Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Психологические особенности человека. Психологические характеристики личности

Психологические особенности человека. Психологические характеристики личности

ПСИХОЛОГИЯ (с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») - это наука о закономерностях развития и функционирования психики, изучающая процессы активного отражения человеком и животным объективной реальности.

ПСИХОЛОГИЯ как особая отрасль знаний существовала еще со времен древней истории.

ПСИХОЛОГИЯ как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в.

Объект – человек и психика.

Предмет – это закономерности функционирования и развития психики.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи (головного мозга), которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, а также регуляции его поведения и деятельности.

Психикой обладает не только человек, но и животные.

Характеристики психики: отражение и регуляция.

Сознание– высшая форма психики, обладает ее характеристиками, но более высокого уровня.

Именно оно было первым предметом научной психологии.

Сознание является способностью дать субъективный отчет о себе, своих мыслях и переживаниях.

В 1879 году немецкий ученый Вильгельм Вундт, опираясь на метод интроспекции, изучал феномен сознания. Интроспекция (самонаблюдение) – первый научный метод психологии.

В мировой психологической науке сознание – многозначный термин, но в отечественной психологии сознание считается присущим только человеку.

Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей.

Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе.

Но «знание о душе» (психологии) долгое время относили к области философии, религии или медицины.

Основные понятия психологии общей характеризуют процессы, состояния и свойства психические.

Процессы психические охватывают:

1) процессы познавательные - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;

2) процессы волевые - мотивы, стремления, желания, принятие решений;

3) процессы эмоциональные - чувства, эмоции.

К состояниям психическим относятся проявления процессов психических - познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты).

Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).

Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам.

В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально.

Предмет психологии менялся с течением времени.

    Душа (все исследователи до начала XVIII века)

    Непосредственный опыт субъекта (структурализм-Вильгельм Вундт)

    Поведение (бихевиоризм-Джон Уотсон)

    Бессознательное (психоанализ-Зигмунд Фрейд)

2. Задачи и методы психологии

Основной задачей психологии является изучение законов пси­хической деятельности в ее развитии.

Она охватывает процессы, со­стояния и свойства человека - от элементарных ощущений, психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.

1.Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов как отражений объективной действительности.

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Методы исследования в психологии.

Методы - это способы, посредством которых познаётся предмет науки.

В отечественной психологии выделяются четыре группы методов:

    эм­пирические,

    организационные методы,

    метод коррекции,

    методы об­работки данных.

Эмпирические методы - наблюдение и самонаблюдение;

Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение или самонаблюдение.

Экспериментальные методы - лабораторный, естественный, фор­мирующий эксперимент; психодиагностические тесты, психологические опросы, интервью, анкетирование.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей.

Наиболее распространенная его форма - анкета.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.

В эксперименте целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется и оценивается лучше всего.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющего основные параметры и предполагаемые свойства.

На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Организационные метод ы включают

Сравнительный метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям);

Метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых);

Лонгитюдный метод - метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени).

Метод коррекции - аутогенная тренировка (выработка умения полностью расслаблять мышцы тела, использование активной роли чувственных образов; регулирующая и программирующая роль сло­ва, производимого вслух или про себя.) ; групповой тренинг (группо­вые игры и дискуссии) ; способы терапевтического воздействия.

Методы обработки данных - изучение документов, рисунков, дневников, почерка, продукты детского творчества.

Этот метод анали­за продуктов деятельности включает в себя количественный анализ и качественный.



ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

(англ. psychological characterization ) - форма изучения индивидуальных особенностей ребенка или взрослого. Она содержит конкретные данные об изучаемом субъекте (его поведении , деятельности , особенностях личности , материалы, собираемые путем систематического наблюдения , проводимого в различных жизненных ситуациях). См. .

Х. п. м. б. использована в качестве вспомогательного метода в различных исследованиях: психологическом, социологическом, педагогическом, мед. и др. В этих случаях Х. п. составляется в соответствии с той задачей, которая стоит перед данным исследованием. Поэтому такого рода характеристики часто отражают не все психологические особенности изучаемого, а лишь существенные для решения поставленной в исследовании задачи.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    характеристика психологическая - совокупность сведений об индивидуальных особенностях личности. Х. – содержит конкретные данные об изучаемом (его поведение, деятельности психических особенностей). Х. – может быть использована как вспомогательный метод в изучении личности. Но… …

    Психологическая совместимость - Психологическая совместимость характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего… … Википедия

    Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение и лат. refractarius упрямый. Категория. Характеристика нервного процесса. Специфика. Затормаживание реакции в ответ на раздражитель, следующий с малым временным интервалом за предыдущим.… … Большая психологическая энциклопедия

