Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ногайцы кто они. Ногайцы (ногай) — воинственный народ Северного Кавказа

Ногайцы кто они. Ногайцы (ногай) — воинственный народ Северного Кавказа

  • Ставропольский край : 22 006 (2010)
    • Нефтекумский район : 12 267 (пер. 2002 г.)
    • Минераловодский район 2 929 (пер. 2002 г.)
    • Степновский район 1 567 (пер. 2002 г.)
    • Нефтекумск : 648 (пер. 2002 г.)
  • Карачаево-Черкесия : 15 654 (2010)
  • Астраханская область : 7 589 (2010)
  • Ханты-Мансийский автономный округ : 5 323 (2010)
  • Чечня : 3 444 (2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ : 3 479 (2010)
  • Украина : 385 (перепись 2001 г.)

    Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

    Нога́йцы (самоназвание - ногай , мн.ч. - ногайлар ) - тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Поволжье . Говорят на ногайском языке , который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков . Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928-1938 гг. - на латинской графике. С 1938 года используется кириллица.

    Численность в РФ - 103,7 тыс. чел. ().

    Политическая история

    В середине XVI века Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи .

    Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками . Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.

    Антропология

    Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами

    Расселение

    В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России - в Дагестане (Ногайский , Тарумовский , Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области . От названия народа происходит название Ногайская степь - район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

    За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России - Москве , Санкт-Петербурге , Ямало-Ненецком автономном округе , Ханты-Мансийском автономном округе .

    Язык

    В культурном наследии ногаев главное место занимает музыкально-поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэмы «Эдиге»)

    Религия

    Ногайские девочки в национальных костюмах. Начало XX века.

    Одежда

    Жилище

    История

    Ногаи - один из немногих народов современной России, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. - XIII в. н. э. (Саки , Сарматы , Гунны , Усуни , Канглы , Кенегесы, Асы , Кыпчаки , Уйгуры , Аргыны , Кытай, Найманы , Кереиты , Кунграты , Мангыты и др.).

    Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, - Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.

    Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1-й половине XVI в. Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов. Воинская организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В 1549 году в Ногайскую Орду прибыло посольство от турецкого султана Сулеймана. Через столицу его - город Сарайчик, проходила главная караванная дорога, соединявшая Восточную Европу со Средней Азией. В первой половине XVI в. Москва пошла на дальнейшее сближение с Ногайской Ордой. Усилился товарообмен. Ногайцы поставляли лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу. Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз - Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. Забегая вперед напомним, в Отечественной войне 1812 года в армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, дошедший до Парижа, о чем писал А. Павлов.

    Крымский период XVII-XVIII вв.

    После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства) .

    В составе России с XVIII в.

    Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю .

    К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

    Ногаеведы

    Примечания

    1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
    3. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
    4. Этносостав населения Дагестана. 2002
    5. Этносостав населения КЧР. 2002
    6. Этносостав населения Чечни. 2002
    7. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
    8. Minahan James One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups . - Greenwood Publishing Group , 2000. - P. 493–494. - ISBN 978-0313309847
    9. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. ред. Ю.В. Бромлей . Москва "Советская энциклопедия" 1988. Статья "Ногайцы", автор Н.Г.Волкова, с. 335.
    10. KavkazWeb: 94 % опрошенных - за создание Ногайского района в Карачаево-Черкесии - результаты референдума
    11. В Карачаево-Черкесии официально создан Ногайский район
    12. В Карачаево-Черкесии создан Ногайский район
    13. В Карачаево-Черкесской республике создан Ногайский район
    14. Esperanto новости: Конференция о будущем ногайского народа
    15. Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков
    16. Ногайцы
    17. Ногайцы
    18. Российские военные и дипломаты о статусе Крыма в период правления Шагин-Гирея
    19. Вадим ГЕГЕЛЯ. Освоение Дикого Запада по-украински
    20. В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. НОГАЙЦЫ
    21. Владимир Гутаков. Русский путь к югу (мифы и реальность). Часть вторая

    См. также

    Ссылки

    • IslamNGY - Блог группы "Ногайцы в Исламе". Исламский анализ истории ногайцев, призыв ногайских проповедников, статьи, стихи, книги, видео и аудио об Исламе и ногайцах.
    • Ногайцы.ру - Информационный сайт посвященный Ногайцам. История,Информация,Форум,Чат,Видео,Музыка,Радио,Электронные книги,Стихи, и многое другое касающиеся Ногайцев.

    Ногайцы - тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена.

    Первое государственное образование народа - Ногайская Орда сформировалось после распада последней из великих держав кочевников Золотой Орды. Ногайская Орда принимала важное участие в политических, торгово-посреднических делах с соседними государствами, собирала дань с казанских татар, некоторых сибирских племен, башкир. В начале 16 века могла выставлять около 300 000 воинов. Хорошая военная организация позволила Ногайской Орде с успехом защищать и отстаивать свои границы, оказывать помощь соседним ханствам, дружинникам, русскому государству. Экономическую, военную помощь ей оказывала Москва.

    Где живут

    Народ проживает на территории Северного Кавказа в Дагестане, Ногайском, Бабаюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, Махачкале, Кизляре, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Чеченской Республике, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Небольшое количество ногайцев живет в Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане, на Украине.

    Название

    Этноним «ногайцы» связан с военно-политическим золотоордынским деятелем Ногаем, жившим в 13 веке. Он провел консолидацию своих сторонников из разных этнических групп протоногайцев, которые получили свое название по имени прародителя. Ногай обращал основное внимание на роды узо-печенежского, кипчако-половецкого, алано-асского круга, так как основная часть монголов перешла на сторону Токтая. Самое ранее появление этнонима «ногайцы» в золотооардынской эпохе приходится на 1436 год. Другие названия народа: ногаи, крымские степные татары, ногайские татары. Самоназвания: ногай, ногайлар.

    Язык

    Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широко географического расселения народа образовалось 3 диалекта:

    1. караногайский
    2. ногайский
    3. акногайский

    Литературный ногайский создан на основе ногайского говора и караногайского диалекта. На нем издаются газеты, транслируются передачи на радио. Графическая основа ногайской письменности несколько раз изменялась. До 1298 года она была основана на арабском письме, с 1928 по 1938 - на основе латиницы, с 1938 и по настоящее время - на кириллице.

    Религия

    Основная часть ногайцев - мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.

    Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.

    У ногайцев было два вида мечетей:

    1. Открытые, в теплое время года их устраивали в степях кочевые ногайцы, которые зимой молились в юртах. Представляли собой расчищенные площадки, на которых собирались все верующие общины, совершали молитвы;
    2. Стационарные крытые, строились в оседлых аулах, местах зимовий.

    Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид - день рождение Пророка, главные мусульманские праздники - Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.


    Еда

    В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная - соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:

    • печеная тыква с изюмом, корицей;
    • запеканка из коровьего молозива с медом;
    • сладкий рис с мороженым и изюмом.

    Главный национальный напиток - кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.

    На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» - вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.


    Внешность

    Одежда

    Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.

    Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.

    Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» - узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак - это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.

    Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:

    • меховая шапка кулак боьрк;
    • шапка для сна ят боьрк;
    • обрядовая шапка аьдетли боьрк.

    Еще носили кругловерхую шапку из шкуры барана, крытую сукном, иногда под нее надевали маленькую шапочку «аракшын». Из обуви носили чувяки, бапиш с кожаными чулками, подобие лаптей - ыдырык, сапоги из кожи вола, верблюда, коровы, с загнутым носом, кожаные сапоги на высоком каблуке, туфли, мягкую кожаную обувь, сафьяновые мягкие сапоги без каблука с калошами. Одежда мужчины дополнялась оружием савыт, воинскими доспехами. Кочевник был вооружен следующим:

    • лук со стрелами
    • боевой топор
    • копье
    • красиво отделанный колчан для стрел
    • футляр для боевого лука с орнаментом

    Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:

    • ока борк, покрывалась платком
    • шапочка из плотной ткани, отороченная мехом
    • шапочка кырым борк
    • кундыз борк
    • косынки

    Жизнь

    Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство, разводили лошадей, верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни, выращивали овес, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством, пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами: ястребами, соколами, беркутами, а также собаками.

