали ситец и шелк на рубахи и платья, пили чай с сахаром, стали есть больше мяса. Их дома стали выглядеть опрятней, по своему внешнему виду напоминая дома на городских окраинах. В зажиточных семьях появляются часы, книги, гармонь. Все большее значение стала приобретать мода. По праздникам парни надевали алые атласные рубахи и пиджаки, модные пальто; меняли лапти и валенки на сапоги и галоши. Женщины вместо сарафанов и домотканых рубах одевались в шерстяные или шелковые платья. Под влиянием городской моды в деревне в конце XIX столетия широко распространяется костюм «парочка» в виде юбки и кофты, сшитых из одной ткани.

И хотя земледельческий труд занимал у крестьян слишком много времени, молодежь собиралась летними вечерами за околицей, а зимой в избе у какой-нибудь молодой вдовы. Пели песни, задорные частушки, водили хороводы, на Рождество и Крещение девушки гадали, на Рождество устраивали колядки. Осенью игрались веселые свадьбы.

Под влиянием перемен в экономике и общественном устройстве в пореформенной России произошли значительные изменения в образе жизни населения. Активно шла урбанизация, внедрение в жизнь различных технических достижений. В быту - в одежде, домашнем хозяйстве - переплетались вековые традиции и новшества индустриального общества.

? Вопросы и задания

1. Какие изменения произошли в русских городах во второй половине XIX в.? С чем были связаны эти изменения?

2. Что нового появилось в жизни и быте горожан?

3. Какие старинные черты жизни и быта сохранились?

4. Составьте рассказ или напишите сочинение на тему «Городские контрасты второй половины XIX в.».

5. Какие изменения происходят в жизни и быте крестьян?

6. Почему крестьянская жизнь менялась несравненно медленнее, нежели городская?

Документы

Из воспоминаний историка М. М. Богословского «Москва в 1870-1890-х годах»

Первые общественные экипажи в Москве - вагоны так называемой конно-железной дороги - появились в середине 70-х годов... Вагон конки с открытым «империалом», т. е. местами на крыше, куда вели с парадной и задней площадок узенькие винтообразные лестницы и куда допускались только мужчины, тянули по рельсам парой весьма плохоньких тощих лошадей в шорах, которыми управлял, помахивая кнутом, стоящий на передней площадке кучер, дергавший при посредстве шнура привешенный к крыше колокольчик. При подъеме в гору к паре лошадей, везущих вагон, прицеплялась цугом пара лошадей с мальчишкою-форейтором, одетым в форменное коричневое с светлыми пуговицами пальто, а летом в темную блузу. В особенно трудных и крутых местах прицеплялись две пары таких тощих лошадей, их долго и усердно нахлестывали и кучер и форейторы, и только после такого воздействия, сопровождаемого громкими побудительными криками и звонками, вагон благополучно поднимался в гору...

Конка была средством сообщения... демократическим. В ней ездил преимущественно мелкий московский обыватель. Люди с положением, тем более московская аристократия, на конках не ездили. Правда и то, что этот способ передвижения был очень медленным. Первоначально проложена была почему-то только одна колея рельсов с разъездами, на которых встречались и разъезжались вагоны, идущие в противоположных направлениях. Иногда вагону приходилось очень долго стоять на разъезде в ожидании встречного. Вот почему конка, когда надо было спешить, была средством передвижения непригодным. Учителя средних московских учебных заведений ездили на уроки всегда на извозчиках.

Сватовство (из мемуаров поэта И. А. Белоусова)

Общественная жизнь среди купечества была мало развита. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, трактиров и ресторанов да перегащивания друг у друга, почти не появлялись в общественных местах, а потому купеческие сынки и дочки, нравственность которых строго охранялась стариками, не могли встречаться и знакомиться друг с другом в общественных местах, поэтому-то в Москве и существовал чуть не целый класс людей, специально занимающихся сватовством.

Свахи, реже сваты, только тем и жили, что ходили по домам, где были женихи и невесты; они узнавали всю подноготную и сватали молодых людей друг у друга...

Деловой разговор они вели только с отцами и матерями женихов и невест, которых родители часто не спрашивали, хотят они жениться и выходить замуж, - главное заключалось в равенстве положения и в приданом.

Если та и другая сторона находили партию подходящей, то сватовство сразу же принимало деловой характер и сваха приносила в дом жениха роспись приданого за невестой. Каждая роспись, по традиции, начиналась такими словами: «Роспись приданого. В первую очередь - Божье благословение: иконостас с тремя иконами в серебряных вызолоченных ризах и к ним серебряная лампада...»

Дальше шло описание золотых, серебряных, бриллиантовых и жемчужных вещей, зимних шуб, причем подробно описывалось, на каком меху, с каким воротником и чем покрыта каждая шуба, сколько бархатных, шелковых, шерстяных и ситцевых платьев, какая мебель, сундуки; подробно описывалось белье, число дюжин простынь, наволочек, одеял, сорочек, вплоть до носовых платков.

Роспись рассматривалась, обсуждалась, происходила буквально торговля: покупатель выторговывал, а продавец твердо держал свою цену.

Наконец дело с приданым слаживалось, и сватовство шло дальше - назначались смотрины, где жених знакомился с невестой...

Вопросы к документам:

1. О каких изменениях в городской жизни свидетельствует первый документ?

2. Какие слои городского населения пользовались конкой? Какие не пользовались и почему?

3. О каких чертах купеческой жизни вы узнали из второго документа?

4. Как вы думаете, какие слои населения придерживались подобных традиций?

