Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Катерина – русская трагическая героиня. Островский гроза класс

Катерина – русская трагическая героиня. Островский гроза класс

краткое содержание других презентаций

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Выстрел Карандышева. Что же за человек Паратов. Печальная песня о бесприданнице. Анализ пьесы. Навыки изложения своих мыслей. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня. Любовь для Ларисы. Жестокий романс. Стихотворные строки. Каков Карандышев. Островский. Приобретение навыков анализа текста. Романс. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Тайна пьесы Островского. Жених Ларисы. Проблемные вопросы.

«Пьеса «Бесприданница»» - А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова…. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Стать богатой содержанкой?.. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. «Бесприданница». Бурно развивается капитализм. Образ Паратова. Фото 1911. Матерым вожаком, например. Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет. О Паратове сказано: «Блестящий барин».

«Герои «Снегурочки»» - Любовь. Холодное существо. Образ Леля. В.М.Васнецов. Огромная сила. Древний русский обряд. Какие герои только сказочные. Музыкальные инструменты. Персонажи. Сцена. Леший. Волшебный венок. Герои. Купава и Мизгирь. Песни. Композитор. Музыка. Римский-Корсаков. Бережное отношение к культурным традициям народа. Тесты на закрепление по теме. Характер музыки. Мощь и красота природы. Музыка Римского-Корсакова.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Могла ли Катерина найти счастье в семье? Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу? Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Система художественных образов. Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

«Герои «Грозы»» - Как воспитывалась Катерина. Занятия Катерины. Результаты действий героев. Портрет Островского. Замоскворечье. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Особенности стиля Островского. И.Левитан. Полемика вокруг пьесы. Беседа по восприятию пьесы. Малый Академический Художественный театр. Московский Государственный Университет. Неспособность лицемерить. Национальный театр. Колумб Замоскворечья. Кудряш. Приём контраста.

«Островский «Бесприданница»» - А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Цель урока. Действующие лица. Что мы узнаем о Паратове. Паратов Сергей Сергеевич. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Анализ драмы «Бесприданница». Карандышев. Идеи творчества А.Н. Островского. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Символический смысл имен и фамилий. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы.

Путешествие по Волге В 1856 -1857 годах А. Н. Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции» , организованной морским министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской действительности. Это положило начало работе над драмой «Гроза» .

История создания драмы «Гроза» Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года. Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза» . «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его…» (участник «Литературной экспедиции» С. В. Максимов).

Жанровое своеобразие пьесы Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.

Основной конфликт А. Н. Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни» . Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

Система художественных образов Литературные персонажи «Темное царство» Кабанова Марфа Игнатьевна Дикой Савел Прокофьич странница Феклуша мещанин Шапкин служанка Глаща Жертвы «темного царства» Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон

Значение имен в драме Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

Город Калинов и его обитатели Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города. Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города. 1. Расскажите о жителях Калинова. 2. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Быт и нравы «темного царства» «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…» (Н. Добролюбов) 1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика? 2. Докажите справедливость слов Н. Добролюбова.

«Самодуры русской жизни» Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства» . 1. Что означает слово «самодур» ? 2. Каково ваше представление о Диком? 3. Что является причиной необузданного произвола Дикого? 4. Как он относится к окружающим? 5. Уверен ли он в безграничности своей власти? 6. Охарактеризуйте речь, манеру

Сделаем вывод Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик» , «ругатель» , «самодур» , что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

«Самодуры русской жизни» Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства» . 1. Каково ваше представление об этом персонаже? 2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам» ? 3. В чем сходство и различие характеров

Сделаем вывод Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства» .

Сделаем вывод Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек. Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения. Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства» . Она убежала из дома, но не покорилась. Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Борьба Катерины за счастье 1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза» ? 2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста. 3. В чем трагизм ее положения? 4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Борьба Катерины за счастье 1. Прокомментируйте иллюстрацию к произведению. 2. Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой? 3. Почему она не вернулась к мужу? 4. Достойны ли Борис и Тихон ее любви? 5. Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

Борьба Катерины за счастье 1. Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе? 2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе? 3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержания произведения?

Смысл названия драмы «Гроза» Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная. Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей. Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких. Гроза – это христианское поверье: Гроза – это зреющие гнев божий, карающий за грехи. новые силы в борьбе со старыми пережитками прошлого.