    Из ремесел развита обработка кожи, овчины, дерева, производили войлок, сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги, ковры-арбабаши. Из пуха гусей делали подушки, одеяла, перины, гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, среди которых Великий шелковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.


    Жилище

    В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.


    Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.

    Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа - важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.

    Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд - выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева - все жены по старшинству.


    Культура

    Ногайские музыкальные инструменты:

    • домбра
    • кобыз
    • сыбызгы
    • дутар
    • карнай
    • кабал
    • даулбаз
    • зурнай

    Фольклор народа состоит из различных жанров:

    • сказки
    • эпосы
    • поговорки
    • пословицы
    • загадки

    Традиции

    Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.

    Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».

    Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:

    • обрезание пуповины;
    • захоронение последа;
    • обмывание новорожденного;
    • кормление;
    • наречение именем;
    • перерезание пут при вставании ребенка на ноги.

    Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».

    Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.

    Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.

    Свадьба - важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.


    Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.

    Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом - красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.

    Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец - лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.

    Программа "Народы России" – единственная в России информационно-музыкальная передача, посвященная жизни, истории, музыке и традициям больших и малых народов, живущих в многонациональном Российском государстве. Первый раз вышла в эфир в январе 2001 года и с тех пор, судя по количеству писем, пользуется у слушателей "Радио России" большим успехом. Выходит каждое второе и четвертое воскресенье месяца в 19.10 (время московское) .

    В начале каждой программы выходят этнические новости.
    Если вы хотите услышать свою новость в программе, пишите по адресу:

    Рассказ о ногайцах – этом весьма крупном народе, который, в основном, живет далеко за пределами своей родины. В мире насчитывается по некоторым данным, до 4,5 млн. ногайцев, тогда как в России их проживает всего около 90 тысяч человек.

    Гость программы - Виктор Михайлович Викторин, кандидат исторических наук Астраханского государственного университета, отделения восточных языков, доцент, руководитель НИЦ этнополитики и пред. Научного Совета краеведов (Астраханская область

    Справка:
    Ногайцы сформировались на основе смешения половцев, монголов-мангытов и гузов в евразийских степях XV века между реками Волга, Эмба и Иртыш. Этноним был взят от имени Ногая (XIII век) - одного из первых золотоордынских мятежников, для того чтобы обозначить свою принципиальную нелояльность Чингизидам.

    По другой версии, монгольские ханы прозвали бунтовщиков собаками (монг. нохой). Основателем ногайского государства стал Эдигей.
    Монголоидные черты резко выделяют ногайцев из их окружения.

    Прежде ногайцы жили в степях от Черного до Аральского морей. Ныне проживают в основном на Северном Кавказе (Ногайская степь) в Дагестане (в Ногайском, Тарумовском, Кизлярском и Бабаюртовском районах, а также в поселке Сулак гор. Махачкала), Ставропольском крае, Астраханской области и Карачаево-Черкесии.
    Ногайцы проживают также в Турции и Румынии. Есть ногайские диаспоры в крупных городах России - в Москве и Санкт-Петербурге.

    В Дагестане ногайцы имеют свой национальный район (см. Ногайский район Дагестана), решение о создании аналогичного района в Карачаево-Черкессии принято летом 2005 года и подтверждено на референдуме 8 октября 2006 года. Ногайский район Карачаево-Черкесии, чьи границы еще предстоит определить, будет иметь, как считается, более высокий статус, потому что ногайский народ является в этой республике одним из пяти субъектообразующих народов.
    Верующие - мусульмане-сунниты ханафитского толка.

    Традиционными для ногайцев являются молочные напитки: айран и кумыс. Еду готовили в походных казанах.

    Юрта с циновками. Очаг располагался в центре. Совокупность юрт образовывала аул. Юрта была сборной и могла транспортироваться на двухколесной арбе.

    Ногайцы - это потомки половецкого населения Золотой Орды, взбунтовавшиеся против власти монгольских ханов.

    После падения Золотой Орды, ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке, привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства). Другие ногайцы откочевали к южному берегу Аральского моря и положили начало каракалпакам. Те же, кто предпочел остаться на землях предков вошли в состав Младшего Жуза и были ассимилированы казахами.

    В 1728 века часть ногайцев поселилась в северном Причерноморье (Буджак, Едисан, Джамбайлук и Едишкуль), где они признали юрисдикцию Османской империи, однако после прихода русских они вновь были в 1771 переселены на Кубань.

    В 1783 году Екатерина II издала манифест, упразднявший государственность причерноморских орд, а им самим предписывалось переселиться из новороссийских степей в Зауралье. Попытки депортации вызвали новые волнения среди ногайцев, и на их подавление был направлен А. В. Суворов. Ногайцы были разбиты, множество их погибло.

    К 1812 году все Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. За этим последовала массовая насильственная депортация населения этой территории в Турцию. Источники утверждают, что в общей сложности было переселено от 500 тысяч до одного миллиона человек. Сколько из них было ногайцев - точно оценить невозможно, поскольку учет эмигрантов не проводился, а выселяли всех мусульман, в том числе и крымских татар и турок. Остатки ногайских орд были согнаны в своего рода резервации на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

    После Крымской войны 1853-56 года ногайцев опять обвинили в симпатиях к Турции, и кампания по их выселению из России возобновилась. Десятки тысяч человек были насильственно вывезены. Оставшиеся с Северном причерноморье ногайцы влились в состав крымских татар, а основная масса депортированных была ассимилирована турецким населением Анатолии.
    Возле Кизляра начали кочевать караногайцы, а возле Моздока едисанцы и джамбайлукцы.

    К середине XX века ногайцы остались жить только в Ногайской степи, разделенной между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем. (По материалам электронных СМИ)

    В старинной ногайской песне-здравице есть простые и трогательные слова:

    Пусть дом этот будет счастлив и богат.

    Достаток его прибудет.

    Пусть по верблюженку вам народят

    Все восемь ваших верблюдиц.

    Пусть изобилье пошлет вам творец.

    Пусть будут возы от поклажи тяжки.

    Рождаются пусть у ваших овец

    Только двойняшки.

    Пусть будет угодно ему и сподручно

    Устроить все так, чтоб сбылася мечта,

    Чтобы счастливо на пастбищах тучных

    Паслись все четыре вида скота.

    Далеко не каждый знает сейчас, что эта песня-заклинание (как и многие другие, воспевающие не только кормилицу степь, но и «истоки горного холодного ручья», «ущелье, где дует ветер с высот», горы, что «седыми снегами одеты») несколько веков распевались ногайцами, которые долго и в полном достатке проживали па Средней Кубани, на обоих ее берегах - высоком правом и низменном левом, до самой реки Лабы и подошвы лесистых Черных гор.

    Сегодня их лишь изредка встретишь в городах и селениях Краснодарского края. Однако часть этого почти 75-тысячного народа живет по-соседству - в Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае. Причем, корни многих ногайских фамилий уходят в наши места, в некогда многолюдную и деятельную среду «кубанских татар».

