Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Разработка открытого урока по специальности классическая гитара на тему "работа над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения". Методическая разработка на тему: Методическая разработка открытого урока «Гитара в различных видах ан

Разработка открытого урока по специальности классическая гитара на тему "работа над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения". Методическая разработка на тему: Методическая разработка открытого урока «Гитара в различных видах ан

Открытый урок

на тему:

«Работа с начинающими в классе гитары»

Преподавателя высшей категории

МБОУ ДОД Локотская детская школа искусств

Сергея Васильевича Иванина

Локоть - 2012

Цель урока: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи:

1. Образовательные. Научить учащегося владеть различными приемами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений

2 . Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре.

3. Воспитывающие. Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, терпения и настойчивости в преодолении трудностей.

4. Здоровьесберегающие. Соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки.

Форма урока: Индивидуальная

Методы:

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: гитара, подставка под ногу, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика.

План урока:

1. Организационный момент, вступительное слово (методическая справка).

2. Проверка домашнего задания.

Игра позиционных упражнений;

Игра гаммы С-dur с применением репетиции пальцев i-m, m-i;

Работа над этюдом;

Проигрывание ранее выученных пьес;

Проведение физкультминутки

3. Работа над новым приемом игры - двойное тирандо.

4. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока.

Методическая справка: первый урок в музыкальной школе является большим событием в жизни ребенка. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям. Поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Необходимо ребенку освоится в новой для него обстановке. Для этого педагог должен расположить его к себе: поиграть на уроке знакомые мелодии, предложить спеть знакомую песню – это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Надо подготовить ученика к тому, что музыкальные занятия – это не только удовольствие, но и кропотливый ежедневный труд. Если уроки проходят интересно, ребенок незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие занятия значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе.

Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, которые подготавливают его к выполнению технических задач. Особое внимание-посадка ученика, положение инструмента, постановка рук.

Игра гаммы С-dur приемом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m, m-i. Главная задача – точное чередование пальцев правой руки при движении вверх и вниз.

Развитие техники гитариста невозможно без работы над этюдами.

Калинин В. Этюд Е-dur. Работа над точностью аппликатуры левой руки, качеством звука в исполняемых аккордах.

Проигрывание ранее выученных пьес, указывая на недостатки и достоинства игры:

Красев М. «Елочка»

Калинин В. «Вальс»

Проведение физкультминутки:

«Паучок». Упражнение для разминки пальцев обеих рук.

«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.

«Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить и округлить спину как у мягкого медвежонка.

Работа над новым приемом игры - двойное тирандо в пьесе В.Калинина «Полька». Для подготовки к ее исполнению играем упражнение на открытых струнах двойными нотами. Затем делаем разбор произведения: размер, тональность, ключевые знаки, нотный текст, ритмический рисунок и начинаем его исполнение.

Домашнее задание.

Продолжать работать над упражнениями, гаммой и этюдами. Повторять пьесы «Ёлочка», «Вальс» - для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре.

«Полька» - отрабатывать новый прием, лучше ориентироваться в нотном тексте.

Анализ урока:

Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:

Четкость и ясность поставленных задач перед учащимися;

Разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;

Создание образного ряда (сравнения, ассоциации);

Подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;

Слуховой контроль учащимся исполняемых произведений.

Открытый урок по теме: « Работа над техническим материалом в классе гитары»

Преподаватель ДМШ № 14

Антух Дарья Викторовна

Учащаяся 3 класса

Владимирова Алёна.

Цель: Формирование и развитие технических способностей учащегося.

Методы:

Словесный - общение с учащимся, дискуссии.

Наглядный показ педагогом технического материала, показ видео материалов, убеждения.

Практический исполнение учащимся технического материала, непосредственно отработка отдельных мест, пассажей, арпеджио, самооценка, контроль.

Задачи: Образовательные:

1.​ Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

2.​ Обучить способам работы с гаммами, гаммаобразными пассажами и арпеджированой фактурой.

​ Развивающие:

1.​ Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

2.​ Способствовать развитию основных игровых движений.

3.​ Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

​ Воспитательные:

1.​ Воспитывать любовь к игре на гитаре.

2. Привить любовь к техническому материалу, как к неотъемлемой части музыканта.

3.​ Воспитывать культуру исполнения.

4.​ Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

План урока:

Введение. Начальный этап работы на уроке.

а) упражнения для учащегося без инструмента.

Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.

а) упражнение на независимость пальцев правой руки;

б) упражнения для работы над качеством звука.

