" - монументальная эпопея Л. Н. Толстого, входящая в золотой фонд мировой литературы. Знаменитый роман русского классика до сих пор пользуется огромной популярностью. Он был переведен на многие языки мира. Книге посвящено большое количество литературных исследований.
Она представляет определенную ценность даже для профессиональных историков, так как Толстой при работе использовал самые разнообразные источники от воспоминаний до архивных документов. Интерес к роману не может угаснуть, так как в нем на первом плане стоят общечеловеческие ценности, добро и справедливость.
2. История создания . В середине 50-х гг. XIX века у Толстого возник замысел повести о декабристе, возвращающемся с семейством из Сибири. Эта работа все больше увлекала писателя, а временные рамки произведения отодвигались все дальше в прошлое.
Писатель стремился раскрыть внутренний мир своего героя, объяснить мотивы его поступков. Возникала необходимость изобразить целое поколение. Таким образом, к 1863 г. замысел небольшой повести совершенно изменился, она перерастает в роман, работа над которым заняла несколько лет. В окончательном виде эпопея "Война и мир" была закончена и вышла в печати в 1867-1869 гг.
3. Смысл названия . Название романа "Война и мир" в сознании современного человека понимается как противоположность из двух антонимов. В дореволюционной России слово "мир" имело два значения в зависимости он написания: "миръ" (согласие, спокойствие) и "мiръ" (весь белый свет и род человеческий). Толстой в 1867 г. дал название роману - "Война и мiръ". В его замыслы входило показать войну и ее губительное влияние на все человечество в целом.
4. Жанр . Роман-эпопея.
5. Тема . Основная тема романа - коренящиеся в русском национальном характере высшие идеалы простоты, правды и добра. Эта тема развита на фоне центрального события - Отечественной войны 1812 г. Нашествие Наполеона принесло огромные беды и страдания русскому народу. Но при этом оно выступило своеобразным средством очищения, показавшим истинное лицо многих людей. Писатель срывает маски с фальшивого, блестящего по внешности высшего общества.
За изящным поведением и возвышенными разговорами скрываются самые низкие, полуживотные инстинкты. Большинству представителей знати абсолютно безразлично, кто выйдет победителем из войны. Они уверены, что смогут сохранить свое положение при любом режиме. Их патриотические речи лицемерны и вызывают отвращение. Полную противоположность этим людям представляют положительные герои романа (Болконский, Безухов) и весь русский народ.
Виновником войны был Наполеон, поэтому правда оставалась на стороне России. Критик Н. Н. Страхов называл "Войну и мир" "апофеозом русского смирного типа". Толстой был убежден, что тщательно разработанные планы военной кампании и действия полководцев вообще не играли никакой роли. Русские победили, потому что осознавали правоту своего дела. Великий русский писатель после публикации "Войны и мира" подвергся многочисленным нападкам за изложенный им своеобразный взгляд на Отечественную войну 1812 г. По мнению Толстого, главная заслуга Кутузова состояла в том, что он как можно дольше оттягивал решающее сражение, предоставляя французской армии разваливаться на ходу.
Для Толстого события 1812 г. были настоящей народной войной. Он противопоставляет действия высшего командования обеих армий с настроениями и мыслями истинных патриотов своей страны. В то время война рассматривалась как шахматный поединок между главнокомандующими. Взяв Москву, Наполеон не сомневался, что Александр I незамедлительно будет добиваться мирного договора. По всем правилам военного искусства русские потерпели поражение.
Французский император был неприятно удивлен, узнав, что Москва покинута жителями, и никто не оказывает ему достойной встречи. Противоположный взгляд ярко выражен в словах князя Андрея: "Что такое пленные? ...Французы разорили мой дом... Они враги мои... Надо их казнить". Княжна Марья не допускает даже мысли о том, чтобы остаться и подчиниться французскому генералу. Более всего пострадавший от нашествия Наполеона простой русский народ видит перед собой не галантных европейцев, а разбойников и убийц, от которых необходимо как можно скорее избавиться.
