Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как отказать работодателю после собеседования? Исскуство отказа. Правильно сказать «нет» — это настоящий талант

Как отказать работодателю после собеседования? Исскуство отказа. Правильно сказать «нет» — это настоящий талант

Вежливый отказ, составленный с учетом психологических тонкостей, позволит сказать «нет» в такой форме, что адресат не только не обидится, но и укрепится в своем желании к дальнейшему сотрудничеству.

Из статьи вы узнаете:

Когда и как используются вежливые формы отказа

Умение использовать вежливые формы отказа в тех случаях, когда вы не можете исполнить чью-либо просьбу, пригодится всегда. Конечно, на рабочем месте, где вы исполняете свои профессиональные обязанности , отказывать приходится гораздо реже. Это обусловлено этикой деловых взаимоотношений, когда и просьбы, и обязанность их выполнения строго регламентированы должностными инструкциями и того, кто обращается с просьбой, и того, к кому она обращена.

Тем не менее, обстоятельства могут сложиться так, что определенная свобода выбора у вас будет. Чаще всего, это как раз такие просьбы и предложения от коллег , которые как раз выходят за рамки установленных регламентов. Но в некоторых ситуациях вежливый отказ может потребоваться, даже когда просьба связана с выполнением того, что входит в ваш функционал, но в силу загруженности исполнить вы ее не можете.

В любом случае, односложный ответ «нет» исключен. Вам следует использовать вежливые формы отказа, чтобы не испортить отношения с коллегой или руководителем и, в то же время, дать понять, что с такими просьбами к вам не следует обращаться и в будущем.

Психологи советуют использовать такие, простые, но действенные вежливые формы отказа, как:

  1. Отсрочка принятия решения - попросите время на обдумывание просьбы, пообещайте сообщить о том, сможете ли вы ее выполнить, после того, как, например, сверитесь со своим ежедневником и планом дел;
  2. Объясните, почему вы не сможете выполнить просьбу - хотя давать объяснения вы не обязаны (если это не прямое поручение руководителя);
  3. Предвосхищайте просьбу - если вы предполагаете, что последует просьба, пожалуйтесь собеседнику до того, как он ее выскажет, о том, как вы загружены;
  4. Пообещайте, что в другой раз вы исполните просьбу - этот вариант вежливой формы отказа все равно не обязывает вас в следующий раз сказать «да», особенно, когда дополнить его условием «в случае, если у меня найдется свободное время»;
  5. «Отзеркаливайте» просьбу собеседника своим отказом - повторяйте те фразы, которыми собеседник пытается убедить вас исполнить его просьбу, проявляя дружеское участие и глядя в глаза своему визави.

ПРИМЕР

Образец вежливого отказа в «зеркальной» форме:

Вы: «К сожалению, после обеда я не смогу помочь тебе с отчетом».

Коллега: «Мне нужно сделать его сегодня».

Вы: «Да, я знаю, что тебе нужно сдать отчет сегодня, но у меня не будет времени помочь тебе».

Коллега: «Но сегодня - последний день сдачи отчетов».

Вы: «Да, сегодня - последний срок, но после обеда я занят и не смогу поучаствовать в подготовке отчета».

Вежливый отказ можно использовать во взаимоотношениях с непосредственным руководителем или директором . Если он, например, в который раз пытается загрузить вас сверхурочной работой, попробуйте объяснить, что чем больше нагрузка, тем меньше ваша продуктивность. Объясните ему, что в рабочее время вы сможете выполнять поставленные задачи в соответствии с их приоритетом.


В современном мире умение отказывать является ценным, как и способность прийти на помощь. Согласившись единожды с тем, что делать неприятно или не хочется, человек попадает на риск, что утруждать его выполнить данную просьбу будут неоднократно.

За помощью без угрызения совести будут обращаться те, кто не готовы сделать ответного жеста.

Случается так, что человек, имея вблизи безотказного товарища, постоянно перекладывает на него часть своих обязательств. Культурно и грамотно сказать «нет» могут не все. Рассмотрим основные фразы, помогающие вежливо отказать человеку не обидев его:

  1. Откровенный отказ . Метод станет действенным отказом в просьбе назойливому знакомому. Не стоит искать оправданий в невыполнении просьбы – это вызовет у просящего сомнения.
  2. Сочувствующий отказ . Этот тип подойдет для людей, добивающихся с их просьбами чувства сожаления. Казалось бы, нельзя пройти мимо ситуации, но и здесь будет вариант деликатно отвергнуть просьбу, сказав «Мне жаль, но я не могу помочь».
  3. Отсроченный отказ . Вариант придется к месту для людей, абсолютно неумеющих говорить «нет». Если для человека, отказ считается целой драмой, предлагаем его отложить на время.

    Ответами «Мне необходимо посоветоваться», «Я дам ответ позже, когда вернусь из отпуска» можно красиво отказывать наглым собеседникам.

  4. Обоснованный отказ . Суть данного метода состоит в оглашении реальной причины. Например, необходимо сходить с ребенком в кино, поехать на дачу к маме, посетить торжественное мероприятие.

    Такой тип подходит для отказа во встрече, при этом для убедительности желательно называть 2-3 причины.

  5. Дипломатичный отказ . Способ подойдет вежливым, сдержанным людям, предлагающим взамен альтернативу. Корректно откажите фразой «Я не смогу помочь, но у меня есть друг, занимающийся данным вопросом».
  6. Компромиссный отказ . Подходит для людей, всегда помогающих просящим. Правильно предложив компромисс, можно перевести ситуацию в свою пользу.

    Если собеседник просит посидеть с ребенком целый день, отвечайте: «Я смогу посидеть с малышом, но только с 12 до 17 часов, в связи с тем, что у меня уже запланированы дела».

Знайте, что нельзя отказать всем. Всегда найдутся люди, нуждающиеся в помощи и расположении посторонних. Поэтому важно различать особ, реально требующих помощи от тех, кто просто хочет переложить свои обстоятельства на плечи другого человека.

Варианты различных ситуаций

Довольно часто бывает так, что человеку приходится делать то, чего делать нет желания. Ситуации окружают людей постоянно: коллеги, начальник, родственники, дети, друзья. В таком деле важно проявить уверенность, при этом, оставшись в хороших взаимоотношениях.

Обратите внимание! Самой частой является просьба о деньгах. Одолжив средства человеку один раз, можете ожидать, что он придет с просьбой повторно.

Психологи сходятся во мнении, что постоянная безотказность чревата стрессами, головной болью, бессонницей. Главная проблема таких людей – уменьшение времени на удовлетворение собственных потребностей, а также невозможность жить личной жизнью, осуществлять задуманные мечты.

Просящие появляются отовсюду, им нельзя отказать или обидеть, поэтому приходится соглашаться. Рассмотрим варианты ситуаций и их решение.