3.Работа над гаммой и гаммаобразными пассажами на примере этюда.

а) работа над качеством звукоизвлечения;

б) работа с ритмическими рисунками по карточкам.

в) различные варианты исполнения этюда.

4. Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюдов» М.Каркасси.

а) прослушивание видеоматериалов, впечатление и обсуждение.

б) анализ прелюдов (выбор вариантов исполнения);

в) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.

5. Подведение итогов работы.

а) повторение пройденного материала.

б) поощрение учащегося и задание на дом.

Ход урок

Хотелось бы начать с цитаты великих: « Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград» (Людвиг ван Бетховен ).

Действительно, только через любовь и упорство можно добиться отличных результатов и не только на музыкальном поприще.

Сегодняшний урок посвящен не легкому труду гитаристов. Это работа над техническим материалом. Как правило, для учащихся это скучное и неинтересное занятие, игра гамм, упражнений и этюдов, но и без этого мы не сможем развиваться и добиваться всевозможных высот в музыке.


План- конспект открытого урока
педагога дополнительного образования по классу гитары Муниципального учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №2 имени Народного артиста РСФСР А.Г.Розума» города Ржева Тверской области
Крыловой Виктории Юрьевны
Тема
: "Работа над качеством звукоизвлечения на

начальном этапе обучения в классе гитары"
Урок разработан для учащегося 1 класса

Цель урока:
Развитие и совершенствование исполнительских навыков в процессе обучения игре на гитаре
Задачи урока:

Образовательные:
- добиться осознанного грамотного исполнения различных способов звукоизвлечения на гитаре, применеия правильной аппликатуры.
Развивающие:
- развивать исполнительские навыки игры на гитаре.
Воспитательные:
- формировать внимательное отношениек звукоизвлечению и исполнительскому процессу.
Тип урока:
формирование и закрепление знаний, умений, навыков.
Основные методы и приёмы обучения:
Словесный -рассказ, беседа Наглядный - показ на инструменте практический - исполнение упражнений, попевок.
Средства обучения:
Гитара, стул, подставка под ногу, пюпитр,нотный сборник.
Структура урока:
1. Организационный момент (1мин.) 2. Игра "аппояндо"(6мин.) 3. Упражнения для левой руки (13 мин.)  чередование прижатых ладов с открытой струной  хроматизм вверх и вних в первой позиции  хроматизм со сменой позиции  хроматическая гамма в первой позиции от шесто струны до первой 4. Игра "тирандо"(10мин.) 5. Упражнения на мелодию с басом.(10мин.)
Ход урока:

1. Правильная посадка за инструментом - залог хорошего исполнения. Обратить внимание на то, чтобы ребёнок не сидел напряженно. Спина прямая, руки свободные, пальчики полукруглые. Настроение хорошее. 2. "Теремок", "Шаг, шаг, побежали". Освоение навыка игры "аппояндо" начинаем с ритмических попевок на одной открытой струне (без участия левой руки). Добиваемся ритмичной точности исполнения, игры с "замаха", а не со струны. На тонких струнах чередуем пальцы i,m . На басовых струнах активно работает палец p, следим за тем,чтобы палец не "уходил" под ладонь. Попевки "Кошкин дом", "Бубенчики" - научиться плавно переходить пальцами правой руки со струны на струну. Следить за непременным чередованием пальцев i,m. 3.Упражнения для левой руки. Добиваемся четкой скоординированности работы правой и левой рук. Следим за правильным положением левой руки: ладонь не прижимается к грифу; пальцы ставятся параллельно порожкам, на подушечки. Сила давления на струну достаточная для извлечения чистого звука, но не чрезмерная. При игре без открытой струны пальцы левой руки удерживаются на ладах по возможности дольше. Смена позиций должна происходить плавно, незаметно. В правой руке по-прежнему чередуем пальцы i,m. 4. Различные конфигурации арпеджио. Работа только правой рукой. Добиваемся свободы правой руки, работа только пальцами без участия кисти и предплечья, запястье высокое. Следим за использованием правильной аппликатуры; Добиваемся ритмически ровного движения. 5. Попевки "Тетка Агашка", "Ладушки". При игре мелодии с басом верхние ноты всегда должны исполняться с опорой на соседнюю струну, иначе звуки различаются по силе и окраске. Добиваемся одновременного звучания верхней ноты и баса, легкости исполнения.

Знакомство с гитарным искусством

(план-конспект занятия)

В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания ребенка , которое способствует его творческой самореализации . Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания.

