Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Душевная травма катерины в пьесе гроза. Душевная драма Катерины (по драме А

Душевная травма катерины в пьесе гроза. Душевная драма Катерины (по драме А

Сила с неправдою

Не уживается...

Н. Некрасов

Драма А. Н. Островского «Гроза» — одно из самых значительных произведений не только в творчестве писа-теля, но и во всей русской драматургии. Центральный кон-фликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы — Катерины. Герцен писал о «Грозе»: «В своей драме автор проник в глубочайшие тай-ники... русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины... которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Катерина — натура поэтическая, мечтательная, воль-ная. Она воспитывалась в атмосфере любви, радости, сво-боды, поэтому и в доме Кабановых она живет по своим, внутренним законам. Катерина всегда открыта и естествен-на, она не хочет и не умеет фальшивить, врать, кривить душой: «...Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Церковь и религия с детства вошли в жизнь Катерины, когда она слушала рассказы странниц и богомолок, горячо и искренне молилась перед иконами. Религиозность в глав-ной героине искренняя, глубокая, Бог для нее — это лю-бовь и красота, поэтому вполне объяснимо и понятно стрем-ление Катерины жить по божьим заветам, по совести. Во-обще характеру этой девушки присущи эмоциональность, искренность, впечатлительность. Наверное, именно поэто-му Островский так часто сравнивает свою героиню с пти-цей: «Я жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле», «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». После этого дом Кабановых, куда Катерина попала после замужества, кажется ей клеткой.

В этом доме все дышит лицемерием, ханжеством, наси-лием над личностью, «тюрьмой» и «неволей». Среди людей, ее окружающих, не может найти Катерина поддержки, по-скольку все прекрасные качества, которыми она наделена, не ценятся в этом мире.

Темно и душно Катерине в доме Кабанихи, которая ест ее поедом. Властная и деспотичная свекровь не привыкла, да и не считает нужным уважать человеческое достоин-ство в других, ханжество и жестокость она старается спря-тать под маской религиозности и благочестия.

Страдания Катерины не находят отклика в сердце мужа, Тихона — недалекого, рабски покорного матери, неспособ-ного к самостоятельным мыслям и поступкам. Искренне, изо всех своих душевных сил хочет Катерина любить и уважать этого слабого человека, но у нее ничего не получа-ется.

Чем больше Кабаниха старается подавить личность Катерины, тем тяжелее и нестерпимее делает ее жизнь, тем сильнее и крепче становятся мечты девушки о воле и свободе. Скромная и терпеливая, она не безропотна, по-скольку обладает пылкой и страстной душой: «А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой си-лой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Трагедия обостряется, когда Катерина встречает чело-века, не похожего на остальных, и влюбляется в него всем сердцем, всей душой, требующей свободы, любви и счастья. Однако это чувство несовместимо с жизнью общества, да и моральные принципы самой Катерины не дают ему право на существование: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой пи делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Смятением и ужасом полна душа Катерины, но ради любимого человека она готова даже преступить через священные для нее понятия о грехе и добродетели. Страшная драма разыгрывается в душе героини, поскольку она идет против собственной совести, но не способна ни лгать, ни притворяться перед собой и окружающими. Она не может и не хочет таить своего греха, поскольку натура ее всегда была цельной и гар-моничной, однако разрешить возникший конфликт сама девушка не в состоянии.

Приезд мужа, страшная барыня с ее проклятиями, ужас-ная гроза, которая для Катерины символизирует «кару гос-подню», древняя картина с изображением Страшного суда перевешивают чашу внутренних страданий Катерины, и она публично кается перед мужем. Материал с сайта

Слишком тяжела ноша Катерины, поскольку она не находит защиты даже у любимого Борисе, который хоть и понимает ее, но сам слаб, нерешителен, зависим от богатого дяди Дикого. Даже предчувствуя недоброе, он бросает ее в тяжелую минуту, оставляет одну в страш-ном и недоброжелательном мире, хотя мог бы забрать с собой. Не может и не хочет Катерина возвращаться домой, в немилость и неволю, к упрекам и укорам Кабанихи: «...Что домой, что в могилу». Выход Катерина видит в смерти, которая кажется ей единственным спа-сением от душевных мук.

