Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое политика? В чём суть политической экономии.

Что такое политика? В чём суть политической экономии.

Политика — это особый способ регулирования отношений между большими (массами, сословиями, нациями), основанный на писаных законах и опирающийся на .

Политика — весьма многообразное социальное явление, которое сложно «вместить» в одном определении. Поэтому данное нами определение носит предварительный характер. Ниже мы рассмотрим различные представления о политике и попытаемся определить сущность исследуемого феномена.

Основные определение политики

В современной политической науке существует множество определений понятия «политика». При этом в каждом определении, как правило, акцентируется внимание на том или ином аспекте этого сложного явления. Например, Н. Макиавелли в определении политики отдавал приоритет инструментальному (прагматическому) подходу. Для него суть политики заключалась в борьбе за власть . Он определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать се».

М. Вебер рассматривал политику как определенные действия, направленные на обретение, удержание и использование власти. По его мнению, политика «означает стремление к участию во власти , будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». В этом определении наряду с действием ключевым словом является «власть».

Французский социолог Р. Арон рассматривал политику в качестве определенной концепции (программы действий) и политику как область общественной жизни, в которой различные политические концепции сталкиваются, порождая конфликты и консенсусы.

Конфликтно-консенсусное представление о политике предполагает, что реальная политика, с одной стороны, невозможна без социального конфликта, а с другой — без нахождения общественного согласия (консенсуса). Так, К. С. Гаджиев считает, что «феномен политического находится между двумя крайними интерпретациями, одна из которых рассматривает политику всецело как результат столкновения конфликтующих интересов, а вторая — как систему управления порядком и обеспечения справедливости в интересах всех членов общества».

Само понятие «политика» нередко определяется как борьба субъектов, преследующих несовместимые интересы и цели, результатом которой становится установление определенного правового порядка. Социальная реальность такова, что при любом строе социальные классы и слои занимают неравное положение в социуме и имеют неравный доступ к общественным ресурсам. При этом проводимая политика может быть более или менее гуманной, более или менее компетентной, но амбивалентная (конфликт-консенсусная) сущность ее от этого не меняется. При любом строе люди ведут борьбу за власть, а для сохранения своего социума (государства) вынуждены находить компромиссы.

Сторонники когнитивного подхода видят в политике науку о целях государства и наилучших средствах их достижения, а также искусство жить вместе и способ борьбы за власть и ее удержание.

Под политикой, политическими методами нередко понимается деятельность, направленная на решение сложных общественных проблем ненасильственными способами. В реальной политике даже существуют следующие понятия: «политическое решение проблемы», «политическое урегулирование конфликта» и т. д.

Достаточно емким по своему содержанию является, на наш взгляд, определение политики, предложенное В. П. Пугачевым: «...деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти». В этом определении политика характеризуется как деятельность; указываются субъекты деятельности — социальные группы и индивиды; объект деятельности — коллективные интересы; суть политики — выработка обязательных для всего общества решений; средство осуществления политики — государственная власть.

Однако никакое, даже самое универсальное определение не в состоянии охватить все многообразие такого феномена, каким является политика. Исходя из этого, Д. П. Зеркин считает, что в научном анализе необходимо рассматривать политику в трех измерениях:

  • институциональном — совокупности политических институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность;
  • нормативном — совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности;
  • процессуальном - системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством.

Известный западный политолог Э. Хейвуд определяет политику как «создание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития». Он выделяет и анализирует четыре основных представления о политике: политика как искусство государственного управления; политика как публичный процесс; политика как компромисс и консенсус; политика как власть.

Проанализировав и обобщив приведенные выше определения политики, можно выделить основные составляющие (формы проявления) данного феномена.

Политика — это процесс регулирования отношений между большими социальными общностями, элитами и лидерами.

