Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Модель этнического развития "плавильный котел" в американском обществе - курсовая работа. Сочинение: Модель этнического развития "плавильный котел" в американском обществе

Модель этнического развития "плавильный котел" в американском обществе - курсовая работа. Сочинение: Модель этнического развития "плавильный котел" в американском обществе

Латиноамериканский «плавильный котел». XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. Существовало 20 независимых государств. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии - на португальском, в Гаити - на французском.

Слайд 9 из презентации «Латинская Америка в 19 веке» . Размер архива с презентацией 1749 КБ.

История 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Русская культура конца 19 века» - Иван Иванович Шишкин. Ф.М. Достоевский. Могучая кучка. Реализм. «Богатыри». Модест Петрович Мусоргский. Иван Сергеевич Тургенев. «Лесные дали». Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМА в Москве). Пётр Ильич Чайковский. Опорные понятия. Николай Андреевич Римский – Корсаков. Нигилизм. Фёдор Михайлович Достоевский. «Дубовая роща». «Не ждали». Беседа. Виктор Михайлович Васнецов. Художественная культура народов России.

«Гражданская война 1917-1922» - Третий этап Гражданской войны (март 1919 -март 1920). Расстрелянные большевиками монахи. Плакаты времен Гражданской войны 1917-1920 гг. Этапы гражданской войны. Отправка бойцов на фронт. В.И. Ленин. Жертвы Киевской чрезвычайной комиссии. Гражданская война в России: причины, этапы, итоги. Первый коммунистический китайский отряд, сражавшийся в России в рядах Красной армии. Итоги Гражданской войны. Войска Западного фронта весной 1919 вели борьбу в Карелии, Прибалтике и Белоруссии.

«Организация «Народная воля»» - Последнее покушение на Александра II. Александр II при смерти. Охота началась. Народовольцы. Неудача «Народной воли». Император. Первое покушение. Народная воля. Взрыв в Зимнем дворце. Александр II. Андрей Желябов.

«Надежда Дурова» - Дурова Н.А. Память о Надежде Андреевне живет и по сей день. Надежда Дурова. Дуровой до определенного момента удачно удавалось скрывать свой пол. Память о Дуровой Н.А. Дурова Надежда Андреевна. Дурова вышла в отставку. Дурова Н.А в Елабуге. Юнкер. Детство Дуровой Н.А. Мать. Гром Отечественной Войны. Писательница.

«Внутренняя политика Николая I» - Краткая характеристика Николая I. Политика в области образования и культуры. Меры по укреплению государственного управления. Борьба с революционным движением. Основные направления внутренней политики Николая I. Следствие и суд над декабристами. Современники о Николае I. Крестьянский вопрос. Финансовая реформа. Династический кризис. Внутренняя политика Николая I.

«Россия в конце 18 в» - Политический строй. Население России. Территория России в конце XVIII века. Население. Территория. Россия на рубеже XVIII - XIX веков. Политический строй России в начале 19 века. Россия – многорелигиозное государство. Сословный строй. Сословно-экономическое положение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по кросскультурным проблемам управления персоналом

Концепция "Плавильного котла"

Введение

В 20-х годах ХХ столетия англоконформизм уступил место новой модели этнического развития "плавильного котла" или "плавильного тигля". В истории американской общественной мысли эта модель занимает особое место, ибо основной социальный идеал, который сводился к тому, что в подлинно свободном, демократическом обществе люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей, существовала в США долгое время." "Эта теория представляет собой вариант возникшей сразу после американской революции теории "амальгамации", т.е. свободного слияния представителей различных европейских народов и культур.

"Плавильный котел" наряду с теорией англоконформизма составили теоретическое ядро классической школы этничности в Соединенных Штатах Америки. Как писал М.Гордон, "хотя англокон-формизм в различных своих проявлениях был преобладающей идеологией ассимиляции, в американской исторической практике существовала и конкурирующая модель с более общими и идеалистическими тонами, имевшая своих приверженцев с XVIII столетия, а затем и продолжателей".

Мультикультурализм-- политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ.melting pot ), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».

Модель «Плавильного котла»

Плавильный котёл, он же «плавильный тигель»-- это модель этнического развития, активно пропагандируемая в американской культуре. Доминирование в американской общественности этой мысли тесно связано с идеалами представления культуры о подлинно свободном демократическом обществе, где люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей.

