Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Источники финансирования предприятия. Основные особенности

Источники финансирования предприятия. Основные особенности

  • 3. Модификационные (частные, продукты-заменители).
  • 4. Псевдоинновации.
  • IV. По причинам возникновения.
  • V. По влиянию на уровень качества и цены.
  • 2.4. Методы генерации идей и информационного поиска (интуитивно-творческие методы. Логико-систематические).
  • 1. Интуитивно-творческие методы (Методы психологической активизации творческого мышления).
  • Метод Дельфи.
  • План действий.
  • Морфологический анализ
  • Метод синтеза оптимальных форм
  • Списки контрольных вопросов.
  • Список контрольных вопросов Эйлоарта
  • 1. Метод структурно-морфологического анализа
  • 2. Метод определения характеристик публикационной активности
  • 4. Метод терминологического и лексического анализа
  • 5. Метод показателей
  • 3.2. Особенности организации и финансирования венчурных фирм.
  • 3.3. Классификация фирм-субъектов инновационной деятельности (эксплеренты, патиенты, виоленты, коммутанты).
  • Тема 4. Инновационный процесс.
  • 3. Освоение производства.
  • Тема 5. Маркетинг инновационного проекта.
  • 5.1. Этапы создания нового продукта.
  • 7.1. Этапы создания нового продукта.
  • 1 Этап. Обзор рыночной ситуации. Поиск инновационных идей:
  • 2 Этап. Отбор выявленных идей и разработка идей (инновации):
  • 3 Этап. Анализ экономической эффективности инновации (бизнес-анализ):
  • 4 Этап. Разработка инновации (дизайн, техническая реализация):
  • 5. Этап. Маркетинговое (рыночное) тестирование.
  • 6 Этап. Коммерциализация инновации.
  • 5.2. Типовые группы покупателей.
  • 5.3. Виды спроса на инновационный продукт (потенциальный, формирующийся, растущий и т.Д.).
  • 5.4. Технологии управления жизненным циклом товара (репозиционирование, ребрендинг, кастомизация).
  • 5.5. Ценовые стратегии. «Снятие сливок» и расширение доли рынка. Фронтирование. Приоритет качества и приоритет цены. Причины малой восприимчивости покупателя к цене.
  • 5.6. Типичные маркетинговые просчёты компании.
  • Тема 6. Разработка инновационных проектов и стратегий.
  • 6.2. Методы выбора инновационной стратегии с учётом жизненного цикла продукта.
  • 6.3. Матрица оптимизации диверсификационных стратегий. Традиционная и новая матрица Бостонской консультационной группы (бкг). Матрица Ансоффа. Матрица направления развития.
  • 6.4. Виды наступательных и адаптационных стратегий
  • Тема 7. Основы управления инновационным бизнесом.
  • 1.1. Цели и функции инновационного менеджмента на предприятии.
  • 7.2. Виды коммуникаций в инновационном менеджменте.
  • А, в, с, е, к, м - участники инновационного процесса, о - ограничение пропускной способности канала, линии ав, вс, се, ек, км, мв- коммуникационные каналы
  • 7.3. Типовые структуры и организационные формы инновационных предприятий.
  • Характеристики организационных структур ниокр
  • Организационные формы инновационного развития
  • Практические организационные структуры нии и кб в России
  • 7.4. Управление персоналом инновационной организации.
  • Назначение метода
  • Достоинства метода
  • Достоинства метода
  • Недостатки метода
  • Ожидаемый результат
  • 7.5. Управление качеством инновационного товара.
  • 7.6. Проблемы начальной стадии производства инновационного продукта.
  • 7.7. Инновационные методы управления бизнесом (аутсорсинг, аутстаффинг, бенчмаркинг, параллельные инженерные разработки)
  • Особенности метода
  • Структура бизнес-процессов предприятия
  • Достоинства метода
  • Особенности метода
  • Достоинства метода
  • Особенности метода
  • Достоинства метода
  • Недостатки метода
  • Ожидаемый результат
  • Метод "Защита от ошибок"
  • Правила применения приемов защиты от ошибок
  • Достоинства метода
  • Особенности метода
  • Достоинства метода
  • Тема 8. Проблемы финансирования инновационной деятельности
  • 8.2. Основные организационные формы финансирования (корпоративное и проектное финансирование).
  • Тема 9. Оценка риска, требуемой доходности и эффективности инновационного проекта.
  • 9.2. Определение требуемой доходности по группам и типам инноваций.
  • 9.3. Показатели эффективности инновационного проекта.
  • Тема 10. Инновационная политика государства.
  • 10.2. Формы поддержки инновационной деятельности. Финансирование. Инвестиционный налоговый кредит.
  • 10.3. Формы защиты прав интеллектуальной собственности (патент, товарный знак, промышленный образец).
  • 8.3. Внутренние и внешние источники финансирования.

