Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как сделать сцену для кукол. Настольный кукольный театр своими руками: выкройки и описание

Как сделать сцену для кукол. Настольный кукольный театр своими руками: выкройки и описание

Конечно, в кукольном театре прежде всего важны ширма и куклы, но роль декораций тоже не надо недооценивать. Без декораций зрителям трудно определить место, где происходит действие, все события оказываются как бы вырванными из реальности и подвешенными в воздухе, и весь спектакль выглядит нарочито простовато, как будто сделан на скорую руку, даже если вы потратили на репетиции целый месяц. Лично на меня пустая черная «яма» сцены наводит тоску. С другой стороны даже простенькая сценка, разыгранная в красивых декорациях, смотрится выигрышно и производит гораздо более сильное впечатление. Поэтому, мой вам совет, потратьте немного времени и украсьте свой спектакль соответствующими месту действия декорациями, зрители это обязательно оценят.

Сделать декорации своими руками совсем не сложно. Этот иллюстрированный мастер-класс посвящен плоским картонным декорациям домов. Действие многих сказок и басен происходит в доме или в непосредственной близости от него, поэтому декорации хором, избушек, лачуг и прочих домиков пригодятся каждому домашнему кукольному театру.

Перед тем как приступить к работе, хочу обратить ваше внимание на несколько важных моментов, которые необходимо учесть при изготовлении декорации любого дома:

Куклы рядом с домом не должны казаться слишком большими или слишком маленькими, если, конечно, это не является частью сюжета сказки. Поэтому, если это не медведь у теремка, не слон у дома мыши и не кум Тыква у своей конуры, то дом должен быть выше живущих в нем персонажей. Декорации этого мастер-класса рассчитаны на обычных, знакомых всем нам с детства перчаточных кукол с резиновыми головами, которые возвышаются над грядкой сантиметров на 20. Поэтому и декорация дома для таких кукол должна быть высотой 25-30 см. Для небольшой сцены делать обычный дом выше нецелесообразно. Другой крайности, когда дом по сравнению с героем огромен, если это не замок великана рядом с Котом-в-Сапогах, тоже следует избегать. На сцене вы создаете миниатюрный сказочный мир, в котором все должно как можно лучше сочетаться.

Декорация дома обычно располагается на первом плане и выполняет роль правой или левой кулисы. То есть кукла должна иметь возможность полностью спрятаться за декорацией (войти в дом), а, значит, сама декорация должна быть шириной не менее 15 см и не просвечивать насквозь. В этом случае герой может выйти из-за нее неожиданно и будет увиден зрителями не раньше, чем это требуется по сюжету. Но такой узкий дом годится только в том случае, если в нем нет прорезного окна, через которое кукла по ходу действия должна выглядывать наружу. Такое окно должно быть достаточно большим, чтобы кукла могла без усилий, не шатая декорацию, просунуть голову в отверстие. Для обычных кукол с резиновыми головами оптимальный размер прорезного окна 10х10 см. Соответственно и ширина дома с прорезным окном увеличивается до 20-30 см, а если у дома есть еще сени или крылечко, то до 35-40 см.

Если вы изображаете несимметричный дом с крылечком или с сенями, то необходимо учесть, что изба-кулиса может быть правой или левой, смотря с какой стороны сцены она располагается. Поэтому, прежде чем изготавливать декорации, вам необходимо продумать само действие спектакля и определиться, с какой стороны удобнее расположить дом на сцене и где в соответствии с расположением дома на сцене должно находиться крылечко.

Старайтесь сделать контур декорации как можно более простым и плавным, чтобы потом было удобно вырезать ее из картона, и мелкие выступы не оторвались и не разлохматились.

А теперь возьмите обычный лист бумаги формата А3 или А2 и, соблюдая описанные выше правила, нарисуйте на нем дом для вашего спектакля.

Если вы рисуете дом купца или зажиточного крестьянина, то подчеркните достаток хозяина, изобразив дом новым, сложенным из добротных светлых бревен, покройте крышу нарядной черепицей и украсьте наличники резьбой или яркой росписью. Разумеется, в таком доме могут жить не только герои-люди, но и герои-животные, например, Кот и Петух из сказки «Кот, петух и лиса».

Если же вы рисуете лачугу бедняка, то, наоборот, изобразите дом темным, вросшим в землю, поросшим мхом, крытым старой соломой. Такая же избушка может стать подходящим жилищем для лесного Медведя или другого лесного зверя.

Если же так красиво изобразить дома, как у замечательной художницы из Астрахани Елены Давыдовой у вас не получилось, не расстраивайтесь. Вы можете прямо сейчас в хорошем разрешении скачать ее рисунки к себе на компьютер, а затем распечатать их на цветном струйном принтере. Поскольку на один лист А4 домик не помещается, то в файле он разделен на две части. Домики большие, поэтому, не забудьте установить в настройках принтера максимальную площадь печати.

Чтобы скачать файл с готовыми картинками, нажмите правой кнопкой мыши на нужную ссылку, выберите «Сохранить объект как...» или «Сохранить по ссылке как...» и сохраните файл на диске; чтобы открыть его, вам понадобится бесплатная программа Adobe Acrobat Reader .

После того как вы нарисовали или распечатали рисунок, нужно вырезать из обычной бумаги основание для декорации. Ведь у нее есть не только верхняя видимая зрителям часть, но и скрытая, находящаяся ниже уровня грядки. Из листа белой бумаги вырежьте полоску на 4-5 см длиннее низа рисунка и шириной 5 см. Полоска может быть не сплошной, а составной, ведь все равно ее потом клеить на картон. Основание декорации не будет видно зрителям, поэтому раскрашивать его не надо.

