Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Особенный человек рахметов значение образа в романе. Рахметов - герой романа Н.Г

Особенный человек рахметов значение образа в романе. Рахметов - герой романа Н.Г


ОБРАЗ
РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО
ДЕЛАТЬ?”



Центральным
в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”
является образ Рахметова - “особенного
человека”, “высшей натуры”. В его образе
слились лучшие черты передовых людей эпохи
Чернышевского.


Аристократ
по происхождению, он становится демократом
по взглядам на жизнь и образу поведения.
Рахметов - профессиональный революционер,
революционный вождь. Это “рыцарь без
страха и упрека”, человек, будто выкованный
из чистой стали. Таких людей, как он, немного.
“Я встретил, - замечает Чернышевский, - до
сих пор только восемь образцов этой породы (в
том числе двух женщин)...”


Не сразу
стал Рахметов “особенным человеком”. Он
приехал в Петербург обыкновенным
порядочным юношей. Сближение с Кирсановым,
познакомившим Рахметова с учением
социалистов-утопистов и философией
Фейербаха, явилось толчком к превращению
его в “особенного человека”. “Жадно
слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал,
прерывал его слова восклицаниями проклятий
тому, что должно погибнуть, благословений
тому, что должно жить”. Одаренный
необыкновенными способностями, Рахметов,
изучив теорию социализма, скоро переходит к
революционным действиям, становится
революционером, человеком “особой породы”.
“Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе”,


- говорит
о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной
быстротой расширяет круг своих знаний. В
двадцать два года “он был уже человеком
очень замечательно основательной учености”.
Читает Рахметов только “самобытные”
сочинения, что, по его мнению, “по каждому
предмету капитальных сочинений очень
немного; во всех остальных только
повторяется, разжижается, портится то, что
все гораздо полнее и яснее заключено в этих
немногих сочинениях. Надобно читать только
их; всякое другое чтение - только напрасная
трата времени”. Понимая, что сила вождя - в
его близости к народу, Рахметов пристально
изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил
он всю Россию, был дровосеком, пилыциком,
камнетесом, вместе с бурлаками тянул лямку.
Для простого человека он - свой, родной
человек. Недаром бурлаки прозвали его
Никитушкой Ломовым в память легендарного
волжского богатыря-бурлака.

Рахметов,
готовя себя к революционной деятельности,
знает, что ему придется переносить лишения,
мучения, быть может, пытки со стороны
царских тюремщиков. И он заранее закаляет
свою волю и тело, приучает себя переносить
физические страдания, отказывается от
всякой роскоши. Рахметов отличается редкой
работоспособностью. “Он успевал делать
страшно мною, потому что и в распоряжении
времени положил на себя точно такое же
обуздание прихотей, как и в материальных
вещах. Ни четверги часа в месяц не пропадало
у него на развлечение, отдыха ему не было
нужно”. Занятия его разнообразны, и смена
их является для Рахметова отдыхом. О тайной
революционной работе Рахметова
Чернышевский, по вполне понятным причинам,
не мог говорить открыто. Он только глухо
упоминает о том, что у Рахметова “дел... была
бездна, и все дела, не касавшиеся лично до
него; личных дел у него не было, это все
знали... Он мало бывал дома, все ходил и


разъезжал,
больше ходил. Но у него...бывали люди... часто
по нескольку дней его не бывало дома. Тогда
вместо него сидел у него и принимал
посетителей один из его приятелей,
преданный ему душою и телом и молчаливый,
как могила”. Рахметов, зная, что революции
нужны преданные и знающие люди, заботится о
подготовке революционных кадров: в
нескольких университетах учатся его
стипендиаты, готовящиеся к подпольной
деятельности. Рахметов кажется человеком
суровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишь
невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным
чудовищем”. Но суровость его только
внешняя, за ней скрывается нежная и любящая
натура. “При всей своей феноменальной
грубости, он был, в сущности, очень
деликатен”, - замечает Чернышевский. “Какой
это нежный и добрый
человек”,
- думает о нем Вера Павловна. Для того чтобы
помочь угнетенным, Рахметов отказывается
во имя революционной работы от личного
счастья. “Я должен подавить в себе любовь,
- говорит он любимой женщине, - любовь к
вам связывала бы мне руки, они и так не скоро
развяжутся у меня, - уже связаны. Но развяжу.
Я не должен любить... такие люди, как я, не
имеют права связывать чью-либо судьбу с
своею”.

