Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » У син - пять направлений движения ци. Теория У-Син (пяти Первоэлементов) У син связь органов

У син - пять направлений движения ци. Теория У-Син (пяти Первоэлементов) У син связь органов

Учение о первоэлементах (началах, стихиях) является общим для всех древних культур. Например, по Аристотелю Космос составлен из Земли, Воды, Воздуха, Огня и Эфира; китайская классическая философия рассматривает Землю, Воду, Огонь, Дерево и Металл (следует отметить, что Земля здесь - это не космическое тело и не противоположность Небу, а почва, грунт). Подобные учения существовали в Индии, Египте, и, по-видимому, во всех культурах на определенной стадии развития.

Китайское учение У СИН, развившееся одновременно со школой ИНЬ и ЯН, отличается от аналогичных учений других культур не столько самими элементами, сколько смыслом их объединения: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода не являются первичными частицами ("атомами"), не являются они и стихиями, то есть действующими силами природы, порождающими все сущее. Иероглиф  (СИН), означающий "движение", имеет и совсем другое прочтение - "ХАН", переводящееся уже как "ряд", "шеренга" или же "строка иероглифов". По видимому, "У СИН" / "У ХАН" должно переводиться и как "пять элементов" или "пять стихий", и как "пять классов", "пять тенденций", что, кстати, вполне соответствует синтетической традиции китайской классической философии. Иногда употребляют также термин "У СЮЙ", что означает "пять вращений". Учение об У СИН является одним из краеугольных камней китайской национальной культуры, сам же термин "У СИН", обозначает уже не столько набор из пяти элементов, сколько идею фундаментального пятеричного ритма.

Учитывая все возможные значения иероглифа  (СИН / ХАН), становится ясно, что, соотнося некоторый объект с пятью элементами У СИН, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития. В этом случае Дерево обозначает зарождение (стремление к активности), Огонь - расцвет (максимальную активность), Земля - зрелость (равновесие), Металл - угасание (стремление к пассивности) и Вода - смерть (максимальную пассивность).

Если учесть, что активность является свойством ЯН, а пассивность - свойством ИНЬ, то получится, что Дерево символизирует переход от ИНЬ к ЯН, Металл - от ЯН к ИНЬ; Огонь соответствует максимуму ЯН, Вода - максимуму ИНЬ; Земля является равновесием между ними.

Как и в случае с ИНЬ-ЯН элементы У СИН являются взаимодополняющими и взаимообуславливающими; развиваясь от зарождения к смерти, каждый из элементов последовательно пребывает в пяти состояниях, соответствующих всем пяти элементам (в том числе - самому себе). Например, когда Дерево находится в состоянии зрелости (Земля), Огонь зарождается (Дерево), а Вода угасает (Металл). Таким образом, У СИН является еще одним (наряду с ИНЬ-ЯН) вариантом древней китайской диалектики: его элементы находятся в постоянном движении, взаимодействии и взаимопревращении, ни один из них не может существовать в чистом виде, а любые явления и материальные объекты всегда содержат в себе все пять элементов (см. модель).

Всего насчитывается до 120 вариантов взаимодействий элементов У СИН, но в рамках данной книги наибольший интерес представляют два из них: взаимное порождение ШЭН и взаимное подавление КЭ (см. схему), совместное действие которых обеспечивает динамическое равновесие: так, например, Огонь порождается из Дерева, но одновременно подавляется Водой, при этом порождение соответствует началу ЯН, а подавление - ИНЬ. При порождении порождаемый элемент ("сын") растет, а порождающий его ("мать") истощается; при подавлении подавляемый элемент истощается, а подавляющий его растет. Таким образом, порождение и подавление имеют прямую и обратную составляющие.

Так как все элементы связаны друг с другом, то система У СИН любого отдельно взятого объекта находится в равновесии, но при воздействии внешних факторов равновесие может нарушиться и тогда один из элементов может чрезмерно разрастись или истощиться; в этом случае нарушается гармония порождения и подавления: например, чрезмерно разросшийся Огонь слишком сильно подавляет Металл и мало поддается подавлению со стороны Воды - Металл истощается под действием подавления, Вода разрастается от чрезмерного подавления Огня; одновременно с этим истощается и Дерево, растрачивающее потенциал на уже бесполезное порождение Огня. Если действие фактора, нарушившего гармонию, прекратится, то система У СИН может снова прийти к равновесию: истощенное Дерево больше не будет порождать Огонь и подавлять Землю, последняя породит новый Металл, а он, в свою очередь - Воду, и т.д.

Если в результате чрезмерного истощения один или несколько элементов исчезнут, то такое нарушение баланса необратимо, и объект перестает быть собой - он обретает новое качество, его система У СИН приходит в равновесие, но уже на другом качественном уровне, элементы приобретают другие значения. Например, если в результате необратимого нарушения внутреннего равновесия человек умирает, то его тело превращается в труп, качественно новый объект, развитие которого происходит в другом направлении и подчиняется другим закономерностям.

Во многих изданиях обсуждаются также обратные связи: противопорождение и противоподавление, возникающие при нарушении баланса элементов; при этом различные авторы придерживаются разных, иногда прямо противоположных мнений относительно направленности и характера этих связей. В то же время, обратная составляющая порождения ШЭН ("сын растет, мать истощается") имеет достаточно ясную содержательную интерпретацию и иногда называется "пожиранием": Дерево пожирает (выпивает корнями) Воду, Огонь пожирает (сжигает) Дерево, Земля пожирает (заглушает) Огонь, Металл пожирает (разрыхляет и истощает) Землю, Вода пожирает (точит коррозией) Металл.

Если некоторый объект, имеющий свою собственную систему У СИН, подвергается извне воздействию, несущему один из элементов, то этот внешний элемент, во-первых, накапливается в одноименном элементе объекта (увеличивая его потенциал), а во-вторых, непосредственно стимулирует и подавляет два соответствующих элемента. Например, если на объект действует внешний Огонь, то он накапливается в Огне объекта, стимулирует Землю объекта и подавляет его Металл; при этом собственный Огонь объекта также стимулирует Землю и угнетает Металл, но усиление этих связей, обусловленное накоплением внешнего Огня во внутреннем, отстает во времени от его непосредственного действия.

Аналогично классификатору ИНЬ-ЯН классификатор У СИН распространяется на любые явления, например:

Дерево (упругое, поддается сгибанию, но выпрямляется) - восток, утро, весна, ветер, зеленый (голубой, бирюзовый) цвет, нота ЮЙ (си), кислый вкус, гнев, планета Юпитер, печень, желчный пузырь, сухожилия, ногти, глаза, числа 3 и 8; больные этого типа худощавы, обладают высоким ростом и атлетическим сложением, старательны и безинициативны;

Огонь (горячий, яркий, поднимается вверх) - юг, день, лето, зной, красный цвет, нота ЧЖЭН (ля), горький вкус, радость, планета Марс, сердце, тонкий кишечник, кровеносные сосуды, язык, числа 2 и 7; больные этого типа обладают плотным сложением, розовой кожей, вспыльчивы, амбициозны и мнительны;

Земля (принимает посев и дает урожай) - юго-запад и центр, конец дня, конец лета, сырость, желтый цвет, нота ЦЗЮЭ (фа-диез),сладкий вкус, размышление, планета Сатурн, желудок, селезенка, поджелудочная железа, мышцы, соединительная ткань, ротовая полость, числа 5 и 10; больные этого типа обладают плотным сложением, округлым лицом и выдающимся животом, спокойны и задумчивы;

Металл (твердый, поддается деформации) - запад, вечер, осень, сухость, белый цвет, нота ШАН (ми), острый вкус, тоска, планета Венера, легкие, толстый кишечник, кожа, волосы, нос, числа 4 и 9; больные этого типа обладают астеническим сложением, тонкими конечностями и бледной кожей, мелочны и склонны к меланхолии;

Вода (холодная, течет вниз) - север, ночь, зима, холод, черный цвет, нота ГУН (ре-диез), соленый вкус, страх, планета Меркурий, почки, мочевой пузырь, кости, уши, числа 1 и 6; больные этого типа худощавы, имеют удлиненное туловище и короткие конечности, смуглую кожу, скрытны и подозрительны.