Теперь нужно приклеить все части декорации на картон. Для этих целей прекрасно подойдет гофрокартон от обычных упаковочных коробок толщиной 2-3 мм. Если вы используете более толстый гофрокартон, то потом вам будет тяжело вырезать из него готовую декорацию, да и крепить ее на ширме будет не так удобно. Наша декорация должна хорошо держать форму и не гнуться под собственным весом, поэтому использовать вместо гофрокартона ватман или тонкий мелованный картон нецелесообразно.

С помощью канцелярского ножа разрежьте коробку на отдельные листы без сгибов.

Смажьте обратную сторону рисунка (половинка верхней части декорации) клеем (для более надежного приклеивания лучше использовать не клеящие карандаши, а клей ПВА), а затем приклейте на лист картона так, чтобы между краем листа и низом рисунка оставалось минимум 5 см для приклеивания основания. Затем приклейте встык вторую половину дома. Старайтесь максимально точно совместить детали рисунка на обеих половинках декорации.

Теперь смажьте клеем приготовленную полоску бумаги, которая будет служить основанием декорации, и приклейте ее по нижней границе рисунка со сдвигом в нужную сторону. Если это левая кулиса, как в нашем случае, то ее основание должно иметь выступ справа, а если это правая кулиса, то выступ должен быть слева. Все, что выше основания будет видно зрителям, поэтому следите, чтобы там не было не закрашенных мест.

Чтобы картон при высыхании клея не повело и не покоробило, оставьте декорацию сушиться под прессом (положите сверху несколько толстых книг).

Когда клей высохнет, при помощи канцелярского ножа аккуратно вырежьте по контуру дом вместе с основанием. Ножницы лучше не использовать, иначе весь картон будет в некрасивых заломах. Но если канцелярского ножа под рукой нет, то старайтесь не вести ножницы по контуру, как при вырезании из тонкой гибкой бумаги, а освобождайте контур от лишнего картона, отрезая его небольшими кусочками. Особенно аккуратно вырезайте окошко.

Точно также мы превратим в заготовку для декорации и рисунок бедной лачуги.

Закреплять декорацию дома на ширме мы будем с помощью двух прищепок. Для этой цели подойдут любые пластмассовые или деревянные бельевые прищепки с плоскими без выступающих частей боками. Пластмассовые прищепки удобнее деревянных, поскольку шире раскрываются.

Одна прищепка будет держать декорацию за выступ основания, а для второй прищепки нам понадобится отверстие. Чтобы его прорезать, приложите прищепку к декорации так, чтобы металлическая скобка пружины была вровень с линией «грядки», и обведите карандашом ту часть прищепки, которая находится выше основания декорации.

С помощью канцелярского ножа аккуратно прорежьте в декорации прямоугольное отверстие и убедитесь, что прищепка легко в него вставляется и легко вынимается. При необходимости слегка расширьте отверстие.

Но объявлять наши домики готовым еще слишком рано. Если мы сейчас закрепим любой из них на ширме, то через окошко он будет просвечивать насквозь – второй план за домом и все движения кукол внутри дома будут видны зрителям. Это не очень красиво, поэтому мы придадим нашему дому ложный объем, закрепив с обратной стороны дома дополнительную шторку из легкой однотонной ткани темной расцветки. Шторка сделает декорацию дома непрозрачной, скроет от зрителей движения кукол внутри дома, а выглянуть в окошко кукла сможет, поднырнув под эту шторку. При этом за головой куклы окажется контрастный выгодно оттеняющий ее фон, на котором она будет хорошо смотреться. Ткань для шторки выбирайте не плотную. Во время спектакля сцена обычно ярко освещена со стороны зрительного зала, от этого со стороны актеров шторка станет полупрозрачной, что облегчит управление куклой, выглядывающей из окошка. Также не следует брать блестящую ткань, чтобы от яркого света она не бликовала.

Переверните декорацию дома, приложите ткань так, чтобы она закрывала окошко целиком и с помощью карандаша отметьте верхнюю сторону прямоугольника. Уберите ткань, нанесите на отмеченную линию полосу универсального клея «Момент», аккуратно приложите ткань и прижмите ее к картону.

Положите декорацию горизонтально, приклеенной тканью вверх в хорошо проветриваемом помещении и дайте клею высохнуть.

А теперь, чтобы прищепки, которыми мы будем закреплять домик, не портили нам вид сцены, мы их тоже оформим. О том, как это сделать, читайте в мастер-классе:

Если же вы не сами рисовали декорации, а воспользовались прекрасными рисунками Елены Давыдовой, то в скачанных вами файлах на четвертой странице есть уже готовые картинки для украшения прищепок.

Вырежьте изображения по контуру, переверните картинками вниз, а потом с помощью универсального клея приклейте на обратную сторону каждой картинки прищепку так, чтобы с лицевой стороны прищепка была не видна.

После того, как клей высохнет у вас получатся вот такие симпатичные комплекты декоративных прищепок:

Но и это еще не всё. Каждый дом, если их на сцене не два (слева и справа), нуждается в парной к нему кулисе, которая займет противоположную сторону сцены, уравновесит композицию и позволит куклам, подходящим к дому, не появляться «из-под земли» на глазах у зрителей. Если действие спектакля происходит во дворе, то в качестве парной кулисы логично использовать подходящий к дому забор, за которым могут располагаться плодовые деревья.

Если дом богатый, то и забор надо нарисовать ему под стать – крепкий и добротный.

А напротив бедной лачуги забор следует изобразить старым, хлипким и покосившимся.

Поскольку забор тоже является кулисой, то он должен быть непрозрачным и достаточного размера, чтобы кукла могла выйти из-за него (шириной 15-20 см и высотой 25-30 см.) Парные декорации заборов к домам из этого МК вы можете распечатать со страницы 3 соответствующих файлов.

Сами декорации изготавливаются точно так же, как декораций избушек, только выступ основания декорации должен располагаться с противоположной стороны от выступа декорации дома, ведь они будут находиться по разные стороны сцены.

