Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн (1858-1924) - российский архитектор, работавший в Москве. Один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX - начала XX века. Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников. Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры - строил в неоклассическом стиле. Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и др.
Клейн, Роман Иванович , фото 1890х гг., фото
Родился в купеческой (потомственного почётного гражданина) семье. Во время обучения в гимназии посещал курсы в МУЖВЗ, в 1875-1877 работал чертёжником у В. О. Шервуда на постройке Исторического музея, в 1877-1882 окончил петербургскую Академию художеств, затем два года стажировался в Европе, работал у Шарля Гарнье. В 1888 открыл собственную практику в Москве. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу - дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, - ввела его в круг старообрядческого купечества - Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.
Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени - Ф. О. Шехтеля. Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам - Кекушеву, Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю. - М. В. Нащокина
Почти двадцать лет своей жизни (1896-1912) Клейн посвятил строительству Музея изящных искусств имени Александра III. Проведенный в 1896 публичный конкурс был выигран П. С. Бойцовым, архитектором-самоучкой без разрешения на право производства работ, который не мог быть допущен к строительству такого масштаба (и, вероятно, не собирался посвятить многие года такому длительному проекту). В итоге, правление МГУ - организатор постройки - пригласил Клейна возглавить проект, организовав ему длительное турне в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов в стиле неогрек и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды. В неё входили такие мастера и ученики Клейна, как В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий и др. Через школу фирмы Клейна прошли десятки молодых архитекторов, инженеров и художников. Например, фасад и интерьеры знаменитого чайного магазина Перлова на Мясницкой, выстроенного фирмой Клейна, фактически проектировал К. К. Гиппиус.
Клейн - возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени, совмещал руководство постройкой музея с множеством частных проектов. Среди его постоянных клиентов крупнейшие московские промышленников - семья Жиро, Ю. П. Гужон, А. О. Гюбнер. Среди построек Клейна - фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса авиазавода в Филях (нынешний ГКНПЦ имени Хруничева).
Клиника на Девичьем Поле, 1893, фото Attribution-Share Alike 2.5
Доходный дом князя А. Г. Гагарина, 1898, фото
"Мюр и Мерилиз" (ЦУМ), 1906-1908, фото Attribution-Share Alike 2.5
Особняк Некрасова, Хлебный переулок, 20, 1906, фото Attribution-Share Alike 2.5
Шелапутинское училище, Ленинский проспект, 15, 1900-1903, фото Attribution-Share Alike 2.5
Работы Клейна во многом определили облик южной части Китай-города - он построил Средние торговые ряды на Красной площади, банковские здания на Варварке, 7 и Ильинке, 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе и на Шаболовке, 26. Там же, на Шаболовке, 33 - дворянская богадельня имени Ю. С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена). По заказу благотворительного фонда П. Г. Шелапутина Клейн выстрои школы на Ленинском проспекте, 15, в проезде Хользунова, 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С. С. Эйбушица. В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей и Храм Спаса Нерукотворного Образа.
Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х гг. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Похоронен на Введенском кладбище.
источник : статья в русскоязычной Википедии на дату публикации ru.wikipedia.org
Роман Клейн, 1910-е гг.
Роман Иванович Клейн (1858-1924) – архитектор, академик.
Роман Клейн родился в купеческой семье 19 марта (31 марта) 1858 г. В их доме на Малой Дмитровке часто бывали музыканты, литераторы, художники. У Клейна рано проявились способности к рисованию. Ещё во время учебы в гимназии он в 1873-1874 гг. посещал курсы в МУЖВЗ , в 1875-1877 гг. работал чертёжником у В.О. Шервуда на постройке Исторического музея.
В 1877 г. Клейн поступил в петербургскую Академию художеств. После её окончания в 1882 г. получил звание классного художника архитектуры 3-й степени и был направлен на стажировку в Европу. После возвращения в Москву в 1885 г., Клейн два года работал помощником в архитектурных мастерских Владимира Шервуда и Александра Попова .