Ситуация Решение
Коллега просит помочь в работе Объясните навязчивому сотруднику, что служащие на фирме имеют спектр своих работ, и выполнение дел другого характера повлечет потерю времени
Отказ малознакомому человеку, напрашивающемуся в гости Аргументируйте отказ, при отсутствии приоритета общения с новоиспеченным собеседником, смело говорите категорическое «нет»
Отрицательный ответ родственникам Объясните родителям или другим членам семьи, что и собственная жизнь имеет потребности
Отказ в просьбах начальству Ссылайтесь на трудовой договор, если возложенные обязательства, превышают должное их количество
В просьбе о деньгах Объясните причину отказа, а также сформулируйте правильный ответ, например: «Я не могу одолжить деньги, так как планирую крупную трату средств»

Сказать «нет» навязчивому незнакомцу легко – в данном случае исчезает необходимость дорожить общением, авторитетом или своим положением. Другое дело – дать отрицательный ответ тем, с кем в отношениях не хочется разлада. Формируя свой отказ, обратите внимание на следующие нежелательные действия:

  1. Не смотреть на собеседника и говорить непонятными фразами. Тогда у оппонента сложится впечатление, будто человек отнекивается, ища всевозможные оправдания для отказа.
  2. Постоянно приносить извинения. Если после отрицательного ответа будут мучить угрызения совести, не стоит этого показывать собеседнику. Так вы будете способствовать его выводам о виновности.
  3. Говорить слишком много. Такой ход может вызвать подозрение, что человека обманывают, пытаясь рассказать ему неправду.
  4. Оперировать большим количеством аргументов. Максимум – 2 причины отказа, иначе создастся впечатление, что другие аргументы были додуманы на ходу.
  5. Обещать слишком хорошую альтернативу. Избавьте оппонента от ложной надежды. Если хорошей альтернативы не предвидится – лучше сразу откажите.

Всегда существует вариант частичного отказа – хороший способ, если не хочется портить отношения с человеком. Он подразумевает выдвижение своих условий, которые должен принять оппонент, чтоб достигнуть консенсуса.

Важно! Не обещайте человеку золотые варианты, если не сможете выполнить просьбу – это ухудшит вашу репутацию, внесет разлад в общение, испортит авторитет.

Корректный, вежливый отказ – залог продолжительных спокойных взаимоотношений. Научитесь делать это правильно и только тогда, когда действительно не сможете помочь человеку.

Полезное видео

    Похожие записи

Считается, что человеку психологически намного комфортнее соглашаться, чем отвечать отказом. И действительно, многие испытывают большие трудности с тем, чтобы сказать «Нет», даже если объективно у них были все моральные и законные права отказаться. Мы предлагаем вам не игнорировать право на отрицательные ответы и даем несколько советов , как научиться отказывать и не переживать по этому поводу.

Почему важно уметь говорить нет

Чувство вины и неловкости, злость на себя и того, кто к вам обратился, потерянные время, деньги и т.д., выполнение чужой работы , решение чужих проблем и т.д. – вот лишь часть тех последствий, с которыми сталкиваются те, кто не умеет правильно отказывать. Плюс к тому сорванные планы, проблемы с друзьями или членами семьи , которые «промениваются» на выполнение очередной просьбы, постоянный стресс, нехватка времени и другие «радости жизни», вплоть до серьезных психологических проблем . И все из-за сложностей с тем, чтобы сказать нет.

Сюда же добавим тот факт, что многие манипуляторы отлично знают (на сознательном или подсознательном уровне), кто из их окружения не может отказать, и начинают активно этим пользоваться . Именно таким образом некоторые начинают работать за двоих, регулярно сидеть с чужими детьми или берут на себя на постоянной основе решение чужих проблем. Но даже если вам посчастливилось и в вашем окружении манипуляторов нет (или же они не смогли приспособить вас для решения своих целей), умение отказать в просьбе или чем-либо подобном вам наверняка пригодится.

Конечно, мы не предлагаем говорить нет вообще каждому (особенно до того, как был озвучен вопрос). Мы лишь хотим помочь вам научиться отказывать и не чувствовать себя при этом плохо . Поэтому в данной статье мы не предлагаем вам универсальные «отмазы» на все случаи жизни: в центре нашего внимание не отговорки, а сам процесс того, как лучше отказывать, чтобы никого не обидеть и самому не испытывать внутренних терзаний.

Почему и кому мы не любим отказывать

Прежде чем перейти к практическим советам, как правильно отказывать людям, подумаем, почему нам вообще с трудом это дается? По отношению к разным личностям в дело вступают разные причины, однако можно выделить наиболее типичные. Как и со многими другими вопросами,
знание причины нужно, чтобы в дальнейшем выбрать правильную стратегию действий.

  • Конечно, одна из самых частых причин: мы боимся, что из-за нашего отказа человек на нас обидится . Обратите внимание: не «мы обидим», а «на нас обидятся». Ведь объективных причин для обид и конфликтов может и не быть, однако это не отменяет того факта, что отказ порой воспринимается просящим слишком близко к сердцу. Зачастую именно такое нежелание обидеть становится основной того самого чувства вины, которое сопровождает тех, кому трудно говорить нет.
  • Еще одна формально схожая причина: кому-то в принципе нужно, чтобы о нем думали только хорошо – такой человек должен нравиться всем вокруг, и ему кажется, что отказ в просьбе «снизит» градус любви к нему и испортит сложившийся образ. Чтобы бороться с таким состоянием, помимо прочего, важно обратиться к его первопричине, повышать самооценку, снижать зависимость от чужого мнения. Однако наши советы по тому, как правильно говорить нет, будут полезны и в этом случае.
  • Многие не знают, как отказать в помощи, потому что у них стоит сильная внутренняя установка на то, что всем надо помогать. Как правило, данная модель поведения закладывается в детстве, и хотя сама по себе она очень добрая и человеколюбивая, во взрослом возрасте может доставить немало неприятностей. Впрочем, еще раз напомним – мы не предлагаем отказывать всем, мы лишь предлагаем научиться говорить нет, чтобы отвергать лишь ненужные просьбы. Поэтому, если вас коснулась проблема внутреннего табу, то даже в этом случае вам стоит попробовать постепенно учиться говорить нет.
  • Некоторые предпочитают не отказывать, потому что каждая просьба/предложение к ним возвышает их в их глазах, поднимает самооценку .
    Таким людям нравится чувствовать себя нужными и полезными, им нравится ощущение, что в них нуждаются. И здесь, как и в случае со всеобщим обожанием, помимо прочего, важно работать с первопричиной такого состояния.
  • Более меркантильная причина : мы не хотим отказывать, боясь, что в будущем этот человек не поможет нам (не пойдет навстречу) или что отказ выйдет нам боком. Особенно часто это касается рабочих отношений. Например, что в отместку начальник в следующий раз не разрешит уйти пораньше или не выпишет премию, а коллега не прикроет опоздание. Подробнее о том, почему такой страх не всегда обоснован, в материала.

