Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Зарождение государственности у славян. Появление государства у восточных славян

Зарождение государственности у славян. Появление государства у восточных славян

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними, социально - экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы - необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение воин, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.

Власть вождей племенных союзов (князей) и других организаций, оставшихся от рода племенного строя, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.

Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство - землю.

Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать не сгоняла крестьян с земли, ранее им не принадлежавшей, а заставляла их плотить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Князья, их дружина, бояре эксплуатировали и рабов, но преобладающими формами классового угнетения становились феодальные.

Вопрос о том, почему разложение первобытно - общинного строя у восточных славян привело (притом важном обстоятельстве, что первое деление общества на классы выразилось в появлении рабов и рабовладельцев) к формированию феодальных отношений, к созданию феодальной государственности, до сих пор достаточно полно не изучен.

Ответ на этот вопрос может быть дан лишь на основе всестороннего исследования конкретно - исторического процесса развития восточно - славянского общества в период разложения первобытно - общинного строя, с учётом особенности земледелия - основного занятия населения - в условиях сурового климата, сложной географической Среды. Широкое применение труда рабов в земледелии восточных славян в значительной степени было затруднено из - за краткости сезона сельскохозяйственных работ и дорогостоящего содержания рабов в осенне-зимние месяцы. В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину его собственное хозяйство, получать от него доход (используя внеэкономическое принуждение). Интересно отметить, что и рабов зачастую наделяли землёй хозяйством и превращали, по существу, в крепостных крестьян.

Однако, рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своём развитии рабовладельческую формацию.

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образование этого государства способствовало развитие ремёсел, техники и обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.

Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля (известный водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев - кочевников, хазар и других племён нападавших на других славян. Всё это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организацией внешней торговли.

Важным фактором, слимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако главным было то обстоятельство, что Киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а по тому и сильную дружину мог бы защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошел раньше нежели в других славянских землях. Киевский князь, собирая дань (полюдие) с обширных земель, многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти могли играть роль центрального управления, оказывать определённое содействие местным князьям. Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половинеIX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства - Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее Киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское Киевское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива.

Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород связанный с Ганзейским союзом городов, уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.

Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономике, культуры, усилило военную мощь и помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх братских народов (русского, украинского, белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка - древнерусской народности.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов - землевладельцев, угнетению феодально - зависимого населения.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда ещё во многом определялись данью с подчиненных племён, возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников - печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

Древнерусское государство - совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками - сыновьями, племянниками, наместниками.

Великий князь являлся старшим по отношению к местным князям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась - всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов. Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Известную роль играли неразвитые рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII-VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины и патриархального рабства тормозило процесс социальной развития.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и
княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования - «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (Киев), Славия (Новгород), Артания (Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз «Русская земля». Центром объединения был Киев.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян. Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен - древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине XI - начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества-полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

В IX-XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл «варяжский элемент», вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками «норманнской теории» происхождения древнерусского государства. В
этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии.

Новгород был древним племенным центром. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории, но ее
быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. С XI в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

К середине XII в. (Полозов) все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название «Русская земля», прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

Еще по теме Возникновение государственности у восточных славян.:

  1. 1.1. Возникновение у восточных славян верховной власти и образование системы княжений
  2. 1.3. Обычное право восточных славян и памятники права X-XIH вв.
  3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У СЛАВЯН. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Введение 3
1. Возникновение государственности у восточных славян 4
2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия 5
3. Становление древнерусского права. «Русская правда» 8
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Введение

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.
В контрольной работе речь пойдет о вопросах возникновения государственности у восточных славян, о Киевской Руси как раннефеодальной монархии, «Русской правде» и становлении древнерусского права.

1. Возникновение государственности у восточных славян

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии .
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
Киевская Русь IX – X вв. – первое государство восточных славян, объединившее более 200 мелких славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен. Термин «Киевская Русь» очень удобен для обозначения определенного хронологического отрезка – 9 –начало 12 в., когда Киев стоял во главе огромного государства, открывшего собой новый, феодальный период в истории народов Восточной Европы, период, сменивший первобытность и продолжавшийся почти тысячу лет.
Но, древнейшим источником права является обычай. Наиболее ранним памятником русского права является текст договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 г.). тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международномы, торговому, провессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являющийся, сводом норм обычного права.