В 1888 г. Роман Клейн начал работать самостоятельно. Первая крупная постройка Клейна – дом В.А. Морозовой на Воздвиженке – принесла ему славу, сделав модным и востребованным архитектором в среде старообрядческого купечества. Его заказчиками были Высоцкие, Шелапутины, Прохоровы, Депре. Количество зданий, построенных им, велико.
Роман Клейн был великолепным стилизатором и организатором. Наверное, поэтому он стал одним из самых плодовитых архитекторов того времени.
Основная работа – Музей изящных искусств имени Александра III. Клейн возглавил строительство, собрав сильную команду архитекторов и градостроительных инженеров. В неё входили и мастера, и ученики, ставшие впоследствии самобытными профессионалами. Конкурс на проект здания Музея изящных искусств, объявленный в конце 1896 г., Роман Клейн проиграл: первая премия – Г.Д. Гримм, вторая – Л.Я. Урлауб, третья – П.С. Бойцов.
Проект Клейна приняли по настоянию И.В. Цветаева – инициатора и организатора работ по строительству музея. Окончательный проект был разработан на основе общего плана и внутренней планировки Бойцова. Клейн с помощниками разработал в неогреческом стиле фасады и интерьеры. Строительство начали 17 августа 1898 г. Музей открылся 31 мая 1912 г. За эту работу Клейну было присвоено звание академика архитектуры. Немного о судьбах людей, которым мы обязаны существованием Музея.
Спустя год от сердечного приступа умер Иван Владимирович Цветаев. Через сорок дней не стало Юрия Степановича Нечаева-Мальцева, без чьей многолетней финансовой поддержки не было бы никакого музея. Ещё раньше, в 1905 г. был убит Великий князь Сергей Александрович Романов, который, будучи генерал-губернатором, поддерживал идею строительства Музея.
После 1917 г. Клейн сумел остаться востребованным новой властью. До конца жизни он работал. Был штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, руководил кафедрой МВТУ.
И десятков других памятников.
Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры - строил в неоклассическом стиле.
Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и других.
Родился в московской многодетной купеческой (позже перешедшей в сословие потомственных почётных граждан) семье еврейского происхождения. Семья жила на Малой Дмитровке; в их доме часто бывали Антон Рубинштейн и его брат Николай, архитектор Александр Вивьен, многие другие известные художники, литераторы и музыканты. Уже в детстве Клейн проявлял склонности к музыке и рисованию, а занятия с Вивьеном предопределили окончательный выбор будущей профессии.
Во время обучения в гимназии Креймана в 1873–1874 годах посещал курсы в МУЖВЗ, где получил две училищных награды. В 1875–1877 годах работал чертёжником у архитектора В. О. Шервуда на постройке . В 1877–1882 годах обучался в Императорской Академии художеств, закончил её со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После окончания ИАХ был направлен в пенсионерскую поездку за границу: полтора года стажировался в Европе - в Италии и Франции; работал в мастерской известного архитектора Шарля Гарнье, принял участие в работе Гарнье по сооружению исторических жилищ разных народов для парижской выставки 1889 года. После возвращения в Москву в 1885–1887 годах работал помощником в мастерских разных архитекторов, в том числе у В. О. Шервуда и А. П. Попова.
неизвестен , Public DomainВ 1888 году начал самостоятельную архитектурную практику. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу - дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, - ввела его в круг старообрядческого купечества - Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.
«Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени - . Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам - , Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю».
М. В. Нащокина
Почти двадцать лет своей жизни (1896–1912) Клейн посвятил строительству Музея изящных искусств имени Александра III. Проведенный в 1896 публичный конкурс был выигран П. С. Бойцовым В итоге, правление МГУ - организатор постройки - пригласил Клейна возглавить проект, организовав ему турне в европейские музеи.
Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов в стиле неогрек и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды. В неё входили такие мастера, как В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий и др. Работы проводились Торговым домом В. Залесский и В.Чаплин, который устраивал в здании Музея паро-водо-духовое отопление. И. И. Рерберг был помощником Клейна и отвечал за качество производимых работ и за ведение отчетности строительства.