Особое место занимает гитара в досуге молодежи . Музыкальное творчество подростков - это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Умение исполнять песни под гитару всегда высоко ценилось в молодежной среде. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный смысл.

Цель: познакомить с основами мировой музыкальной культуры игры на гитаре.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с историей гитары, с испанской школой игры Маттео Каркасси;

познакомить с правилами посадки при игре, основными положениями рук и пальцев;

знакомство с культурой игры, соблюдением правил гигиены.

Развивающие:

формировать навыки тренировки рук и пальцев, выполнения упражнений;

способствовать развитию умений и навыков выразительной игры на шестиструнной гитаре.

Воспитательные:

расширить музыкальный кругозор;

воспитать сценическую культуру.

Материально-техническая база : гитары (для учащихся, у педагога - для показа), подставки для ноги, распечатанные тексты песен.

Ход занятия

Знакомство с музыкальным инструментом - гитарой шестиструнной.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с таким известным музыкальным инструментом, как шестиструнная гитара. Ответьте на вопрос: какие музыкальные инструменты родились в России?

Дети: балалайка, гусли, гармонь, ложки деревянные.

Педагог: Верно. А как вы думаете, в какой стране родилась гитара?

Дети: Испания, Италия.

Педагог: Испания в средние века была главным центром развития гитары, куда она была завезена арабами. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Она получила название - испанская гитара . С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует и до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов Ф. Сора (1778—1839), Д. Агуадо (1784- 1849) и итальянских — М. Джулиани (1781 - 1829), Ф. Карулли (1770 - 1841), М. Каркасси (1792 - 1853). Испанская школа - это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащенные гитаристами-классиками. Совершенствуя технику игры, гитарист стремился развить, прежде всего, беглость. Именно эту цель ставит перед собой автор «Школы игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси. М. Каркасси предлагает для изучения девять тональностей: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа мажор, ля, ми, ре минор. В каждой из этих тональностей он дает гамму; каденцию; прелюд, содержащий аккордовую последовательность, и две-три пьесы (как правило, Вальс, Аллегретто и Марш, реже Андантино и Анданте). Все эти пьесы весьма мелодичны, удобны для исполнения..Постепенно объем их увеличивается, а текст усложняется.

Составные части гитары.

Педагог: Основными частями является корпус, шейка с грифом, головка и струны. Гитара шестиструнная имеет две деки верхняя и нижняя, соединенными двумя стенками по бокам — обечайками. Верхняя деревянная дека — важный фактор, отвечающий за звучание инструмента. Немного выше самого центра верхней деки находиться круглое резонансное отверстие, обрамленное розеткой. Немного ниже находиться пластинка, называемая подставкой. Посредине ее возвышения, в котором находится прорезь устанавливается не большая по ширине прямоугольная костяная пластинка, называемая нижним порожком. Порожек нужен для фиксации струн приподнятыми над верхней декой, и передачи вибрации. Шейка гитары шестиструнной с грифом вклеена в верхнюю часть корпуса. В верхней части грифа расположен верхний порожек с прорезями, в котором располагаются струны. Конечной частью гитары шестиструнной является головка. В головке гитары имеется колковый механизм. Вращая их можно изменять натяжение струн, соответственно и звук. Гитара имеет шесть струн — три тонких и три более толстых, называемые басовыми.

Посадка. Положение рук при игре.

Педагог: Сядьте на краешек стула с жестким сиденьем и без подлокотников, левую ногу поставьте на подставку, высотой 10-15 см в зависимости от высоты сиденья и длины ног. Левое колено должно быть выше уровня стула. Сидите ровно, не облокачиваясь на спинку стула.

Когда Вы удобно сядете, возьмите гитару, поставьте ее выемкой обечайки на левую ногу, примерно на середину бедра. Правая нога должна быть отставлена от левой на расстояние, необходимое для нижней части гитары, обеспечивая для нее упор. Либо положите правую ногу на левую, а гитару на правую ногу (этот вариант наиболее подходит для девушек).

При правильной посадке головка грифа должна находится примерно на уровне или чуть выше левого плеча, грудь должна слегка касаться нижней деки, но не наклоняйте гитару к себе.

Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком его месте и свесьте кисть. Кисть при этом должна быть округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого, сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг - параллельны струнам. Следите, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец правой руки должен оказаться напротив басовых струн, а остальные напротив первой, второй и третьей. Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке. Предплечье левой руки должно быть приподнято, запястье согнуто. Кисть должна быть округлой и располагаться так, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, а остальные пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться серединой подушечки на струну.

