Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного
В старшей группе список задач расширяется:
Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие
К задачам подготовительной группы относятся:
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.
На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:
Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:
Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения
Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.
Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).
Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов
Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.
После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).
Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:
Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:
Вопросы на обнаружение мотива:
Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).
С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека
Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.
Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы.
Ключевые события сказки представлены в виде схем На плакате схематически изображены главные персонажи (девочка, медведь) и ключевые моменты повествования (лес, избушка, пирожки, короб) Каждая схематическая картинка соответствует строчке стихотворения
Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому - А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница - то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.
И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям
Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части:
Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:
Ключевая задача воспитателя - подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.
В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»), забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка).
Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова
Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).
Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок - подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.
Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками
В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа - Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы.
Дополнительно детям можно предложить раскрасить Незнайку
Другой пример - педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» (или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу).
Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.
После рассматривания отважных богатырей дошкольникам будет очень интересно послушать былину про Илью Муромца
Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.
После рассматривания иллюстраций ребятам наверняка захочется узнать, кто же на них изображён и что приключилось с героям
Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.
С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь:
В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.
Многие сказки для детей можно включать в какие-либо режимные моменты (например, переход к дневному сну)
Стихотворение Хорола про зайчика - очень ритмичное, что позволяет использовать его для двигательных упражнений
Заклички и потешки могут стать основой для физкультминутки или пальчиковой гимнастики
Это стихотворение полезно для работы с плаксивыми детьми, но не допускайте, чтобы такого ребёнка начали дразнить остальные
Сказка «Гуси-лебеди» отлично подойдёт для разговора о послушных и непослушных детях
«Теремок» очень популярен в ДОУ как театральная постановка с участием самих детей, хотя чаще её ставят уже в средней и старшей группах
Сказка «Мороз и заяц» обогатит знания детей о сезонных изменениях в природе
Для большего погружения в тему сказки можно включить детям аудиозапись с голосом сороки
Стихи и сказки учат ребёнка доброте, уважению к окружающим, поддерживают любознательность
Многие сюжеты русской литературы прошли через года, их знали ещё бабушки и дедушки нынешних малышей
Сказка «У страха глаза велики» - по сути психологическая
Дети с большим интересом относятся к историям о своих сверстниках
В старшем дошкольном возрасте сказки воспринимаются детьми более полно, могут быть соотнесены с прошлым и будущим временем года
В детском саду очень часто практикуется кружковая работа по чтению художественной литературы. Это направление очень актуально: у детской литературы сегодня много «соперников» - мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. Они не требуют от ребят размышлений, в отличие от художественного произведения. Наблюдается и такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных, познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребёнком требует сил, внимания и времени, которого многим родителям не хватает. В этих случаях задача приобщения дошкольников к книге ложится на плечи воспитателя. И хорошо, если помимо произведений, заданных образовательной программой детского сада, он знакомит ребят с другими замечательными сказками, рассказами, былинами, стихотворениями, а также пословицами и поговорками.
Сегодня у книг есть множество «конкурентов» в борьбе за внимание ребёнка
Что касается тематики литературного кружка, то она может охватывать:
Занятие в кружке проводятся обычно один раз в неделю во второй половине дня.
В качестве примера можно рассмотреть рабочую программу и перспективный план работы кружка «В гости к книжке» (рассчитан на три года обучения) воспитателя Е. В. Назаровой. Его особенность в том, что чтение литературы сочетается с проведением русских народных игр схожей тематики.
Елизавета Васильевна указывает следующие задачи кружка:
Цель - углублённо знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Одна из важных форм работы по чтению - открытые занятия, в ходе которых педагог демонстрирует коллегам свой новаторский опыт. Новизна может затрагивать различные аспекты:
Занятия с использованием ИКТ всегда смотрится выигрышно
Интересная идея - подключить к мероприятию музыкального руководителя либо использовать аудиозаписи. Например, в той же самой сказке «Маша и медведь» музыка передаст, как девочка собирает в лесу грибы и ягоды, а мишка тяжёлой поступью идёт по лесу. Дети будут просто в восторге от такого глубокого погружения в произведение.
Финал открытого занятия также можно интересно обыграть. Например, дети дарят гостям закладки для книг, которые они сделали своими руками.
Открытый просмотр нельзя заранее репетировать с группой, например, заучивать стихи или прорабатывать ответы на вопросы. Это всегда видно со стороны: дети не будут так заинтригованы, как если бы они воспринимали произведение в первый раз.