Плавильный котел является метафорой для гетерогенного общества. Оно становится все более однородным, различные элементы "плавления вместе" соединяются в гармоничное целое с общей культурой. Особенно, этот термин используется для описания ассимиляции иммигрантов в Соединенные Штаты. Метафора получила широкое распространение в 1780-х гг. мультикультурализм плавильный котел интеграция иммигрант

После 1970 г., модель плавильного котла была оспорена сторонниками мультикультурализма, которые утверждают, что культурные различия в обществе являются ценными и должны быть сохранены, предлагая альтернативные метафоры мозаики или салатницу - сочетание различных культур, которые остаются различными.

В восемнадцатом и девятнадцатом веке, метафора "плавильный котел" была использована для описания слияния различных национальностей, этносов и культур. Она была использована вместе с понятиями как "город на холме" или «новая земля обетованная», для описания Соединенных Штатов.Эта метафора являлась символом для идеализированного процесса иммиграции и колонизации различных национальностей, культур и рас. Она была связана с утопической идеей видения появление американского "нового человека".

Первое использование в американской литературе понятия "плавление" можно найти в трудах Сент-Джона де Кревкер. В своих письмах от американского фермера (1782) Кревкер пишет, в ответ на свой вопрос, "Кто же этот американец, этот новый человек?" Он говорит, что американец - это тот, кто, оставив все свои древние предрассудки и привычки, получает новые, от нового образа жизни. Здесь люди всех наций растаяли в новую расу людей, чьи труды и потомство в один прекрасный день вызовут большие изменения в мире".

В то время как «плавление» было в общем пользовании, точный термин «плавильный котел» вошел в обиход в 1908 году из названия пьесы британского журналиста и драматурга Израэля Зангвилла, который часто приезжал в США и знал жизнь этой страны. Суть пьесы «Плавильный котел» заключалась в том, что в Соединенных Штатах Америки происходило слияние различных народов и их национальных культур, в результате формировалась единая американская нация. Главный герой пьесы-- молодой иммигрант из России Горас Элджер, глядя с корабля, прибывшего в порт Нью-Йорк, воскликнул: «Америка-- это созданный богом величайший плавильный котел, в котором сплавляются все народы Европы… Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские-- все в этот тигль. Так господь создает нацию американцев».

Что касается иммигрантов в Соединенных Штатах, "плавильный котел" процесс, который приравнивался к американизации, то есть культурной ассимиляции и аккультурации. "Плавильный котел" - метафора, которая подразумевает таяние культур и этнических групп в процессе смешения браков, но процесс культурной ассимиляции или аккультурации также может произойти и без смешения браков.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, европейская иммиграция в США стала мощнее, что конечно отразилось в увеличении количества иммигрантов. Начиная с 1890-х годов, большое число групп иммигрантов из Южной и Восточной Европы, такие как итальянцы, евреи, и поляки прибыли в Соединенные Штаты. Многие вернулись в Европу, но тех, кто остался, были объединены в культурно плавильный котел, принимая американский образ жизни.

В начале двадцатого века, смысл недавно популярной концепции плавильного котла была объектом постоянного обсуждения, которое сосредоточилось на вопросе иммиграции. Дебаты вокруг концепции плавильного котла велись в направлении подхода к этому вопросу. Главный вопрос состоял в том, как нужно подходить к проблеме иммиграции и как этот вопрос влиял на американское общество. Плавильный котел был приравнен либо к аккультурации либо полной ассимиляции иммигрантов из Европы и других стран. Дискуссия была сосредоточена на различии между этими двумя подходами к иммиграции.

Недостатки модели

Основные недостатки:

Во-первых, в США по сей день существует межнациональная рознь. Определенная часть мигрантов ассимилируется в общую массу, в основном это те, кто заключают смешанные браки. Большая же часть мигрантов - это те, для кого овладение английским языком вызывает трудность, и кто не сумел адаптироваться в новой среде. Они стремятся к компактному проживанию, тяготеют к общению в своих национальных общинах. Они трепетно сохраняют свой язык, самобытность, национальные традиции, и добровольно “прыгать” в “плавильный котел” не собираются. Во всех городах страны функционирует множество национальных общин. Для справки: 18% населения США - афроамериканцы, 20% - выходцы из Латинской Америки, значительная часть - китайцы.

Во-вторых, никакая ни большая, ни тем более маленькая нация, не желает быть "сваренной" в "плавильном котле", даже если это поддерживается либерально-демократическими идеями.

В-третьих, нация, которая в силу своего численного превосходства над другими, вынужденная принять на себя роль "бульона", неизбежно частично утрачивает собственную национальную самобытность, т.к. разбавляется другими.