Рахметов
борется за счастье народа, и эта борьба
становится делом всей его жизни. Нелегок
путь, по которому идет Рахметов, но богат он
счастьем и радостями. Огромно значение
Рахметовых для жизни. “Мало их, но ими
расцветает жизнь всех; без них она заглохла
бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем
людям дышать, без них люди задохнулись бы.
Велика масса честных

и
добрых людей, а таких людей мало; но они в
ней... букет в благородном вине; от них ее
сила и аромат; это цвет лучших людей, это
двигатели двигателей, это соль соли земли”.
Для многих поколений революционных борцов
образ Рахметова явился примером поведения
и подражания, источником вдохновения, в нем
они черпали силы и мужество.

"Что делать?" Н. Г. Чернышевского - произведение о новоявленных, современных писателю, людях, об их необычной для того общества жизни. То была передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция, вышедшая из разночинцев. Это были настоящие люди дела, пытавшиеся завоевать счастье для людей в битве с существовавшими незаслуженными социальными устоями. Они любили трудиться, страстно были увлечены и преданы науке, их моральные идеалы благородны и возвышенны. Эти люди создают личные взаимоотношения на обоюдном доверии и уважении. Разночинцы не испытывают сомнений в борьбе, не уходят от трудностей, ведут битву за идеал ясного и светлого будущего, за наилучшую жизнь. В их среде четко вырисовывается личность "особенного человека" Рахметова. Наверняка, стремясь веско обосновать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна в самом деле люди ординарные, обыкновенные, Чернышевский вводит персонаж титанического героя Рахметова, которого сам считает выдающейся и незаурядной личностью и именует необычным человеком. Рахметов в действии романа не участвует. Подобных людей чрезвычайно немного: их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье; они любят все человечество, страдают от всякой совершающейся несправедливости, чувствуют в собственной душе огромное горе - плачевное прозябание миллионов людей и предаются выздоровлению от данного недуга со всем своим пылом.

Рахметов стал подлинным образцом всесторонне развитого человека, порвавшего со своим классом и нашедшего в жизни простого народа, в борьбе за его счастье свой идеал, свою цель. Критики писали: "Еще в ранние студенческие годы формировался ригоризм особенного человека, то есть вырабатывались привычки к суровому, непреклонному соблюдению оригинальных принципов и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни". Путь обыкновенного, хорошего, доброго и честного юноши-студента начался с чтения книг, с выработки нового взгляда на жизнь. Он прошел школу политического воспитания у студента-разночинца Кирсанова. Книги для чтения, рекомендованные Кирсановым, Рахметов брал в книжных магазинах. После чтения таких книг он укреплялся в мысли о необходимости скорейшего улучшения материальной и нравственной жизни многочисленнейшего и беднейшего класса.

Рахметов учится и работает у себя на Родине, а не за границей. Учится он у русских людей, занятых повседневным трудом. Ему необходимо в первую очередь знать, насколько материально стеснена их жизнь по сравнению с его собственной жизнью. С семнадцати лет он приобщается к суровому образу жизни простого народа. В юности несколько часов в день работал чернорабочим: возил воду, таскал дрова, копал землю, ковал железо. Окончательно уважение и любовь простых людей Рахметов приобрел во время трехлетних странствий по России, после того как прошел бурлаком всю Волгу. Товарищи по лямке ласково окрестили его Никитушкой Ломовым.