    Внутренние источники финансирования, их ограниченность (за счёт прибыли, амортизационные отчисления, увеличение кредиторской задолженности, факторинг, пакетное финансирование).

    Существует несколько вариантов использования внутренних средств компании для финансирования инновационных проектов.

    1) Одним из основных источников является нераспределённая прибыль компании, которая остаётся после выплаты дивидендов из чистой прибыли. Однако многие фирмы не имеют достаточной прибыли для финансирования инноваций.

    2) Амортизационные отчисления, несмотря на то, что включаются в себестоимость, представляют денежные средства, остающиеся в распоряжении компании. Их использование для финансирования инноваций также допустимо, но в таком случае сокращается обновление основных средств, не связанных с инновационной деятельностью и увеличивается общий процент износа основных активов.

    Инновационные фирмы могут применять ускоренные методы начисления амортизационных отчислений. Малым фирмам также разрешено в первый год эксплуатации оборудования списывать на себестоимость продукции дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости активной части основных фондов со сроком службы более трёх лет.

    3) Ещё одну возможность представляют имеющиеся у фирмы активы. Сформированные для реализации одних проектов, эти активы могут быть использованы для других. Например Chrysler увеличила долю использования собственных средств при реализации очередного инновационного проекта по выпуску новой модели минивена за счёт использования уже имеющихся у неё технологий и компонентов. Важнейшие механизмы двигателя и трансмиссии были взяты с моделей «Dodge Omni» и «Plymouth Horizon».

    Фирма, реализующая инновационные проекты, обладает определённой материальной базой, которую можно вновь использовать – это лабораторное оборудование, помещения, информационная техника.

    Возможно также реализация неиспользуемого оборудования по рыночным ценам (с тем, чтобы вырученные средства использовать для инновационных проектов).

    4) Компания может увеличить свои краткосрочные обязательства как источник финансирования инновационных проектов. В таком случае увеличивается срок между получением материалов и их оплатой, а также между получением аванса и отгрузкой. Такая политика может ухудшить деловой имидж фирмы. Часть покупателей откажется от сотрудничества с фирмой, другие партнёры начнут предъявлять к ней более жесткие требования – увеличивать цены на материалы, включать в договора штрафы за прострочку, требовать более дорогих форм расчётов – аккредитивов и т.д.

    5) Может быть сокращена дебиторская задолженность, например, за счёт продажи права взыскания (по договору факторинга ). Также должно производится с осторожностью, чтобы не вызвать спада реализации, так как для многих покупателей важным условием является предоставление отсрочки по оплате.

    6) Финансирование долгосрочного инновационного проекта из доходов от параллельного краткосрочного проекта (проектов), синхронизируемых с ожидаемыми проектными расходами также называется пакетированием проекта .

    Даже крупным корпорациям сложно и рискованно финансировать масштабные инновационные проекты за счёт внутренних источников (это приводит к опасному оттоку денежных средств из основного бизнеса). Поэтому важнейшим источником становятся средства, полученные извне.

    Внешние источники финансирования. Дополнительная эмиссия акций.

    Компания может привлечь дополнительные средства либо за счёт увеличения акционерного капитала (дополнительная эмиссия акций), либо за счёт получения заёмных средств.

    Дополнительная эмиссия позволяет привлечь финансовый капитал, не увеличивая размер основного долга. Может осуществляться в виде публичного размещения и целевого размещения среди частных лиц и компаний. Первая форма свойственна уже стабильно действующим на рынке компаниям с устоявшейся репутацией.

    Вторая форма характерна для:

    1) для молодых фирм и венчурных компаний, которые не имеют возможности брать долгосрочные кредиты. Покупателями акций становятся венчурные фонды. В США это SBICs – инвестирующие в малый и венчурный бизнес компании (Perkins, Kleiner). Таким фондам государство часто предоставляет налоговые льготы.

    2) компаний, которые желают оставаться закрытыми. Покупателями акций здесь являются группы инвесторов (buyout groups), такие как Kohlberg, Kravis, Poberts (KKR).

    3) компании, планирующие изменения в структуре капитала, смену собственника:

    Выкуп контрольного пакета акций за счёт кредиторов (LBO), приобретение менеджерами контрольного пакета акций совей компании (MBO).