    Один из главных советов: переборите страх отказать и возникающее из-за этого чувство вины. Особенно это касается таких случаев, когда проблема вызвана внутренними установками и/или если вы имеете дело с манипуляторами. Сказав один раз «Нет», вы увидите, что мир не перевернулся, а вот взваливать на себя лишние задачи, проблемы и т.д. вам не пришлось. Некоторым людям такие «эксперименты» по отказам после череды бесконечных согласий дарят чувство свободы, ощущение, что они сами управляют своей судьбой и т.д. Возможно, вам настолько понравится этот опыт, что все моральные терзания, которые могли бы быть связаны с данным событием, отпадут сами собой.

    Выберите верный способ коммуникации

    Конечно, большинству людей отказывать в лицо сложнее, чем по телефону, а устно сложнее, чем письменно. Помните об этом и особенно на первых порах выбирайте наиболее удобный вам способ (скорее всего, это будут электронные средства коммуникации). Переводите на нее даже тех, кто обращается к вам по другому «каналу». Например, если вам звонит далекий друг с просьбой, которая кажется вам совершенно неуместной, скажите, что вам надо свериться с календарем, рабочим планом, обсудить это со второй половинкой и т.д. А через некоторое время напишите свой отказ – например, по СМС, по почте, через соцсеть и т.д. Это в том числе поможет вам уменьшить накал плохих эмоций (как с вашей, так и с его стороны) и, вероятно, и не дать себя переубедить (подробнее ниже).

    Выберите форму ответа

    Иногда лучший отказ: это просто сказать «Нет» (более развернутый вариант – «Нет, я не смогу», «Нет, так не получится» и т.д.), не приводя никаких объяснений . Особенно это актуально, когда вы имеете дело с манипуляторами (коллегами, которые уже вешали на вас свои задачи или беспардонными родственниками, которым все должны). Если же они будут
    настаивать на ответе, не указывайте конкретную причину , а отвечайте максимально обтекамо: «У меня нет такой возможности», «Я уже сказал, что не могу этого сделать», «Мне это категорически не подходит». Повторяйте один и тот же ответ (например, «Нет, я не смогу») до тех пор, пока от вас отстанут.

    Короткие ответы не дают возможности разбить ваши отговорки и показать, что на самом-то деле вы все можете. Кроме того, вы не будете выглядеть оправдывающимся (ниже мы поговорим об этом подробнее). Еще одно преимущество: короткие ответы помогут вам сократить беседу, а значит, и шанс, что собеседник все же заставит вас сделать то, что нужно ему.

    Конечно, этот совет совершенно не подходит, если вы думаете, как тактично отказать другу, супругу или другому близкому человеку – словом, тому, кто вам действительно дорог. В данном случае привести причину необходимо. И здесь мы переходим к следующему пункту.

    Не оправдывайтесь

    В большинстве случаев, если вы говорите кому-то нет, от вас будут ждать объяснения. Здесь очень важно указать причину, но не оправдываться . В теории большинство понимает разницу этих терминов, но как отличить одно от другого на практике? Думается, главное даже не столько в том конкретном поводе, который вы приведете, сколько в том, как вы подадите информацию.

    Работая над умением отказывать, обратите внимание нашу статью о развитии эмоционального и социального интеллекта . Тем, у кого высок уровень EQ и SQ гораздо легче коммуницировать и понимать эмоции людей.

    В частности, не выдавайте чрезмерно много деталей и не заваливайте человека лишней информацией, не слишком извиняйтесь, не вываливайте сразу несколько причин, не демонстрируйте чувство вины (как вербально, так и невербально) и т.д. Будьте спокойны (по крайней мере внешне) и уверены в себе. Представьте, что вы просто рассказываете о погоде за окном – приводите факты, но не ставьте себя в положение виноватого или подчиненного.

    Оправдания плохи, во-первых, тем, что плохо воспринимаются окружающими: если вы показываете себя фактически виноватым, то и воспринимать вас будут точно так же. Во-вторых, оправдания способны влиять на ваше внутреннее ощущение вины – если вы будете говорить о себе так, как будто вы виноваты, то, скорее всего, и думать тоже. Таким образом, даже в рамках внутреннего диалога не оправдывайте себя, а указывайте причины.

    Предложите варианты

    Если мы говорим о людях, которые вам действительно дороги, то отказ логично сопроводить не только указанием причины, но и предложением альтернативного варианта . Это, во-первых, продемонстрирует коллегам/друзьям/родственникам, что в принципе вы хотите им помочь и готовы пойти навстречу, однако предлагаемая ими просьба вам действительно никак не подходит. Во-вторых, это поможет вам избавиться от чувства вины или неловкости за отказ.

    Вы увидите, что не бросаете человека на произвол судьбы и что он сможет так или иначе решить свою проблему. Помимо прочего, этот совет поможет отсечь тех, кто не нацелен на поиск компромиссов или более удобных для вас вариантов, а просто хочет переложить свои заботы на ваши плечи.

    Твердо стойте на своем

    Если вы решили отказаться, не давайте себя переубедить . Если вы чувствуете, что уже почти готовы сказать «Ну ладно, уговорил» или «Ну хорошо…», то лучше всего либо прервать коммуникацию, либо начать давать максимально краткие ответы ,
    о чем мы говорили выше. Это правило особенно актуально, если вы имеете дело с манипуляторами, надоедливыми коллегами, наглыми родственниками и т.д. Если вы передумаете, для ваших окружающих это будет лишнее свидетельство, что вы точно согласитесь на все, достаточно только посильнее на вас надавить.

    Этот же совет актуален, если вам «повезло» нарваться на человека, который не умеет принимать отказы. У некоторых эта черта выражена настолько, что они будто «отключаются», когда слышат слово «нет», и разговор фактически начинает идти по кругу. В таком случае предлагаем вам просто прекратить беседу . Да, последнее слово останется за вашим собеседником, но к тому времени вы успеете четко выразить свою позицию по данному вопросу. Помните: имеющий уши да услышит.

    Согласие как отказ

    Интересный и практичный вариант, как красиво сказать нет в ответ на неуместную просьбу, – согласиться. И при этом обязательно поставить свои условия – возможно такие, которые превратят ваше согласие в фактический отказ. Например, если вас просят взять халтуру, поставьте очень высокие цены или растянутые сроки. Если друзья вас просят приехать на другой конец города полить цветы, скажите, что успеете это сделать, только если будете ездить на такси, и уточните, готовы ли ваши друзья оплатить его (деньги вперед!).