2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия

Здесь невозможно охарактеризовать всю многовековую историю взаимоотношений Руси и Византии, начиная с хождения в Константинополь первого (правившего на рубеже VIII-IХ вв.) киевского князя Кия, который, по летописи, “велику честь приял” от византийского императора. Остановимся только на первом военном столкновении русских и византийцев. 18 июня 860 года войско Руси осадило Константинополь (сведения о более ранних подобных атаках недостоверны). Новейшие исследования показали, что этот поход был совершен под диктатом Хазарского каганата. Это неоспоримо явствует, в частности, из того факта, что в том же 860 году Византия отправила посольство во главе со святыми Кириллом и Мефодием не в Киев, а в тогдашнюю столицу Хазарского каганата - Семендер на Северном Кавказе (есть, правда, серьезные основания полагать, что на обратном пути это посольство посетило и Киев). Отмечу еще, что в одном из позднейших византийских сочинений предводитель похода на Константинополь (это был, очевидно, киевский князь Аскольд) точно определен как “воевода кагана” (то есть властителя Хазарин).
Особенное, даже исключительное значение имеют для нас рассказы непосредственного свидетеля и прямого участника - событий одного из наиболее выдающихся деятелей Византии за всю ее историю, константинопольского патриарха св. Фотия (он, кстати сказать, называет русских “рабствующим” народом, - имея в виду, как полагают, тогдашнюю подчиненность Руси Хазарскому каганату; именно по его инициативе и было отправлено к хазарам посольство его великих учеников свв. Кирилла и Мефодия).
Св. Фотий свидетельствовал, что в июне 860 года Константинополь “едва не был поднят на копье”, что русским “легко было взять его, а жителям невозможно защищать”, что “спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия... город не взят по их милости” и т.п. Фотия даже уязвило, как он отметил, “бесславие от этого великодушия”. Но так или иначе 25 июня жители Константинополя неожиданно “увидели врагов... удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения”.
Впоследствии, в XI веке, византийские хронисты, не желая, по всей вероятности, признавать это русское “великодушие”, выдумали, что будто бы буря по божественной воле разметала атакующий флот (эта выдумка была воспринята и нашей летописью). Между тем очевидец событий Фотий недвусмысленно сообщает, что во время нашествия русских “море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плавание”.
Раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состояния основные характерные черты феодальной формации и существуют многие явления, присущие предшествующим формациям. Речь идет не столько о преобладании в данный момент того или иного уклада, сколько о тенденции развития, о том, какой из укладов развивается, а какие постепенно отмирают. В древнерусском государстве будущее принадлежало именно феодальному укладу.
Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. По летописи нам известны немногие из них. Однако договоры Олега и Игоря с Византией содержат упоминание о том, что их было не мало .
Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Функции князя точно определены в легенде о призвании варягов: «володеть и судить по праву». Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства. Князь советовался с дружиной по всем делам. Вместе с тем и князь был нужен дружине, но не только как реальный военный предводитель, а и как некий символ государственности.
Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составляющие постоянный совет, «думу» князя стали именоваться боярами. У некоторых из них могла быть и своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «чадь», «гриди». Если бояре выступали в роли воевод, то младшие дружинники исполняли обязанности административ-ных агентов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т.д. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов.
Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Народное собрание – вече – действовало активно в 9-11 вв. и позднее. Народные старейшины – «старцы градские» – участвовали в княжеской думе, и без их согласия было, видимо, трудно было принять то или иное решение. Летописи отразили падение роли вече в политической жизни: его упоминание обычно связано с экстраординарными ситуациями, когда ослабевшая княжеская администрация или нуждалась в дополнительной опоре или утрачивала власть. Однако были и исключения: сильные позиции сохранило народное собрание в Новгороде и ряде других городов .
Анализ социально-политических структур позволяет говорить о трех центрах притяжения, влиявших на общественное развитие: это прежде всего княжеская власть, набиравшая силу дружина (боярство), народное вече. В дальнейшем именно соотношение этих властных элементов станет определять тот или иной тип государственности, который возобладает на территориях, некогда входивших в состав державы Рюриковичей.
В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились: дворский - ведал всем княжеским хозяйством; воевода - командующий всеми вооруженными силами княжества; тиун конюший - отвечал за княжеские конюшни; стольник - ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием. Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.
Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников. Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.
Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община.
Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Скачать бесплатно

А) Духовные предпосылки

— Общая языческая религия.

— Схожие обряды, обычаи.

— Схожая общественная психология.

Б) Социально‑экономические предпосылки

— Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско‑дружинной группировки (происходило отделение военно‑управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из‑за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

— Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.

— Преобладание свободного труда над рабским.

В) Социально‑политические предпосылки

— Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

— Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.

— Формирование племенных союзов.

Г) Внешнеполитические предпосылки

— Угроза нападения внешних врагов.

— «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско‑дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

— Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно‑политических форм их жизни.

Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально‑экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX-X вв.

Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

— Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

— Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.

— Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

— Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.

Основные этапы складывания древнерусского государства

I этап. Вторая половина IX — конец X в. (начальный этап — вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени — «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII — начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор обосновался в Избор‑ске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород.

Олег (Вещий) — первый реальный правитель Древней Руси, провозгласивший Киев столицей древнерусского государства. Упрочил внешнеполитическое положение Руси; в 907 г. совершил удачный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси мирные договоры 907 и 911 гг.

Игорь (Старый) — расширил границы древнерусского государства, подчинив племя уличей, способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отражал набеги печенегов, организовал военные походы против Византии (в 941 г. — неудачный; в 944 г. — заключив взаимовыгодный договор).

Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

Ольга правила во время малолетства сына Святослава и его военных походов. Впервые установила четкий порядок сбора дани путем введения «уроков» и погостов. В 957 г. поездка в Византию завершилась принятием Ольгой христианства. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Святослав — инициатор и руководитель многих военных походов: 965 г. — разгром Хазарского каганата; 968-971 гг. — походы в Дунайскую Булгарию и войны с Византией; 969-971 гг. — военные столкновения с печенегами; 971 г. — договор с Византией.

Итоги княжения первых Рюриковичей:

а) расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей);

б) защита славянских племен от внешней экспансии и сбор за это дани — полюдья;

в) защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников‑печенегов;

г) военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми народами.

Среди основных признаков древнерусского государства конца X в. выделяют следующие:

1) система данничества;

2) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

3) простейший государственный аппарат (дружина и наместники князя);

4) династическая (родовая) княжеская власть;

5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян:

— создаются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли;

— формируется социальная структура (выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев);

— формируется древнерусская культура, создается единая идеологическая система общества;

— происходит складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

II этап. Конец X — середина XI в. (расцвет — процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого).

В 972-980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле.

Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980-1015):

1) изгнание из Киева варягов‑наемников;

2) 980 г. — языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном;

3) 988 г. — принятие христианства;

4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей — таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений;

5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»;

6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта.

Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского государства.

1015-1024 гг. — вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира — Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава.

Годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) — время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, централизация государства, его европеизация. Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства: в 1036 г. окончательно разбил печенегов, вернул земли на западе, захваченные поляками, подчинил прибалтийские племена. Для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра, что обеспечивало мир с ними и защиту северных земель. В международной политике делал ставку на «семейную дипломатию», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков, что дало Ярославу возможность стать влиятельным европейским политиком и повысило международный авторитет Руси.

Внутренняя перестройка государства связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви (1036 г. — образование Киевской митрополии, активное строительство монастырей и храмов, 1051 г. — назначение главой русской церкви русского по происхождению Иллариона); с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород‑Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно‑славянский и древнерусский языки.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства;

— перенос внимания княжеской власти на завоевание земель, на их освоение и удержание под контролем;

— внедрение и распространение государственной религии и идеологии — христианства;

— широкое использование дипломатических методов решения международных проблем, рост цивилизованности государства;

— расцвет древнерусской культуры.

