Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Уникальное произведение искусства. Секреты Янтарной комнаты

Уникальное произведение искусства. Секреты Янтарной комнаты


Бармы царя Алексея Михайловича, одна из самых ценных царских регалий

Такие царские регалии, как шапка Мономаха, скипетр и держава, знают все, а вот про бармы многие даже не слышали. А, между тем, это один из самых древних символов власти на Руси.

Бармы – это широкие оплечья со священными изображениями, украшенные драгоценными камнями. До времен Петра Великого их возлагали на свои плечи русские государи как при венчании на царство, так и в других торжественных случаях.

Бармы на Руси известны давно, еще со времен феодальной раздробленности, возникшей после распада Киевской Руси. Считается, что обычай носить бармы пришел к нам из Византии.

После того, как Иван III взял в жены принцессу Софью Палеолог из Византии, греческий император Константин XIX Мономах передал для него Шапку Мономаха, животворящий золотой крест и бармы.
«Ожерелье, сиречь Святыя Бармы, яже на плещу свою возлагаше».

С тех пор бармы стали неотъемлимой частью коронационных регалий.
К сожалению, как выглядело это драгоценное украшение, неизвестно, поскольку оно не сохранилось.

Украшали бармы либо шитьем, либо драгоценными медальонами, которые нашивали на круглый воротник.
Носилось это богатство вот так:


Бармы Федора Иоанновича


Бармы царя Михаила Федоровича

После смерти Михаила Федоровича государем всея Руси в 1645 году был объявлен его старший сын Алексей.


Царь Алексей Михайлович

«В лето 1645 сентября в 28... великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович... изволил венчатися царским пресветлым венцем и святыми бармами, еже есть диадимою по древнему царскому чину... А как прииде время, и благочестивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович... послал из Золотые полаты на казенной двор по животворящий крест Господень и по святые бармы.... и по весь царский чин своего государева боярина Василья Ивановича Стрешнева... А несли с казенново двора царский чин: протопоп Стефан нес святый животворящий крест Господень, в нем же древо святаго животворящаго креста Господня, да святые бармы, еже есть царская диадима, да царский венец, еже есть шапка Мономахова, да чепь злату, а нес на главе на златом блюде, под драгою низаною пеленою с драгим со многим камением, с великою честию, со страхом и трепетом и со всяцем благоговением и благочинием, и тихо и зело стройно».


Царь Алексей Михайлович с шитыми бармами-оплечьем (фрагмент)

Во времена его правления царская казна пополнилась новыми коронационными регалиями, сделанными греками, проживающими в Стамбуле – скипетром, державой и бармами. Возможно, это связано с тем, что греки-ювелиры из мусульманской страны в то время слыли на Руси первоклассными мастерами.

Держава. Стамбул, 1662 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, чеканка, гравировка, резьба,чернь, эмаль, канфарение. Скипетр. Стамбул, 1658 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, чеканка, гравировка, резьба,чернь, эмаль, канфарение. Принадлежали царю Алексею Михайловичу

Хотя некоторые украшения и цветовое решение скипетра и державы выполнены в турецких художественных традициях – на контрастном сочетании зеленых эмалей и красных рубинов, в их орнамент включены сцены из 12 самых главных православных праздников: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Уверение апостола Фомы, Сошествие Святого Духа, Вознесение, и венчают их православные кресты.

Бармы на оплечье Константинополь (Стамбул). II половина XVII в. Золото, камни драгоценные, мастика. Литье, чеканка, гравировка, эмаль, резьба. Принадлежали царю Алексею Михайловичу

Бармы представляли собой широкий белый воротник из шелка, украшенный медальонами.
Их круглые золотые пластинки, расписанные яркой разноцветной эмалью, обрамлены золотыми ажурными оправами, усыпанными сверкающими рубинами, алмазами, изумрудами. Всего на этих медальонах насчитывается 500 драгоценных камней, из них 248 алмазов.

Всего медальонов семь, три из них покрупнее, четыре поменьше.

Один крупный медальон выделяется из всех по форме и цветовой гамме. Видимо, он должен находиться в центре, а два других, имеющие выпуклую форму, на плечах.

На центральном медальоне изображена сидящая на троне Богоматерь с Иисусом Христом на коленях. Два ангела держат над ней корону.

Венчание Пресвятой Богородицы

На одном из плечевых медальонов изображен крест и христианские святые, император Византии Константин Великий и его мать Елена.

Обретение Креста святыми Константином и Еленой

На другом медальоне показано, как святой Меркурий в обличье воина поражает копьем гонителя христиан императора Юлиана Отступника.