Материалы публикуются с разрешения авторов электронного издания "Акупунктура - теория и методы". www.a2b.ru

У СИН

"Пять элементов" ("пять стихий", правильнее - "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов"). Одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру. Этимологическое значение иероглифа "син3" - "перекресток дорог" - определяет его семантику - "ряд", "шеренга", "движение", "ходьба". "У син" в так называемом космогоническом порядке суть "вода", "огонь", "металл", "дерево", "почва". Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены, пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с "огнем", "водой" и т.п. не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреческой философии, а функционально. В генетическом смысле "у син" также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа - изначального "Хаоса" (хунь дунь) или "Великого предела" (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: "пять сторон света", "пять времен года", "пять чисел", "пять благодатей", "пять пневм", "пять цветов", "пять вкусов" и т.д., "у син" образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков "у син", связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами. Важнейшие среди этих порядков "взаимопорождение" ("дерево" - "огонь" - "почва" - "металл" - "вода" - "дерево"...) и "взаимопреодоление" ("почва" - "дерево" - "металл" - "огонь" - "вода" - "почва"...) преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрическом плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы (см. рис. 1). Истоки учения об "у син" восходят к древнейшим (конец II тысячелетия до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан - "пять сторон света", у фэн - "пять ветров-направлений") или более поздним (1-я половина I тысячелетия до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу - "шесть складов", у цай - "пять материалов"). В Гуань-цзы (3 в. до н.э.) говорится, что "у син" были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об "у син" - гл. Хун фань из Шу цзина. Развитую форму учение об "у син" обрело в 4-2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно соединилось с учением об инь ян (см. рис. 2) и образовало теоретический фундамент общеметодологического "учения о символах и числах" (сян шу чжи сюэ), став неотъемлемой частью практически всех философских и научных построений, а в настоящее время продолжает играть ведущую роль в теории китайской медицины.

Рис. 1. СОВРЕМЕННАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ пентаграммно-кругового расположения пяти элементов в двух основных порядках: "взаимопорождения" (непрерывная стрелка) и "взаимопреодоления" (прерывистая стрелка).


Рис. 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХЕМА ПОРОЖДЕНИЯ Великим пределом (тай цзи) двух образцов (солнца - луны, инь - ян) и пяти элементов.

УЧЕНИЕ О ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ - ЧИ

Это произошло в то время, когда страной правил император Фу Си. У одного крестьянина постоянно болела голова. Однажды, обрабатывая поле, он случайно ударил себя по ноге мотыгой. Головная боль прошла. С тех пор, жители этой деревни при головной боли стали нарочно ударять себя камнем по ноге. К их радости, головная боль всегда унималась. Узнав об этом, император Фу Си догадался заменить грубый камень тонкой каменной иглой, и результаты стали еще лучше. В дальнейшем были найдены другие действенные точки на теле человека. Так гласит легенда.
Костяные и каменные иглы, найденные при археологических раскопках, свидетельствуют о том, что иглоукалывание было известно и широко применялось уже 5 тысяч лет тому назад. К III веку до н. э. относится книга "Хуан-ди нэй цзин", обобщающая опыт иглоукалывания и содержащая рецептурные советы. В указе императора Хуан Ди дается следующее указание врачам: "Мне прискорбно, что мой народ, отягощенный бременем болезней, не рассчитывается с податями и оброками, которые он мне задолжал. Моя воля - не назначать ему больше лекарств, лишь отравляющих его, и не пользоваться больше древними каменными остриями. Мне угодно, чтобы применялись только таинственные иглы из металла, которыми направляется энергия***.
О какой же энергии говорил в указе китайский император?
Внутренняя энергия, согласно древним канонам, образуется из взаимодействия двух видов энергии - космической и земной. Космическая воспринимается непосредственно, а земная образуется за счет переработки пищи организмом. При этом древние медики считали, что энергия циркулирует по определенным путям - меридианам. В процессе циркуляции она, с одной стороны, взаимодействует с подконтрольными данному меридиану органами, с другой, - через биологически активные точки (БАТ), расположенные на меридиане, - с внешней средой. Последовательно проходя по 12 основным меридианам, энергия, как приливная волна океана, имеет соответственно свой максимум и минимум. Максимум приходится на момент прохождения энергии - прилив, а минимум - на момент прохождения энергии по диаметрально противоположному меридиану - отлив (см. рисунок).

Начиная с меридиана I - легких (максимум 3-5 часов), энергия передается на меридиан II - толстой кишки (максимум 5-7 часов), затем на III - желудка (7-9 часов), IV - селезенки-поджелудочной железы (9-11 ча¬сов), V - сердца (11-13 часов), VI - тонкой кишки (13-15 часов), VII - мочевого пузыря (15-17 часов), VIII -почек (17-19 часов), IX - перикарда (19-21 час), X -трех частей туловища (21-23 часа), XI - желчного пу¬зыря (23-1. час), XII - печени (1-3 часа). Проделав кругооборот за 24 часа, приливная волна энергии вновь передается на меридиан I - легких.

Этот кругооборот энергии составляет большой круг циркуляции.
Восточная медицина разделяет меридианы на две полярные группы ЯН и ИНЬ. К каждой группе относятся по 6 парных меридианов; и все взаимоотношения органов между собой, вся регуляция противоположных процессов в организме, т. е. процессов ассимиляции и диссимиляции, возбуждения и торможения и т. п. проходят под контролем соответствующих меридианов. В своей работе "Электро-пунктурная рефлексотерапия" В. Г. Портной пишет: "Современная физиология продемонстрировала удивительное соответствие биоритмов и циркадных ритмов представлениям традиционной восточной медицины, что представляет особый интерес для клиницистов. Спон¬танная гликемия, появляющаяся в конце утра, соответствует часу повышенной активности селезенки-поджелудочной железы. Печеночные колики чаще всего беспокоят около часа ночи, что соответствует часу повышенной активности желчного пузыря. Из практики известно, что астматические приступы довольно часто возникают между 3 часами ночи и 5 часами утра".
Болезнь может выражаться либо избытком, либо недостатком энергии в одном или нескольких органах. Если орган испытывает избыток энергии, то он находится в состоянии ЯН, если ощущает недостаток - то в состоянии ИНЬ. Но об этом - в других разделах. А пока что надо четко уяснить, что имеется большой круг циркуляции энергии, в котором меридианы, следуя друг за другом в определенном порядке, образуют замкнутую циклическую систему, которая попеременно стимулируя каждый орган, обеспечивает равномерное распределение энергии по всему организму.
Древние китайцы так выразили взаимосвязь и взаимопроникновение ИНЬ и ЯН: день рождает вечер, вечер рождает ночь, ночь рождает утро, утро рождает день. В недрах каждого состояния зарождается противоположность и логическое продолжение. Наряду с понятиями, относящимися к ИНЬ - ночь, зима, север, внутреннее; и день, лето, юг, наружное - относящимися к ЯН, существуют и переходные понятия: утро, весна, восток - переходное ЯН; вечер, осень, запад - переходное ИНЬ. Графически эти взаимоотношения ИНЬ и ЯН изображаются монадой (Taijitu 太極圖), где ЯН 陽 светлое, а ИНЬ 陰 - темное поле.