6. Проблематика. Главная проблема романа заявлена в его названии. Толстой резко отрицательно относился к любой войне, представляющей собой бессмысленное уничтожение большого количества людей. Писатель видит наибольшую опасность даже не в этом. Во время войны огромные массы отрываются от привычных занятий и сгоняются в организованные отряды, главной целью которых является убийство себе подобных. Этим наносится непоправимый ущерб нравственному состоянию нации.
Отдельный человек уже не принадлежит самому себе, он должен беспрекословно подчиняться приказам, которые нередко бывают бессмысленными и откровенно глупыми. Отношение к войне ярко показано на примере князя Андрея Болконского. Поначалу он мечтает об успешной военной карьере, подвигах и славе. Но, попав на войну, Андрей видит, насколько его идеальные представления далеки от суровой реальности. Отталкивающий вид множества убитых и раненых заставляет его задуматься о смысле собственной жизни.
Ранение князя окончательно открывает ему глаза и наполняет его душу отвращением к прежним наивным мечтам. Толстой отмечал, что между официальными документами, историческими исследованиями и реальными событиями лежит глубокая пропасть. В юмористической форме эта мысль подтверждается в письме дипломата Билибина князю Андрею. Он опровергает известие о победе в Пултуской битве.
Описывая маневры русских армий в кампании 1805-1807 гг., Билибин заявляет, что главным противником генерала Бенигсена был не Наполеон , а генерал Буксгевден. Два генерала в борьбе за пост главнокомандующего забывают о настоящей цели войны. Но после утверждения на посту Буксгевдена появляется "третий враг - православное" воинство, занимающееся мародерством. Важной для Толстого проблемой является преклонение людей перед мнимыми героями и выдающимися личностями в истории.
Писатель не признавал героев на войне в общепринятом смысле этого слова. Во время кампании 1805-1807 гг. он выделяет капитана Тушина - скромного и тихого человека, который чувствует робость перед начальством. Но этот робкий капитан, попав в безвыходное положение, сохранил стойкость своей батареи, которая в течение всего сражения отбивала атаки французов. Тушин оказался истинным героем сражения, но по официальным донесениям он был виновен в потере двух орудий. Спасло капитана только вмешательство Андрей Болконского. Такие ситуации на войне - обычное дело.
Собирательный образ русского человека представляет собой Платон Каратаев. Он совсем не похож на героя, смело врубающегося в гущу врагов. Превосходство Каратаева заключается в его доброте и мягкости, которые побеждают превосходящего сильного и хищного противника. Выдающихся полководцев Толстой описывает как обычных людей, срывая с них нимб величия.
Если пристально обратиться к личности Наполеона, то можно увидеть необычайно самодовольного, мстительного, раздражительного человека. Писатель считает, что к вершине власти его привела цепь совершенно случайных событий. Постепенно вокруг имени Наполеона накапливалось все больше домыслов и легенд, усиливающих его самомнение.
Точно таким же образом Толстой относится и к Кутузов у. Это старый больной человек, который с большим трудом переносит тяготы походной жизни. Огромный жизненный опыт подсказывает ему, что самый верный путь к достижению победы - предоставить событиям развиваться естественным порядком. Относительно Бородинского сражения до сих пор ведутся споры о том, кто же вышел победителем.
Толстой дает однозначный ответ. Ни потери, ни занимаемая территория не играли никакой роли. Русская армия одержала "нравственую победу", после которой войска Наполеона были обречены на позорное отступление. Следующей по значимости в романе является проблема пустоты и бессодержательности жизни высшего общества. Толстого нередко упрекали в том, что многие места в романе написаны на французском языке. Но это как раз и усиливает критику писателя.
Русское дворянство настолько оторвалось от национальных корней, что предпочитало своему родному языку иностранный. Причем не просто иностранный, а язык своего противника. Можно ли представить себе, что во время Великой Отечественной войны советские руководители и военачальники говорят между собой по-немецки? А в начале XIX века такая ситуация никого не удивляла.