Св. Василий Великий и св. воин Меркурий, поражающий копьем имп. Юлиана

И четыре медальона поменьше:

Пение псалмов царём Давидом


Сотворение мира


Цари, апостолы, праведники


Сошествие Святого Духа

В Оружейной палате хранится также тронное кресло, привезенное царю в подарок купцами. Изготовили его персидские мастера.

Иран, 1659 год. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, дерево, ткань; литье, чеканка, басма, лицевое и декоративное шитье, лаковая миниатюра по дереву. Высота: 161 см. Ширина: 75,5 см. Длина: 51 см. Принадлежал царю Алексею Михайловичу

Основа трона сделана из сандалового дерева, а облицован он пластинами из золота и серебра, украшенными причудливыми узорами из драгоценных камней. Алмазов на этот трон пошло так много, что его стали называть "Алмазным".

На спинке трона – надпись, прославляющая царя:
"Могущественному и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659".
Вручив этот подарок царю, купцы надеялись выпросить у него взамен право “беспошлинной торговли”, однако, царь на это не пошел и просто выкупил у купцов этот трон.

Сегодня - Международный день архитектуры. По мировой традиции он отмечается в первый понедельник октября. Что говорят специалисты о новом времени? Сохранит ли древний город свою архитектурную уникальность? Об этом Владимир Косыгин.

Древняя столица со своим обликом и характером. Сумма созидательных усилий десятков поколений. Так о Владимире говорил знаменитый академик, наш земляк - Игорь Столетов. Подчёркивая: исторический город - не просто "набор" старинных зданий и сооружений. Строго говоря, это уникальное произведение искусства. А потому любой резкий штрих может нарушить многовековую гармонию. На каком этапе Владимир сейчас? В новом тысячелетии?

По словам Владимира Пичугина, почётного председателя владимирского Союза архитекторов, областной центр разрастается, но все же его историческая часть сохраняет индивидуальность. Эта небольшая экскурсия неслучайна. Она проходит в Международный день архитектуры. Праздник, который отмечается в первый понедельник октября вот уже 20 лет. Владимир Пичугин уверен: это лучший повод, чтобы поздравить город и его мастеров.

"Хотелось бы поздравить всех архитекторов Владимирской области, пожелать хороших заказов. Ведь благополучие архитекторов - это хорошие заказы. Естественно - здоровья. Поскольку нужно их выполнять здоровым людям".

"Архитектурный Владимир" наращивает свои масштабы. Но главный плюс - отсутствие больших строек в центральной части. Есть чёткий свод правил относительно застройки исторического ядра. Так что существенных изменений нет, как и больших реконструкций.

ВЛАДИМИР ПИЧУГИН, ПОЧЁТНЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЛАДИМИРСКОГО СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ: "Законодательство региональное относительно регламентов по историческому ядру и прилегающим территориям. Оно несколько остановило начинающийся разгул. При помощи этого законодательства приводим в чувство".

"Привести в чувство" и "воззвать к здравому смыслу" удалось и в 70-ые годы XX века. Сейчас в это сложно поверить, но весь исторический центр планировали застроить хрущёвками. Шутка ли, панельные дома - бок о бок с Золотыми воротами XII века? Во Владимир "сверху" - как прямое руководство к действию - спустили проект московского "Гипрогора". Оружием владимирцев стали профессиональный взгляд и мудрость. "Отстояли". И вот как об этом, в одном из своих последних интервью вспоминал Игорь Столетов.

ИГОРЬ СТОЛЕТОВ, ПОЧЁТНЫЙ АРХИТЕКТОР РОССИИ, ДВАЖДЫ ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ РОССИИ, АКАДЕМИК АРХИТЕКТУРЫ : "Мы не спорили, мы понимали недопустимость этого. От Никитской церкви, где мы сейчас сидим, до Золотых ворот, по этому проекту должны были стоять 6 девятиэтажных башен панельных. Вот чтобы осталось от Владимира".

Специалисты нового времени подчеркивают: открытие пешеходной зоны на Георгиевской стало знаковым событием. По словам Владимира Пичугина, идея "владимирского Арбата" обсуждалась давно. И он лично также мечтал увидеть её воплощённой в реальность. Не менее важным Владимир Евгеньевич считает и открытие Лыбедской магистрали. С введением всех заявленных очередей большой дороги, Владимир сможет еще больше раскрыть своё внутреннее пространство. Свой мир. Города, наполненного историей.

Владимир Косыгин, Илья Хлудов

В Екатерининском дворце в Пушкине есть небольшая комнатка, которую окружает множество легенд. Над разгадкой тайны Янтарной комнаты до сих пор безуспешно бьются историки и искатели сокровищ.

сайт рассказывает, как и когда было утеряно произведение искусства и где оно может находиться.