III этап. Середина XI — начало XII в. (упадок и распад на отдельные княжества; княжение Изяслава, Всеслава, Святослава, Всеволода, Владимира Мономаха, Мстислава).

При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097 г. в г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113 г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля.

Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125) — князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), он:

— организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.;

— ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;

— устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;

— ограничил взимание процентов при займе;

— продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

— организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;

— занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;

— написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

Мстислав Великий (1125-1132) — внук Владимира Мономаха, владел Новгородом Великим, являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, княжил в Белгороде‑Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. В 1125 г. Мстислав стал великим русским князем, он:

— воевал с половцами (1093, 1107, 1111, 1129); особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127 г.; сражался с чудью (1111, 1113, 1116, 1130), Литвой (1121);

— воевал с русскими князьями‑мятежниками; разгромил в 1096 г. войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства;

— способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство;

— по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет».

После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств.

Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета‑вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.

При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово‑вотчинной.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.

В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.

Принятие христианства

Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Причины принятия христианства:

1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

Принятие христианства имело огромное историческое значение:

— способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;

— сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;

— христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;

— повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;

— ускорило развитие феодального способа производства;

— оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.

Основные итоги

Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.

Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.

Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

— замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;

— активная реформаторская деятельность великих князей;

— внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;

— появление писаного кодифицированного права;

— использование дипломатических методов решения международных проблем;

— рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

Теории возникновения государства у восточных славян

  1. Норманнская (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев): создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян.
  2. Антинорманнская (славянская) (М. В. Ломоносов, Б. А. Рыбаков): отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение.
  3. Центристская (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.): возникновение древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов.

Русский летописец Нестор (автор Повести Временных лет) начала XII в., рассказывая о происхождении Древнерусского государства, ведает нам легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора , которые «навели бы порядок» в земле русской, установили мир и согласие, прекратили бы постоянные войны между племенами славян. Так, Синеус сел на Белоозеро, Трувор в Изборске, а Рюрик в Новгороде. Вскоре братья Рюрика умерли (864 г.), и он стал править самостоятельно.

Сегодня историки скептически относятся к этой легенде, объясняя это тем, что варягами могли быть норманнские (скандинавские) воины, которых просто наняли на службу. Другая группа историков считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. Но главное значение здесь все же бесспорно — именно Рюрик заложил основу первого и шаткого государственного образования. Именно Рюриком было положено начало княжеской династии Рюриковичи.

Концепция приглашения правителя из-за рубежа не является уникальной для мировой истории. Для нас представляет интерес не сколько «повод» этого возникновения, сколько истинные причины. Большинство современных историков, как и любители истории вряд ли удовлетворяются фактом самого призвания, нам важно понимать, почему именно в IX в.

Основные причины появления государства у восточных славян

  • Общественно-политические — к IX в. завершилась эволюция родовой общины в соседскую, а соседская община численно и территориально имела огроменные масштабы. Управлять такой структурой «по старинке» уже было физически невозможно.
  • Социально-экономические — ввиду выгодного географического расположения территории восточных славян, их примитивная экономика развивалась невероятно быстрыми темпами. первые примитивные города богатели (еще бы! ведь они находились на побережье Днепра и Ловати, где проходил путь «Из варяг в греки»), а потому у них быстро появилась индивидуальная собственность (очень близкая по сути к современному понятию «частная»). Кроме того, уславян произошло разделение труда — сельское хозяйство и ремесло отделились друг от друга. Теперь одни занимаются земледелием, другие — ремеслом, а третьи торгуют. Также, ввиду активной военной деятельности таких супер-союзов как вятичи, кривичи, поляне, словени ильменские социальное неравенство здесь возникло быстро. А потому потребность в упорядочивании этих сложных отношений внутри союза/союзов стимулировала формирование государства, которое бы мирным способом обеспечило порядок и процветание племенам (из-за регулярных конфликтов между племенами славяне многое упускали).
  • Внешнеполитические — славяне всегда нуждались в защите и от внешнего врага (печенеги, хазары, реже — византийцы). Именно потребность дать отпор внешнему врагу стимулировало эволюцию социальных, политических и экономических процессов.

Однако не всегда в этом вопросе между исследователями был разумный компромисс. В XVIII в. при Петре немецкие ученые Г.Ф. Миллер, Г.З. Байер и А. Л. Шлёцер выдвинули норманнскую теорию, согласно которой государство было создано иноземцами — пришли и создали. Ввиду авторитетности немецкой науки в России XVIII в. эта теория была долгое время популярна, пока при Елизавете Петровне не появился один талантливый самоучка. М. В. Ломоносов, который понимал, что такие сложные социальные организации на пустом месте не создаются, т.е. нельзя «принести» куда-либо государство. Государственные отношения вызревают долго, предпосылки появляются небыстро. И несмотря на то, что многие купцы носили скандинавские имена, знать была практически вся норманнская, это вовсе не означает, что они привнесли государственность. К тому же многовековые и в основном дружественные, партнерские отношения (славянам и норманнам было выгодно союзничать, они вместе ходили на могущественных и богатых византийцев) это взаимодействие только стимулировали.

Доводы Ломоносова были на редкость убедительны, а потому в ХХ веке историки пришли к компромиссной центристской теории, согласно которой государство вызревало долго, но подтолкнули к этому процессу завершения именно сильные варяги.

Какова же действительная роль варягов в ранней истории Руси?