Поэтому она предполагает публичность «общественной» деятельности. Однако нельзя утверждать, что только публичная политика является единственно «правильной» политикой, а все остальное выходит за рамки понятия «политика». На наш взгляд, это означает уход от реальных проблем в область идеальных теоретических конструкций. В реальности публичная политика не всегда возможна и не всегда выгодна тем или иным акторам. Элиты и лидеры могут решать политические проблемы, не посвящая в них «большие социальные общности». В таких ситуациях обычно употребляются понятия: «латентная политика», «теневая политика», «закулисная политика», «подковерная борьба» и др.

Политику можно также интерпретировать как искусство организации и управления обществом (государством) с помощью государственной (политической) власти. Она является лишь одним из видов управления социальными отношениями в обществе. Кроме политических, существуют и другие виды управления, например административные, правовые, экономические, социокультурные и др. Но политическое управление благодаря тому, что оно обладает монополией на политическую власть в обществе, доминирует над всеми иными видами управления. Поэтому там, где все иные виды управления в решении возникающих общественных проблем и конфликтов оказываются малоэффективными, возникает необходимость применения политических методов управления.

Другим важнейшим атрибутом политики является ее нормативно-правовая составляющая. Политика, по сути, начинается с введения в систему управления обществом договорных отношений и писаных законов. Правовые нормы (законы) придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.

Политика — это отношения по поводу захвата, удержания и использования государственной власти.

Поэтому следующим компонентом политики является власть. Именно атрибут власти и возможность се применения отличает политическое управление от всех иных видов управления. Борьба за и властные полномочия в обществе является одним из основных видов деятельности для всех субъектов политики. Следовательно, политику можно понимать как искусство организации и управления обществом с помощью государственной (политической) власти. Обладание политической властью позволяет ее обладателю (индивиду, группе, институту) навязывать свою волю другим людям, управлять другими.

Борьба за власть предполагает конфликт, а регулирование отношений между большими социальными общностями — консенсус. Поэтому политику можно определить как отношения между политическими субъектами , для которых характерны перманентные состояния конфликта и консенсуса. При этом политическую стабильность можно рассматривать как искусство «балансировки» между различными политическими силами и тенденциями (искусство компромисса).

Важнейшим компонентом политики являются , между которыми возникают, прежде всего, политические отношения, т. е. отношения по поводу власти. Субъектами политических отношений могут быть отдельные индивиды, представляющие определенные политические силы, социальные и политические группы, организации и движения, большие и малые политические общности, общественные и политические институты, государство. Но чаще всего субъектами политики являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. В западной социологии и политологии субъектов политики принято называть акторами.

Например, в английском языке три ключевых слова имеют отношение к термину «политика»:

  • «politics» — политическая сфера общества;
  • «polity» — политический строй;
  • «policy» — политическая стратегия, проводимая различными властными структурами.

Поэтому в современной зарубежной литературе политика часто определяется как: осуществление влияния и власти; форма господства; способ разрешения конфликтов; достижение коллективных целей; социальная активность, связанная с производством и распределением ресурсов.

Ряд зарубежных исследователей считает, что наиболее точно смысл политики отражает ее определение, во-первых, как курса, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формулировке задач (например, внутренняя политика, международная политика, социальная политика и т.д.); во-вторых, как конкретной сферы, где люди и политические образования ведут борьбу за государственную власть (в этом смысле говорят: «Заниматься политикой», «Держаться подальше от политики»); в-третьих, как искусства управлять людьми в обществе (поэтому говорят: «Все — политика»).

В русском языке слово «политика» употребляется в таких значениях, как:

  • политическая жизнь общества;
  • стратегия деятельности в определенной сфере;
  • управление общественными делами;
  • борьба за власть;
  • форма общественного сознания.

Разнообразие подходов к изучению политики в современной политической науке позволяет рассматривать политику как многомерное общественное явление. Некоторые исследователи видят многомерность политики в том, что она выступает в единстве грех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни; 2) как один из видов активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения; 3) как тип социальных отношений (между индивидами, социальными группами).

В качестве наиболее общего определения политики, отражающего ее многогранную социальную природу, можно предложить следующее.

Политика — сфера социальной жизни и деятельности, связанная с отношениями власти-подчинения в обществе, с завоеванием, удержанием, пользованием властью.

