Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем. Социальная стабильность

Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем. Социальная стабильность

Введение

Российский регион - это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой и являющаяся важнейшим элементом национальной экономики. Для региональных экономических систем характерно сочетание социальной, экономической, экологической, информационной и других составляющих, наличие множества сложных элементов, большого числа разнообразных связей, циркуляция больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов. В России, являющейся федеративным государством, ключевыми являются проблемы экономической самостоятельности, безопасности и устойчивого развития регионов.

К социально-экономическим системам относят мировое сообщество, союзы государств, государства, административные единицы внутри государства, отрасли хозяйства, отдельные предприятия, группы людей.

Теория устойчивости социально-экономических систем

Будучи производной от некоторых других ветвей знания (кибернетики, теории систем и др.), вобрала в себя ряд междисциплинарных категорий. Среди них «система», которая характеризуется иерархией организованных подсистем, движением отдельных частей и, в совокупности, развитием, наличием или недостатком ресурсов развития. Важным понятием является «структура», под которой понимают части одной системы, определенным образом вступающие во взаимоотношения. В каждой системе имеется потенциал (ресурс, капитал), способствующий ее развитию. Развитием называют изменения, происходящие в системе, принимающие структурную, качественно-количественную форму, либо это изменения, отражающие характер функционирования. Социально-экономическая система способна эволюционизировать из одного вида в другой, в частности в такой, при котором потребленные ресурсы восстанавливаются, воспроизводятся, заменяются на другие, минимизируется их расходование, если невозможно продолжить развитие без невозобновляемых ресурсов.

Устойчивость социально-экономической системы значительно отличается от технической, физической устойчивости. Поскольку главной характеристикой в ней выступает не некоторое равновесное состояние и способность возвращаться к нему в случае возмущающих воздействий, или сохранение заданной траектории движения в случае противодействующих сил, а способность эффективно использовать, автономно видоизменять ресурсы своего развития, непрерывно наращивать показатели своего положительного изменения, не увеличивая или минимизируя затраты базовых, невозобновляемых ресурсов.

Формирование устойчивой социально-экономической системы должно базироваться на принципах устойчивого развития , основными из которых являются:



1. улучшение качества жизни;

2. гарантированное здоровье людей;

3. удовлетворение основных жизненных потребностей как населения, так и будущих поколений;

4. борьба с бедностью;

5. рациональные структуры производства и потребления;

6. рациональное природопользование;

7. сохранение экосистем, защита климата и озонового слоя;

8. обеспечение экологической безопасности;

9. устранение всех форм насилия над человеком и природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида);глобальное партнерство.

В теории устойчивого развития можно выделить несколько подходов к оценке устойчивости социально-экономических систем. В качестве первого подхода можно определить методику расчета показателя "Истинных накоплений (Genuine saving)", разработанного исследователями Всемирного Банка для оценки устойчивости экономики. Он определяет благосостояние страны в более широком плане, чем национальные счета. Цель показателя - представить «стоимость чистого изменения в целом спектре активов, которые важны для развития: производственные активы, природные ресурсы, качество окружающей среды, человеческие ресурсы и иностранные активы». Коррекция валовых внутренних сбережений производится в два этапа. На первом этапе определяется величина чистых внутренних сбережений (NDS) как разница между валовыми внутренними сбережениями (GDS) и величиной обесценивания произведенных активов (CFC). На втором этапе чистые внутренние сбережения увеличиваются на величину расходов на образование (EDE) и уменьшаются на величину истощения природных ресурсов (DRNR) и ущерба от загрязнения окружающей среды (DME): GS=(GDS-CFC)+EDE-DRNR-DME.



Подход Genuine Saving имеет преимущества над многими другими типами национальных расчетов, поскольку дает странам единые, ясные, позитивные или негативные цифры. Постоянные отрицательные результаты могут быть интерпретированы как факт того, что страна идет по неустойчивому пути, что повлечет негативные эффекты в долгосрочной перспективе.

Следующий подход к оценке устойчивости предложен Йельским и Колумбийским Университетом для Всемирного Экономического Форума в Давосе - Расчет индекса устойчивости Окружающей Среды - Environmental Sustainability Index . Значение индекса рассчитывается по 22 индикаторам. Каждый индикатор определяется усреднением 2-5 переменных, всего выделено 67 переменных. Формально все переменные получают равный вес при расчете индекса, поскольку отсутствуют общепризнанные приоритеты в ранжировании экологических проблем. В «десятку» наиболее устойчивых стран вошли Финляндия, Норвегия, Канада, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия, Австрия, Исландия, Дания и США.

Заслуживает внимания методика расчета Индекса устойчивого экономического благосостояния (Index of Sustainable Economic Welfare ), рассчитанный в 1989 г. Коббом и Дэли (США) и представленный европейским странам (Германии в 1991г., Великобритании в 1994 г., Австрии, Шотландии, Дании и Нидерландам). Он представляет собой размер ВВП на душу населения, скорректированный на сумму затрат на социально-экономические и экологические факторы. Разработка этого индекса - это попытка построения агрегированного монетарного индекса, напрямую сравнимая со стандартами национальных счетов с учетом важных моментов, которые отрицаются в других методах из-за их высокой агрегированности. При расчете ISEW учитываются такие переменные как стоимость загрязнения воды, воздуха, шумового загрязнения, потеря сельскохозяйственных земель, компенсации будущим поколениям за потерю невозобновляемых источников энергии и т.д.

В ряде стран, таких как США, Великобритания, Дания, Португалия и других, для оценки устойчивости социально-экономических систем используется целая система показателей-индикаторов. Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития была разработана Комиссией по устойчивому развитию ООН (UN CSD) в 1996 г. Были выделены четыре области: социальная, экономическая, экологическая и институциональная. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме: давление, состояние, реакция. Первоначальный список включал 134 индикатора, затем этот список был уменьшен до 60 и добавилась классификация по темам.

Широкое признание в мире получила системаэкологических индикаторов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Модель ОЭСР выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает политикам и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения этих проблем.

Обилие терминов, описывающих понятие «устойчивого развития», при всей широкой палитре толкований сходятся в том, что оно учитывает необходимость учета и соотношения текущих и перспективных жизненных потребностей. Начавшаяся в середине 90-х годов в России мода на разработку региональных (и даже муниципальных) программ устойчивого развития, сохраняется до сих пор. В этих программах целевые установки имеют, как правило, региональную конкретизацию и непосредственно ориентированы на использование имеющихся предпосылок для стабилизации и улучшения социально-экономического положения соответствующих территорий. При этом практически открытым остается вопрос о показателях и критериях региональной устойчивости. Рекомендованные Минэкономразвития методики определения уровня социально-экономического развития регионов (с целью выявления асимметрии социально-экономического положения исследуемых административно-территориальных образований – АТО не устраняют дефекта универсального подхода, и требуют адаптивной корректировки. Следует отметить тот факт, что сложившаяся в России экономическая ситуация, действующие механизмы формирования финансово-экономической базы регионов и муниципальных образований - все это противодействует реализации стратегий устойчивого развития. Здесь воспроизводится «эгоистичная» модель поведения не отдельного человека, а территориального сообщества людей. Регионы вынуждены интенсифицировать эксплуатацию природных ресурсов как единственного, в некоторых случаях, источника формирования бюджета.

Кроме того, существенной проблемой обеспечения устойчивого развития является то, что источником действий, влияющих на развитие региона, является множество разных субъектов, принимающих управленческие решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов – федеральные и региональные органы власти, другие регионы, муниципальные образования, корпорации, общественные организации и др. Политика устойчивого регионального развития не может предписывать этим субъектам общую линию поведения. Но она может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона.

Обеспечение устойчивого развития региональных социально-экономических систем следует рассматривать как решение сложной социально-экономической, финансовой и организационной задачи. Принципы, на основе которых должен развиваться подход к устойчивому развитию региональных систем, включают:

обоснованный характер изменений в социально-экономических отношениях;

соблюдение интересов всех субъектов региональных отношений;

непротиворечивое решение экологических, социальных и экономических проблем в регионе.

Для успешного решения задачи устойчивого развития региона необходимо выделение ключевых факторов и обязательных условий их применения.

Ключевые факторы определяют потенциал социально-экономического развития региона, включая: наличие и состояние фактора трудовых ресурсов (ресурс знаний и квалификации, невовлеченный трудовой ресурс, неоцененный и неиспользуемый ресурс и т.д.); группу факторов природных ресурсов (которая также содержит оцененные и вовлеченные в оборот ресурсы, неиспользуемые и неоцененные ресурсы); группу факторов производственных ресурсов и т.д.