Рахметов своим суровым образом жизни воспитывал физическую выносливость и духовную стойкость, необходимые для будущих испытаний. Уверенность в правоте своих политических идеалов, радость борьбы за счастье народа укрепляли в нем дух и силы борца. Рахметов понимал, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть, и поэтому заранее готовил себя к ней. Мне кажется, не требуется больших усилий и особого воображения, чтобы понять общий характер деятельности Рахметова: он постоянно занимался чужими делами, личных дел у него просто не было, это все знали. Рахметов занимался делами других людей, он всерьез работал для общества. Он вообще обладал множеством отличительных черт. Например, вне своего круга он знакомился только с людьми, имеющими влияние на других, имеющими авторитет. И трудно было отмахнуться от Рахметова, если он задумал ради дела с кем-то познакомиться. А с ненужными людьми он вел себя просто-напросто по-хамски.

Рахметов ставил невообразимые опыты над своим телом и до смерти пугал этим свою хозяйку Аграфену Антоновну, сдававшую ему комнату. Он не признавал любви, подавлял в себе это чувство, не желая допустить, чтобы любовь связала его по рукам и ногам. Рахметов отказался от любви во имя великого дела.

"Да, смешные люди, даже забавные... Мало их, но ими расцветает жизнь всех вокруг; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают возможность всем людям дышать, без них люди задохнулись бы."

Писатель-демократ Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал: "Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Однако время обнаружило несостоятельность социалистических идей. И в настоящий момент нам становится понятно, зачем вожди Октябрьского переворота выбрали Рахметова своим идеалом. Они выковывали такие качества характера, с какими им было благоприятно вершить бесчеловечные поступки: не жалели ни себя, ни тем более других, выполняли приказания с холодящей слепой четкостью непоколебимого двигателя, смотрели на инакомыслящих, точно сверхчеловеки на недочеловеков. В итоге Россия была потоплена в крови, а мировое сообщество было потрясено изуверством революционных актов.

Современная Россия находится снова на пути к цивилизованному будущему. И остается только лишь мечтать о том, чтобы в этом нашем будущем было меньше "особенных" людей, а побольше обыкновенных и простых: добросердечных, улыбающихся, веселых, живущих своей личной жизнью. Хочется, чтобы это все-таки нашло отражение в действительности.

Вот подлинный человек, который особен но нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это есть единствен ный для вас путь, который может привести к желанной цели.

Н.Г.Чернышевский.

Как действующее лицо Рахметов появляется в главе "Особенный человек". В других главах его имя только упоминается. Но чувствуется, что образ поставлен в центре внимания читателя, что Рахметовглавный герой романа "Что делать?". Глава "Особенный человек" образует как бы маленькую самостоятельную повесть в романе, идея которого не будет без нее полной и понятной.

Рассказывая о Рахметове, Чернышевский умышленно сдвигает временный порядок фактов, и не дает определенно последовательной характеристики и биографии. Он использует намеки и недомолвки, переплетая то, что о нем "знали", с тем, что "узнали" впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципиальное значение. Например, происхождение. Действительно, почему разночинец Чернышевский делает главным героем социально политического романа дворянина, родословная которого уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционера-дворянина делал идею революции более убедительной и привлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своих привилегий жить за счет народа, значит, кризис назрел.

Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Семья его была, очевидно, крепостническая. Об этом говорит скупая фраза: " Да и видел он, что в деревне". Наблюдая жестокости крепостного права, юноша стал размышлять о справедливости.

"Мысли стали бродить в нем, и Кирсанов был для него тем, что Лопухов для Веры Павловны". В первый же вечер он "жадно слушал" Кирсанова, "прерывал его слова восклицаниями и проклятиями тому, что должно погибнуть, благословениями тому, что должно жить".

Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только своей аристократической родословной, но и исключительной силой характера, которая проявляется в постоянной закалке тела и духа, но особенно в поглощенности делом подготовки к революционной борьбе. Это человек идеи в самом высоком смысле слова.

Мечта о революции для Рахметова руководство к действию, ориентир всей личной жизни.