    Психологическая совместимость - в авиации характеристика отношений между членами лётных экипажей, групп руководства полётами и т. п., проявляющихся в удовлетворённости межличностным общением и в согласованном взаимодействии. В авиации фактор совместимости («сплочённости»,… … Энциклопедия техники

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - – характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    психологическая совместимость Энциклопедия «Авиация»

    психологическая совместимость - в авиации — характеристика отношений между членами лётных экипажей, групп руководства полётами и т. п., проявляющихся в удовлетворённости межличностным общением и в согласованном взаимодействии. В авиации фактор совместимости («сплочённости» … Энциклопедия «Авиация»

    ХАРАКТЕРИСТИКА - литературная, выделение отличительных особенностей персонажей, событий, переживаний. Х. можно считать специфическим первоначалом литературной образности: называние отдельных черт явления в целом (см. Образ). Простейшей формой литературной Х.… … Литературный энциклопедический словарь

    Представляет собой описание психологических особенностей труда следователя, на основе которого определяются: требования, предъявляемые к его профессионально значимым психологическим качествам, критерии профессиональной пригодности к следственной… …

    Мораль и право связаны неразрывно. Право призвано утверждать в жизни общества добро и наказывать зло, устанавливать справедливость и устранять несправедливость. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ООН в 1979 г.… … Энциклопедия современной юридической психологии

Книги

  • Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя , Шадриков Владимир Дмитриевич. Рассмотрены различные подходы к описанию нормального (психически здорового) человека отечественных и зарубежных психологов. Проанализированы идеологические, теоретические и методологические… Купить за 339 руб
  • Психологическая наука в России ХХ столетия. Проблемы теории и истории , Брушлинский Андрей Владимирович, Анцыферова Людмила, Знаков Виктор Владимирович, Кольцова Вера Александровна, Олейник Ю. Н., Абульханова-Славская К. А., Тугайбаева Б. Н.. В книге дана общая характеристика психологической науки в России XX века и на этом фоне проанализированы некоторые основные линии развития в психологии личности, всоциальной психологии и…

Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в основу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.

Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.

Личность - это сознательный индивид, занимающий определенной положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.

Индивид - конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.

Отличие личности от индивида. Индивид характеризуется уникальностью, которую человек получает от рождения (цвет кожи, волос, глаз, черты лица, телосложение). Согласно этому все люди являются индивидами: и несмышленый новорожденный, и абориген первобытного племени, и психически больной человек.

Личность, в отличие от индивида, не биологическое, а социально-психологическое понятие. Личностью индивид становится в процессе взросления, обучения, развития, общения.

Свойства личности:

1)социализация - личностью можно быть только в содействии или противостоянии обществу

2)зрелость - личностные черты начинают развиваться при определенной степени зрелости психики

3)самосознание - личность развивается только тогда, когда человек осознает необходимость этого

5)привилегированность - чем сильнее личность, чем больше она проявляет себя, тем выше ее привилегии в обществе.

Еще одно важное качество личности, отличное от индивида - необходимость признания обществом. Основной мотив, определяющий деятельность индивида - это интерес. Процесс познания в таком случае зависит от желания или нежелания человека узнать свойства предмета, понять его. Личность же чаще руководствуется убеждениями, которые являются основой принципов и мировоззрения человека.

Основные характеристики личности. Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.

Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности.

Потребность - это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.


Потребности человека разнообразны. Прежде всего, выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды.

Важнейшая характеристика личности - ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.

Важный мотив поведения это убеждения. Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

Человек действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, создаются условия для развития его способностей.

Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны - здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды - так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки).

В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают).

Проблема изучения личности была поставлена Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитие психики человека обусловлено социально-культурными условиями жизни Выготский положил ряд основных идей:

1) О целостном подходе к изучению личности. Это значит, что в процессе развития психики человека развиваются не отдельные функции, психические процессы, а психологические системы этих функций и процессов. Выготский считал, что в каждом возрасте образуется система психологических функций, которая характерна для этого возраста и определяет развитие личности.

2) О развитии высших психических функций. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые он назвал высшими - они полностью отсутствуют у животных, составляют высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий.

В отличие от натуральных или природных, которые присущи животным сенсорные функции: обоняние и т.п. ВПФ - высшие психические функции имеют свое строение и свойство происхождение, так же они произвольны, социальны, опосредованы.

Личность (по Бажович) - высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение. При котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности «внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новое понятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутренней позиции ребенка».

Внутренняя позиция - это отражение того объективного положения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека.