    Общие сведения о ногайцах выглядят так: «НОГАЙЦЫ (самоназвание - ногай) - старейшие жители северокавказских степей. Корни ногайского этноса уходят в Золотую Орду. Этноним ногайцев происходит от имени одного из военнс-политических деятелей этого государства - хана Ногая, который при хане Берке отделился от Золотой Орды и сформировал самостоятельное политическое объединение - Ногайскую Орду. В конце XIV века в нее входил ряд крупных племен, кочевавших на обширной территории степей Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Приазовья. В этногенезе ногайцев принимал участие ряд монгольских и тюркских племен, обитавших на просторах Прииртышья, Казахстана, Средней Азии. В процессе формирования ногайского этноса важную роль играли половцы (кипчаки, куманы), язык которых составил основу ногайского. Основным видом хозяйственной деятельности ногайцев было кочевое скотоводство. Ногайский этнос - важный элемент мировой кочевой цивилизации. По вероисповеданию ногайцы - мусульмане, вынесли эту религию из Золотой Орды.

    С XVIII века ногайцами управляли специально созданные приставства, которые сохраняли и уважали их родовые традиции. В 1860-х годах после окончания Крымской войны значительная часть ногайцев, особенно из Приазовья, эмигрировала в Турцию. Часть уехавших затем возвратилась обратно. В 1864 году реэмигранты основали крупнейший в центральной части Северного Кавказа ногайский аул Канглы.

    Ногайский язык относится к кипчакской ветви тюркских языков. В деловой переписке ногайцы длительное время пользовались арабским письмом. Собственная грамматическая система была создана лишь в XX столетии. В 1928 году ногайский просветитель А.-Х. Ш. Джанибеков, одно время работавший учителем школы в ауле Ачикулак, создал ногайскую письменность на основе латинской графики, в 1938 ногайский литературный язык был переведен на русский алфавит. Из среды ногайцев вышли ученые, литераторы, общественные деятели.

    По переписи 1989 года в СССР проживало 75180 ногайцев, из них в РСФСР - 73703. Советская демографическая статистика неправильно относила ногайцев к народностям Дагестана, под рубрикой, которых они проходили во Всесоюзных переписях. В Дагестане проживает лишь около трети ногайского этноса, остальные - в ряде районов Ставропольского края, Карачаево-Черкесии и Шелковском районе Чечни.

    Территориальная разобщенность ногайского этноса затрудняет развитие ногайской культуры. Центрами изучения ногайского языка, истории, этнографии, культуры являются Черкесск и Махачкала. В этих городах издается литература на ногайском языке, ведутся радио- и телепередачи... Создано общество возрождения и развития ногайской культуры «Бирлик». (В Черкесске уже пятый год издается общественно-политический и художественно-литературный ногайский журнал «Половецкая луна»,- В. В.). Ногайская проблема является одной из сложных этносоциальных проблем Северного Кавказа. В настоящее время ее реальное решение возможно лишь на принципах экстерриториальности, так как выдвигаемые некоторыми руководителями «Бирлика» программы создания той или иной формы ногайской территориальной автономии затрагивают интересы Дагестана, Ставропольского края и Чечни».

    В новейшей научной разработке проводится мысль, что конкретно на Кубани предки ногайцев кочевали «по крайней мере, со времен гуннов. Дело в том, что в составе гуннов было племя уйсун, относимое исследователями к догуннской эпохе. У современных ногайцев уйсуны носят фамилию Исупов. Этноним сирак бытует также в составе нынешних ногайцев и своим названием восходит к одноименному племени сарматской эпохи, обитавшему на берегах Кубани. Среди ногайцев распространено племя «Къобаншылар», то есть Кубанские, со своей оригинальной тамгой, и носят они фамилию Кубанов...» Все это подчеркивает глубокие корни ногайцев на Северо-Западном Кавказе, питавшиеся ранней тюрко-язычной средой, включавшей кроме гуннов еще и древних болгар, хазар, печенегов (канглы), гузов и т. п.

    Впоследствии, не позднее XVI века, правобережье Кубани (от устий до начала верховий), а также равнинное междуречье Кубани и Лабы были населены родо-племенными подразделениями ногайцев. Вплоть до конца XVIII столетия они плотно входили в орбиту военно-политических действий и интересов грабительской по своей сути политики и практики Крымского ханства и стоявшей за ним султанской Турции По многочисленным свидетельствам западноевропейских, турецких путешественников и российских научно-документальных источников ногайцы кочевали, в частности, в низовьях Лабы, вдоль Урупа и обоих Зеленчуков, соседствуя с адыгейскими племенами, бесленеевцами, абазинами и восточно-славянским населением казачьих станиц и крепостных слобод.

    В истории их предков (еще со времен Золотой Орды!) было немало страниц, озаренных пожарами, окрапленных кровью невинных жертв и отмеченных слезами и плачами никем не считанного количества людей разных народов и племен, осиротевших, захваченных в плен и проданных на чужбину ногайскими мурзами и султанами, их безжалостным, неукротимо воинственным окружением.

    Сменялись поколения, но, как и прежде, честолюбие ногайских вожаков жаждало славы, а конные толпы «рядовых» стремились вслед в надежде добычи. Много претерпело от ногайцев и нарождающееся с конца XVIII века черноморское и линейное казачество. Но глубоко, однако, неверно списывать (как это не раз делали дореволюционные историки) именно не счет «народов тюркского происхождения, принявших ислам, глубокую рознь между славяно-русами и кавказскими горцами».

    Напротив, кубанским ногайцам вместе с черкесами, абазинами и другими обитателями местных берегов приходилось не раз вести жестокую и героическую борьбу с войсками крымского хана и турецкого султана в Закубанском крае. И когда в последний раз в 1790 году 30-тысячная турецкая армия была разгромлена российскими войсками в прибрежье Верхней Кубани, - под русскими знаменами сражались и кавказские ополчения, в том числе ногайский отряд, предводительствуемый подполковником Мансуровым, чей «род» населял земли между Зеленчуком и правобережьем Урупа, соседствуя в первой трети XIX века с владениями еще одного ногайского деятеля - российского офицера, писателя и просветителя - Султана Казы-Гирея, чьи произведения публиковал в своем «Современнике» и высоко оценивал А. С. Пушкин.

    Султан Казы-Гирей из станицы Прочноокопской (где он командовал линейным казачьим полком) убежденно писал в своих «Записках» наместнику Кавказа: «Россия стала моим вторым отечеством, не менее родным, и ея пользы не менее драгоценными, тем более, что из пользы России только может истечь благо моего родного края». Он ставил вопрос о разработке местных природных богатств и развитии торговли на Кубани. По его мнению, прежде всего надо было бы образовать особый аул на берегах Лабы, который стал бы экономическим, общественным и культурным центром, притягательным для кавказской молодежи. Со временем он стал бы выполнять функции города (в сущности, это предвидение города Майкопа!). Казы-Гирей выражал озабоченность, что «закубаппы» мало ценят свою землю и предлагал меры по «возбуждению» у них интереса к промышленной разработке природных богатств, вынашивая мысль о постепенном вовлечении местного хозяйства в общероссийскую экономическую жизнь.

    Подобный путь нелегкого прозрения истинных перспектив своего народа проделали и многие другие ногайские современники. Недавно стали известны некоторые страницы биографии «закубанского богатыря Измаила Алиева - князя мангатовских ногайцев», «жизнь и смерть» которого были описаны неким безымянным его другом - русским офицером, служившим в «Прочно-Окопской крепости». Он опубликовал свои мемуары анонимно в виде «отрывка из письма» от 1 мая 1829 года в «Московском телеграфе» (1829 год, № 12).

    Жил Измаил Алиев в одном из аулов за Кубанью, в семи верстах от укрепления Прочный Окоп. Имея незаурядную внешность и природное «благопристойство», князь отличался необыкновенной физической силой и изумительной храбростью. «Слава о нем гремела по обоим берегам Кубани, по обеим сторонам Кубанской Линии. Сперва он был опаснейшим и злейшим неприятелем русских, но потом перешел на их сторону, переселился ближе к Прочному Окопу и верно служил России», вызывая восхищение кавказских деятелей российской армии и военно-гражданской администрации.