Показная изысканность исчезает сразу же, если дело касается больших денег. Это прекрасно показано Толстым в яростной борьбе претендентов на наследство умирающего графа Безухова. Получивший наследство простодушный Пьер оказывается игрушкой в руках князя Василия и его дочери Элен. Элен и Анатоль - главные отрицательные персонажи романа, типичные представители высшего света.
Элен невероятно красива, но при этом глупа. Обладая врожденной хитростью и коварством, она умеет привлекать к себе внимание и добиваться всего, чего хочет. Анатоль - избалованный и порочный молодой человек. Он недалеко ушел от сестры в умственном отношении, но способен нравиться женщинам. Очень сложными и запутанными являются в романе любовные и семейные отношения. Для большинства представителей высшего света любовь уже давно стала предметом купли-продажи. Браки заключаются исключительно из корыстных соображений.
Молодая Наташа Ростова впервые сталкивается с этим, когда мать запрещает ей общаться с Борисом. Она мечтает подыскать для дочери более достойного и богатого жениха. Но уже на первом выезде в свет Наташа находит своего избранника - князя Андрея. Болконский после смерти жены находился в подавленном состоянии. Молодая девушка возродила в нем надежду на счастье. Влюбленных отделял от свадьбы всего лишь год, но за это время Наташа попала в искусно сплетенные сети Анатоля и его сестры Элен. Неопытная девушка, страдая от разлуки с Андреем, вновь влюбилась.
Жестокий и расчетливый обман Анатоля стал причиной ее тяжелой болезни. Естественно, после распространившегося слуха о связи Наташи с Анатолем ни о какой свадьбе не могло быть и речи. Андрей посчитал себя глубоко оскорбленным. Примирение влюбленных состоялось слишком поздно, когда Андрей находился при смерти. Только путем ошибок и бесконечных страданий Наташа обретает свое счастье в браке с Пьером Безуховым.
Пьер - один из самых чистых и благородных людей в романе. Из-за своей простоты и отзывчивости от часто становится марионеткой в чужих руках. Пьера буквально "женят" на Элен, заставляя его поверить в то, что он уже давно в нее влюблен. По-своему несчастливы в любви Соня и княжна Марья. Не имеющей наследства Соне очень трудно найти себе жениха.
Княжна Марья обладает хорошим наследством, но Бог обделил ее внешностью. Княжна мечтает о семейной жизни, но, осознавая свою непривлекательность, с головой уходит в религию. Обе женщины страдают одинаково от любви к Николаю Ростову. В конце концов счастье улыбается княжне Марье. Соня же вынуждена в очередной раз принести себя в жертву ради чужого благополучия. В эпилоге Наташа употребляет по отношению к ней очень верное слово - "пустоцвет".
7. Герои . Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, остальные члены семейств Болконских и Ростовых. Реальные исторические лица: Наполеон, Кутузов, Багратион, Александр I и многие другие. В эпопее в целом огромное количество героев, описанных в мельчайших деталях. По этому поводу Н. Н. Страхов писал: "Тысячи лиц, тысячи сцен... все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика...".
8. Сюжет и композиция . "Война и мир" охватывает большой временной промежуток: с 1805 по 1812 гг. Действие эпилога разворачивается в 1820 г. В финале Толстой приводит пространное авторское отступление, в котором подводит итог своим размышлениям по важнейшим проблемам, затронутым в романе. Пространственные рамки романа также обширны: Москва, Петербург, заграница, поля сражений. Огромное внимание Толстой уделяет центральному событию - Отечественной войне 1812 г.
9. Чему учит автор ? Самый главный нравоучительный смысл романа "Война и мир" заключается в неизбежном торжестве добра и справедливости. Толстой-патриот прославляет победу русского народа над кровожадным завоевателем. Толстой-гуманист утверждает, что величие России могло быть достигнуто мирными способами.