    Если коллега просит вас взять его проект, скажите, чтобы он договорился с вашим начальником, чтобы с вас сняли текущую задачу. Если источником проблем стал сам начальник, скажите, что возьмете новое задание, но тогда точно не успеете вот это и то и пусть сам руководитель решает, какой задачей вы в итоге займетесь. Если вас регулярно просят выйти в выходные, в ответ на очередную такую просьбу скажите, что выйдете, но тогда в понедельник вам придется взять отгул.

    Во всех этих случаях очень важно говорить спокойно и твердо, не ставя ультиматум и не оправдываясь . Причем если ваш визави будет согласен на предложенные условия, подразумевается, что вы, в свою очередь, должны будете сделать то, на что согласились. Поэтому старайтесь заранее продумать, о чем именно просить.

    Сохраняйте спокойствие [по крайней мере внешне]

    Спокойствие (по крайней мере внешнее) – очень важное качество для тех, кто хочет постичь искусство деликатных отказов.
    Во-первых, спокойствие станет свидетельством вашей уверенности в себе. Во-вторых, порой излишняя эмоциональность способна привести к конфликтам и обидам. Получается это, например, следующим образом. Предположим, вас просят посидеть с ребенком. Считая, что отказ приведет к ссоре и разбирательствам, вы изначально отвечаете с вызовом (хотя вас еще никто ни в чем не упрекнул). В итоге ваш знакомый на вполне спокойную просьбу получает вербальную «оплеуху». Скорее всего, именно это и станет причиной его обиды, а вовсе не то, что вы не хотите сидеть с ребенком.

    И конечно, сохранение внешнего спокойствия повышает шансы на того, что в скором времени вы добьетесь спокойствия и внутреннего. И под этим мы подразумеваем то, что вы быстрее начнете говорить нет, действительно не испытывая моральных терзаний.

    Не забывайте думать о себе

    Проблема многих, кто не умеет отказывать, – они очень часто думают о других и слишком мало о себе. Само по себе, конечно, это прекрасно, человеколюбиво, благородно и т.д. Однако это становится только вам во вред, если вы имеете дело с тем, кто беспокоится только о себе и о вас не думает совершенно. В таких случаях кроме вас о вас позаботиться некому .
    При общении с подобными людьми важно ставить на первое место именно свои интересы, планы, цели и т.д.

    Отказывая кому-либо, напоминайте себе, что на самом деле вы никому ничего не должны . Иными словами, вы можете помочь человеку, если посчитаете нужным, а можете и не помочь – особенно если вы понимаете, что фактически вами просто пользуются, потому что вы не умеете отказывать.

    В очередной раз повторимся, что мы не призываем к абсолютному эгоизму или к тому, чтобы говорить нет всем подряд. Мы призываем лишь к тому, чтобы вы взвешенно подходили к поступающим просьбам и предложениям и соглашались потому, что действительно хотите и можете помочь, а не потому, что не можете отказать .

    Чего не стоит бояться, отказывая людям

    В последней части материала мы решили обобщить некоторые аспекты, касающиеся двух наиболее распространенных опасений, связанных с тем, чтобы сказать нет другим людям. Речь идет об обидах и об упущенных возможностях. Почему на самом деле они не так страшны, как может показаться?

    Не бойтесь обид

    Данный принцип актуален почти для всех групп, кому вы хотите сказать нет. Конечно, для разных людей будут действовать разные подходы. Так, обиды наглых родственников, которые вас уже достали, не равноценны обидам людей, о которых вы действительно заботитесь. В общем и целом здесь можно предложить следующую рационалистическую модель : если перед вами адекватный человек, которому нужна ваша помощь, он не обидится на мотивированный отказ и на предложение альтернативного варианта (или совместный поиск оного).
    Конечно, он может проявлять негативные эмоции (волнение, раздосадованнось и т.д.), однако, скорее всего, речь не будет идти именно об обиде или конфликтах. Опять же, с адекватным человеком проблемы можно решить.

    Если же на вас обижаются даже из-за пустяка, то, вероятно, дело в одном из двух вариантов: 1) дело не в отказе как таковом ; 2) перед вами один из «проблемных» типов личности : манипулятор, не вполне адекватный человек, слишком самовлюбленная личность и т.д. В первом случае логично разбираться с первопричиной (но не прямо сейчас, а когда вы оба немного отойдете от эмоций). Во втором – наиболее рациональным вариантом стало бы соотнесение действительной необходимости/важности того, о чем вас просят, и тех неудобств, которые вам это доставит. В таких ситуациях полезно помнить, что для большинства манипуляторов и неадекватных людей чуждо понятие благодарности, зато они очень легко садятся другим на шею . Поэтому подумайте, насколько для вас страшна эта обида? Может, из-за нее фактически вам станет только легче, так как этот человек перестанет вас донимать?

    Не бойтесь упустить возможности

    Как мы говорили, иногда мы не можем отказать начальнику или, например, коллеге, потому что считаем, что потом нам это аукнется или же из-за этого мы упустим какие-то возможности. Конечно, исключать такого варианта нельзя, однако полезно помнить и другую сторону данной проблемы. Зачастую тех, кто всегда на все соглашается, воспринимают хуже тех, кто может твердо и корректно отказать. Дело в том, что, привыкнув получать ваше согласие, коллеги и руководство будут считать его само собой разумеющимся и абсолютно как должное. Ваша бесконечная готовность идти навстречу не будет восприниматься как ваша заслуга и вряд ли принесет какие-либо дивиденды.

    Важна и психологическая сторона вопроса. Людей, которые на все соглашаются, часто считают неуверенными в себе, с низкой самооценкой, подлиз или же как зависимых от работы
    (в материальном или моральном плане). Такое мнение складывается даже тогда, когда ничего из перечисленного на самом деле к сотруднику не относится. В итоге, вместо того чтобы выписать дополнительную премию или продвинуть такого работника, им начинают пользоваться все больше и больше. Хотя, разумеется, это лишь наиболее распространенный сценарий развития событий, а не правило. Просто держите в голове данный принцип, собираясь бесплатно отработать очередные выходные.

    Умение сказать нет в ответ на неуместную просьбу коллег или начальника (или согласиться, но попросить компенсацию) с большей вероятностью пойдет вам на пользу, чем бесконечные согласия. Тогда по крайней мере не получится так, что вы жертвовали ради компании всем, а она обходила вас при каждом удобном случае.

    Конечно, если вы уже успели заслужить славу человека, который всегда готов на все, отказывайте коллегам постепенно – сначала мягко просите о компенсации или предлагайте компромиссы, давайте согласие, но на своих условиях. В противном случае велика вероятность, что ваши отказы будут сочтены за капризы и вызовут слишком яркое неудовольствие. Когда же коллеги привыкнут к изменениям в вашем поведении, ваше «Нет» будет восприниматься вполне нормально.