© Художник. Елена Давыдова. 2013 г.

МУ ДО ДДТ г. Верхнеуральска Челябинской области пос. Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области.

Творческий проект «Кукольный театр своими руками»

Проект создан для привлечения большего количества обучающихся в творческую деятельность. В проект привлечены учащиеся 12 — 13 лет.

«Кукольный театр своими руками»

Пояснительная записка

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников любого возраста, а особенно у школьников среднего звена, когда они находятся в «фазе поиска». Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.

В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Очень важно детям младшего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период уникальный для формирования собственного вкуса, интереса, определенного отношения к окружающему миру.

Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Исходя из этого возникла идея создать проект «Кукольный театр своими руками» с группой учащихся 6 класса, посещающих занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству у руководителя изостудии «Мастерская чудес» Кудриной Ольги Петровны. Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.

Тип проекта:

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности – ролево — игровой, творческий.

По виду деятельности – дополнительное образование.

По продолжительности – короткосрочный.

По количеству участников – индивидуально-групповой.

Сроки реализации проекта:

Срок реализации проекта – февраль - март 2017 года

Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 11-12 лет.

Актуализация проекта.

В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение театрального искусства в виде проекта «Кукольный театр своими руками» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Особое значение театральное творчество приобретает в среднем звене. Оно не только помогает воспитывать личность, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте — основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Цель проекта:

Приобщение учащихся к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:

Образовательные : формировать практические навыки творческой деятельности учащихся, а так же их художественные способности;

Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности;

Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

Дидактические цели проекта:

формирование творческих навыков, эстетического вкуса при изготовлении кукол для кукольного театра.

— освоение первичных знаний о театральном искусстве;

— овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;

— развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;

— воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.

Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом:

  • Познавательная деятельность.
  • Речевая деятельность и работа с информацией.
  • Работа с художественными текстами.
  • Правильный и осознанный пересказ вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).
  • Формирование умений и навыков по изготовлению кукол из фоамерана и ткани.
  • Установление последовательности действий изготовления кукол.
  • Организация деятельности.

Основополагающий вопрос проекта:

— Как организовать кукольное представление, чтобы оно стало настоящим зрелищем для зрителей?

Проблемные вопросы проекта :

— Каково назначение кукольного театра?

— Какова моя роль для достижения общей цели?

Педагогические принципы:

  • дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей;
  • уважение личности;
  • использование метода предметного обучения;
  • поощрение творчества.

Связь проекта с жизнью, общеучебными предметами.

Проект предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка и пение.

Форма занятий :

  • коллективная;
  • индивидуально – групповая.

Этапы работы над проектом.

1 этап — организационно-подготовительный

Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля над качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках.

2 этап — разработка проекта

Цель : составление планирования на период проекта.

3 этап — технологический

Цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.

4 этап — заключительный

На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. В данном случае презентация проходит в виде показа кукольного спектакля перед родителями, учащимися, педагогами школы и воспитанниками детского сада «Березка».

Работа над проектом

  1. Организационно – подготовительный этап.

Цель: введение детей в мир театра; дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства, иными словами, открыть для детей тайну театра.

Задачи:

1) познакомить с историей кукольного театра;

2) пробуждать интерес к чтению;

3) воспитывать желание сделать своими руками кукол для кукольного театра;

3) сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;

Постановка гипотезы.

Занятия театральным творчеством не только активизирует интерес учащихся к искусству театра, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Необходимо создание психологически комфортной атмосферы занятий. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

  1. Знакомство с целями и задачами проекта «Кукольный театр своими руками»
  2. Просмотр презентаций:« Виды кукол»; «Кукольный театр».
  3. Конкурс рисунков «Кукольный дом».
  4. Выбор сказки для показа в кукольном театре.
  5. Наброска эскизов кукол, подбор материалов для изготовления кукол и составление технологической карты.
  6. Изготовление кукол для показа сказок «Репка» и «Колобок» в кукольном театре.
  7. Репетиции сказок «Репка» и «Колобок».
  8. Презентация и защита проекта «Кукольный театр своими руками».
  1. Разработка проекта.

Тематическое планирование

Время проведения

Время проведения
Тема Особенности выполнения творческого проекта. Кукольный театр. Куклы своими руками Ширма Выбор и работа над произведением пьесы. Музыкальное оформление спектакля. Премьера сказок «Репка », «Колобок»
Вид деятельности Беседа Конкурс рисунков «Кукольный дом». Презентация

Круглый стол

Творческий процесс Оформление сцены. Создание эскизов и декораций. Работа с произведением Подбор музыки. Представление «Презентации проекта»
Содержание деятельности Основные этапы работы над проектом: проблема, планирование работы, сбор информации, подготовка эскиза, изготовление объекта, презентация и защита. Выставка работ

Совместная оценка.

Знакомство с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре: режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель. Изготовление кукол из фоамерана, изготовление перчаток для кукол. Оформление ширмы подручными средствами, изготовление элементов оформления (деревья, цветы, солнышко) Распределение ролей. Выразительное чтение сказки « Репка», «Колобок» учителем.

Отработка чтения каждой роли. Индивидуальная работа с детьми-актерами.

Проигрывание сценки под музыку. Показ кукольного спектакля зрителям.
Руководитель Кудрина Ольга Петровна

Из истории возникновения . Верховые куклы : мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др.

Низовые куклы : марионетка, прыгающая и др.

Настольные куклы : плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театра масок, теневого театра и др.

Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.)

III. Технологическая направленность проекта.

Реализация задач проекта осуществляется через различные виды деятельности:

  1. Театральная игра.
  2. Основы театральной культуры.
  3. Работа над спектаклем (от этюда к рождению спектакля).