Если открыть любой учебник по металловедению, то видно, что переплавиться в единый сплав могут лишь металлы со сходной кристаллической структурой. Если же Вы в процессе плавки будете бросать в котел разнохарактерные исходные элементы, то в результате получите груду металлосодержащего мусора с раковинами и трещинами, из которого при обработке невозможно создать ни единой детали или заготовки.

Кроме того, даже готовый получившийся сплав, отвечающий всем вашим требованиям, в процессе обратной операции вновь можно разъединить на исходные металлы, причем в чистом виде без всяких примесей. Это правило безукоризненно работает и в других областях науки, техники и даже повседневной жизни. Сколько бы вы ни соединяли в химической колбе самые разнообразные вещества в любых немыслимых растворах, они никогда не утеряют своих свойств, за счет которых все элементы вновь могут быть выделены в чистом виде.

Физические и химические неустранимые свойства материи точно так же проявляют себя и в биологии в виде вечных и неистребимых расовых признаков.

Дебаты «Много культур - одна Европа»

«Плавильный котел», «миска с салатом» или «историческая общность»?

Эксперты из разных стран пытаются определить наилучший способ интеграции иммигрантов

Открытые дебаты «Много культур - одна Европа» стали центральным событием международного фестиваля «День Европы» проводимого в Санкт-Петербурге в четвертый раз. Участники дебатов - как приглашенные из европейских университетов профессора, так и представители принимающей стороны - попытались определить, что такое европейская идентичность, и какой вариант интеграции мигрантов из стран третьего мира предпочтительнее для России - американский «плавильный котел» или европейский «мультикультурализм».

В чем заключается европейская самоидентификация, попытался сформулировать президент Европейского университетского института во Флоренции (EUI) Жозеп Боррель Фонтельес. С его точки зрения, базовыми характеристиками Европы являются демократия, права человека, приоритет закона и социальная солидарность. Что же касается общеевропейской культуры, то здесь синьор Фонтельес настроен скептично: «Мы наблюдаем явное доминирование американской и англосаксонской традиций, которые воспринимаются всеми народами. В то же время в Германии мало желающих слушать французскую музыку, и наоборот», - заметил он.

Впрочем, участники дискуссии в зале отмечали, что все перечисленные президентом EUI признаки европейской самоидентификации в полной мере подходят к США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии - странам, которые населены потомками иммигрантов, преимущественно из Старого Света.

«Плавильный котел» трансформируется

Кстати, «мультикультурализм», о закате которого в начале этого года заявили лидеры Франции, Великобритании и Германии, впервые был провозглашен именно правительствами Канады и Австралии. Об этом напомнил доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Станислав Ткаченко, неоднократно читавший лекции в университетах Болоньи (Италия), Джорджа Мейсона в Вашингтона, а также в Гарварде.

Американский интеграционный принцип «плавильного котла» Ткаченко охарактеризовал так: «Эта модель была реализована государством, которое было заведомо мощнее, богаче, привлекательнее других государств планеты. И с этим нельзя не считаться. Модель "плавильного котла" предполагала, что представители разных наций приезжают в Америку, принимают существующую культуру, и расстаются со своими национальными особенностями, становясь американцами. То есть, государство ставило условие, а люди с ними соглашались, или нет».

Вместе с тем в последние десятилетия в американских мегаполисах стали появляться крупные национальные кварталы - китайские, корейские, итальянские, - жители которых в значительной степени сохранили традиционный уклад своей исторической родины, считаясь при этом американцами. Это, по мнению участников дискуссии, свидетельствует о том, что модель «плавильного котла» трансформируется.

«Иммигранты должны нести свою долю ответственности»

В значительной степени американский опыт интеграции иммигрантов был заимствован во Франции, - уверяет директор Центра европейских исследований Европейского университета Санкт-Петербурга Мария Ноженко. А вот в Бельгии применен метод, который Ноженко условно называет «миской с салатом»: «Там сохраняется разнообразие национальных сегментов, но при этом они “заправлены” неким соусом, а именно - государством, которое помогает им и поддерживает во всем».

Вопрос об ответственности самих иммигрантов перед принявшей их страной участники дискуссии отдельно не затрагивали. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила затронуть эту тему Жозепа Борреля Фонтельеса.

«Это - двусторонний процесс, - начал комментарий президент Европейского университетского института во Флоренции. - Конечно, иммигранты должны нести ответственность перед обществом, в которое хотят интегрироваться. Они не могут приехать в другую страну и вести себя так, как им хочется».

На уточняющий вопрос: несут ли иммигранты ответственность перед принимающей стороной, или только должны ее нести, президент EUI, немного поколебавшись, повторил: «Они не всегда несут эту ответственность, но они должны ее нести, и эта ответственность велика!».

