Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » На столе забыты. Воображение и его связь с другими психическими процессами

На столе забыты. Воображение и его связь с другими психическими процессами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Внимание. Память. Воображение

1. Виды памяти в психологии

Такая психическая функция человека, как память, является особенной. Остальные функции не могут быть произведены без ее участия. Проявления памяти очень разнообразны и многогранны. Предлагаем вашему вниманию классификацию видов памяти в психологии.

Виды памяти человека в психологии

По времени сохранения материала

Кратковременная память. Материал хранится недолго, примерно около двадцати секунд, а объем элементов, который одновременно удерживается в памяти небольшой - от пяти до девяти.

Сенсорная память. Информация сохраняется на уровне рецепторов, если из хранилища рецепторного она впоследствии не переводится в иную форму хранения, то теряется безвозвратно. Время сохранения очень короткое - до одной секунды. Такая память чаще всего используется у новорожденных.

Долговременная память. Она обеспечивает продолжительную сохранность материала, время хранения и объем информации не ограничиваются. Долговременная память, в отличие от кратковременной, иначе обрабатывает полученную информацию. Долговременная память оптимально «раскладывает» информацию - это обеспечивает ее оптимальное сохранение. Такое явление называют «реминисценция», происходит увеличение объема нужного материала, а также повышается качество.

Оперативная память. Является промежуточным хранилищем между долговременной и кратковременной памятью. Сохраняет материал на определенный необходимый срок.

По характеру психической активности

Эмоциональная память. В ней сохраняются чувства и эмоции, которые пережил человек. Эти чувства побуждают или, напротив, удерживают человека от каких - либо действий, которые вызывают положительные или отрицательные эмоциональные переживания. Является самым сильным видом памяти.

Словесно-логическая память является главенствующей по отношению к остальным разновидностям памяти. При данном виде памяти человек анализирует полученный материал и выделяет логические части. Содержимое материала тщательно обрабатывается и делится на логические части.

Классификация видов памяти

Образная память. Подразделяется на вкусовую, обонятельную, осязательную, зрительную и слуховую. Особенно развита образная память у подростков и детей.

Двигательная память. Хранит информацию о движениях, а также об их системах. Является фундаментом, необходимым для формирования различных трудовых и практических навыков. У физически развитых людей, как правило, отличная двигательная память.

Механическая память. Помогает человеку запомнить содержание материала, который он по каким-то причинам не может запомнить. Человек повторяет необходимую информацию до тех пор, пока она не отложится в его головном мозге.

2. Виды и приемы воображения. Примеры

Функции воображения

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела (индийская йога).

Виды воображения

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших - в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной. Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника - фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких. Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, а ребенком особенно неосознанно. Первый такой способ - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

память воображение внимание

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) - прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д.).

Аналогия - это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином - каркас подводной лодки и т. д.

Гиперболизация - выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование - субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача - заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение - субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т.е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой), сфинкс, избушка на курьих ножках и т. д. Так, например, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке троллейбус, аэросани, аккордеон и пр.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т.е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение,

когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения - типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ преобразуется.

В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «китайца» или представителя любой другой нации. Однако, если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации и случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. В создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала - иначе было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь 2 способами: увеличив объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшив его (литола). Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, ростом «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего», со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов. Так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д.

3. Внимание. Виды и способы развития внимания

Общее понятие о внимании. Определение

Внимание обычно выражается в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней деятельности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Виды внимания

Психологи выделяют ряд видов внимания. Таковыми являются непроизвольное и произвольное внимание, природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины условно можно разделить на три группы:

1. Характер и качество раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего, его силу или интенсивность. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета.

2. Ко второй группе причин относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и, прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.

3. Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Например, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, милиционер - на неправильно припаркованную машину, архитектор - на красоту старинного здания.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается пожизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Свойства и функции внимания

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания. Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н. Ланге, равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их.

Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3-5-10 мин) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами - тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не выполняется, совмещение деятельности невозможно.

Для исследования распределения внимания используются таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два рядя беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют - на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную - в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом пользоваться в диагностических целях.

Многие психологи считают, что распределение внимания является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимание определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания - это его объем. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую информацию на части, не превышающие возможности человека. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания.