Психодинамическое направление было представлено в зарубежной психологии. Его раскрывает теория индивидуального изучения личности.

Считается, что неосознанные психологические конфликты контролируют поведение человека. Его психоаналитическая теория.

Теория З. Фрейда:

Личность включает в себя структуру компонентов: ид, эго, супер эго.

ИД - от латинского слова «оно». По З. Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и враждебные аспекты личности. ИД использует рефлексивные реакции с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго - от латинского «Я». Представляет собой рациональную часть личности:

Принцип реальности. Его задача - разделение для человека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.

Направленность личности - это система побуждений, определенно избирательных отношений и активность человека. С давних времен человек пытался определить источники активности личности, смысл жизни.

Одни считали стремление к удовлетворению, основным мотивом поступков человека, другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека. Третьи пытались выводить поведение личности из биологических (сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство или подчинение).

Личность вступает в многообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.

Мотив - осознанное побуждение к деятельности или поведению. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других - личностными потребностями или интересами, в третьих - на основе чувств.

При анализе поведения их деятельности необходимо учитывать не только основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности. Которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.

От мотивов, как осознанных побуждений следует отличать влечения (это неосознанные внутренние пробуждения или внешние стимулы), т.е. личность не взвешивает общественную значимость этих влечений, не учитывает последствия действий. Изучение мотивов человека имеет важное значение для

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конспект лекций

По дисциплине: «Основы общей психологии»

Тема: «Общая характеристика психологии как науки. Основные отрасли психологии»

В научных исследованиях духовные качества человека принято называть психическими, а наука, которая занимается их изучением, называется психологией. Естественно возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин “психология” произошел от двух греческих слов: “псюхе” - душа и “логос” - учение. Таким образом, психология - это наука о душе. Однако термин “душа” редко применяется в научной психологии. Зато он широко применяется в житейском обиходе. Оценивая человека, люди, прежде всего, говорят о его душе: светлая душа, честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую девушку Психею. Афродита была недовольна выбором сына и приложила все усилия, чтобы разлучить влюбленных. Однако Эрот и Психея преодолели все преграды, их любовь победила. Для греков этот миф был образцом истиной любви, высшей реализацией человеческой души. Психея стала символом души, ищущей свой идеал.

Само слово «психология», хотя и встречалось в литературе еще в X веке, но как обозначение науки о душе было введено немецким философом Х. Вольфом только в XVIII веке (в книгах «Рациональная психология» и «эмпирическая психология»). Психология - молодая отрасль знаний, которая выделилась в самостоятельную науку в середине XIX века. Она динамична и перспективна, поскольку отвечает на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики. Вместо термина “душа” в современной научной психологии применяется термин “психика”.

Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

В свою очередь, психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Сознание - высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.

Рассмотрим основные особенности психологии как науки.

Во-первых , психология представляет собой науку о самом сложном, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материей, называемым психикой.

Во-вторых , задачи психологии сложнее задач любой другой наук, так как только в ней мысль как бы совершает поворот на себя (в психологии сливаются объект и субъект познания (человек изучает самого себя).

В-третьих , психология является одной из самых молодых наук. Условно ее научное оформление связывают с 1879 когда, когда немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии.

В-четвертых , психология имеет уникальное практическое значение для любого человека. Она позволяет:

· глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя;

· научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением;

· лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.

Предмет изучения современной психологии - психические процессы, психические состояния и психические свойства личности .

Психические процессы представляют собой динамические образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. Психические процессы включают три основные стороны душевной жизни: познание, чувства и волю. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление; с их помощью мы постигаем мир и самих себя. Чувства, эмоции отражают переживание человеком отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жизни. Воля обеспечивает регуляцию поведения.

Психические состояния - целостные проявления личности, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности. К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т.д.

Психические свойства являются не только устойчивыми, трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: направленность, мотивация, темперамент, характер и способности.

Между всеми структурными элементами психики существует неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат психические процессы, которые отражают как внешний, так и внутренний мир человека. На их основе возникают субъективные, внутренние состояния, наполняющие духовный мир человека. Психические свойства возникают на основе психических процессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоянный характер, свойственный конкретной личности.

Форма существования психических явлений также может быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, представления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы.

Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в поведении и деятельности.

Поэтому основными задачами современной психологии являются:

· изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов:

· анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом;

· изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;

· содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и особенности развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетенции, возникают во всех сферах жизни человека, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора, учитывающего широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств человека, проявляемых в его жизнедеятельности.

Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно - у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.