«События на Манежной площади стали шоком»

Между тем, националистические силы в России в последнее время все чаще выражают недовольство не только поведением трудовых мигрантов, но и самим фактом их пребывания в местах с преимущественно русским населением. Недаром, из зала докладчикам напоминали и о национальных столкновениях в карельском городе Кондопога, имевших место в сентябре 2006 года, и о марше националистов на Манежной площади в Москве, в конце прошлого года, и об убийствах студентов из стран третьего мира в Санкт-Петербурге.

Станислав Ткаченко, который является руководителем коллектива разработчиков программы «Толерантность» при администрации Санкт-Петербурга, признал, что «события на Манежной стали настоящим шоком для общества, для государства и для институтов власти».

На вопрос, какая из двух моделей - «правильный котел», или «миска с салатом» является наиболее подходящей для России, Ткаченко замечает: «Россия уже не выбрала ни ту, ни другую модель. Президент Медведев сказал несколько дней назад на Ярославском форуме, что у нас должен быть третий путь - "создание российской нации". Если проанализировать этот путь, то Медведев там же упомянул о таком явлении, как “историческая общность советский народ”, и сказал, что не нужно смеяться над этой моделью; она была, в принципе, хороша, так как представляла собой баланс их двух крайностей - американского “плавильного котла” и европейского мультикультурализма».

Насколько успешным окажется опыт «создания российской нации», говорить пока рано. Можно лишь напомнить, что в царской России далеко не всех устраивало название «россиянин», и после революции многие нации поспешили воспользоваться правом на самоопределения. А с началом Перестройки «историческая общность советский народ» начала испытывать все большие трудности, в конце концов, приведшие к распаду СССР. Об этих фактах вспоминали присутствовавшие на дискуссии студенты и журналисты, но развернутых ответов со стороны докладчиков не получили. Правда, организаторы открытой дискуссии пообещали вернуться к теме интеграции мигрантов во время проведения следующего «Дня Европы».

Литература

1. Авдеев В. Б. Антирасовый миф о «плавильном котле»

2. Открытые дебаты «Много культур - одна Европа», международный фестиваль «День Европы», Санкт-Петербург, 2011г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Подходы к определению понятия "мультикультурализм" и его смысловые уровни. Глобализация и миграция как факторы активизации мультикультурных процессов. "Мультикультурализм" в системе международных отношений стран ЕС. Россия как полиэтническое государство.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2013

    Определение присутствия в мировой культуре разнообразных локальных, региональных, национальных, этнических различий в особенностях исторических условий формирования обычаев и традиций. Рассмотрение модели А. Моля распространения культурных образцов.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2010

    Понятие и роль культурного наследия. Концепция культурного консерватизма в Великобритании. Развитие концепции культурного наследия в России и в США. Финансирование культурных объектов. Венецианская конвенция об охране культурного и природного наследия.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Современный музейный мир России. Период между мировыми войнами. Становление музейного дела в 1917 - начале 1920-х гг. Массовая национализация культурных ценностей. Сохранение культурного наследия и приобщение к нему. Развитие местных краеведческих музеев.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2011

    Мультикультурализм: теоретико-доктринальный уровень исследования сущности и основных проблем европейского мультикультурализма. Швеция, Нидерланды и Великобритания перед проблемой мультикультурализма. Истоки немецкого "мультикультурализма" и его значение.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Понятие игровой концепции культуры в целом. Игровая концепция культуры в осмыслении Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассета и Е. Финка. Краткий сюжет и игровая концепция культуры романа Г. Гессе "Игра в бисер". Отражение проблемных мировоззренческих аспектов.

    реферат , добавлен 10.11.2011

    Изучение понятия мультикультурализма, правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в едином правовом, социальном, экономическом поле. Оценка политики мультикультурализма как средства развития современного многонационального государства.

    реферат , добавлен 29.04.2015

    Тенденции культурной глобализации в современной культуре. Функции музыкальной культуры и ее трансформации в современном мире. Особенности локальных музыкально-культурных традиций. Способы их функционирования в условиях современного российского общества.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2014

    Формы преемственности и общая характеристика традиций и обрядов как наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры, их роль в представлениях старших школьников о семье. Методы передачи культурных ценностей на Востоке и в славянских странах.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2011

    Сущность мультикультурализма, его современное значение в научном дискурсе. Значение глобализации и ее роль в процессах миграции и интеграции различных культурных миноритарных групп. Основные черты мультикультурализма в Германии, Франции, США и Канаде.