Для рецептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в оперативной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

Рассеянность

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянность: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная сосредоточенностью на каком-либо предмете. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Произвольное внимание рассеянного человека легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.

Способы тренировки и развития внимания

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Среди подобных условий можно назвать следующие.

Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:

Правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;

Своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов.

Учет дневного ритма работоспособности;

Чередование умственных и физических занятий.

Создание благоприятной рабочей обстановки:

Отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности);

Обеспечение гигиенических условий работы;

Оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);

Привычные условия работы.

Организация деятельности:

Установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);

Поставить конкретные задачи;

Определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.

Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.

Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.

Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:

Медитация (один из терминов, употребляющихся для обозначения способа переключения внимания с внешнего мира на мир внутренний). Существуют разные техники медитативного погружения: медитация на пламени свечи, на медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации.

Пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык означает “ладонь”). Ладони человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”. Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.

Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.

Активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.

1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.

3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.

4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.

5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусства.

Заключение

В своем реферате я дала понятие внимания, выделила его виды и функции, рассмотрела способы тренировки и развития внимания.

Но это не предел. Изучение психики и личности человека, познавательных процессов и способов их тренировки и развития становится все более совершенным. Психологи изобретают более новые, более современные модели для изучения этих процессов. Человек, используя эти модели, глубже познает свой внутренний мир, что позволяет открыть новые способности человека.

Список использованной литературы

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 496 с., ил.

3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. -1999. - 336 с.

4. Кузин В.С. Психология. Учебник. - 1999. - 304 с., ил.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -1997. - 688 с.

6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - 1995. - 448 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Нейрофизиологические основы памяти. Ее виды, законы и особенности развития. Сущность и функции внимания. Объем кратковременной памяти и внимания у школьников. Логический и механический способ запоминания у школьников. Рекомендации по улучшению памяти.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2009

    Понятие и виды ощущений, их физиологическая основа. Основные свойства восприятия. Сущность, функции и свойства внимания и памяти как сложных психических процессов. Виды мышления и операции мыслительной деятельности. Воображение как психический процесс.

    курс лекций , добавлен 12.02.2011

    Структура приема информации. Основные функции и свойства ощущений, их классификация. Иллюзии и виды восприятия. Теоретическая концепция внимания, его свойства. Этапы развития детского внимания. Система памяти, ее индивидуально-типологические особенности.

    презентация , добавлен 04.05.2013

    Рассмотрение и анализ внимания как психического процесса. Теории и физиологические основы внимания. Выявление физиологических особенностей и основ внимания. Основные тенденции, функции, виды и свойства внимания. Разновидности непроизвольного внимания.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2011

    Общее понятие о внимании и его причины. Функции и виды внимания. Причины, обусловливающие преднамеренное внимание. Способы развития внимания. Особенности непроизвольного внимания младших школьников. Тесты на внимание и упражнения на его тренировку.

    реферат , добавлен 31.03.2015

    Познание мира в ощущениях и восприятии. Воображение и память как познавательные процессы, их развитие в учебной деятельности. Виды памяти и виды внимания. Участие мышления в процессах познания. Роль внимания, сознательного и бессознательного в познании.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Понятие и виды внимания, его свойства и этапы развития у детей. Проблема слабости и малой устойчивости произвольного внимания младших школьников, его диагностика и исследование. Упражнения и игры, направленные на повышение концентрации и объема памяти.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Функции, свойства и виды внимания. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость).

    дипломная работа , добавлен 06.12.2006

    Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Сущность и признаки феномена синестезии. Особенности проявления закономерностей восприятия. Характерные черты и сравнение человеческой памяти и памяти компьютера. Основы и условия возникновения непроизвольного внимания. Виды и содержание воображения.

3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по психологии / Под ред А.В.Петровского. М..1987. С. 1987-201.

4. Смирнов А.А . Роль понимания и запоминания // Там же. С.388-395.

Лекция 11. Воображение.

11.1 Понятие воображения.

Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте.

В воображении преобразуются образы восприятия и памяти. Сравним эти три процесса. Если восприятие -

"Образ настоящего, образ памяти - прошлого, то воображение можно назвать трансформированным, преобразованным образом восприятия или памяти.