  • Мы обсуждали, какие внутренние барьеры необходимо устранить для того, чтобы научиться говорить людям «нет» . Сегодня мы продолжим тему, но подойдем к ней с другой стороны. Мы поговорим о конкретных способах отказа. Ведь иной раз человек говорит «да» вместо «нет» потому, что не знает, как отказать тактично.

    Стоит отметить, что единственно верного алгоритма отказа не существует. Все зависит от ситуации, характера человека, которому нужно сказать «нет», отношений с этим человеком и многих других факторов. Тем не менее, существует целый набор приемов, которые позволяют смягчить отказ. Об этих приемах я сегодня Вам расскажу. Один и тот же прием может отлично подходить к одной ситуации и быть абсолютно неуместным в другой. Поэтому рассматривайте все, сказанное ниже, как источник идей, которые помогут Вам сформулировать Ваш собственный ответ в Вашей конкретной ситуации.

    Идея №1. Подчеркните ценность человека для Вас.
    Так можно поступить, если Вы боитесь задеть самолюбие человека своим отказом. Покажите свое хорошее отношение к человеку, которому отказываете.

    Пример №1. У Марины есть настойчивый поклонник, который не понимает намеков. Для того чтобы прямо отказать в свидании, она может использовать следующую фразу: «Коля, мне очень приятно твое внимание, но я тебе хочу сказать «нет». Я, к сожалению, чувствую, что наши свидания ни к чему не приведут. Ты мне по-человечески очень симпатичен. Поэтому я не хочу тебя обманывать и говорю все прямо, так, как есть».

    Заметим, что Марина несколько раз подчеркнула ценность Коли фразами: «мне очень приятно твое внимание», «ты мне по-человечески очень симпатичен».
    Важно! Не переборщите с комплиментами и позитивными словами в адрес человека, которому отказываете. Это может выглядеть фальшиво, вызвать недоверие, восприниматься как проявление жалости.

    Пример №2. Елена занимается подбором персонала. Она провела собеседование, а сейчас ей нужно позвонить и тактично отказать кандидатке в приеме на работу. Елена могла бы это сделать следующим образом: «Александра, спасибо Вам за то, что нашли время и приехали к нам на собеседование. К сожалению, вынуждена Вам сообщить о том, что мы выбрали другого кандидата на вакансию. Я желаю Вам удачи в поиске работы в других компаниях».

    Здесь ценность Александры подчеркивается фразами: «спасибо за то, что нашли время и приехали к нам на собеседование», «желаю Вам удачи в поиске работы».

    Когда мы отказываем человеку, мы можем невольно напрягаться, нервничать, ожидать ответного негатива. Человек может интерпретировать наше поведение как проявление негативного отношения к нему. Поэтому помимо фраз обращайте также внимание на свое эмоциональное состояние. Хорошо, ели Вы не только словами, но и своим поведением будете демонстрировать дружелюбие к человеку, готовность идти с ним на контакт.

    Пример №1. Ларису пригласили на день рождения, а прийти у нее не получается. Тактично отказать в этом случае можно следующим образом: «Аня, мне так жалко! Представляешь, именно в этот день ко мне приезжают родственники из другого города. Поэтому я никак не смогу к тебе прийти, хотя мне очень бы хотелось!»

    Аня слышит искреннее сожаление Ларисы, и поэтому ей проще принять отказ.
    Могло быть конечно и так, что Лариса просто не захотела идти на день рождения и особого сожаления по этому поводу не испытывала. Тогда для того, чтобы не врать и оставаться искренней, можно было бы не рассказывать о своих эмоциях, а использовать идею №1 - подчеркнуть ценность человека и доброжелательное отношение: «Аня, спасибо тебе большое за приглашение. Но у меня, к сожалению, в этот день никак не получится приехать. Желаю вам хорошо отметить!»

    Пример №2. У Маши есть близкая подруга Вероника. Вероника любит позвонить Маше и пожаловаться на жизнь. Маша - человек ранимый и чувствительный. Она каждый раз принимает близко к сердцу то, что рассказывает подруга. Ей очень бы хотелось попросить Веронику не рассказывать во всех подробностях каждую происходящую неприятность, но она не знает, как это сделать тактично.

    Маше можно было бы посоветовать такую формулировку: «Вероника, я очень тебе сочувствую и очень хотела бы тебе помочь. Но каждый раз, когда ты мне рассказываешь про все свои неприятности, я принимаю это очень близко к сердцу и долго переживаю. Побереги, пожалуйста, мои нервы и не рассказывай мне все подробности. У нас же, в конце концов есть более позитивные темы для разговора!».

    Идея №3. Объясните причину отказа.
    Часто человеку проще принять отказ, если он знает его причину.
    Пример. У Олега и его супруги допоздна засиделись гости. Как сообщить им о том, что пора уходить домой? Олег это может сделать следующим образом: «Маша, Игорь, нам с женой завтра рано вставать, поэтому предлагаю на сегодня наши посиделки закончить».
    Важно! Не превращайте объяснение причин в оправдание себя. Если Вы начнете оправдываться, у человека может появиться идея, что он вправе на Вас обидеться.

    Идея №4. Отказывая в просьбе, можно предложить пути решения проблемы, сообщить о готовности решать проблему посильным для Вас образом.

    Пример. В последнее время Антон очень часто задерживается на работе. Он уже понимает, что такие переработки стали систематическими, и руководство воспринимает это как норму. Сегодня начальник в очередной раз попросил Антона задержаться после работы. Антон хочет сообщить начальнику о том, что не готов работать сверхурочно.

    Он может это сделать следующим образом: «Анатолий Михайлович, у меня, к сожалению, нет возможности оставаться на работе сверхурочно. Предлагаю пересмотреть мои рабочие задачи таким образом, чтобы моя работа в рабочие часы была максимально полезной для компании».
    Таким образом, отказывая, Антон подчеркивает свою готовность сотрудничать.

    Идея №5. Лаконичный отказ.
    Порой лучше всего на просьбу отвечать лаконичным отказом: не нужно извиняться, объяснять причины. Когда человек не знает, как отказать тактично, он может думать, что необходимо сказать что-то особенное. На самом же деле зачастую можно просто сообщить человеку, что Вам его просьбу выполнить не удобно, и этого будет вполне достаточно.
    Пример. У Егора приятель просит в долг денег. Егор может отказать так: «Нет, Паша. У меня сейчас, к сожалению, нет возможности одолжить тебе деньги».

    Идея №6. Используйте намеки.
    Можно показать человеку свое недовольство намеками.