    Апогей его верной службы - 1827-1829 годы, когда он и познакомился, сдружился со своим неизвестным по имени биографом. В ту пору, когда решалась судьба Черноморского побережья, освобождаемого от вековой оккупации Турции, анапский паша - Гасан напрасно звал Измаила на свою сторону, в ряды тех закубанских феодальных владетелей, что тайно присягали Османскому султану против русских. Измаил Алиев не изменил России, и «в походах за Кубань неотлучно находился при генерале А. А. Вельяминове», который был правой рукой грозного «наместника» Кавказа генерала А. П. Ермолова.

    По окончании зимней компании 1828 года ногайский князь был представлен к наградам - золотой медали и к чину штабс-капитана. Эти знаки военного мужества не застали Измаила в живых: 17 апреля 1829 года, проведывая тяжело больного ногайского князя Каплана в его ауле (современное село Капланово в Новокубанском районе), И. Алиев бросился спасать своего похищенного отрядом из 20 немирных чер кесов узденя Иги-Темира и его семью. Он отправился в погоню всего с 8-мю ногайцами. На «речке Синюх» (Синюха) состоялся неравный бой. Похитители были наголову разбиты, но и Измаил сложил голову и был похоронен на следующий день. Велика была для ногайцев потеря этого высоко просвещенного (он хорошо читал и писал по-тюркски, знал арабский язык, прекрасно разбирался в законах шариата) деятеля твердой и честной российской ориентации. Недаром старинная ногайская поговорка, оценивая героев прошлого, гласит:

    «У мужчин есть два искусства: Одно - застрелить и свалить врага, Другое - открыть и прочитать книгу...»

    Однако на фоне этих благородных примеров было много и иных происшествий, взаимных претензий и вражды, кровавых раздоров между теми, кто населял и считал своею Кубанскую землю. Чем ближе шло к закату Крымское ханство, тем сильнее становилось его давление на ногайские кочевища, в которых ханы видели мощный резерв противодействия российскому закреплению на Кавказе. Известный российский историк В. Н. Татищев, в бытность в ту пору астраханским губернатором, в своей официальной переписке неоднократно сообщал, что ногайцы, вместе с иными «юртовскими татарами», часто уходят на Кубань и в Крым. Перемещения эти происходили «от разных причин».

    Тогда у кубанских ногайцев насчитывалось около 62000 «казанов», то есть семей, кормящихся из одного котла. Это значит, общая численность народа на Кубани достигала многих сотен тысяч, создавая немалые трудности и помехи проведению российской политики на Северо-Западном Кавказе. Уже упоминавшийся В. Н. Татищев упорно предлагал (в том числе и императрице Елизавете Петровне в 1743 году) перечень разнообразных мероприятий с целью «удержания» ногайцев «от побегов на Кубань», объясняя задачу возвращения их с Кубани «в немалую пользу нашу». Однако вольнолюбивые степняки плохо поддавались «державному приручению».

    Наконец, в недрах властительного Санкт-Петербурга родилась и воплотилась в указе Екатерины II идея переселения ногайцев из Прикубанья в далекие приуральские степи. Воплощение ее в жизнь было возложено на выдающегося русского полководца А. В. Суворова. В ход пошли переговоры, взаимные заверения в миролюбии и дружбе... Царские власти не чурались откровенного подкупа феодальной верхушки, задабривая ее пирами и дарами. К примеру, во время сбора 9 июля 1783 года, устроенного А. В. Суворовым по поводу присоединения Крыма к России, русский полководец собрал 6000 ногайцев, которым разъяснил: отныне все владения Крымского ханства, включая степное Кубано-Донское междуречье, находятся в подданстве России. Для присутствующей ногайской знати было устроено грандиозное многодневное пиршество, на котором, как свидетельствует источник, было съедено 100 быков, 800 баранов и выпито 500 ведер водки. Этот пир несколько позднее был запечатлен и в русской живописи (А. Ф. Морозов).

    Притом, сам А. В. Суворов в своих политических маневрах исходил из достаточно предвзятого отношения, к «кубанским татарам» - ногайцам, которые отличаются-де «всегдашним непостоянством, легкомыслены, лакомы, лживы, не верны и пьяны...» Подобная характеристика оправдывала эти лукавые воздействия на вожаков народа, и сулила как будто скорый и прочный успех. Ногайцы, действительно, частью двинулись по указанному властями маршруту в североприкаспийские степи. Но трудно примириться с потерей той земли, что для нескольких уже поколений была родной кормилицей! Активно усердствовали к тому же и турецкие агенты, с новой силой развернувшие агитацию среди ногайцев, причем, теперь уже и против Крымского хана, подпавшего под зависимость России. Результаты не замедлили сказаться. Уже к началу 1780-х годов до 130 семейств «Касаевских ногайцев» на турецких суднах переправились в Румынию. Вслед за ними буджакские ногайцы (18000 человек) перешли на сторону Турции и откочевали к Аккерману. А оставшиеся на Кубани ногайцы, без ведома крымского хана, избрали себе сераскира и стали готовиться к «отложению» от Крыма.

    Было спровоцировано нападение на Ейскую крепость. И тогда оказался отброшен обычный суворовский девиз.- «благомудрое великодушие более полезно, чем стремглавый меч»!

    1 октября 1783 года в Закубанье, между реками Лабой и Урупом, в районе заброшенного старинного городища (Кременчук) состоялось сражение между ногайцами и войсками Суворова. Говоря словами самого военачальника, произошла «полная рубка татар». Одновременно, страшное поражение с фланга реки Кубани нанес отряд генерал-майора Леонтьева. По мнению историков, в долинах Урупа и Лабы ногайцы потеряли тогда только убитыми свыше 7000 человек. А сколько раненых и искалеченных, захваченных в плен?!

    Аналогичные «репрезалии» против ногайцев предпринимались и позже. Достаточно вспомнить рапорт генерала П. Текелли 1789 года, сообщавший о новой экспедиции против ногайцев, «поселившихся в окружности Анапы, особенно ногайских татар, живущих близ моря, так же и прочих народов, обитающих от реки Лабы и далее». А «нарочито жестокие» действия другого генерала - Портнягина - вызвали возмущение даже среди его сослуживцев, обвинявших военачальника в «преступлениях и несправедливости» и требовавших преданию его военно-полевому суду.

    Потрясенные обрушившимися несчастиями, горем и страхом, ногайцы Кубани стали массово и неудержимо переселяться в Турцию, а частью перекочевали вглубь лесистых предгорий, к адыгам и абазинам. Уже к рубежу XIX века, как подтверждают очевидцы, «Кубанский край от Кавказской линии до Азовского моря весь остался безлюден...» Тогда же запустели и «закубанские равнины», воспетые А. С. Пушкиным.

    Но уходили не все. В начале прошлого столетия ситуация несколько изменилась в связи с наметившейся ориентацией части ногайцев на Россию. Ее придерживались наиболее дальновидные вожаки и деятели из числа ногайцев Средней Кубани, такие, как называвшиеся выше Султан Казы-Гирей, Измаил Алиев и другие. В 1828-1829 годах на верность России присягнули «закубанских ногайских владельцев с подданными и крестьянами» 64 аула, состоявших из 1089 семей (3325 душ обоего пола). Присягу, в частности, принесли султаны Батар-Гирей, Селим-Гирей, княжна Айша Камыкаева, мурза Теспим Асламбеков, калмурза Алагыр-Мурзи, каплан Карамурзин и их родственники. Среди присягнувших было 108 семей «ногайских мурз и простого народа, бежавших в прошлом 1828 году от Кубани» в горы и возвратившихся вновь с изъявлением миролюбия и «совместничества». В итоге, проживавшие «по левому берегу реки Кубань, от устья реки Малый Зеленчук до устья реки Уруп», оказались прочно в подданстве Российского государства. Приближался мирный период истории!...