    Покупатели акций действуют как посредники. Они могут быть SBIC или товариществами с ограниченной ответственностью. В США – ограниченное партнёрство или коммандитное товарищество, образованное с участием инвестора. Посредники проводят экспертизу, выбирают инновационный проект и осуществляют последующий мониторинг деятельности компании. Инвесторами являются частные и государственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, частные лица, финансовые холдинги, страховые компании, банки и т.д.

    Банковское кредитование, инвестиционный и корпоративный кредит.

    Заимствование средств для финансирования инновационной деятельности осуществляется за счёт получения кредитов и выпуска облигаций.

    Кредитование, осуществляемое банками и инвестиционными фондами, может быть

    1) специализированное (проектное). Банк выдаёт средства под конкретный проект и контролирует использование выделенных средств.

    2) корпоративное. Кредитуется вся деятельность фирмы в целом.

    Считается, что фирме рационально брать кредит по частям, заключать соглашение о выделении кредитной линии.

    Инновационный проект требует привлечения долгосрочного кредита (более 1 года). Однако такого рода кредиты сложно получить: банки требуют долго времени для его рассмотрения, необходим долговечный, надежный залог – недвижимость, новое оборудование.

    Краткосрочный кредит можно получить на этапе подготовки к производству и начла выпуска нового продукта, когда уже имеются определённые результаты предыдущих этапов.

    Выпуск облигаций связан с рядом сложностей: длительностью регистрации выпуска в Федеральной комиссии по ценным бумагам; не гарантировано полное приобретение всех выпущенных облигаций инвесторами, возможно их придётся продавать с дисконтом (что уменьшит объём полученных средств).

    Государственное финансирование, финансирование из внебюджетных фондов.

    В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:

    1. Базовое финансирование стратегического ядра.

    1.1. Академический сектор, высшая школа.

    1.2. Гос. научные центры, лаборатории.

    1.3. Уникальные объекты опытно-экспериментальной базы.

    2. Приоритетные направления НТП. Контракты на выполнение госзаказа.

    2.1. Федеральные инновационные программы.

    2.3. Гос. научно-технические программы.

    3. Целевые бюджетные фонды. Гранты.

    3.1. Российский фонд фундаментальных исследований.

    3.2. Российский гуманитарный научный фонд.

    3.3. Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере.

    3.4. Федеральный фонд производственных инноваций???

    Российский фонд технологического развития (РФТР) - внебюджетный фонд , который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятия по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др.

    Создан в соответствие с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ» от 27.04.92 № 1 426. Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции, а суммы отчислений включаются предприятиями в себестоимость продукции.

    Внебюджетные отраслевые фонды формировались министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями и ассоциациями за счет отчислений предприятиями средств в размере 1,5% себестоимости их товарной продукции (работ, услуг). В свою очередь, путем отчислений 25% средств из внебюджетных фондов формировался бюджет РФТР. После вступления в силу главы 25 части второй Налогового Кодекса РФ и внесения в нее ряда поправок, внебюджетные фонды НИОКР стали формироваться за счет добровольных отчислений предприятий до 0.5% от валовой прибыли. Изменение способа отчислений во внебюджетные фонды НИОКР фактически означало уменьшение размеров выплат в РФТР почти в два раза (по отраслям, с которых собираются средства). Следствием произошедших нормативно-правовых изменений стало то, что в 2004г. в РФТР остались средства только для того, чтобы выполнять обязательства по ранее заключенным договорам, но не финансировать новые проекты.

    Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективныкные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет. Проекты на конкурс предоставляются в Министерство экономики РФ и должны содержать: бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

    При всем многообразии источников финансирования инвестиционной деятельности основными в настоящее время являются собственные средства предприятия, которые дополняются заемными средствами.

    Важнейшими источниками собственных средств предприятия для финансирования инвестиционной деятельности выступает чистая прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль в условиях рыночных отношений выступает главным обобщающим показателем финансовой деятельности предприятия. В качестве источника инвестиций выступает не вся прибыль предприятия, а только чистая прибыль.

    Чистая прибыль - это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет. Часть чистой прибыли предприятия в виде фонда накопления может направляться предприятием на капитальные вложения производственного и социального характера, а также на природоохранные мероприятия.