Полярные моменты ИНЬ и ЯН жизненной силы ЧИ 氣 действуют в организме одновременно, и только их равновесие является признаком прекрасного здоровья.
Итак, 12 меридианов, объединенных в единую систему, разделяются на две группы из 6 меридианов, группу ЯН и группу ИНЬ. К системе Ян относятся меридианы, расположенные на передней поверхности туловища и конечностей, к системе ИНЬ - на задней. В каждой группе меридианов имеется один, который отражает функциональное состояние всей группы меридианов, это меридиан трех обогревателей, или трех частей туловища в группе ЯН, и меридиан перикарда в группе ИНЬ.
Таким образом, в организме в тесной связи и взаимодействии функционируют две группы меридианов, находящихся во взаимостимулирующей и взаимоподавляющей зависимости друг от друга.
К меридианам группы ЯН относятся: X - меридиан трех частей туловища, функциональный меридиан группы ЯН, II - меридиан толстой кишки, III - меридиан желудка, VI - меридиан тонкой кишки, VII - меридиан мочевого пузыря и XI - меридиан желчного, пузыря.
К меридианам группы ИНЬ относятся: IX - меридиан перикарда, функциональный меридиан группы ИНЬ, I - меридиан легких, IV - меридиан селезенки поджелудочной железы, V -меридиан сердца, VIII - меридиан почек, XII - меридиан печени.
Из вышесказанного вытекает важнейшее заключение: кроме одной зависимости, происходящей от принадлежности каждого меридиана к большому кругу циркуляции энергии, имеется еще одна зависимость каждого меридиана, происходящая от принадлежности к группе ЯН или ИНЬ. Эту зависимость древние китайцы в свойственной им манере описали в системе пяти элементов У - СИН 五行(wǔ xíng).
Природа знает пять элементов, рождающих десять вещей: дерево 木, огонь 火, земля 土, металл 金 и вода 水. Зависимость между этими пятью элементами такова: дерево рождает огонь, огонь согревает землю, земля рождает металл, металл рождает воду, вода питает дерево. Есть и обратная зависимость: дерево истощает землю, земля впитывает воду, вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл режет дерево. Исходя из теории ИНЬ-ЯН, эти связи также находятся во взаимостимулирующей и взаимоподавляющей зависимости.
Исходя из схемы (см. рисунок), стимулирующая связь, являясь наружной, осуществляется по кругу цикличности, а подавляющая, являясь внутренней, осуществляется внутри круга по циклу звезды.

Любое преобладание, будь то стимулирующей или подавляющей связи, ведет к нарушению равновесия: если вода избыточно стимулирует дерево, то оно начинает доминировать, из-за возрастания подавляющей связи между деревом и землей последняя ослабевает, недостаточно стимулирует металл, что в свою очередь ослабляет подавляющую связь между ним и деревом.
Каждый меридиан группы ИНЬ и ЯН находится под одним из символов этих пяти элементов:
СИМВОЛ ЯН ИНЬ
Дерево XI - меридиан желчного пузыря XII - меридиан печени
Огонь VI - меридиан тонкой кишки V - меридиан сердца
Земля III - меридиан желудка IV - меридиан селезенки-поджелудочной железы
Металл II - меридиан толстой кишки I - меридиан легких
Вода VII - меридиан мочевого пузыря VIII - меридиан почек
Функциональный меридиан X - меридиан III частей туловища IX - меридиан перикарда

СИМВОЛ ЯН ИНЬ
Дерево XI - меридиан желчного пузыря XII - меридиан печени
Огонь VI - меридиан тонкой кишки V - меридиан сердца
Земля III - меридиан желудка IV - меридиан селезенки-поджелудочной железы
Металл II - меридиан толстой кишки I - меридиан легких
Вода VII - меридиан мочевого пузыря VIII - меридиан почек
Функциональный меридиан X - меридиан III частей туловища IX - меридиан перикарда

Теперь если расположить меридианы в соответствующие символике места, то их взаимозависимые связи будут выглядеть так, как показано на следующих схемах:



Как видно из схем, все стимулирующие и подавляющие связи проходят по функциональным меридианам (по кругу цикличности или по циклу звезды).
Прежде чем перейти к топографии меридианов, необходимо несколько слов сказать о БАТ, которые на них расположены. По ходу каждого меридиана располагается от 9 до 68 точек, которые подразделяются на главные и специальные.
К главным точкам относятся:
1. Тонизирующая (возбуждающая) точка. Она всегда располагается на своем меридиане и стимулирует работу связанного с меридианом органа. Воздействие на данную точку методом возбужде¬ния (об этом будет сказано в соответствующем месте) увеличивает поток энергии в меридиане.
2. Седативная (успокаивающая) точка. Располагается также на своем меридиане и подавляет возбужденную деятельность связанного с меридианом органа. Служит отводу энергии из меридиана в случае ее избытка.
К специальным точкам относятся:

3. Точка тревоги, или глашатай. Располагается, как правило, вне своего меридиана. Есть меридианы с несколькими точками тревоги. Возникающая в этой точке боль или повышенная чувствительность сигнализирует о расстройстве функции меридиана или органа с ним связанного.
4. Стабилизирующая (шлюзовая) точка. Расположена всегда на своем меридиане в его конечной части. Ее действие распространяется на сопряженный меридиан. Через шлюзовые точки сопряженных
меридианов происходит внутренний обмен энергией. Раздражением этой точки можно добиться переброски из меридиана, испытывающего ее избыток, в сопряженный меридиан, находящийся в недостаточности. Сопрягаются через шлюзовые точки следующие меридианы:

I и II
III и IV
V и VI
VII и VIII
IX и X
XI и XII

5. Точка-пособник. Служит для поддержания одной из главных точек - тонизирующей или седативной. Она может усиливать их действие как при тонизации меридиана, так и при его успокоении.
6. Сочувствующая точка (точка согласия). Независимо от принадлежности к тому или иному меридиану располагается всегда на меридиане VII - мочевого пузыря. Воздействие на сочувственные точки усиливает результат раздражения седативной успокаивающей точки.
7 - 8 Точки притока и оттока энергии. Точки, с которых начинаются и которыми оканчиваются наружные ходы меридианов, т.е. те точки, с которых передается энергия с меридиана на меридиан.
Внимательное изучение топографии меридианов показывает, что начало либо конец каждого меридиана располагается вблизи поверхности ладоней или подошв ног. Таким образом, при ориентировочной реакции на поступивший раздражитель организм приводит в готовность энергетическую систему, именно ту систему, которую с гениальной точностью открыли и описали древневосточные медики несколько тысячелетий назад. Известно, что пот, на 98% состоящий из воды и 2% плотного остатка, выделяясь, выносит на поверхность кожи мочевину, мочевую кислоту, аммиак и др. вещества и, испаряясь, повышает содержание солей на увлажненной им поверхности. При реакции на раздражитель потовые железы, выделяя свой секрет и увлажняя покрытую солями кожу, создают на ней тонкий слой электролита, т. е. среду идеальную, если учесть плохую проводимость кожи, для прохождения электрического тока. Наиболее убедительный тому довод, основанный на биологических соображениях, состоит в том, что потовые железы работают как ряд параллельно включенных резисторов. Поскольку проводимость группы параллельно включенных проводников равна сумме их проводимостей, увеличение проводимости прямо пропорционально числу включившихся в работу потовых желез.
Как известно, все современные приборы для нахождения БАТ основаны на принципе обнаружения участков кожи, обладающих пониженным сопротивлением. С этой точки зрения данный факт как будто подтверждает наличие некой цепи пониженного сопротивления для прохождения электрического тока. Если это так, то меридиан на каждом своём участке должен подчиняться законам электрической цепи. То есть обладать каким-то линейным сопротивлением и при замыкании его между полярными электродами должен дать эффект короткого замыкания. Такие эксперименты были проведены, Электрод со знаком минус был подключен к точке 2 меридиана XII печени. Второй электрод - плюсовой - был подключен к точке 7 того же меридиана. По всей линии, ограниченной данными точками, был получен эффект разогрева, и, несмотря на кратковременность воздействия и небольшой ток (2 мА), был отмечен эффект анестезии. Располагая минусовой электрод на 4 точке меридиана II - толстой кишки, а плюсовой на II точке, также был получен эффект обезболивания на участке кожи, ограниченном данными точками. Исходя из многочисленных исследований как советских, так и зарубежных экспериментаторов, можно сделать следующее заключение:
Меридиан представляет собой последовательно соединенные между собой клетки, энергетически являющиеся цепью с пониженный сопротивлением к прохождению электрического тока и выражают трансмембранный потенциал органа, с которым он связан.
БАТ, расположенные на меридианах и отличающиеся кольцевым магнитным полем, с одной стороны, поддерживают полевое состояние всего меридиана, а с другой - являются ловушками отрицательно заряженных ионов, которые, будучи захваченными из окружающей среды, используются организмом для процессов энергорегуляции.
Таким образом, меридиан, обладая общим для всех БАТ полем, и связанный функционально с подконтрольным ему органом, является той системой, которая, реагируя на полевое состояние окружающей среды, вносит соответствующие коррективы в его работу.
По утверждению известного советского ученого В. Н. Пушкина, "используя некоторые положения теории биологического поля, можно представить себе механизм воздействия акупунктуры". Подобно тому, как поле отдельной клетки выходит за ее пределы, можно говорить о структурных или, по терминологии А. Г. Гурвича, актуальных полях органов и систем. Поля эти выходят за пределы организма. причем каждое из них может вступать во взаимодействие, и это приводит к тому, что на коже отказывается своеобразная полевая проекция внутренней структуры организма. Именно компонентами такой кожной структуры могут считаться специальные линии (меридианы), по которым, как полагали древние теоретики акупунктуры, движется поступающая из космоса энергия, обеспечивающая жизнь".

*Здесь теория жизненной силы ЧИ излагается по книгам В. Г. Вогралика и Д. М. Табеевой, где она изложена наиболее точно и полно.

В китайской медицине считается, что энергия движется по 12 стандартным меридианам (каналам) в строго определенном порядке. При этом энергия последовательно вливается в каждый канал на 2 часа, после чего переходит в следующий.

Первый закон У-син - суточный цикл

Время суток, час

Меридианы с избытком энергии

Меридианы с недостатком энергии

Движение энергии осуществляется в следствие притяжения солнца и вращения земли вокруг своей оси. При этом от меридиана легких Р энергия переходит в меридиан толстого кишечника и т.д.

Этот закон У-син имеет огромное значение для диагностики. Например, если в меридиане желудка возникает избыток энергии, для него характерны такие симптомы, как изжога, язвенная болезнь, боли в желудке, спазм пищевода, икота, невралгия тройничного нерва, вздутие.

Лечебные процедуры рекомендуется проводить с 7:00 до 9:00 (например, выпить картофельный или капустный сок), когда к патологическому избытку энергии прибавится еще и естественный суточный избыток. В это время обостряются все симптомы, усиливаются боли, может возникнут желудочное кровотечение и т.д. Лечение имеет больший терапевтический эффект, если его проводить с учетом того времени суток, когда в меридиане возникает «двойной» избыток или недостаток энергии (патологический + суточный).

Из таблицы видно, что в то время когда в одних меридианах имеется избыток энергии, в других возникает ее недостаток. Избыток в меридиане легких дает недостаток энергии в меридиане мочевого пузыря в утренние часы (3:00 - 5:00 утра). У детей с недостатком энергии в меридиане мочевого пузыря непроизвольные мочеиспускания (ночной энурез) зачастую происходит в этот период времени. Никогда нельзя нагружать органы, входящие в меридиан в время их минимума. Понятно, почему нельзя принимать пищу после 17:00, когда меридиан желудка и поджелудочной железы имеет энергетический и функциональный минимум.

Суточный цикл движения энергии обязательно принимается за основу при лечении болезней с острым течением (до 10 дней).

Второй закон У-син. Годовой цикл

Отражает движение по 12 парным меридианам в течении года, из месяца в месяц. Движение энергии возникает вследствие вращения земли вокруг солнца и применим для всех людей всех стран и континентов. Энергия задерживается в каждом меридиане один месяц.

Древние философы утверждают, что весь окружающий мир состоит из пяти элементов: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода.

Энергия перетекает из одного элемента в другой именно в этой последовательности: «дерево горит в огне, вследствие чего нагревается земля и выплавляется металл, котрым роют землю для добычи воды».

В каждый элемент входит два меридиана:

Элемент «Дерево» VB,F

Элемент «Огонь» IG, C, TR, MC

Элемент «Земля» E, RR

Элемент «Металл» GI, P

Элемент «Вода» V, R

Схематическое движение энергии в годовом цикле

Последовательность меридианов в годовом цикле следующая: VB-F-C-IG-E-RP-P-GI-V-R-MC-TR.

Названия меридианов :

Р - меридиан легких,

Е - меридиан желудка,

С - меридиан сердца,

V - меридиан мочевого пузыря,

R - меридиан почек,

МС - меридиан перикарда,

F - меридиан печени.

В одном элементе находятся меридианы-антагонисты. Избыток энергии в одном меридиане приводит к недостатку энергии в другом. Это пары инь-ян меридианов (см. ниже инь-ян состояния)

Инь меридианы: RP, R, F, P, C, MC.

Ян меридианы: E, V, VB, GI, IG, TR.

Учитывая то, что в каждом меридиане энергия задерживается около одного месяца, очевидно связь времени года и знаков зодиака с определенными болезнями.

Вначале рассмотрим сводную таблицу

Время года

Элемент

Месяц

Меридианы с избытками энергии

Меридианы с недостатком энергии

Знак зодиака (созвездие)

Период времени по зодиакальному календарю

ЗИМА

ВЕСНА

ЛЕТО

ОСЕНЬ

Скорпион

Годовой цикл движения энергии широко применяется в диагностике и применяется для лечения в основном хронических болезней. Например, хронические воспалении бронхов и легких необходимо лечить в октябре, когда меридиан легких находится в избытке. Если язвенная болезнь желудка обостряется в августе, то можно утверждать, что болезнь протекает с избытком энергии в меридиане желудка Е. Можно предсказать обострение кожных заболеваний (экзема, псориаз) у больных в ноябре месяце, т.к. эти болезни характерны при недостатке энергии в меридиане легких.

Понятно также, что, скажем, у Тельцов, преобладает врожденная склонность к болезням, связанным с избытком энергии в меридиане печени (гипертония, гепатит, близорукость, нарушения менструального цикла, природная гневливость неуживчивость, головные боли) и недостатком энергии в меридиане желчного пузыря (головокружения, отечность, утомляемость, расстройство кишечника, ухудшение зрения и т.д.), особенно проявляющиеся в мае месяце.