Воспитанию интереса к книге способствуют и различные праздничные мероприятия: литературные досуги, развлечения, вечера, викторины. Их тематикой может стать творчество конкретного писателя, поэта (например, А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто), особенно если связать это с его предстоящим юбилеем.
Литературное мероприятие можно приурочить к празднику, например, Дню матери, Дню птиц, 9 Мая. Для этого подбираются разножанровые произведения (стихотворения, небольшие рассказы, эпизоды из сказок, пословицы, поговорки), которые оригинально обыгрываются.
Праздничную атмосферу всегда создаёт объединение различных видов искусства - литературы, театра, танца, музыки, изо. Также в подобный досуг можно включать спортивные элементы.
Структура литературного праздника сходна с построением утренника:
Объединяют части мероприятия, кроме ведущего, игровые персонажи. Они не дают ослабевать детскому вниманию.
Декламация стихов - неотъемлемая часть литературного праздника
Старшие дошкольники могут устроить для воспитанников младшего возраста мини-концерт с чтением знакомых малышам потешек, песенок, стихов. При этом желательно использовать наглядные материалы - игрушки, картинки, различные предметы.
Пример конспекта литературного мероприятия по произведениям С. Я. Маршака (автор А. Г. Чирикова).
Знакомство с художественной литературой часто превращается в маленькое представление, на котором выступают сами дети.
Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад - первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники - скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, он же раскрывает идею, помогает детям проникнуться переживаниями за героев. Именно поэтому воспитатель должен уметь заинтересовать малышей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения.
План-задание к тематической проверке
Срок проведения: 15.10.2012г. - 18.10.2012г.
Цель контроля:
Определить эффективность работы МБДОУ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Вопросы контроля |
Методы контроля |
Содержание контроля |
Сроки |
Кто проводит |
ЗУН детей |
Наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности. |
Организация НОД, соблюдение структуры НОД, основных этапов работы с художественным текстом, книгой. |
15.10.12 - 18.10.12 |
Педагогическая комиссия |
Наблюдение и анализ нерегламентированной деятельности: совместная деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций); самостоятельная деятельность детей. |
Анализ работы воспитателя с детьми по ознакомлению с художественной литературой в совместной деятельности (ежедневные чтения «для души»); организация НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы»; создание предметно-развивающей среды, вводящей ребёнка в мир книжной культуры. |
15.10.12 - 18.10.12 |
Педагогическая комиссия |
|
Планирование работы с детьми |
Анализ программно-методического обеспечения, календарных планов воспитателей. |
Система работы по ознакомлению с художественной литературой НОД, взаимосвязь с другими видами деятельности, самостоятельное речевое общение. Наличие перспективного плана работы по направлению, отражение работы в календарном плане. |
15.10.12 - 18.10.12 |
|
Создание условий |
Анализ предметно-развивающей среды. |
Создание предметно-развивающей среды, вводящей ребёнка в мир книжной культуры: наличие книг в Центре Книги в соответствии с возрастом детей, разнообразие видов книг, соблюдение принципов отбора детских книг, эстетика оформления, витрины для рисунков по литературным произведениям, иллюстрации по литературным произведениям, портреты детских писателей. |
15.10.12 - 18.10.12 |
Педагогическая комиссия |
ЗУН воспитателей |
Наблюдения. Беседы. Самоанализ мероприятий. |
Знание программных задач. Методика проведения НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы». Руководство самостоятельной деятельностью детей. Особенности организации педагогического процесса. |
15.10.12 - 18.10.12 |
Краснова Р.В. Бирючевская О.А. |
Работа с родителями |
Анализ документации, наглядной пед. пропаганды; наблюдение за процессом общения педагога с родителями. |
Работа по данной теме, наличие совместной деятельности. |
15.10.12 - 18.10.12 |
Краснова Р.В. Бирючевская О.А. |
Справка
по итогам тематического контроля
«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
В соответствии с годовым планом работы детского сада компенсирующего вида № 37 «Родничок» на 2012 – 2013 учебный год и на основании Приказа № в период с 15.10.2012 г. по 18.10.10.2012 г. проводился тематический контроль в возрастных группах по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
Цель контроля: определить эффективность работы МБДОУ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Программа контроля:
В ходе контроля было установлено:
Ознакомление дошкольников с художественной литературой осуществляется на основе перспективного и календарного планирования. В перспективных планах запланировано ознакомление с художественными произведениями в соответствии с программой воспитания и обучения детей «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и Региональной программой дошкольного образования Шаеховой Р.К.