Отечественная война 1812 г. стала высшим проявлением национального характера. В ней впервые в русской истории развернулось масштабное партизанское движение. Это движение лишь частично контролировалось военным командованием, но оно сыграло ведущую роль в разгроме отступающей французской армии. Главным положительным качеством героев романа становится неосознанная тяга к добру. В этом отношении показательной является судьба Пьера Безухова. Искреннему и простодушному молодому человеку суждено пройти через многие испытания. В поисках истины он вступает в масонство, но разочаровывается в нем. Неудачная женитьба, дуэль, французский плен и встреча с Платоном Каратаевым - все эти события постепенно приближали его к главному умозаключению. Пьер обрел способность "видеть великое, вечное и бесконечное во всем", т. е. не умом, а душой почувствовал существование всемогущего Бога.
Толстой учит, что эта достигнутая Пьером способность должна лежать в основе устремлений каждого человека. Если все почувствуют Бога внутри себя, то войны, беды и страдания просто-напросто исчезнут. Воззрения великого писателя могут показаться чересчур идеалистическими, но противопоставить им нечего. Простота, добро и правда действительно выступают теми спасительными средствами, благодаря которым человечество до сих пор удерживается от взаимного самоуничтожения.
Л.Н.Толстой утверждал, что «Война и мир» (1863- 1869) - не роман, не поэма, не историческая хроника. Ссылаясь на весь опыт русской прозы, он хотел создать и создал литературное произведение совершенно необычного типа. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи. Это новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.
Пятнадцать лет истории страны (1805-1820) запечатлены писателем на страницах эпопеи в следующем хронологическом порядке:
I том - 1805 г.
IIтом - 1806-1811 гг.
IIIтом - 1812 г.
IV том- 1812-1813 гг.
Эпилог - 1820 г.
Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена монументальная картина русской жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения. Читатели узнают о войне с Наполеоном, которую русская армия вела в союзе с Австрией в 1805 году, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель изображает события, свидетельствовавшие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, погубившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.
В романе отражены крупнейшие явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения).
Картины великих исторических событий сочетаются в романе с бытовыми сценами, нарисованными с исключительным мастерством. В этих сценах нашло отражение то существенное, чем характеризуется социальная действительность эпохи. Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.
Картины антикрепостнических преобразований Пьера Безухова в деревне, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения московских ремесленников раскрывают перед читателем характер отношений помещиков и крестьян, жизнь крепостной деревни и городских низов.
Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны ( IIIи IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смоленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).
В «Войне и мире» отражается все многообразие русской жизни начала XIXвека, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.
Главные действующие лица романа - Андрей Болконский и Пьер Безухов - заметно выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интеллектуальным богатством. По складу характера они резко различны, почти что полярно противоположны. Но в путях их идейных исканий есть общее.
Как и многие мыслящие люди в первые годы XIXвека, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма». Бонапарт, только что провозгласивший себя императором Франции, по инерции сохраняет ореол великого человека, расшатывающего устои старого феодально-монархического мира. Для русского государства Наполеон - потенциальный агрессор. Для правящей верхушки царской России он дерзкий плебей, выскочка, даже «Антихрист», как именует его Анна Павловна Шерер. А у молодого князя Болконского, как и у незаконного сына графа Безухова, полуинстинктивное тяготение к Наполеону - выражение духа оппозиции по отношению к обществу, к которому они принадлежат порождению. Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина. Для Пьера потребуется и еще более долгий и трудный путь, прежде чем он станет деятелем тайного общества, одним из будущих декабристов. С убеждением, что и его друг, князь Андрей, будь он жив, оказался бы на той же стороне.
Образ Наполеона в «Войне и мире» - одно из гениальных художественных открытий Толстого. В романе император французов действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Дневниковые записи Толстого в период работы над «Войной и миром» показывают, что он следовал сознательному намерению - совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Писатель был противником художественного преувеличения как в изображении добра, так и в изображении зла. И его Наполеон не Антихрист, не чудовище порока, в нем нет ничего демонического. Развенчание мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедестала, показан в свой нормальный человеческий рост.