Правило «Мать-сын»

В суточном и и годовом циклах движения энергии существует очередность меридианов. Для каждого меридиана строго определены соседствующие с ним с правой и левой стороны. Поскольку энергия движется по часовой стрелке, то у каждого конкретного меридиана имеется сосед справа, отдающий ему энергию, и называемый «мать» и сосед слева, забирающий энергию и называемый «сын».

Пример: в суточном цикле меридиан селезенки-поджелудочной железы RP забирает энергию у меридиана желудка Е, который и является дл него «матерью». В свою очередь меридиан сердца С забирает энергию у меридиана селезенки-поджелудочной железы RP, являясь для этого меридиана «сыном». Сам же меридиан селезенки-поджелудочной железы является «сыном» для меридиана желудка и «матерью» для меридиана сердца. P-GI-E-RP-C-IG-V-R-MC-TR-VB-F (см. Таблицу 1).

Аналогично в годовом цикле (см. рис.1). Например, для меридиана селезенки-поджелудочной железы RP ближайший меридиан - это спаренный с ним в элементе «Земля» меридиан желудка Е, от которого он берет энергию, являясь «матерью». Следующий за ним меридиан легких Р, которйы по закону движения энергии по часовой стрелке от элемента к элементу (Земля-Металл) является «сыном» для меридиана селезенки-поджелудочной железы.

Последовательность меридианов в годовом цикле движения энергии следующая: VB-F-C-IG-E-RP-P-GI-V-R-MC-TR.

Названия меридианов :

Р - меридиан легких,

Gi - меридиан толстого кишечника

Е - меридиан желудка,

RP - меридиан селезеночно-поджелудочной железы,

С - меридиан сердца,

JG - меридиан тонкого кишечника,

V - меридиан мочевого пузыря,

R - меридиан почек,

МС - меридиан перикарда,

TR - меридиан трех обогревателей (трех полостей тела),

F - меридиан печени.

Меридианы - пути движения электронов в организме, парные, симметричные.

Принцип определения соседа справа и слева для отдельно взятого меридиана тот же, что и в суточном цикле. Пример: для меридиана мочевого пузыря V «матерью» будет меридиан толстого кишечника,а «сыном» меридиан почек.

Для диагностики это правило очень важно, так как становится понятной зависимость органов друг от друга и порядок их связи в организме.

Пример: недостаток энергии в меридиане легких Р сопровождается часто экземами или псориазами, всегда связан с воспалительными заболеваниями толстого отдела кишечника (хронический колит GI+) и недостаточность в меридиане с cелезенки-поджелудочной железы (RP-), приводящей к плохому перевариванию пищи и накоплению шлаков и токсинов в коже (в годовом цикле), а также «слабой» печенью (F-) в суточном цикле, что приводит к нарушению жирового и углеводного обмена и опять же накоплению токсинов в коже и суставах вследствие неполного переваривания пищи.

Пример: избыток энергии в меридиане желудка (Е+) в годовом цикле (приводит к воспалению слизистой оболочки желудка (гастриту), язве желудка, изжоги, болям, повышенной кислотности) провоцирует воспалительный процесс в тонком отделе кишечника, особенно в двенадцатиперстной кишке, отеку слизистой оболочки и, естественно, отеку Фатерова сосочка, что значительно затрудняет выход секрета поджелудочной железы и приводит к ее коллапсу. Постепенно развиваются дистрофические явления в тканях поджелудочной железы, сахарный диабет, плохое пищеварение, боли в эпигастрии, частые рвоты, венозный застой в ногах и другие симптомы недостаточности энергии в этом меридиане (RP-).

В суточном цикле часто проявляется симптомы избытка энергии в меридиане толстого кишечника: чувство жара (особенно утром), запоры, головные боли, сухость во рту и др.

Правило «Муж-жена»

В системе пяти элементов (рис. 1) существуют деструктивные связи в инь- и ян- меридианах:

Инь: R-C (MC)-P-F-RP-R

Ян: V-IG-GI-VB-E-V

Эта запись расшифровывается так: каждый предыдущий меридиан подавляет последующий. Избыток энергии в одном меридиане приводит к недостатку в другом в указанной последовательности. Правило применяется в годовом цикле движения энергии (см. рис. 1).

Пример: при избытке энергии в меридиане легких часто возникает бронхит, пневмония, бронхиальная астма, что сопровождается симптомами недостатка энергии в меридиане сердца: ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность, тахикардия, боли в сердце, часто инсульт и др.

Очевидны последствия деструктивных связей при любых болезнях. В этом правиле (как и в других) реализован главный интегративный принцип китайской медицины - целостности организма и причинно0следственных связей при любых болезнях.

Правило «элемент в элементе»

Применяется в годовом цикле движения энергии.

Объединенные в одном элементе инь- и ян- меридианы являются энергетическими антологонистами:

Элемент «Дерево» VB,F

Элемент «Огонь» IG, C, TR, MC

Элемент «Земля» E, RR

Элемент «Металл» GI, P

Элемент «Вода» V, R

Избыток энергии любого меридиана в этих парах (в одном элементе) приводит к недостатку энергии другого меридиана.

Пример: повышенная функция меридиана мочевого пузыря, для которого характерны остеохондроз, радикулит, люмбаго, цистит и др., сопровождается симптомами недостатка энергии в меридиане почек - обильное потение, холодные ноги, онемение и слабость в ногах, холодный живот, бессонница, вялость и др.

Правило «полдень-полночь»

Используется в суточном цикле движения энергии по меридианам. Суточный избыток энергии изменяет электропотенциал каждого меридиана дважды в строго определенное время (т.е. каждые 12 часов)

Практическое изменение правила: в суточном цикле движения энергии при острых болезнях этим правилом легко определяется меридиан-антогонист. Например, при избытке энергии в меридиане легких Р (острый бронхит) всегда возникает недостаток энергии в меридиане мочевого пузыря V. В данном случае необходимо тонизировать точки меридиана V на мизинцах ног (V-67) для снижения энергии в меридиане легких.

Вы узнали о первом принципе круга у-син — единстве противоположностей инь и ян.

Второй принцип круга У-Син – это принцип движения пяти первоэлементов: вода, дерево, огонь, земля и металл. Эти же элементы являются основой материального мира. Каждый элемент этой системы помогает развитию последующего и побуждает его к активной деятельности.

По кругу у-син можно двигаться двумя путями. По внешнему кругу, который идет от элемента к элементу (от органа к органу) и по линиям, образующим звездочку.

Движение по кругу – это созидающий путь движения энергии. Когда достаточное количество энергии в одном органе способствует здоровому развитию и нормальной работе следующего органа. В системе у-син этот метод взаимоотношений называется Мать-Сын. Мать – это орган, «питающий», а Сын – принимающий.

Второй круг – это круг деструктивный, разрушающий. Он идет по линиям, образующим звезду. Это направление преодоления. Это единство и борьба противоположностей.

Когда в организме все гармонично, все процессы в органах проходят гармонично.

В результате влияния на какой-либо орган извне может нарушиться баланс взаимоотношений, но если все связи отстроены верно, — и созидательные, и деструктивные, — то работа органов придет в равновесие.

Все в природе и космосе подчинено именно этим взаимоотношениям. А человек – это микрокосмос. Дисбаланс в одном органе сказывается на других органах.

Например, при болезни сердца происходят энергетические нарушения в легких, а потом энергетический дисбаланс по меридианам распространяется к печени (движения по «звезде).