Анализ календарного планирования показал, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. В связи с этим педагоги планируют непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Чтение художественной литературы», «чтение для души» перед сном, художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов. В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.
Следует обратить внимание на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать разные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы.
Изучение предметно-развивающей среды способствующей ознакомлению детей с художественной литературой показало, что во всех группах оборудованы центры Книги, соответствующие «закону возрастных соответствий» и «закону возрастной перспективы». В центрах собран богатый книжный фонд разнообразных жанров (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии), имеются произведения одного автора разных издательств. В наличие портреты детских писателей, материалы об их творчестве, но мало материала о художниках-иллюстраторах. Кроме книг, в центрах имеются различные тематические папки и альбомы, иллюстрации к произведениям, дидактические игры, оборудование для «больнички для книг». Но были выявлены небольшие недочёты к оформлению центров Книги. В средней, старшей и татарской группе неудачно выбрано место для организации рассматривания книг. В первой младшей, подготовительной и татарской группах мало разноформатных книг. Однако, после проведения консультации «Книжный центр в детском саду», все нарушения были устранены и пополнены новыми книгами и эстетическим оборудованием. Кроме того, в центрах Книги появились детские рисунки по любимым произведениям, дидактические игры «Герои сказок».
Анализ просмотренной непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Чтение художественной литературы» показал, что воспитатели владеют навыками выразительного чтения, организацией беседы по прочитанному произведению, могут донести до детей смысл и идейное содержание произведения. Воспитатели старшей и подготовительной к школе группы (Чупахина О.В., Натальина Л.В.) используют демонстрацию фрагментов мультипликационных фильмов; Салимова Р.Р. – кукольный театр.
В процессе чтения педагоги осуществляли толкование непонятных детям слов, показывали картинки в книгах. Использование демонстрационного материала, рассматривание иллюстраций к произведениям способствовали формированию у детей к самостоятельному рассматриванию книг, а также любви и интереса к художественной литературе.
Просмотренная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе (воспитатель Л.В. Натальина) показала, что дети не только знают много произведений, но и могут назвать и узнать авторов этих произведений, знают и называют различные жанры (сказка, рассказ, стихи).
Стоит также отметить, что дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом диалоге.
Речевые умения детей 2 младшей группы тоже соответствуют требованиям программы. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Многие малыши уже употреблять в речи сложные предложения, отвечая на вопросы воспитателя.
Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что в основном, речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны. Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.
С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования:
Во всех группах обращать внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому может помочь чтение детской художественной литературы, дидактические игры, живое общение взрослого и ребёнка.
Анализ бесед с детьми показал, что многие дети не знают фамилии писателей и поэтов, произведения которых они читали в детском саду. Для этого необходимо продумать интересные формы работы с детьми и родителями. Например, оформление тематических выставок или проведение вечеров, посвящённых творчеству писателей, ознакомление с их биографиями, празднование именин произведения, проведение интеллектуальных марафонов, оформление макетов по мотивам любимых сказок, поощрение создания и обогащения семейных детских библиотек, посещение детской библиотеки.
Анализ работы с родителями свидетельствует о том, что работа по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы, ограничивается лишь такими формами работы, как оформление папок-передвижек и наглядной информацией, подготовка к тематическому конкурсу рисунков по произведениям и конкурсу чтецов.
Вывод: работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной литературой эффективна.
Заведующая детским садом_________ Краснова Р.В.
Старший воспитатель ____________ Бирючевская О.А.
Воспитатель ___________ Чупахина О.В.