Клейн - возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени, совмещал руководство постройкой музея с множеством частных проектов. Среди его постоянных клиентов крупнейшие московские промышленников - семья Жиро, Ю. П. Гужон, А. О. Гюбнер. Среди построек Клейна - фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса "Второго автомобильного завода «Руссо-Балт» в Филях (нынешний ГКНПЦ имени Хруничева).
Работы Клейна во многом определили облик южной части - он построил Средние торговые ряды на , банковские здания на Варварке, 7 и Ильинке, 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе, 6 и на Шаболовке, 26. Там же, на Шаболовке, 33 - дворянская богадельня имени Ю. С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена). По заказу благотворительного фонда П. Г. Шелапутина Клейн выстроил школы на Ленинском проспекте, 15, в переулке Хользунова, 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С. С. Эйбушица. В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей и Храм Спаса Нерукотворного Образа.
Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х гг. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Похоронен на (15 уч.).
Архитектор Роман Иванович Клейн (настоящее имя и отчество - Роберт Юлиус) родился в марте 1858 года в городе Москве в еврейской купеческой семье, проживавшей в то время на Малой Дмитровке.
В гостях у его родителей часто бывали такие известные люди, как композитор и дирижер Антон Рубинштейн со своим братом Николаем - пианистом-виртуозом, архитектор Александр Осипович Вивьен и многие представителе культурной общественности (художники, писатели, поэты и музыканты).
Скорее всего, занятия с Александром Вивьеном определили будущий выбор специальности Романа Ивановича.
Далее была учеба в Императорской Академии художеств в Петербурге, которую Роман Иванович закончил в 1882 года с присвоением звания «Классного художника архитектуры». Для совершенствования своих умений был направлен в пенсионерскую (пансионерскую) поездку в Европу от этого заведения.
Там ему посчастливилось поработать с таким мэтром архитектуры, как Шарль Гарнье, участвовавшим тогда в возведении построек для Парижской выставки, состоявшейся в 1889 года.
После своего возвращения в Москву в 1885 году, архитектор Клейн работает помощником в архитектурных мастерских Владимира Шервуда и Александра Попова.
С 1888 года Роман Иванович начинает самостоятельную практику. Первой постройкой стал дом Морозовой на улице Воздвиженке. Именно благодаря Варваре Алексеевне, молодой человек знакомится с представителями старообрядческого купечества - Шелапутиными, Прохоровыми, Морозовыми и Коншиными.
Двадцать лет своей жизни архитектор Клейн посвятил одному из самых значимых своих творений - Музею изящных искусств им. Александра III (ныне - ГМИИ им. А.С. Пушкина).
Роман Иванович признан и как специалист по промышленной архитектуре. По его проектам возводились производственные здания для промышленников Москвы - Юлия Гужона, Альберта Гюбнера, семьи Жиро и многих других.
Большой вклад внес архитектор в облик южной части района Китай-город. Там по его проектам были построены здания нескольких банков и Средние торговые ряды.
После революции 1917 года Клейн остается в России и продолжает заниматься архитектурной деятельностью, но создать что-то значимое не успел. В 1924 году Романа Ивановича не стало. Похоронили мастера на .
Фото 1. Кинотеатр "Колизей" на Чистопрудном бульваре, 17
Фото 2. Доходный дом графини Милорадович на Поварской, 22
Р оман Клейн спроектировал около 130 сооружений, из них свыше 60 - в Москве. Он был одним из первых в России, кто начал применять в строительстве железобетонные конструкции. Ярким образцом клейновского стиля, сочетавшего мотивы старинного зодчества и новейшие технические достижения, стал универмаг «Мюр и Мерилиз», известный сегодня как ЦУМ. Но главное детище, прославившее имя архитектора, - здание Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).