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи :

  • развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
  • упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

  • учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
  • произносить скороговорки и стихи;
  • тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
  • пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  • пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры – детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с театральной терминологией;
  • познакомить с основными видами театрального искусства;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

От этюдов к рождению спектакля – работа над сказками «Репка», «Колобок»

Задачи:

  • развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
  • учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
  • развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
  • пополнять словарный запас, образный строй речи.
  1. Заключительная стадия.

Прогнозируемые результаты проекта.

В результате данного проекта учащиеся приобретают представления:

  • об истории театральной куклы;
  • о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);

и умеют:

  • водить куклу над ширмой;
  • изготавливать театральную куклу из различных материалов;
  • создавать декорации и афиши для спектаклей;
  • проявлять свои способности и добиваться успеха;
  • приобретать и применять свои знания на практике;
  • планировать проектную деятельность;
  • работать в группе, защищать творческий проект.

Список методической литературы.

  1. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр», М. 2001;
  2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Журнал «Начальная школа» № 1, 2006 г., с.17
  3. Русакова Т.Г. Сказка – игра на уроке изобразительного искусства. Журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г., с.59
  4. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе. Журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г., с.57
  5. Рябова О.Н. Кружок-студия «Театр образа». Журнал «Начальная школа» № 11, 2005 г., с.52
  6. 6. Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. Журнал «Начальная школа» № 11, 2001 г., с.75
  7. 7. Бывальцева М.В. Детское видение зрелищного искусства. Журнал «Начальная школа» № 12, 2005 г., с.45
  8. 8. Иванова Т.Д. Воспитание с помощью кукол. Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.68.
  9. 9. Рудакова В.П. Кружок «Кукольный театр». Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.69.
  10. 10. Голованова М.В., В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Родная речь. Учебники для 1, 2, 3, 4-х классов начальной школы. М.: «Просвещение», 2005 г.
  11. 11. Толковый словарь русского языка. М.С. Лапатухин. Москва «Просвещение».
  12. 12. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.

Приложение 1

Мастер-класс

Материалы и инструменты:

Для учащихся: ножницы, фоамеран, ткань, клеевой пистолет, стержни для клеевого пистолета, деревянные шпажки для нанесения эскиза (по одной на парту), салфетка.

Для учителя: образцы кукол для кукольного театра.

Ход урока:

— Сегодня у нас очень интересный и необычный урок, сегодня вы будете не учениками, а … кем, вы сейчас узнаете…

— Кто создаёт волшебный, удивительный мир – театр? (Актёры, режиссёры, оформители, работники сцены и многие другие). Они делают всё, чтобы мы с вами вышли из театра с хорошим настроением и не остались равнодушными к судьбам героев. Вот и сегодня на уроке мы попробуем сами создать небольшой спектакль. Но театр наш будет не простой, а плоскостной, т.е. все сказочные герои будут плоские.

— Посмотрите, ребята, сколько сказочных героев сегодня у нас в гостях!

Итак, я приглашаю вас в «чудесную мастерскую». Каждый из вас сегодня будет творить чудеса с помощью самых различных предметов.

— Попробуйте определить по этим условным обозначениям, с какими предметами вам предстоит работать в мастерской?

— Как вы думаете, о чем нужно помнить, чтобы вы получили удовольствие от работы в мастерской? (правила техники безопасности)

— Давайте повторим эти важные для всех правила. Я буду показывать условный знак, а вы – называть эти правила…

  1. Циркулем ровно начертим мы круг

Или одну, или несколько дуг.

Циркуль иголкой уколет как ёж,

Если неправильно в руки возьмёшь.

  1. Клей на парту не пролей,

Аккуратней клеем клей!

  1. Ножницы от слова “нож”.

Помни, если их берёшь!

— А какие ещё материалы нам потребуются? (фоамеран и ткань)

И помните, каким должно быть настроение во время работы, помогайте друг другу, и тогда ваши работы будут излучать тепло и доброту. Помните “золотое” правило: “Душу и сердце в работу вложи –

каждой секундой в труде дорожи”.

А сейчас я буду показывать, как делать этих сказочных героев. Будьте внимательны.

— Сначала мы рассмотрим инструкционную карту.

— Давайте теперь вместе повторим:

С чего мы начинали выполнять работу?

Как делается голова?

Как мы работаем с клеевым пистолетом?

— У кого-нибудь есть вопросы ко мне, всё ли понятно? Тогда приступайте к работе. Уверена, у вас всё получится, и в конце урока мы увидим ваших сказочных персонажей на нашей сцене. (Дети выполняют работу, учитель помогает).

— Кто закончил работу, наведите порядок на рабочем месте.

— Ребята, вы очень хорошо потрудились. А теперь давайте посмотрим на ваших героев в сказке, которую вы нам приготовили. Как в любом спектакле у нас есть режиссёр и актеры.

— Кто такой режиссёр?

— Кто такие актёры?

— Итак, представление начинается.

— Актёры на сцену! (показ спектакля).

Показ участниками проекта сказки «Рерка»

Приложение 2

Пригласительный биле т

на кукольный спектакль «Репка» и «Колобок»

Дата:__________ Время______________

Ряд____________ Место______________

Игра актёров и актрис,

Неутомимый запах сцены,

Неповторимый шум кулис

Меняют жизни нашей цену.

Душа уносится в полёт,

И где конец игры – неясно.

Всегда театр в нас живёт,

И это всё-таки прекрасно!

Приложение 3

«Как все это было…»

Изготовление кукол

Шьем рукавички:

Сборка кукол:

Репетиции:

«Дебют» Выступление перед учащимися 2 класса

Выступление на школьном смотре художественной самодеятельности 07.03.17.

Приложение 4

Сценарии сказок

Действующие лица: Рассказчик, Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

На сцене декорация: изба, огород.

Рассказчик:
Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
Захотел однажды Дед
Репки пареной в обед.

Дед:
Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.

Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.