Вафина Г.С. |
___________ |
Малыхина В. Н. |
___________ |
Идрисова Ю.Р. |
___________ |
Миннигалеева Н.И. |
___________ |
Кошель Е. В. |
___________ |
Набиуллина Ф.А. |
___________ |
Крупенченко И. В. |
___________ |
Натальина Л. В. |
___________ |
Кургузкина Н.А. |
___________ |
Салимова Р.Р. |
___________ |
Лапшова Н.В. |
___________ |
Чупахина О. В |
___________ |
Карта анализа
непосредственно образовательной деятельности по образовательной области
«Чтение художественной литературы»
Тема _____________________________________________________________________________________ Дата проведения ____________________________________________ Возрастная группа ____________________________________ Количество детей ____________________ Ф.И.О. воспитателя ______________________________
|
|||
Критерии оценки работы воспитателя |
Уровень оценки |
||
высокий |
допустимый |
низкий |
|
Была ли соблюдена структура НОД по ознакомлению с художественной литературой? | |||
Подготовил ли воспитатель детей к восприятию художественного произведения? | |||
Была ли достигнута цель подготовительной работы перед чтением – возбудить интерес к главному персонажу или предмету, явлению, изображенному в произведении? | |||
Выразительно ли был прочитан (рассказан) текст художественного произведения? | |||
Велись ли наблюдения над словом, формировались ли умения видеть яркие художественные детали? | |||
Осуществлялось ли на занятии толкование непонятных детям слов? | |||
Проводилась ли другая работа по развитию речи детей? | |||
Выяснилось ли идейное содержание произведения? | |||
Проводилась ли работа по коллективному рассматриванию книги? | |||
Была ли дана рекомендация к самостоятельной индивидуальной работе с книгой, произведением? | |||
Способствовала ли данная НОД формированию у детей любви и интереса к художественной литературе? | |||
Вывод: |
Воспитатель _____________
Карта анализа наглядной информации для родителей в рамках
тематического контроля
«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Критерии анализа |
Возрастные группы |
|||||
1 мл. |
2 мл. |
Ср. |
Ст. |
Подг. |
Тат. |
|
Конкретность информации | ||||||
Доступность предлагаемого материала | ||||||
Краткость материала | ||||||
Эстетичное оформление наглядных материалов | ||||||
Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов | ||||||
Форма подачи материала |
||||||
Папки-передвижки | ||||||
Стенды | ||||||
Ширмы | ||||||
Информационные письма-памятки, буклеты для родителей |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы в рамках
тематического контроля
«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Направления воспитательно-образовательной работы |
Возрастные группы |
|||||
1 мл. |
2 мл. |
Ср. |
Ст. |
Подг. |
Тат. |
|
Планирование непосредственно образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» | ||||||
Ежедневное «чтение для души» | ||||||
Творческие виды читательской деятельности (графическое и словесное рисование, сочинительство, изготовление книжек-малышек и т.д.) | ||||||
Работа с материалами центра Книги | ||||||
Совместная деятельность с городской детской библиотекой | ||||||
Досуги, развлечения | ||||||
Работа с семьёй |
Анкета для родителей
«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»
1. Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет.)
2. Какие произведекния приобладают в Вашей детской библиотеке? (сказки, стихи, познавательные энциклопедии, прочее.) /нужное подчеркнуть /
3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? (Часто, редко.)
4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку? (отметьте один из пунктов.)
Просматриваю содержание,
Учитываю возраст ребёнка,
Выбираю книгу по иллюстрациям,
Покупаю случайно.
5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?
Ежедневно,
Два-три раза в неделю,
Один раз в месяц,
Вообще не читаю.
6. По чьей инициативе Вы читаете книги?
По просьбе ребёнка,
По своей инициативе.
7. Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном? (Да, нет, иногда.)
8. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет, иногда.)
9. Выписываете ли Вы детские журналы? Какие? ______________________________________________
10. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка? (напишите) ____________________________
______________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Задачи: отработать навыки составления программ наблюдения для аспектного анализа занятия; способствовать развитию рефлексивных навыков, умения анализировать, вносить коррективы в собственную деятельность.
1. Методы ознакомления с произведениями на занятиях (методический доклад).
2. Приёмы формирования восприятия произведений (практические рекомендации по использованию эффективных приёмов).
3. Методика заучивания стихотворений (памятка).
4. Формы работы с книгой вне занятий (сообщение из опыта работы).
5. Обзор методической литературы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором «Эти книги помогут вам в работе».
6. Выставка-комментарий художественной литературы «Круг детского чтения».
7. Домашнее задание: составление карты анализа занятия по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.
1. Вводная часть «Анализ, самоанализ, рефлексия - это…» (блиц-анкета). Значение, формы анализа и самоанализа занятий (мотивация темы семинара заместителем заведующего).
2. Основная часть: работа в малых группах:
3. Заключительная часть:
4. Домашнее задание: составление конспектов занятий по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.
1. Диалог с целью анализа проделанной работы:
2. Презентация конспектов по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором.
3. Решение тестовых заданий.
Определите, в каком возрасте (младшем, среднем, старшем) используются следующие приёмы заучивания стихотворений, их выразительного чтения:
а) игровые;
б) чтение по ролям;
в) образец выразительного чтения;
г) объяснение и указание;
д) оценка детского чтения;
е) характеристика персонажей;
ж) многоразовое чтение (5-6 раз);
з) установка на запоминание.