    Вторым крупным внутренним источником финансирования инвестиций являются амортизационные отчисления. Следует различать собственные и внутренние источники финансовых ресурсов. К собственным источникам относятся, как уже отмечалось, амортизационные отчисления и часть чистой прибыли предприятия. Внутренние источники накопления капитала есть понятие более широкое, чем понятие собственных источников. Внутренние источники накопления денежного капитала могут включать в себя как собственные, так и привлеченные источники.

    К внутренним источникам финансовых ресурсов предприятия относятся:

    Амортизационные отчисления;

    Прибыль;

    Отчисления в ремонтный фонд;

    Неиспользованные остатки фондов специального и целевого назначения;

    Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта;

    Увеличение стоимости от переоценки основных фондов.

    При этом ремонтный фонд, фонд специального и целевого назначения, кредиторская задолженность представляют собой источники финансирования простого воспроизводства.

    Таким образом, собственные источники предприятия используются для расширенного воспроизводства, а внутренние источники используются для финансирования как расширенного, так и простого воспроизводства.

    Основным источником инвестиционной деятельности предприятия остаются прибыль и амортизационные отчисления. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ч. II) прибылью признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

    При этом к доходам относятся:

    Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

    Внереализационные доходы.

    К доходам от реализации относятся:

    Выручка от реализации товаров (работ, услуг), как собственного производства, так и ранее приобретенных;


    Выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги);

    Имущественные права.

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции.

    Прибыль от внереализационных доходов - это прибыль от внереализационных операций, т.е. от операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью: сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам предприятия, превышение полученных штрафов над уплаченными, прибыль от совместной деятельности и др.

    На величину прибыли предприятия оказывают влияние многие факторы, как внешние, так и внутренние (см рис. 8).

    Рис. 8. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

    К внешним факторам относятся:

    Природные условия;

    Государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

    Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. Так, постоянный рост тарифов за пользование электроэнергией, газом, водой, телефоном и т.п. увеличивает затраты предприятия на производство продукции, а следовательно, уменьшает прибыль.

    Отрицательно влияет на величину прибыли и налоговая ставка на прибыль. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ч. II) размер налоговой ставки на прибыль установлен 24 %, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 %, зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 %, зачисляется в бюджет субъектов РФ, а остальные 2 % зачисляются в местные бюджеты.

    Внутренние факторы, оказывающие влияние на величину прибыли, подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные факторы подразделяются на:

    Экстенсивные;

    Интенсивные.

    Экстенсивные факторы воздействуют на изменение величины прибыли путем увеличения объема вложенных средств предприятия в производство продукции (работ, услуг).

    Интенсивные факторы воздействуют на увеличение прибыли путем качественных изменений производства: роста производительности труда, применения новых материалов и технологий; прогрессивного оборудования; лучшей организации производства и управления и др.

    К непроизводственным факторам относятся, например, природоохранная деятельность, улучшение условий быта и труда работников и проч.

    Все факторы, как внешние, так и внутренние, взаимосвязаны и взаимообусловлены и оказывают влияние на издержки предприятия и, в конечном счете, на величину прибыли предприятия, а следовательно, на интенсивность его инвестиционной деятельности.

    Вторым важным внутренним источником средств для инвестирования являются амортизационные отчисления предприятия от использования основных фондов и нематериальных активов. Размер амортизационных отчислений зависит от первоначальной стоимости основных фондов и нематериальных активов, сроков их полезного использования и методов начисления амортизационных отчислений.

    В целях приведения первоначальной стоимости основных фондов в соответствие с реальной ситуацией с учетом инфляции проводится их ежегодная переоценка. Переоценка основных фондов оказывает существенное влияние на итоги производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что приводит к изменению размеров амортизационных отчислений.

    Большое влияние на величину амортизационных отчислений оказывает ускоренная их амортизация. Ускоренная амортизация в РФ применяется в отношении основных средств, используемых для увеличения выпуска вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов и оборудования, расширения экспорта продукции, а также в случаях, когда осуществляется массовая замена изношенной и морально устаревшей техники на новую. При введении ускоренной амортизации предприятия повышают годовую норму амортизационных отчислений, но не более чем в два раза.

    Ускоренная амортизация позволяет быстрее переносить стоимость основных средств на издержки производства и способствует более быстрой замене устаревшего оборудования на новое, прогрессивное, что приводит в конечном счете к повышению- конкурентоспособности продукции.

    Налоговым кодексом РФ (ч. II) предусмотрена ускоренная амортизация в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. В отношении этих основных средств также применяется к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.

    При этом под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

    Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации можно применять коэффициент 3. Однако это положение не распространяется на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом.