Однако реальное использование и превращение ключевых факторов в результат деятельности во многом зависит от условий, в числе которых выступают: политическая стабильность, законодательная и нормативно-правовая система, криминальная ситуация, уровень бюрократизации и административных барьеров в предпринимательстве, стабильность финансовой системы, налоговая и кредитная системы, конкурентоспособность продукции и т.д.

Повышение устойчивого развития региональных социально-экономических систем во многом связано с повышением эффективности использования экономического потенциала региона. Так, факторы повышения эффективности использования ресурсов приводят к изменению их количества и качества. Научно-производственные факторы могут обеспечить эффективность использования природных ресурсов. Трудовые факторы позволяют обеспечить повышение эффективности производства. В свою очередь финансовые факторы позволяют повысить эффективность использования природных ресурсов за счет активизации трудового потенциала.

В обеспечении устойчивого развития региональных социально-экономических систем России можно выделить ряд стратегических направлений: инерционный, эволюционный, мобилизационный.

Инерционность развития исторически сложившихся производительных сил региона является основой устойчивости экономических систем регионов.

Эволюционность означает постепенность и тщательную обоснованность перемен, накопления факторов и результатов изменений.

Мобилизационность показывает необходимость концентрации ресурсов и потенциалов на ключевых направлениях социально-экономического развития.

Применительно к России анализ практики и экономическая оценка потенциала регионов свидетельствуют о необходимости сочетания этих направлений для обеспечения их устойчивого социально-экономического развития.

Заключение

Таким образом, для продвижения России к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной экономической, инвестиционной, экологической и региональной политики. Переход к устойчивому развитию - сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития как страны в целом, так и её отдельных регионов.

Список использованной литературы

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 440 от 01.04.2012 г.

2. Рыбнов Е. И.Управление изменениями в организации для сохранения ее экономической устойчивости / Е. И. Рыбнов, М. А. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2014. - № 4 (13). – С 24.

3. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения. – 2013. – 572 с.

4. Морковкин Д.Е. Проблемы обеспечения устойчивого промышленного развития региона в условиях экономической нестабильности // Материалы 11-й Международной межвузовской научно-практической конференции «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией» 26-28 ноября 2009 г. - М.: ВГНА Минфина России, 2010. - С. 269-271.

5. Растворцева С.Н., Фаузер В.В., Каракчиев А.А., Залевский В.А. Социально-экономические основы инновационного развития региона / Отв. ред. С.Н. Растворцева, В.В. Фаузер. – М.: Экон-Информ, 2014. – 126 с.

Понятие социальной стабильности. Проблема стабильности имеет не только научное, но и крайне актуальное практическое значение, поскольку в условиях социальной нестабильности возникают массовые представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению материального положения людей, их благосостояния и тем самым подрывают основу стабильности всего общества. В действительности социальная стабильность не является синонимом неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность есть, как правило, признак не стабильности, а застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге - к нестабильности.

В научно-социологическом смысле социальная стабильность - это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

Стабильное общество - это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество с отлаженными процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность, исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев общества. Важно учитывать еще одно обстоятельство. Стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Однако исторический опыт многих стран показывает, что в конце концов такие системы «взрываются», становятся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей нестабильности. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова - это демократическое общество.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Можно сказать, что социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности, более того, известная неустойчивость, подвижность (как отсутствие закостенелости) просто обеспечивают стабильность.

Согласно современным синергетическим представлениям, неустойчивость в принципе является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Это вполне относится и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в любой точке социального бытия и непредсказуемость конкретной направленности, времени и места возникновения этих изменений.

Факторы социальной стабильности. Стабильность общества обеспечивается целой совокупностью факторов и механизмов, относящихся к различным сферам его жизнедеятельности - экономической, социальной, политической, правовой, нравственной, духовной. Прежде всего социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля, т.е. совокупности методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей с целью поддержания необходимого порядка. Существует множество форм контроля, большинство которых мы даже не замечаем. Каждое общество имеет специфическую систему контроля, по крайней мере делает акцент на различных видах контроля. Простейший его вид - взаимный контроль, когда один член группы дает отпор другому за плохое поведение. Такой контроль - непосредственный и взаимный - осуществляется при отсутствии посредников (милиции, полиции, суда и т.д.). Специфической формой социального контроля выступают также традиции и обычаи. Например, обычаи - это определенные обязательные групповые процедуры, которые складываются постепенно без участия какой-либо конституированной власти. Однако нередко обычаи обладают такой силой воздействия на людей, какой не обладает и конституированная власть.

Некоторые другие виды контроля связаны с системой санкций, которые варьируются от индивидуального неодобрения и осуждения до официального наказания в форме штрафов, заключения под стражу. Большинство обществ основывается на разветвленной системе контроля, в которой физическая сила является самым последним средством. Существующие виды контроля тесно взаимосвязаны, и если один ослабляется, то другой сразу же заменяет его.

Среди факторов социальной стабильности выделяются факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них - наличие в обществе достаточно обширного так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, частной собственностью средних размеров. Наличие такого класса обусловливает существование и укрепление центристских политических сил, способных привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения. И наоборот, недостаточное влияние, аморфность центристских группировок может служить общим фоном, на котором инициативу захватывают экстремистские круги, что, в свою очередь, ведет к политической и социальной напряженности, обостряет борьбу политических сил и тем самым усиливает риск нестабильности.

Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества является наличие значительной прослойки люмпенов. Эта прослойка, особенно при условии ее количественного роста и слияния с криминальными элементами, может выполнять самую дестабилизирующую роль. Причем предвидеть направление ее разрушительных действий практически невозможно. Поэтому уберечь общество от люмпенизации, от активных действий экстремистских политических сил - одно из важнейших направлений сохранения его спокойствия и стабильности.

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти. В этом отношении одним из защитных механизмов стабильности может стать развитие многопартийности. Конечно, при отсутствии необходимого законодательства, регулирующего взаимоотношения между партиями и властными структурами (парламент, исполнительная власть), при отсутствии или недостатке общей культуры, а особенно культуры межпартийной политической борьбы, многопартийность может служить и фактором дестабилизации общественной жизни, Но в принципе многопартийность - это один из защитных механизмов стабилизации общества. Она защищает общество прежде всего от тоталитаризма и диктатуры. При этом ареной и средоточием борьбы различных политических партий, организованных политических групп является парламент.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус относительно основополагающих ценностей между основными политическими партиями, общественными движениями, представителями всех ветвей власти. Такой консенсус, с одной стороны, выступает отражением более широких и масштабных ориентаций социальных групп и слоев, а с другой стороны, в свою очередь, способствует укреплению подобных ориентаций. Поэтому чем более в обществе доминируют такие ориентации, тем стабильнее, устойчивее само общество в целом, тем более прочны в нем демократические устои. Потребность в консенсусе наиболее отчетливо выявляется в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.

Однако ни в теории, ни на практике нельзя отождествлять, смешивать демократический консенсус с тоталитарным единомыслием. Последнее не терпит инакомыслия, допускает безграничное господство мыслей лишь главного действующего лица, верховного правителя. Разнообразие мнений здесь не допускается. Демократический же консенсус предполагает обязательное наличие плюрализма мнений и представлений у различных общественных движений, политических партий, ветвей власти, социальных групп и слоев. Здесь богатство мнений служит методом, способом отыскания наиболее правильных, эффективных, оптимальных решений, а не источником примитивных раздоров и пропагандистской полемики.

Контрольные вопросы

1. Какие изменения являются социальными?

2. В чем заключаются плюсы и минусы значимых моделей социально-исторических изменений?

3. Каковы основные черты эволюционных и революционных социальных изменений? Чем от них отличаются циклические социальные изменения?

4. Каков механизм воздействия технологических изменений на социальные?

5. Что объединяет и в то же время разделяет такие понятия как «социальные изменения», «социальное развитие», «социальный прогресс»?

6. Как взаимосвязаны социальные изменения и социальная стабильность?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образование

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Социально-экономический факультет

Кафедра экономики, экономико-математических методов и информатики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

Проблемы социальной стабильности в национальной экономике

Студентка Самохова Е.А.

2 курса ЭКН группы Б14

Преподаватель Кобылина Е.В.

Обнинск - 2016 г.

