Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Туры в тибет. Путешествие к священной горе Кайлаш (Кайлас) Дорогой паломников

Туры в тибет. Путешествие к священной горе Кайлаш (Кайлас) Дорогой паломников

Путешествие на «гору-гуру» Кайлас, пожалуй, одно из немногих духовных подвигов,
которые должен совершить на своем пути каждый ищущий Истину. Хотя бы для того,
чтобы понять одно: искать эту самую Истину стоит не где-то далеко в горах, а совсем близко, т.е. в себе истинном.

Но все же я предлагаю начать наше путешествие на величественно-мистичный Кайлас – гору высотой порядка 6700 метров, от которой берут начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала – Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали. Гору, которую в мире называют «Олимп Азии», где живут божества и святые.

Удивительный рай Поднебесной

Сегодня Кайлас стоит на территории Китая. Помните, «удивительный рай Поднебесной» находится именно на китайской земле (по версии самих китайцев). Порой даже кажется, что китайцы всерьез занялись оккупированием самых высоких и мистических вершин мира, дабы стать самой сильной нацией в мире.

Кайлас, несмотря на то, что находится казалось бы на территории гималайского кряжа, не относится к Гималаям и является горой, которая возникла сама по себе каким-то совершенно мистическим образом. Глядя на множество фотографий, складывается впечатление, что Кайлас неизменен сотни лет подряд. Идет ли снег, капает ли дождь, светит ли солнце – снег лежит на нем таким же рисунком, каким лежал всегда.

Многие говорят – это мистическое место! Но я смеюсь и отвечаю: «Безусловно, оно мистическое! Но осознать это в полной мере человек может лишь пережив свой личный мистический опыт
там…»

Первая стоянка: Лхаса или Тапопани

На Кайлас есть несколько дорог. Одна из них через «священную» Лхасу (3600 м), главной достопримечательностью которой все еще считается Дворец Потала - «царский дом», буддийский храмовый комплекс, прекрасный сад, а сегодня еще и музей. Комплекс когда-то являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до того как он, после вторжения Китая в Тибет, вынужденно покинул страну и в 1959 году получил политическое убежище в Индии (г.Дарамсала). Дворец Потала расположен на Красном холме Марпо Ри и горедливо возвышается над всей Лхасой.

Также китайкую границу для похода на Кайлас можно пересечь со стороны Татопани. Это более скучный, но дешевый вариант путешествия. В переводе Татопани означает «горячая вода» и известен своими горячими источниками, в которых можно с удовольствием
искупаться, за неимением душа в номерах отелей. Вообще Татопани – это одна большая улица, на которой расположено абсолютно все: гостиницы, рестораны, лавки со всякой всячиной, домишки жителей города, визовый отдел, полицейский участок и… где-то в конце – китайская граница. Если удастся быстро пройти паспотрный контроль и таможню, то к ночи можно добраться до следующей стоянки – небольшого, очень пыльного, с вечно строящимися домами, городка Сага.

Сага – стоянка номер два

С момента пересечения китайской границы, всем рекомендуется принимать таблетки от горной
болезни. «Горняшка» достаточно серьезная «барышня»: головная боль, тошнота, рвота, температура, недостаток кислорода, вызывающий общую слабость, не позволяют даже поднять
голову путешественникам. Тот, кто по личным соображениям не принимает таблетки вовремя, в Саге (а это высота приблизительно 4500 м), очень скоро ощущают это на своем самочувствии, кому-то даже приходится спускаться вниз.

С этого момента температура воздуха значительно понижается и вместо привычного «летнего непальского климата» подступают холода, порой достигающие минусовой температуры по ночам.

На следующий день, а лучше через два, мы движемся дальше. Иногда кажется, что горные дороги здесь намазаны маслом гхи, – так они блестят и переливаются своей идеальной текстурой
на солнце. К югу от дороги на горизонте временами появляются белые массы Больших Гималаев с восьмитысячниками Манаслу, Аннапурной и Дхаулагири. Время от времени приходится проезжать небольшие озера какого-то невероятно зелено-фиолетово-бирюзового цвета. Общая слабость и высота опустошают ум и начинает казаться, будто бы ты попал в сказку.

Озеро Манасаровар – очищение тела и ума

Пыльный, находящийся в состоянии стройки Сага, сменяет следующий городок, затем путешественников ждет перевал в 5900 м, после которого они оказываются перед прекраснейшим и волшебным озером Манасаровар.

– «Манас» – это сознание, ум, – объясняет значение слова «Манасаровар» Пайлот Бабаджи (Махайог и Святой из Индии). – «Саровар» переводится как озеро. Окунающийся в этом озере очищает свое сознание и карму. Говорят, что это первый объект, созданный Брахмой в этом мире. Совершенно неподалеку находится озеро Ракшас-Тал. Оно действует противоположно Манасаровару. Тот, кто совершает омовение в нем, становится обладателем демонической природы. Можно сказать, что два озера – олицетворение мертвой и живой воды и энергии.