    По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

    С целью развития малого предпринимательства в РФ разрешено в первый год работы малых предприятий наряду с применением ускоренной амортизации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов сроком службы до трех лет.

    Понятие источников финансирования

    Обеспечение развития фирмы включает в себя проведение финансирования различных хозяйственных операций. Для этого фирма может использовать ресурсы, которые были привлечены из разных источников. В экономической практике различают два основных источника финансирования:

    1. Внутренние источники финансирования;

    2. Внешние источник финансирования (заемные и привлечённые средства);

    Для детализации источников финансирования предлагаем рассмотреть рисунок 1.

    Внутренне финансирования - это мобилизация собственных финансовых ресурсов, которые образуются в процессе деятельности предприятия. Основными источниками внутреннего финансирования выступают: чистая прибыль, амортизация, задолженности кредиторов, различные резервы и доходы от продажи имущества.

    Внешнее финансирования - это использование средств для деятельности предприятия, которые получены от внешних контрагентов. В свою очередь внешнее финансирования делиться на привлеченные и заемные средства. Субъектами внешнего финансирования могут выступать: финансово - кредитные организации, государство, юридические и физические лица и другие.

    На рисунке ниже представлена систематизация основных источников финансирования предприятия.

    Основной проблемой российских промышленных предприятий выступает изношенное состояние основных производственных фондов. Фонды подвержены как физическому, так и моральному устареванию. В случае обновления основных средств, одним из ключевых этапов выступает выбор источника финансирования. В экономической практике выделяют следующие источники финансирования:

    * Внутреннее финансирование (чистая прибыль, реализация активов, амортизация);

    * Привлеченные средства (инвестиции, продажа акций и ценных бумаг);

    * Заемные средства (кредит, лизинг, вексель);

    * Смешанное финансирование.

    Внутреннее финансирование

    Источники финансирования является сложной экономической категорией, ведь в процессе хозяйственной деятельности они трансформируются в материальные, интеллектуальные, технические, инновационные и другие виды ресурсов. С точки зрения их привлечения, они делятся на внутренние и внешние. В условиях нестабильности экономической ситуации привлечение внешних источников финансирования проблематично, поэтому субъекты хозяйствования ориентируются в своей финансовой деятельности на привлечение внутренних источников финансирования.

    К внутренним источникам финансирования субъектов хозяйствования относят чистая прибыль; амортизационные отчисления, обеспечение будущих расходов и платежей.

    Чистая прибыль является собственностью учредителей (участников). Неиспользованная его часть отражается в I разделе пассива баланса «Нераспределенная прибыль». В дальнейшем он направляется на пополнение собственных оборотных активов, формирование долгосрочных активов, а также на формирование резервного капитала, материальное стимулирование и социальное развитие.

    Амортизационные отчисления накапливаются в процессе эксплуатации основных средств. Амортизационные исчисление как правило используются на приобретение новых, или замены изношенных долгосрочных активов, нематериальных активов, технических нововведений и прочих качественных и количественных обновлений производственных мощностей предприятий. Так же амортизационные исчисление могут быть использованы для ремонта повреждённых активов.

    Обеспечение будущих расходов и платежей создаются по собственной инициативе предприятия. Эффект финансирования за счет обеспечения следующих платежей проявляется благодаря существования временного разрыва между моментом их формирования и использования.

    Внешнее финансирование

    Основой функционирования займа является движение стоимости в сфере обмена в процессе которого возникает разрыв во времени между движением товара и его денежным эквивалентом. Если движение товарных потоков опережает движение денежных потоков, то предприятия-потребители товаров с наступлением момента платы за них не всегда имеют достаточную сумму средств для оплаты купленных товаров, в результате чего предприятия производители испытывают недостаток средств, что может остановить процесс производства. Поэтому у них возникает потребность в заемных средствах. Кредитные отношения могут возникать также в связи с особенностями производства, несвоевременностью расчетов и другими обстоятельствами.

    Источники заимствования капитала субъектами хозяйствования разнообразны. Их можно привлекать как на кредитном, так и на фондовом рынке, у субъектов хозяйствования, государства, а также владельцев и работников предприятия.

    По формам кредитования кредиты бывают товарные и денежные. Товарный кредит - это форма коммерческого кредита, по которому кредитор передает товар заемщику по соглашению, предусматривающий долговое обязательство на время окончательного расчета. Объектом денежного кредита являются средства в национальной или иностранной валютах.