Каждому первоэлементу соответствует определенный орган, время года, эмоция, погода, звук…

Вода – Почки – Мочевой пузырь;

Дерево – Печень-Желчный пузырь;

Огонь-Сердце-Тонкий кишечник;

Земля – Селезенка, поджелудочная железа – Желудок;
Металл – Легкие – Толстый кишечник.

Вода является источником зарождения всего живого, в то же время она гасит огонь. Переизбыток воды в почках отрицательно влияет на сердце: почкам соответствует холодное время года, а сердцу, наоборот – лето, жара и слишком холодная, в этом случае, идет энергия от почек к сердцу, разрушая его. Точно также происходит во взаимоотношениях между всеми связанными друг с другом органами.

К Воде относятся почки и мочевой пузырь. В восточной медицине почки являются основой всего. Как в природе – жизнь зарождается в воде, так и почки являются основой, на которой зарождается фундамент всего организма.

Из воды зарождается дерево, которое одновременно порождает огонь (дерево горит) и угнетает землю (корни дерева получают питание из земли). Дерево означает рождение, рост, развитие. Рожденный из дерева огонь порождает землю (пепел) и угнетает металл (металл теряет форму и становится текучим). Огонь означает наивысшее развитие. Земля, означая трансформацию, изменения, порождает металл и угнетает воду (впитывает ее в себя). Металл означает увядание, упадок. И металл, став жидким, становится символом воды, замыкает круг, чтобы вновь начать свое движение от зарождения к упадку.

На рисунке, изображающем круг у-син, показано движение этих стихий, а также органы, эмоции, цвета, которые относятся к той или иной стихии.

И так, двигаясь по кругу созидания или разрушения связей можно помочь своему организму прийти к гармоничной и слаженной работе всех органов.

В группах здоровья мы занимались подобными практиками.

Предлагаю Вам для самостоятельной работы 2 практики.

ПРАКТИКА ПО КРУГУ СОЗИДАНИЯ У-СИН для питания органов

Попробуйте самостоятельно сделать такую практику: Предварительно растерев ладошки, пройдите по кругу созидания – от почек к сердцу, потом к селезенке, легким и замкните круг на почках.

ПРАКТИКА ПО ЗВЕЗДЕ У-СИН при хронических заболеваниях

Если вы наверняка знаете о хроническом заболевании какого-либо своего органа, то пройдите по деструктивному кругу (по звезде).

Например, при заболевании почек – смотрим по «звезде», с какими органами связаны почки. При переизбытке энергии в почках – Вода заливает Огонь, тем самым его разрушая. Значит, нам нужно подпитать сердце, провести энергию от сердца к легким, а затем сбалансировать с печенью.

Разотрите ладошки, положите их на область сердца и представьте вместо сердца красный горячий огонь. Через минут 10, не отрывая рук от тела, передвиньте их к легким, в течение 10 минут представляя легкие в виде цвета белого металла. Еще через 10 минут сместите ладошки к области печени, представляя печень в виде зеленой молодой гибкой ивы. Потом разотрите ладошки еще раз и «умойте» ими свое лицо.

Проделайте эту практику согласно кругу у-син. И вы сразу почувствуете эффект. Практика требует полной осознанности. Цвет каждого органа представлен на рисунке.

Выполняйте практики для вашего здоровья и после практики, пожалуйста, поделитесь, вашими результатами и ощущениями внизу страницы.

Описывайте все ощущения максимально подробно.

Будьте здоровы, гармоничны и пускай все кажущиеся вам разрушения становятся новой ступенькой для порождения нового, здорового, настоящего!

С любовью, Наталья Ангел.

Мудрые люди говорят, что движение и правильное питание могут заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не в состоянии заменить их. Именно поэтому необходимо уделять своему организму должное внимание и «подкармливать» его полезными веществами и элементами. Можно, конечно, просто питаться правильно и регулярно заниматься фитнесом, но лучше проводить процедуры по комплексному оздоровлению и поддержанию работы внутренних органов в соответствии со своими внутренними биоритмами и временем года. В этой статье мы ознакомим вас с основами древнекитайской теории У-СИН (6–3 века до нашей эры). Это не просто свод правил оздоровления, это целая система, согласно которой человек в зависимости от сезона должен проводить соответствующие мероприятия для улучшения работы определенных органов и систем организма. От Вас не требуется соблюдения какой-либо диеты, все что нужно – это употреблять ту или иную пищу в «свое» время. Ученые столетиями накапливали знания о том, как продукты действуют на организм человека, и выяснили – чтобы организм работал без «сбоев», необходимо в зависимости от времени года есть пищу с определенным вкусом и питательными свойствами.

Врачи древнего Китая рассматривали человека как часть природы. Они утверждали, что мы находимся в тесном взаимодействии с ней, и те изменения, которые происходят в природе, протекают и в человеческом организме. Все болезни, изменения в настроении врачи древности объясняли с позиции пяти элементов, которые являются материальной основой мира. Сам термин «У-СИН» часто переводиться как «пять элементов». Однако правильнее переводить этот термин как «пять движений». Ведь в Китае испокон веков обращали внимание на цикличность явлений природы (ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло) и цикличность функций человека (бодрствование и сон, вдох и выдох).

Каждый из этих циклов состоит из чередования Инь (женская энергия, пассивные силы) и Ян (мужская энергия, активные силы):
рождение или возрастание (весна, утро, восход солнца, восток);
максимальная активность (лето, полдень, юг);
упадок или угнетение (осень, вечер, заход солнца, запад);
минимальная активность (зима, ночь, север).

Максимально обобщая и абстрагируясь от конкретных явлений, древневосточные ученые разделили мир на пять больших категорий. Каждому из четырех последовательных состояний природы был дан символ: Дерево, Огонь, Металл, Вода. Затем, был добавлен пятый символ – Земля, поскольку все циклические изменения происходят на земле.

Дерево – символ рождения, роста (переход от пассивной силы Инь к активной – Ян)

Огонь – символ максимальной жизненной активности (максимальное выражение активной силы Ян)

Металл – символ начинающегося упадка (от Ян к Инь)

Вода – символ минимальной активности (пассивной силы Инь)

Земля – центр и ось циклических изменений всего мироздания

Каждому элементу соответствует определенный сезон времени года. В отличие от традиционного деления на четыре сезона, в древнем Китае было еще и пятое время года – это межсезонье (конец лета), задача которого – подготовить все окружающее к грядущим переменам.

Древневосточные врачи применяли концепцию У-СИН к анализу жизнедеятельности организма человека и для упорядочения многообразных взаимоотношений человека и природы. Сходства между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливались исключительно на основании аналогий. Количество таких аналогий может быть безгранично. В таблице приведены наиболее используемые из них.

Пять первоэлементов Пять видов вкуса Пять цветов Пять измерений Пять энергий Пять сторон света Пять времен года
Дерево
Огонь
Земля
Металл
Вода
Кислый
Горький
Сладкий
Острый
Соленый
Зеленый
Красный
Желтый
Белый
Черный
Рождение
Развитие
Зрелость
Увядание
Смерть
Ветер
Жар
Влажность
Сухость
Холод
Восток
Юг
Середина
Запад
Север
Весна
Лето
Межсезонье
Осень
Зима

Концепция У-СИН демонстрирует непрерывную связь всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством созидающих и подавляющих (деструктивных) процессов. Смысл созидающих процессов заключается в следующем: Вода способствует росту Дерева, Дерево может произвести Огонь, Огонь создает Землю (пепел), Земля производит Металл, Металл превращается в Воду (жидкость). Деструктивность проявляется в том, что Вода может погасить Огонь, Огонь может размягчать Металл, а Металл может резать Дерево, Дерево подчиняет Землю, а Земля впитывает Воду. Каждый из пяти первоэлементов связан с четырьмя остальными первоэлементами созидающими и подавляющими влияниями.