Самоубийство Катерины следует воспринимать не как бессильное поражение, а как нравственную победу над «тем-ным царством», которому она так и не покорилась. Добро-любов увидел в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • драма островского гроза одно из самых значительных
  • что чувствует кабаниха после смерти катерины
  • сочинение краткое по островскому
  • страдания катерины сочинение гроза
  • сочинение на тему душевная драма катерины

Характер состоит в способности совершать по принципам.

А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказдл мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление существовать достойно.

“…Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” - спрашивает Добролюбов. Ответом на тот самый вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.

Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названи ем как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а ослепительный образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других “жителей” этого “царства”?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но существовать по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства. ,


Пьеса "Гроза" написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с "самодурной силой" окружающей среды.

В образе Катерины Кабановой - главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую

Совестливость религиозность. С первых сцен пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере

Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям. Религия для Катерины - это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви, Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа. Она с кротостью терпит сварливые замечания свекрови, не держит обиды на слабого и покорного во всем своей матери Тихона, она искренна в своих

Побуждениях жить по совести и закону нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно

Уже уклад жизни строится по принципу: "делай, что хочешь, лишь бы все шито-крыто было", героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой.

Тихон Кабанов - человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить: Тихон всегда занят

Поиском возможности выпить. Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь. Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из-под вездесущего ока матери. Катерине же остается "терпеть, пока терпится".

Переполняющей сердце и невостребованной мужем. Героиня всегда естественна и

Откровенна, в ней нет ни капли фальши: "обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Так в первом действии она признается Варваре, что любит Бориса. При этом Катерина полна смятения и ужаса: "...грех у меня на уме. Сколько я, бедная, плакала, что уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха!" Так начинается внутренний конфликт Катерины, затрагивающий ее нравственные устои и религиозные взгляды. Будучи по натуре смелой и реижгелъной (еще в детстве она не боялась одной уплыть

Ночью по Волге), Катерина не может побороть свою богобоязненность: "Мне умереть не

Страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с

Тобой, после этого разговору-то, вот что страшно", - говорит она Варваре. В этом и

Состоит главная тема разлада героини с миром и с самой собой. Душевный конфликт

Катерины, постепенно разрастаясь, определяет трагический накал и всей пьесы в

С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков. Но такой выбор дается ей не легко. Ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь "предрассудки", для народной героини - нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и

Терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви

Оказывается сильнее, и выбор сделан – она признается Борису в своем запретном

Чувстве.

Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспристанно плача, боится она каждого

Звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет

Покояния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,

И в тревожном приближении грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как

Страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: "В омутлучше с красотой... Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!" Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.

Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины

Несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления

Внешних обстоятельств и малодушия. Борис - заурядный обыватель города Калинова с

Мелочной и меркантильной душонкой, недостоин жертвенной любви Катерины. Струсив

В последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.

Окруженная злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о "могилушке" под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.

В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в

Этом с ним можно согласиться.