В настоящее время сложились два основных понимания политики — как подсистемы общества и как управленческой деятельности.

Стили и типы политики

Политика как управленческая деятельность всегда связана с принятием политических решений. Акторы, участвующие в политической жизни, а также принимающие политические решения, в политологии называются политическими субъектами . К ним относятся народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, индивиды через соответствующие организации и непосредственно.

Процедура принятия политических решений получила название стиля политики .

Основой выделения стилей политики выступают:

1. подходы политического субъекта к решению управленческих задач, которые могут быть:

  • реактивные, характеризующиеся установкой реагирования на ситуацию (политика «латания дыр»);
  • креативные, характеризующиеся предвидением возможного изменения ситуации и творческой активностью, направленной на изменение ситуации в нужном направлении («развивающая политика»);

2. отношения политического субъекта, принимающего политические решения с другими участниками политического процесса, которые могут строиться на основе:

  • принятия управленческих решений путем согласования различных групп интересов;
  • навязывания политических решений другим политическим субъектам.

На выработку стиля политики существенное влияние оказывают:

  • политическая культура «управляющих»;
  • «массовизация» политического процесса, связанная с активизацией различных групп интересов, что затрудняет достижение согласованных решений в отдельных секторах политики;
  • появление различных форм нетрадиционного политического участия, которые противоречат устоявшимся политическим нормам.

В большинстве современных обществ доминирует такой стиль политики, где подход правительства к решению управленческих задач носит скорее реактивный характер, а политические изменения достигаются путем навязывания правительством своих решений вопреки сопротивлению определенных групп интересов.

В политологии выделяют также различные типы политики как управленческой деятельности:

  • директивную, основанную на прямом принудительном насилии. Основной организационный ресурс такой политики — сплоченность и воля «своих», жестко и враждебно противостоящих «чужим». Это — политика силы, где противники стремятся нанести ущерб друг другу, а «побеждает» тот, у кого он оказался меньшим;
  • функциональную, акцентирующую внимание на «правилах игры», учитывающих разнообразие существующих социальных ролей и институтов. Это — политика компромисса, когда каждый в конечном счете должен получить ровно столько, сколько отдает, а общий и частный «выигрыш» заключается в недопущении «ущерба»;
  • коммуникативную, также основанную на «правилах игры», которые, однако, допускается изменять по ходу дела на заранее оговоренных принципах. Это — политика сотрудничества, которая приводит к общему «выигрышу».

Перечисленные типы политики — это ее «идеальные типы». В реальной политической жизни наблюдается противоречивое их соединение.

Подробное решение Параграф § 28 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Что представляет собой политическая социализация личности? Какие институты способствуют политической социализации англичан?

Процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов политической культуры, присущих конкретному обществу, называется политической социализацией. Состоявшаяся политическая социализация позволяет субъектам эффективно выполнять политические функции, обеспечивать стабильность общества и политической системы.

Политическая социализация - процесс включения личности в политику.

Парламент, партия, политические движения, гражданские общества способствуют политической социализации англичан.

Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

Вопрос 2. Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры.

В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится прежде всего к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлечённость, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.

Вопрос 3. Схожи ли представленные в тексте процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Да, схожи. В России также проводится социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что такое политический процесс?

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют граждане, социальные группы, политические организации, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Взаимодействие субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

В обыденной жизни политический процесс предстаёт перед нами как цепь событий и состояний, которые изменяются в результате действий и взаимодействий субъектов политики. Сфера политики как бы соткана из больших и малых, случайных и закономерных политических процессов: речь политика, ход стихийного митинга, инаугурация президента и т. д. Вместе с тем все эти частные процессы включены так или иначе в общий базовый процесс жизнедеятельности политической системы как целостного механизма формирования и реализации политической власти.

Политический процесс - это функциональная, динамическая характеристика политической системы, отражающая совокупность целенаправленных взаимодействий и противоборство субъектов политики, как в рамках самой политической системы, так и за её пределами.