Сравним воображение с памятью. Воображение это преобразование образов памяти и создаете па этой основе новых образов. Основное отличие воображения от памяти заключается в ином отношении к действительности. Если функция памяти - как можно более точное сохранение результатов прошлого опыта, то функция воображения- динамическое их преобразование. Мы говорим о хорошей памяти, если человек сохраняет информацию максимально точно и полно, без ее искажения. Напротив, о богатом воображении свидетельствует максимальная трансформация образов. Однако, воображение находится в прямой зависимости от содержания опыта человека, то есть того материала, который хранится в памяти. Воображение также тесно связано с восприятием. В чем же их отличие. В восприятии отражается то, что содержится в объекте. Воображение – это отлет от восприятия, преобразование данного, создание нового, чего нет в образе восприятия. Например, в узоре на ковре или в чернильных пятнах можно увидеть и животного, и профиль человека и т. д.

Воображение также тесно связано с мышлением. Этот вопрос является дискуссионным. Некоторые психологи считают, что воображения как специфического познавательного процесса не существует, а есть творческое мышление. Другие говорят, что воображение имеет самостоятельный статус. Мы будем придерживаться второй точки зрения. Если главная функция мышления - раскрыть сущность предметов и явлений, и оно оперирует с реальным содержанием образов (например. стул - предмет, предназначенный для сидения, мебель, мел - известняк, предназначенный для писания), то воображение-это реальный мир, взятый в ином измерении, это другое предметное содержание образа (в игре детей стул -вагон, машина; мел - сахар). Отметим, что реальное содержание образа при этом не исчезает, оно существует наряду с воображаемым. Например, когда ребенок скачет на палочке, он знает, что это палочка, а не лошадь. Воображение - это не уход в мир ирреального, а преобразование действительности.

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших - в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной. Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника - фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких. Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, а ребенком особенно неосознанно. Первый такой способ - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

память воображение внимание

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) - прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д.).

Аналогия - это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином - каркас подводной лодки и т. д.

Гиперболизация - выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование - субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача - заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение - субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т.е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой), сфинкс, избушка на курьих ножках и т. д. Так, например, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке троллейбус, аэросани, аккордеон и пр.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т.е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение,

когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения - типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ преобразуется.

В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «китайца» или представителя любой другой нации. Однако, если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации и случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. В создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала - иначе было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь 2 способами: увеличив объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшив его (литола). Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, ростом «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего», со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов. Так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д.

2.3 Воображение и память

Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти.

Психологи пытались доказать, что воображение есть детерминированная деятельность, что полет фантазии совершается закономерно, они были правы и находили очень важный материал для подтверждения этой мысли. Но, наряду с этим обходили проблему возникновения новых элементов воображения. Закон Вундта гласит: впечатление, или мысль, или живое созерцание свадьбы может привести к противоположному представлению, например к представлению о вечной разлуке, о гробе; определенное представление может напомнить людям противоположное, но не постороннее положение. Иначе говоря, воображение крепко-накрепко коренится в содержании нашей памяти.

Творческое воображение, хоть оно и является в известной мере воспроизводящим воображением, как форма деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особая деятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти.

Деятельность воображения даже тогда, когда оно оперирует с прежними образами, является деятельностью, которая психически обусловлена иначе, чем деятельность памяти.

Разница между памятью и воображением заключается не в самой деятельности воображения, а в тех поводах, которые вызывают эту деятельность.

Специфика воображения состоит в переработки прошлого. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти, так как преобразует все то, что есть в ней. Иногда воображение представляют лишь одним из видов памяти. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта, так как основная функция памяти сохранить как можно точнее результаты прошлого опыта.

2.4 Воображение и мышление

Манипулируя образами, хранящимися в памяти, то есть представлениями, человек может мысленно их расчленять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими… такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение. В воображении, таким образом, сливается чувственный и отвлеченный характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать новые чувственные образы, находящиеся во внутреннем, субъективном пространстве. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в форме предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полученный результат. Именно эта особенность отличает разумную продуктивную деятельность человека от рассудочной деятельности животных. Полученные новые образы могут анализироваться с помощью дискурсивного мышления, и на основе этого анализа в них могут вноситься соответствующие изменения соответствующей их проверкой. Активное продуктивное воображение является основой творческой деятельности человека. Практическим выводом из сказанного является следующее: успех любой деятельности человека связан со степенью четкости полученного с помощью воображения представления о конечном продукте этой деятельности.