    Кредиты различаются за следующими видами:

    • финансовый (банковские кредит и кредиты от финансово-кредитных организаций);
    • коммерческий (как правило, краткосрочный кредит, от одного предприятия другому, который предоставляется в форме отсрочки платежа за товары, роботы, услуги).
    • Лизинг - это кредит, который выдаётся основными средствами, и который заключается составлениям лизингового соглашения.

    К особенным источникам внешнего финансирования относят финансирования за счет владельцев предприятия или продажи доли в компании. Часто такие источники называют внутренний источник внешнего финансирования. Он включает дополнительные взносы участников доли в компании, продажа акций на фондовом рынке и другие.

    Владельцы предприятия могут вносить дополнительные финансовые ресурсы за счет безвозвратных вложений, или же за счет нераспределенной прибыли. Такое финансирования выступает приоритетным, так как в этом случае предприятие не является должников для внешних контрагентов.

    Продажа акций компании может осуществляется в разных формах. Так же компания может выплатить дивиденды в виде акций.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Собственные источники финансирования позволяют получить предприятию преимущества среди конкурентов и помогают уменьшить расходы по использованию дополнительных средств и понижению рисков. Деятельность, осуществляемая самостоятельно называется предпринимательской. Подобная деятельность предпринимается для регулярного получения прибыли от использования имущества, реализации продукции, выполнения каких-либо работ или оказания услуг.

    В настоящее время организации сами распределяют прибыль, которая остаётся в их распоряжении. Прибыль используется для дальнейшего развития производства и соблюдения интересов владельцев, инвесторов и сотрудников. Если достаточное количество собственной прибыли направлено на развитие предприятия, то потребности дополнительного финансирования не возникает.

    Какие источники финансирования являются собственными? Это финансовые ресурсы предприятия, которые в зависимости от способа образования, бывают внутренними и внешними (привлечёнными). К собственным источникам финансирования относятся:

    Внутреннее финансирование Внешнее финансирование
    Прибыль предприятия Уставной капитал
    Амортизация Средства государства
    Кредиторская задолженность Средства граждан
    Устойчивые пассивы Средства финансово-кредитных организаций
    Резервы будущих платежей и расходов Средства нефинансовых организаций
    Предстоящие доходы Целевое финансирование
    Средства учредителей и участников

    Внутреннее финансирование производится путём использования финансовых ресурсов, образующихся в результате финансово-хозяйственного функционирования организации. Внешнее финансирование отличает то, что привлекаемые денежные средства поступают извне. Источниками служат учредители, государство, банки, физические лица и различные нефинансовые организации.

    Что относится к основным источникам финансирования организации? Основным источником финансирования является собственный капитал предприятия, который включает в себя:

    • уставной капитал;
    • нераспределённая прибыль;
    • фонды специального назначения;
    • правительственные субсидии и безвозмездные поступления;
    • прочие резервы.

    Со временем собственными источниками финансирования служат:

    • чистая прибыль предприятия;
    • амортизационные отчисления;
    • сдача в аренду или продажа неиспользуемых активов.

    Достоинства и недостатки реинвестирования собственной прибыли:

    Достоинства Недостатки
    Простота и возможность привлечения Изменяющийся и ограниченный объём
    Отсутствие трат от привлечения средств из внешних источников Сложное прогнозирование
    Контроль собственников за деятельностью предприятия Отвлечение средств из оборота
    Финансовая устойчивость организации и широкие возможности для привлечения финансов извне Зависимость от внешних факторов, которые не поддаются контролю менеджмента (изменение спроса и цен, конъюнктура рынка, период экономического цикла и т.п.)

    Прибыль предприятия

    Любое предприятие стремится к получению максимальной прибыли. Основное влияние на прибыль оказывают объёмы производства (реализация продукции) и стоимость выпускаемой продукции. Чистой прибылью называется разница между доходами организации и расходами на производство. Это основной показатель любого бизнеса, отражающий рентабельность.

    Размеры прибыли определяются особенностями работы организации, среди которых себестоимость производства, уровень продаж, количество налогов, сборов и прочих обязательных платежей. Данный показатель учитывается в результате всех операций предприятия:

    • реализация продукции;
    • продажа имущества;
    • финансовые сделки.

    Прибыль, которая отражается в балансе компании – основа для многих решений управления предприятием:

    • осуществление инвестиций;
    • формирование резервных фондов;
    • пополнение оборотного капитала.

    Сумма чистой прибыли – показатель эффективности работы организации. В случае, если она увеличивается, значит, предприятие работает на данном этапе хорошо. Снижение показателей прибыли показывает, что возникли проблемы, которые требуют скорейшего решения. Финансирование роста производства может производиться за счёт нераспределённой прибыли. Чистая прибыль используется для следующих действий:

    • выплаты дивидендов;
    • пополнения валютного фонда организации;
    • комбинирование этих решений.