В дар Петру

История Янтарной комнаты начинается в 1701 году. Именно тогда прусский король Фридрих I дал задание зодчему Андреасу Шлютеру смастерить необычный кабинет. В течение 8 лет стены одного из дворцовых помещений декорировались янтарем. В 1709 году Янтарная комната была готова. Через некоторое время плохо закрепленные янтарные панно берлинской резиденции рухнули, что страшно разгневало Фридриха I. За это он даже выслал нерадивого мастера из страны. Через некоторое время Фридрих умер, и уникальная комната перешла в наследство его сыну. Но Фридрих Вильгельм не оценил произведение искусства и вскоре преподнес этот кабинет в дар российскому императору Петру I. Петр Алексеевич по достоинству оценил бесценный подарок, о чем с восторгом писал в письме своей супруге. В 1717 году Янтарная комната была доставлена в Санкт-Петербург.

В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена из калининградского янтаря. Фото: Commons.wikimedia.org

В последующие столетия помещение несколько раз дополнялось, комната приобретала еще более совершенный вид. К изменениям приложил руку такой известный мастер, как Растрелли. Янтарная комната заметно увеличилась в размерах. Правда, панно быстро приходили в негодность из-за частых перепадов температуры, сквозняков и печного отопления, поэтому в XIX веке там не раз проводились реставрации. Очередная переделка была запланирована на 1941 год, но война не дала осуществиться этому.

Исчезновение реликвии

Осенью 1941 году немецкие войска подошли вплотную к Ленинграду. Сокровища Екатерининского дворца оказались в руках грабителей. Как выяснилось позже, Янтарную комнату даже не готовили к эвакуации. Вроде бы пробовали снимать панели, но из-за осыпания янтаря прекратили эти попытки. А вот немецкие солдаты всего за 6 часов разобрали и упаковали реликвию. Комнату жаждали заполучить в Берлине, но гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох опередил соперников. По его приказу ящики с янтарем были отправлены в Кенигсберг и смонтированы в местном королевском замке.

Бывший президент Франции Жак Ширак в восторге от увиденной красоты. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1944 года во время налета английской авиации комната могла сгореть. Но могла и сохраниться, ведь незадолго до этого панели были вновь разобраны и сложены в одном из залов дворца. В апреле 1945 года город и замок были заняты советскими войсками. Неожиданно на руинах вспыхнул пожар. Среди пепла были найдены несколько элементов мозаики. Одну часть сохранил офицер немецкой армии. В 2000 году этот элемент был возвращен в Царское Село. Дальше у историков есть только многочисленные версии местонахождения Янтарной комнаты, так как она бесследно исчезла. Дело в том, что в руинах Кенигсбергского замка не было обнаружено ни одного кусочка стекла, а массивные стеклянные панели были неотъемлемой частью кабинета. Следовательно, хотя бы часть комнаты могла быть сохранена.

Вывезли в Южную Америку?

Существуют сотни версий, где может быть спрятана Янтарная комната. Одна из самых распространенных - в подземельях Кенигсбергского замка. Выдвигались гипотезы, что она сгорела при пожаре, хранится в соляных шахтах в Восточной Германии, в других секретных хранилищах. Некоторые историки даже утверждают, что ее вывезли в Америку, и она находится в банковских сейфах или покоится на дне Балтийского моря.

Немецкие и советские власти даже инициировали масштабные раскопки на месте разрушенного Кенигсбергского замка в Калиниграде, которые проходили в течение десятилетий. Якобы даже были найдены очевидцы, которые утверждали, что видели ящики с янтарем за несколько дней до бомбардировки города. И в последний момент их спрятали в подвалах дворца. Проведенные раскопки не принесли результата, хотя археологи углубились на 30 метров в землю. Существуют совсем фантастические версии, которые утверждают, что нацисты смогли вывезти уникальные панно в Южную Америку и комната хранится там в руках потомков проигравших войну немцев.

Расследование о судьбе раритета продолжается много лет, и тайна по сей день окружает это произведение искусства.

Уникальная работа реставраторов

Восстанавливая Янтарную комнату, советским и российским реставраторам пришлось заново осваивать методы обработки янтаря. Они столкнулись с огромными трудностями, ведь практически не было цветных фотографий декора. А методы, которые применяли немецкие мастера для изменения цвета янтаря, пришлось открывать заново. Реставраторы успешно справились с этой тяжелейшей задачей, которую решали несколько десятилетий!

В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена из калининградского янтаря. И сегодня она доступна для посещения в Екатерининском дворце.

А вот те, кто продолжает искать подлинную Янтарную комнату, по-прежнему далеки от успеха. Этот утерянный объект привлекает сотни и сотни искателей, а тысячи людей задаются вопросом, где же спрятано это уникальное сокровище? Ведь оно считается одним из самых романтических объектов в истории человечества.