Психология мышления является одной из самых разработанных областей психологической науки. В отечественной психологии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-нибудь задачу. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом.

Это положение, объясняющее внешний характер формирования психической деятельности, наиболее полно представлено в трудах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. В работах П.Я. Гальперина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция утрачивает характер внешнего действия с предметами и производится во внешней речи, а потом «про себя», в уме. Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает обобщенный характер. Происходит специфическое сокращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип.

Развиваемые в отечественной психологии положения о том, что психические процессы возникают из внешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. В своих исследованиях И.М. Сеченов доказывал, что мысль, начинаясь с образования конкретных представлений о предмете, переходит во «внечувственную область». Другой отечественный психолог С.Л. Рубенштейн определил мышление как аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга. Открытие рефлекторной основы всех, даже элементарных, психических актов обнаруживает их процессуальную структуру. Элементарные психические процессы человека (ощущения) являются процессами в том смысле, что они протекают во времени и обладают некоторой изменчивой динамикой.

Согласно С.Л. Рубенштейну, мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать цель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемым результатом. Эти положения и легли в основу анализа различных форм патологии мышления.

В отечественной психологии преодолены представления о мышлении как о врожденном, имманентно развивающемся процессе или как об акте «сцепленных» ассоциаций. Одно из основных положений отечественных психологов о мышлении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно - исторически выработанных операций и знаний.

Точка зрения российской психологии на мышление как на деятельность, возникшую в процессе жизни индивидуума, находит свое обоснование в учении И.П. Павлова. Согласно этому учению, в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте.

Таким образом, выдвигая положение о рефлекторной природе мышления, отечественные психологи тем самым отрицают положения идеалистической эмпирической психологии, которая подходит к мышлению как к врожденной способности, как к функции, лишь количественно увеличивающейся в ходе созревания мозга.

Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Воображение выступает необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленным постижением сущности объекта и его чувственной реконструкции. Чувственное и рациональное в познании находятся в неразрывном единстве. Познание движется от чувственного к рациональному, абстрактному мышлению. При этом чувственное познание рассматривается как первая, исходная ступень, а мышление - как высший уровень знания.

Чувственное, хотя и осмысленно, представляет собой ступень познания, отличную от логического знания. Осмысленность чувственного опыта - условие формирования новых знаний. Влияние логического знания на чувственность часто имеет своим результатом образование воображения, которое выступает, как деятельность, созидающая понятия. Мышление же является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения. Воображение характеризуется как процесс преобразования образа в наглядном плане.

В отличие от расчлененности логического мышления воображение обладает динамической и синтетической структурой, причем дедукция выступает как непосредственное осмысление, воссоздание целого. Всякое общее понятие как бы “отходит” от действительности благодаря своей абстрактности, чтобы глубже ее отразить. И в этом “отлете” мышления от непосредственной данности объекта, в подготовке понятий воображение играет существенную роль.

Воображение в процессе образования понятия сохраняет свою специфику, то есть созданные воображением продукты являются ни чем иным, как переработкой отраженных реальных отношений: оно выступает в качестве дополнительного фактора в процессе образования понятий, адекватных объекту. В то же время это есть создание нового единства, новой связи, новой целостности. Воображение дает возможность “видения” этого целого, общей картины явления до того, как оно будет представлено в частностях. Следовательно, в воображении способность усматривать целое раньше его частей формирует программу дальнейшего мысленного анализа. Своеобразность составляет и экономность воображения, так как его образы никогда не копируют объекта в целом, а фиксируют лишь отдельные характерные детали, но эти детали сохраняют значимость и смысл целого. Достаточно часто оно выступает в качестве догадки, связывающего звена, охватывающего и соединяющего различные компоненты опыта в стройную, целостную картину.

В ходе практической деятельности субъект одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление, которые теснейшим образом переплетаются. Практика опосредует переход как от чувственного к рациональному, так и от логического знания к чувственному опыту. Продукты воображения - наглядные образы - вербализуются, приобретая смысловое значение.

Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте.

В воображении преобразуются образы восприятия и памяти. С.Л.Рубинштейн предлагает сравнить эти три процесса. Если восприятие — "Образ настоящего, образ памяти — прошлого, то воображение можно назвать трансформированным, преобразованным образом восприятия или памяти.