Ярко проявляется в Рахметове стремление к сближению с простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, занятий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жизни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломовым, выражая этим свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, который снисходительно разговаривал с "толстобородыми" мужиками, дворянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую изучению. Для него народ достоин уважения. Он пытается испытать хоть часть той тяжести, которая висит на мужицких плечах.

Рахметова Чернышевский показывает как человека "очень редкой", "особой породы", но в то же время как лицо типичное, принадлежащее к новой общественной группе, хотя и немногочисленной. Писатель наделил "особенного человека" суровой требовательностью к себе и другим и даже мрачноватой внешностью.

Вера Павловна сначала находит его "очень скучным". "Лопухов и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним по временам и некоторую трусовость... кроме Маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотой души и платья".

Но Вера Павловна, узнав поближе Рахметова, говорит о нем: "...какой это нежный и добрый человек".

Рахметовригорист, то есть человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правил поведения. Он готовит себя к революционной борьбе и морально, и физически. Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно улыбаясь: "Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно: однако же на всякий случай нужно. Вижу, могу". Таким, наверное, Чернышевский видел вождя революционеров. На вопрос: "Что делать?"Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и словами, помещенными в эпиграфе. Фигура этого ригориста оказала огромное влияние на последующие поколения русских и зарубежных революционеров. Об этом говорят признания этих людей, что их "любимцем был, в особенности, Рахметов".

Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на Рахметова.

Главный положительный образ романа Чернышевского «Что делать?» - Рахметов (Никитушка Ломов). Он является средоточием определенной позитивной программы Чернышевского, воплощением авторских этических и эстетических идеалов. Но, конечно же, содержание этого образа не исчерпывается ни этой программой, ни этими идеалами. Чернышевский понимал, что сам народ, само крестьянство не имеет условий для выработки революционного сознания. И, с этой точки зрения, образ Рахметова – это попытка художественно решить вопрос, который волновал Чернышевского всю жизнь. Именно в утверждении стремления к единству с народом - смысл и содержание этого образа. Образ Рахметова ярок и самобытен. Бросается в глаза подчеркиваемая автором простота, естественность этого героя, его полное равнодушие к богатству (несмотря на дворянское происхождение), отсутствие в нём всего господского, барского, его постоянное внимание к простым людям. Именно Рахметов приходит к Вере Павловне помочь в её большом горе. Рахметов живет лишь для народа, во имя народа: «...дел у него была бездна, и всё дела, не касавшиеся его лично, личных дел у него не было...» Стремясь показать близость и единство Рахметова с народом, Чернышевский соединяет в этом характере два образа: образ передового человека с «истинно современным» образом мыслей и образ «человека из народа»- Никитушки Ломова. Мы видим, как не жалеет себя этот герой. Он обладает нечеловеческой силой, выносливостью, вместе с бурлаками везёт на своих плечах тяжелые баржи. Поэтому он близок и понятен народу. Сравнение с пушкинским Пугачевым, гоголевским Тарасом Бульбой и другими подобными героями говорит о новизне этого типа для русской литературы. Чернышевский очень настойчиво и последовательно подчеркивает именно те новые черты в моральном облике своего героя, которые как раз и сближают его с народом. Когда Рахметова спрашивают, что является причиной его «странностей» и «чудачеств» (он развивает себя физически, очень просто одевается, ест «простою пищу») - он отвечает: «Так нужно... это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, - добавляет революционер, - может пригодиться». Рахметов - необыкновенный человек. Но в чьих глазах? «…Все немного побаивались Рахметова, - замечает Чернышевский, - даже Лопухов, и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним, по временам, некоторую трусоватость». А «с Верой Павловной он был очень далек». Только среди простых людей Рахметов - «свой человек»: он «любимец Маши», прислуги Веры Павловны и всех «равнявшихся ей или превосходивших ее простотою души и платья. Сам Рахметов гордился своей близостью к народу. Самым страшным, самым непростительным преступлением этот герой считает преступление против интересов народа. Упрекая Веру Павловну за то, что во время тяжелого душевного потрясения она на минуту забыла о своих мастерских, Рахметов говорит, что из-за этого могло пострадать дело, дело, в конечном счете, нужное именно народу. «Это, Вера Павловна, - продолжает Рахметов,- то, что на церковном языке называется грехом против духа святого, - грехом, о котором говорится, что всякий другой грех может быть отпущен человеку, но этот - никак, никогда». В сцене разговора с Верой Павловной Рахметов выполняет двойную «миссию», Вера Павловна успокоена, все начинает входить в рамки «обычной» жизни, но героя заботит состояние её прислуги Маши: - Вы теперь спокойна, Вера Павловна? - Да, почти. - Хорошо. Как вы думаете, спит Маша? Нужна она вам теперь на что-нибудь? - Конечно, нет. - А ведь вы уже успокоились; стало быть, вы уже могли бы вспомнить, что надобно сказать ей спи, уже первый час, а ведь она поутру встает рано». Интересно, что сцена у Веры Павловны - единственное место в романе, где появляется и действует Рахметов. Чернышевский вводит в эту сцену мотив заботы о простом человеке. Все условности «образованного общества» для Рахметова не существуют. Мысль о народе пронизывает весь образ революционера Рахметова. Это не случайно. Для Чернышевского заботиться о благе народа, о судьбе простых людей, значило быть революционером. В образе Рахметова воплощен дух самой эпохи, заветная мечта писателя. В нём нельзя не отметить романтические черты. Автор поднял героя над толпой, воплотил в нём надежду на пробуждение революционного сознания в народе, его раскрепощение и счастье. Неслучайно Рахметов появляется вновь в конце романа в сопровождении загадочной «женщины в розовом», символизирующей революцию.