Дед:
Расти репка сладкая,
Расти репка большая.

Рассказчик:
Репка выросла на славу
Что за чудо из чудес?
Репка — чуть не до небес!
Решил Дед выдернуть репку.
Но, не тут-то было —
Одному не хватит силы.
Что же делать? Как тут быть?
Позвать Бабку подсобить!

Дед(машет рукой):
Бабка, Бабка — где же ты?
Репку дёргать помоги!

Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.

Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два – вот так!
Ох! Не вытянуть никак!
Знать, ослабли наши ручки.
Позовём на помощь Внучку!

Бабка:
Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!

Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку

Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два — вот так!
Нет! Не вытянуть никак!

Рассказчик:
Вот так репка! Ну и овощ!
Знать, придётся звать на помощь…

Внучка:
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!

Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.

Рассказчик:
Вот, помочь готова Жучка,
Уцепляется за Внучку.
Раз – вот эдак!
Два — вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Знать, придётся кликнуть кошку,
Чтобы помогла немножко.

Жучка:
Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка

Рассказчик:
Раз — вот эдак!
Два — вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Позовём, пожалуй, Мышку…
Где-то прячется, трусишка!

Кошка:
Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка

Рассказчик:
Мышка эта — очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона!
Репку вытащить может одна,
Помощь ей совсем не нужна!
Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.
Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,

Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните!

Рассказчик:
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.

Репка выдёргивается, все падают.

Рассказчик (обращается к зрителям):
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!

Артисты кланяются.

Сценарий сказки «Колобок»

Рассказчик: Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел. Вот говорит бабке.

Дед: Испеки, бабка, колобок.

Бабка: Из чего печь-то? Муки нету.

Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.

(Бабка перестает вязать, заходит в дом)

Рассказчик: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.

(Бабка ставит на подоконник игрушечного колобка)

Рассказчик: Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно - и покатился себе по тропинке.

(Вместо игрушки на сцене появляется ребенок, исполняющий роль Колобка. Он бежит в лес, приговаривая).

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!

(Ссправа выпрыгивает навстречу Колобку Заяц).

Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
А от тебя, Заяц, и подавно уйду!

Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Заяц его и видел!
(Колобок быстро «катится» мимо Зайца и исчезает за елками справа. Заяц убегает в противоположную сторону).
(Играет музыка)
(Справа выходит навстречу Колобку Волк).

Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!

(Колобок быстро «катится» мимо Волка и исчезает за елками справа. Волк убегает в противоположную сторону).
(Играет музыка)
(Справа выходит навстречу Колобку Медведь).

Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Косолапый! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!

Колобок быстро «катится» мимо Медведя и исчезает за елками справа. Медведь уходит в противоположную сторону.
Играет музыка.
Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Лиса.

Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
я от Зайца ушел,
я от Волка ушел,
от Медведя ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!

Лиса: Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да расскажи еще разок!

Рассказчик: Колобок обрадовался, что его послушали, и подкатился близко-близко к хитрой лисе.

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!

Рассказчик: А лисичка, его – Ам! – и съела.
Хотя нет… Колобку все же удалось убежать. Но после этого он больше никогда не хвастался.
Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец!

Узнайте, как создать кукольный театр своими руками. При этом персонажей можно не только сшить, слепить, но и сделать из пластиковых ложек, деревянных палочек.

Пальчиковый кукольный театр своими руками

Хотите развить мелкую моторику малыша, речь, мышление и просто иметь возможность поднимать всей семье настроение, тогда превратите комнату в храм искусства. Для этого вам нужно знать, как сделать пальчиковый кукольный театр своими руками.


Для такого вам потребуется:
  • фетр;
  • нитки;
  • ножницы.
Как вы видите, персонажи сказки «Репка» выкраиваются очень просто. Каждый герой состоит из двух идентичных деталей. Но на одной стороне нужно вышить нитками черты лица. Можно их сделать и вырезав из темного фетра, а затем приклеить или пришить.

Сложите 2 заготовки персонажа изнаночными сторонами, прошейте по краю на машинке или ниткой с иголкой на руках.

Чтобы сделать бороду для деда, намотайте на пальцы нитки в несколько рядов, прорежьте их с одной стороны. Сложите эти одинаковые нити пополам, пришейте бороду на место.


А вот какими могут быть герои сказки «Курочка ряба».


Бороду и челку деда, волосы бабушки выкроите из серого фетра. Он же поможет создать мышку с длинным хвостом. Вот такие куклы для кукольного театра можно сшить. Если их будет надевать малыш, выкроите таким образом, чтобы они были по размеру его пальчиков. Если спектакль будут показывать для детей взрослые, тогда куклы из ткани должны быть чуть большего размера.

Ознакомьтесь еще с одной интересной идеей. Таким может быть домашний кукольный театр для постановки сказки «Репка». В детском саду лучше иметь более крупных персонажей, чтобы всей группе было видно их издалека. Но можно сделать и такой, взяв:

  • пасту для моделирования (лучше Jovi, которую не нужно обжигать, она твердеет на воздухе);
  • желтую и зеленую пасту Jovi Patcolor;
  • акриловые краски;
  • кисточки;
  • фломастеры;
  • стеки.

  1. Давайте сначала вылепим деда. Возьмите кусочек пасты размером 2х3 см, скатайте из него колбаску, сформируйте цилиндр. У вас должно получиться подобие матрешки с туловищем и головой, а внизу будет выемка для пальца.
  2. Отдельно вылепите ручки, прикрепите их к туловищу. А вот черты лица, бороду, усы обозначьте при помощи стека.
  3. По такому же принципу вылепите бабку, внучку и животных. Когда эти персонажи высохнут, раскрасьте их акриловыми красками.
  4. Для репки скатайте шарик из желтой пасты, чуть вытяните его сверху, вставьте сюда ботву из зеленого пластика, зафиксируйте.