Сравним воображение с памятью. Воображение это преобразование образов памяти и создаете па этой основе новых образов. Основное отличие воображения от памяти заключается в ином отношении к действительности. Если функция памяти — как можно более точное сохранение результатов прошлого опыта, то функция воображения— динамическое их преобразование. Мы говорим о хорошей памяти, если человек сохраняет информацию максимально точно и полно, без ее искажения. Напротив, о богатом воображении свидетельствует максимальная трансформация образов. Однако, воображение находится в прямой зависимости от содержания опыта человека, то есть того материала, который хранится в памяти. Воображение также тесно связано с восприятием. В чем же их отличие. В восприятии отражается то, что содержится в объекте. Воображение - это отлет от восприятия, преобразование данного, создание нового, чего нет в образе восприятия. Например, в узоре на ковре или в чернильных пятнах можно увидеть и животного, и профиль человека и т. д..

Савина Е.А. подчеркивает, что воображение также тесно связано с мышлением. Этот вопрос является дискуссионным. Некоторые психологи считают, что воображения как специфического познавательного процесса не существует, а есть творческое мышление. Другие говорят, что воображение имеет самостоятельный статус. Мы будем придерживаться второй точки зрения. Если главная функция мышления — раскрыть сущность предметов и явлений, и оно оперирует с реальным содержанием образов (например, стул — предмет, предназначенный для сидения, мебель, мел — известняк, предназначенный для писания), то воображение—это реальный мир, взятый в ином измерении, это другое предметное содержание образа (в игре детей стул — вагон, машина; мел — сахар). Отметим, что реальное содержание образа при этом не исчезает, оно существует наряду с воображаемым. Например, когда ребенок скачет на палочке, он знает, что это палочка, а не лошадь. Воображение — это не уход в мир ирреального, а преобразование действительности.

Воображение выполняет следующие функции:

1. Познавательная - благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.

2. Функция антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того, чего еще нет в действительности.

3. Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.

4. Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.

5. Защитная функция — в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям .

Ребёнок живёт больше в воображаемом, волшебном мире, чем в реальности. Дети играют в игры, наделяя людей и игрушки воображаемыми ролями, слушают придуманные истории, верят в выдуманных героев (как грустно им бывает узнать, то Деда Мороза не существует). Начало школьной жизни - один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. Фантазии вынуждены уступить место серьезным, а иногда тоскливым и серым школьным будням. Но если у ребёнка сохраняется живой интерес ко всему новому, желание попробовать открыть это новое самому, придумать что-нибудь и для себя, и для друзей - школа надолго останется одной из наиболее ярких и увлекательных страниц жизни.

Деятельность воображения теснейшим образом связана с эмоциональной сферой личности. Связь эмоций и воображения, как отмечает Савина Е.А., двусторонняя: с одной стороны, эмоции влияют на воображении, с другой, образы воображения влияют на эмоции. Остановимся на влиянии эмоций на воображение, которое психологи описывают как закон двойного выражения чувств: любая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие данному чувству. Например, под влиянием страха наше воображение рисует картины бесчисленных опасностей. С другой стороны образы воображения могут порождать определенные эмоции. Наверняка, каждый из вас испытал однажды страх при виде брошенной одежды в темной комнате, приняв ее за человека или какое-то существо. И хотя образ, который создаст ваше воображение, будет нереальным, чувства вы будете испытывать вполне реальными. Это закон реальности чувств, закон двойного выражения чувств .

В ситуациях, когда эмоция находит свое выражение в образах фантазии, воображение ослабляет реальное проявление эмоций. Эта закономерность используется психотерапевтами с целью коррекции неврозов у детей. Например, детям предлагается нарисовать рисунок на тему: «Что мне снится страшного» или «Чего я боюсь дома».

Переживая заново отрицательные эмоции, ребенок изживает их или уменьшает их действие.

Как же создается образ воображения? Существует множество приемов создания новых образов. Остановимся на некоторых из них.

1. Прием агглютинации (склеивания, то есть создание нового путем присоединения в воображаемом образе частей или свойств разных объектов. Примерами агглютинации могут служить кентавр (человек-лошадь), образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев. Склеиваться могут любые свойства, части, в результате чего появляется причудливое порождение вымысла. На использовании агглютинации построен следующий совет, который дает Леонардо да Винчи начинающему художнику:

«Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное — пусть это будет, скажем, змея, то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».