Финал пьесы 1. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу? 2. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях? 3. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством» ? 4. Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

«Гроза» в русской критике Н. А. Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» . Д. И. Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой» . (Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

Островский – один из талантливейших драматургов 19 века.Вот уже более 200 лет со сцен театров не сходит одна из знаменитейших пьес Островского “Гроза” посвященная проблемам купечества. В пьесе много действующих лиц главным из которых является Катерина. Ёе образ самый сложный –он очень отличается от всех остальных. Больше всего он привлекает читателя тем что Катерина пытается постичь смысл человеческого существования – жить по воле других или следовать велению своего сердца. Замужняя женщина полюбила другого подвергнув себя страшным мукам совести. Но влюбленным не суждено было быть вместе. Сцена их последнего свидания является трагической развязкой развязкой отношений двух героев и именно в ней нам до конца раскрываются их характеры и отношение к любви. Катерина мечтала об этой встрече ей хотелось в последний раз хотя бы взглянуть на любимого человека. Она пыталась оправдать свою страсть к Борису – “Вспомнить бы мне что он говорил то? Как он жалел меня?”А память не подсказала тёплых слов со стороны Бориса но не потому что Катерина забыла а потому что их просто не было.Она слепо любит этого чеолвека и не может отказаться от своей страсти и поэтому обманывает себя ссылаясь на плохую память. Эта первая настоящая любовь принесла Катерине много горя – не выдержав таких душевных мук она публично покаялась в грехе. Катерина была очень верующей женщиной а религия требует прилюдного признания в грехе. И пусть народ не простил её Катерине стало гораздо легче. Для неё главное – чистая совесть перед Богом а не мнение
обитателей “темного царства”. Катерина осознавала тяжесть своего греха но в ней ещё теплилась надежда на счастье с Борисом. Однако их последняя встреча рассеяла эти мечты. Сцену свидания можно назвать кульминационным моментом в сюжетной линии Катерины ведь в ней нам до конца раскрываются тайны её характера и причины самоубийства.
В ожидании Бориса она думает только о нём,о его судьбе, винит себя в произошедшем. Ради того чтоб проститься с ним она убегает из дома мечтая в последний раз увидеть любимого чеолвека. И понимая что жить без него в таких условиях она не сможет, Катерина осознает что теперь у неё 2 выхода – уехать с Борисом или покончить с собой. Однако увидев любимого она перестает думать о себе – её больше всего волнует судьба Бориса. Она начинает просить у него прощения говоря что во всем что произошло виновата она одна. Катерина перестает осознавать что ей придется гораздо хуже чем Борису. Это говорит о том что Катерина – бесконечно добрый полный сочувствия человек способный на поистине сильное чувство. Рядом с Борисом она забывает обо всем на свете мечтает лишь о том чтоб быть рядом с ним. Катерина просит его взять её с собой тк понимает что оставшись в этом городе она никогда не будет счастлива в чужом для неё доме. Однако Борис даже не пытается войти в положение любимой женщины. Его реплики легки и непринужденны – ему не о чем волноваться – ни о людской молве ни о муках совести. Он прекрасно понимет это и называет себя “вольной птицей”.Поведение Бориса раскрывает его как эгоистичную заботящуюся только о себе личность. В отличие от Катерины он не способен на сильное чувство. Во время свидания он понимает что видит любимую в последний раз но Борис не дорожит минутами проведенными с ней. Он думает лишь о себе – боится того что их ктото может увидить, торопится уйти. ЧТО же касается Катерины то рядом с любимым человек
ом она забывает обо всем – её е волнует мнение окружающих она даже не задумывается о том чтобы с неё было если бы их ктото увидел. Единственное что тревожит её – судьба Бориса. Она продолжает винить себя в произошедшем и вновь и вновь просит прощения. Но по мнению Бориса виноваты окружающие -“Злодеи вы! Изверги!”.Ему и в голову не приходит что все – включая Катерину- предупреждали его что именно этим всё закончится.Однако Борису пришлось не так плохо как Катерине а он даже не пытается проникнуться сочувствием любимой. Напротив – он торопится уйти боясь гнева дяди что говорит о его базволии и басхарактерности. Собственное положение для него на первом месте – он не берет Катерину с собой прекрасно понимая что в Сибири они могли бы быть счастливы- там никто не осудил бы их а оставив Катерину в этом городе он обрек её на муки. Своими словами –“Нельзя мне Катя” – Борис рушит последние надежды женщины на счастливую жизнь.Однако прощальные его прощальные слова больше всего поражают читателя. Он не говорит Катерине о своих чувствах не надеется на скорую встречу не утешает её – Бориса просто пугает странное поведение молодой женщины и он боится что измучается дорогой думая о ней.Ему не важна судьба Катерины – для него гораздо важнее его собственные чувства. Но поистине страшными можно назвать последние его слова – “Только одного и надо у Бога просить чтоб она умерла поскорее чтоб ей не мучиться долго.” Это тот человек кому добрая и отзывчивая Катерина отдала свое сердце? Это тот самый человек с которым она надеялась
разделить жизнь, узнать что такое счастье?Он пожелал смерти любимой женщине...Разве такой человек может заслуживать уважение? Единственное о чем говорит эта реплика – о невероятной жестокости и доведенном до крайности эгоизме Бориса. Читатель так же может сделать вывод что для него Катерина была простым увлечением. Но она не осознавала этого. С уходом Бориса от неё ушла и жизнь.оставшись одна она поняла что теперь её некуда идти, незачем жить. Она начала всерьез задумываться о смерти.В ней она видит гармонию с природой и внешним миром, а мысль что её насильно воротят домой и истинно верущая женщина знающая о том что самоубийство – страшнейший грех –решает покончить с собой но не вернуться в железную клетку самодурства.Можно оправдывать или обвинять Катерину в принятом ей трагичном решении но нельзя не восхищаться целостностью её натуры, жаждой свободы, решимостью. Её поступок был хоть и не сознательным но всё таки вызовом самодурной силе а значит и в “тёмном царстве” могут рождаться такие светлые личности способные осветить это царство.
На мой взгляд сцена последнего свидания катерины с Борисом является кульминационной в судьбе Катерины и трагической развязкой отношений двух героев а так же до конца раскрывает нам главные черты характеров Катерины и Бориса.