Сила с неправдою Не уживается... Н. Некрасов Драма А. Н. Островского «Гроза» - одно из самых значительных произведений не только в творчестве писа­теля, но и во всей русской драматургии. Центральный кон­фликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы - Катерины. Герцен писал о «Грозе»: «В своей драме автор проник в глубочайшие тай­ники... русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины... которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи». Катерина - натура поэтическая, мечтательная, воль­ная. Она воспитывалась в атмосфере любви, радости, сво­боды, поэтому и в доме Кабановых она живет по своим, внутренним законам. Катерина всегда открыта и естествен­на, она не хочет и не умеет фальшивить, врать, кривить душой: «...Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Церковь и религия с детства вошли в жизнь Катерины, когда она слушала рассказы странниц и богомолок, горячо и искренне молилась перед иконами. Религиозность в глав­ной героине искренняя, глубокая, Бог для нее - это лю­бовь и красота, поэтому вполне объяснимо и понятно стрем­ление Катерины жить по божьим заветам, по совести. Во­обще характеру этой девушки присущи эмоциональность, искренность, впечатлительность. Наверное, именно поэто­му Островский так часто сравнивает свою героиню с пти­цей: «Я жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле», «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». После этого дом Кабановых, куда Катерина попала после замужества, кажется ей клеткой. В этом доме все дышит лицемерием, ханжеством, наси­лием над личностью, «тюрьмой» и «неволей». Среди людей, ее окружающих, не может найти Катерина поддержки, по­скольку все прекрасные качества, которыми она наделена, не ценятся в этом мире. Темно и душно Катерине в доме Кабанихи, которая ест ее поедом. Властная и деспотичная свекровь не привыкла, да и не считает нужным уважать человеческое достоин­ство в других, ханжество и жестокость она старается спря­тать под маской религиозности и благочестия. Страдания Катерины не находят отклика в сердце мужа, Тихона - недалекого, рабски покорного матери, неспособ­ного к самостоятельным мыслям и поступкам. Искренне, изо всех своих душевных сил хочет Катерина любить и уважать этого слабого человека, но у нее ничего не получа­ется. Чем больше Кабаниха старается подавить личность Катерины, тем тяжелее и нестерпимее делает ее жизнь, тем сильнее и крепче становятся мечты девушки о воле и свободе. Скромная и терпеливая, она не безропотна, по­скольку обладает пылкой и страстной душой: «А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой си­лой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». Трагедия обостряется, когда Катерина встречает чело­века, не похожего на остальных, и влюбляется в него всем сердцем, всей душой, требующей свободы, любви и счастья. Однако это чувство несовместимо с жизнью общества, да и моральные принципы самой Катерины не дают ему право на существование: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой пи делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Смятением и ужасом полна душа Катерины, но ради любимого человека она готова даже преступить через священные для нее понятия о грехе и добродетели. Страшная драма разыгрывается в душе героини, поскольку она идет против собственной совести, но не способна ни лгать, ни притворяться перед собой и окружающими. Она не может и не хочет таить своего греха, поскольку натура ее всегда была цельной и гар­моничной, однако разрешить возникший конфликт сама девушка не в состоянии. Приезд мужа, страшная барыня с ее проклятиями, ужас­ная гроза, которая для Катерины символизирует «кару гос­подню», древняя картина с изображением Страшного суда перевешивают чашу внутренних страданий Катерины, и она публично кается перед мужем. Слишком тяжела ноша Катерины, поскольку она не находит защиты даже у любимого Борисе, который хоть и понимает ее, но сам слаб, нерешителен, зависим от богатого дяди Дикого. Даже предчувствуя недоброе, он бросает ее в тяжелую минуту, оставляет одну в страш­ном и недоброжелательном мире, хотя мог бы забрать с собой. Не может и не хочет Катерина возвращаться домой, в немилость и неволю, к упрекам и укорам Кабанихи: «...Что домой, что в могилу». Выход Катерина видит в смерти, которая кажется ей единственным спа­сением от душевных мук. Самоубийство Катерины следует воспринимать не как бессильное поражение, а как нравственную победу над «тем­ным царством», которому она так и не покорилась. Добро­любов увидел в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Истинная трагедия человека - непонимание и неприятие окружающего мира. От-сутствие гармонии между внешним и внутренним миром заставляет нас страдать, лишает опоры и уверенности. Главная героиня драмы Островского «Гроза» не может понять и принять законов жестокого мира, в котором живет. Она непохожа на всех, кто ее окружает. Она непосредственна, наивна, искренна. Катерина не может понять и принять ханжества и лицемерия, без которых приспособиться к нравам И порядкам купеческой среды невозможно.