2. Прием акцентирования некоторых сторон отражаемого предмета, явления, в результате которого преобразуется его облик. Этот прием лежит в основе шаржа, в котором соблюдается внешнее сходство с человеком, однако карикатурно подчеркнуты наиболее характерные черты. Примером акцентуации могут служить герои литературы 18 века: имена-характеристики — Скотинин, Хватайко. Акцентуация может происходит путем сравнения. Так, на основе сравнения созданы психологические портреты Анны и Вронского, Кити и Левина в «Анне Карениной» Л.Н.Толстого.

3. Прием гиперболизации, то есть увеличения величины предметов, явлений, или их отдельных частей. Ярким примером гиперболизации являются великаны, Гаргантюа и Пантагрюель Ф.Рабле. Этот прием мы находим и у Н.В.Гоголя. Помните, как хвастал Хлестаков: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. Можете представить себе, 35 тыс. одних курьеров? Каково положение, я спрашиваю?»

4. Прием преуменьшения, с помощью которого созданы образы: гномы, карлики, Дюймовочка.

5. Прием схематизации, посредством которого отдельные черты сливаются, сглаживаются, а главные выступают более отчетливо. Примером могут служить наскальные рисунки первобытных людей, различные эмблемы.

6. Прием превращения образов — оставаясь самим собой, образ, в то же время, приобретает новый вид, не соответствующий его природе. Вспомните, например, превращения в повести «Вий» Н.В.Гоголя или серию традиционных превращений в сказках: заяц -утка -щука.

7. Прием уподобления, примером которого служит метафора, то есть, оборот речи, заключающий уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения:

Выходим на простор

Степного океана.

Воз тонет в зелени,

Как челн в равнине вод.

Меж заводей цветов

В волнах травы плывет,

Минуя острова

Багряного бурьяна.

А.Мицкевич «Аккерманские степи».

Примером уподобления могут служить символы: так, лермонтовский Парус символизирует свободу, лев символизирует в сказках мужество, кошка — лукавство.

К уподоблению можно отнести и аллегорию, то есть воплощение абстрактного понятия в реальный образ или образы. Вспомните, например, картины Рембранта «Флора» и «Фауна» .

8. Прием типизации, то есть обобщения типичных черт представителей какой-либо эпохи, времени и воплощение их в одном характере: Евгений Онегин, Печорин и другие герои литературных произведений .

На уроках изобразительного искусства учитель может знакомить детей с данными приёмами. Это позволит им расширить спектр своих возможностей.

Выделяют несколько видов воображения. Прежде всего — пассивное и активное. Пассивное воображение имеет место тогда, когда воображение создает образы, которые не осуществляются и не предполагают осуществление. Пассивное воображение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное пассивное воображение выступает в форме снов, галлюцинаций, в которых комбинирование и перекомбинирование образов происходит независимо от сознания человека. Это низшие формы воображения. Если мы обратимся к сновидениям, то их интенсивность и содержание будет зависеть от физических и психологических воздействий на человека в течение дня, от внешних раздражителей, влияющих на спящего, от раздражителей, поступающих от внутренних органов.

Воображение во время сна (в сновидениях) может проявляется в совершенно невероятном комбинировании образов. Вот пример причудливого сочетания событий в сновидении одной пятнадцатилетней девушки. Она видела Екатерину II в числе участников XII Всемирного фестиваля молодежи студентов в Москве. Все дело в том, что накануне вечером она смотрела репортаж о фестивале, а все последние дни увлеченно читала роман «Фаворит» В.Пикуля. Переживания легко совместились в сновидении, преодолев временной и пространственный барьер.

Человек может также вызвать пассивное воображение преднамеренно, к нему относятся грезы , или дневные защитные фантазии . Посмотрим, какую функцию они выполняют в нашей жизни. В дневных мечтаниях человек «осуществляет» стремления, устраняет препятствия, превращает невозможное в возможное. Образы, мысли, противоречащие стремлению, тормозятся. В грезах, таким образом, находят свое решение нерешенные проблемы, неудовлетворенные желания. Фантазирование может усиливаться под влиянием внешних факторов: темнота, неподвижность, однообразный шум, тихая музыка.