    Пример. Наташа решила переехать в город N. Она уже нашла в этом городе работу, но еще не нашла жилье и в течение двух недель живет у своих друзей. В первые дни ее друзья думали, что Наташа вот-вот займется поиском квартиры, но прошло уже достаточно времени, а Наташа никуда не собирается.

    Что же делать друзьям Наташи? Ведь они никак не планировали пускать ее к себе жить.
    В таком случае можно начать с тонких или довольно прямых намеков. Например, можно спросить: «Наташа, как твои дела? Здорово, что ты так быстро нашла работу. А что ты думаешь по поводу жилья?»

    Если Наташа - человек тактичный и воспитанный, она поймет намеки и начнет действовать. Но, увы, далеко не все люди тактичны и воспитаны. Не все понимают намеки. Тогда можно использовать идею №7.

    Идея №7. Констатируйте факты и прямо говорите, чего Вы хотите.
    В случае, описанном выше, можно было бы сказать так: «Наташа, ты гостишь у нас уже целых две недели. Мы тебе рады как гостю, но мы не готовы, чтобы ты у нас осталась жить. Найди себе, пожалуйста, другое место жительства».

    В большинстве случаев люди спокойно реагируют на отказ. Однако может случиться и так, что реакцией на отказ, даже если он был очень мягким и корректным, могут стать агрессия и обвинение Вас во всех смертных грехах. Как реагировать в таком случае, читайте .

    Если Вы хотите отказать тактично, важно следить не только за тем, что Вы говорите, но и то, как Вы это делаете: спокойно и уверенно, или чувствуя раздражение, или дружелюбно, испытывая чувство вины или страх обидеть человека. Любые наши эмоции неизбежно влияют на результат разговора. Подробнее о том, как это происходит, и как настроить себя на нужный лад, читайте .

    Дата обновления: 26.11.2017

    Слово «нет» немногим длиннее слова «да». Но почему-то последнее мы легко говорим на каждом шагу, а вот отказать кому-то — не выполнимая для нас миссия. Почему же так тяжело дается произнесение слова «нет!»? И как именно отказывать в просьбе, чтобы оставаться в рамках этикета и ?

    Почему мы боимся сказать «нет»?

    Боязнь говорить «нет» может закладываться еще в детстве. Большое влияние (к сожалению, не всегда положительное) оказывает на нас родительский пример и те моральные принципы, которым следует семья.

    К примеру, ведь еще в песочнице заботливые и доброжелательные мамы учат всегда делиться любимыми игрушками с другими ребятами. А малыш знает: если он не поделится — отругают и накажут. И вот ребенок, скрепя сердце, давясь слезами, протягивает незнакомому вредному мальчику любимый совочек...и запоминает свое душевное состояние надолго. И дальше будет жить, руководствуясь принципом «надо всегда отдавать и помогать, даже если этого не хочется»; и дальше будет постоянно бояться наказания за отказ в чем-либо.

    С маленькой песочницы во дворе закладывается стереотип поведения и общения с окружающими уже взрослого человека. Мы привыкаем делиться чем-то дорогим и очень ценным, чтобы нас любили, не обижали, чтобы не называли и крайне невежливой персоной. Даже отказав кому-то в выполнении просьбы, мы боимся испортить отношения с людьми, потерять доверие друзей, внимание и уважение окружающих...

    Многие страдают «комплексом отличника», сформированным за время школьных лет. Такие люди всегда стараются оправдать чьи-то ожидания, понравиться окружающим, быть «воспитаннее» и вежливее всех. Как же тут скажешь «нет» и откажешь кому-то?

    А ведь постоянно соглашаясь выполнять то, чего не хотим или действительно не можем, мы теряем гораздо больше. Забываем про свои интересы, ущемляем собственные права на личное пространство, личную собственность, время и отдых, наконец. Регулярно делая что-то вопреки желанию, мы попадаем в ситуацию растрачивания сил — как душевных, так и физических; теряем связь с собственным «я»; зарабатываем стресс, депрессию, усталость; попадаем в цейтнот, просто-напросто не успевая выделять время на личную жизнь.

    Говоря «нет», мы почему-то ощущаем дискомфорт на психологическом уровне: становится неловко, появляется чувство вины.

    А вот отвечать «да» приятнее: за этим словом последует поток благодарностей и безмерная радость собеседника. И в этот момент мало кто задумывается, сколько сил, нервов и здоровья ему придется отдать за это секундное счастье «просителя»...

    Говорить «нет» нужно учиться. Так же, как учиться благодарить, извиняться, здороваться и приветствовать людей. Произнесение слова «нет» не выходит за рамки этикета. Более того, способность отказывать является проявлением нашей вежливости и воспитанности.

    Как научиться вежливо отказывать

    Умение отказывать вежливо и корректно невозможно выработать всего лишь после 2-3 попыток промямлить «нет...». В конечном итоге такой навык должен стать частью культуры общения с людьми, способом сохранять неприкосновенность своих интересов и личного пространства.

    В каждой ситуации, когда вы чувствуете необходимость ответить «нет!» на просьбу назойливого собеседника, будут применимы совершенно разные тактики отказа. Их выбор должен зависеть от степени вашего родства с человеком, реальной возможности/невозможности оказать помощь, вашего личного отношения к собеседнику и т.д. Однако существуют определенные принципы и правила культурного отказа, следуя которым вам будет легче ограждать себя от посягательств на личное время, силы и — что очень важно — .

    Перед тем, как резко и бесповоротно произносить свое холодное «нет!», постарайтесь разобраться в истинных мотивах собеседника. Ведь любая просьба может быть следствием двух намерений — желанием найти реальную помощь в безвыходной ситуации или просто способом манипулировать вами.

    В первом случае стоит задуматься о причинах вашей горячей готовности быстрее отказать человеку. Быть может, за ними кроется обычная лень или безмерный эгоизм? Значит, нужно немного пересмотреть свои принципы жизни и форму общения с людьми. А вот ситуация второго типа требует предельного внимания и использования особых правил общения.