? Расширяем словарный запас:

Армяк - кафтан из толстого сукна.
Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий по обслуживанию населения городов.
Поддевка - длинная мужская верхняя одежда с мелкими сборками на талии.
Сюртук - верхняя мужская одежда, тип пиджака с длинными полами.
Урбанизация - рост городов и усиление их роли в жизни общества.
Фрак - род сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади.
Чуйка - долгополая мужская одежда, первоначально свободного покроя, позднее сходная с кафтаном.

Заключение

Главной чертой отечественной истории XIX в. было бурное развитие страны. Всего за 100 лет территория России увеличилась почти на 3,5 млн км. Число жителей выросло в 5 раз. Изменился состав населения империи: новые черты в экономике привели к складыванию промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Качественные перемены произошли и в остальных слоях общества.

В течение всего XIX в. Россия стояла перед выбором: реформы или революция. Власть ясно осознавала необходимость перемен и в то же время стремилась не допустить смуты, которая была неизбежна в условиях осуществления слишком решительных преобразований. Кроме того, большой вес в обществе имели силы, выступавшие против всяких изменений. Отсюда - во многом противоречивая и непоследовательная, но все же непрерывная полоса реформ. Ими были отмечены царствования практически всех российских императоров, правивших в XIX в. Венцом усилий властей по преобразованию общества стала эпоха «Великих реформ» 60-70-х гг. XIX в. Она ликвидировала крепостное право и открыла возможность ускоренного перехода к индустриальному обществу. Под знаком этого перехода проходило развитие России не только в XIX, но и в первой половине XX в.

Путь этот был трудным - далеко не всегда власть проводила ту политику, которая отвечала интересам страны. В такие моменты главным двигателем реформ становилось набиравшее силу общественное движение, впервые в XIX в. организационно оформившееся в консервативное, либеральное и революционное.

Наиболее разительными были перемены в экономическом развитии России. Старые мануфактуры уступили место крупному фабричному производству. Символом века стал паровоз. Начавшись со скромной 27-километровой Царскосельской железной дороги, сеть российских железных дорог к концу века выросла почти до 50 тыс. км. Бурно развивались новые экономические районы - Прибалтийский, Польский, Донецкий, Бакинский. Началась добыча и широкое промышленное использование нефти.

XIX век окончательно сделал Россию великой мировой державой. Это ее положение не было «даровано» ей кем- то. Оно было выстрадано и завоевано нашим народом в кровопролитной Отечественной войне 1812 г., завершившейся полным разгромом Наполеона. Роль России как великой державы не смогли поколебать ни поражение в Крымской войне, ни горечь других военных неудач. Без России теперь не мог решаться уже ни один вопрос мировой политики.


Характерными чертами русского быта оставалась консервативность и большая, чем в предыдущие периоды, но все еще незначительная дифференциация, разница в быте между боярами, дворянами и «черными» людьми была скорее количественной, чем качественной. Мало отличались друг от друга городские и сельские жилища. Город был комплексом усадеб, на улицы и переулки выходили не дома, а глухие заборы. В каждой усадьбе была изба, хозяйственные постройки, небольшой огород с садом. Горожане держали скот.
Жилища, за редким исключением (у самых богатых бояр изредка встречались каменные хоромы), были срубными из сосновых бревен, топились чаще всего по-черному, дым выходил через специальное дымовое отверстие. Каменные печи с дымоходами встречались в самых богатых домах. Дома украшались резьбой. Окна были небольшими, в богатых домах - слюдяные, в бедных - закрытые бычьим пузырем.
В одежде различий было больше. Знать одевалась богато и разнообразно. Были распространены одеяния из привозных тканей - фландрского сукна, венецианского бархата, атласа, тафты, парчи. Знатные бояре носили собольи и горностаевые шубы с золотыми или серебряными пуговицами. Простолюдины носили шубы из овчины и белки. В моде у аристократии были головные уборы восточного типа - «тафьи», тюбетейки.
Пища даже у простого населения в то время была обильна и разнообразна. Хлеб ели в основном ржаной, из ржаной муки пекли блины, из пшеничной - пироги и караваи. Ели каши и кисели, из овощей самой распространенной была репа (играла ту же роль, что картофель в современном рационе). Сравнительно недорого было мясо, чаще употребляли баранину. Мясо солили впрок. Рыба употреблялась в пищу свежей, соленой, сушеной и вяленой. Распространенными напитками были квас и морс. Дыни и арбузы использовали засоленными или консервированными в патоке. Особо изыскан был пищевой рацион бояр (приготовленные на вертелах лебеди и гуси, дорогие заморские приправы).
Резко различалась пища скоромная и постная. Посты продолжались долго, к тому же в каждой неделе постными были среда и пятница, когда запрещалось употребление мяса, коровьего масла и молока.
Семейный быт строился на основе безоговорочного подчинения главе семьи всех домочадцев - жены и детей. За непослушание следовало телесное наказание. Им подвергали даже бояр, они не считались позорящими. Однако следует учесть, что женщина в то время не была полностью бесправной. Она обладала имущественными правами: муж не мог распоряжаться приданым без ее ведома, а после ее смерти при отсутствии детей оно возвращалось в род покойной. Жена была распорядительницей всего домашнего хозяйства, в богатых домах ей подчинялась вся женская прислуга. Особенно высокое положение в обществе занимали вдовы. Они выступали как своеобразные опекунши своих даже взрослых детей. В своих вотчинах вдовы были полновластными хозяйками, составляли завещания, вели тяжбы с соседями и родственниками-мужчинами.

Еще по теме Характерные черты русского быта:

  1. Глава I ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ АНТИКОММУНИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