С точки зрения изменения представлений человека о психических явлениях в процессе исторического развития и изменения предмета исследований психологической науки в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором - как наука о сознании, на третьем - как наука о поведении, а на четвертом - как наука о психике. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Например, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны - непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело, человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

Вполне вероятно, что стремление человека разобраться в самом себе привело к образованию одной из первых наук - философии. Именно в рамках этой науки рассматривался вопрос о природе души. Поэтому не случайно, что один из центральных вопросов любого философского направления связан с проблемой происхождения человека и его духовности. А именно, что первично: душа, дух, т. е. идеальное, или тело, материя. Второй, не менее значимый, вопрос философии - это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальность и самого человеке.

В зависимости от того, как философы отвечали на эти основные вопросы, и всех можно отнести к определенным философским школам и направлениям. Принято выделять два основных направления в философии: идеалистическое и материалистическое.

Изучение и объяснение души является первым этапом в становлении психологии. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. Представители идеалистической философии рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Они видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Подобные взгляды вполне объяснимы, поскольку идеализм зародился тогда, когда люди, практически не имея никаких представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа - души и духа, который вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. С развитием религиозных взглядов душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика - вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530-470 гг. до н. э.) говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению, все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа -- психея. Душа, согласно Гераклиту, рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. Чем душа суше, тем она мудрее.

С идеей огня как основой существующего мира мы встречаемся и в работах другого известного древнегреческого мыслителя Демокрита (460-370 гг. до н. э.), который разработал атомистическую модель мира. Согласно ему, душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов.

С гораздо более сложными понятиями о душе мы сталкиваемся в воззрениях Арист о теля (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» - первое специально психологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, а сам Аристотель но праву может считаться основателем психологии. Он отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Душа, согласно Аристотелю, -- это целесообразно работающая органическая система. Главная сущность души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма.

Наиболее ярко этические аспекты души впервые были раскрыты учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.) - Платоном (427-347 гг. до н. э.). В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда тело, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою. В этих взглядах Платона ярко выражен его идеализм. Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Душа - самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Следующий крупный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1596-1650). Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее они должны выводиться методом логического рассуждения.

Исходя из своей точки зрения, Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому для того, чтобы найти истину, по его мнению, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение - верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту «Мыслю - значит, существую». Далее, отвечая на вопрос «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление - это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в. - постулат о том, что первое, что обнаруживает человек в самом себе, - это его созн а ние.

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь - это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. психология процесс поведение человек

На протяжении длительного времени метод интроспекции был не просто главным, а единственным методом психологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны открываться субъекту. Из этих утверждений следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

Идеологом метода интроспекции был философ Джон Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство - рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться ассоциативное направление. Возникновение и становление ассоциативной психологии было связано с именами Д. Юма и Д. Гартли.

Английский врач Д. Гартли (1705-1757), противопоставляя себя материалистам, тем не менее, заложил основы материалистической по своему духу ассоциативной теории. Причину психических явлений он видел в вибрации, которая возникает в мозге и нервах. По его мнению, нервная система - это система, подчиненная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от такого же во внешнем, физическом мире. Этот причинный ряд охватывает поведение всего организма: и восприятие вибраций во внешней среде (эфире), и вибрации нервов и мозгового вещества, и вибрации мышц.

Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная психология была господствующим направлением. И именно в рамках данного направления в конце XIX в. стал весьма широко использоваться метод интроспекции. Увлечение интроспекцией было повальным. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. Считалось, что интроспекция, в отличие от наших органов чувств, которые искажают информацию, получаемую при изучении внешних объектов, поставляет психологические факты, так сказать, в чистом виде.

Однако со временем широкое распространение метода интроспекции привело не к развитию психологии, а, наоборот, к определенному кризису. С позиции интроспективной психологии психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, а, следовательно, наблюдался отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта. Более того, поскольку утверждалось, что психолог может изучать самого себя, то выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практического применения. Поэтому на практике интерес общественности к психологии упал. Психологией интересовались только профессиональные психологи.

Так, бессилие «психологии сознания» перед многими практическими задачами, обусловленными развитием промышленного производства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека, привело к тому, что во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки - им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behavior - «поведение» ) и явилось третьим этапом в развитии представлений о предмете психологии.

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие - путем самонаблюдения.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что, в конечном счете, наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е. наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражается в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление - поведение.

По мнению Уотсона, психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Как вы уже поняли, основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

Становление отечественной психологии происходило под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах Я. П. Козельского и психологической концепции А. Н. Радищева. Говоря о научных работах Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

У нас в стране психология как самостоятельная паука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этане сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

В конце XIX -- начале XX в. в России развиваются такие психологические направления, как общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконип. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х годов XX в.