    Поэтому нужно учитывать важные «речевые» тонкости:

    • Если чувствуете, что сложившаяся ситуация все-таки требует незамедлительного отказа, не затягивайте с веским и решительным «нет». Ваш ответ на просьбу должен быть именно таким — твердым, четким и уверенным. Мельчайшая дрожь в голосе и «бегающие» по сторонам глаза выдадут собеседнику ваши сомнения и неловкость. А это, в свою очередь, станет еще одной возможностью для манипуляции.
    • Отказывая, не настраивайте себя заранее на негативную ответную реакцию и большую обиду собеседника. Во-первых, если вы вежливо обрисуете свое «нет» доступными аргументами, дальнейшее давление на вас будет практически невозможно. А во-вторых, если все-таки услышите укоры в свой адрес, то они отразят как раз не вашу невоспитанность, а отсутствие культуры у другого человека.
    • Произнося слово «нет», не пытайтесь поставить себе психологический «блок» и встать в защитную позу, скрестив руки на груди. Так вы можете действительно оскорбить собеседника неуместным пренебрежением. Да ведь и нападать на вас никто не собирается!
    • Старайтесь произносить выражения отказа спокойно, нейтральным тоном, не сопровождайте ваши слова отрицательными эмоциями. Собеседник не должен почувствовать негатива в вашем голосе. А вам, в свою очередь, не стоит разжигать внутри искры недовольства на человека.
    • Ни в коем случае не стыдите собеседника за попытку попросить вас о чем-либо! Не обвиняйте человека в несамостоятельности или, чего хуже, наглости. Ведь ему действительно нужна помощь, а не ваши нотации! Возьмите за правило: не можете удовлетворить просьбу — окажите хотя бы моральную поддержку.
    • В частности, пытаясь поддержать человека, старайтесь говорить искренно, обдумывайте и взвешивайте каждое слово. Не стоит сыпать стереотипными словесными формулами-клише и давать «заезженные» якобы мудрые советы. Ведь к вам обращается с просьбой совершенно реальный конкретный человек, а не обобщенный тип «вечного русского страдальца»!
    • В ходе беседы не бойтесь о своих чувствах. Это поможет вам правильно передать мысли, быть искренним и откровенным, избежать натянутости в дальнейших отношениях и не запутаться в ненужных объяснениях. Собеседник почувствует, что вы не только слушаете, но и слышите его. Ваша правдивость покажет, что вы действительно вошли в ситуацию человека и правильно поняли его. В ответ он будет так же искренно говорить и безбоязненно подыскивать другие варианты решения проблемы.
    • Очень действенным на психологическом уровне оказывается использование «я — сообщений». Например, «Я бы хотел помочь, но...», «МНЕ действительно интересно это предложение, но...», «МЕНЯ правда огорчает сложившаяся ситуация, но...». Так вы покажете свою заинтересованность в жизненных событиях собеседника. Избегайте употребления фраз с местоимением «ты» («ты» — сообщений): «ТЫ опять просишь меня...», «ТЫ всегда попадаешь в такие ситуации...».
    • Также не используйте всевозможных обобщений типа «всегда просишь», «постоянно занимаешь деньги...». Не нужно намекать на частые проблемы в жизни собеседника.
    • Можно сопровождать слово «нет» определенными подходящими жестами. К примеру, показать рукой легкий жест «отталкивания», неприятия. Таким образом, на эмоциональном уровне вы убедите человека, что не собираетесь взваливать на себя непомерные обязательства.
    • В ходе беседы не прерывайте собеседника, старайтесь внимательно выслушивать его, проявляйте к нему уважение.

    Применяя эти важные речевые правила, вам будет гораздо легче избежать обиды, непонимания или вспышек агрессии собеседника. Но как же именно говорить это трудное слово «нет»?

    Попробуем выделить главные принципы вежливого отказа:

    1. Самое главное — убедитесь, что вы правильно , а точнее, его просьбу. Может случиться так, что просят о сущих пустяках, а вам уж показалось, что посягают на все ваше свободное время.
    2. Во многих случаях при использовании слова «нет» вы не обязаны сопровождать его комментариями и объяснениями. Подробности вашей жизни не должны быть достоянием других людей. Однако если считаете, что все-таки какое-то пояснение отказа требуется (допустим, в ситуации общения с близким родственником), то приводите ясные, четкие аргументы. Не мямлите, старайтесь не лгать.
    3. Если вы сомневаетесь в том, что не можете оказать помощь собеседнику, не говорите «нет» сразу. Попробуйте взять небольшое время на раздумье. Скажите «я подумаю», «давай вернемся к этому чуть позже». Быть может, за этот период времени у вас действительно появится возможность помочь человеку.

    В принципе, такие словесные формы можно применять и тогда, когда вам очень трудно отказать человеку сразу, хоть вы и понимаете, что вряд ли сможете оказать помощь. Но в любом случае не тяните с ответом, чтобы не посеять в собеседнике ненужные надежды на вас.

    Если же вы изначально знаете, что никак не сможете помочь, лучше говорить «нет» сразу. Ведь человеку, возможно, нужна быстрая и реальная помощь, не стоит заставлять его бессмысленно ждать.

    Иногда ситуация отказа потребует аргументов. Например, если просят одолжить немного денег, а вы собирались потратить их на покупку школьной формы для ребенка. Либо подруга просит вас посидеть в выходной с ее дочкой, а для вас выходной — единственная возможность отдохнуть и выспаться после тяжелой рабочей недели. Не бойтесь говорить правдиво и искренно о своих чувствах и намеченных планах. Ведь собеседник и сам может оказаться на вашем месте и должен понять и принять ваши доводы.

    Может сложиться такая ситуация, когда вы имеете возможность выполнить какую-то часть просьбы. Предложите свою посильную помощь именно в этом, но не взваливайте на себя другую невыполнимую работу.

    Не забывайте использовать при общении известные вежливые или «смягчающие» слова, например, «спасибо», «пожалуйста», «извините». Согласитесь, выражение «поймите меня, пожалуйста, нет» звучит куда как приятнее сухого и односложного «нет!».

    Попробуйте вместе с собеседником в решении его проблемы, порассуждайте над другими возможными вариантами, в которых вы участвовать не обязаны. При таком обсуждении важно быть чутким, вдумчивым, пытаться находить реальные и действенные способы.

    Не стесняйтесь озвучивать конкретные правила или принципы своей жизни, если они уместны в данной ситуации. Например, «В субботу я обычно езжу в деревню навещать бабушку» или «Я привыкла проводить воскресенье вместе со своей семьей».

    Если на вас навязчиво пытаются повесить непомерную задачу, не бойтесь намекнуть, что вы не совсем компетентны в некотором вопросе и можете все испортить. Или ваши умения не так хороши, чтобы выполнить просьбу качественно и быстро.

    Перечисленные нами принципы могут быть применимы к абсолютно разным ситуациям. Каждый из них обладает той или иной степенью эффективности. Однако часто бывают такие случаи, когда наше скромное и вежливое «нет» упорно не хотят слышать... Как же следует себя вести? Как все-таки отказать назойливому человеку, не нарушая нормы этикета? Пора пускать в ход «тяжелую артиллерию»...

    Проделки хитрецов

    Те советы, которые мы вам предложим, никак не выходят за рамки этикета. Они не нарушат нормы приличия, не оскорбят и не унизят вашего собеседника. Они лишь потребуют от вас развитой фантазии и проявления большей сообразительности. В итоге вы представите себя не только вежливым и культурным человеком, но и обладающей незаурядным умом персоной.