Представление об организме человека также выведено из представления о пяти космических первоэлементах, а поскольку космические первоэлементы взаимосвязаны, то и все части организма связаны между собой, организм представляет собой единое целое. Древневосточные врачи обнаруживали целостный подход к пониманию сущности природы человека и его заболеваний. Они утверждали, что человек является составной частью окружающей природы и находится с ней в постоянных и тесных взаимоотношениях.

Пять первоэлементов Пять органов Инь Пять органов Ян Пять отверстий (окон) Пять тканей тела Пять эмоций
Дерево Печень Желчный пузырь Глаза Мышцы, суставы Гнев
Огонь Сердце Тонкая кишка Язык Сосуды Радость
Земля Селезенка Желудок Рот Лимфа Тревога
Металл Легкие Толстая кишка Нос Кожа Печаль
Вода Почки Мочевой пузырь Уши Кости Страх

Несмотря на кажущийся нелепым набор разных по своему качеству явлений в системе У-СИН наблюдается определенный смысл и порядок, а практическая значимость подтверждена даже не веками, а тысячелетиями.

Итак, каждому сезону соответствует два органа (один Инь, другой Ян). Это значит, что в каждый сезон соответствующие два органа более всего нуждаются в правильном питании для регенерации (восстановления своих функций). К примеру, весной это печень и желчный пузырь, а зимой почки и мочевой пузырь. С другой стороны, если у нас есть хронические заболевания, то именно в сезон соответствующий больному органу наиболее вероятно обострение. Это не значит, что надо заботиться о своей печени только весной, наоборот, заботиться надо всегда, но весной ей стоит уделять повышенное внимание.

Как мы видим по системе У-СИН органы у нас парные. Из этого следует, что если у нас страдают почки, то это может негативно отразиться на мочевом пузыре. Поэтому зная слабые места в своем организме, можно заранее подстраховаться с профилактикой парных органов.

Также не стоит забывать о созидающих и подавляющих связях в круге У-СИН. К примеру, больной желудок и селезенка будут негативно воздействовать на легкие и толстый кишечник, а также на почки и мочевой пузырь.

Таким образом, можно разработать для себя сезонные диеты, которые будут максимально щадить больные органы и наиболее эффективно подпитывать другие. Однако выводы из концепции У-СИН могут относиться не только к питанию. Вся прелесть этого подхода заключается в том, что он может сочетаться с любыми аспектами деятельности человека. Приведем несколько разнообразных примеров:
Хорошо известно, что гневаться очень вредно для своего здоровья, но намного разрушительней для себя делать это весной.
С возрастом, мы часто теряем свою гибкость, чтобы восстановить ее следует не только подобрать нужные упражнения, но и заняться своей печенью, которая отвечает за наши мышцы и суставы.
При занятиях оздоровительной гимнастикой (йогой) или медитацией , направленной на свое здоровье, круг У-СИН может использоваться для составления правильной и эффективной программы занятий на год.

Примеров можно привести бесконечное множество, так как концепция У-СИН является не просто подбором правил, а представляет сложную динамическую модель взаимосвязей организма человека с окружающей средой.

Рекомендуем:
Правильное питание зимой по системе У-СИН
Правильное питание весной по системе У-СИН

В нормальных условиях эти процессы находятся в саморегулирующихся взаимоотношениях, определяя основу жизнедеятельности - Золотой Закон Вселенной: движение определяет жизнь .

Весь цикл начинается с рождения нового с Востока. Энергия первоэлемента Дерево-Ветер, силой гнева Юпитера, ответственного за Печень, дает импульс возникновению пламени, рожда­ется Огонь, его пляшущие языки несут жизнь, надежду, радость (могущественный Марс и его кузнецы плавят железо). Огненный мир - мир мысли дает идеи, образы, которые требуют реализа­ции в следующем элементе - Земле, навязывая ей беспокойный трепет и энергию для воплощения этих идей, обеспечивает энергией Металла - сухость формы, прочность и несгибаемость материи. Следующий этап - это информативность: нет материи-энергии без информации. Сбором и пере­дачей информации занимается Вода , которая подпитывает Дерево, передавая ему информацион­ный импульс для дальнейшего развертывания очередного цикла трансформации - рождения.

Следовательно, цикл последовательных порождений начинается с Дерева и заканчивается Водой.

Современная интерпретация последовательности в цепи созидания «пяти первоэлементов» - Путь Неба - принадлежит видному философу и государственному деятелю Древнего Китая Дун Чжун Шу (ок. 180 - ок. 120 гг. до н. э.).

В своей работе «Чунь-ую-фань-лу» он дополнил основные конфуцианские принципы положениями своих натурфилософских концепций, а также положениями Цзоу Яня о пяти стихиях. Здесь следует добавить, что любые философские концепции имеют смысл только в том случае, если они носят прикладной характер. Концепция о первоэлементах в том или ином варианте (речь идет об их числе и названиях) присутствует во всех без исключения философских системах мира, повес­твующих о жизни и строении Мироздания. Натурфилософия же древнего Китая в схеме У-син предлагает их реализацию в чисто практическом аспекте. Это прекрасно работающая система, построенная на тонких взаимодействиях элементов между собой, применима к любой сфере дея­тельности. Ее детальное изучение и использование в медицине может позволить разработать и внедрить в практику целый ряд естественнонаучных медицинских направлений.

«При движении каждый из пяти элементов строго следует своему порядку, при действии каждый из пяти элементов раскрывает свои способности», - писал Дун Чжун Шу.

Весьма интересно изложена в его трактате роль Земли.

Китайцы при всех расчетах стихий родившегося человека отдельно не выделяют Землю, спра­ведливо полагая, что ее энергия присутствует везде. Другое дело, что она может быть в недостатке либо избытке, что само по себе определяет клиническую картину заболевания . Но вот ее интегри­рующая и трансформирующая роль дана в произведении Дун Чжун Шу весьма ярко. Он писал: «Земля занимает центральное положение, ее можно назвать всерождающей «сыростью» Неба. (Элемент Земля относится к стихии Влажности, вспомним славянское выражение «мать-сыра зем­ля».) Земля - помощник Неба, его руки и ноги . Благая и порождающая сила ее полна и изобильна. Землю нельзя соотнести с делами какого-либо одного сезона, она объединяет в себе пять элементов и все четыре времени года. Металл, Дерево, Вода и Огонь хотя и имеют свои функции, но не могут выполнять их независимо от Земли, подобно тому, как кислое, соленое, острое и горькое, не могут вне зависимости от сладкого образовать настоящий вкус. Иными сло­вами, подобно тому, как сладкое является основой среди пяти вкусов, Земля является главной среди пяти элементов».

«Дыхание Земли - главного среди пяти элементов - подобно сладкому (жирному) среди пяти вкусов, оно совершенно необходимо для образования дыханий всех остальных элементов».

Это очень существенно для выбора определенных точек акупунктуры, а также лечебных препа­ратов природного происхождения.

Следует учесть, что каждый из «пяти первоэлементов» соотносится с временем года: с весной - Дерево, с летом - Огонь, позднее лето , сбор урожая - с Землей, с осенью - Металл, с зимой - Вода.