    Но молох вражды еще не исчерпал себя... В ходе длительных военных действий в Закубанье вплоть до середины XIX века ногайцы оказались разорваны: немалая часть нашла мир и оседлость в границах нынешней Карачаево-Черкесии и прилегающих с севера районов (интересно, что степь к востоку от Низовий Урупа называется до сего дня черкесами «Казма губга», что по-ногайски обозначает - обрабатываемое поле, то есть территория, где обитали ногайцы - оседлые земледельцы), а большая, поддаваясь посулам райской жизни в единоверной чужбине, ушла в Турцию. Очевидцы рассказывали: «Расставание с родиной и соседями-русскими носило драматический характер. В ногайских селениях раздавался плач женщин и детей. На кладбищах происходили потрясающие сцены прощания с родными могилами. Когда русские уговаривали остаться, ногайцы со слезами отвечали: «Нельзя - все идут, грех оставаться».

    Один из серьезнейших исследователей этнографии и истории ногайцев подчеркивает: «Ногайские поэты тех годин всенародного бедствия, как это видно из дошедших до пас литературных и фольклорных произведений, обращались с пламенными стихами к родному народу, призывая его не покидать родные края, не верить лживым речам своих мурз, князей и турецких султанов. Но тщетно!...» (А. И.-М. Сикалиев-Шейхалиев).

    Таков грустный удел «круговой поруки», что губила народ, лишала его достойного будущего...

    Испить свою долю в родных местах решились немногие (подобно, например, ногайцам аула Капланова, что находился напротив станицы Прочноокопской, на другом берегу Кубани). А те (как считается, около 700000 ногайцев в общем счете), что в разное время покинули Закубанье и иные места ногайского обитания на Северном Кавказе, затерялись, растворились на «Туретчине», где сегодня собственно ногайцев - лишь маленькие группки.

    Но и оставшиеся в Отечестве еще много раз по настоянию властей меняли места обитания: то сселяясь вместе, то «прорежаясь» представителями других народов. Итог получился плачевным: современные ногайцы, с трудом сохранившие историко-культурное единство, оказались разорваны границами четырех субъектов Российской Федерации (Ставропольский край, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Чечня), а на Кубани (в Краснодарском крае) их проживает всего несколько тысяч человек. Даже историческое название раздольного Предкавказья - «Ногайская степь» - стало стираться из памяти насаждением странного термина - «Черные земли».

    Так сурово распорядилась история с многочисленным и мужественным народом, приобщенным (через своих тюркоязычных предков и непосредственно) ко многим достижениям и событиям мировой культуры и истории. Новейшие изыскания не оставляют сомнений в наличии у ногайцев, в том числе кубанских, письменности и письменного языка в XIV - начале XX века, что опровергает некоторые традиционные представления. Письменность базировалась на основе арабской графики, общей для всех мусульман. Сохранившаяся в архивных делах Посольского приказа обширная дипломатическая переписка великих князей Московской Руси с ногайскими ханами и мурзами XV-XVII веков дает яркие образцы того, что «ногайские грамоты писались обыкновенно на своем языке и оне для государя переводились толмачем в Посольском приказе» (Г. Перетяткович). Письменность обслуживала и внутриордынское делопроизводство ногайских ханств. Ногайские рукописи начала XX века свидетельствуют, что в прошлом существовали исторические сочинения «Тарихи ногай» («История ногайцев») и «Таварихи-и-ногай» («Ногайские летописи»). Это подтверждается и мнением первых в России,историко-этнографических обзоров «ногайских татар» в первой половине XIX века. Есть сведения, что ногайские феодалы Кубани имели писаную «конституцию», защищавшую их интересы...

    Стоит ли удивляться огромной тяге к национально-культурному возрождению современных ногайцев - потомков народа многочисленного, широко расселенного, носителя самобытной культуры?!

    И вот уже несколько раз за последние годы собираются представительные общенародные съезды ногайцев, обсуждающие злободневные проблемы своего бытия в обозримом будущем. Рецепты выхода из национального кризиса рождаются трудно, даже мучительно. Но залогом того, что насущные проблемы будут решены, является вся долгая и поучительная судьба народа, заметной долей своей истории связанная со Средней Кубанью, население которой должно знать и помнить об исторически недавних своих земляках.

    Историко-географические аспекты развития Ногайской Орды. Махачкала. 1993.

    Калмыков И. X., Керейтов Р. X., Сикалиев А. И. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск. 1988.

    Керейтов Р. X. К истории некоторых ногайских фамилий. Черкесск. 1994.

    Керейтов Р. X. О пребывании ногайцев на Средней Кубани и некоторых аспектах изучения этого вопроса // Материалы заседания, посвященного 30-летию научно-творческой, педагогической и общественной деятельности школы академика В. Б. Виноградова. Армавир. 1994. С. 26-27.

    Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т. I. Черкесск. 1967.

    Очерки истории Ставропольского края. Т. I, II. Ставрополь. 1986. 1987.

    Половецкая луна. Общественно-литературный журнал. Черкесск. 1991, 1992, 1993, 1994.

    Сикалиев (Шейхалиев) А. И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск. 1994.

    Феофилактова Т. М. На военных дорогах Кубани (вторая половина XVIII века). Краснодар. 1992.