Культура игры (гигиена).

Практическая работа.

Выполнение упражнений на формирование навыков игры на гитаре.

Упражнение на правую руку - апояндо, тирандо;

Упражнение на левую руку;

Упражнения для левой и правой рук на координацию движений;

Упражнение на палец пульгар (р) - правая рука.

Роль аккомпанемента в гитарном искусстве.

Педагог: Аккомпанемент - музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Гитара, как аккомпанирующий инструмент, имеет большое значение. Так, например, гитара может сопровождать сольные, вокальные или инструментальные партии, быть фоном. Также важную роль гитарный аккомпанемент играет и в сплочении коллектива, семьи, когда исполняются песни под гитару вокруг костра, на даче, теплыми уютными домашними вечерами. Совместная творческая деятельность детей и родителей в этом плане способствует открытию таких способностей у учащихся, как создание собственных стихов, текстов песен и аккордов.

Практическая часть.

1) Показ, разучивание и исполнение произведения Булата Окуджавы «Пожелания друзьям»;

2) Пение под гитарный аккомпанемент произведения М. Дунаевского «Непогода»

Подведение итогов занятия.

Список используемой литературы:

М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: 2001.

В. Калинин. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Н.: 1998.

Ф. Ноуд. Шаг за шагом: Самоучитель игры на гитаре. - М.: 2004.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики
/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,
ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

Открытое занятие по классу гитары

«Работа над звуком в классе гитары»

Выполнила: Михайлова Маргарита Павловна
Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары
Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Цель открытого занятия: развитие и формирование исполнительских навыков игры на гитаре

Задачи открытого занятия.
Обучающие:
- совершенствование и приобретение новых навыков игры на гитаре;
- обращать внимание на качество звучания инструмента;
- обучение учащегося навыкам исполнения произведения с тщательным слуховым контролем;
- умение использовать современные технические средства и комъютерные технологии.

Развивающие:
- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности;
- развитие внутреннего слуха;
- развитие эмоционального отношения к исполнению произведений;
- развитие исполнительского мастерства.

Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитывать внимание, умение слушать музыку;
- воспитывать навыки художественного, образного восприятия и исполнения произведений.

Тип урока: обобщающий

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование и материалы, необходимые для урока:
- компьютер;
- подставка для ног;
- музыкальные инструменты: гитара;
- муз материал: 1. Гамма Соль-мажор
2. «Утушка луговая» обр. А Иванова-Крамского
3. «Позарастали стежки-дорожки» обр. А.Иванова-Крамского
4. Е.Шилин «Тарантелла»
5. Г.Купер «Тарантелла»

Ход открытого занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Гамма Соль-мажор в 2 октавы
Следить за постановкой рук. Игра в позициях.
Обратить внимание на звукоизвлечение.

Домашнее задание: Гамму Ми-мажор играть различными штрихами
Разобрать гамму ми-минор во II позиции

.
4. «Утушка луговая» Р.Н.П. в обр. А Иванова-Крамского
Просмотр презентации учащегося о творчестве А.Иванова-Крамского
Проигрывание пьесы. Работа над трудными местами.
Следить за тем, чтобы мелодия звучала ярче, добиваться лучшего звучания.
Работа над ритмом и темпом, динамическими оттенками

Домашнее задание: Выучить наизусть. Сложные места отрабатывать
в медленном темпе

5. «Позарастали стежки-дорожки» Р.Н.П. в обр. А.Иванова-Крамского
Разбор произведения: ознакомиться со словами песни и нотным текстом, узнать тональность, темп, размер
Обратить внимание на штрихи, аппликатуру
Шестнадцатые ноты играть мягче и ровнее
Анализ пьесы: пьеса гомофонного склада – мелодия и аккомпанемент с басом

Домашнее задание: Внимательнее следить за аппликатурой. Мелодию играть певуче, отдельно, со счетом

6. Е. Шилин «Тарантелла»
Понятие о «тарантелле» /музыкальный словарь/
Проигрывание 1 части в медленном темпе
Отработать штрих легато во 2 части
Обратить внимание на сильные и слабые доли

Домашнее задание: Играть медленно, верной аппликатурой. Следить за звуком.

7. Г.Купер «Тарантелла»
Игра в ансамбле.
Домашнее задание: повторение партии.

8. Обобщение.
Выставление оценки.