Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое пейзаж? Пейзаж в визуальных видах искусства Пейзажи природы виды.

Что такое пейзаж? Пейзаж в визуальных видах искусства Пейзажи природы виды.















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.

Задачи урока:

  • научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
  • развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
  • выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
  • воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
  • создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Возраст учащихся: 6 класс.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер с программойWindows XP Professional, мультимедийный проектор, доска для проектора.

Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.

Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):

  1. Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
  2. Николай Анохин «Старые дубы»
  3. Исаак Левитан «Март»
  4. Маликова Дарья «Остановка Ангел»
  5. Мария Сид «Парковый пейзаж»
  6. Ирина Мысова «Тихая бухта»
  7. Б.Яковлев «Транспорт налаживается»
  8. Павел Корин «Александр Невский»
  9. А. Рылов «В голубом просторе»
  10. В. Поленов «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева»
  11. Н. Рерих «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», «Дозор», «Земля славянская», «Воскресный монастырь в Угличе», «Печора. Большая звонница», «Небесный бой»
  12. Левитан «Озеро»
  13. И. Шишкин «Дорога в лесу», «Лес», «Корабельная роща» «Полдень в окрестностях Москвы», «За грибами», «Рожь»
  14. Ф. Васильев «Деревня», «Деревенская улица», «Мокрый луг»
  15. А. Саврасов «Радуга», «Море грязи», «Проселок», «Рожь»
  16. Коровин К. «Ранняя весна», «Двор», «Зима»
  17. А.П. Остроумова-Лебедева «Фонтан и летний сад в инее», «Амстердам»,
  18. Добужинский М.В. «Домик в Санкт-Петербурге», «Лондон. Монумент», «Петербург»
  19. С. Щедрин «Пейзаж с руинами», «Колонна с орлом в Гатчине»,
  20. А. Бенуа «Водный партер в Версальском парке», «Версаль», «Водный партер в Версале», «Венецианский сад»,
  21. И.К. Айвазовский «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью»,
  22. Злобин Павел. «У Волги»,
  23. Вероника Суровцева «Цветы в лесу»,
  24. Владислав Коваль «Зона»,
  25. А.М. Васнецов «Московский дворик зимой», «Развалины дома», «Дом бывшего Археологического общества»,
  26. Алексей Бриков «Поезд», «Стройка Куйбышевской ГРЭС»

Межпредметные связи: география, история.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы: «Пейзаж. Его виды и характеры».
  3. Закрепление материала.
  4. Практическая работа.
  5. Анализ работ.
  6. Выставление оценок в дневник и журнал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение новой темы

(Слайды 2, 3)

– Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области. Перед тем как начать урок поставим перед собой задачи, которые мы будем решать на уроке:

(Слайд 4)

1. Научиться различать виды пейзажа и характер пейзажа,
2. Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус
3. Выполнить практическую работу, создав эскиз на тему « Дорога, по которой я хотел бы пройти».
4. Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучаться к дисциплине.

(Слайд 5)

– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?

Ответ детей : Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.

(Слайд 6)

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
В Википедии определение следующее: пейза"ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

1. Сельский пейзаж

К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».
Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.

3. Парковый пейзаж

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

4. Морской пейзаж

Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина(ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.
В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».

5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.
Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.

Разнообразие пейзажа по характеру.
Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.

(Слайд 15)

1. Героический пейзаж

Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».

(Слайд 16)

К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.

2. Пейзаж настроения

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.
– С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».}
– Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».
Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».

3. Исторический пейзаж

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.

4. Эпический пейзаж

Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ рус­ской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.
Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.

5. Романтический пейзаж

В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.
Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь».
Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева.
Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.
В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.

Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

III. Закрепление материала

1. Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать?
2. Как отличаются пейзажи по характеру?
3. Какой пейзаж вам ближе по духу?
4. Определите вид и характер пейзажей, нарисованных волгоградскими художниками

(Слайд 22)

IV. Практическая работа

Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».
Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор).
Зрительный ряд: Ф. Васильев. Деревенская улица. А, Лентулов. Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами, Храм Василия Блаженного. М. Добужинский. Домик в Петербурге, А. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. Айвазовский. Черное море. Б. Яковлев. Транспорт налаживается. Рылов. В голубом просторе. Поленов. Московский дворик. Левитан. Вечерний звон, Озеро. Рерих. Земля славянская. Небесный бой. Васильев. Перед грозой.

(Слайд 23)

V. Анализ работ

VI. Выставление оценок в дневник и журнал

(Слайд 24)

– Спасибо за урок!

- (франц. paysage, от pays страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В… … Художественная энциклопедия

пейзаж - а, м. paysage m. 1. Общий вид какой либо местности, картина природы. БАС 1. Пейзаж. 1768, 1769, 1773, 1775, 1777. МАХ. В. Н. Сергеев К истор. терм. изобр. иск. // Материалы 1965 308 309. Пейзаж природы. Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков. Вечерний… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки… … Литературная энциклопедия

- (фр., от pays край, страна). То же, что ландшафт, картина местности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕЙЗАЖ к н. вид, картина природы, ландшафт. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Пейзаж - Пейзаж. Ван Гог, Звездная ночь. ПЕЙЗАЖ (французское paysage, от pays местность), вид, изображение какой либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения природа, в том числе виды городов (архитектурный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПЕЙЗАЖ, пейзажа, муж. (франц. paysage). 1. Картина природы, вид какой нибудь местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный пейзаж. Северный, южный пейзаж. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание… … Толковый словарь Ушакова

См. картина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пейзаж вид, картина, ландшафт; марина, рисунок, ведута Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

- (французское paysage, от pays местность), вид, изображение какой либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения природа, в том числе виды городов (архитектурный пейзаж, ведута), моря (марина) … Современная энциклопедия