1. Вступительная часть - подготовка детей к восприятию произведения (показ обложки, картинки, напоминание аналогичного сюжета, короткая вступительная беседа, использование малых жанров фольклора, припоминание знакомых произведений данного автора, показ предметной наглядности, элементы инсценирования, создание игровых ситуаций, постановка проблемного вопроса, объяснение непонятных слов).
2. Основная часть - чтение художественного произведения, беседа с детьми по содержанию, использование различных приёмов, облегчающих его понимание детьми (рассматривание иллюстраций, повторное чтение и т.п.), упражнения в выразительной передаче речи.
Беседа после чтения с использованием вопросов, направленных на:
— понимание основного смысла произведения;
— воспроизведение содержания произведения.
Вопросы:
— связаны с образом героя;
— позволяют узнать эмоциональное отношение детей к герою, понять его настроение и эмоциональное состояние;
— обращают внимание на мотив поступка, внешний облик, портрет героя, на сравнение героев, их поведения, характера со знакомыми детям явлениями действительности;
— позволяют ввести дошкольников в ситуацию, которая сложилась в произведении, сделать их участниками событий;
— побуждают вспомнить, кто написал произведение;
— обращают внимание на речевые средства и особенности жанра.
3. Заключительная часть - возвращение непосредственно к тексту (повторное чтение произведения, если оно небольшое, или наиболее понравившихся детям эпизодов).
Виды занятий по ознакомлению с художественной литературой:
1) ознакомление детей с одним литературным произведением;
2) объединение рассказывания произведений одного литературного жанра на одну и ту же тему;
3) объединение одной темой произведений разных жанров: рассказ, стихотворение, басня, потешка и т.д.;
4) занятие с детской книжкой (старший дошкольный возраст): необходимо её наличие у каждого ребёнка.
1. Кратковременная вводная беседа. Подготовка дошкольников к восприятию стихотворения; обращение к эмоциональной образной памяти детей, показ предметов, игрушек, картинок, близких теме стихотворения.
2. Выразительное чтение стихотворения педагогом и повторение его. В старшей группе перед повторным чтением детей предупреждают, что стихотворение нужно будет заучить.
3. Разъяснительная беседа о самом стихотворении, форме его чтения.
4. Чтение стихотворения воспитателем дошкольного образования.
5. Чтение стихотворения детьми. Стихотворение заучивается целиком. Дети повторяют его индивидуально, а не хором (обычно это поручают тем, кто быстро запоминает). Заканчивается занятие наиболее ярким исполнением.
Литература:
1.Голицына, Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами / Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий 2003, 2006.
2.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада; под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979.
3.Тимофеева, Н.В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост.: Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2012.
Т. Доманцевич
Занятие «Путешествие по русским народным сказкам» проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного занятия направлена на закрепление знаний детей о русских народных сказах и взаимосвязана с целями других занятий. Занятие является одним из цикла занятий по закреплению знаний, умений и навыков детей по пересказу сказок. Цикл рассчитан на год, проводится одно занятие в месяц. Занятие подобного типа позволяет продолжить работу по развитию связной речи у дошкольников.
Отбор содержания непосредственно образовательной деятельности осуществляется с учетом федеральных государственных требований. Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы. Содержание работы на занятии направлено на обогащение знаний детей о русских народных сказках.
Логичность изложения содержания образования основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и четкости п ерехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие по русским народным сказкам».
При планировании занятия учитывается принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей группы детей и их индивидуальных возможностей.
Научность изложения содержания образования реализовалась на занятии на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологии С.И. Гин и методики Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»
В предварительной работе использовались игры – инсценировки по русским народным сказкам, просмотр презентаций, дидактические игры по русским народным сказкам, игры познавательного характера, которые способствовали поисковой активности, развитию речи, творческого воображения.
На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Проведение мимического этюда «Наши чувства» эмоционально окрасило занятие. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие по русским народным сказкам, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.
Главная задача основного этапа занятия – расширить знания детей о русских народных сказках, о главных героях этих сказок, научить пересказывать сказки.
В структуру занятия включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.
Дидактическая игра «Помогите!» способствовала формированию умений отвечать на вопросы полными предложениями, расширению и активизации словаря детей.
Дидактическая игра «Расколдуй героев сказок» направлена на развитие мыслительной деятельности, логики, связной речи.
Проведение дидактических игр «Назови сказку», «Отгадай загадку», способствовали закреплению знаний детей о русских народных сказках, о главных персонажах сказок.