  1. Варяжские отряды были привлечены в труднопроходимые русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока, что доказывается нумизматическими данными. Варяги во второй половине IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.
  2. Киевские князья в 870-е годы предприняли ряд серьезных мер (походы на кривичей и полочан) для противодействия варягам. Вероятно, в это же время строятся на севере такие опорные пункты, как Руса и Новгород.
  3. Олег (швед? норвежец?) базировался в Ладоге, но на короткий срок овладел киевским столом. Его победоносный поход на Византию был совершен как поход многих племен; после похода (удостоверенного текстом договора 911 года) Олег исчез с горизонта русских людей и умер неизвестно где. Легенды указывали его могилы в самых разных местах. К строительству русских городов варяги никакого отношения не имели.
  4. Новгород долгое время уплачивал варягам дань – откуп, чтобы избежать новых набегов. Такую же дань Византия платила русским «мира деля».
  5. Наличие сухопутных преград – волоков на речных путях Восточной Европы – не позволяло варягам использовать свое преимущество мореходов (как это было в Западной Европе). Контрмеры киевских князей содействовали повороту основных варяжских путей в сторону Волги, а не на Днепр. Путь из «Варяг в Греки» – это путь вокруг Европейского континента. Путь же из Киева к Новгороду и в Балтику назывался путем «из Грек в Варяги».
  6. Киевские князья (как и византийские императоры) широко использовали варяжские наемные отряды, специально посылая за ними в Северную Прибалтику – «за море». Уже Осколд собирал варягов (если верить тексту «Повести временных лет»). Игорь, задумав повторный поход на Византию в 941 году, «посъла по варяги за море, вабя я на Грькы». Одновременно с варягами нанимали и печенегов. Варяжские дружинники выполняли дипломатические поручения киевских князей и участвовали в заключении договоров. Варягов нанимали и для войны, и для политических убийств: наемные варяги закололи князя Ярополка в 980 году, варяги убили князя Глеба в 1015 году.
  7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги, вроде Свенельда, добивались высокого положения, но крайне жестоко относились к славянскому населению (Свенельд и «умучивание» уличей). Жестокость, нередко бессмысленная, часто проявлялась и у варяжских отрядов, воевавших под русским флагом, и в силу этого отождествляемая с русами, с населением того государства (Руси), которому они служили. Так, торговля русов со странами Каспийского побережья долгое время была мирной, и местные писатели говорили о том, что русы выходят на любое побережье и торгуют там или на верблюдах едут в Багдад. Но в самом начале X века (время Олега), когда можно предполагать бесконтрольное увеличение числа варягов в киевском войске, источники сообщают о чудовищных зверствах «русов» на том же самом побережье Каспия. Настоящие русы-славяне в походах этого десятилетия (903-913 годы) оказались, очевидно, сильно разбавленными неуправляемыми отрядами варягов, принимаемых местным населением за русов.
  8. К концу X – началу XI века одной из важных задач русского государства стало противодействие буйным ватагам наемников. Их селили не в городах, а за пределами городских стен (например, Шестовицы под Черниговом). В 980 году, когда князь Владимир ездил за море для найма варягов и с их помощью отбил Киев у своего брата, варяги потребовали очень высокую оплату своих услуг. Владимир выслал варягов в Византию, попросив императора не возвращать их: «а семо не пущай ни единого». Острые конфликты возникли в Новгороде в 1015 году, когда Ярослав нанял много варягов, предполагая начать войну против своего отца. Новгородцы с оружием в руках отстаивали честь своих жен и дочерей.
  9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов, не внес никаких существенных изменений в ход русского исторического процесса. Расширение территории Руси за счет северных племен было результатом консолидации этих племен в ходе борьбы с «находниками» и включения Киева в эту борьбу.

А.В. Васнецов. Варяги

Первые князья

После смерти Рюрика управлять шатким государственным образованием стал его родственник и сподвижник Олег (или Хельг). Олег стал первым в истории России регентом — человеком на особом положении в государстве, ведь статус «регента» включает в себя две важнейшие задачи: первая — управлять государством до достижения совершеннолетнего возраста наследником (на Руси — 16 лет); вторая — воспитывать наследника в вере и правде, готовить его к княжескому столу. Олег был потрясающим управленцем, он успешно справился со всеми задачами, что стояли перед ним в его княжеское время.

Какие проблемы были в молодом государстве?

Проблем было много. Важнейшая из них — шаткость политических структур. Изначально государство сформировалось как гарант и защитник племен, в обмен же на это племена должны были платить дань или полюдье (нефиксированный налог, который собирался спонтанно дружиной накануне походов). Поэтому когда дружинники возвращались с победой, государственность укреплялась, дивиденды с добычи доставались практически всем, однако если походы князя и дружины были неудачны, то авторитет их сразу падал, создавались предпосылки к внутренним конфликтам и борьбе. Так и развивалась Русь вплоть до конца Х века (если внешняя политика князя была успешна, то общество богатело, однако стоило только раз проиграть, как отношения портились, так не совсем удачная политика походов князя Игоря серьезно «уронила» его авторитет в глазах местных племен, и при удобном случае его убили). Логика столь примитивных политических отношений понятна: сильный князь смжет защитить, а слабый не только защиты не даст, но и сбором полюдья разорит.

Поэтому первые князья занимались институализацией политических отношений на Руси. Всех их объединяет одни и те же задачи:

  1. Расширить территории (Олег, Игорь, Святослав, Владимир);
  2. Объединить племена на общей почве (религия — Владимир, налоговая система — Ольга, правовая система — Ярослав)
  3. Повысить международный статус (Олег — унизительные договоры с Византией, Ольга и Владимир- принятие христианства, Ярослав — «брачная» дипломатия).

Почему Олег считается одним из самых могущественных князей Древней Руси?

Хельг (Олег) обладал не только военным, но и прекрасным политическим чутьем, и там, где сила была малоэффективна, он хитростью покорял города. Так случилось и с Киевом — одним из богатейших городов не только Руси, но и Европы того времени. Еще при живом Рюрике, его сподвижники Аскольд и Дир уехали странствовать по Днепру, а позже захватили Киев, где правили Кий, Щёк, Хорив и их сестра Лыбядь. С тех пор город значительно укрепился, теперь так просто его не взять, а потому Олег решил выманить братьев на нейтральную территорию и разбить в бою. По дороге Олег присоединил к Новгородской Руси Смоленск («ключ-город») и Любеч , посадив там своих наместников. Поскольку по Днепру всегда велась оживленная торговля, конунг Олег представился очень богатым купцом. Уважаемых торговцев и чтили по-особому, а потому Аскольд и Дир с радостью встретились с ним. Спустившись к Олегу на ладью, Аскольд и Дир погибли от дружинников Олега, которые были одеты в одежды торговцев. Так почти без боя в 882 г. был взят один из самых могущественных городов первого тысячелетия. Позже Олег произнес всем известную ныне фразу,. нарекая Киев особым статусом — столицей молодого государства: «Да будет Киев матерью городам русским!!!»