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Институт истории, международных отношений и социальных технологий

Кафедра международных отношений и зарубежного регионоведения

РЕФЕРАТ

Теория плавильного котла в США: Н.Глейзер, Д.Мойнихан

Выполнил:

студент 3 курса

гр. МОб-121

Барашян А.М.

Проверил:

Рыблова М.А.

Волгоград, 2014.

Введение

Перед тем как говорить об этой теории, стоит указать, что проблема миграции, которая имеет непосредственное отношение к предмету этой теории, изучалась еще с начала XX века, после 1910-1920-х гг., которые ознаменовались «великой миграцией». Первоначально этими вопросами занимались исследователи Чикагской школы и Роберт Парк. Перу Р.Парка принадлежат работы по ассимиляции.

Теория плавильного котла, как таковая, зародилась в 20-х гг. XX в. Она пришла на смену англоконформисткой этнической модели, и является действующей до сих пор. Если говорить коротко о появлении термина, то можно сказать, что он появился от названия пьесы британского драматурга И.Зангуилла. В основе этой первичной теории стояла идея о том, что свободный демократичный гражданин сам будет желать жить в многоконфессиональном, - расовом, - этничном обществе. Однако еще в то время эта догма не противоречила тотальному контролю англосаксонского этноса над «составляющими» котла.

Говоря об исследованиях Глейзера и Мойнихана по теме «теории плавильного котла», то можно сказать, что их работа в этом вопросе берет свое начало с 60-х гг. Глейзер в соавторстве с Мойниханом в 1975 году выпустили книгу «Этничность: теория и опыт», в которой и изложили свои представления. Их представления, стоит отметить, уже заметно сильнее отличаются от первичной теории «плавильного котла» образца 1920-х гг. Здесь уже нет тотальной ассимиляции, господствовавшей до этого. Авторы труда считали это негативным, а этническое и расовое многообразие исключительно положительным явлением. Это изменение во мнении можно связать с тем, что именно в 1960-е гг. иммигранты в США начали все чаще отстаивать свою самобытность и этничность. Стоит также сказать, что перед началом своего исследовательского пути Н.Глейзер опросил огромное количество национальных и расовых меньшинств США.

Основная часть

За время основания этнической модели «плавильного котла» в 1920-х гг и до 60-х гг. эта теория действительно работала, за весь этот период действительно была резко сокращен выпуск газет на еврейском, скандинавских и других языках. Многие люди не столь сильно демонстрировали свое этническое происхождение. К концу 60-х гг. наука уже изучает этничность и самобытность этих мигрантов, особенности этнических групп. И именно тут начинается критики основных постулатов теории «плавильного котла», которая уже, по мнению критиков, не отражала реальной действительности. Как раз в этот период появляется работа Н.Глейзера и Д.Мойнихана «Вне плавильного котла». Они первыми выступили с критикой. Авторы заявили, что этнические различия все еще продолжают играть важную роль. Эта мысль противоречила постулату теории плавильного котла, который сводился к объяснению необходимость культурной ассимиляции национальных меньшинств и подавления их культурных особенностей во благо американскому государству. Эта работа обозначила начало пересмотру концепции.

Как раз в этот период, с конца 1960-х гг., начинается четвертая волна миграции в США. Теперь в эту страну в основном начинали прибывать мигранты из латиноамериканских и азиатских стран. В отличие от своих предшественников, представителей трех первых волн миграции, они уже должны были адаптироваться в постиндустриальное общество. В связи с этим у них были уже другие модели адаптации, и теория «плавильного котла», соответственно, уже не подходила для реалий того времени. И с этого периода актуальными становятся теории мультикультурализма, транснационализма, интеграции.

Не будет лишним упомянуть, что хотя теория «плавильного котла» и была основным догматом в этнической политике США, однако не на всех она распространялась. Вне «котла» находились афроамериканцы и другие представители небелого населения. Об этом факте также говорит и ряд американских ученых-этнополитологов. «Афроамериканцы и коренные американцы – писал Ф.Бурке, - вне зависимости от того, как они одеваются, что едят, какому культу исповедуются, - им закрыт доступ в «плавильный котел» по причине цвета или истории». Борцы за гражданские права стали требовать интеграции черного населения и других этносов на равноправной основе в социальном и общественно-политическом значении. Менялись реалии и «плавильный котел» был заменен другой парадигмой – «культурным плюрализмом».

Заключение

Стоит начать с того, что теория «плавильного котла» даже в редакции Н.Глейзера и Д. Мойнихана, которая вприниципе и низвергла основные догмы этой теории, оказалась неадекватной реальности.