Вопрос 2. Какие типы политических процессов вам известны?

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д.

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

Вопрос 3. Каковы структура и стадии политического процесса?

Формирование властных структур государственного уровня осуществляется в основном через избирательный процесс, а также путём назначения на государственные должности.

Для демократических стран смысл электорального процесса состоит в реализации принципов представительства социальных интересов, выборности и сменяемости органов власти, выборе политического курса. Это цикличный (обусловленный сроками выборов) целенаправленный процесс, в рамках которого наблюдается противоборство интересов и целей субъектов политики. В итоге во властные структуры приходят определённые политические силы и развивается процесс осуществления власти, суть которого - принятие и реализация политических решений. Он включает следующие этапы: предъявление интересов (требований) к властным структурам; принятие решений; реализация решений; контроль над их осуществлением и оценка результатов.

На первом этапе выявляется недовольство людей какими-либо негативными явлениями, решение которых предполагает вмешательство государства. В современных демократиях формы предъявления требований разнообразны: от петиционных кампаний, митингов, забастовок до использования информационных возможностей СМИ и Интернета. Требования озвучиваются заинтересованными группами, общественно-политическими движениями, оппозиционными партиями и отдельными гражданами. Эти субъекты политического -процесса становятся его главными инициаторами. Вместе с тем инициатива может принадлежать и представителям власти.

Принятие политических решений - второй этап политического процесса. Речь идёт о решениях по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. В зависимости от того, на какую из этих областей направлено решение, выделяют объекты, политического процесса (например, промышленность, здравоохранение, избирательная система и пр.). На данном этапе, как и на последующих, на первый план выходят государственные институты. Так, в России основные направления внешней и внутренней политики определяет Президент. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ разрабатывает конкретные цели и стратегию в отдельных областях. Государственная Дума принимает участие в этой работе путём принятия законов.

Конфликт интересов наблюдается между правящей элитой и оппозицией (вспомните цели «теневых» министров Великобритании), между правительственными и неправительственными организациями, официальными политическими руководителями и чиновниками-профессионалами.

Зачастую высокопоставленные чиновники, пользуясь своим влиянием и связями, «проталкивают» выгодное для себя или узкого круга лиц решение, что подрывает доверие к власти и может отрицательно повлиять на судьбы многих людей. Всё это, вместе взятое, создаёт довольно непростую ситуацию. Выход из неё достигается, как правило, путём длительных переговоров, а иногда и с применением административных санкций. Итогом общей работы становятся официальные документы.

На третьем этапе исполнительные органы власти: министерства, службы и агентства - становятся основными исполнителями принятых решений. Координируют их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают подзаконные акты: директивы, приказы, распоряжения и др. В целом этот этап представляет собой заранее продуманную программу действий по осуществлению поставленных задач. При выполнении планов используются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договорённости) и административные. Большую значимость приобрели и экономические (например, налоги, дотации) методы. Изыскиваются также необходимые ресурсы. Ресурсами могут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

Реализация правительственных решений затрагивает публичную сферу. Поэтому государство заинтересовано в поддержке своих решений широкими слоями населения. В этой связи участие разнообразных гражданских структур является не просто желательным, а необходимым, что снижает риск негативных социальных последствий.

Контроль за исполнением решений и оценка результате - четвёртый этап политического процесса. Контроль осуществляется контрольными органами. Анализируются результаты политических решений и даётся оценка работе государственных органов.

Наряду с этим граждане и группы людей тоже оценивают политику власти и принятые меры по улучшению их жизни. Эти оценки выражаются как в поддержке политических решений, так и в выдвижении новых требований к властной элите. Завершение одного цикла процесса принятия и реализации решений является началом другого. Словом, это непрерывный и целенаправленный процесс.

Результат политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства, методы и ресурсы. Немаловажное значение имеет приверженность всех участников демократическим ценностям, а также соблюдение ими норм права. Возникает доверие граждан к власти. Политический процесс характеризуется стабильностью и даёт положительный результат, например рост жизненного уровня населения.