Образ русской нации, победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, проницательностью, широтой. Причем широта эта - не в изображении всех классов и слоев русского общества (Толстой сам писал, что и не стремился к этому), а в том, что картина этого общества включает множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны. В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику. В нем участвуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.
Но одновременно в «жадной толпе, стоящей у трона», идет обычная игра интриг. Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданнической критики: «Царь есть раб истории».
В романе-эпопее психологические характеристики отдельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок. Карьеристы, стяжатели, придворные трутни, живущие призрачной, ненастоящей жизнью, в дни мира еще могут выходить на авансцену, вовлекать в орбиту своего влияния людей наивно-благородных (как князь Василий - Пьера), могут, как Анатоль Курагин, очаровывать и обманывать женщин. Но в дни всенародного испытания люди, подобные князю Василию, или офицеры-карьеристы, подобные Бергу, стушевываются и незаметно выбывают из круга действия: они не нужны повествователю, как не нужны России. Исключение составляет лишь повеса Долохов, чья холодная жестокость и безоглядная отвага оказываются кстати в экстремальных условиях партизанской борьбы.
Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических условиях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению лучших человеческих качеств.
Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обаятельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает подлинно патриотическое дело, уговаривая родителей пожертвовать имуществом семьи и спасти раненых.
Толстой первым в мировой литературе показал посредством художественного слова важность морального фактора в войне. Бородинское сражение стало победой русских потому, что на армию Наполеона впервые «была наложена рука сильнейшего духом противника». Сила Кутузова как полководца основана на умении чувствовать дух войска, поступать в согласии с ним. Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ его действий.
С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого. В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полководца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время. Сила воли Кутузова, трезвость его ума проявляются особенно ярко в сцене совета в Филях, где он - наперекор всему генералитету - принимает ответственное решение оставить Москву.
С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны. В разнообразных сценах военной жизни, в поступках и репликах персонажей раскрывается настроение солдатской массы, ее стойкость в боях, непримиримая ненависть к врагам и добродушно-снисходительное отношение к ним же, когда они повержены и взяты в плен. В военных эпизодах конкретизируется мысль автора: «Поднимается новая, неведомая никому сила - народ, и нашествие гибнет».
Особое место в кругу действующих лиц эпопеи занимает Платон Каратаев. В наивно-восторженном восприятии Пьера Безухова он - воплощение всего «русского, доброго и круглого»; деля с ним несчастья плена, Пьер по-новому приобщается к народной мудрости и народной доле. В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, - выносливость, кротость, пассивная покорность судьбе, любовь ко всем людям - и ни к кому в особенности. Однако армия, состоящая из таких Платонов, не могла бы победить Наполеона. Образ Каратаева в известной мере условен, отчасти соткан из мотивов пословиц и былин.
«Война и мир», итог долголетней исследовательской работы Толстого над историческими источниками, представляла собой в то же время и отклик художника-мыслителя на те наболевшие проблемы, которые ставила перед ним современность. Социальные противоречия России того времени затрагиваются автором лишь мимоходом и косвенно. Но эпизод крестьянского бунта в Богучарово, картины народных волнений в Москве накануне прихода туда французов говорят о классовых антагонизмах. И вполне естественно, что действие завершается (не «развязывается») вместе с развязкой главного сюжетного конфликта - поражением Наполеона. Развертывающиеся в эпилоге резкий политический спор Пьера Безухова с его шурином Николаем Ростовым, сновидение-пророчество юного Николеньки Болконского, желающего быть достойным памяти отца, - все это напоминает о новых потрясениях, которые суждено пережить русскому обществу.
Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира - это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие войны, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество - та норма бытия, к которой надо стремиться.