Среди ее преимуществ можно назвать то, что теория создавала до поры до времени благоприятную общественную атмосферу, минимизируя риски терактов и других выступлений национальных меньшинств.

Также эта теория позволяла усилить производительные силы страны, не принося дополнительного ущерба с собой. Это было выгодно политическому истэблишменту того времени.

Также теория усиливала ассимиляцию других народов, создавая наднациональный термин «американский народ», стирая противоречия между культурами и мало того обогащая американскую при этом.

К несомненному минусу можно отнести ранее названная «неадекватность» реальности, трансцендентность теории. К реалиям уже последующих 80-90-х гг., когда стало трендом отстаивать права как раз тех меньшинств, которые не вписывались в концепцию теории (речь здесь идет о афроамериканцах, преимущетсвенно). Теория чересчур идеалистична и не учитывает национальных особенностей других народов. Грубо говоря, эта теория все вышесказанное сваливает «в одну кучу».

Кроме всего прочего, как показала практика, эта теория предполагала жесткую ассимиляцию, что уже не входило в планы иммигрантов.

Даже несмотря на то, что в теорию «плавильного котла» была внесена «новая жизнь» в лице критики Н.Глейзера, она не смогла долго продержаться. Свидетельство тому – существование ряда национальных общин, которые, считая себя гражданами США, частью американского народа, остаются между тем евреями, русскими, украинцами, мексиканцами, арабами и т. п. Видимо, теория «плавильного котла» всё-таки не отражает многообразие тех процессов, которые происходят в американском обществе.

Список литературы:

    Hartmann, D., Cornell, S. Ethnicity and Race: Making Identities in a Changing World.London, 1998.

    В.В. Костенко Теории миграции: от ассимиляции к транснационализму. URL: http://www.hse.ru/data/2014/11/10/1099325984/Kostenko_jssa.pdf

    Модель этнического развития «плавильный котел» в американском обществе. revolution.allbest.ru/history/00096451_0.html

    Nathan Glazer.«Ethnicity: Theory and Experience (ed., with Daniel P. Moynihan) Cambridge, Mass. Harvard University Press, 1975.

    Nathan Glazer. Beyond the Melting Pot: The Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians and Irish of New York City (with Daniel P. Moynihan), Cambridge, Mass. Massachusetts Institute of Technology Press, 1970.





Каудильо- форма правления, режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный в ходе военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу. Каудильо - форма правления, режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный в ходе военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу.


В экономике стран Латинской Америки хозяйства ориентировались сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых. В экономике стран Латинской Америки хозяйства ориентировались на производство и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых.


XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. Существовало 20 независимых государств. Существовало 20 независимых государств. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Гаити на французском. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Гаити на французском.

К началу XIX века испанская колониальная империя в Америке имела территорию более 10 млн. квадратных километров и простиралась от Сан-Франциско до мыса Горн. Огромные просторы тропических лесов, цепи гор, безбрежные равнины, пампа, большие реки, такие, как Амазонка, составляли богатства этого континента.

Чтобы иметь возможность управлять этими землями, испанская корона разделила их на четыре вице-королевства: Новую Испанию, Новую Гранаду, королевство Ла-Плата и Перу.

В начале XIX века в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В колониях были созданы тайные организации, нелегально издавались и распространялись «Декларация прав человека и гражданина» и другие документы французской революции.

Разгром наполеоновской армией монархии Бурбонов в Испании создал благоприятные условия для подъема освободительного движения в испанских колониях.

«Война до смерти»

В 1811 году была провозглашена независимая республика в Венесуэле. Освободительное движение возглавило «Патриотическое общество», в котором ведущую роль играли богатые креолы. Среди них выделялся молодой офицер Симон Боливар. Широко образованный человек, блестящий оратор и публицист, он обладал к тому же незаурядным полководческим талантом.

На первых порах лидеры освободительного движения видели свою задачу лишь в изгнании колонизаторов и не стремились менять существующие порядки. Негры и индейцы их не поддержали. Учитывая это, Боливар издал декреты, в которых обещал вступившим в революционную армию рабам предоставить свободу, крестьянам — землю. На помощь повстанцам из европейских стран прибыли 5 тысяч добровольцев.

Однако Боливар понимал, что в одиночку Венесуэле не отстоять свою независимость. Он повел свою армию на помощь соседней стране — Новой Гранаде.

Это был легендарный переход через Анды. С каждым днем становилось все холоднее. Дождь сменился снегом. Ледяной ветер сбивал с ног. Горные обвалы и вырванные бурей деревья преграждали путь.