При лепке пастой вы увидите, что она на воздухе быстро сохнет, поэтому периодически смачивайте пальцы водой.


Вот такой у вас получится пальчиковый кукольный театр, своими руками ребенок сможет разыгрывать сказку «Репка» или придумать свой сюжет с некоторыми из данных персонажей.

Настольный театр своими руками

Если вы хотите иметь настольный театр с бумажными куклами, тогда укрупните следующее изображение. Распечатайте его на цветном принтере на плотной бумаге. Если нет такой возможности, приложите к экрану лист тонкой бумаги, переведите очертания на него. Затем поместите на картон, нанесите контуры, пусть ребенок разукрасит персонажей цветными карандашами или красками. Останется вырезать изображения, подклеить каждое сбоку и приклеить к голове макушку.


А вот еще шаблоны, по которым легко мастерятся куклы для театра. Своими руками или, отдав заготовки ребенку, вырежьте их по контурам, склейте попарно.


Если небольшой прямоугольный лист цветной бумаги склеить сбоку, получится небольшой тубус. Он должен быть таким, чтобы хорошо сидел на пальце. Приклейте к заготовке уши, нос, глаза, передние лапы, и получится герой пальчикового кукольного театра.


Этих персонажей можно смастерить из самых неожиданных материалов. Посмотрите, как превратить пластиковые ложки в героев постановок.


Чтобы сделать такие игрушки для кукольного театра, возьмите:
  • пластиковые ложки;
  • цветную бумагу;
  • ножницы;
  • готовые пластиковые глазки;
  • клеевой пистолет;
  • ткань;
  • узкую ленту, ножницы.
Далее следуйте такой инструкции:
  1. Клеевым пистолетом приклейте готовые глазки к выпуклой стороне ложки.
  2. Лоскут ткани, перевязанный лентой, превратите в платье. Для мужского персонажа достаточно приклеить галстук-бабочку на шею.
  3. Надрежьте с одной стороны полоски цветной бумаги бахромой, приклейте эти волосы. Их заменят и куски покрашенной ваты.
Все, детский кукольный театр на дому готов. Возьмите большую картонную коробку, оклейте ее цветной бумагой, переверните. Сделайте ножом в дне прорези, вставьте сюда ложки и водите кукол вдоль этих отверстий, как по дорожке.

Таким же образом управляют и другими персонажами, для создания которых понадобятся:

  • палочки от мороженого;
  • детские журналы;
  • клей;
  • ножницы.
Пусть ребенок вырежет картинки людей, животных из журнала или из старой книги, наклеит их на палочки.


Если вы хотите смастерить другой настольный театр, тогда в ход пойдут крышки от молочных бутылок. Пластиковые стаканчики из-под йогурта.


Приклейте на обратную сторону этих предметов бумажных героев сказок, и можно разыгрывать с ними старые сюжеты или придумывать новые. Фон создается из большого листа картона, который раскрашивают в тему.

Как сделать ширму для кукольного театра?

Это неотъемлемый атрибут кукольного театра. Ознакомьтесь с самыми простыми вариантами:

  1. Закройте отверстие под столом тканью, привязав два ее угла к верху одной и второй ноги. Ребенок сидит сзади на полу и водит персонажей на уровне крышки стола - чуть выше ее.
  2. Возьмите старую занавеску или простыню. Соберите любое из этих полотен на веревку, концы нити привяжите с одной и второй стороны дверного проема. Сделайте в центре наверху любого из этих полотен прямоугольный вырез. Он должен быть на такой высоте, чтобы не было видно сидящего за занавеской ребенка или взрослого, которые исполняют роль кукловодов.
  3. Для пальчикового театра делается ширма настольная. Проще всего смастерить ее из картона. Берется коробка. Ее нужно разобрать, оклеить обоями или цветной бумагой, согнуть 2 боковины, чтобы по центру осталось полотно достаточного размера. В нем делается вырез, через которой кукловод показывает пальчиковые игрушки.


А вот как сделать ширму из фанеры. Для нее вам потребуются:
  • фанера;
  • лобзик;
  • ткань или кусок обоев;
  • клей;
  • маленькие дверные петли.
Инструкция по изготовлению:
  1. Опираясь на представленные размеры, выпилите из фанеры 3 заготовки: центральную и 2 боковины. Оклейте их тканью.
  2. Когда полотно высохнет, прикрепите петли на означенные участки, чтобы можно было закрывать ширму для кукольного театра и складывать ее.


Посмотрите, как сделать ширму из картона, чтобы иметь возможность показывать спектакли варежковыми, перчаточными, тростевыми куклами. Она должна быть такой, чтобы кукловод умещался там свободно, встав в полный рост. Если спектакль показывают дети разных возрастов, тогда высокие встанут на колени, подложив под них подушку.

Для того, чтобы сделать ширму, вам понадобятся:

  • клей ПВА;
  • веревка или шнурок;
  • картонные коробки;
  • обои;
  • канцелярский нож;
  • шило;
  • рулетка;
  • широкая кисть;
  • длинная линейка;
  • тряпка.


Ширма для кукольного театра своими руками мастерится следующим образом:
  1. Чертеж дан для подростков или взрослых, рост которых 1 м 65 см. Если вы делаете ширму для детей, уменьшите этот показатель.
  2. Чтобы она была прочной, делайте ее трехслойной. Для этого на один большой лист картона наклейте второй, затем с другой стороны - третий. Наносите клей ПВА широкой кистью. Таким образом вы сделаете фронтальную деталь - фартук.
  3. Боковые элементы тоже изготовляются трехслойными, но отгибы, которые вы затем приклеите к фартуку, должны состоять из одного слоя.
  4. Соедините детали, склеив их. Когда клей высохнет, прошейте в этих местах шнурком, предварительно проделав в местах крепления отверстия. Таким же образом присоедините верхнюю арку.