Введение

Глава 1. Понятие социальной стабильности. Показатели стабильности

1.1 Социальная стабильность как фактор развития экономики

1.2 Основные показатели социальной стабильности

Глава 2. Проблемы социальной стабильности в российской экономике

2.1 Основные социальные показатели российской экономики

2.2 Основные угрозы социальной стабильности и пути их решения

Заключение

Список литературы

Введение

Любое общество в той или иной степени принимает меры для своего развития и совершенствования. Происходят различные изменения в отраслях народного хозяйства. Реформация затрагивает все сферы: экономическую, социальную, политическую, культурную и т.п. Одним из ключевых понятий, характеризующих состояние экономики до и после изменений, является понятие социальной стабильности.

Под социальной стабильностью в широком смысле этого слова можно понимать устойчивость общественных институтов. То есть социальная стабильность - это способность институтов реагировать на неблагоприятные проявления в экономике с наименьшими потерями.

Проблема социальной стабильности в современных условиях стоит особенно остро. Российская экономика переживает сейчас не самый лучший период- сказываются последствия экономических санкций и нестабильность на нефтяном рынке. Именно это усугубляет старые и порождает новые социальные проблемы - например, рост цен и падение реальных доходов граждан.

Еще одной угрозой является нестабильность реального сектора экономики, и это также и социальная угроза. Закрытие предприятий порождает и закрытие рабочих мест, то есть люди оказываются без источников доходов.

Именно поэтому государство должно контролировать экономико-социальную сферу, не допуская ее чрезмерных колебаний. Меры, которые должны принимать властные органы могут касаться материальной поддержки, поиском в трудоустройстве (например, различные переквалификации на базе государственных центров занятости). Все это должно выполняться с одной целью: обеспечить человека работой (как основным источником дохода). Замечено, что такие отрицательные социальные проявления как преступность, пьянство, наркомания порождаются по большей части в обществе, пораженном кризисными явлениями в экономике. В качестве примера можно привести нестабильность в экономике переходного периода (в экономике 1990-х), когда ситуация была близка к социальному взрыву (события в Москве в 1991 и 1993 гг.). Здесь же отметим и события августа 1998 г., когда случился дефолт, и население обеднело фактически в 2 раза.

Основной целью курсовой работы является анализ социальной стабильности российской экономики, и основных угроз, которые проявляются или могут проявиться в будущем. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие «социальная стабильность» и показать, как оно связано с состоянием национальной экономики;

Разработать систему показателей, которые наиболее явственно отражают состояние социально-экономической среды;

Проанализировать данные о показателях российской экономики, установить возможные пределы их вариации;

Сформулировать основные угрозы, которые могут возникнуть социальной стабильности с указанием возможных последствий;

Представить основные пути нормализации социально-экономической обстановки с современных условиях.

Объектом исследования в курсовой работе является российская экономика и ее основные показатели. Предмет исследования- факторы, влияющие на социальную стабильность и степень их влияния.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования позволяют выделить основные показатели социальной стабильности и с помощью различных экономических инструментов оказывать на них влияние. Таким образом, это своего рода методические указания при статистических исследованиях.

При написании курсовой работы использовались следующие материалы: учебные пособия по экономической теории и социально-экономической статистике, научные статьи на тему социальной стабильности, материалы интернет - источников.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Понятие социальной стабильности. Показатели стабильности

1.1 Социальная стабильность как фактор развития экономики

Социальную стабильность многие исследователи ассоциируют с понятием неизменности. Возникают представления о том, что стабильность общества - это неизменность социальных систем. Любое изменение влияет отрицательным образом и ведет к уменьшению общественного благосостояния.

Это не совсем верно. Социальная неизменность является скорее признаком застоя, но никак не признаком стабильности. Застойные явления только в краткосрочном периоде имеют стабильный характер, однако порождающиеся застоем проблемы рано или поздно приводят к резкому изменению в обществе, как правило, разрушительному. В 60-70-е годы прошлого столетия такая ситуация наблюдалась в СССР. Были заморожены цены на многие группы товаров (под лозунгом «стабильных цен») в результате чего в конце 70-х цены на товары перестали соответствовать затратам на их производство. Это привело к сокращению производства (особенно легкой и пищевой промышленности) и дефициту товаров. Дальнейшие события стали прямым доказательством того, что застой рано или поздно приводит к социальному взрыву- население, уставшее от застойного состояние погрузилось в состояние перестроечное. История показывает, к чему это привело: распад СССР и многолетний кризис отечественной экономики.

В социологии выделяют следующие уровни социальной стабильности:

1) 1-й уровень - внутренняя стабильность социальных систем (институтов, организаций и т.п.). Например, стабильность банковской системы, как одного из основных экономических институтов, или стабильность фондового рынка и т.д.

2) 2-й уровень - стабильность взаимосвязей институтов и социальных систем. Например, если нарушена взаимосвязь между политической и экономической системой, то это будет влиять и на все остальные общественные институты. Примером могут служить события Великой Депрессии 1929-1933 гг., когда правительства ряда стран полностью потеряли управление над экономикой, что привело к обострению всех социальных проблем

3) 3-й уровень - социальная стабильность (от слова society-общество), то есть стабильность всего общества в целом. Эта стабильность будет включать экономическую, политическую, культурную, социальную стабильность на уровне всего общества.

Таким образом, стабильное общество - это общество развивающееся, и в то же время, сохраняющее свою устойчивость. В нем налажен механизм взаимосвязей между институтами, а также исключены возможности различных социальных взрывов. Отсюда следует, что чем выше благосостояние каждого человека в отдельности, тем выше стабильность общества.

Выделим основные политические факторы стабильности общества (поскольку именно от политиков зависит принятие решений во всех сферах, в том числе и в экономической):

1) Стабильное общество должно быть демократическим. Некоторое время стабильность могут сохранять общества с тоталитарным режимом правления (пример, который мы рассматривали выше), однако это скорее застойность, нежели стабильность.

2) Преобладание закона является одной из ключевых характеристик стабильного общества. Это достаточно логично, поскольку термин, противоположный стабильности - это анархия или беззаконие, которая порождается различными социальными взрывами (революции, бунты, восстания и т.п.)

3) Между властью и обществом должен быть консенсус, то есть власть должна быть легитимной. Доверие к власти на различных уровнях является одним из условий социальной стабильности. Если к власти доверия нет(как, например, в 1990-х) то ни о какой стабильности речи быть не может.

4) Основой стабильного развития является многопартийная система (причем, не только на бумаге). Замечено, что в наиболее развитых странах (США, Великобритания, Германия) действует многопартийная система при острой конкуренции 2-3 политических партий. Отсутствие конкуренции создает монополию власти одной партии, что с одной стороны, вызывает недовольство некоторых слоев населения, а с другой - убивает все стимулы к продуктивной работе. К сожалению, ситуация в России близка ко второму варианту. Монополия одной партии не позволяет принять некоторые необходимые (особенно в современных условиях) решения (мы рассмотрим их ниже).

1.2 Основные показатели социальной стабильности

Рассмотрим основные показатели, которые используются при анализе социальной стабильности. Отметим, что классификация показателей может быть различной к рассмотренной. Данная классификация была предложена экономистами и социологами из Института социально-политических исследований РАН. Ученые выделили следующие показатели и их критические значения:

1) Фактор дифференциации населения по доходам или соотношение доходов 10% самой богатой части населения к доходам 10% самой бедной части населения. Установлено и предельное критическое значение 10:1. Однако помимо этого показателя следует отметить и другие важнейшие показатели, которые используются в большинстве стран:

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения, который показывает во сколько раз минимальные доходы среди 10% самого богатого населения, превышают максимальные доходы среди 10% самого бедного населения. Децильный коэффициент дифференциации рассчитывается по формуле (1):

Коэффициент фондов определяется соотношением между средними доходами в десятой и первой децильных группах (2):

Среднедушевой доход 10% населения, имеющего минимальный доход, и 10% населения самой богатой его части соответственно.

2 приведенных выше коэффициента как раз позволяют судить об отношении доходов самых богатых к доходам самых бедных.

Коэффициенты дифференциации доходов населения относятся к системе оценок Парето-Лоренца-Джини, которая широко используется в зарубежной экономической и социальной статистике. Итальянский экономист В. Парето (которого мы уже отмечали выше) статистическими методами установил, что между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная связь, известная как «аксиома 20-80»: 20% населения имеют 80% всех суммарных доходов, и наоборот, 80% населения имеют оставшиеся 20% доходов.