Почему перенес столицу?

То что Киев богат — это полдела, Новгород был далеко не беден, однако уникальное географическое положение новой столице могло ускорить решение многих проблем того времени:

  1. Освобождение от власти Хазарского каганата Киева и подчинение ему еще непокорённых восточнославянских племён;
  2. Защита рубежей государства от внешних врагов;
  3. Обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

Для обороны от кочевников Олег строит города. Так, начала формироваться государственная территория. Ему подчинились поляне, северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи, словене ильменские и некоторые финно-угорские племена. В руках Олега сосредоточилась власть над землями, простиравшимися от Ладоги на севере до низовьев Днепра на юге. К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба: ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего мира - Византийскую империю. В 907г. он совершил успешный поход на Константинополь. Город не сумел оказать должного отпора войску Олега. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные богатства, пленных. Греки запросили мира. Императоры Лев VI и его брат-соправитель Александр выплатили баснословную сумму контрибуции. Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание, а купцам во время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», т. е. помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться византийскими банями - привилегия, которую имели только жители Константинополя. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов. Русь продиктовала свои условия Византийской империи, и последняя вынуждена была принять их. Новое, более совершенное соглашение два государства заключили 2 сентября 911г. При оформлении второго договора руссы добились у императорского двора больших уступок. Олег скончался в 912 г. Его деятельность оставила глубокий след в исторической памяти народа. Вначале фигура местного масштаба (даже не князь, а регент, т. е. правитель, при князе, малолетнем Игоре), Олег к исходу своей жизни стал властелином огромного государства.

Сразу после смерти князя по всей территории начались конфликты, древлянские племена даже успели отсоединиться, это была закономерная реакция общества на смерть варяга-правителя. Русичи еще сформировали свою единую культуру, а потому сколь успехов у князя бы не было, государственные границы еще пока очень подвижны. Поэтому князь Игорь (912-945 гг.) начал своё княжение с карательного похода на древлян. Так, древляне были вновь возвращены в состав государства. Воевал он и с недавно появившимся на границах Руси грозным врагом - кочевниками-печенегами. В 40-х гг. X в. Игорь совершил два больших похода на Византию. Царьград не соблюдал соглашения с Русью, позорные договоры только втаптывали в грязь статус византийской империи, а потому греки активно помогали печенегам в их атаках на Русь. В 941 г. руссы опустошили всё юго-западное побережье Чёрного моря и берега пролива Босфор. Империя срочно мобилизовала войска своих восточных провинций. В жестокой сухопутной схватке греки с трудом одержали верх. Византийцы отогнали дружину Игоря от Константинополя, используя знаменитый «греческий огонь» - зажигательную смесь в бочках и горшках. В состав смеси входили сера, смола и нефть. «Греческий огонь» применялся в морских сражениях для поджога кораблей, при осаде и обороне городов, а также в полевых сражениях. На дружинников-руссов он произвёл неизгладимое впечатление. Сразу же после неудачи князь Игорь начал готовить второй поход. Наняв варягов и печенегов, собрав дружины многих славянских племён, он с огромным войском двинулся к Царьграду. Император поспешил уладить дело дипломатическим путём. В устье Дуная Игоря встретили послы с мольбой о мире. По обычаю тех времён Игорь решил посоветоваться с дружиной, которая была рада получить дань без боя. В следующем, 944 г. мир между сторонами был оформлен ещё одним, правда, менее выгодным, чем в 911 г., договором. В 945г. Игорь при попытке повторного сбора дани был убит древлянами.

В. Суриков. Ольга встречает тело Игоря

После смерти Игоря управлять государством стала его жена Ольга (945-962). О происхождении Ольги известно немного, родом она из Пскова. Скорее всего, она была не славянкой, а родилась в семье варяга, об этом говорит и её варяжское имя - Хельга. Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельна в делах. Она владела землями и городами. Она имела собственные вооружённые отряды. Ольга, располагая определённой политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствие мужа. Однако на первый план она выдвигается после гибели князя Игоря. Для Ольги это было трудное время. Древлянская земля «отложилась» от Киева, наследник, князь Святослав, был ещё слишком мал. Первое, что сделала Ольга, она с дружиной отправилась в древлянскую землю, осадила город Искоростень и сожгла его, покорила жителей и заставила платить тяжкую дань.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти и в других землях. Она наводила порядок не сколько оружием, сколько новыми правилами. Налоговая реформа, которую она провела положила начало новому витку взаимоотношений между государством и покорившемся ему народами — отныне ни князь, ни дружинник не могут по любому поводу прийти в избу собирать дань. Теперь полюдье собиралось только раз в год и только после сбора урожая (ноябрь). Определялся также и четкий размер — урок, который должна заплатить деревня государству за свою защиту. Уроки отдавались теперь в строго определенных местах — погостах. Так налоговый произвол в Древней Руси канул в лету. Сегодня исследователи говорят, что с появлением погостов произошло изменение и в только-только формирующейся административной системе государства, поскольку теперь появились формально определенные города, деревни и населенные пункты.

Такие перемены меняли и сущность власти на местах. Прежняя власть вождя славянского племени также уходила в прошлое, на ее место постепенно приходила система наместничества (князь ставил во главе удела/города/деревни своего доверенного человека — друга, сына, брата и т.д.). Благодаря административной реформе Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов » (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Именно по этой причине 862 г. считается крайне условной датой появления государства, ведь даже к середине Х века оно еще не обладала всеми признаками такой политической структуры.

Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было победных походов княжеской дружины, не присоединялись новые земли - тишина и замиренье были на Руси. В 955 г. она крестилась. Согласно летописи, в середине 50-х гг. X столетия она отправилась в Константинополь и там приняла новую веру. Народная молва расцветила реальные события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившись красотой и разумом Ольги (на самом же деле ей было в ту пору около 60 лет), якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, обманула его: по её просьбе император стал крёстным отцом Ольги, что по христианским канонам исключало возможность брака между ними. Скорее всего, Ольга была знакома с христианством ещё в Киеве, в её дружине были христиане, в Константинополь её сопровождал киевский священник Григорий. Однако крещение княгини именно в Византии приобретало ярко выраженную политическую окраску: получив титул дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга тем самым необычайно повышала престиж светской власти Киева в международном плане. На византийском императоре всё ещё лежал багряный отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла теперь и киевский стол. Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Даже её сын Святослав продолжал жить согласно языческим обычаям. Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 г. Хоронили её по христианскому обряду. Она мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами.

Сын Ольги, Святослав (945-972) стал известен как князь-воин, князь-язычник, не любивший сидеть в Киеве и гордо отвергавший христианскую премудрость и смирение. В 964 г. Святославу исполнилось 22 года, и он повёл войско на восток. В те времена славянские племена вятичей платили дань Хазарскому каганату. Это было могущественное государство в низовьях Волги, через которое проходили многочисленные торговые пути. В богатых городах Хазарии жили бок о бок мусульмане, христиане, язычники; сами же кочевники-хазары в IX в. приняли иудаизм. Каган - правитель Хазарии - считался носителем божественной силы. Если дела в государстве шли хорошо, все славили кагана; в противном случае его могли и убить… Войска Святослава разгромили главные силы хазарского войска, взяли столицу каганата - город Итиль , а затем крепость Саркел (Белая Вежа) на Дону. Итиль полюбился Святославу, он даже было попытался перенести столицу древнерусского государства в Итиль, но планам было не суждено сбыться. Вскоре Святослав отправился на Северный Кавказ, где нанёс поражение племенам ясов (т. е. осетин) и касогов (т. е. черкесов), и закончил войну в Приазовье. Впоследствии там возникло русское Тмутараканское княжество (ныне здесь расположен прекрасный город Сочи). Не исключено, что появилось оно в результате похода Святослава. Святослав пытался закрепиться в Поволжье, но это ему не удалось. Зато после разгрома Хазарского каганата Киеву подчинились и стали платить дань бывшие данники хазар - многочисленные племена вятичей, жившие по берегам Оки. Святослав вернулся в Киев, но долго там не задержался.

Развитие событий на востоке тревожило Византийскую империю. Константинополь не возражал против разгрома Хазарского каганата, но опасался того, что русские слишком уж близко подошли к византийским владениям в Крыму. И в Киев отправился посол императора Никифора Калокир. Он обещал Святославу нейтралитет и даже поддержку Византии, если князь начнёт войну с Болгарией. Это предложение исходило от императора; сам же Калокир в тайне рассчитывал в будущем при поддержке Святослава свергнуть императора и занять его место. Он принял предложение Калокира, и в 966 г. русские дружины появились на Дунае. Войско болгарского царя потерпело поражение. Устье Дуная оказалось в руках Святослава, а сам он со своей дружиной обосновался в Переяславце на Дунае. Здесь проходили торговые пути на Балканы и в Западную Европу. Но укрепиться на Дунае он не смог. С родины пришли тревожные известия: Киев осадили печенеги. Правда, от самого города их удалось отогнать, но они кочевали поблизости, выжидая удобной минуты, чтобы возобновить осаду. На Дунай прибыли гонцы от киевлян, которые сообщили Святославу, что город в опасности. Во главе конницы Святослав поспешил к Киеву, оставив часть войск в Переяславце. Пока он воевал с печенегами, болгары восстали и выбили русских из города. Однако после победы над печенегами он вновь собирался в болгарские земли, только просьбы умирающей Ольги задержали его в Киеве. После смерти матери Святослав посадил в Киеве своего старшего сына Ярополка , а второго сына Олега - в Древлянской земле. Тогда же и Новгород попросил себе князя. Святослав отправил туда Владимира , сына Малуши, ключницы Ольги.

Император Византии был не только опытным полководцем, но и дальновидным политиком. Иоанн не собирался терпеть опасного врага у своих границ. Решительными мерами, не жалея ни крови, ни золота, он подавил мятежи на востоке империи и перебросил войска на Балканы. В море вышел знаменитый флот Византии, оснащённый орудиями, поражавшими неприятеля зажигательной смесью. Такие же триеры (боевые корабли), вооружённые страшным «греческим огнём», когда-то уничтожили ладьи князя Игоря.

Битва при Доростоле (971 г.)

Неожиданно для русских византийцы перешли на Балканы и оказались под стенами болгарской столицы. Население города не оказало им особого сопротивления. Лишь восьмитысячный русский отряд держался до конца в царском дворце. Потеряв терпение, византийцы сожгли дворец вместе с его защитниками. Вместе с основной частью войска князь находился в крепости Доростол. Под её стенами и разыгрались решающие битвы этой войны. С большими потерями русские отступили в город. Но и византийцы были настолько утомлены и обескровлены сражением, что даже не попытались ворваться в Доростол вслед за ними. После этой битвы Святослав предложил заключить мир, и вскоре был подписан мирный договор. Святослав обещал навсегда уйти из Болгарии и гарантировал неприкосновенность византийских владений в Крыму и на Балканах. В свою очередь византийский император возвращал Руси статус «друга и союзника» и подтверждал все обязательства по прежним договорам, в том числе и об уплате Византией ежегодной дани. Святослав отправился обратно.