В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Н. Узнадзе. Представители этого направления взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направлению в основном относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов и А. А. Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.

В более поздние годы сформировались основные современные психологические школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета и Московского государственного университета. Создание первой школы связано с именем Б. Г. Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики.

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов Запорожца - организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР - входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Благодаря исследованиям А. Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результаты его исследований до сих пор широко применяются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников. Их труды вносят достойный вклад в развитие современной психологической науки.

Завершая данную тему, необходимо отметить, что психология прошла длительный путь становления. Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что первые психологические воззрения появились вместе с самим человечеством. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались идеалистические и материалистические направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, учения, опирающиеся на идеалистические философские воззрения, привнесли в психологию этические аспекты психического. Благодаря этому в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как личностные ценности, идеалы, нравственность.

Современная психология - это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других прежде всего тем комплексом проблем и задач, которые решает то пли иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания - это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической пауки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология».

Выделяют следующие отрасли фундаментальной психологии:

· общая психология - отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи но исследованию индивида - конкретного представителя вида Homo sapiens . Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния.

· возрастная психология , изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Возникнув как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов. В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Кроме того, для возрастной психологии имеют большое значение дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастной психологии осуществляются с использованием приемов дифференциальной психологии.

· дифференциальная психология -- отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.

· социальная психология , изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей (здесь исследуется, в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаютсятакие явления, как сплоченность, лидерство и т. д.); психология личности (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.).

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.

Отрасли прикладной психологии:

· педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения. Не менее значимыми для педагогической психологии являются вопросы учета индивидуальных особенностей обучаемого при построении учебного процесса и взаимоотношений ученика и учителя, а также взаимоотношений внутри учебного коллектива. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионального обучения, психологию высшей школы.

· политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п. Эти психологические феномены формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

· психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.

· медицинская психология , изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь. Структура медицинской психологии включает следующие разделов: клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицинская психология; психопрофилактика и психогигиена; психокоррекция.

· инженерная психология - отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности операторов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения; анализ психологической структуры деятельности операторов; исследование факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операторов: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений; разработка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов.

Следует также подчеркнуть, что в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли психологии используются знания или методология других ее отраслей. Например, космическая психология - отрасль психологической науки, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, - включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др. Следовательно, прикладные области психологии по степени их обобщения могут быть условно разделены на синтетич е ские (объединяющие в себе знания других областей) и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли). Например, медицинская психология включает в себя общую медицинскую психологию, клиническую психологию, патопсихологию, психогигиену и психопрофилактику, психокоррекцию и др. Аналогично в инженерной психологии можно выделить следующие разделы: эргономика, психология труда, менеджмент и др.

В заключение следует отметить, что мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психология. Однако все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки - психологии - и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо, прежде всего, ознакомиться с ее фундаментальными основами.

1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресса, 2002.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. 3-е изд. - М.: Университет, 2000.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, Астрель, 2008

4. Еникеев М.И. Общая психология: Учебник для вузов. - М.: Приор, 2002.

5. Иванников В. А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М., 1999.

6. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2003.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, Академия, 2007.

8. Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Высшее образование, 2008.

9. Психология: Учебник для гуман. вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.

11. Станкин М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики: Учебно-методическое пособие. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ закономерностей развития и функционирования психики как особенной формы жизнедеятельности человека. Изучение психических процессов, состояний и свойств личности. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место психологии в системе наук.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Исторические этапы развития психологии как науки. Главные отрасли и процесс дифференциации современной психологии. Задачи и место психологии в системе наук. Основные направления психологии ХІХ в.: фрейдизм и бихевиоризм. Поведенческая концепция Скиннера.

    лекция , добавлен 12.02.2011

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психологии как науки. Основные отрасли современной психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Постулаты ассоцианизма Аристотеля, Т. Гоббса. Основы идеалистического понимания души.

    презентация , добавлен 23.11.2011

    Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Предмет психологии, методология и методы науки. Эволюционное введение в психологию. Изучение проблемы возникновения и развития психики, сознания человека, нейрофизиологических основ психической деятельности, особенностей поведения в социальной среде.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2014

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    Рассмотрение понятия и сущности клинической психологии как науки, изучающей поведенческие особенности людей в ситуациях различных психических заболеваний. Изучение структуры данной науки. Характеристика основных направлений клинической психологии.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Предмет и задачи психологии. Особенности житейской психологии. Формирование нервной системы. Этапы развития психологической науки. Основные представления о сознании с точки зрения гештальтпсихологии. Свойства соматической нервной системы человека.