Идею В. Парето продолжил и развил в своих трудах американский экономист О. Лоренц, который предложил отображение основной идеи Парето на графике, получившем название «кривой Лоренца» (рис.1):

Рассмотрим подробнее график кривой Лоренца. Если распределение доходов равномерно, то графически это отображается биссектрисой. Кривая Лоренца показывает неравномерное распределение доходов. Причем чем более она вогнута, тем сильнее дифференциация.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1 Кривая Лоренца

Напомним, что выпуклость и вогнутость функции определяется второй производной этой функции. Таким образом, если кривая Лоренца с вершиной (0;0) представляет собой полином второй степени (проще говоря, возрастающую часть параболы), то ее формула имеет вид ax 2 +bx, а вторая производная равна 2а. Следовательно, определяющим фактором дифференциации в функции Лоренца является коэффициент а.

Для характеристики неравенства в доходах Лоренц ввел коэффициент локализации (3):

доля доходов и доля населения i-группы.

Геометрически, о неравенстве доходов свидетельствует площадь фигуры, расположенная под биссектрисой на графике кривой Лоренца. Обозначим за х - население, у - доход. Тогда по формуле Ньютона-Лейбница (4):

Если кривая Лоренца представлена полиномом второй степени, то дифференциация доходов и значение коэффициента Лоренца зависит от коэффициентов а и b в формуле параболы.

По кривой Лоренца рассчитывается самый распространенный коэффициент при анализе доходов населения - коэффициент концентрации доходов Джини. Геометрически, это отношение только что найденной нами площади фигуры к площади всего треугольника. Если учитывать, что стороны прямоугольника равны 1, то его площадь равна 0,5, отсюда коэффициент Джини равен (5):

В более общем виде коэффициент Джини рассчитывается как (6):

где - доля населения с доходом выше, чем его максимальный уровень в i-группе,

Доля доходов i-группы в общей сумме доходов населения, исчисленные нарастающим итогом.

2) Вторым фактором, выделенным в ИСПИ РАН, является уровень безработицы. Безработица подразделяется на 3 категории. Первые две из них относятся к естественной безработице, т.е. присутствующей всегда на рынке труда.

Фрикционная безработица связана с выбором нового места работы при увольнении со старого по различным причинам и может продолжаться от 1 до 3 месяцев. Наличие фрикционной безработицы связано с динамичностью рынка труда, который приближенно работает по законам спроса и предложения. Работник, который нашел новое, более оплачиваемое место работы, при прочих равных условиях устроится на него. Период времени с увольнения со старого места работы и устройством на новое и составляет фрикционную безработицу;

Структурная безработица связана с технологическими изменениями в производстве и связана с переподготовкой кадров для новых условий работы или поиском новой работы в случае невозможности переобучения. Некоторые экономисты обобщают эти два типа безработицы, считая, что они относятся к естественному уровню и неизбежны;

Циклическая безработица связана с колебаниями экономических циклов и проявляется в период спада или депрессии. Причина циклической безработицы - это падение уровня производства и как следствие, уменьшение спроса на труд со стороны предприятий. Циклическая безработица характеризует экономический рост, поэтому выделяется в отдельную категорию.

Безработица имеет ряд негативных влияний на социально-экономическое состояние общества. Из них можно выделить:

Использование не в полном объеме производственного потенциала страны и снижение темпов ее экономического развития

Снижение жизненного уровня лиц, оставшихся без работы, и как следствие, девиантные социальные проявления - преступления, суициды и т.п.

Увеличение налоговой нагрузки на занятую часть населения вследствие требования к обеспечению безработных и выплату им пособия

Утрату квалификации лицами, долгое время остававшимися безработными. Отсутствие долгое время рабочей практики ведет к тому, что человек начинает отставать от технологических изменений в сфере своей специальности и испытывает еще большие трудности в поиске работы, поскольку не обладает достаточной на данный момент времени квалификацией

Другие негативные социальные проявления, которые можно отнести уже не к отдельному человеку, а обществу в целом.

Критическим значением уровня безработицы признается уровень в 8-10%. Основные показатели, которые рассчитываются при анализе безработицы это:

Индекс экономической активности может быть измерен как отношение числа экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет к общему числу населения. Индекс экономической активности показывает обеспеченность национальной экономики трудовыми ресурсами (3):

Структура занятого экономически активного населения по возрасту. В свете намечающейся нехватки трудовых ресурсов молодого возраста данный показатель имеет важнейшее значение. Данный показатель также является долевым (4):

3) Важнейшее значение для определения социальной стабильности имеет уровень инфляции. Можно даже доказать, что первые два фактора напрямую зависят от уровня инфляции. Кривая Филипса, которая отражает взаимосвязь между безработицей и инфляцией, носит весьма условный характер (рис. 2):

Однако, кривая Филипса является теоретической моделью. В случае сильных колебаний экономики возникает стагфляция - это повышение и безработицы, и инфляции. Также уровень инфляции позволяет переводить все показатели из номинальных в реальные - например, реальный рост заработной платы, прожиточного минимума и т.п.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 2. Кривая Филипса

Мы рассмотрели основные показатели, которые играют ключевую роль в определении социальной стабильности. Следует отметить, что приведенные показатели могут иметь тесную взаимосвязь (корреляцию) друг с другом. Анализ показателей (в соответствии с приведенными выше критическими значениями), позволяет формулировать выводы о социальной стабильности и основных угрозах. Например, если уровень инфляции и безработицы высок (от 15%), то имеет место стагфляция, которая свидетельствует о глубоком системном кризисе и опасна возможными социальными взрывами.

социальный стабильность национальный экономика

Глава 2. Проблемы социальной стабильности в российской экономике

2.1 Основные социальные показатели российской экономики

Для расчета показателей дифференциации населения по доходам представим основные данные в табличной форме (таблица 1):

Таблица 1

Доходы населения и их доля за 2008-2015 гг.

Все население

от 2 000,1 до 3 000,0

от 3 000,1 до 5 000,0

от 5 000,1 до 7 000,0

от 7 000,1 до 9 000,0

от 9 000,1 до 12 000,0

от 12 000,1 до 15 000,0

от 15 000,1 до 20 000,0

от 20 000,1 до 25 000,0

от 25 000,1 до 30 000,0 2)

от 30 000,1 до 35 000,0 3)

от 35 000,1 до 40 000,0 4)

от 40 000,1 до 50 000,0 5)

от 50 000,1 до 60 000,0 6)

свыше 60 000,0

Рассмотрим, как увеличился за 2008-2015 гг. средний уровень заработной платы (а, следовательно, и доходов населения). Поскольку среднее значение колеблется в районе 25 тысяч рублей, то отобразим на рисунке 3 динамику повышения лиц с доходами в 20000-25000 рублей на душу населения:

Рис. 3. Динамика изменения доли доходов населения от 20000 до 25000 р.

Однако представленный график отображает изменение среднедушевого дохода без учета уровня инфляции, это всего лишь рост номинальных доходов. Поэтому в следующей таблице взвесим числа с учетом инфляции. Данные о росте скорректируются (таблица 2):

Таблица 2

Скорректированные значения таблицы 1

Как видно из представленной таблицы, количество людей со средним доходом в 20-25 тысяч рублей увеличилось с 4,3% до 10,51%. Таким образом, можно говорить о положительной динамике роста среднедушевых доходов в реальном измерении. Следовательно, если рассматривать среднедушевой доход как показатель стабильности, то поскольку он вырос, то социальная стабильность также укрепилась.

Одним из показателей, которые выделяют ряд западных ученых при анализе социальной стабильности, является показатель «среднего класса»- какой % экономически-активного населения может быть к нему отнесен.

Действительно, средний класс представляет собой людей, с доходами, с которыми они могут удовлетворить не только минимальные потребности. В развитых странах минимальная планка для входа в средний класс составляет 2000 тысячи долларов (евро) на человека. Если не брать во внимание падение курса рубля, установив фиксированное значение в 35 рублей=1 доллар, тогда к среднему классу могут относиться люди с доходами свыше 60000 рублей, доля которых, как мы видим из таблицы, весьма незначительна и составляет всего 7,1%. Учитывая, что в данную категорию включены люди и с очень высоким доходам(которые явно не позиционируют себя как средний класс), то остается и того меньше (около 3%). Таким образом, если ассоциировать нашу экономику с развитыми странами (доля среднего класса в которых составляет до 30%), то в России его просто нет. Все же если подходить к этому вопросу с другой стороны, позиционируя нашу страну как «страну с развивающейся экономикой», по примеру БРИКС, то значение в 35000 рублей вполне можно считать планкой для входа в средний класс. Отбрасывая 3% населения со сверхдоходами, найдем примерное количество людей среднего класса в России: S=28.2, что в принципе является достаточно хорошим показателем.