Осталось оклеить ширму обоями неяркого цвета, чтобы они не отвлекали от театрального действа.

Мастерим куклы-перчатки своими руками

Такие можно увидеть в настоящем кукольном театре. Куклы перчатки надевают на руку. Сгибая пальцы, вы сможете сделать так, что тканевый персонаж будет наклонять голову, шевелить руками.


Детский кукольный театр на руку будет иметь много персонажей, если вы воспользуетесь предложенным шаблоном.


Но не обязательно создавать сразу всех героев. Давайте начнем с двух - зайчики и поросенка. Поняв, как сделать такие куклы перчатки, вы сможете сшить и другие, тем самым, постепенно пополняя свой театр.

Если затем вы будете изготовлять кукол-людей, то можете выполнить прическу из ткани или из ниток.

Толщина шеи персонажа должна быть такой, чтобы кукловод просовывал сюда средний и указательный пальцы для управления героем спектакля.


Перед тем как шить кукол для театра, положите на переснятую выкройку перчатку кукловода, чтобы решить, подходит ли основа. Если нет, тогда увеличьте или уменьшите ее. Можно обойтись и без перчатки, приложив руку кукловода на выкройку-основу. Учтите, персонаж не будет статичным, поэтому нужно прибавить немного со всех сторон на свободное облегание, чтобы ткань героя действа не натягивалась во время управления им.

Итак, вот что вам потребуется для того чтобы сшить куклу-перчатку:

  • искусственный мех и/или однотонная ткань;
  • калька или прозрачная бумага либо целлофан;
  • ручка;
  • ножницы;
  • нитки;
  • пуговицы для глаз.
Укрупните данную выкройку. Приложите к ней прозрачный материал (целлофан, бумагу или кальку), перерисуйте. Вырежьте по контуру.


Положите лекало на сложенное пополам полотно, вырежьте с припуском на шов 7 мм. Для зайчика лучше взять серую ткань или белый мех, для поросенка - розовую.


Если вы хотите нарисовать черты лица, хвостики, ладони, копытца, тогда сделайте это сейчас, перед тем, как сшить обе половинки каждого персонажа. Возьмите специальные краски для ткани, которые не линяют при стирке. Если таких нет, тогда используйте акварель, гуашь, но предварительно нанесите на ткань раствор ПВА, после его высыхания раскрасьте это место, но используйте минимум воды. Когда краска высохнет, для ее закрепления сверху положите еще один слой ПВА.

Но лучше всего вышить нос, рот, натянув эти участки на пяльцы или притачать заготовки соответствующих цветов и пуговицы-глаза.

Выкроите для куклы перчатки зайчика манишку из белого меха, пришейте ее треугольную часть к передней половинке, и полукруглую, в виде воротника, к задней. К этой же обратной стороне притачивается хвостик, а к обеим частям - белые лапки с розовыми коготками или без них.


Когда пришиты мелкие детали, можно стачивать обе половинки куклы на изнанке на машинке или на лице - на руках. В последнем случае, используйте шов «через край» или возьмите бейку проходящего цвета, окантуйте ею боковой шов.

В такой технике создаются и другие куклы перчатки, например, поросенок.


Когда будут стачаны бока со всех сторон, подшейте низ. Уши персонажей можно набить ватой или синтепоном. Любым из этих материалов заполните нос поросенка, только после этого пришейте этот «пятачок» к голове. Сделайте аппликацию на его щечках, придав им цветущий вид. Осталось пришить немного желтых нитей между ушей, и еще одна кукла перчатка готова.


Теперь вы знаете, как сшить персонажей для кукольного театра, если хотите это еще и увидеть, тогда посмотрите следующие сюжеты.

Способность выкладывать свое творчество для развлечения маленьких зрителей дается не каждому. Наряду с актерской игрой, ценятся также и навыки оформления сцены и персонажей спектакля. Как было бы приятно развлечь детей в привычной для них обстановке, устроив немного театрального волшебства. А самым ценным будет создание не только собственного сценария, но и оформление к нему кукольного театра своими руками.

Материалы для создания

Фундаментом кукольного театра является сцена, на которой и будет происходить все действо. Сцену и ширму можно сделать в несколько способов. Самая простая сцена – из ткани. Большим отрезком ткани завешивается дверной проем, делается в ткани горизонтальный прорез, в который и будут выглядывать куклы во время спектакля.

Также несложно построить сцену из стульев или табуретов. Два стула ставят спинками друг от друга, сиденья завешиваются до пола тканью, а по дальним краям спинок протягивается на веревочке или резинке ткань – задняя часть сцены, из-под которой и будут выглядывать куклы. Из табуретов такая конструкция складывается следующим образом: три табурета в ряд, два по бокам на этом ряду. Ткань укладывается аналогичным образом.

Сцена из картона выполняется при помощи коробок. Можно либо склеить ее из нескольких коробок, либо сделать из одной. Несколько коробок предполагают выкладывание из них, как из кирпичей, полноценного каркаса театра с окошком, которое позже завешивается тканью и занавесками. Одну большую коробку следует избавить от откидных частей и двух стенок, чтобы получился фрагмент картона с П-образными сгибами. В дне коробки следует сделать прямоугольное отверстие, а оставшиеся стенки закрепить в угловом положении, чтобы коробка могла стоять при помощи складывания и приклеивания в местах сгиба маленьких квадратных цилиндров, которые будут мешать коробке сложиться. Такую сцену легко оформить цветной бумагой или обоями.

Кукольный театр в детский сад требует более приличного вида, поэтому лучше всего его сделать из фанеры.

Сцена из фанеры

Для создания этого вида кукольной сцены с ширмой потребуются навыки общения с пилой и нарезными шурупами.