Г. Семиградский. Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом

Поредевшему войску Святослава предстояла опасная дорога через степи, где кочевали печенеги. Византийцы позволили русским беспрепятственно уйти из Доростола, даже дали хлеба на дорогу. Во время переговоров с Цимисхием Святослав просил его обеспечить безопасный проход через земли кочевников, и император обещал это сделать. Трудно сказать, насколько искренним было это обещание. Уж очень опасным врагом оказался Святослав, и Цимисхий был явно не прочь расправиться с ним руками печенегов. Дорога на Киев оказалась закрытой, и воинам князя пришлось зимовать на берегу моря в устье Днепра. Видимо, Святослав и не спешил в Киев, скорее всего, он ожидал подкрепления, рассчитывая вернуться на Дунай. Но, не дождавшись его, двинулся на север. Часть воинов во главе с воеводой Свенельдом отправилась домой окружным путём и благополучно добралась до Киева, Святослав со своей дружиной поднялся вверх по Днепру. Здесь, у днепровских порогов, и подстерегли его печенеги. И князь, и вся дружина погибли в бою. Из черепа Святослава печенежский князь Куря повелел сделать чашу для пиров. Такие же чаши были сделаны и из черепов дружинников Святослава. Большая часть земель, завоёванных Святославом, была потеряна для Руси. Договор, заключённый с Византией, ничего не прибавил к тому, чего уже добились Олег Вещий и Игорь Старый; напротив, Святослав обещал Византии оказывать ей в случае необходимости военную помощь. Сыновья Святослава, посаженные им в разных частях Русской земли, после гибели отца сразу же перессорились между собой. Сначала в сражении с Ярополком погиб Олег, потом по приказу Владимира был убит Ярополк.

Расцвет Киевской Руси.

После смерти Святослава во главу киевского государства встал князь Владимир «Красно солнышко». Путь его к великокняжескому престолу был нелёгок. Третий сын Святослава, он по своему положению в княжеской семье не был равноправен с братьями, ибо матерью его была рабыня Малуша.

Вскоре Владимир дал о себе знать. Поначалу он подчинил себе Полоцкую землю, где княжил дружественный Ярополку варяг Рогволд. Сам Рогволд и два сына его погибли, дочь же его, гордая красавица Рогнеда, ранее с презрением отвергшая сватовство «сына рабыни», стала теперь его женой. В 980г. Владимир Святославич стал великим князем всей Русской земли.

А. Лосенко. Владимир и Рогнеда

Нелёгкие задачи стояли перед молодым правителем. Кровавой распрей братьев Святославичей воспользовались соседи Руси. Польский князь Мечислав I захватил западные русские земли - так называемые Червенские города на Волыни; на Полоцкую, Псковскую земли совершали набеги воинственные литовские племена ятвягов; в южных степях таились грозные печенеги. Стремились обособиться и ранее покорные Киеву восточнославянские племена вятичей, радимичей.

Все первые годы своего правления Владимир Святославич проводит в военных походах, возвращая Руси всё утраченное за время междоусобиц, укрепляя её рубежи. В 981 г. киевская дружина во главе с князем идёт походом на Волынь и изгоняет поляков из захваченных ими Червенских городов - Перемышля, Червена и др. Для укрепления восстановленных рубежей великий князь ставит там новый город, получивший его имя (современный Владимир-Волынский на Украине). В 981-982 гг. Владимир дважды выступает в поход против вятичей на Оку, следующий год ознаменован победой над ятвягами, вынужденными прекратить свои набеги на русские земли и стать данниками Руси. В 985 г. ходил Владимир походом на болгар. Важнейшее значение имел поход Владимира в 987 г. на город Херсонес Таврический, византийское владение в Крыму. Именно после этого произошло величайшее событие в отечественной истории - крещение Руси. В 992 г. Владимир ходил в Карпатские горы и, подчинив Киеву княжение хорватов, тем самым завершил создание единой могучей державы. Владимир был великим полководцем, но он не был завоевателем. Он часто ведёт войну, но он ведёт её для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались удалением отца его, усобицами братьев и перестали платить дань: так воюет он с радимичами, вятичами, хорватами. Важнейшей политической задачей Владимира было укрепление единства Русской земли. Он покончил со всеми местными княжениями и поставил там наместниками своих сыновей. Где какому сыну княжить, сколько дани взимать с той или иной земли - всё это определял великий князь киевский, князь всея Руси. Но не всегда гладко складывались отношения Владимира с сыновьями. Старший сын Ярослав, княживший в Новгороде (а ещё ранее - в Ростовской земле, на Верхней Волге, где он основал город, носящий его имя - Ярославль), отказался платить дань Киеву, сочтя её чрезмерной. Владимир прогневался на непокорного сына и собрался походом на Новгород. Но не суждено было отцу с сыном встретиться в бою: 15 июля 1015 г. Владимир скончался.

Зачем принял христианство

В 988 г. на Руси была принята новая религия — христианство. Оно было известно еще задолго до 988 г., этой официально признанной даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия. Так, часть дружинников княжившего гораздо позднее Игоря уже были христианами. Под 944 г. в летописи рассказывается о заключении договора Руси с Византией. В частности, описана клятва о соблюдении условий договора, данная представителями Руси. При этом крещёные русичи клялись на кресте в киевской церкви Святого Ильи, а язычники присягали на оружии и клялись богом Перуном. Церковь Ильи названа соборной (т. е. главной), а это значит, что к 944 г. в Киеве были и другие церкви. Известно, что христианкой стала и жена князя Игоря - княгиня Ольга, принявшая крещение в Константинополе в 955 г. Таким образом, ещё до крещения Руси при Владимире Святославиче христианство на Русской земле имело более чем вековую историю.

Каковы же были причины принятия новой религии - христианства? Среди них историки называют три основные:

  1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.
  2. Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племён, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
  3. Языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками.

В это время Русь могла бы обратить свои взоры на Восток и принять одну из восточных религий: ислам, распространённый в Волжской Булгарии, или иудаизм, который исповедовали хазары. В 986 г. к князю прибыли миссионеры, представлявшие все известные в X в. мировые религии: «болгары магометанской веры», «иноземцы из Рима» (т. е. христиане западного обряда), хазары-иудеи и некий «грек-философ». По легенде Владимир выслушал представителей всех религий. Мусульманство было привлекательно своим многожёнством, но необходимо делать обрезание и отказываться от вина и свинины, вероятно, такие же строгие правила у иудеев оттолкнули царя, хотя летопись объясняет это тем, что нет родины у евреев за грехи их. Причины отказа от западного христианства не известны. Тогда ещё не произошло официального раскола христианской церкви и поэтому отказ от католичества, скорее всего, лежит в политической плоскости, а не в религиозной. Греческая же церковь, её богатое и пышное богослужение, служба на родном языке, поразили Владимира. Да и от любимых хмельных напитков и свинины не надо было отказываться. Употребление хмельного на пиру было не сколько для удовольствия, а ритуальным. Пустив по кругу большую чашу с мёдом (братину), дружинники заключали братский союз и становились побратимами. Этот ритуал скреплял дружину и князя. Отказавшись от него, князь рисковал остаться без поддержки дружины.