    Иногда бывает психологически трудно произнести именно слово «нет» или любое выражение с отрицательными частицами «не» или «ни». Попробуйте сформулировать свою фразу по-другому, придать отказу положительный оттенок. Например: «Было бы здорово пойти с тобой вместе по магазинам, если бы я не приболел».

    Попытайтесь в своих доводах сослаться на точку зрения другого человека, знакомого вам обоим. Он должен быть своеобразной помехой для вас при выполнении просьбы. К примеру: «Я не могу одолжить тебе денег, потому что мой муж собирался на них ремонтировать машину».

    Если вы совсем не находите аргументов для отказа, попробуйте сказать, что смогли бы выполнить просьбу, если бы вам, например, предоставили на это больше времени, не нужно было бы готовить квартальный отчет и т.д.

    Постарайтесь четко и ясно объяснить возможность неудачи дела, если его поручат именно вам. К примеру, вы не самый лучший кулинар, поэтому не возьметесь готовить праздничный торт на день рождения троюродной тети. Либо вы , чтобы еженедельно заниматься с племянницей.

    Подбирая доводы для своего «нет», говорите языком тех ценностей, которые разделяет именно ваш собеседник. Например, девушке, любящей посещать салоны красоты, можно сказать следующее: «Я не могу посидеть сейчас с твоим ребенком, потому что в 15:00 я должна быть у своего парикмахера».

    Отказывая, попробуйте одновременно наградить собеседника искренним комплиментом. К примеру, коллеге можно ответить: «Ты придумала очень интересный сценарий для корпоративного праздника, но быть ведущим мне было бы неловко». Так вы значительно смягчите свой отказ.

    Если собеседник в своей просьбе еще не очень навязчив, попытайтесь переменить тему разговора. Однако выбирайте для обсуждения то, что будет интересно другому человеку. Отвлеките его от проблемы.

    Иногда можно попробовать перенаправить просьбу о помощи самому собеседнику. Спросите его: «Как бы ты сам поступил, если бы тебя попросили одолжить те деньги, на которые ты собирался купить подарок дочке?». Однако такие вопросы нужно задавать спокойно и дружелюбно, без тени малейшего раздражения.

    В некоторых случаях на руку вам сыграет симуляция серьезной деятельности или занятости. Если вы уже предчувствуете, что вас готовы попросить о чем-либо трудновыполнимом, заранее расскажите о своей чрезмерной загруженности на работе, о планах по переделке дачного участка в выходные и т.д.

    Попробуйте поставить просящего вас человека перед определенным выбором. К примеру, скажите начальнику, что готовы в краткие сроки подготовить документы для проверки, если он освободит вас от ряда текущих заданий.

    Если собеседник продолжает вам навязывать свою просьбу и не принимает разумных доводов, попытайтесь повести разговор с юмором, иначе говоря, «отшутиться». Только используйте вежливые и по-настоящему смешные шутки, которые не оскорбят человека.

    Такие вот уловки, ни в коей мере не выходящие за рамки приличий, позволят вам безболезненно отстоять свое право на отдых и . Но старайтесь их применять в тех случаях, когда стандартный набор правил не подходит для чересчур назойливого собеседника.

    Манипуляторам — наше веское «нет!»

    К сожалению, часто в ходе беседы мы замечаем, что нами начинают беспардонно манипулировать. И, как правило, для такого давления мы сами даем повод. Нужно быть действительно очень аккуратным в выборе слов и выражений, избегать излишней откровенности.

    Несколько советов уберегут от давления окружающих, не дадут повода посторонним людям налагать на вас багаж ненужных обязательств, а лично вас спасут от внезапных вспышек гнева и агрессии.:

    • Старайтесь избегать излишне пространных и запутанных аргументов для своего отказа. Каждое ваше неуверенное слово — хороший повод для нового этапа манипуляции.
    • Не пытайтесь перенаправить возлагаемые на вас обязательства на другого. Во-первых, это просто-напросто невежливо и некрасиво: вы поставите постороннего человека в точно такое же положение, которого сами стараетесь избежать. Во-вторых, если этот человек и согласится оказать услугу, то может сделать ее плохо. А все упреки полетят в ваш адрес, ведь это вы посоветовали его в качестве помощника!
    • Если вы не смогли сказать «нет» сразу и попросили подождать, не тяните с ответом слишком долго. Когда вы откажете после длительного молчания, чувство вины «загрызет» вас, и человеку будет нетрудно заставить вас что-либо сделать. Мало того, заставлять ждать долгий промежуток времени — это невежливо. Ведь собеседнику нужна быстрая помощь!
    • Ни в коем случае не говорите фраз типа «Я помогу тебе потом», "Давай я сделаю это в следующий раз«...Ведь следующий раз может наступить очень скоро, и придется исполнять обещанное!
    • Напоследок — главный совет. Если Вы чувствуете, что собеседник начинает проявлять к вам агрессию, лучше прекратить неприятный разговор, а после — задуматься: стоит ли вообще общаться с человеком, который не уважает ваших интересов?

    Формулы успеха: технологии правильного отказа

    Помимо представленных нами советов существуют и тщательно разработанные техники отказа.

    1. «Заезженная пластинка». Она предполагает, что свое веское и твердое «нет» вам придется повторять далеко не один раз. Иногда нужно несколько раз произнести это бесповоротное слово, чтобы собеседник, наконец, перестал вам досаждать. А иногда достаточно проговорить выражения отказа всего лишь три раза. И магия цифры «3» поможет вам!
    2. «Отказа с пониманием». Его вполне можно представить как математическую формулу. Она состоит из двух частей, которые можно предугадать по названию: непосредственно отказ + понимание (сожаление). По поводу отказа мы говорили уже достаточно много, суть его составляет наше пресловутое слово «нет». А вот с «пониманием» сложнее. В прямом и переносном смысле...

    Ваше предлагаемое собеседнику понимание (сожаление) должно состоять из 2-ух частей: сопереживание человеку и выражение своих чувств. При сопереживании вы должны показать, что вам понятна тяжесть ситуации , в которую попал собеседник, вам искренне жаль его. А вот применяя на практике вторую часть формулы, постарайтесь открыто говорить о собственных чувствах; скажите, что вы очень сожалеете, что не можете помочь в этот момент и именно в этой ситуации.

    А еще психологи рекомендуют делать периодически записи в блокноте, в которых отмечать, где, когда, почему, с кем и в какой именно ситуации вам не удалось сказать «нет». Сделав такую пометку, постарайтесь подумать, почему так получилось, в чем была ваша ошибка и что можно было бы ответить собеседнику.

    Учитесь отказывать правильно, сохраняя свои интересы. Здоровый эгоизм и верно расставленные приоритеты помогут избежать «ловушки обещаний».