Будущий архитектор был пятым из семи детей московского купца первой гильдии Ивана Клейна. При рождении мальчику дали имя Роберт Юлиус, но окружающие стали называть его по-русски - Романом. Мать Эмилия Клейн собирала в доме кружок интеллигенции, куда были вхожи пианисты Антон и Николай Рубинштейны. Другом семьи был архитектор Александр Вивиен, преподававший в Межевом институте и Земледельческой школе. Под его влиянием 10-летний Роман увлекся градостроительством. В 1873–1874 годах, еще учась в гимназии, он посещал курсы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 17 лет Клейн ушел из дома, на мизерное жалованье младшего чертежника снимал на пару с товарищем комнату практически без мебели, часто недоедал, но отказывался брать деньги у родителей. В 1875 году архитектор Владимир Шервуд, у которого работал Клейн, начал строить Исторический музей на Красной площади, что стало для юноши серьезной школой. Спустя два года Клейн поступил в Императорскую академию художеств в Петербурге. После ее окончания молодой архитектор отправился в пенсионерскую поездку. Академия художеств оплачивала лучшим выпускникам пребывание в Италии или Франции для завершения образования. За 1,5 года Клейн побывал в Равенне и Риме, а в Париже работал в мастерской самого Шарля Гарнье - архитектора, построившего здание Парижской оперы и Казино в Монте-Карло. От Гарнье Роман Клейн перенял любовь к эклектике и в частности - к модному тогда во Франции стилю боз-ар. За его основу брались элементы итальянского Ренессанса и французского барокко. В дальнейшем Клейн обращался в своем творчестве к разным странам и эпохам.
Вернувшись в Москву, архитектор реализовал свой первый самостоятельный проект: перестроил особняк на Новой Басманной улице для купца Василия Хлудова. В 1886–1888 годах Клейн возвел дом для московской купчихи Варвары Морозовой. Здание, стилизованное под итальянское палаццо, стало лучшей рекомендацией для молодого архитектора. Отныне к нему постоянно обращались заказчики из купеческой среды.
Архитектор лично курировал строительство на «своих» объектах, одним из таких был Гинекологический институт (ныне - Институт акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева). Его построили в 1893 году в Клиническом городке при Московском университете на Девичьем Поле. Это здание интересно угловой башней-операционной с большими окнами и стеклянным потолком. Клинику возводили на средства мецената Павла Шелапутина. По его же заказу Роман Клейн построил неподалеку дом для выдающегося врача Владимира Снегирева.
К тому же периоду относятся такие проекты Клейна, как Средние торговые ряды на Красной площади, Торговый дом Серпуховского городского общества, Торговый дом «Варваринское подворье».
Торговый дом Серпуховского городского общества. Фотография: livejournal.com
Средние торговый ряды на Красной площади. Фотография: Володина Ольга / фотобанк «Лори»
Бывший конторский и торговый дом «Варваринское подворье». Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
В августе 1896 года был объявлен конкурс на проект здания Музея изящных искусств имени Александра III при Московском университете. Инициатором и душой музея, его первым директором был профессор Московского университета историк искусства и доктор римской словесности Иван Цветаев . Он разработал и условия конкурса - в них оговаривалось, что проект должен быть выполнен «в формах античной архитектуры или в стиле эпохи Возрождения». Интерьеры залов должны были быть оформлены сообразно эпохе, к которой принадлежали выставленные в них экспонаты. Конкурс проводила Академия художеств, в нем приняло участие 19 архитекторов с 15 проектами. Роман Клейн был удостоен лишь дополнительной награды, но правление Московского университета выбрало его проект для реализации. Иван Цветаев объяснял это так:
«Неудачный конкурс в Санкт-Петербургской академии художеств, на который из-за внутренних раздоров архитектурного отделения с живописным никто из больших архитекторов не пошел: выступили только второстепенные и молодые силы, не представившие хорошего проекта. Вследствие чего остановились на Клейне, хотя тоже не удовлетворившем своим конкурсным проектом, но близко знакомого Николаю Андреевичу Звереву и обещавшем возможность разработки планов музея совместно со мною и по указаниям заграничных специалистов, каковую надежду, при художественной своей натуре и отличном нраве, он и исполнил, переделывая шесть раз свой проект».