РАХМЕТОВ

РАХМЕТОВ - центральный персонаж произведения Н.Г.Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863).

Р. отличается от других героев романа так же, как сам роман Чернышевского - от тради ционных психологических романов. В журнале «Эпоха», издававшемся М.М. и Ф.М. Достоевскими, о Р. писали как о «каком-то кабинетном мифе, путешествующем так же легко по факультетам, как и по Европе» (Н.Соловьев). В художественной иерархии романа он занимает высшую ступень, являясь единственным представителем «особенных» людей - пропорционально тому, как в жизни автор, по его словам, «встретил до сих пор только восемь образцов этой породы». Некоторая черта «уже соединяла их в одну породу и отделяла от всех остальных людей», попросту говоря - участие в подпольной революционной работе. Не зная «эзопова языка» Чернышевского, невозможно понять, зачем Р. вел «самый суровый образ жизни», «занимался чужими делами или ничьими в особенности делами», в «сборных пунктах» приятелей «знакомился только с людьми, имеющими влияние на других», «мало бывал дома, все ходил и разъезжал».

От «новых людей» «особенный человек» отличается многим. По происхождению он не разночинец, а дворянин, «из фамилии, известной с XIII века»; не обстоятельства, а только сила убеждений заставляет его идти против своей Среды. Он переделывает как умственную, так и физическую свою природу, поддерживает «в себе непомерную силу», потому что «это дает уважение и любовь простых людей». Он начисто отказывается от личных благ и интимной жизни, чтобы борьба за полное наслаждение жизнью была борьбой «только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности». Отсюда и прозвище Р. - «ригорист» (от лат. «rigore» - жестокость, твердость), под которым он впервые появляется в VI разделе третьей главы книги. Ригоризм жизненный вытекает из ригоризма мыслительного: «Все великие теоретики были людьми крайних мнений», - писал Чернышевский в статье «Граф Кавур». Р. служит живым воплощением теории «расчета взаимных выгод», реализуя потенции, заложенные в «новых людях». Важно и то, что ближайшим литературным предшественником Р. является Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети». Сохраняя некоторую стилистическую преемственность, Чернышевский в то же время показал, что Р. отличается от Базарова наличием позитивной точки приложения своих сил и имеет возможность действовать среди единомышленников.