С этой точки открываются прекрасные пейзажи и вид на Кайлас, который своей божественной
природой освещает все окружающее пространство, завораживает и останавливает ум вовсе.
Яркое, обжигающее солнце и холодный, пронизывающий ветер становятся невидимыми и немногословными свидетелями путешествия.

Обязательно совершите омовение в озере. Ледяная вода и ветер, пробирающий до костей не дадут вам долгое время пребывать в «озере мудрости», но после омовения чувствовать себя вы будете счастливыми, благословленными и чистыми.

Там же на Манасароваре есть две достопримечательности. Первая – это монастырь Святого Муни Падмасамбхавы – красивое строение горделиво расположенное на отвесной скале возле Манасаровара, с крыши которого можно увидеть Кайлас во всей красе.

Этот монастырь называют еще “чиу”, что в переводе означает “птичий”. Считается, что его построили еще до появления в нем Падмасамбхавы (приблизительно 1200 лет назад). После коры вокруг Кайласа, Падмасамбхава увидел над собой кружащуюся птицу и пошел вслед за ней. Она и привела его в монастырь, где он провел многие годы тапасьи. В пещере Падмасамбхавы можно увидеть отпечаток стопы Муни и его жены, несмотря на то, что у него их было две.Между отпечатками священных стоп стоит яйцо дракона, символизирующее жемчужину мудрости, рождающуюся в священном озере Манасаровар.

Высота здесь также около 4500 м и нехватка воздуха иногда очень ощутима. Особенно, когда поднимаешься к заветному монастырю, чтобы погрузиться в раздумья или медитацию. Тибетские паломники очень часто посещают это место. И это не удивительно – ведь присутствие великого Муни ощущается там и по сей день.

Четвертая стоянка: Дарчен (4800м)

В Дарчене можно ощутить полный привкус предстоящего путешествия – ведь город находится прямо у подножия горы Кайлас. Еще одна ночь и путешествие к себе начнется. Мысли здесь практически не беспокоят тебя. Разве что откликаются на естественный страх организма – смерть. В этом пространстве ты чаще, чем когда-либо начинаешь задумываться о непостоянстве этой жизни.

Кора. День первый: Ложка воды

Есть притча о том, как ученикам было сказано перенести ложку, наполненную водой, на другую сторону реки, да так, чтобы не расплескать ее. И вот шел каждый из них, внимательно наблюдая за тем, чтобы ни одна капля не упала на землю, боясь оступиться и разлить воду. И лишь один из них успевал смотреть по сторонам и наслаждаться великолепием этого мира! Вот и путешествие на Кайлас во многом повторяет эту историю.

Первый день пути по сути несложный и недлинный. Справа от дороги время от времени показывается пик Кайласа и порой желание «взлететь» овладевает сознанием! Блаженство и радость разливаются по телу и кажется будто бы ты растворяешься в безграничном пространстве силы и любви и все святые гималайских вершин и Кайласа благословляют тебя в пути. Река Ла Чу практически все время находится в поле зрения вашего пешего путешествия. Проходя все далее на юг, пред взором открывается западное ребро Кайласа и так называемая гора Гуру Римпоче.

Именно на слиянии трех притоков Ла Чу стоит храм Дирапук – храм рога самки яка, символизирующий божество ваджры. По легенде лама Гурва Готтсанг Па из Бутана, во время коры следовал вслед за ячихой и открыл путь через перевал Долма Ла, по которому сейчас и следуют все паломники.

Дирапук – небольшой монастырь, который был пристроен к пещере, где когда-то медитировал великий йог Миларепа. Вокруг Монастыря расположено множество ступ, красиво наряженных в цветные флаги, с развивающимися на ветру мантрами. Напротив монастыря во всей своей непревзойденной красе видна северная стена Кайласа. Обычно гиды несутся вперед и не задерживаются здесь более, чем на один день, но если вам все-таки удастся убедить их остаться еще на одну ночевку, вы сможете совершить небольшое путешествие и даже дотронуться до Кайласа рукой. Святые, правда, говорят, что это не совсем правильно, так как даже Эрнст Мулдашев, дотронувшись до священной горы, получил сильный ожег, ибо не имел благословения свыше на это. Но вы можете рискнуть!

День второй: Перевал Дорма Ла 56 30 м (18 км и 9 часов пути)

И вот мы поднимаемся на первый перевал… Достигая первой вершины, так хочется выдохнуть и упаст… Но поднимая голову вверх, ты видишь следующий перевал, более крутой и высокий. Высота уже за 5000м и дышится все тяжелее и тяжелее.

По пути до третьего перевала мы проходим символическое кладбище Шивацал (5120 м), где паломники оставляют свои одежды или личные предметы в знак окончания прошлого периода своей жизни с надеждой на новую добрую жизнь. Преодолев перевал Зеленой Тары, нам открывается Священное озеро Гаурикунд и Топор Кармы. Далее мы спускаемся к монастырю Зутул Пук (4630 м). Здесь находятся самые важные медитационные пещеры Миларепы, где Великий Учитель размышлял о полете на Кайлас.