Погибли все лошади, солдаты теряли сознание от нехватки кислорода, срывались в пропасти. Боливар в изодранном генеральском мундире возглавлял передовой отряд, вдохновляя своим мужеством бойцов. Из 3400 солдат с гор спустились лишь 1500.

Испанские войска были разгромлены. Венесуэла и Новая Гранада объединились в единое государство — Великую Колумбию.

Стремясь укрепить независимость молодых латиноамериканских государств, Боливар выступил за их объединение в конфедерацию. Он постоянно боролся за создание демократической республики, где цвет кожи не имел бы никакого значения. Но тщетно пытался Боливар объединить новые независимые государства, имевшие общие язык и религию. Установление его личной диктатуры, хоть и вызванное желанием предотвратить распад Великой Колумбии, вызвало сопротивление. Рост недовольства выразился в многочисленных заговорах и восстаниях. Власть Боливара была свергнута в Перу и Боливии, затем от Колумбии отделились Венесуэла и Эквадор.

25 сентября 1829 года заговорщики проникли в Президентский дворец в Боготе с целью убить «Освободителя», однако ему удалось спастись. Влияние и популярность Боливара падали, и в начале 1830 года он ушел в отставку. Больной и разочаровавшийся Боливар написал незадолго до смерти в 1830 году: «Тот, кто служит революции, пашет море!»

Лишь много лет спустя заслуги его получили всеобщее признание. Память о нем сохраняется в названии одной из южноамериканских республик — Боливии.

Буржуазная революция 1820 года в Португалии привела к новому подъему движения за независимость Бразилии. Бразилия была объявлена независимой империей.

В 1868 году началось массовое восстание против испанских колонизаторов на Кубе. А в следующем году была провозглашена независимая Кубинская республика. Десять лет армия, вооруженная пиками и мачете, вела борьбу с испанцами, но сопротивление повстанцев было сломлено. И только в самом конце XIX века кубинский народ освободился от колониальной зависимости.

Итоги и значение освободительной войны

Национально-освободительное движение в Латинской Америке завершилось победой. Во всех независимых странах, кроме Бразилии, установился республиканский строй. Но некоторые государства, образовавшиеся в ходе войны за независимость, из-за глубоких внутренних противоречий и борьбы различных группировок оказались непрочными и распались. Политическая независимость покончила с многочисленными ограничениями, сковывавшими экономическое развитие колоний. Создались более благоприятные условия для развития капиталистического уклада и вхождения в мировой рынок.

В независимых государствах уничтожили рабство, правда, не сразу. В Венесуэле, Колумбии и Перу оно сохранилось до 50-х годов, а в Бразилии — до 80-х годов XIX века. Были отменены подушная подать и принудительная трудовая повинность коренного населения в пользу частных лиц, государства и церкви. В течение XIX века во всех вновь возникших государствах был установлен парламентарный строй и приняты конституции. Немаловажное значение имело и уничтожение инквизиции, сословного строя, упразднение дворянских титулов.

Окрепло и национальное самосознание латиноамериканцев, они стали понимать свою принадлежность к определенной нации, имеющей право на создание независимого государства.

Ряд ученых считают, что освободительные войны носили характер буржуазной революции. Но есть и другая точка зрения, отрицающая революционное значение этих событий. Тем более что создание республик не привело к власти новые классы. Крестьяне землю не получили, а владельцы латифундий сохранили огромные поместья и политическую власть. Развитие капитализма в странах Латинской Америки пошло долгим и мучительным путем.

Век каудильо

После войны за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Они стали воевать друг против друга, чтобы захватить больше территории. Это сопровождалось бешеной борьбой за президентское кресло внутри каждой отдельной страны. Как правило, власть попадала в руки военных или гражданских вождей времен войны за независимость, захватывавших ее при помощи оружия. Такой вождь — каудильо — опирался либо на народ, либо на землевладельцев.

В латиноамериканской цивилизации много черт цивилизации традиционной, когда господствуют «клановые» связи между «патроном» (хозяином), «вождем» и подчиненной ему массой («клиентелой» — от слова «клиент»). Обычно клановые связи сильнее связей классовых.

Суть этого явления состоит в том, что вокруг «сильной» личности сплачивается круг людей, рассчитывающих решить свои проблемы при помощи «патрона». В политической борьбе на первый план выходили личные качества лидера, его умение управлять толпой, завоевав ее доверие. В данных условиях дружеские связи становятся важнее закона. Эти отношения выражает принцип: «Все для друзей, а для врагов — закон». Часто за маской «любимца толпы» скрывались честолюбие и ожесточенное соперничество отдельных семейств.