Несогласованность структурных элементов политического процесса: субъектов, целей, средств, методов, ресурсов и исполнителей - свидетельствует о его нестабильности. Она возникает, как правило, в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, неудовлетворённость тех или иных социальных групп своим статусом, внешний долг государства и др. Нестабильный процесс опасен, ибо может привести к непредсказуемым результатам.

Демократический политический процесс - это процесс, как правило, стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и достижении консенсуса. Он осуществляется на глазах у всего общества и при его сознательном активном участии.

Вопрос 4. В чём суть политического участия?

Политическое участие - это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Объём возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью. Вторую группу составляют рядовые граждане. Проявляя активность, они, как правило, добровольно включаются в политический процесс, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые учёные рассматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое участие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя группами.

Вопрос 5. Каковы возможные формы политической активности граждан?

Политическое участие рядовых граждан бывает прямым (непосредственным) и представительным (опосредованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях, посещение митингов и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений. Обозначенные действия называются видами (или формами) политического участия. Им соответствуют определённые политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции, участника митинга и др. Подчеркнём, что политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие; во-вторых, участие в отличие от уплаты налогов или службы в армии преимущественно осуществляется добровольно; в-третьих, участие является действительным, а не фиктивным, оно предполагает наличие реального выбора, альтернативы.

Вопрос 6. Почему политическое участие не всегда эффективно?

Располагая равными правовыми возможностями, разные люди по-разному вовлекаются в политический процесс. Учёными установлено, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность. Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причём влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.

В каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своём политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов. Степень активности и эффективность политического участия во многом зависят от политической культуры.

Вопрос 7. Что такое политическая культура?

Политические знания могут иметь научный характер, но могут существовать и на уровне житейских представлений. В последнем случае политические явления нередко искажаются. Знания политологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его политическим сознанием.

Политические ценностные ориентации занимают центральное место в структуре политической культуры личности. Они включают суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах функционирования и пр. Политические ориентации формируются под влиянием знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок. Вместе с тем на ценностные ориентации личности определённое влияние оказывают нормативные (общественно признанные) политические ценности. Напомним, что в России к ним относятся демократия, парламентаризм, правовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве критериев оценки политического события или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.).

Ценностные ориентации проявляются по-разному. Иногда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например некоему политическому направлению: социал-демократическому, либеральному и др. При отсутствии глубоких знаний о сущности этих направлений субъект политики нередко превращается в её объект, легко поддаётся на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие характеризуется как участие мобилизованное.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как следует поступать. Многие политологи называют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В сочетании эти правила отражают содержание соответствующей роли. Например, роль избирателя, как известно, предполагает анализ и оценку с позиций определённых требований предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя, согласно нормативным требованиям, и будет являться моделью (образцом) его политического поведения.

Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется её типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Так, в тоталитарных политических системах формируется убеждённость граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделён на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а непримиримая борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознаёт отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуются профессионализм и послушание.

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентации на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством, одно лицо которого обращено в прошлое, другое - в будущее. Как вы понимаете это сравнение? На конкретных примерах раскройте его суть.

Без прошлого нет будущего. Корни событий и политических процессов лежат в прошлом и если их не решить в настоящем они переходят в будущее. Наши проблемы сегодня берут начало в СССР Их не до конца изжили в 90е и теперь они больно отзываются на нашей сегодняшней жизни. СССР рухнул, возникли другие отношения в экономике, но осталась наша советская сущность и она проявляется везде и во всем.

Вопрос 2. На примере какого-либо политического процесса в России охарактеризуйте его стадии.

Перестройка. Стадии: 1. Приватизация 2. Перестройка отраслевой структуры. 3. Переход к рыночному механизму хозяйствования.

Вопрос 3. Учёными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее Ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм. На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.