Ты стоишь перед открывающимся видом в оцепенении… Озираешься по сторонам, стараясь не расплескать воду в ложке! Шива, Шива, о Шива! Твои божественные шутки становятся прекрасным показателем ЭГО и в голове неожиданно появляется вопрос: «Что я здесь делаю?»

К слову «Дорма Ла» – это одно из имен тантрической богини Тары, богини-заступницы, родившейся из слезы Будды сострадания. Здеась, на высоте 5630 м паломники празднуют свой подъем, развешивают флаги, совершают пуджи, жгут благовония и молятся о новой жизни, наполненной счастьем и радостью.

Считается, что даже если вы не осознанно совершили это путешествие, переходя перевал, все ваши ошибки остаются в прошлом и вы начинаете свою жизнь с чистого листа.

Спуск дается легче, чем подъем. Далее вас ждет небольшой отдых в придорожном кафе и еще несколько часов пешей прогулки, но на этот раз по ровной, красивой дороге со всех сторон окруженной красивыми горными хребтами. Кайласа уже не видно, но его свет раздается из самой глубины души.

День третий: дорога домой

Спуск длиться всего несколько часов пути или 15 км. Нет никакой усталости и, кажется, тебя несет на руках сам ветер. Дорога лежит по живописной долине Баркха, разливающейся в свете солнечного дня. Отсюда виднеется озеро Ракшас-Тал. Купаясь в невидимых энергиях блаженства, ты сейчас только начинаешь понимать, что путь в 47 км на высоте более 5500м пройден и ты СДЕЛАЛ ЭТО. Возвращение в Дарчен и переезд к Священному Живому озеру Манасаровар приносит радость.

Самое время принять горячие ванны в природных лечебных источниках Чу, которые «держат» местные жители. И лежа в теплой воде ощутить все прелести земного бытия и осознать, что и это игра твоего воображения, которая скоро закончится… Но это тоже только начало великого пути великой души!
Ом Тат Сат!

Помимо обители Шивы или Будды, на вершине Кайласа расположен вход в таинственную страну Шамбалу. Если обойти гору один раз по часовой стрелке, можно получить отпущение грехов. (В полнолуние один раз считается за три). Обойдя ее 13 раз, ты больше не попадёшь в Ад в течение пятисот последующих рождений и получишь благословение на совершение внутренней коры.Сделав это 108 раз, вырвешься из круга перерождений и достигнешь просветления Будды.

Духовные туры в Индию, Непал, Тибет, Шри Ланку, Бали.

Каждое путешествие – это целая история в вашей жизни, во время которой вы не просто
знакомитесь с местными достопримечательностями и духовными памятниками, но и познаете свое истиное Я и предназначение.

С вами лучшие преподаватели «Академии гималайской йоги и реализации человека»

Самая священная гора Тибета – Кайлас – находится на западе страны на высоте 6714 м. Уникальность Кайласа состоит в его священности для 4-х религий – буддизма, джайнизма, бон и индуизма. Туры на Кайлас совершаются паломниками и туристами со всего мира для совершения ритуального обхода горы (коры). Общая длина пути 53 км (2-4 дня). Все верят, что 1 обход избавляет от всех грехов.

Трек к Кайласу требует подготовки и снаряжения. Добраться до горы Кайлас можно из Лхасы на джипе с опытными сопровождающими в течение недели, посещая по дороге монастыри и живописные места. Поездка на Кайлас носит паломнический характер, поэтому просто для любопытства не подходит, так как это место очень сильное по энергетике. Чтобы обход вокруг горы Кайлас был законченным, необходимо первоначально совершить кору вокруг озера Манасаровар поэтому рекомендуем созерцать гору Кайлас на рассвете и на закате, в полнолуние и днем, в солнце и дождь, в любое время года.

Кора вокруг горы Кайлас

В 100 км от Кайласа можно посмотреть руины древнего пещерной столицы Кьюнг-Лунг древнего государства Шанг-Шунг, владевший третью территории Тибета. Предполагается, что именно в этом месте впервые зародилась религия бон. В 1 дне езды от Кайласа сохранились развалины древнего королевства Гуге, который был известен как пересечение торговых путей с Индией. Сейчас здесь остался монастырь Тхолинга 10 в., раньше игравший важную роль в Тибете. В 1966 г. китайская армия при захвате практически его разрушила. Многие туристы главной целью ставят прохождение коры вокруг горы Кайлас. В идеале под полнолуние подгадать для усиления эффекта!

Второе важное место в этом месте – руины Царапанга, расположенного на склоне хребта. От монастыря к пещерам ведет тропа, где жили монахи. Оттуда открывается завораживающий вид на Гималаи. Рядом с Царапангом находится пещерный город Дунгкар, где хранятся самые древние изображения Будды. Сразу четыре религии: буддизм, индуизм, джайнизм и религия Бон-По считает гору Кайлас священной. Ежегодно поездку на Кайлас совершаю большое количество паломников. Считается, что сам факт нахождения возле этой горы приводит к очищению кармы, поэтому к этой горе стремятся попасть не только сторонники указанных религий, но и обычные туристы.