Произведем группировку по квантилям: в первую группу отнесем людей с самыми низкими доходами и рассчитаем их долю от совокупного дохода, в пятую- с самыми высокими доходами и рассчитаем их долю. В таблице 3 отобразим данные за 2000-2014 гг. с расчетом децильного коэффициента фондов и коэффициента Джини.

Таблица 6

Динамика за 2000-2014 гг., коэффициенты дифференциации

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Четвертая группа

Пятая группа

Дец.к/ф фондов

К/ф Джини

Представим в таблице 4 значение коэффициента Джини в европейских странах:

Таблица 4

Коэффициент Джини в европейских странах

Самый низкий коэффициент Джини в Швеции и Норвегии- странах, занимающих одно из лидирующих положений по уровню жизни населения. При этом, как видно из представленной таблицы, в странах постсоветского пространства(Беларусь, Украина), коэффициент также не сильно отличается от среднеевропейских показателей. Забегая немного вперед, отметим, что в России на протяжении достаточно долгого периода времени коэффициент Джини превышает значение в 0,4. Главная причина этому - приватизация 90-х годов. Представим динамику коэффициента Джини на рис.4:

Из расчета коэффициента Джини можно сделать вывод- расслоение общества по доходам налицо и имеет устойчивый характер. Это отрицательно сказывается на социальной стабильности.

Перейдем к рассмотрению динамики безработицы. Отобразим основные данные в таблице 5:

Таблица 5

Занятость населения в РФ в 2008-2013 гг.

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет, тыс. чел.

Уровень, в %

Занятые в экономике

безработные

Экономической активности

занятости

безработицы

Как видно из представленной таблицы, количество безработных среди экономически активного населения за 2013 год составляет 5,5%. При этом велика вариация данного показателя. В 2014 году можно ожидать рост безработицы, который, однако, вряд ли будет выходить за критическое значение в 10%. Вывод: если рассматривать социальную стабильность по занятости, то ее уровень достаточно приемлем.

В таблице 6 представим уровень инфляции за 2008-2014 гг.

В 2014 гг. отметился резкий рост уровня инфляции(до 11,36%), что было связано с падением курса рубля и резким повышением цен на все группы товаров. Динамика носит отрицательный характер, поскольку население РФ воспринимает инфляцию как основной показатель стабильности(памятуя о событиях 90-х г.).

2.2 Основные угрозы социальной стабильности и пути их решения

Рассмотрим основные угрозы социальной стабильности РФ и возможные пути их решения:

1) Высокий уровень расслоения населения по доходам(коэффициент Джини 0,41), соотношение между доходами самых богатых к самым бедным 15:1. Эти показатели выходят за уровень допустимых значений. Недовольство населения подобным положением дел весьма заметно, хотя они и не выражают его в открытой форме. Напомним, что различные социальные взрывы имели в своем зародыше корень неравенства: так было и во время Французской революции 1792 г., так и во время Октябрьской революции в России 1917 г.

К сожалению, государство эту проблему понимает, однако путей к ее разрешению пока не предпринимается. Во всех развитых странах введена прогрессивная шкала налогообложения - если человек имеет большой доход, то и налог должен быть соответствующим. Полученные в бюджет дополнительные средства можно направлять на увеличение заработных плат работникам социальной направленности. Таким образом, эта мера соответствует двум целям: повышению доходов бюджета (которые сократились из-за снижения цен на нефть) и частичному устранению социального расслоения. Следует стремиться, в ближайшей перспективе, снизить коэффициент Джини хотя бы до 0,35.

2) Второй угрозой социальной стабильности является инфляция, которая в 2014 году впервые за 5 лет превысила 10% и составила 11,36%, причем это официальные цифры - цены на товары первой необходимости поднялись на 20-30%. Также впервые за 5 лет рост заработной платы в реальных величинах оказался отрицательным. Угроза социальной стабильности при такой высокой инфляции очевидна - население недовольно ростом цен и снижением уровня жизни.

Государство должно контролировать сегмент рынка, связанный с продажей основных социально-значимых товаров. Повышение цен может быть не связано с ростом издержек, а быть следствием недобросовестности предпринимателей, которые на «общей кризисной волне» решили получить необоснованно высокую прибыль. Поэтому контролирующие органы должны вести постоянный мониторинг розничных точек, пресекая подобные попытки.

Заключение

Обеспечение социальной стабильности в обществе является одной из первостепенных задач для органов власти. Социальная стабильность означает устойчивость общественных институтов и взаимосвязей к неблагоприятным проявлениям в экономике. Чтобы дать понятию стабильности математическую базу, введен ряд показателей, которые ее характеризуют. Это:

1) Показатели дифференциации доходов населения. К ним относятся:

Отношение доходов 10% самой богатой части населения к 10% доходов самой бедной части населения;

Коэффициент Джини, который наиболее часто используется для анализа дифференциации по доходам.

2) Уровень безработицы

3) Уровень инфляции

При анализе приведенных выше коэффициентов было установлено: угрозы социальной стабильности существуют и имеют весьма реальную вероятность. Прежде всего, это высокое расслоение населения по доходам: отношение доходов самых богатых к доходам самых бедных составляет 15:1. При этом коэффициент Джини превышает значение в 0,4, при общемировом уровне в 0,25-0,3. Отметим, что даже в странах постсоветского пространства (Белоруссия, Украина, Казахстан) нет такого сильного неравенства.

Неблагоприятные экономические факторы также порождают и рост уровня инфляции, который жители России всегда воспринимают с опасением. Отметим, что неблагоприятное влияние внешних факторов будет сохраняться в течение достаточно продолжительного времени, отсюда государство должно искать способы для сглаживания отрицательных последствий. Например, нами был предложен вариант введения прогрессивной шкалы налогов, который позволяет разрешить сразу несколько противоречий.

В конце работы отметим: при кажущейся социальной стабильности, проблемы в российской экономике достаточно серьезны, чтобы в любой момент времени эту стабильность нарушить. Подталкивающих факторов история знает немало. Поэтому основной задачей властей является налаживание основных показателей, таких как коэффициент Джини и уровень инфляции. В ближайшие 2 года планкой этих значений могут служить цифры в 0,35 и 8% соответственно.

Список использованной литературы

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. - М.: Эксмо, 2014. - 736 с.

2. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М. Соколинский. - М.: Кнорус, 2014. - 464 с.

3. Елисеева И.И. Общая теория статистики: учебник / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013.- 655 с.

4. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 c.

5. Киселева Е.А.: Экономическая теория. - М.: Деловая литература, 2011.-365

6. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие / Я.С. Мелкумов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 236 c.

7. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. - Спб.: Питер, 2014. - 560 с.

8. Статистика: учебник для бакалавров / ред. Л.И. Ниворожкина. - М.: Дашков и К: Наука-Спектр, 2011. - 415 с.

9. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов: В 2-х т. - Т. 1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Теория вероятностей и прикладная статистика. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 656 с.

10. Яковенко И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. - М.: Прогресс-Традиция, 2010.-188 с.

11. Яковлева, А.В. Экономическая статистика: Учебное пособие / А.В. Яковлева. - М.: ИЦ РИОР, 2011. - 95 c.

12. Материалы официального сайта Росстата

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Виды валютных систем, их характеристика и взаимосвязи. Анализ воздействия динамики валютного курса на состояние экономики страны. Пути сохранения устойчивости курса и стабильности национальной валюты Республики Беларусь. Сущность и виды валютных курсов.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Теории структурных реформ национальной экономики. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики. Показатели системы национальных счетов. Общее экономическое равновесие. Основные макроэкономические показатели России за 2011 год.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2012

    Изучение сущности, целей и основных направлений социальной политики в рыночной экономике. Специфика и проблемы развития социально ориентированной модели национальной экономики Республики Беларусь. Численность занятых и уровень безработицы в государстве.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2014

    Понятие национальной экономики, ее цели, структура и виды. Система макроэкономических пропорций. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь, ее современное состояние, проблемы и главные достижения.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2016

    Понятие национальной экономики, ее характерные признаки, цель и структура. Предпосылки ее становления и развития в РБ, результаты функционирования основные направления роста. Особенности белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2015

    Понятие национальной экономики. Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны. Система показателей национальной экономики. Международная экономика и ее показатели. Динамика иностранных инвестиций.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Сбалансированность бюджетной системы как предпосылка макроэкономической стабильности. Факторы ограничения развития российской экономики. Прогноз экономического развития на 2007-2010 гг. Направления макроэкономической политики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2012

    Понятие национальной экономики, ее цели и структура. Показатели социально-экономического развития Республики Беларусь. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Основные направления экономического роста государства.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Структура национальной экономики: сущность, понятие и виды. Геополитическое и экономическое положение России, административно-территориальное устройство. Проблемы и пути развития территориальной структуры национальной экономики РФ на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2010

    Цели и структура национальной экономики, предпосылки ее становления, функционирования и развития в Республике Беларусь. Исследование состояния национальной экономики государства в условия мирового финансово-экономического кризиса.