На функционирование человеческого организма оказывает активное влияние гравитационное поле. В зависимости от взаимного расположения Солнца, Луны и Земли это поле влияет по-разному. Весной гравитация «тянет» центр тяжести нашего тела влево (восток), при этом активизи­руется печень; осенью - вправо (запад), активизируются легкие, летом - вверх (юг), активизируют­ся сердце и кровообращение , зимой гравитация тянет вниз (север), активизируются почки.

В промежутках (время активности одного органа продолжается 72 дня) к каждому органу при­бавляется 18 дней - «центра» Земли - почвы, в это время активизируется селезенка , поджелудочная железа , желудок , т. к. энергия, вырабатываемая органами пищеварения - «питательная энергия», идет на обеспечение нужд всех органов.

Отдельно, как полноправный член У-син, Земля относится к сезону позднего лета.

Мы проанализировали всю схему взаимопорождения. Но в природе всегда имеет место усиле­ние одних звеньев и ослабление других. С этой целью для устранения «сбоев» в стройной системе взаимопорождения существует система контроля и регуляции, состоящая из циклов взаимоподавления:

  1. Дерево контролирует Землю.
  2. Земля контролирует Воду.
  3. Вода контролирует Огонь.
  4. Огонь контролирует Металл.
  5. Металл контролирует Дерево.

Весь процесс начинается слева направо - земная энергия движется влево в следующей последо­вательности. Дерево (восток) - угнетает, сдерживает Землю (юго-запад); Земля (юго-запад) сдер­живает Воду (север); Вода (север) сдерживает Огонь (юг); Огонь (юг) сдерживает (плавит) Металл (запад); Металл (запад) сдерживает Дерево (восток). Весь цикл вновь возвращается к Дереву (вос­ток) для рождения нового цикла.

Из годовой активности органов вытекают все практические рекомендации по оздоровлению и профилактике заболеваний.

  1. Наиболее благоприятным временем для воздействия на орган является время его максималь­ной активности. В данном случае имеется в виду сезон года. В дальнейшем нам необходимо будет сделать акцент на временной 2-часовой максимальной активности органов.
  2. Все профилактические мероприятия необходимо проводить по принципу противополож­ности. Например, весной наблюдается активность печени и ослабление функции легких, приводя­щие к их дестабильности.
    Следует, «успокаивая печень», поднять энергию легких. Осенью си­туация складывается наоборот: в повышенном внимании и профилактике нуждается печень.

Следовательно, сердце профилактируется зимой, а почки - летом, печень - осенью, легкие - весной. Органы пищеварения - круглый год, во все сезоны.

Остановимся на свойствах первоэлементов. Дерево содержит в себе тепло, об этом всегда нужно помнить, Огонь «спрятан» в тепле Дерева, его нужно раздуть. Вспомним, когда мы разжигаем печь, костер или камин, мы фактически добываем Огонь. Когда же он прорывается наружу, вполне умес­тно сказать, что Дерево порождает Огонь. Прорвавшийся наружу Огонь сжигает Дерево, превра­щая его в угли и пепел, и мы констатируем, что Огонь порождает Землю. Под влиянием влаги гидротермальных процессов в подземных рудниках и в горах появляются металл и камни , и мы утверждаем, что «Земля порождает Металл» (магматические процессы). Влага и энергия плавят металл (водород), превращая его в жидкость , следовательно, Металл порождает Воду. Вода, в свою очередь, обеспечивает рост дерева. Металлу свойственна прочность - он рубит дерево, земле свой­ственна сыпучесть - дерево внедряется корнями в землю; земля впитывает и задерживает воду; вода гасит огонь; огонь плавит металл. Таков процесс сдерживания одних элементов другими.

Учение У-син символизирует и отражает естественное развитие всех явлений и форм. При нару­шении естественных процессов регуляции происходит изменение взаимодействия «пяти первоэле­ментов». Например, если Дерево набрало чрезмерную силу и при этом Металл не может оказать необходимое «сдерживание» - это приводит к повышенному воздействию Дерева на Землю, вслед­ствие чего резко ослабляется Земля. При этой ситуации говорят, что «Дерево угнетает Землю».

Проанализируем другую ситуацию: Дерево пребывает в нормальной силе, а Земля ослаблена, тогда «нормальное» Дерево все равно подавляет Землю, т. к. она ослаблена, что в конечном итоге предполагает аналогичный результат . Но в этом случае мы говорим, что «Дерево подавляет сла­бую Землю». Может возникнуть и другая ситуация. Обычно Металл сдерживает (режет) Дерево, но при чрезмерной силе Дерева, превосходящей Металл, может возникнуть ситуация, когда угне­таемый элемент превращается в угнетателя. Например, Металл при обычной ситуации сдержива­ет Дерево, однако при слабом энергетическом потенциале Металла Дерево «разрастается» и об­ретает чрезмерную силу. Это приводит к обратному действию: Дерево начинает угнетать Металл, стрелка-указатель указывает на противопоток. Возможна ситуация, когда ослабленный Металл подвергается угнетению со стороны Дерева и одновременно подвергается подавлению со сторо­ны Огня. Таким образом, состояние порождения - это созидание, это проявление любви, взаимо­помощи, поэтому эти отношения древнекитайские медики любовно назвали взаимосвязью «мать- сын». Например, Дерево есть мать Огня, а Огонь - сын Дерева и т. д. по часовой стрелке.

Отношения же против часовой стрелки можно назвать отношениями «возвращения долгов», а именно: слабую мать поддерживает сильный сын. Например, Огонь возвращает Дереву тепло для возможности его дальнейшего существования и подъема. Что же касается отношений внутри звез­ды, а именно «подчинения», «сдерживания», мудрецы Китая окрестили их отношениями «муж -жена». В наши дни уместно было бы эти отношения интерпретировать как отношения «началь­ник-подчиненный».

Эти связи обусловлены всегда состоянием избыточности на одном из концов звезды.

К нормализации синдрома избыточности относится система регуляции - противоугнетение, известная в древней китайской медицине как отношение «внук-дед» или «подчиненный против начальника». Система стимуляции и помощи есть система сохранения здоровья, счастья, любви.

В системе подавления и противоугнетения скрыта причина возникновения патологических изменений в организме человека.

Задача медицины - восстановить утраченные связи в системе «узлов сборки» китайской звезды тогда, когда больной организм уже исчерпал свои компенсаторно-адаптационные возможности.

Эти отношения между органами и первоэлементами являются основным принципом Мирозда­ния, сохраняясь на протяжении тысячелетий существования Вселенной. Меняется и адаптируется только тактика терапевтического вмешательства в зависимости от манифестации энергий Эонов. Умение разобраться в системе взаимоотношения энергий, специфичных для работы каждой фун­кциональной системы, возглавляемой определенным органом, является основополагающим в сис­теме медицинских знаний, отражающих холистический (целостный) подход к человеческому ор­ганизму и его связи с окружающей средой (под окружающей средой следует понимать все косми­ческое содружество).

Поэтому наша цель и главная задача - дать интерпретацию основам взаимоотношений всех систем взаимодействий в человеческом организме, отражающих по закону аналогии работу всего космического организма.

В заключение, по принципу «повторение есть мать учения», постараемся подвести итог Вели­кой мудрости китайской медицины, заключенной в системе У-син. Вполне естественно, что мно­гих исследователей в их поисках уже не устраивает система пятиконечной звезды. В последнее время высказываются и другие, не лишенные смысла точки зрения. Например, предлагается сис­тема Лю-Син (шестиконечной звезды).

Таблица основных коррелятов «пяти элементов»

«Элемент»

дерево

огонь

почва

металл

вода

Время года