    Приветствую сообщество politforums.
    Прежде всего, хочу пожелать всем коренным народам России благоденствия, возрождения и расцвета национальной культуры. Безусловно, крепкого здоровья вам и вашим близким. Всё это будет возможно при одном условии: партнёрские,добрососедские взаимоотношения всех коренных народов России. Да не обидятся на меня представители других народов.
    (Убрал хулиганский аватар, как-то он нехорошо смотрится с такой серьёзной темой)
    А теперь возвращаюсь к своей главной теме. Этот вопрос касается именно коренных граждан России. В частности, я напишу о трагедии Ногайского Народа. Что это за народ, и в чём его трагедия? Следует набраться терпения, и немного времени потратить на чтения короткой справки о ногайской истории. Я не историк, и надеюсь меня простят за возможные неточности в информации. Но даже такая непрофессиональная справка поможет привлечь внимание к существующей проблеме.
    Ногайский народ. Ногайцы.
    Ногайский народ относится к тюркоязычной группе народов.История его развития весьма непростая. Самоназвание ногайцев: "ногъайлар". Ногайцы проживают в различных районах Северного Кавказа, Дагестана и Астраханской области. Язык этой народности лингвисты относят к кипчакской группе тюркских языков, внутри которой он вместе с казахским и каракалпакским образует кипчакско-ногайскую подгруппу.
    Этноним «ногайцы» восходит к имени хана Ногая, начавшим свою деятельность при золотоордынском хане Берке. Дед Ногая был седьмым сыном Джучи-хана. От отца Ногай унаследовал земли, расположенные между Днепром и Днестром. В течение 30 лет Ногай вел борьбу за власть в Золотой Орде с попеременным успехом. Собственно подобная борьба за власть весьма характерна для того времени. Об обстоятельствах и времени гибели Ногая в литературе существуют различные сведения. По одним данным, Ногай, раненный, бежал и между 1294 и 1296 гг. был убит. По другим - он попал в плен и был убит в 1300 г. Однако и после поражения Ногая на территории улуса продолжались военные действия. Остатки войск Ногая возглавили его сыновья и в течение трех лет вели вооруженную борьбу с Золотой Ордой, закончившуюся победой хана Токтая над улусом. Таким образом, временно было восстановлено единство страны в Джучиевом улусе. Однако один из племянников Ногая с тремя тысячами всадников оставил пределы улуса; многие переселились в Прикаспийские степи.
    В конце 14 века сложилось государство, во главе и которого стоял Едигей. Отделившаяся от Большой Орды и когда-то принадлежавшая к улусу темника Ногая орда стала называться Ногайской, а слово «мангыт» осталось как название одного из восемнадцати племен, входивших в ее состав. Всеобщее признание полководческих заслуг Ногая и страх перед его именем не могли не повлиять и на улусных жителей созданного им государства. Они начали именовать себя «людьми ногайского улуса», а созданное им государство «старинным юртом Ногая». С осени 1391 г., Едигей становится самостоятельным правителем Мангитского улуса. "Вернувшись, - писал М. Г. Сафаргалиев, - к своему улусу, племени Мангит, Едигей как глава этого племени объявил себя князем Мангитского юрта, на базе которого позднее была организована Ногайская орда"
    Владея Мангитским улусом, Едигей одновременно оставался неограниченным правителем всей Золотой Орды при Тимур-Кутлуке. Его главным соперником был сын Тохтамыша -Кадыр-Берди, который позже снарядив с помощью Витовта огромное войско, выступил против Едигея в начале 1420 г. Сражение произошло на земле Орды. Оно стало последним и решающим как для еще молодого воина Кадыр Берди, так и для умудренного опытом Едигея. Кадыр -Берди погиб, Едигей остался жив. Численный рост ногайского населения при Едигее и распространение этнонима «ногай» на все племена улуса повели к переименованию при преемниках Едигея Мангитского улуса в Ногайскую Орду. К этому времени название «ногайцы» уже широко бытовало в улусе среди таких крупных родоплеменных объединений, как кипчак, канглы, кенегес, конграт, кирейт.кият, конклык, аргын, сырын (ширин), сун (уйсун), найман, тогучан, чублак и другие, которые входили в состав Ногайской Орды.
    В ожесточенной борьбе с крымскими ханами ногайцы восстанавливают мирные отношения с Москвой. Первое посольство было направлено ногайским князем Шейдяком к только что вступившему на престол Ивану IV.
    В конце XV и особенно в XVI вв. среди улусов, выделившихся из состава Золотой Орды, наибольшую известность начинает приобретать Ногайская Орда. «Ногаи выдвигаются между своими соплеменниками и обращают на себя внимание своих соседей»,- отмечал Г. Перетяткович.
    Ногайская Орда располагала значительными земельными ресурсами. Более древним и основным кочевьем на ее территории был район р. Яик, поскольку в его низовьях находилась столица орды - город Сарайчик, остававшийся зимней резиденцией ногайских правителей до окончательного
    распада орды.
    На западе граница Ногайской Орды шла по левобережью Волжской низменности, называвшаяся тогда Ногайскою стороною, или же ногайскою границей. Правый берег Волги Ногайская Орда занимала после окончательного распада Золотой Орды. Начиная с конца первой четверти XVI в. Правый берег Волги стал постоянным уделом ногайских князей. Один из ногайских мурз Алчагир в 1508 г. в письме к Василию III писал:«... ино мое кочивище Волга»
    «Ногаи,-отмечал П. И. Иванов,-занимали выгодное положение между Золотой Ордой и восточными ее областями, носившими название Белой Орды. В связи с этим, ногаи имели возможность играть весьма значительную политическую и торгово-посредническую роль, как в казахских степях, так и на территории Среднего Поволжья».

    В годы распрей страну постиг голод. 1557 и 1558 годы были неурожайными, вследствие чего значительная часть населения орды ушла в Крымскую сторону. Большую материальную помощь Ногайской Орде оказала Россия. В своих письмах Ивану Грозному князь Измаил выражал чувства благодарности за оказанную помощь.
    Отношения между Иваном Грозным и Измаилом были на редкость дружественными. Незадолго до своей смерти (1563 г.) Измаил поручил своих детей царю, который должен был решить «кому на каком улусе быти; и о всем том велел им смотреть и на тебя (т. е. на царя) и слушать во всем. А от их недругов приказал тебе, чтобы ты берег их». Иван Грозный «относился к Измаилу как к надежному Союзнику, оказывал ему доверие и помощь в ногайских делах, нередко по его совету и в его интересах и в некоторых других случаях проявлял и личную заботу о нем и о его семье»
    В 17 веке уходили из приволжских степей, в 1670 г. едисанский Сиюнч-мурза Седулов со своим улусом в 15 тыс. кибиток ушел из-под власти калмыков и соединился со Степаном Разиным в окрестностях Астрахани. Ногайский отряд принял участие во взятии Царицына, Астрахани, в штурме других городов Поволжья.

    Благодаря победам разинцев в Поволжье, ногайские кочевники обрели свободу, но ее плодами они пользовались недолго.
    Миграция ногайского населения с Волги на Кубань продолжалась и в начале XVIII в. В 1715г. кубанский Бакты-Гирей-султан совершил поход на Волгу и увел оттуда оставшихся среди калмыков едисанцев и джембойлуковцев. Накануне последнего ухода с Волги едисанцев насчитывалось 12 тыс. кибиток, джембойлуковцев -- 3 тыс. кибиток.
    После окончания в 1724 г. междоусобных войн среди калмыков астраханский губернатор Волынский предписал новому правителю «татар никаких в улусах своих не держать и ушедших не возвращать без указу государева»
    В первой половине XVIII в. Белгородская Орда пополнилась за счет поселенцев-едисанцев. В 1728 г. во избежание дальнейших столкновений с калмыками, мурза Бакты-Гирей увел часть едисанцев с Кубани через Крым в Белгородскую Орду. Во второй половине XVIII в. была сделана попытка вернуть их снова в Крым, но международное положение не позволило осуществить это намерение.

    В XIX в.русская армия под командованием Михельсона вошла в Бесарабию. Для ведения переговоров с представителями Белгородской Орды была образована делегация из ногайцев, обитавших в то время в районе Молочных вод. «После недолгих переговоров вся Буджакская Орда, в количестве 7000 души об. п., согласились переселиться в Россию»,- писал А. Сергеев
    На Северном Кавказе предводитель Малой Ногайской Орды Казий проводил политику, направленную против Большой Ногайской Орды, и в этом он находил постоянную поддержку крымского хана. Казий со своими воинами неоднократно ходил на Волгу и уводил оттуда людей Большого Ногая. Его действия были также направлены против тех улусов, которые шли с Северного Кавказа в Астрахань для соединения с Большой Ордой.

    Более точные сведения о расселении ногайцев в Крыму и на Северном Кавказе появляются лишь в XVIII в. В документе, датированном 1770 г., кочевки ногайцев определены следующими земельными участками. Едисанской Орде принадлежали равнинные земли южной части Херсонской губернии. Ее население в литературе иногда называли Очаковской Ордою. Едишкульская Орда занимала земли Днепровского и Мелитопольского уездов Таврической губернии. Эти районы были отведены орде в 1759 г. Крым-Гиреем для охраны границы от запорожцев.

    На восток от Крыма кочевали азовские ногайцы и по Кубани -- кубанские ногайцы. Кочевья кубанских ногайцев подробно указаны в документах. В нем говорится, что Едисанская Орда правого поколения кочевала от устья Сасык-Ея и Буглу-Тогая вниз по течению и около Ейского базара, а также по Чембуре и в верховьях Кагальника. Левое поколение Едисанской Орды занимало территорию от устья Есенея и Челбаса вверх по течениям рек и вдоль Кабаша и Куюнтюне. Джембойлуковцы кочевали от устья Сасык-Ея и по течению Большого Ея. Представители Буджакской Орды вели оседлый образ жизни на Чебакле. Незначительная часть Едишкульской ветви обитала по Сухому Чембуре, между едисанцами правого поколения. Четыре родоплеменных объединений Едишкульской Орды имели свои наделы. За членами мынского рода были закреплены устья рек Кирпилей и Зенгели, китайский род кочевал по Онгалану, Контору, Каракубани и по Кубани. Бурлацкая группа находилась между Копылой, Темрюком и Ачуевым, а кипчакская занимала Таманский полуостров.