В целом нужны следующие материалы и инструменты:

  • фанера или два листа размерами 750×500 см и 500×400 см, либо один лист размером 750×900 см;
  • маленькая пила;
  • 4 петли для дверец, соответственное количество шурупов к ним, отвертка или шуруповерт;
  • молоток и несколько гвоздей;
  • ткань, резинка или шнурок, иголка с нитками.

Фанеру необходимо расчертить и распилить на детали, показанные на схеме:

Если необходимо, детали можно окрасить или оклеить обоями. После этого их нужно собрать, соединив петлями для дверец. Из ткани делаем два прямоугольных отрезка по размеру окна, из которых на резинку или шнурок цепляем и обшиваем занавес. Края веревки прибиваем на ширму гвоздями и молотком. Ширма готова.

Персонажи для театра

Куклы из бумаги чаще всего используются в пальчиковом кукольном театре или крепятся на шпажках. Тельца для пальчикового театра делаются из склеенных в конусы фрагментов бумаги, а на шпажки присоединяются плоские куклы из аппликации на картоне. Далее приведены шаблоны для бумажных персонажей сказки «Теремок»:

Для постановки с героями мультфильма «Смешарики» в кукольном театре подойдут самоделки из дисков. Для одного смешарика необходимы диск, пластиковая пробка от сладкой воды, пластилин, шпажка, шаблон, фломастеры или карандаши, клей. Шаблоны персонажей приведены ниже:

Если нет возможности распечатать на цветном принтере, нужно будет раскрасить шаблоны. Далее следует приклеить их на диск, который усаживается в специальный распил сверху пробки, внутри которой помещен пластилин. В данную пробку снизу присоединяется шпажка, и кукла готова.

Следует обратить внимание на то, что отдельные части шаблонов, такие как ушки, рожки, хвосты, лучше приклеить на картон, а уже потом на диск.

Куклы можно сделать и тканевые, даже не прибегая к выкройке их частей. Для кукол из носков лучше выбирать яркие ненужные носки из плотной ткани. Также понадобятся два ватных шарика, тонкая марля или бинт, две черные бусины или пуговицы, бубон из вязальных ниток, овальный отрезок ткани, иголки и нитки.

Ватные шарики заматываем в марлю, скручиваем на конце и завязываем узелком или нитками. На них, в противоположной от узелка стороне, нашиваем пуговицы. Так получатся глаза для куклы. Конец носка разрезаем по шву, куда, в вывернутом состоянии, пришиваем круглый отрезок ткани. Так получается тельце куклы и рот. Над ртом пришиваем глаза, узелки которых прикрываются пришитым бубоном, играющим роль волос. Можно также добавить другие декоративные элементы.

Актеры из перчаток — переход к более профессиональному театру. Для такой куклы нужна пара перчаток, ножницы, пуговицы, бубон или пушистый помпончик, нитки с иголкой в цвет перчаток, вышивальные нитки или другие контрастирующие со цветом перчаток, вата или другой набивной материал. Очень распространена кукла из перчаток в виде зайца. Из одной перчатки делаем голову, обрезав такие «пальцы», как мизинец, безымянный и большой. Оставшиеся будут ушами. Деталь формируем округлой, сшиваем на вывороте, после чего набиваем ватой. Во второй перчатке оставляем мизинец и большой палец снаружи, а остальные три продеваем в деталь головы и сшиваем вместе. После этого пришиваем зайцу глаза, чуб из бубона, вышиваем рот, и должна получитЬся кукла, как на фото:

Видео по теме статьи

Видео по созданию элементов кукольного театра:

Предлагаю вам очень быстрый и простой мастер-класс по созданию ширмы для кукольного театра из самой обыкновенной картонной коробки. Попробуйте смастерить его вместе с детьми. Уверена, что вы интересно и весело проведено это время. А после дети с удовольствием покажут для вас какой-нибудь сказочный новогодний спектакль или разыграют сценку из любимой сказки.

Для создания ширмы под кукольный театр нам потребуется:

  • Картонная коробка;
  • Акриловые матовые краски (мы использовали краплак красный, кобальт синий, синюю темную, черную и акриловую краску “металлик” – золото сусальное);
  • Пуговицы для создания замка;
  • Клей ПВА;
  • Линейка, ножницы, кисти

Берем большую картонную коробку, расправляем ее и отрезаем лишние поверхности. Оставляем центральную часть и две боковые стенки для устойчивости ширмы.

Карандашом рисуем фронтон театра, сцену и кулисы. Используя ножницы, вырезаем по контуру окно ширмы, фронтон и края боковых стенок, закругляя их.

С обратной стороны создаем объемную рамку для крепления декораций и задней стенки. Если в качестве задней стенки прикрепить белый лист ватмана можно организовать театр теней.

Красим ширму под старину, создавая эффект многослойного окрашивания. Сначала наносим основное покрытие темно-синей матовой акриловой краской. Затем спустя 15-20 мин, когда второй слой еще влажный, наносим хаотичными мазками более светлую краску, у нас это кобальт синий.

Ждем, когда краска на фасадной стороне ширмы высохнет, затем переворачиваем и с обратной стороны окрашиваем в черный цвет.

Из остатков от картонной коробки делаем декоративные элементы. Мы решили, что наш кукольный театр будут украшать луна, звезды и солнце. А боковые стенки будут закрываться. Для этого с обратной стороны ширмы мы сделаем замок-крючок. Все элементы покрываем в два слоя. Первый – темно-синей краской, второй – “сусальным золотом”.

Приклеиваем декоративные элементы клеем ПВА. Делаем замок с обратной стороны ширмы. На одну боковую стенку прикрепляем крючок, для этого используем маленькую пуговицу и нитки. На вторую – большую пуговицу для функционирования замка.

Чуть позже, при подготовке теневого спектакля, мы прикрепили к ширме дополнительную стенку с ребрами жесткости для устойчивости и крепления декораций.

Вот такая замечательная получилась у нас ширма для кукольного театра из картонной коробки!