Проблема стабильности сейчас имеет не только научное, академическое значение. Стабильность экономической, политической, социальной жизни современное российского общества – это то, чего ждут россияне уже около десятка лет. В такой ситуации возникает даже представление о том, что стабильность общества тождественна неизменности социальных систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению благосостояния людей. В действительности же социальная стабильность не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неизменность является, как правило, признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге – к нестабильности.

В научном социологическом смысле социальная стабильность – это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых. Она складывается из трех уровней: 1) внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ); 2) стабильности взаимосвязей и взаимодействий социальных систем между собой; 3) стабильность всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность. Последняя будет включать в себя политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т.д. стабильность на уровне всего общества. Стабильное общество – это общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен процесс и механизм изменений, сохраняющий его стабильность, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества.

В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности, в любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Нестабильность – изменения в социальной структуре, функциях или процессах, которые деформируют эту систему и ведут и угрожают ее целостности. В реальности нестабильность является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций, деформаций.

Если правящие группы не принимают мер по контролю нестабильности, или эти меры недостаточно адекватны, то нестабильность углубляется и расширяется. Стадии:. 1) деформация отдельных структур, функций или процессов внутри социальной системы, а так же отдельные нарушения межсистемных связей. 2) общая нестабильность социальной системы, существенно нарушается ее целостность, еще возможно восстановление системы в прежнем качестве. 3) Катастрофа – разрушение данной социальной системы как таковой, возврат к прежнему состоянию уже невозможен. (далее распад или переход в принципиально новое качество – трансформация феодальных систем и институтов в Японии в капиталистические).


Про пункт 2. При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными ИСПИ РАН, заключающийся в определении предельно-критичесикх, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в 7-ми важнейших сферах жизнедеятельности общества: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические взаимоотношения, обороноспособность. Социальная сфера содержит 4 показателя: 1. Соотношение доходов 10% самых богатых и бедных. Предельно-кртическиое значение 10:1, у нас 16:1. 2. Доля населения, живущая за чертой бедности. Предел 10%. 3. Соотношение минимальной и средней з/п. предел – 1:3. 4. Уровень безработицы. Предел – 8-10%.

Из состояния этих показателей вытекает социальнае напряженность. Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени.

Социальная напряженность – это одновременно сторона и индикатор социального кризиса и сопутствующих ему всевозможных конфликтов. Исчезает лишь тогда, когда кризис разрешен или конфликт исчерпан. Проявляясь на социально-психологическом и поведенческом уровне, она тесно связана с динамикой общественного мнения и общественных настроений.

2 способа решения социального конфликта: решить социальную проблему или противоречие; избежать инцидента.

Источники социального напряжения:

· экономические (напр., невыплата з.п. шахтерам, учителям, врачам и т.д.)

· политические (смена правящей партии, приход к власти харизматического лидера)

· ценностные (вероисповедание, идеология)

Источники социального напряжения:

1. внешние (относительно страны – внешнеполитические внешнеэкономические и ценностные конфликты)

2. внутренние (конфликты, исходящие от причин внутри страны)

В основе социального напряжения всегда лежит социальное неравенство.


26. Социальная мобильность, ее виды и формы.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003. С. §3.2

Социальная мобильность – перемещение индивидов или групп с одного уровня (слоя) на другой в системе социальной стратификации.

Социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.

Социальные изменения являются привычной стороной повседневной жизни людей - они происходят непрерывно и чаще всего незаметно для невооруженного глаза. Однако те же социальные изменения становятся подчас причиной грандиозных социальных потрясений, которые оставляют свой драматический отпечаток на судьбах целых народов. Отсюда понятно то особое внимание, которое философы, историки, социологи и политики проявляют к социальным изменениям, их видам, источникам, движущим силам, к их возможным человеческим, гуманистическим последствиям.

Современные представления о социальных изменениях формируются на стыке социологии и целого ряда философско-исторических и общенаучных концепций – социальной синергетики, современного социального эволюционизма, мир-системного анализа и др. Эти представления охватывают широкий круг вопросов, связанных с исторической макросоциологией, мы же ограничимся здесь разбором основных, базовых понятий применительно к отдельно взятому обществу.

В самом общем виде социальные изменения и социальная стабильность представляют собой две взаимосвязанные категории (процесса, состояния). Первая обозначает переход социальных систем (общностей, институтов, организаций и др.) из одного состояния в другое, вторая характеризует устойчивое состояние социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений).

Понятие социальные изменения охватывает собой самые различные перемены в социальных системах, безотносительно к их направленности, скорости протекания, масштабу, механизму и многим другим параметрам. Существует большое количество разновидностей социальных изменений, которые выделяются по различным основаниям.

Так, в зависимости от исходного решающего фактора, различают технологические, социально-экономические, социально-политические и социально-культурные изменения.

В зависимости от социального уровня, на котором происходят изменения, выделяют социальные изменения на микроуровне (малые и первичные социальные группы), на макроуровне (большие социальные группы и общество в целом) и глобальные, охватывающие все человечество.

В зависимости от системного характерасоциальныхизмененийразличают структурные, функциональные, процессуальные и мотивационные социальные изменения.

В зависимости от субъекта выделяют индивидуальные, коллективные (когда индивиды действуют в составе группы и непосредственно взаимодействуют между собой) и массовые социальные изменения (когда большое количество людей действует индивидуально, а не в составе группы).

В свою очередь массовые социальные изменения в зависимости от степени осознанности и организованности (сопряженности) действий индивидов делят на социальные процессы и социальные движения.

Под социальным процессом понимается совокупность однонаправленных, но неорганизованных индивидуальных действий, которые имеют место тогда, когда большое количество людей действует индивидуально, а не в составе группы, например, переезжает с места на место, приобретает потребительские товары, участвует в политической борьбе и т.п. Социальный процесс представляет собой некоторую тенденцию, которая складывается из множества отдельных, но частично совпадающих между собой социальных изменений.

Социальные движения возникают тогда, когда действия больших масс людей становятся организованными, скоординированными и направленными или на поддержку определенных социальных изменений или против них.

В зависимости от формы различают направленные и ненаправленные социальные изменения. Первые определенным образом упорядочены, имеют определенную форму или траекторию, вторые – носят случайный, хаотический характер.

Направленные социальные изменения бывают нескольких видов:однонаправленные (рост научных, технических знаний, совершенствование орудий труда) и многонаправленные (например, различные социальные и культурные формы перехода слаборазвитых стран от общества традиционного к обществу индустриальному); направленные обратимые, или циклические, которые периодически проходят сходные стадии и по форме напоминают синусоиду (периодическая смена поколений людей, техники, колебания спроса и предложения на сырье и энергоресурсы на мировом рынке, подъемы и спады в бизнесе, политике, расцвет и закат целых цивилизаций); направленные необратимые, которые иначе называются социальное развитие.

Основными типами социального развития являются прогресс и регресс. Под прогрессом обычно понимается такое направленное изменение, которое поднимает социальную систему (индивида, социальную группу, общество в целом) на более высокий уровень, увеличивает степень ее организованности, самостоятельности. Регресс – процесс противоположный прогрессу, который связан, как правило, с понижением уровня социальной организации, с ослаблением и затуханием социальных функций, с застоем и, в конечном счете, распадом социальной системы; разновидностью регресса являются так называемые тупиковые линии развития, которые приводят к гибели тех или иных социокультурных систем (культур, цивилизаций).