Задачи и тесты по теме "Последнее свидание катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия)"

  • Состав слова - Морфемика, орфография 5 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Путешествие по Волге В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжскихгородах расширили представление драматурга о русскойдействительности. Это положило начало работе над драмой «Гроза». История создания драмы «Гроза» Пьеса была написана быстро: начатав июле, а окончена в октябре 1859 года.Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза». «Волга дала Островскому обильную пищу,указала ему новые темы для драм и комедийи вдохновила его…» (участник «Литературной экспедиции» С.В.Максимов). Жанровое своеобразие пьесы Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традицийи как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «темным царством» и новымчеловеком, живущим по законам совести. Система художественных образов Литературные персонажи «Темное царство»Кабанова Марфа ИгнатьевнаДикой Савел Прокофьичстранница Феклушамещанин Шапкин служанка Глаща Жертвы «темного царства» КатеринаБорисКулигинВарвараКудряшТихон Значение имен в драме Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный. Город Калинов и его обитатели Действие происходит в городеКалинове, расположенном на берегу Волги. В центре города-Базарная площадь, неподалекустарая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостьюи жестокостью отличаются хозяева города. Расскажите о жителях Калинова.Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Быт и нравы «темного царства» «Ничего святого, ничего чистого,ничего правого в этом темноммире: господствующее над нимсамодурство, дикое, безумное,неправое, прогнало из него всякоесознание чести и права…» (Н.Добролюбов) 1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?2. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. «Самодуры русской жизни» Дикой Савел Прокофьич - типичныйпредставитель «темного царства». Что означает слово «самодур»?Каково ваше представление о Диком?Что является причиной необузданного произвола Дикого?Как он относится к окружающим?Уверен ли он в безграничности своей власти?6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры. Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость,невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страстьк ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег. Сделаем вывод «Самодуры русской жизни» Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства». 1. Каково ваше представление об этомперсонаже? 2. Как она относится к своим домашним?Каково ее отношение к «новым порядкам»?3. В чем сходство и различие характеровДикого и Кабанихи?4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры. Сделаем вывод Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев ипорядков «темного царства». Молодые герои пьесы Катерина Борис Тихон Варвара Кудряш Дайте характеристику каждому литературному герою. Сделаем вывод Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученныйукорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек. Борис - мягкий, добрый, действительно понимаетКатерину, но помочь ей не в силах. Он не способенбороться за свое счастье, выбирает путь смирения. Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нееложь - защита от законов «темного царства». Она убежалаиз дома, но не покорилась. Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всемипутями борется за свое счастье. Борьба Катерины за счастье Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?2. Расскажите историю ее жизни. Приведитепримеры из текста.3. В чем трагизм ее положения? 4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье? Прокомментируйте иллюстрацию к произведению. Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?3. Почему она не вернулась к мужу?Достойны ли Борис и Тихон ее любви?Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Борьба Катерины за счастье Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержания произведения? Борьба Катерины за счастье Смысл названия драмы «Гроза» Гроза – это стихийная сила природы,страшная и до конца не изученная. Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей. Гроза – это угроза уходящему, ноеще сильному миру кабановых и диких. Гроза – это христианское поверье:гнев божий, карающий за грехи. Гроза – это зреющиеновые силы в борьбе состарыми пережитками прошлого. Финал пьесы Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели? «Гроза» в русской критике Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе.В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве». Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катеринени твердого характера, ни развитого ума…Она разрубаетзатянутые узлы самоубийством, которое является совершеннонеожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

В своей статье «Луч света в темном царстве» А. Н. Доб-ролюбов писал: «"Гроза" есть, без сомнения, самое решитель-ное произведение Островского... В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее».