Физминутка «Сказки» была направлена на развитие умения координировать речь с движением и на развитие интонационной выразительности речи.
Дети активно, с интересом собирали страницы «Книги сказок»: называли русские народные сказки и их главных героев, моделировали сказки, отгадывали загадки по сказкам и собирали сказки по картинкам.
На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в какие игры они играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок книгу сказок, раскраски с героями русских народных сказок.
Детям было предложено домашнее задание: самостоятельно раскрасить персонажей и рассказать родителям сказку об этих героях или сочинить свою сказку.
Аппаратом для оценивания деятельности воспитанников // стала положительная индивидуально – дифференцированная оценка участия каждого ребенка, подводящая итог всего занятия.
Фактический ход занятия // соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия / /дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.
Цель занятия достигнута, дети закрепили названия русских народных сказок, их главных героев, научились узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и моделям. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.
ИринаЧебанова
Самоанализ открытого занятия «Путешествие по русским народным сказкам»
Анализ занятия по теме : «Путешествие по русским народным сказкам »
Занятие соответствовало программе обучения.
Тема взята из перспективного плана.
Тип занятия : обобщающий
Представленный конспект – построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами :
Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Принцип доступности (соответствие индивидуальных особенностей детей)
Принцип психологической комфортности (уверенность, спокойствие, доброжелательность)
В ходе занятия решены следующие задачи :
Дидактическая : обобщить представления о сказках , ее особенностях и видах : волшебные, бытовые, сказки о животных ;
совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрации , по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев) .
Коррекционная : коррекция зрительного восприятия «Посмотри, найди, разложи» .
Воспитательная : поднять эмоциональный настрой детей посредством встречи с героями сказок и игровой деятельности. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству .
В ходе подготовки данного занятия проводилась предварительная работа с детьми :
1. Чтение русских народных сказок (обогащение словаря детей)
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам .
3. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок
4. Обыгрывание сказки «Колобок» , «Репка» с помощью настольного театра.
5. Просмотр мультфильмов «русские народные сказки » .
6. Проведение дидактических игр : «Узнай сказку по картинкам » , «Чей головной убор?» , «Из какой сказки герой » и т. д.
На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Проведение рефлексии «Настроение» эмоционально окрасило занятие и позволило мне выявить настроение детей перед началом занятия .
Таким образом, закрепили временные представления.
Для интереса к коррекционному упражнению включила сюрпризный момент с появлением лисы.
При разработке коррекционного упражнения взяла за основу зрительное восприятие, так как именно через этот анализатор поступает основной объем информации. Применила дифференцированный подход, который позволил реализовать учет индивидуальных особенностей каждого и тем самым способствовал максимальному включению их в рабочее поведение.
На следующем этапе занятия посредством художественного слова ввела детей в тему, стимулируя интерес к ней. Ребятам было предложено отправиться в путешествие по русским народным сказкам , они с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность (с использованием релаксации для развития способности расслабляться и воображать, что очень сложно для наших детей).
Главная задача основного этапа занятия – обобщить знания детей о русских народных сказках , о главных героях этих сказок .
В структуру занятия включены задания на развитие познавательной активности детей, творческих способностей.
В основной части мотивом к участию в занятии явилось :
Показ слайдов в сочетании с пояснениями и вопросами;
Здоровьесберегающие технологии : гимнастика для глаз плавно переходящая в физкультминутку сочетающей с темой; физкультминутка «Сказка » была направлена на развитие умения координировать речь с движением.
Появление Бабы – Яги способствовал сохранению эмоционального настроя к дальнейшей деятельности детей.
Проведение игры с Бабой – Ягой «Отгадай загадку» , способствовали закреплению знаний детей о русских народных сказках , о главных персонажах сказок ;
Обыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» - способствовало развитию у детей инициативы и самостоятельности , снятию зажатости и скованности. Таким образом, дети активно в показе сказки выражали состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации в изображении характерных особенностей героев. Активно участвовали в подготовке сказки .
На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в каких сказках они побывали , Что самое главное в русских народных сказках , что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок раскраски с героями русских народных сказок .
Итог занятия Рефлексия прошел для ребят в игровой форме, для себя, выявить настроение детей в конце занятия .
Цель занятия достигнута , дети обогатили знания о русских народных сказках , их главных героев
Использование выше перечисленных приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке. На протяжении всего занятия дети были активными , заинтересованными.
Продолжительность занятия соответствует нормам.
Вывод : поставленные задачи, на мой взгляд, были выполнены.