    Амортизационные отчисления

    Амортизационные отчисления – перенос стоимости основных фондов в нормативный период их службы на себестоимость продукции. Амортизация также служит важным источником самофинансирования предприятия. Начисляется для возмещения трат на приобретение основных фондов, и предназначается для инвестирования замены основных фондов, выбывающих от физического или морального износа. Амортизационные отчисления зависят от стоимости основных фондов организации и поступают в составе финансовых средств за реализацию продуктов производства или услуг. Основное назначение этих средств – обеспечение не только простого, но и расширенного воспроизводства.

    Преимуществом амортизации, как источника финансов, является то, что он имеется при любом финансовом положении и постоянно остаётся в распоряжении предприятия.


    Величина амортизационных отчислений зависит от порядка её начисления и обычно определяется и регулируется государством. Когда метод расчёта этих начислений выбран, он должен быть зафиксирован учётной политикой организации и может применяться всё время использования объекта основных средств.

    В начале эксплуатации инвестиционных объектов увеличивать амортизационные отчисления поможет использование ускоренных методов (уменьшаемый остаток, сумма чисел лет и др.), что будет способствовать увеличению объёмов самофинансирования. При определённых условиях грамотная амортизационная политика способствует высвобождению денежных средств, которые превышают расходы на осуществление инвестиции. Адекватная амортизация включает воспроизводство основных активов, политику в применении методов расчёта этих отчислений, подбор важнейших направлений их использования и другие факторы.

    Кроме этого дополнительные средства для деятельности предприятия можно привлечь за счёт реализации или сдачи в аренду основных и оборотных активов, которые не используются. Подобные финансовые операции носят единовременный характер и не рассматриваются как регулярный источник средств.

    Где отражаются источники происхождения ресурсов фирмы? Все финансовые ресурсы отражаются в разделе пассива баланса предприятия.

    Привлечённые и заёмные источники собственных средств

    Несмотря на все плюсы собственных источников финансирования, обычно их бывает недостаточно для расширения производства, внедрения новых технологий, реализации инвестиций и так далее. Поэтому собственные средства дополнительно привлекаются из внешних источников. К достоинствам внешних источников финансирования можно отнести:

    • существенные объёмы капиталовложений;
    • возможность повышения эффективности производства;
    • независимый контроль за использованием инвестиций.

    Недостатки внешних источников финансирования:

    • длительность и сложность привлечения и оформления;
    • выплата процентов, дивидендов;
    • риск неплатёжеспособности и банкротства;
    • вероятность потери собственности и управления производством.

    Основа финансовой деятельности организации – формирование и использование различных денежных фондов. Через эти фонды обеспечивается необходимыми денежными средствами производственная деятельность предприятия, а также расширяется производство, осваивается и внедряется новая техника, производятся расчёты с бюджетом и банками.

    Видео по теме

    Различают несколько источников внешнего финансирования, все денежные фонды предприятий подразделяются на следующие группы:

    • заёмные средства – кредиты банковских и коммерческих учреждений, факторинг, лизинг, кредиторская задолженность;
    • привлечённые средства – потребительские фонды, расчёты по дивидендам, предстоящие доходы, резервы будущих расходов и платежей;
    • оперативные денежные средства – фонд заработной платы, фонд для выплаты дивидендов, бюджетные платежи, прочее.

    Заёмные – это средства, направленные для финансирования инвестиций на условиях займа на какой-либо срок, которые возвращаются с выплатой процентов. Подобные средства включают в себя деньги, полученные от выпуска облигаций, а также кредиты банков, организаций и государства.

    Привлечённые – это средства, предоставленные на длительной основе, по которым осуществляются выплаты владельцам этих средств дохода (проценты, дивиденды). К ним относятся доходы от эмиссии ценных бумаг, дополнительные доли в уставный капитал, государственное финансирование и прочее.