Проблема социального прогресса, при всей ее внешней "простоте", всегда была дискуссионной и в социальной философии, и в социологии с момента ее возникновения. Различные концепции социального прогресса стали складываться в социологии уже в ХIХ в. в связи с различной трактовкой его критериев. Для О. Конта социальный прогресс совпадал с прогрессом разума, с установлением господства науки во всех сферах жизни общества. Г. Спенсер связывал его с возрастающей сложностью внутренней организации и функционирования социальных систем. Для К. Маркса социальный прогресс определялся непрерывным ростом производительных сил, который в сочетании с освободительной борьбой эксплуатируемых классов должен был привести в будущем к становлению бесклассового коммунистического общества. М. Вебер видел критерий социального прогресса во всепроникающей тенденции к рационализации общественной жизни, а Э. Дюркгейм – в повышении степени социальной интеграции, сплоченности общества как следствий растущего разделения труда.

Большинство современных социологов отрицают существование абсолютных или универсальных критериев общественного прогресса и выделяют целую иерархию таких критериев в соответствии с иерархией и разнородностью самих социальных явлений.

Существует группа социальных явлений, развитие которых однозначно оценивается как прогрессивное. Это развитие здравоохранения, улучшение условий труда, рост уровня жизни и связанное с ними увеличение средней продолжительности жизни людей; развитие средств передвижения, связи, рост знаний о мире. Другие социальные явления, такие как индустриализация, урбанизация и "технический прогресс" в целом, уже нельзя однозначно оценить как прогрессивные, поскольку они несут с собой побочные негативные эффекты, которые могут составить угрозу самому существованию человечества (например, проблема исчерпания природных ресурсов и загрязнения окружающей среды). Применение понятия прогресса к политическим, общественным порядкам оказывается еще более сложным – здесь все зависит от того, с позиций чьих интересов оценивается развитие того или иного явления. И, наконец, существуют сферы социальной жизни, по отношению к которым вообще нельзя применять понятие прогресса, хотя они и подвержены значительной эволюции. Это, прежде всего, сферы искусства, религии, философии.

Итак, понятие социального прогресса является многоплановым, неоднозначным и внутренне противоречивым. Источник этой противоречивости лежит в самой социальной действительности, и задача социологии состоит в том, чтобы выявить эту противоречивость путем анализа конкретных тенденций и форм развития.

Помимо прогресса и регресса выделяют и другие типы социального развития. В их числе: специализация – односторонний прогресс, с частичным регрессом или застоем на всех остальных направлениях развития (например, ориентация экономики на добывающие отрасли и импорт товаров широкого потребления, имеющая своим следствием усиление зависимости благополучия общества от конъюнктуры цен на мировом рынке); универсализация – развитие социальной системы одновременно по многим направлениям (такие возможности создаются в общественных системах, построенных на принципах плюрализма политических, экономических и других интересов); конвергенция – возрастание структурного и функционального сходства социальных систем (например, возникновение сходных черт в экономической, социальной областях, сферах образования, науки, культуры между развитыми странами Запада и СССР в 60-е годы в результате внедрения сходной техники и технологии); дивергенция – процесс обратный конвергенции, связанный с уменьшением структурного и функционального сходства между социальными системами; параллелизм – промежуточное между конвергенцией и дивергенцией состояние процесса развития, когда исходное соотношение между структурами и функциями двух или нескольких социальных систем сохраняется на протяжении определенного интервала времени.

В реальной общественной жизни различные виды социальных изменений тесно переплетены друг с другом, и их очень трудно выделить в чистом виде. В каждом конкретном случае мы имеем дело с результатом действия целой совокупности разнопорядковых социальных изменений, которые способны как поддерживать, так и нарушать стабильность общественной системы.

Общество как система всегда стремиться к стабильности, равновесию – устойчивому воспроизводству своих важнейших показателей. Вместе с тем, любая социальная система, какой бы устойчивой она не казалась, с течением времени выводится из равновесия под влиянием внутренних и внешних факторов. В тандеме «социальная стабильность – социальные изменения» последние всегда доминируют.

Социальная стабильность не является состоянием противоположным социальному изменению. Социальную стабильность можно определить как временное сочетание определенных социальных изменений, благоприятное для воспроизводства данной социальной системы.

Социальную стабильность нельзя отождествлять и с состоянием покоя или неподвижности. Внешнее отсутствие социальных изменений представляет собой лишь видимость, за которой всегда скрывается множество сил и тенденций, в том числе и социально опасных. Так было в период внешне благополучного «развитого социализма» 70-80-х гг. прошлого века - тогда, казалось бы, ничто не предвещало близкого краха всей общественной системы. Покой и неподвижность чаще всего являются признаком не стабильности, а застоя, который рано или поздно порождает кризисные явления в жизни общества – нарастание противоречий, конфликтов, социальной напряженности.

Итак, социальная стабильность представляет собой лишь момент, одну из форм проявления социальных изменений. Социальная стабильность всегда относительна, временна, а социальные изменения – абсолютны.

Но можно ли управлять социальной стабильностью? Можно ли намеренно вызывать, сохранять и продлевать состояние социального равновесия в обществе? Безусловно, да! Все изменения, происходящие в обществе, являются результатом деятельности людей, поэтому социальную стабильность можно поддерживать, если проводить нужные социальные изменения в нужное время и в нужном месте.

Какие факторы способствуют поддержанию социальной стабильности или, напротив, нарушают ее? Стабильность общества обеспечивается целой совокупностью факторов и механизмов, которые принадлежат к самым различным сферам его жизнедеятельности. Это – устойчивое функционирование экономической и политической системы, эффективное действие механизмов социального контроля, наличие единых для всех слоев общества культурных традиций, системы жизненных целей и ценностей и ряд других. Особо следует остановиться на двух условиях или факторах поддержания социальной стабильности, которые при неблагоприятном развитии событий попадают в сферу деятельности правоохранительных органов – это отсутствие или незначительные размеры среднего класса и дисфункция социальных институтов.

Наличие в обществе многочисленного среднего класса,заинтересованного в сохранении существующего порядка, служит надежной гарантией социальной стабильности. Если же средний класс мал, а центристские силы слабы, инициативу могут захватить крайние радикальные группы, что приведет к росту политической и социальной напряженности и повышению риска нестабильности.

Резкие социальные контрасты и большая доля бедных также не способствуют сохранению социальной стабильности. Особо серьезную угрозу представляет наличие в обществе значительных маргинальных слоев и деклассированных элементов (люмпенов). Направленность их деструктивных действий трудно предвидеть, поэтому в целях сохранения социальной стабильности необходимо всеми силами беречь общество от люмпенизации, вовремя разрабатывать необходимые социальные программы для поддержки социальных групп, попавших в трудное положение.

Для России, пережившей за два прошедшие десятилетия очень болезненные реформы, эта проблема является особенно актуальной. По результатам исследований, доля маргинальных слоев в составе трудоспособного населения России составляет сегодня 25% его общей численности. В России заканчивает свое формирование массовый низший класс (14-15% экономически активного населения), для представителей которого характерна временная или случайная занятость, постоянная угроза безработицы, семейная и жилищная неустроенность, низкий уровень жизни. В России, как и в других странах, имеется «социально дно» (бомжи, нищие, проститутки и беспризорники), которое по разным оценкам составляет от 5 до 10% городского населения.

Все эти категории российского населения являются потенциальным и реальным источником социальной нестабильности и нуждаются не только в адресной социальной помощи, но и в проведении эффективной социально-экономической политики, направленной на максимальное сокращение их численности.

Нарушать социальную стабильность может и дисфункция социальных институтов, которая возникает тогда, когда социальный институт не успевает перестроиться вслед за изменившимися общественными потребностями и выполнение им своих функций превращается в ритуальную деятельность, не связанную с реальными общественными проблемами. Дисфункция социальных институтов вызывает у людей стремление удовлетворить свои потребности в обход официальных законных структур, за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах такого рода активность может выражаться в противоправной деятельности. Так, большинство хозяйственных, имущественных, финансовых преступлений прямо связано с тем, что существующие государственные экономические и финансовые институты функционируют в отрыве от реальных общественных потребностей.

Правонарушения, возникающие в связи с дисфункцией социальных институтов, носят массовый характер и четко направлены к достижению определенной цели. Их отличают планируемость противоправной деятельности, систематичность, распределение ролей и т.п. Эта проблема приобрела особую остроту в нашем обществе в 90-е гг. Переход к рыночным отношениям сдвинул систему ценностных ориентаций населения в сторону достижения материального успеха. В то же время, кризисное состояние, в котором находилось тогда российское общество, не позволяло значительной части его населения добиться этого успеха законным путем. Результатом стало массовое уклонение населения от уплаты налогов, массовая уличная, в том числе организованная преступность, массовые злоупотребления государственных чиновников и т.п.