Поэтому, сохранив прежние обряды, Владимир принимает крещение по греческому образцу. Жителей насильно загнав в Днепр, крестили. На бывшем капище воздвигли новую церковь святого Василия — в честь святого, чьё имя принял Владимир. В Новгороде крещение сопровождалось восстаниями, которые пришлось подавлять с помощью дружины. Таким образом, Русь постепенно становится христианской, принимая греческие культурные ценности, глаголица меняется на кириллицу, а священники полностью поддерживают князя. Владимир после принятия новой религии, как пишут летописи, стал примерным христианином и таким вошёл в фольклор, как Владимир Красно Солнышко.

В.М. Васнецов. Крещение Руси (фреска работы во Владимирском Соборе, Киев), 1896 г.

Государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа и дала толчок бурному развитию страны.

После смерти Владимира вновь вспыхнула на Руси братоубийственная междоусобица. Сын Владимира Святополк попытался силой устранить своих братьев и захватить великокняжескую власть. Приняли мученическую кончину сыновья Владимира Борис и Глеб , впоследствии признанные церковью первыми русскими святыми. Их брат Святослав пытался бегством спастись от людей Святополка, но был настигнут ими и убит близ Карпатских гор. Потрясённый жестокостью Святополка, народ дал ему прозвание Окаянный (т. е. братоубийца - тот, кто уподобился библейскому Каину, убившему брата своего Авеля ). Четыре года вёл нелёгкую войну со Святополком Ярослав. Помогали ему новгородцы и варяжские воины из Швеции, откуда была родом королевна Ингигерда, жена Ярослава. Святополк же опирался на помощь поляков и исконных врагов Руси - печенегов. Наконец в 1019 г. разгромленный в битве на реке Альте, Святополк бежал за пределы Руси, но был настигнут варягом Эймундом, который доставил отсечённую голову князя-братоубийцы Ярославу. Так Ярослав получил княжескую власть.

Ярослав правил 35 лет (1019-1054 гг.). Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире Святом. В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды, и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм, получивший имя собора Святой Софии . Киев времён Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота . Чтобы подчеркнуть могущество Руси, её равенство с Византией, Ярослав сам, без согласования с константинопольским патриархом, назначил для Руси главу церкви - митрополита. Им стал русский церковный деятель Илларион Берестов , тогда как прежде митрополиты присылались из Византии.

Предчувствуя близость кончины и желая предотвратить возможную борьбу за власть между своими сыновьями, старый князь ещё при жизни постарался распорядиться державным наследием. Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве, и братьям вменялось чтить его как главу рода. Святослав Ярославич получил в княжение Чернигов, Всеволод - Переяславль, Игорь - Владимир-Волынский, Вячеслав - Смоленск. В Полоцке оставался княжить внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславич. По завету отца братья сообща должны были беречь единую Русскую землю. В 1054 г., прожив более 70 лет, великий князь Руси Ярослав Мудрый скончался. Так закончилась эпоха расцвета Древнерусского государства.

Князья и дружина. Вечевые порядки.

Одним из главным действующих лиц в истории Руси становится княжеская дружина, которая была не только боевой единицей, но и советчиками. Князь, который смог набрать большую дружину, был наиболее надёжным защитником населения и пользовался его поддержкой. В дружине можно было встретить людей разных племён и народов: варягов, тюрок, поляков, венгров. Они не владели землёй, а зависели от щедрости князя. Постоянная княжеская дружина насчитывала до 400-500 человек. В XI-XII веках дружина делится на две части: старейшую (лучшую, лепшую), и молодшую (переднюю). В первую входили бояре, которые стали верхушкой дружины. Младшая дружина должна была выполнять различные поручения князя, сопровождать его в качестве телохранителей, на совет же княжеский младшие дружинники не приглашались. К XII веку старшая дружина уже владеет землёй и постепенно значение её возрастает.

На первых порах на территории Руси, где формируется военная демократия, действует и вече — многолюдное собрание жителей. Хрестоматийный пример вече — новгородское народное собрание. В Новгороде вече существовало с древнейших — племенных — времён, когда сложилась боярская республика — особое управление городом. На вече обязательно присутствовали «триста золотых поясов» — представители знатнейших и богатейших боярских семей Новгорода. Позже «золотых поясов» станет пятьсот. Спорили о приглашении или изгнании князя из города, кого выбрать на главные должности — посадника, тысяцкого, епископа. Кроме того, на вече принимали решение объявить войну или подписать мир, утвердить договор и закон. Первоначально не новгородцы выбирали себе посадника — его присылал к ним киевский князь. В Новгород от киевского князя приезжал не только посадник, но и тысяцкий — начальник ополчения. С ослаблением Киева и княжеской власти, в 1136 г. боярство и купечество добилось политической независимости от столицы и права выбора руководителей города. После получения самостоятельности, новгородцы избирают на вече посадника, тысяцкого и епископа. Посадник олицетворял и представлял высшую светскую власть: возглавлял, говоря современным языком, городскую администрацию. Тысяцкий со своими помощниками — сотскими — говорил на вече от имени новгородского народа. На обе должности выбирали пожизненно. Особый суд был для купечества: его избирали. Избираемый же на вече епископ был не только духовным главой города, но и был носителем светской власти: в его распоряжении была городская казна, был министром иностранных дел, имел право судить новгородцев. Вечевая система власти была и в Пскове. Вечевая власть в Новгороде и Пскове сохранится до захвата городов московским княжеством — до 1478. Вечевой же колокол будет высечен и сослан после похода Ивана Грозного на Новгород (1570 г.). Причины распада Древнерусского государства.… ТЕРМИНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская… Москва как центр объединения русских земель.…