Обход вокруг Кайлас

Когда перед вами открывается вид на гору Кайлас в Тибете, то уже по ее внешнему виду начинаешь понимать, что перед вами не совсем обычная гора. Все дело в том, что она имеет очень правильную пирамидальную форму, из-за чего создается ощущение, что перед вами гигантская пирамида, хотя на самом деле это не так. Кайлас, это объект природного происхождения, но именно из-за этого создается ощущения его сверхъестественности. Грани, которые присутствуют на горе, четко сориентированы по сторонам света, а на южном склоне имеются трещины, которые в сочетании друг с другом образуют свастику. После созерцания подобных природных аномалий горы Кайлас в Тибете невольно начинаешь верить в чудеса и мистику.

Более того, современные исследования показали, что Кайлас, это гора, которая поднялась со дна древнего океана раньше, чем возник горный хребет, который мы называем Тибетом. То есть вначале появился Кайлас и спустя тысячелетия вокруг него образовался горный хребет. То есть предполагают посещение объекта природного происхождения, который возможно является самым древним на нашей планете.

Паломнический тур на Кайлас

У азиатских народов принято считать, что на вершине Кайласа живет бог Шива. Учитывая тот факт, что данная гора является самой древней или одной из самых древних на Земле, то в это утверждение хочется верить тем более что никто и никогда не поднимался на вершину этой горы. По различным причинам исследователи ни разу не доходили до вершины и местные легенды объясняют это тем, что никто не имеет права смотреть на бога, поэтому бог никого на вершину не пускает. Но, паломники едут к Кайлас кора не для того, чтобы покорить его вершину, а для того, чтобы очистить свою карму.

Что необходимо предпринять для того, чтобы очистить свою карму? Здесь все с одной стороны и просто и сложно. Для очистки кармы достаточно с чистыми помыслами, читая мантры пройти вокруг горы, но сделать это не просто. Все дело в том, что гору опоясывают два круга, внешний и внутренний. Внешний круг имеет протяженность 53 километра, то есть вам следует пройти все эти километры для того, чтобы ваша кармана стало немного чище. Но, если вы хотите полностью очистить свою карму, то одного прохода вокруг горы будет недостаточно. Вам придется пройти по внешнему кругу двенадцать раз, после чего вы получите право на прохождение внутреннего, тринадцатого круга. Так как внутренний круг находится ближе к вершине и, следовательно, к богу, то в результате вы получите не только прощение всех своих грехов, но и благословение на свои последующие поступки. Для многих верующих, это очень много значит.

Экскурсионные туры на Кайлас

Существует немало легенд говорящих о том, что человек, совершивший кору вокруг горы Кайлас (прохождение 13 кругов). Избавляется от всех своих болезней и становится нетленным, то есть его тело после смерти не разлагалось. Стоит отметить, что по поводу нетленности легенда не врет, существует немало подобных примеров. Поэтому есть все основания полагать, что и другие легенды связанные с горой Кайлас не являются вымыслом. Если вы собираетесь пройти по маршруту коры, то есть пройти все 13 кругов вокруг горы, то планируйте, что вам придется это делать в течении 15 дней. При этом желательно, чтобы вы после прохождения каждого круга ночевали не в респектабельном отеле. Закаляли свой дух и волю, ночуя вместе с обычными монахами, это вполне допускается. Чтобы восхититься красотой горы Кайлас достаточно быть на расстоянии, чтобы увидеть форму, образующую шпиль “крыши мира”. От Кайласа расходятся самые мощные реки Брахмапутра, Инд, Карнали и Сатледж.

Древние рукописи говорят, что все реки вытекают из Манасаровара и 7 раз опоясывают священную землю. Соседнее озеро с Манасароваром – Ракшас Тал (демон) пользуется меньшей популярностью. По каналу, соединяемому 2 озера, тибетцы определяют судьбу Тибета. Кора вокруг Кайласа оставляет очень сильные впечатления и рассчитан с момента прилета/вылета минимум на 17 дней. Компания “Эден тур” периодически собирает группы к горе Кайлас с обязательным посещением озера Манасаровар. Уточняйте у менеджеров компании точные даты заезда. Также есть возможность организации индивидуальных туров на Кайлас по Вашим пожеланиям – позвоните или напишите нам!

Мы предлагаем регулярные групповые туры в Тибет с профессиональными в Тибете. Помимо русского гида-переводчика, все группы также сопровождаются опытными тибетскими англоязычными гидами. Таким образом, у вас будет уникальная возможность путешествия по Тибету в надежной и сплоченной команде из двух гидов. Тибетский гид покажет вам настоящий “Тибет Изнутри”, а ваш русский гид не только избавит вас от языкового барьера, но и поделится знаниями о тибетском буддизме, истории и культуре Тибета. Мы не работаем с китайскими гидами, которые кое-как говорят на русском языке, из-за низкого качества их сервиса. Приглашаем вас присоединиться в путешествие в Тибет с нашей сплоченной командой туроператора SnowLion Tours.