В современной социологии, наряду с понятием «социальная стабильность» используются понятия «безопасность социальной системы» или «национальная безопасность", которые конкретизируют «социальную стабильность» применительно к важнейшим сферам общественной жизни. Каждая из структурно-образующих подсистем общества - экономическая, политическая, духовная и др. - имеет некоторые устойчивые соотношения (элементов, параметров, связей), которые обеспечивают ее нормальное функционирование и которые можно оценить количественно в виде системы показателей. Приближение показателей развития основных подсистем к предельно-критическому уровню нарушает их нормальное функционирование и ведет к общей социальной нестабильности.

Вот примеры предельно-критических показателей по важнейшим сферам общественной жизни, полученных на основе обобщения опыта развитых западных стран.

В сфере экономики: уровень падения промышленного производства – 30-40%; доля импортных продуктов питания – 30%; соотношение минимальной и средней заработной платы – 1:3.

В социальной сфере: соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных – 10:1; доля населения, живущего за чертой бедности – 10%; уровень безработицы – 8-10%.

В политической сфере: доля граждан выступающих за кардинальное изменение политической системы – 40%; уровень доверия населения к центральным органам власти – 25%.

В духовной сфере: доля затрат на культуру в государственных расходах – 2,5%; доля государственных ассигнований на науку – 2%; доля студентов (на 100 тыс. населения) – 180 чел.

В демографической области: отношение числа умерших к числу родившихся – 1,0; коэффициент рождаемости – 2,14-2,15; доля лиц старше 65 лет к общей численности населения – 7%.

В сфере экологии: доля ВНП направляемая на экологическую безопасность – 5%.

В области поведенческих девиаций: преступность (на 100 тыс. чел.) – 5-6 тыс.; потребление алкоголя (на 1 чел. в год) – 8 литров; число суицидов (на 1000 чел.) – 20; распространенность психической патологии (на1000чел.) – 284.

Разумеется, перечисленные показатели не стоит абсолютизировать и применять механически. Многое зависит от уровня развития общества, сложившегося типа культуры и исторических традиций. Для стран слаборазвитых, мусульманских или, например, стран азиатского региона приведенная система показателей наверняка будет иметь другие значения.

Кроме этого следует иметь в виду, что и само общество представляет собой не механический агрегат, а сложную органическую систему с нелинейными зависимостями и многочисленными компенсаторными, кумулятивными и другими механизмами. Трудности в экономической жизни могут быть «скомпенсированы» позитивными внешнеполитическими процессами, благодаря которым (например, внешним инвестициям), экономика вновь заработает нормально, а всеобщий патриотический порыв способен «вытащить» общество из общенационального кризиса.

Не исключена, впрочем, и противоположная логика развития событий, когда незначительное превышение предельно-критических показателей в одной из сфер общественной жизни вызовет «цепную реакцию» во всех остальных сферах и приведет к структурному кризису. И все же, в большинстве случаев, приближение к предельно-критической величине и даже ее превышение не ведет автоматически к распаду всех связей и отношений, а говорит лишь о высокой степени вероятности подобного развития событий.

Очевидно, что степень криминализации общества оказывает самое непосредственное влияние на уровень его социальной безопасности и задача-минимум, которую призваны решать правоохранительные органы состоит в том, чтобы не дать уровню преступности подняться до величины его предельно-критических значений.

В реальной жизни бывает трудно отделить стабилизацию от дезорганизации - часто они выступают двумя сторонами одной медали. Причина в том, что каждая социальная система, прежде чем перейти на более высокую ступень развития, необходимо проходит стадию перестройки, которая всегда сопровождается элементами дезорганизации и потери управляемости. Российским реформам 1990-х гг. сопутствовало много ошибок, просчетов и злоупотреблений, но вряд ли стоило ожидать, что переход от административного регулирования экономики к рынку возможен без кризисных явлений вообще.

Способ существования человеческого общества связан с постоянным изменением окружающей природной среды и одновременной перестройкой социальных связей и отношений между людьми. Одним из универсальных механизмов поступательного развития общества и одновременно одним из наиболее фундаментальных видов социальных изменений является инновация (нововведение) .

Инновации (использование огня, приручение диких животных, изобретение колеса и т.п.) сопровождают всю человеческую историю, но само понятие "инновация" впервые вошло в науку в ХIХ в. при изучении процессов проникновения европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. Тогда оно использовалось как некоторая противоположность понятию "традиция". Позднее, уже в ХХ в. его стали применять при разработке фирмами стратегии продвижения новых товаров на рынок, а также при внедрении достижений научно-технического прогресса в производство и совершенствовании системы управления.

Постепенно, по мере накопления и обобщения опыта, стала сложилась самостоятельная теория нововведений, – инноватика, – предметом изучения которой стали универсальные закономерности создания, освоения и распространения различного типа новшеств, независимо от того, в какой сфере жизни общества это происходит.

Инновация представляет собой простейший вид целенаправленных, управляемых социальных изменений. Обычно различают инновации вещественные (новые орудия, средства труда, материалы и т.п.) и социальные (новые формы организации экономической, политической и культурной жизни). Кроме того, говорят о радикальныхили базовых нововведениях, связанных с внедрением чего-то принципиально нового, и нововведениях производных, модифицирующих. Существуют и другие типологии нововведений.

Процесс внедрения инноваций в общественную жизнь редко протекает гладко и безболезненно. Если технические нововведения можно проверить за несколько часов, то с социальными инновациями дело обстоит гораздо сложнее. Как правило, они сталкиваются с уже существующими социальными нормами, и, даже будучи приняты, доказывают свою полезность не сразу, а иногда лишь спустя десятилетия.

В том, насколько безболезненно приживаются нововведения в обществе и приживаются ли они вообще, важную роль играет их совместимость с существующей культурой.

Инновации могут вступать в конфликт с существующей культурой. В этом случае они либо просто отвергаются обществом, либо, уступая давлению, принимаются вместе с их конфликтными чертами, которые время от времени вызывают протест, что делает нововведения неустойчивыми. Так было, например, в период реформ Петра I, когда европейские обычаи и традиции силой внедрялись в российскую повседневную жизнь.

Инновации могут не иметь аналога в существующей культуре и, следовательно, не вступать в противоречие с действующими нормами, однако и в этом случае общество воспринимает нововведения очень медленно и осторожно, придавая им, часто бессознательно, формы, сходные со старыми. Так, первые формы демократии выглядели как привычный совещательный орган при монархе. Сюда же можно отнести введение "пожизненного института президентства" в ряде бывших советских среднеазиатских республик в прошлом десятилетии, как компромисс новых западных форм демократии и привычных мусульманских традиций.

Некоторые инновации, для того чтобы войти в существующую культуру, должны обязательно вытеснить из нее ряд прежних устаревших элементов. Мы прекрасно воспринимаем, например, западную эстраду или западные традиции свободы слова, однако воспринять западные формы цивилизованного бизнеса или демократии нам значительно сложнее, поскольку этому мешают, хотя во многом и отжившие, но привычные для нас образцы культуры.

Иногда параллельно с инновационными сдвигами, или под их именем появляются «псевдо-» или «квазиинновации». Примером таких псевдоинноваций могут служить, в частности, переход контроля над собственностью в постсоветских странах из рук партийно-хозяйственной элиты (номенклатуры) в руки чиновничье-олигархической элиты, или массовая культура современного шоу-бизнеса, которая претендует на роль высокого искусства, освободившегося, наконец, от идеологического контроля.

Социальный эффект инноваций определяется, прежде всего, типом самой инновации. Базовые или радикальные инновации дают множественные социальные последствия, которые порождают цепную реакцию в самых разных областях общественной жизни и охватывают значительные периоды времени. Таким было изобретение парового двигателя, электричества, автомобиля, персонального компьютера, которые изменили общество снизу доверху.

Иногда социальный эффект становится следствием конвергенции или совместного соединенного воздействия нескольких инноваций. Технические возможности средств массовой информации в сочетании с достижениями психологических наук дали жизнь пропаганде, которая стала эффективным средством управления общественным мнением; атомный реактор, ракета с жидкостным топливом и электронная система, будучи соединенными вместе, породили оружие массового уничтожения.

Современное индустриальное общество – общество динамичное, и в основе этой динамики лежит постоянный поиск и освоение нововведений. Сегодня научный, технический и социальный прогресс уже невозможны без непрерывного потока нововведений, и, хотя значительная их часть несет с собой не только позитивные, но и негативные социальные последствия - для многих стран остановка этого процесса равнозначна социальному катаклизму.


Похожая информация.