В XIX веке начались постоянные государственные перевороты, подтасованные выборы и кровавые гражданские войны. Пожалуй, не было в XIX в. ни одной страны в Латинской Америке, которой удалось бы избежать «каудильизма».

Медленное развитие экономики

Десятилетия междуусобных войн гибельно отразились на экономическом развитии латиноамериканских стран. Хозяйство в них ориентировалось главным образом на производство и вывоз за границу сельскохозяйственных продуктов или полезных ископаемых — меди и серебра. Тем не менее в середине XIX века ряд стран втягивается в мировой рынок.

В Чили в 1832 году были открыты богатые залежи серебра, потребность в котором в Европе возрастала; после захвата США Калифорнии туда активно вывозилось чилийское зерно. К концу XIX века в Чили освоили добычу селитры и начался экспорт ее на мировой рынок. Между 1880 и 1910 годами объем промышленного производства страны ежегодно возрастал на 2%.

В Аргентине во второй половине XIX века набирал силу лагерь сторонников свободной торговли, так как для этого появились благоприятные обстоятельства. Промышленная революция на европейском континенте увеличила потребности в продовольствии и сырье. Внутри страны тоже расширялся спрос на товары, чему способствовал большой приток иммигрантов, обеспечивающих страну рабочими руками.

К концу XIX века экономика Аргентины покоилась на двух прочных столбах — животноводстве и земледелии. Животноводство было связано с выращиванием скота и экспортом мороженого мяса, 2/3 которого поставлялось в Лондон.

Отмена рабства и приток иммигрантов создали условия для развития капиталистического хозяйства в Бразилии. Основной статьей дохода к началу XX века оставался экспорт кофе, золота, серебра и тропических фруктов. Из Мексики экспортировали золото и серебро, из Колумбии — кофе и индиго (красящее вещество). Строящиеся промышленные предприятия и железные дороги оказались в руках иностранного капитала.

Страны латиноамериканского региона к началу XX века по уровню капиталистического развития выглядели следующим образом: группу наиболее развитых стран составляли Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили; значительно более отсталыми были Боливия, Мексика и Перу, где сохранялись огромные массы безземельного, закабаленного крестьянства. Фактически здесь господствовала экономическая система колониального времени, основанная на господстве крупного землевладения.

Латиноамериканский «плавильный котел»

XIX век явился временем складывания латиноамериканских наций. Они формировались из представителей разных народов, живших в границах одного государства. Как и в США, здесь действовал «плавильный котел», в котором смешивались различные расы и нации: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран.

Общество в латиноамериканских странах формировалось под влиянием испанских и португальских обычаев, в системе отношений между людьми здесь всегда соблюдалась иерархия. Каждый должен был здесь знать свое место, свой клан, связывать свое благополучие с «большим» или «маленьким» покровителем, каудильо. Отсюда и склонность к установлению авторитарных режимов.

Особенности верований у католиков в Латинской Америке

Большое влияние на формирование наций оказала католическая религия. В Мексике, например, еще в XVI веке сформировался культ Святой Девы Марии, Гуаделупской Богоматери. Постепенно из местного он превратился в культ, охвативший население всей страны, объединил жителей Мексики. Каждый, кто поклонялся Святой Марии Гуаделупской, считался принадлежащим к мексиканской нации.

Вообще католическая религия и католическая церковь играли очень большую роль в жизни латиноамериканцев. Католическая церковь через свои приходы влияла на 90% населения Латинской Америки.

Но поскольку традиции католичества утверждались на континенте, где коренным населением были индейцы, католическая религия в Латинской Америке имеет ряд особенностей. Прежде всего это огромное количество святых, скульптурным изображениям которых ревностно поклонялось население, домашние часовни. Ученые считают, что индейцы после уничтожения их идолов колонизаторами перенесли в католичество свое стремление поклоняться «божественным силам», боготворить их и даже превращать в простой амулет. Среди различных слоев населения всегда ходили рассказы о «чудесах», о «явлениях» святых. Дело в том, что в латиноамериканских странах еще с доколумбовых времен принято было употреблять вещества, вызывающие галлюцинации. Эта традиция от индейцев распространилась и на бедные слои белого населения.

В Латинской Америке сформировалась особая цивилизация, отличная от европейской и от североамериканской. Войны за независимость, обретение этой независимости, а затем десятилетия кровавых междоусобных войн, медленное развитие капитализма, разрешение конфликтов не столько путем реформ, сколько путем революций и установления авторитарных режимов, слабость демократии сделали историю латиноамериканцев трагической.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история