Повышает полит активность несколько пунктов, а именно:

1) доверие граждан к власти(человек не может доверить свою жизнь ненадежным людям которым не доверяет)

2) реальные действия власти (наглядный пример того как политики выполняют свою работу очень высоко поднимут их в глазах граждан)

Пассивность граждан вызывает в основном то, что политики не выполняя свои обязанности теряют свою репутацию и усугубляют положение в стране и в конце концов люди взбунтуются.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 3

Вопрос 1. В чём заключается связь власти и политики?

Политика - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Само слово политика переводится как искусство управления. А управлять государством – значит иметь власть над другими, то есть без власти политика остаётся искусством в смысле эстетической дисциплины.

Вопрос 2. Как связаны между собой основные компоненты политической системы?

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. В политической системе согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется четыре структурных компонента, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определённых организаций), а также в традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Коммуникативная подсистема - это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Вопрос 3. В чём состоит роль политической системы в жизни общества?

Роль политики в обществе:

Выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;

Согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;

Выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

Распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;

Создание общепринятого (общепонятного) всем языка - вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

Вопрос 4. Каково соотношение гражданского общества и правового государства?

Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место. Говоря другими словами, гражданское общество – это общество, способное сделать свое государство правовым.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно – экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность.

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

Становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

Гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

Гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

Гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

Гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

С развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

Взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Вопрос 5. Как проходит избирательный процесс в демократическом обществе?

Избирательный процесс - это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой - работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

Назначение выборов;

Организация избирательных округов, районов, участков;

Формирование избирательных комиссий;

Регистрация избирателей;

Выдвижение и регистрация кандидатов;

Подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;

Вопрос 6. Какое место в политике занимают политические элиты и политические лидеры?

Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.

В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.

Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.

Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.

Вопрос 7. В чём заключаются различия политической идеологии и политической психологии?

Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.

Политическая психология - междисциплинарная наука на стыке психологии, политологии и социологии. Основная задача политической психологии − изучение закономерностей политического поведения и сознания. Предметом изучения политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций), исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).

Вопрос 8. Чем отличаются друг от друга различные формы политического поведения?

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Вопрос 9. Какую роль играет участие граждан в политическом процессе?

Каждый отдельный гражданин имеет право на участие в жизни страны, на защиту своих интересов, на возможность выразить свое недовольство какими-либо факторами или просто проявить интерес к политике как к сфере доступной деятельности.

Активные формы участия:

Участие в выборных органах, таких, как выборы президента;

Массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные каким-либо действием правительства;

Одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес;

Участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;

Участие граждан в опросах;

Обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

Лоббистская деятельность;

Сетевое участие - блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета.

Пассивные формы участия:

Социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;

Игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;

Неделание чего-либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства.

Вопрос 10. Как связаны между собой политическая система, политическое участие, политическая культура и политический процесс?

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность.

Политическая культура - часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Политический процесс - форма функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.

Между различными государствами. В узком понимании политикой направление деятельности, а также совокупность методов и средств, которые используются для достижения поставленной цели. Процесс, в ходе которого принимаются решения, также называется политикой.

Известные мыслители прошлого по-разному подходили к трактовке политики. Например, Платон называл политикой владения другими искусствами и умение уберечь граждан государства; Карл Маркс говорил о политике как о борьбе классовых интересов; Макиавелли считал, что политика представляет собой мудрое и правильное правление.

Политическая определяет политику, исходя из двух подходов: консенсусного и конфронтационного. Консенсусный подход предполагает, что существует возможность взаимодействия и сотрудничества, что должно привести к искоренению конфликтов. В результате политика будет представлять собой публичные акты, суть которых будет заключаться в условий для общественного блага. Конфронтационный подход предполагает наличие противоположностей . Основой политики являются людей, которые осуществляют борьбу друг с другом.

Политической партией называется организация едино мыслящих людей, которые обладают общими взглядами на управление государством. Каждая партия имеет свою идеологию, которая может в корне отличаться от идеологии другой . Государственная политика определяется за счет баланса различных идеологий.