    Три заезда на выбор:


    16 дней/15 ночей в Тибете

    Три заезда на выбор:
    1. Китай: на самолете из Китая (г. Пекин, Гуанчжоу, Чэнду) в Лхасу
    2. Китай: на поезде из любого города Китая в Лхасу
    3. Непал: на самолете из Катманду в Лхасу

    18 дней/17 ночей в Тибете

    Три заезда на выбор:
    1. Китай: на самолете из Китая (г. Пекин, Гуанчжоу, Чэнду) в Лхасу
    2. Китай: на поезде из любого города Китая в Лхасу
    3. Непал: на самолете из Катманду в Лхасу

    17 дней/16 ночей в Тибете

    Три заезда на выбор:
    1. Китай: на самолете из Китая (г. Пекин, Гуанчжоу, Чэнду) в Лхасу
    2. Китай: на поезде из любого города Китая в Лхасу
    3. Непал: на самолете из Катманду в Лхасу

    13 дней/12 ночей в Тибете

    Лхаса, Фестиваль тибетского йогурта Щотон, все значимые места Падмасамбхавы в Центральном Тибете, ретритные комплексы и пещеры

Паломничество в Тибет в Лхасу и к горе Кайлас связано не только с преодолением географических барьеров, но и политических. Это, можно сказать, первый этап отбора тех, кому по-настоящему хочется попасть в это место. Хороши такие поездки коллективом, так как можно задерживаться в понравившемся месте и уединяться для медитации.

Поездка на Кайлас - это особый тур . У любого человека своя цель, в большинстве случаев это слишком личное, чтобы рассказывать кому-то ещё. Но общая цель у всех паломников - принести пользу миру при помощи совершенствования своего сердца и души. В таких местах силы начинают обостряться все эмоции: как положительные, так и отрицательные. Места Силы могут дать людям не только энергию, но и затянуть, погрузить в себя. Именно по этой причине поездка, настрой группы и работа с Местом крайне важны.

Главные плюсы путешествия по Тибету

  1. Можно совершить кору (обход) вокруг Кайласа, духовно очищаясь.
  2. Познакомиться с древней религией мира.
  3. Осознать и улучшить общую карму.
  4. Поговорить с буддистами, жителями Тибета и монахами.
  5. Посетить храмы, которые сравнимы по размерам с городом.
  6. Побывать в местах, которые наиболее приближены к небесам.

Почти каждый год Тибет закрывается с пришествием февраля , а также в марте (в 1959 году в марте здесь часто происходили Тибетские восстания), кроме этого, дата подъёма шлагбаума в апреле точно не может быть известна заранее. Это очень сильно влияет на процесс организации поездок в Тибет на майские праздники, так как процесс оформления пермитов (специальных разрешений) для въезда в Тибет занимает много времени, а покупать билет на самолёт и бронировать номер в гостинице нужно заранее и оплачивать задолго до поездки.

Кроме указанных месяцев года, в некоторых случаях Тибет закрывается и в другое время года без особых на это оснований, и туристов об этом не предупреждают. При всём этом, если у вас уже есть готовый пермит в Тибет, то он, как правило, может позволить вам совершить поездку по этому маршруту, даже если он закрыт для посещения.

Попасть на территорию Тибета можно, проехав через Китай или же через Непал, при всём этом процедура оформления документов на въезд на территорию страны в обоих случаях будет различаться. До этого времени к Кайласу также продвигались разные паломники из самой вверх по Инду - к примеру, экспедиция Рериха, но по причине политических ситуаций в настоящее время такой возможности нет и в ближайшем будущем не будет.

В любом случае, в тот момент, когда вы продвигаетесь по Китаю, с самого начала вам стоит получить , отправить её копию принимающей фирме на территории Тибета, а там уже после предварительной проверки органами безопасности страны произойдёт соответствующий групповой пермит. Такой оригинал пермита будет отослан с сургучной печатью специальной курьерской почтой в порт вашего въезда на территорию страны. Именно здесь вы и сможете получить пермит от представителя принимающей стороны.

Без наличия пермита вас попросту не смогут допустить к посадке на данный рейс либо в поезд, который отправляется в Лхасу. У такой бюрократии есть и свои заметные минусы: в некоторых случаях порядок выдачи специальной визы и пермита изменяется, особенно часто такое может происходить в консульствах , которые располагаются в Петербурге. Но эту проблему можно решить, если наладить контакт с партнёрами из Тибета. Главным достоинством является то, что можно ехать в Лхасу буквально сразу по прилёте на территорию Китая, если, конечно же, позволяет это сделать стыковка.

Минимум за две недели до осуществления выезда стоит послать принимающей стороне все копии ваших паспортов. Именно при помощи их в Лхасе будет готовиться тибетский пермит, который будет заранее отдан КНР в .