В системе образов «Войны и мира» преломляется мысль, гораздо позже сформулированная Толстым в дневнике: «Жизнь - тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта-то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле». В этом - та особая, глубоко гуманистическая природа толстовского искусства, которая отозвалась в душах основных героев «Войны и мира» и обусловила притягательную силу романа для читателей многих стран и поколений.
Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущее мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».
Л. Н. Толстой — это величайший колосс всей русской литературы. Эта знаковая фигура стала олицетворением России в культурной сфере. Сложно найти человека, который никогда бы не слышал об этом писателе. «Война и мир» стала кульминацией творчества Толстого. Этот роман оказал огромное влияние на восприятие как русской литературы, так и всей мировой истории.
Изначально Толстой планировал написать роман о возвращении из ссылки участника восстания декабристов. Однако начав проработку персонажа, Толстой понял, что должен описать сначала само восстание. После этого писатель был вынужден вернуться ещё дальше в прошлое своего героя, рассказывая о его становлении во время войны 1812 года. И со временем именно эпоха Наполеоновских войн стала той сценой, на которой развернулось действие романа.
Основой для почти каждого персонажа романа послужили реальные люди, жившие в те времена. Прототипы многих из них мы можем найти в родословном древе автора (почти 200 персонажей из 559 реальны):
Интересные факты о создании романа «Война и мир»:
«Война и мир», безусловно, относится к направлению реализма. Писатель стремится к наиболее достоверному изображению действительности. Развитие героев проходит в соответствии с событиями окружающего мира.
Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.
Перед нами, несомненно, достойный образец исторического романа-эпопеи. Автор рассказывает об эпохальных событиях, происходящих на протяжении долгого промежутка времени. При этом действие романа разворачивается на фоне реальных исторических событий, в сюжете присутствуют реальные исторические личности и места.
Композиция романа (линейная) примечательна частыми авторскими монологами, во время которых нас отрывают от главных героев дают взглянуть на ситуацию более широко. Структура книги многоуровневая: 4 тома, в каждом несколько частей, которые подразделяются на главы.
Из множества теорий, которые истолковывают смысл заглавия «Войны и мира», выделяются три:
Роман поделён на множество связанных сюжетных линий, из которых особенно сильно выделяются три:
Помимо этих событий мы можем наблюдать за судьбой семей Ростовых, Болконских и Курагиных, а также за историческими событиями первой половины девятнадцатого века.
Система образов в романе «Война и мир» состоит из нескольких уровней: деление по семьям (вот основных семей), классификация по призванию (люди войны и люди мира), типология по статусу (народ и элита), а также по убеждениям (самостоятельные одиночки вроде Безухова и Болконского, и светское общество, уравнивающее людей).
Тематика романа «Война и мир» очень насыщена и многообразна.
Проблематика романа «Война и мир» столь же многогранна и обширна, как и повествование автора.
Выступая на консервативных русских позициях, Толстой воспел патриотическую войну русского народа с иностранным завоевателем. Однако вместе с тем он отметил несправедливость мира в целом и российского общества в частности. Смысл авторской позиции в том, что решить эти проблемы на глобальном уровне едва ли возможно (напрасными будут попытки князя Андрея). Но он показал, как простой человек с помощью любви может побороть зло в самом себе, что несомненно в будущем поможет обрести счастье всему человечеству. Это и есть главная мысль романа «Война и мир».
Каждый из нас должен прослушиваться к себе и искать свой индивидуальный путь развития, не позволяя обществу пагубно влиять на наши убеждения. В работе над собой писатель видел возможность человека изменить мир, начав, разумеется, с себя. Внутренняя свобода и зависимость — ключ к понимаю идеи Толстого:
…Чем менее наша деятельность связана с деятельностями других людей, тем она свободнее, и наоборот, чем больше деятельность наша связана с другими людьми, тем она несвободнее. Самая сильная, неразрываемая, тяжелая и постоянная связь с другими людьми есть так называемая власть над другими людьми, которая в своем истинном значении есть только наибольшая зависимость от них. (Л. Н. Толстой)
Таким образом, императоры и полководцы, которые думают, что управляют ходом истории, лишь убеждают себя в этом самообманом. Историей «управляет провидение», и люди собираются и убивают друг друга не по приказу, а по могучей силе взаимозависимости явлений, которая привела к подобным последствиям. Подлинная же свобода личности возможна лишь наедине с собой, вдали от общества.