В зависимости от того, в каком направлении осуществляется деятельность государства, политика может быть внутренней и внешней. В зависимости от вида организации, ее политика может быть военной, государственной, партийной и т.п.

Видео по теме

Люди слышали термин «политическая система», но не все понимают его смысл. А некоторые вообще путают понятия «политическая система» и «государство». На самом деле, хоть эти понятия имеют много общего, они не тождественны. Под «политической системой» подразумевается вся совокупность взаимодействий государственной власти и членов общества. Эти взаимодействия могут принимать разные формы, от демократии до тоталитаризма.

Инструкция

С древних времен, как только у людей появились какие-то зачатки государственности, стали возникать и первые политические системы. Они базировались, прежде всего, на моральных ценностях и нормах, религиозных воззрениях, привычках, обычаях каждого конкретного общества. Поскольку не существует двух абсолютно одинаковых обществ, политические системы всегда имеют свои ( порой и незначительные). Разумеется, на формирование политической системы оказывают очень большое влияние целый ряд факторов, прежде всего, экономических и социальных.

Политическая система подразумевает непрерывное взаимное воздействие государственного аппарата и общества – как в целом, так и каждого его представителя. В зависимости от того, какую форму имеет конкретная политическая система, ее можно отнести к одной из 4 основных разновидностей: демократии, теократии, авторитаризму и тоталитаризму.

Демократия (в переводе с древнегреческого – «власть народа») подразумевает, что носителем власти является народ, который может осуществлять свои властные как непосредственно – например, путем открытого голосования по какому-то важному вопросу, так и путем передачи своих полномочий выборным . Любое должностное лицо должно приходить к власти в результате свободных, честных . Если ж деятельность избранника разочарует , они должны иметь законную возможность лишить его властных полномочий.

О политике каждый из нас знает много. Мы знаем все о политике государства, своей компании и даже проводим свою политическую линию в семейных отношениях. А что такое политика? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Что означает «политика»

Слово политика пришло к нам с древнегреческого языка. Оно происходит от слова politike, которое переводится как общественные или государственные дела. Многие известные философы давали свое определение политики. Например, Платон считал, что политика – есть искусство управления всеми другими искусствами (судебное, ораторское, военное и т.д.) с целью улучшения жизни граждан. Макиавелли считал что политикой можно назвать знания о правильном и мудром правлении государством.

Что такое политика: современное определение

Политикой называется обще руководство для принятия решения и действия, которые облегчают достижения поставленной цели. Политика вырабатывает направления, по которым необходимо следовать, чтобы достигнуть цели. Помимо этого она объясняет, почему необходимо придерживаться этих направлений. Хотя политика направляет действия на выполнение поставленной задачи или достижение определенной цели, однако, при этом она оставляет свободу действия.

В чем суть политики

Понятие «политика» давно вошло в нашу речь и повседневную жизнь. Но разве стало оно от этого понятнее? Попробуем объяснить, в чем заключается суть политики:

  1. Политика создается государственными структурами и общественными движениями, поэтому она неразрывно связана с ними.
  2. Политика – это борьба за власть, пользование ею и удержание ее.
  3. Политику можно рассматривать как процедуру принятия решений в обществе, в котором нет полного единства. Эти решения могут удовлетворять интересы большой группы людей или наоборот, очень узкого круга лиц.
  4. Политику можно сравнить с одним из видов искусства. Ведь искусный политик всегда достигает цели с минимальными потерями, способен примерить враждующие стороны, учесть как долгосрочные, так и краткосрочные интересы своей партии, народа и государства. А все это не возможно, если политик не будет обладать глубокими знаниями, талантом, интуицией.

Чем занимается политика

Политика играет значительную роль в развитии любого общества. Рассмотрим подробнее, чем занимается политика в обществе:

  1. Обеспечивает стабильность и целостность общества.
  2. Обеспечивает эффективность и мобилизацию всех видов общественной деятельности.
  3. Регулирует и управляет общественными интересами.
  4. Обеспечивает социалистическую социализацию, путем втягивания индивидуума и целых групп населения в социальную жизнь.
  5. Создает права и свободы личности, а также является гарантом их соблюдения.