После того как вы прибудете на территорию этой страны, вы сразу же получите визу Непала в аэропорту (стоимость начинается от 25 долларов и зависит от срока пребывания на территории страны, что будет определяться маршрутом). Далее отдаёте через фирму свои паспорта на территорию посольства, а на следующий день (важно, чтобы он был рабочим) получаете свой документ назад уже с готовыми визами. Посольство принимает и выдаёт свои документы каждый понедельник, среду, а также пятницу с девяти часов и до двенадцати. Именно по этой причине стоит заранее распланировать время своего приезда в страну.

Сегодня на территорию Кайласа можно прибыть, воспользовавшись несколькими маршрутами.

Прибытие в страну через Китай, паломничество на Кайлас

Через Непал (Катманду)

Обратно можно добираться, используя для этого сразу несколько вариантов:

Особенности маршрута

Тибетское плато обладает средней высотой около 4500 метров , высота Лхасы в центре города доходит до 3 600 метров, а на коре поблизости с Кайласом можно найти перевал Дрома-ла, который обладает высотой около 5600 метров (это примерная высота Эльбруса). Именно по этой причине главный вопрос для путешественника в Тибете - это правильная и постепенная акклиматизация к условиям высоты. Без такой акклиматизации тому, кто привык приживать на территории низины, на высоте станет не просто плохо, а потребуется срочная медицинская помощь и транспортировка для спасения жизни.

Активная акклиматизация -это самый эффективный способ. Если вы просто находитесь в транспорте, который совершает подъём на большую высоту, то это будет равняться тому, что вы нырнёте в воду без акваланга. Как долго ваш организм сможет терпеть? Именно по этой причине следует двигаться при любой возможности, но при этом не сильно увлекаясь, так как таким методом можно быстро сбить ритм сердцебиения, а также нормальное дыхание.

Именно в этом месте и расположено одно из чудес света - это Потала, которая раньше был зимним дворцом самого Далай-Ламы, и древний и священный храм для буддистов в Тибете - Джокханг (VII век).

Перелёт

Перелёт в Лхасу значительно экономит время , а также позволяет в рамках тура провести в столице Тибета больше времени. Путешествие в Лхасу с использованием поезда по недавно достроенной китайцами железной дороге из Пекина длится около двух дней (45 часов). Если рассматривать особенности маршрутов, то такое путешествие даёт возможность рассмотреть более подробно Китай, осмотреть инженерные сооружения и строительство, но при этом самые сложные тоннели в высоких горах проезжаются именно в ночное время.

С помощью железной дороги с 2014 года можно добраться даже до Шигадзе. Но в это время вы не сможете увидеть Гьянцзы и Шалу, которые, конечно же, стоят внимания путешественника, ко всему прочему, вы акклиматизируетесь намного хуже, так как ускорите продвижение к Кайласу на целый день. Теоретически на обратном пути для разнообразия можно пересесть в Шигадзе из автотранспорта на поезд для того, чтобы оценить инженерию и постройки китайских рабочих. Но за такое придётся заплатить дополнительные деньги, так как автомобиль с вашими вещами всё равно должен будет вернуться в Лхасу по параллельной дороге.

Заезд по территории Лхасы (как из Китая, так и из Непала) даёт туристу возможность познакомиться с великой столицей Тибета. В это время на протяжении двух-трёх дней и происходит процесс более эффективной акклиматизации, так как туристу приходится ходить по различным храмам, а также взбираться на откосы Поталы.

При въезде на территорию страны через Непал процедура с различными бумагами проходит намного легче, но при этом требует прибытия в Катманду за 2−3 дня до продолжения своего маршрута в Тибет. Именно по этой причине путешественнику стоит проезжать именно через территорию Непала.

(разрешение на въезд): лететь до Пекина, затем в Лхасу и дальше ехать уже на джипах.
Весь путь строго расписан по дням. Всюду блокпосты, тщательная проверка. Обычно группу сопровождает китайский офицер, но нам повезло: наш гид имел разрешение не только от Тибета, но и от китайских властей, и поэтому мы ехали без надзирателя.

Готовясь к путешествию в Тибет, я узнавал, как справляться с горной болезнью, какие асаны помогают лучше всего, ведь со мной в поездку собирались ученики. Спрашивал у Лойс Штайнберг, ученицы Айенгара, крупнейшего специалиста по йоготерапии. Она сказала, что лучше вообще ничего не делать или только те асаны, что способствуют улучшению состояния в коленях. Татьяна Толочкова, один из главных русских авторитетов в йоге Айенгара, посоветовала Халасану - после нее дышать становится легче. Другой опытный преподаватель мне говорил, что на такой высоте нельзя ничего сложного давать: убьешь людей, убьешь себя.

В Лхасе мы почти все почувствовали себя плохо: головная боль, тошнота. Лекарств я принимать не собирался, потому что трудности, сопряженные с обходом Кайласа, - это не что иное, как чистка кармы, и чем больше тебе достается, тем больше грехов ты с себя стираешь. Поэтому использовать какие-то препараты - это попытка обмануть себя.