Дневным мечтаниям могут благоприятствовать такие индивидуально-психологические особенности человека, как пассивность, чувство неполноценности. Склонность предаваться грезам может усилиться после разочарований в результате глубоких переживаний, горя. «Чем реже нас балует счастье, тем слаще предаваться нам предположеньям и мечтам», — писал М.Ю. Лермонтов.

Дневные грезы могут, с одной стороны, «защищать» личность от чрезмерного психического напряжения, подготовить к будущим неприятностям, изживать какие-то

стремления, влечения. С другой стороны, грезы могут стать негативным фактором поведения: опасность для человека заключается в том, что образуется привычка вместо реального удовлетворения потребностей довольствоваться их эрзац-удовлетворением в психической сфере. Фантазирование заменяет деятельность, снижает целеустремленность, приводит к пассивности, созерцательности.

Теперь охарактеризуем активное воображение . Образы активного воображения объективируются в проектах деятельности человека, оно направлено на осуществление образов. Формами активного воображения выступают воссоздающее воображение, творческое воображение и мечта.

Особым видом активного воображения является мечта . В мечте человек создает образ желаемого будущего. Мечта не дает немедленное, непосредственное претворение в продукте, она направлена на будущую деятельность. Таким образом, мечта выступает как мотив нашей деятельности.

Деление воображения на творческое и воссоздающее в определенной степени относительно, так как в каждом из них есть элементы и одного и другого.

Воссоздающее воображение — создание образов предметов и явлении на основе их словесного описания, рассказа, схемы, чертежа, модели. Особенность этой формы

воображения заключается в том, что человек создает образы, опираясь на чужой опыт. Воссоздающее воображение проявляется при чтении художественных произведений, при рассматривании карт, планов чертежей, по которым мы можем восстановить то, что на них изображено. Качество воссоздающего воображения зависит от богатства опыта человека. Если прочитать стихотворение А.Ахматовой и постараться представить то, о чем пишет автор, — эти образы и будут образами воссоздающего воображения:

Дверь полуоткрыта,

Веет липа сладко...

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый...

Шорохам внимаю.

Отчего ушел ты?

Я не понимаю.

Воссоздающее воображение позволяет нам проникнуть во внутренний мир героя, другого человека. Это происходит благодаря эмпатии — понимания другого человека на эмоциональном уровне, сопереживания ему, сочувствия. Более способные к эмпатии люди имеют, как правило, достаточно развитое воображение. Благодаря воссоздающему воображению человек дополняет своими представлениями информацию о партнере по общению он ставит себя на его место, видит мир глазами другого человека. Это дает возможность понять состояния другого, сопереживать ему. Эмпатия играет большую роль в профессии психолога, врача, писателя, педагога.

Мы с вами говорили о воссоздающем воображении, теперь рассмотрим творческое. Творческое воображение — самостоятельное создание новых и оригинальных образов, самостоятельность творческого воображения означает, что оно работает без опоры на чужой материал. Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют имеющееся в опыте других, то это объективное для данного человека, и для других людей.

Если же образы, идеи повторяют ранее созданное, но являются новыми и оригинальными для данного лица, то это будет лишь субъективно новым. Творческое воображение играет существенную роль в художественном, научном и техническом творчестве .

Детское творчество получило сейчас всеобщее признание. Устраивается много выставок и конкурсов. Не так давно широко было распространено мнение о то, что творчество изначально присуще ребёнку, что надо только не мешать ему самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и сохранить надолго творческие способности. Оказывается, если правильно подобрать соответствующие методы обучения, то дети создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их не обученные самовыражающиеся сверстники. В обучении творчеству важно дать средства той деятельности, которой ребёнок занимается. И самое главное - нужно развивать воображение. Без воображения творчество немыслимо. На уроках изобразительного искусства есть прекрасная возможность для развития воображения. Фантазия детей очень неустойчива, совершенно не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует творческое продуктивное воображение. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения - развитие его направленности . Когда учитель даёт какую-то задачу, например, сделать рисунок на определённую тему, у детей формируется способность к последовательной реализации замысла.

Литаратура:

1. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М, 1994.

2.Савина Е.А. Введение в общую психологию. - Орёл, 1998.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.- СПб, 2005.