Катерина не умеет притворяться. И это качество делает ее особенно уязвимой. Никто не протягивает ей руку помощи. «Темное царство» гнетет и мучает девушку, приносит ее в жертву. Кто мог бы встать на сторону Катерины? Слабый и безвольный муж? Варвара? Или кто-то другой? Увы, все озабочены только тем, как бы защитить самого себя, спрятаться от окружающих, стать невидимым и неслышимым, чтобы обеспечить себе душевное спокойствие.
А у Катерины нет даже намека на душевное спокойствие. Девушка буквально задыхается от тесных оков, в которых оказалась. Конфликт с «темным царством» накаляется, и в результате происходит настоящая трагедия.
Катерина страдает еще и потому, что ее настоящая жизнь сильно отличается от жизни в родительском доме. В детстве она была окружена заботой и любовью, чув-ствовала себя свободной и абсолютно счастливой. Экзальтированная и романтичная девушка оказалась в буквальном смысле «не приспособлена» к реальной жизни. Она хотела бы видеть мир ярким и красочным, но «темное царство» не соответствует ее желаниям. Катерина от природы отличается легким, покладистым характером. Она жизнерадостна, нуждается в новых впечатлениях и положительных эмоциях. Но серая, унылая, однообразная жизнь заставляет Катерину страдать, чахнуть.
После замужества Катерина из жизнерадостной, пылкой девушки превращается в бессловесное и бесправное существо. Она лишена возможности открыто проявлять свои чувства. Мрачная, безрадостная жизнь заставляет девушку искать для себя хоть что-то хорошее, пытаться заполнить пустоту в душе. Катерина старается найти в себе хоть какие-то теплые чувства по отношению к мужу. «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но, увы, Кабаниха сама пресекает в девушке робкие попытки заполнить пустоту в душе чувством к мужу. Фраза свекрови «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься» ясно свидетельствует о том, что любые проявления искренних человеческих чувств в «темном царстве» запрещены.
Однако разве можно запретить человеку мечтать, чувствовать, надеяться? Пока мы живы, такие стремления будут радовать и согревать нас. Именно поэтому несчастная и одинокая Катерина продолжает искать для себя хоть немного тепла, которого она была лишена так долго. Любовь к Борису - это не только протест против порядков в патриархальной среде, это попытка хоть чем-то украсить свою пустую и однообразную жизнь. Эмоциональная и открытая девушка обладает богатым воображением. Она видит Бориса совсем не таким, каков он есть на самом деле. Она сознательно приукрашивает образ возлюбленного, наделяет его теми чертами, которые совсем не были свойственны тому. Любовь позволяет Катерине хоть на некоторое время ощутить себя счастливой. Но по меркам «темного царства» любовь - это преступление. Катерина это прекрасно понимает, очевидно, поэтому заранее чувствует свою неминуемую гибель.
Во многом это можно объяснить тем, что, ощутив себя свободной и счастливой, Катерина уже не может вернуться к прежней жизни. Глоток свободы как нельзя лучше показал ей убогость и бесправность ее обычного положения. Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил». Но эту фразу нельзя считать простым упреком, Катерина вкладывает в нее гораздо более глубокий смысл. Борис невольно перевернул всю жизнь несчастной девушки, после чего она не видит своего будущего.
Катерина религиозна, считает, что за любой грех обязательно последует расплата. Именно поэтому она так боится грозы. Явление природы воспринимается ею как Божья кара. Почему Катерина признается свекрови и мужу в своем грехе? Да потому что она мысленно примирилась с самым худшим. Дальнейшее существование представляется ей бессмысленным. Она подавлена, растоптана. И поэтому не считает нужным скрываться далее. Можно сказать, что у Катерины начисто отсутствует инстинкт самосохранения. Она не видит смысла жить дальше. «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо».
Самоубийство Катерины - это ее вызов обществу и одновременно попытка спасти себя от позора, вырваться из пут отчаяния. Она оказалась совсем одна, никто не проявил ни капли сочувствия к ней. Ее душевная драма оказалось слишком тяжелой, чтобы смириться с дальнейшими тяготами пустой и никчемной жизни.