Испытав целительное действие некоторых асан на себе, я давал полноценные занятия, а потом добавил даже стойку на голове, руках и предплечьях. просто идеально помогала. Проходила голова, исчезала тошнота. Делали также простые виды пранаямы, в основном лежа. Было заметно, что те, кто не отказывался от йоги, болели гораздо меньше тех, кто так и не смог встать. Мы занимались на крыше отеля - не самое чистое место и не самое ровное. Температура была около нуля, все были в теплой одежде. Я просил всех мысленно отдавать избыток своих сил тем, кто так и не смог заставить себя встать. Как потом выяснилось, им в это время становилось легче, хотя они ничего не знали о нашем участии.

Лхасу мы осматривали три дня. Заходили в храмы, монастыри. Мы знали, что в монастыре Сэра всегда интенсивная духовная , там живут сотни монахов, которые, сидя на площади, ведут дискуссии, беседуют с учениками. Теперь словно вымер. Монахов почти не видно. Мы встретили не больше 15-20. Куда исчезли остальные, что вообще там творилось весной? Об этом все молчат. После событий этой весны жизнь словно схлынула. В храмах и на улицах Сэра следы запустения и осквернения. Вокруг действующих монастырей солдаты с автоматами.
Из Лхасы мы уезжали с тяжелым сердцем.
От Лхасы через Шигадзе, второй по величине город в Тибете, до Кайласа мы добирались на джипах пять дней. Ночевали в милых, скромных гестхаусах.
Подъехали к перевалу, за которым должен был открыться Кайлас. И он появился - почти не скрытый облаками. Он поздоровался с нами. Я и еще несколько человек бросились делать простирание Кайласу. Через несколько минут он скрылся в облаках.

Мы снова двинулись и тут заметили облако, очертаниями напоминавшее слона. Я успел его сфотографировать. Правда, поздно спохватился, из машины никак не мог поймать уровень горизонта, изображение получилось немного размытым. Но все равно видно: это слон идет по земле. А что такое слон? Это Ганеша, сын бога Шивы и его жены Парвати. Ганеша - покровитель учеников и путешественников. Но у него есть и другая функция - он мешает грешникам добраться до священной горы. После обхода вокруг Кайласа все грехи стираются; желающих, однако, слишком много, и Ганеша отбирает только достойных. Своим появлением в облике слона Ганеша нас приветствовал. Но приготовил нам испытания.
У священного озера Манасаровар мы совершили ритуальное омовение, хотя было холодно. Даже омывали только руки и ноги.

Кайлас открывается для коры (кора, или парикрама, - это обход вокруг священного места) всего два раза в год: в конце апреля - мае и в конце августа - сентябре. В остальное время кору пройти невозможно. Зимой и осенью все тонет в снегу. Летом ливни. Весной сходят лавины. Так что путь открыт только около трех месяцев в году. Мы отправились в Тибет в 20-х числах сентября, то есть под самый конец сезона. Специально поехали так поздно - хотели пройти кору 29-го, в новолуние. Считается, что в новолуние и полнолуние энергетика этого места особенно сильная.
Ехавшие нам навстречу рассказывали, что тропа закрыта: выпал снег, группы не идут - большой риск. Мы были обескуражены.
Однако первые, кого мы увидели в Дарчене - лагере, от которого начинается кора, были два австрийца, крепкие молодые парни, велосипедисты. Они только что завершили кору. Причем не за три дня, как большинство ходит, а за два. Почти никто не решался идти, но они рискнули - и у них это получилось. Мы взбодрились: значит, и мы пройдем. Наверное, каждый боялся, что домой может не вернуться, но виду никто не показывал.

Обычно группы, проходящие кору, берут яков, на которых везут поклажу - рюкзаки, спальники. Тибетские яки напоминают динозавров - с огромными рогами, но очень пугливые. Однако тибетцы в Дарчене нам сказали, что яков брать нельзя: когда снег, они проваливаются между камней на спуске, ломают ноги. И мы наняли четырех проводников-шерпов. Одним из них была красивейшая девушка, хрупкая, с прекрасным лицом.
Обычно делится на три отрезка. В первый день проходят 20 км, во второй - 23, в третий - 10. Всего 53 км.