«Гроза» была написана Островским после его путеше-ствия по Волге в составе литературной экспедиции. Эта поездка помогла драматургу точнее и ярче отобразить быт, нравы, общую атмосферу провинциальных городов XIX века, воссоздать типичные и яркие характеры.

Одна из ведущих линий в драме — отношения Катери-ны и Бориса, поскольку эти отношения играют большую роль в трагедии, разыгравшейся в пьесе.

Катерина — гордая, волевая, но впечатлительная и меч-тательная женщина. Она воспитывалась в атмосфере люб-ви и радости, жила среди набожных и любящих природу людей, была вольна распоряжаться своей жизнью, как хо-тела, поэтому она и сейчас часто и с радостью вспоминает родной дом. Теперь же она замужем за слабым, безволь-ным, находящимся в полном подчинении у матери Тихо-ном. Одухотворенная, поэтическая, светлая и романтичес-кая натура, она попала в дом, где царят жесткие законы, ложь, лицемерие, ханжество, где властвует самодурка Ка-баниха, которая больше никому жизни не дает. Свободо-любивая и открытая Катерина постоянно ощущает на себе тяжкий моральный гнет свекрови, она вынуждена терпе-ливо сносить ее несправедливые бесконечные упреки. Этот дом для нее — тюрьма, все здесь делается «из-под нево-ли». Рядом с Катериной нет родственной души, человека, который сумел бы понять ее и поддержать.

Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, евро-пейской одеждой, образованностью. Не зная его внутрен-него мира, Катерина создает в своей душе образ, непохо-жий на реального Бориса своими качествами, но способ-ный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь.

Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспитывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: «Мы с сестрой сиротами и остались». А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде — самодуру и грубияну, но самому богатому в городе челове-ку — Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будут с ним почтительны. Однако не такой человек Дикой, чтобы расстаться со своими день-гами. И Борис терпеливо сносит издевательства дяди, бу-дучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки.

Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о том несчастье, которое он может принести замужней жен-щине, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но свободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите... А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят... Только вы смотрите — себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Не думает о Катерине Борис, идет на поводу у сво-его чувства, и в этом сказываются его бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров и четких нравственных принципов.

Для искренней и глубоко религиозной Катерины лю-бовь к Борису — это грех, и не только перед законным мужем, но и перед Богом. Это причина ее внутреннего кон-фликта, совесть ее неспокойна. Однако в Борисе Катерина видит сильную личность, способную дать ей поддержку и защиту, освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи. Любовь Катерины — сильная, глубокая, самозабвенная, в жертву этому чувству девушка готова принести даже соб-ственные моральные принципы: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень тяжело переживает свою измену. Для нее это грех против совести, но она готова пожертвовать жизнью ради люби-мого, зная, что любые грехи искупаются страданием. Не людская молва ее тревожит, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не изменяет себе. Материал с сайта

А что Борис? Когда в начале первого свидания Кате-рина гонит его, в отчаянье восклицая: «Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к те-бе», — Борис малодушно оправдывается: «Ваша воля была на то». Такова вся его любовь — слабая, нереши-тельная, вялая, способная брать, но не отдавать. Ведь и терять-то ему по большому счету нечего: в городе он человек новый, как приехал, так и уедет, «вольный ка-зак». Узнав, что их связь раскрыта, он уезжает по пове-лению дяди, бросая любимую женщину одну, несмотря на то что мог спасти ее, забрав с собой, несмотря на недоброе предчувствие. Его хватает лишь на причитание: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Таким образом, любовь не возвысила и не окрылила его, а лишь оказалась новой, тяжелой ношей, усугубившей его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не зака-ляют, а сильнее пригибают к земле.

Катерина же даже своей смертью выразила протест про-тив темноты, дикости, ограниченности патриархального быта, против душной атмосферы Калинова, и в этом про-тесте раскрылась вера автора в духовную силу русского человека и ожидание грядущих перемен в русской обще-ственной жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему катерина выбрала бориса
  • отношение екатерины и бориса
  • функция эпизода первого свидания катерины с борисом
  • отношения бориса и катерины
  • отношения между катериной и борисом