    Плюсы и минусы заёмных и привлечённых источников финансирования:

    Плюсы Минусы
    Кредиты банковских учреждений
    Высокая цена капитала
    Снижается налогооблагаемая база, так как проценты по займу относятся на себестоимость продукции Сложное и длительное привлечение и оформление
    Вероятность возникновения эффекта кредитного рычага Увеличение рисков неплатёжеспособности или банкротства организации
    Возможность требований дополнительного обеспечения (залога или гарантии)
    Лизинг
    Капитал не разбавляется (не дробится) В состав продукции получателя лизинга не входит амортизация (компенсируется чистой прибылью)
    Плата за имущество в рассрочку Лизинговые платежи обычно превышают проценты банка
    Качественность оборудования проверяется до выплаты полной его стоимости
    Невыплаты платежей за лизинг не ведут к банкротству организации
    Эмиссия акций
    Не изменяется размер долга Разбавляет акционерный капитал
    Выплачивать дивиденды по обычным акциям не обязательно Повышенные трансакционные расходы размещения и эмиссии
    Капитал привлекается без обязательств по возврату и на неопределённый период времени
    Значительный размер капиталовложений Вероятность потери управления предприятием
    Невыплата дивидендов не грозит банкротством Вероятность утери контроля над собственностью
    Дополнительное обеспечение (гарантии) не требуется
    Выпуск облигаций
    Привлечение финансовых средств мелких инвесторов Процентные ставки оплачиваются из чистой прибыли
    Инвесторы не участвуют в работе предприятия Отсутствует ликвидный вторичный рынок облигаций
    Процентные ставки чаще всего фиксированные Увеличение доли заёмного капитала и риск потери финансовой устойчивости организации
    Выгоднее (дешевле), чем кредит банка Большие расходы на эмиссию и размещение
    Эмиссия регламентируется органами управления рынком акций
    Выпуск векселей
    Капитал не разбавляется (не дробится) Низкая ликвидность
    Несложная процедура выпуска Ограничена возможность привлечения значительных сумм
    Процентные ставки выплачиваются из прибыли

    Владельцы предприятий, которые решают разместить ценные бумаги на фондовом рынке, ведут свой бизнес таким образом, чтобы минимизировать вероятные убытки от разбавления собственного пакета акций и не лишиться возможности управлять организацией. Многим крупным акционерам после публичного размещения ценных бумаг удаётся сохранить за собой контрольный пакет.

    В общем, на сегодняшний день предприятиям для финансирования удобнее и выгоднее привлекать внешние займы, как более дешёвые, простые и эффективные способы привлечения капитала.

    При анализе решений, принимаемых относительно структуры капитала, очень важно различать внутренние и внешние источники финансирования. Внутреннее финансирование (internal financing) развития фирмы обеспечивается за счет ее доходов. Оно включает такие источники, как нераспределенная прибыль, начисленная, но не выплаченная заработная плата или кредиторская задолженность. Если фирма инвестирует полученную прибыль в строительство нового здания или покупку оборудования, то это пример внутреннего финансирования. К внешнему финансированию (external financing) менеджеры корпорации обращаются тогда, когда они привлекают средства кредиторов или акционеров. Если корпорация финансирует приобретение нового оборудования или строительство предприятия за счет средств от выпуска облигации или акций, то это пример внешнего финансирования.

    Специфика внутреннего и внешнего финансирования деятельности компании сказывается и на особенностях принимаемых финансовых решений. Для акционерной компании, занимающей устойчивую позицию в своем бизнесе и не намеревающейся существенно ее расширять с привлечением значительных средств, решения по финансовым вопросам принимаются, что называется, в рабочем порядке и почти автоматы чески. В этом случае финансовая политика заключается в проведении прежде все вполне определенной дивидендной политики, устанавливающей, например, регулярность выплат акционерам в виде дивидендов одной трети (или иной части) прибыли. Кроме того, финансовая политика затрагивает поддержание кредитной линии банка т.е. обеспечение сложившихся стабильных потребностей корпорации в кредитных Ресурсах в пределах лимитов, согласованных с банком. От менеджеров обычно требуется меньше времени и усилий для принятия такого рода решений по внутреннему фиксированию, чем в случае внешнего финансирования; они не требуют и столь т тельного рассмотрения.

    Если корпорация привлекает из внешних источников средства, которые могут понадобиться для масштабного расширения ее бизнеса, управленческие решения оказываются более сложными и требуют, соответственно, больших затрат времени. Внешние инвесторы обычно хотят видеть детальные планы использования своих средств, а также хотят убедиться, что инвестиционные проекты компаний обеспечат денежные поступления, достаточные для покрытия расходов и получения прибыли. Они тщательно изучают планы корпорации и относятся к перспективам успеха более скептически, чем ее менеджеры. Таким образом, использование внешнего финансирования ставит компанию в тесную зависимость от рынка капиталов, выход на который связан с более высокими требованиями к инвестиционным планам корпорации, чем использование источников внутреннего финансирования.