Итак, первый день. Предстояло пройти 20 км, ночевка в небольшом гестхаусе у северной стены Кайласа. Долго шли вдоль западной стороны горы. Сначала по камням, так что идти было нетрудно. Потом по снегу. Под конец дня шли уже по сугробам.
Нам несколько раз встречались группы, которые решили вернуться: они поняли, что у них нет сил и решимости идти дальше. Голландская пара, совершенно измученная, сказала нам, что пойти сюда была самая большая глупость в их жизни.
В какой-то момент над нами начала кружить огромная птица, прилетевшая со стороны Кайласа, - туловище не меньше человеческого, с гигантским размахом коричнево-белых крыльев. Птица покружила над нами и полетела обратно. Эти питаются человеческими останками с кладбища, которое расположено неподалеку. В Тибете в земле не хоронят, потому что почвы мало, в основном , и не сжигают, потому что для этого нужны дрова. Трупы разрубают и оставляют на скале, где их склевывают птицы. Кладбище не пустует: одни специально приезжают сюда, чтобы отойти в мир иной в священном месте; некоторые умирают во время коры - кто-то плохо экипирован, кто-то не выдерживает пути. Судя по упитанности, птичкам всегда есть что поклевать.
Странно, но я не чувствовал усталости. Вообще не понимал, откуда она здесь может взяться. Смотришь на Кайлас - и сил прибавляется. Я никогда прежде не поднимался в горы. Меня все пугали, что будет очень тяжело. Но здесь словно включилась дополнительная батарея. Я бежал впереди всех. Вошел в ритм: шаг правой - вдох, шаг левой - выдох.

Наконец дошли до гестхауса. Австрийские велосипедисты нам советовали: когда придете в первый день на ночлег, попробуйте подняться еще немного в гору, это самая близкая к Кайласу точка на протяжении всей коры. Желающих еще куда-то карабкаться не оказалось, я пошел один. Действительно, с этой точки Кайлас был виден лучше всего. Отсюда он самый красивый: северная стена почти вертикальная и сверху огромная снежная шапка.
Я смотрел на Кайлас и понимал, что ничего подобного я в жизни еще не чувствовал. Обычно в природе встречаются вещи двоякого рода. Они или неподвижные, статичные, словно спящие, или движущиеся, динамичные. Сила в них не дремлет, она проявлена. В Кайласе соединяется и то и другое. Эта мощь одновременно и потенциальная, и явленная. Вот она, ты чувствуешь эту направленную на тебя силу. Она вроде бы внутри тебя и вроде идет оттуда. Стоит недвижимая мощь перед тобой, и ты чувствуешь силу внутри, и ее присутствие заставляет тебя что-то делать, идти дальше и помогать идти другим.
Вечером шерпы объявили нам, что дальше не пойдут - не хотят погибать вместе с нами. Мы предложили двойную плату. Но они не соглашались ни за какие . Утром мы отдали им все наши вещи, спальные мешки, и они пошли назад, обратно в Дарчен, а мы продолжили путь без них.

Второй день - самый тяжелый. Дорога идет почти все время в гору. Камни покрыты снегом, и поскользнуться, провалиться между ними, упасть в ущелье ничего не стоит. Это случилось с нашим гидом. Я был рядом, подхватил его за рюкзак и помог выбраться. Тибетец сразу пошел дальше, а мне потребовался продолжительный .
Вот наконец перевал Дролма-Ла. Это высшая точка пути, 5626 метров. Забравшись туда, я сидел и ждал, когда появятся мои спутники. Их не было долго, и я уже начал думать, что они повернули обратно.
Подошла собака. Нас предупреждали, что здесь очень опасны. Но это ночью. А днем они ведут себя мирно, крутятся рядом, просят еды. Я угостил ее печеньем. Потом подлетели вороны, поклевали крошки.
Подошел -непалец - как выяснилось, тоже преподаватель йоги. Он объяснил мне, что мы находимся на самой высокой точке коры, которая символизирует точку бинди - ту, что рисуют на лбу. Это точка перехода к новой жизни.
Через час появился первый человек из нашей группы, еще через полтора часа - последний. Когда становилось совсем тяжело, каждый открывал для себя что-то свое: читали мантры, православные молитвы, использовали холотропное дыхание.
Все это помогало преодолеть самый тяжелый подъем.
Считается, что после этой точки, переломной, дорога гораздо легче: все время под гору. Но снег был глубокий, и облегчения мы не чувствовали. Теперь мы шли вдоль восточной стены, она самая узкая, и ее почти не видно: горы мешают. стало садиться. Наши силы таяли. Уже должен появиться гестхаус, но его все нет. А если мы его уже прошли, не заметив? Впереди нас ждала ночь без спальных мешков. Может, имеет смысл двигаться дальше и, пройдя вдоль южной стены Кайласа еще 10 км, дойти до Дарчена?

Но вот все-таки гестхаус. Ночь мы провели под тибетскими одеялами. Накрыться ими с головой не получается: они очень грязные, а стягиваешь - начинаешь мерзнуть. Я промучился пять минут и все же накрылся. Проснулся уже утром.
Следующий день, оставшиеся 10 км, - уже легкая прогулка. Все чувствовали себя героями. Сил заметно прибавилось. Добрались до Дарчена. На следующий день поехали в Тиртхапури, там находятся горячие источники, где, по преданию, Шива познал Парвати. Омыв ноги в их священной воде, мы окончательно пришли в себя.

…Считается, что, если кору пройти 108 раз, тебе обеспечена нирвана при жизни. Но есть другой способ: пройдя кору 12 раз, предпринять еще одну кору, ее называют внутренней, которая проходит гораздо ближе к Кайласу. Правда, она еще выше и тяжелее. Попытаемся.