Образ Р. построен на парадоксальном сочетании несочетаемого. Предельная хронологическая конкретность его биографии, служащей точкой отсчета и для многих других событий книги, соседствует со значительными событийными лакунами; второстепенное действующее лицо, он оказывается «поважнее всех... взятых вместе»; крайний материалист во взглядах, он живет и борется только за идею. Однако эта противоречивость оборачивается стилистическим разнообразием, характерным для жанра мениппеи, к которому близок роман.

При всей видимой постороннее™ образа Р. основному сюжету книги он занимает в нем осевое положение, выполняя функции посредника: между «открытой» (семейной) и «скрытой» (политико-революционной) частями сюжета, то есть между видимым и невидимым обыкновенному читателю мирами: между тем светом и этим (когда передает Вере Павловне записки от «уехавшего в Америку» Лопухова); между прошлым, настоящим и будущим (когда из «обыкновенного доброго и честного юноши»РАХМЕТОВдворянина, человека прошлого, становится «особенным человеком» будущего и знает наступление этого будущего с точностью до года); между разными частями этого мира (когда путешествует по России и за границей). Высшим проявлением мессианских свойств Р. является ожидание его приезда накануне «перемены декораций». Явный мифологический подтекст этого образа связан со структурой романа, организованной по принципу «мирового древа»: Р. и другие немногочисленные «особенные люди» спускаются с его верхнего, небесного яруса на грешную землю для ее очищения. Житийно-легендарные черты биографии Р., отсылающие к «Житию Алексия, человека Божия», к былинам о богатырях и к новейшим легендам о бурлаке Никитушке Ломове, к романтическим образам сверхлюдей, в сочетании с бытовой детализацией, призваны подчеркнуть его универсальность и абсолютную реальность.

Среди прототипов Р. чаще всего называют П.А. Бахметева (со слов самого Чернышевского), который учился у Чернышевского в Саратовской гимназии и после неоконченной учебы в земледельческом институте уехал в Европу, а затем в Океанию, чтобы создать там новый социальный строй. Образ Р., как и полагается всякому житийному образу, породил множество подражаний. Он стал эталоном профессионального революционера, на что указывал Д.И.Писарев в статье «Мыслящий пролетариат» (1865), назвав Р. «историческим деятелем»: «В общем движении событий бывают такие минуты, когда люди, подобные Рахметову, необходимы и незаменимы...»

Лит.: Писарев Д.И. Мыслящий пролетариат

//Писарев Д.И. Сочинения. В трех томах. 1.1. Л., 1982; Скафтымов А.П. Художественные произведения Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости

//Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972; Лебедев А.А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973; Та-марченко Г.Е. Чернышевский-романист. Л., 1976; Наумова Н.Н. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Л., 1978; Руденко Ю.К. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»: Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979; Пинаев М.Т. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»: Комментарий. Книга для учителя. М., 1988; Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма. М., 1996.

М.А.Дзюбенко


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "РАХМЕТОВ" в других словарях:

    Один из самых значимых героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) Рахметов, Салават Кипаевич См. также Ахметов … Википедия

    РАХМАТОВ РАХМАТУЛЛИН РАХМЕТОВ Рахмат, Рахмёт тюркские имена. От арабского слова рахмат спасибо, благодарность. (Ф). Рахматуллин милосердие Аллаха.(Э). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) РАХМЕТОВ Как и Рахматов, фамилия… … Русские фамилии

    Рахметов - герой романа Чернышевского Что делать? , тип аскетически самоотверженного борца. В лице Рахметова дан образ будущего революционера народовольца … Исторический справочник русского марксиста

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахметов. Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    - — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (англ. Rock climbing) вид спорта и вид активного отдыха, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу. Зародившись как разновидность альпинизма, скалолазание в настоящее время … … Википедия

    Соревнования в лазании на трудность Лазание на трудность вид скалолазани … Википедия