Роман охватывает большой промежуток времени от 1805 до 1820 года. Автор описывает битву при Аустерлице, Тильзитский мир, реформы Сперанского, Бородинскую битву, сожжение Москвы.
При работе над романом Толстой использовал огромное количество исторических материалов, так что историчность романа находится на очень высоком уровне, вплоть до наличия в романе реальных высказываний исторических личностей.
Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности выписывать здесь, но на которые всегда могу сослаться.
Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом. Кутузов не всегда с зрительной трубкой, указывая на врагов, ехал на белой лошади.
Роман был восторженно встречен не только русским, но все мировым литературным сообществом. Все критики отмечали масштабность и значимость проделанной работы. Произведение было высоко оценено такими выдающимися писателями и публицистами, как Тургенев и Писарев.
«Я только что кончил 4-й том «Войны и мира». Есть вещи невыносимые и есть вещи удивительные; и удивительные эти вещи, которые в сущности преобладают, так великолепно хороши, что ничего лучшего у нас никогда не было написано никем; да вряд ли было написано что-нибудь столь хорошее. 4-й том и 1-й том слабее 2-го и особенно 3-го; 3-й том почти весь «chef d’œuvre».» (И. А. Тургенев — А. Фету, письмо от 12 апреля 1868 г.)
«…Роман графа Л. Толстого можно назвать образцовым произведением по части патологии русского общества. <…> Он видит сам и старается показать другим отчетливо, до мельчайших подробностей и оттенков все особенности, характеризующие тогдашнее время и тогдашних людей, - людей того круга, который всего более ему интересен или доступен его изучению. Он старается только быть правдивым и точным… (Д. И. Писарев, статья «Старое барство: («Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, II и III. Москва, 1868 г.)»
В то же время взгляды автора на исторические процессы не могли не встретить протеста со стороны, как литературных критиков, так и историков. Новаторство романа «Война и мир» было многими воспринято как оскорбление памяти воевавших солдат и офицеров:
…В упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и где начинается роман, и обратно. Это переплетение или, скорее, перепутывание истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно… не возвышает истинного достоинства… романа.» (П. А. Вяземский, статья «Воспоминания о 1812 годе», «Полное собрание сочинений П. А. Вяземского», 1878-1896 гг.)
«Я сам был участником Бородинской битвы и близким очевидцем картин, так неверно изображенных графом Толстым, и переубедить меня в том, что я доказываю, никто не в силах. Оставшийся в живых свидетель Отечественной войны, я без оскорбленного патриотического чувства не мог дочитать этого романа, имеющего претензию быть историческим…» (А. С. Норов, статья ««Война и мир» с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника», «Военный сборник», 1868 г., №11)
На данный момент роман является признанным шедевром среди романов, а взгляды Толстого на историю получили благодаря нему широчайшее распространение.
«Мы основываем право свое говорить о новом, еще неоконченном произведении гр. Л. Н. Толстого, во-первых, на громадном его успехе в публике… а во-вторых, на самом богатстве и полноте содержания трех вышедших теперь частей романа, которые обнаружили вполне весь замысел автора и все его цели, вместе с изумительным талантом осуществления и достижения их. <…> (П. В. Анненков, «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого «Война и мир»», 1868 г.)
Критик и литературовед П.В. Анненков также отметил своеобразие романа «Война и мир» — оно состоит в том, что роман является «историей культуры» дворянского сословия и отображает те ценности и ориентиры, на которых основывалось мировоззрение наших предков.
(1863-1869)