    Наиболее ранние сведения о численности кубанских ногайцев появляются в 1782 г. По данным военного ведомства, едисанцев насчитывалось 20 тыс. казанов (т. е. семей), джембойлуковцев -11 тыс., едышкульцев -25 тыс. и каракитайцев -5400 казанов.
    В 1783 г. было официально объявлено о присоединении Крыма к России. В этой связи, чтобы вывести ногайцев из-под влияния Турции, власти решили переселить кубанских ногайцев в уральские, тамбовские и саратовские степи. В конце июня 1783 г. были завершены подготовительные работы к переселению. На это мероприятие было отпущено ногайцам 200 тыс. рублей пособия. В том же месяце под Ейском собралось свыше 3 тыс. ногайцев, которые затем направились к Дону. Между тем крымский хан Шагин-Гирей стал возбуждать ногайцев к возмущению «посредством тайно рассылаемых писем». Ногайские мурзы, поддавшиеся агитации, решили вернуть людей на Кубань.
    С самого начала XIX в. военные и гражданские власти Таврической губернии стали требовать от руководителей ногайцев проводить повсеместно политику оседания.

    Военные события, развернувшиеся на Кавказе в XVIII в., не оставили ногайское население в стороне. В 1722 г. Петр 1, возвращаясь из иранского похода, дал указание переселить часть сулакских ногайцев во главе с Довей-Мурзою на Волгу. Приказ царя был выполнен, но не коснулся ногайцев, во главе которых стоял мурза Еманчиев. Подвластные ему кочевники в то время находились во владениях Тарковского шамхала. Переселенцы из Судака, пробыв год на Волге, вновь перекочевали в Дагестан, за исключением улусных людей Каспулата Агайшеева
    Пребывание Петра I на Кавказе и, в частности, в Дагестане имело большое значение для сулакских ногайцев. В низовьях Сулака по указанию Петра I была возведена крепость, названная Святым Крестом. В крепость перевели воинский гарнизон из Терки, а на ее безлюдные окраины переселили часть терских ногайцев. Их примеру последовали тарковские ногайцы. Таким образом, здесь сложился устойчивый массив ногайского населения, существующий и поныне. В XIX в. кочевников этих мест начали именовать аксаевскими и костековскими ногайцами.

    Костековские и аксаевские ногайцы обитали восточнее Кизляра, занимая побережье Аграханского залива Каспийского моря. Когда-то граница Ногайской степи на востоке проходила от устья Нового Терека до северных окраин Кизлярского залива.
    Ногайцы кочуют на понизовьях, около устья реки Аксая, Амансу и Казьмы».
    Относительно численности прибрежных ногайцев и их расселения в начале 1770-х годов И. А. Гильденштедт сообщал: «Восемь селений (аулы сих ногайцев) суть подданные Яксайского князя; 12 деревень принадлежат князю Андрейскому, а 24 аула или деревни Таркумскому Шамхалу. В прежние времена сии ногайцы были многолюднее, но в царствование Петра Великого перешло их около 1000 семейств в Россию, кои теперь еще кочуют в левой или северной стороне Терека. Находящихся еще в кумыкском владении считается до 5000 шатров или семейств».

    В первой половине XVIII в. на пространстве между Тереком и Кумой обособляется устойчивый, но более крупный по своим размерам, массив ногайского населения, сохранившийся по сей день (в основном нынешний Ногайский район ДАССР). Его население в дореволюционной литературе XIX-начала XX в. именовалось караногайцами.
    Караногайцы, по распоряжению ген. Левашова, «получили землю от Коная (старый Терек южнее Кизляра) и реки Атай Бахтан до самой Кумы и от Каспийского моря до урочища Джелань и Степан-Бугор, с полной свободой от всяких платежей и иных повинностей»
    Значительный численный рост кочевого населения на Северо-Восточном Кавказе вынудил губернскую администрацию срочно заняться созданием управленческого аппарата. В 1793 г. на землях ногайцев были образованы четыре приставства: Калаус Саблинское, Калаус- Джембойлуковское, Ачикулак- Джембойлуковское и Караногайское.
    Калаус-Саблинскому приставству были отмежеваны земли по верховьям Калауса и его нагорной стороне, а также участок между озерами Большой и Малый Янкули. Кроме того, к приставству отошел район Кавказских Минеральных Вод. На этой территории кочевали едисанские, едишкульские и касаевские ногайцы.

    Низовья Калауса и районы бассейнов таких небольших рек, как Айгур, Барханчук,Камбулат и Кугульта, отвели Калаус-Джембойлуковскому приставству. Здесь обитали джембойлуковцы со следующими подразделениями: канглинским карарюмским и меситским.
    Территориальные границы Караногайского приставства сложились гораздо раньше, чем в трех предыдущих приставствах. Граница Караногайского приставства на юго-востоке доходила до побережья Каспийского моря, на северо-западе - до реки Кумы и на юго-западе до Степан-Бугорского урочища.
    Только в августе 1800 г. Министерство иностранных дел учредило должность главного пристава над ногайцами, калмыками, туркменами и кабардинцами с непосредственным подчинением Коллегии иностранных дел.
    В 1803 г. кавказская администрация добилась у правительства учреждения самостоятельного приставства для ногайцев, обитающих в четырех приставствах. Во главе его поставили ногайского князя Султан Менгли-Гирея из Закубанского края, присвоив ему одновременно звание генерал-майора.
    Главный ногайский пристав Балуев вместе со своими помощниками занялся сбором материала, относящегося к обычаям, обрядам и социальной структуре ногайского народа. Эти сведения впоследствии легли в основу вновь разработанного в 1827 г. «Положения о кочующих инородцах», позднее вошедшего во второй том «Свода законов Российской империи».

    Начиная с 1820-х годов на Северном Кавказе был проведен ряд административных реформ. Кавказскую губернию преобразовали в область с центром в г. Ставрополе, а в 1847 г. Кавказскую область - в Ставропольскую губернию. При этом все ногайские приставства были включены в состав Ставропольской губернии, и только в 1888 г. Караногайское приставство с Кизлярским уездом передали Терской области.
    В XIX в. развитию ногайской культуры способствовали введение преподавания ногайского языка на основе арабской графики в школе г. Ногайска, издание книг на ногайском языке в Астрахани, открытие школ с преподаванием русского и ногайского языков в Ачикулаке в 1869 г., в Нижне-Мансуровском в 1877 г.
    Связи ногайцев с русскими, а также и соседними народами Северного Кавказа -абазинами, черкесами, карачаевцами, кумыками, осетинами, объединение с ними вокруг одних административных, экономических и культурных центров наложили определенный отпечаток на национальное развитие ногайского народа. В результате взаимовлияний появились новые элементы в хозяйстве, поселениях, жилище, пище, одежде, духовной культуре ногайцев.
    История восточных ногайцев с XIX в. была неразрывно связана с историей Ставропольской губернии. Революционные перемены, прозошедшие позже не минули и ногайцев.

    Решающую роль в объединении революционных сил ногайского и других народов с русскими революционными массами сыграли большевистские организации Кубани, в особенности городов Екатеринодара и Армавира. На территории Баталпашинского отдела Советы стали создаваться в начале 1918 г. Их организацией руководили большевики Краснодарского партийного комитета А. Санглибаев. Серьезную работу проводила большевистская группа станицы Отрадной, которая объединяла солдат-фронтовиков, революционно настроенную молодежь из батраков и бедноты.
    В годы гражданской войны на сторону Советской власти перешел бывший штабс-капитан царской армии ногаец Ахлау Муссович Ахлов (1891-1937 гг.). В апреле 1918 г. А. М. Ахлов был назначен командиром Первого Казанского мусульманского социалистического полка. Под его командованием полк неоднократно громил белогвардейцев на Волге. В июне 1919 г. А. М. Ахлов уже командовал Первой Башкирской сводной дивизией, которая участвовала в боевых операциях Южного фронта, а в декабре 1919 г. защищала революционный Петроград.