Что относится к политике

К политике можно отнести все то, что каким-либо образом связано с общественными движениями, политическими партиями и государственными структурами. Это можно объяснить тем, что именно все перечисленное и создает политику, а, следовательно, и неразрывно связано с ней. Любая проблема, если попадает в сферу внимания государства, общественного движения или партии сразу становится политической проблемой.

Что входит в политику

Политика представляет собой богатый и разнообразный мир, куда входят:

  1. Различные науки, т.к. политика неразрывно связана с ними.
  2. Цели, интересы и установки различных политических институтов и социальных групп.
  3. Механизмы согласования и регулирования интересов, которые предотвращают раскол общества.
  4. Непосредственное взаимодействие объектов и субъектов политики.

К элементам политики также можно отнести политические отношения, политическую власть, политическую организацию и культуру, политическое сознание, а также субъектов политики.

Что такое учетная политика

Учетной политикой называется документация, регламентирующая ведение налогового и бухгалтерского учета на предприятии или в организации, а также целый комплекс правил по отражению на счетах организации расходов и доходов, постановки на баланс имущества и составления отчетной документации.

Другими словами, учетную политику можно рассматривать как целую совокупность документов, облегчающих ведение бухгалтерского учета и снижающих налогообложение.

Грамотно разработанная учетная политика позволяет уменьшить законным способом налогообложение предприятия или организации.

Разрабатывается учетная политика главным бухгалтером, а утверждается руководителем организации, издающим о ее внедрении приказ.

Есть различные подходы к пониманию природы политической власти. Некоторые ученые считают, что она предшествует государству и существует в любом коллективе - племени, профсоюзе, фирме и т. д. Обычно политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение социальных ценностей в социально-асимметричном обществе (напомним, что политика - это способ перераспределения социальных статусов в обществе).

Как и всякий коллектив, общество нуждается в управлении, которое, в конечном счете, имеет тенденцию сосредоточиваться в руках определенной части общества, социальной группы, владеющей средствами производства, распределения и обмена, в руках коалиций нескольких таких групп или доминирующей группы, если групп-владельцев несколько. Руководство обществом со стороны определенной социальной группы (коалиции групп), оказывающей решающее влияние на властные структуры государства - это и есть политическая власть.

Реально политическая власть концентрируется в руках верхушки доминирующей в стране социальной общности (ею может быть и «средний класс», включающий большинство населения), в руках политической элиты, которая, как иногда считают в литературе, образует «политический класс». В современном цивилизованном обществе в условиях некоторого «распыления» собственности при широком распространении акционерных компаний, существовании разветвленной сети групп давления наблюдаются определенные уступки доли политической власти: доминирующая группа частично вынуждена учитывать интересы некоторых других групп.

В условиях демократического цивилизованного общества политическая элита вынуждена прежде всего ориентироваться не на бедные слои, несмотря на то, что их численность может быть значительной, а на средний класс, учитывать его интересы, хотя под давлением тех или иных сил могут иметь место, как правило, кратковременные повороты и зигзаги.

Политическая власть в конечном счете связана с обладанием решающими позициями в вопросах собственности, но ее нельзя сводить только к последней. Есть множество других внеэкономических и идеологических факторов, оказывающих большое влияние на политическую власть, которое может стать решающим. Об этом свидетельствует опыт некоторых современных капиталистически развитых стран с социально ориентированной экономикой. Экономика построена по капиталистическим принципам, но на политическую власть огромное влияние оказывают концепции социальной солидарности, идеи государства благосостояния, социального государства. Возможны даже конфликты власти и собственности, о чем, например, свидетельствуют радикальные аграрные реформы и национализация жизненно важных объектов в ряде капиталистических стран, проводившиеся государственной властью вопреки сопротивлению собственников. И, наконец, надо иметь в виду, что и само государство является огромной экономической, а также политической и идеологической силой.

Еще по теме В чем сущность политической власти?:

  1. В чем заключается связь государственной и политической власти?