- (франц. paysage от pays местность), вид, изображение какой либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов… … Большой Энциклопедический словарь

- (фр. paysage) – в живописи и графике жанр (и отдельные произведения), в котором основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марины). Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

- (от франц. paysage), синоним географического ландшафта в работах В. П. Семенова Тян Шанского (1928): “Жизненные элементы Земли, сконцентрированные на определенном пространстве; сочетаются всегда естественным образом в определенную, гармоничную,… … Экологический словарь

Книги

  • Пейзаж , С новым проектом издательства "Галерея русской живописи" у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полные тематические подборки… Категория: Отечественные художники Серия: Наборы репродукций Издатель: Белый город ,
  • Пейзаж , Астахов А.Ю. , В набор репродукций включены самые знаменитые картины великих русских художников, работающих в жанре пейзажа, который не сразу стал полноправным жанром в русскомискусстве. Потребовались… Категория: Пейзаж, натюрморт Серия: Галерея русской живописи. Шедевры русского пейзажа Издатель:

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Жанр пейзажа - сравнительно молодой по отношению к портрету, батальной или религиозной картине. Стремительное развитие пейзажа во всем своем разнообразии сделало его одним из наиболее популярных и любимых жанров изобразительного искусства. Существует множество подвидов этого жанра.

Рассмотрим наиболее известные виды пейзажа.

ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Написание пейзажа всегда требует о художника личного эмоционального отношения к состоянию природы, которое автор собирается отобразить на холсте. Природные пейзажи в свою очередь имеют подвиды по изображаемым ландшафтам – горный, лесной, стеной, морской пейзажи. Последний – это особое направление, которые мы вынесли отдельно.

МОРСКОЙ – марины, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах художников зачастую олицетворяет людские проявления любви, страсти, умиротворения.

СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю.

ГОРОДСКОЙ–пейзаж города, другое название урбанистический пейзаж. Виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом. В итальянском искусстве ренессанса существовала ведута – городской вид с детальным изображением зданий, уютных улочек, мостовых и тротуаров.

АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов.Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника. Пейзажисты этого направления любят изображать исторические постройки и развалины античных городов.

ПАРКОВЫЙ (усадебный) - пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ, промышленный пейзаж – появился с развитием большого производства и городского строительства. Такие пейзажи можно встретить в творчестве импрессионистов и более всего в период соцреализма, когда достижения в промышленности воплощали художники в художественных произведениях.

ЛИРИЧЕСКИЙ пейзаж или пейзаж настроения. Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения и впечатления художника от природы в момент написания картины. Это может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени.

ПЕЙЗАЖ – это слово, которое обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства . Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек , полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. В природном выделяют морской пейзаж («марина », а художников, изображающих море, называют «маринистами») и космический, астральный – изображение небесного пространства, звезд и планет. Особое место в городском пейзаже занимает ведута – документально точное изображение. С точки зрения времени различают современный, исторический (в т.ч. руины – развалины археологических или исторических мест и памятников) и футурологический (картины будущего мира) пейзажи.

В узком и строгом смысле следует различать пейзаж и пейзажное изображение. Пейзаж – это «портретное» изображение натурного вида, того, что есть, что реально существует. Это как бы живописное или графическое «фотоизображение». Оно индивидуально и неповторимо, его можно подправить, деформировать, но нельзя придумать, сочинить. В отличие от него пейзажное изображение – это любые сочиненные с помощью воображения пейзажные виды. Термин «пейзаж» обычно означает и то и другое.

Пейзаж – это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства.

Для каждого стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и об отношении среды к человеку. Эти отношения могут трактоваться как гармонические и как дисгармонические. Так, например, Левитан в пейзаже Вечерний звон создает образ, в котором сливаются в гармонии и светлая радость природы и благостный душевный мир бытия и чувств людей. Напротив, в философско-символическом пейзаже (Над вечным покоем ) художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни.

Философская мировоззренческая трактовка образа определяет его эстетику. В Вечернем звоне это благостная, идиллическая красота , Над вечным покоем решена в стиле монументального трагизма, возвышенного в своей основе.

Философия и эстетика пейзажа лежит в основе его поэтики, живописных средств. Можно провести определенную аналогию между поэтикой пейзажа и поэтикой литературы. И там и здесь уместно различать лирику, эпос и драму. Если в Вечернем звоне мы видим лирическую вещь, где эстетические чувства выражаются как состояния природы, то в картине Над вечным покоем при всей ее лиричности (как во всяком пейзаже) мы ощущаем скорбное повествование эпического характера, проникнутого напряжением и драматизмом.

И.Левитан – пейзажист реалистического стиля, но предложенный способ трактовки его пейзажного творчества применим и к другим стилям. Например, классицистический пейзаж в целом исповедует гармонический образ, возвышенный и эпически-повествовательный, романтизм стремится вскрыть внутренние противоречия отношения человека и среды, ему присуща особая романтическая красота и лиризм.

Пейзажное искусство обнаруживает себя почти во всех видах и родах пространственных искусств. Среди видов преимущество отдается живописи и графике (книжные иллюстрации и др.), но пейзажные изображения встречаются и в архитектуре , в декоративном искусстве (росписи на стекле, фарфоре и т.п.) и в сценографии (декорационные пейзажи). Среди родов пространственных искусств пальма первенства принадлежит станковым произведениям живописи и графики, но монументальное искусство (росписи и мозаики) и прикладное искусство (народные художественные промыслы, мебель, сувениры и т.п.) также используют пейзажные формы.

Для модернистских течений современности характерно стремление к деформации пейзажного изображения, что часто является мостом для перехода к абстракциям, где пейзаж утрачивает свою жанровую специфику.

Евгений Басин