    Позже наступил этап коллективизации.Переход к сплошной коллективизации в области происходил в условиях ожесточенной классовой борьбы. Несмотря на яростное сопротивление имущих классов, уже в конце 1920 г. возникли первые кооперативные объединения. В начале 1921 г. в Баталпашинском отделе были созданы 52 сельскохозяйственных коллектива. Они объединяли 12144 крестьян и располагали 27324 дес. земли.
    С 1931г. колхозы стали преобладающей в области формой ведения социалистического сельского хозяйства.
    В годы советской власти ногайцы пережили все этапы её становления. Ногайцы наряду со всеми народами СССР трудились, работали, воевали. Затем восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Мне приходилось много раз бывать на Северном Кавказе, и в том числе в ногайской степи. И я не понаслышке знаю о гостеприимстве, доброте, и порядочности ногайцев. От стариков я не раз слышал о том, как в голодные годы русские и ногайцы выручали друг друга. Буквально спасали от голода и холода. У ногайского народа есть выдающиеся люди, свои достижения и памятники культуры. Это вообще отдельная громадная тема, говорить вскользь об этом нельзя. Итак жизнь продолжалась, менялась,строились дома, дороги, а Ногайский народ так и оставался разделенным административными границами.
    В 90-е годы ХХ века начинается движение за единство и собственную государственную независимость «Бирлик».

    Учредительный съезд Ногайского народа призывал: признавая необходимость более тесного сотрудничества ногайцев и народов Астраханской области, Республики Дагестан, Республики Карачаево-Черкессия, Ставропольского края и Чеченской Республики в целях достижения мира и благополучия в местах компактного проживания ногайцев; считая, что народы Северного Кавказа и Астраханской области при их самобытности имеют во многом общее наследие в традициях, обычаях, идеях, понимании свободы и прав человека; исходя из того, что участие широкой общественности в разработке юридического и экономического механизма реализации основных положений Федеративного договора с учетом особенностей выше указанных субъектов РФ, где проживают ногайцы как коренной народ, будет способствовать реализации положений этого договора; объявляет о создании межрегионального политического общественного объединения " Бирлик " ("Единство") и принимает настоящий устав.
    Выдержка:
    В уставе объединения «Бирлик» зафиксированы следующие положения:
    Ст.1. Наименование и юридический статус.
    Межрегиональное политическое общественное объединение "Бирлик" (далее: Объединение) является добровольным общественным объединением лиц, живущих или имеющих родственные связи с регионом Северного Кавказа, Астраханской обл., желающих утановления мира и взаимопонимания между всеми народами, живущими рядом с ногайцами выше названных субъектов РФ, укреплении внутрирегиональных и межрегиональных связей в экономике, науке, образовании и культуре, сохранении уникальной природы, возрождении народных традиций, развитии демократических форм устройства государственной и общественной жизни, с учетом национальных и исторических особенностей. Объединение осуществляет свою деятельность на территории Астраханской области, Республики Дагестан, Республики Карачаево-Черкессия, Ставропольского края, Чеченской республики и в других регионах России как непосредственно, так и через свои региональные, районные, городские и сельские (первичные) отделения. При достижении своих целей и задач, предусмотренных в настоящем уставе, Объединение действует в рамках Конституции РФ, Федеративного договора, Федерального закона "Об общественных объединениях" и иных законодательных актов РФ."
    Трагедия Ногайского Народа.
    Справка, приведенная выше не отражает масштабной истории ногайского народа. Совершенно не отражает его самобытной культуры, традиций, обычаев. Она написана для людей, которые совершенно ничего не знают о ногайцах. Проблема ещё и в том, что во многих дореволюционных описаниях ногайцев часто называли кочевыми татарами. Это показывает Генеральная Карта КАВКАЗСКОЙ ОБЛАСТИ и ЗЕМЕЛЬ ГОРСКИХ НАРОДОВ, составленная в 1825 году. В советское время произошел передел земель с установлением новых административных границ вновьобразованных республик. Какая же злая воля разделила единый Ногайский народ? Почему, часть ногайцев оказалась а Астраханской области, часть в Дагестане, Часть на Ставрополье, часть в Карачаево- Черкесии, часть В Чеченской Республике, часть на Кубани?
    Кто же был автором этого благодеяния?
    Численность ногайцев:
    По данным переписи населения 2002 года численность ногайцев в Российской Федерации составляет 90.666 человек: - в Республике Дагестан 38 тысяч человек; - в Чеченской Республике 3,5 тысяч человек (на 1.01.1989 года в Щелковском районе из больше чем 47 тысяч населения, ногайцы составляли 11 тысяч человек); - в Карачаево-Черкесской Республике 15 тысяч человек; - в Ставропольском крае 20,6 тысяч человек; - в Астраханской области 4,5 тысяч человек. С 1989 года, за тринадцать лет число ногайцев выросло на 300-400 человек.
    С 1990 года по 2002 год в ЮФО произошел массовый отток ногайской молодежи. В поисках лучшей жизни и по причине тотальной безработицы, в отсутствии возможности для гражданской и профессиональной самореализации, от безвыходности, покидая земли предков, ногайская молодежь массами выезжает на заработки районы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, Центрального Черноземелья и другие регионы РФ. На 1.01.2002 года по Тюменской области: - в Ханты-Мансийском автономной округе проживают 2,5 тысяч ногайцев; - в Ямало-Ненецком автономном округе проживают 1,7 тысяч ногайцев. Только из селения Тамаза-тюбе Бабаюртовского района (по переписи 1989 года ногайцев проживало 851 человек) выехало в разные субъекты РФ на заработки 212 ногайских семей. Но во всех регионах проживания ногайцев, данные переписи населения 2002 года не соответствуют действительности, повсеместно искажаются достоверные цифры.
    5 тысяч ногайцев (в большинстве своём выходцев из Ногайского района РД) на 2002 г. проживало в самой Махачкале.
    Обстановка на Северном Кавказе-взрывоопасная. Любой передел земель-равен кровопролитию. Однако и сложившееся положение терпеть нельзя. В соответствии с законодательной базой РФ можно решить Ногайский вопрос созданием Автономного Каясулинского (Ачикулакского) Ногайского района на базе
    нынешнего Нефтекумского района Ставропольского края. Нефтекумский район примыкает вплотную к административной границе ДР, и к Ногайскому району РД. Наиболее разумным вариантом будет Ногайский Административный Центр на территории Нефтекумского района Ставропольского края, где высокая плотность ногайского населения. Другие коренные жители района-русские, и представители других национальностей, прекрасно уживаются с ногайцами.
    Давно сложились родственные и добрососедские отношения. Практически все сёла Нефтекумского района -это старинные ногайсие поселения. Оспаривать это глупо, ибо даже сами названия поселений -Ногайские: Бейсей, Каясула, Ачикулак, Артезиан-Мангит, Каратюбе(Каратобе), Махмуд-мектеб,Кокбас.
    Ачикулак исторически был одним из ногайских приставств. Также Ачикулак имеет весма выгодное географическое расположение.
    Если самих ногайцев устраивает более Каясула-пусть так и будет.Это будет величайшим актом справедливости к САМОБЫТНОМУ Ногайскому народу, который разделил с русским и другими народами России все беды и судьбы прошлых веков.
    Поддержим коренной Ногайский народ-поддержим все Коренные народы РФ, в том числе и Русский!
    Здесь находятся интересные ссылки по данному материалу:

    ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА
    КАВКАЗСКОЙ ОБЛАСТИ 1825 года. Карта огромная, поэтому делаю уменьшенную копию.
    По ссылке переходите сами.