Музей изящных искусств строили 16 лет. Из 2,6 миллиона рублей, в которые обошлось строительство, больше двух миллионов выделил меценат Юрий Нечаев-Мальцев. Клейн не раз ездил в Европу - консультировался с историками, археологами и специалистами по музееведению.
Здание возвели в стиле античного храма. Колонны фасада повторяют колоннаду восточного портика Эрехтейона - храма в Афинском акрополе. В декабре 1904 года случился пожар, пострадали залы антиквария и библиотека. Иван Цветаев в это время находился в Берлине, и Клейн, по сути, взял на себя руководство, так как «пожарными распоряжался лишь пьяный брандмейстер Тверской части». В письме к Цветаеву архитектор рассказывал: «…пожарные, не церемонясь, пробивали ломами насквозь ящики и таким образом громили все содержимое. Меня отчаяние охватывало до слез… Хладнокровнее всех, как мне показалось, отнесся к случившемуся Юрий Степанович (Нечаев-Мальцев. - Прим. ред.)… он успокаивал меня, говоря, что убытки небольшие и ограничатся суммою не более 25 000 рублей, но мне думается, что они значительнее» .
В 1907 году за проект Музея изящных искусств Роману Клейну присвоили звание академика архитектуры. Музей открылся 31 мая 1912 года.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фотография: arts-museum.ru
Здание московского театра «Современник». Фотография: Shuvaev / wikimedia.org
Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ). Фотография: moscow.org
Параллельно с работой над музеем Роман Клейн возводил другие здания. В 1901 году он построил особняк для чаеторговцев Высоцких, стилизовав его под французское шато. Сегодня в этом здании в Огородной слободе располагается Дворец творчества детей и молодежи. В 1903 году закончилось строительство Института для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых в Больничном городке при Московском университете. Для промышленных нужд Клейн построил электростанцию и пивоваренный завод, чаеразвесочную, каучуковую и шелкоткацкую фабрики. По его проектам возводились винные склады и доходные дома, приюты и гимназии. В 1906 году к нему обратилась еврейская община Москвы. После того как власти разрешили вновь использовать здание Большой Хоральной синагоги по прямому назначению, необходимо было восстановить убранство, созданное ранее архитектором Семеном Эйбушицем.
Клейн охотно брался за реконструкции, хотя слава в этом случае доставалась автору первоначального проекта. Но бывало и наоборот. В 1893 году Клейн построил дом в ренессансном стиле для чаеторговцев Перловых . В 1896 году Перловы поручили архитектору Карлу Гиппиусу переоформить строение в китайском стиле, чтобы привлечь клиентуру. Дом украшает Мясницкую улицу и сегодня, но авторство китайского декора нередко по ошибке приписывают Роману Клейну.
В 1906–1908 годах под руководством Клейна возводился торговый дом «Мюр и Мерилиз». Семиэтажное здание, напоминающее английский готический замок, построенное из стекла и бетона на несущих металлических конструкциях, смотрелось в центре Москвы революционно. Впервые окна нижних этажей представляли собой сплошную витрину - выставку товаров, как тогда говорили, - впервые покупатели могли пользоваться лифтами.
В 1912 году Клейн участвовал в сооружении нового Бородинского моста через Москву-реку. Спустя два года на Чистопрудном бульваре открылся построенный им кинотеатр «Колизей». После реконструкции 1970-х годов в это здание переехал театр «Современник» . Одной из последних значительных работ Романа Клейна стал храм-усыпальница Юсуповых в усадьбе Архангельское - «Колоннада». По прямому назначению это величественное здание никогда не использовалось, сегодня в нем проводят выставки и концерты.
Роман Клейн преподавал в Московском высшем техническом училище и Рижском политехническом институте, базировавшемся в 1916–1918 годах в Москве. В его мастерской стажировались Леонид Веснин и Григорий Бархин, с именами которых связан облик новой советской Москвы. В 1924 году Романа Клейна назначили руководителем проектного бюро Наркомпроса. В том же году архитектор скончался.