Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проблемы сохранения биологического разнообразия. Разработка урока биологическое разнообразие и пути его сохранения

Проблемы сохранения биологического разнообразия. Разработка урока биологическое разнообразие и пути его сохранения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пути сохранения биологического разнообразия.

Общее понятие биологического разнообразия. Биоразнообразие– это разнообразие жизни на нашей планете – растений, животных и экосистем. Это понятие также включает взаимосвязи между живыми существами в экосистемах. Этот термин впервые применил Г.Бейтс(1892) в работе «Натуралист на Амазонке», когда описывал свои впечатления от встреч =700 видов разных бабочек за время часовой экскурсии. Однако в широкий оборот он вошел только с 1972г. – со Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. Сейчас это одно из самых распространенных понятий в научной литературе, природоохранном движении и международных связях, поскольку рассматривается как основной параметр, характеризующий состояние и функционирование любой экосистемы и биосферы нашей планеты в целом.

Наиболее авторитетная оценка видового разнообразия выполнена в ЮНЕП в1995г. Согласно этой оценке, наиболее вероятное количество видов –13–14 млн, из которых описаны лишь1,75 млн, или менее13 %. Наивысший иерархический уровень биологического разнообразия– экосистемный, или ландшафтный. На этом уровне закономерности биологического разнообразия определяются в первую очередь зональными ландшафтными условиями, затем местными особенностями природных условий (рельефа, почв, климата), а также историей развития этих территорий. Наибольшим видовым разнообразием отличаются (в убывающем порядке): влажные экваториальные леса, коралловые рифы, сухие тропические леса, влажные леса умеренного пояса, океанические острова, ландшафты средиземноморского климата, безлесные (саванновые, степные) ландшафты.

Высокое видовое разнообразие обеспечивает следующие свойства экосистем: 1) взаимодо-полнителыюсть и взаимозаменяемость видов в биоценозах; 2) обеспечение регуляции численности видов и способности системы к саморегуляции; 3) надежность обеспечения главных функций биоценоза -создание органического вещества, его разрушение и регуляция численности видов. Говорят, что на Земле видов жизни гораздо больше, чем звезд на небе. На сегодняшний день определены и получили свои имена около 1,7 миллионов видов растений, животных и микроорганизмов. Мы тоже являемся одним из таких видов. Точное количество видов проживающих на Земле до сих пор не известно. Их число колеблется от 5 до 100 миллионов! Биологическое разнообразие является бесценным мировым достоянием нынешнего и будущих поколений. Но сегодня число факторов угрозы генному фонду, видам и экосистемам велико как никогда прежде. В результате деятельности человека экосистемы деградируют, виды умирают или их численность тревожными темпами сокращается до уровней нежизнеспособности. Такая утрата биоразнообразия подрывают саму основу Жизни на Земле и представляет собой по истине глобальную трагедию.

Конвенция ООН о биологическом разнообразии На защиту и сохранение разнообразных видов животных и растений и их среды обитания направлена Конвенция Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии (1992 год), к которой присоединились 190 стран. Конвенция обязывает государства сохранять биоразнообразие, обеспечивать его устойчивое развитие и предусматривает добросовестное и справедливое распределение выгод от использования генетических ресурсов. Ее Картахенский протокол, который вступил в силу в 2003 году, направленный на обеспечение безопасного использования генетически модифицированных организмов, подписали в настоящее время 143 страны.

Строение экосистемы (биогеоценоза) по Реймерсу Н. Ф.

В последние два десятилетия биологическое разнообразие стало привлекать внимание не только специалистов-биологов, но и экономистов, политиков, а также общественность в связи с очевидной угрозой антропогенной деградации биоразнообразия, намного превышающей нормальную, естественную деградацию. Согласно «Глобальной оценке биологического разнообразия» ЮНЕП(1995), перед угрозой уничтожения стоят более чем30000 видов животных и растений. За последние400 лет исчезли484 вида животных и654 вида растений.

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия

Быстрый рост населения и экономического развития, вносящие огромные изменения в увеличение миграции людей, рост международной торговли и туризма; Усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха; Недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды; Невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь. За последние400 лет основными непосредственными причинами исчезновения видов животных были: интродукция новых видов, сопровождавшаяся вытеснением или истреблением местных видов(39 % всех потерянных видов животных); разрушение условий существования, прямое изъятие территорий, заселенных животными, и их деградация, фрагментация, усиление краевого эффекта(36 % от всех потерянных видов); неконтролируемая охота(23 %); Прочие причины(2 %).

Основные причины необходимости сохранения генетического разнообразия.

Все виды (какими бы вредными или неприятными они ни были) имеют право на существование. Это положение записано во «Всемирной хартии природы», принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Наслаждение природой, ее красотой и разнообразием имеет высочайшую ценность, не выражающуюся в количественных показателях. Разнообразие– это основа эволюции жизненных форм. Снижение видового и генетического разнообразия подрывает дальнейшее совершенствование форм жизни на Земле. Экономическая целесообразность сохранения биоразнообразия обусловлена использованием дикой биоты для удовлетворения различных потребностей общества в сфере промышленности, сельского хозяйства, рекреации, науки и образования: для селекции домашних растений и животных, генетического резервуара, необходимого для обновления и поддержания устойчивости сортов, изготовления лекарств, а также для обеспечения населения продовольствием, топливом, энергией, древесиной и т. д. Имеется много способов защиты биологического разнообразия. На уровне видов выделяются два основных стратегических направления: в месте и вне места обитания. Охрана биоразнообразия на уровне видов– дорогой и трудоемкий путь, возможный только для избранных видов, но недостижимый для охраны всего богатства жизни на Земле. Главное направление стратегии должно быть на уровне экосистем, чтобы планомерное управление экосистемами обеспечивало охрану биологического разнообразия на всех трех иерархических уровнях. Наиболее эффективный и относительно экономичный способ охраны биологического разнообразия на экосистемном уровне– охраняемые территории.

В соответствии с классификацией Всемирного союза охраны природы, выделяются 8 видов охраняемых территорий:

1.Заповедник. Цель– сохранение природы и природных процессов в ненарушенном состоянии. 2.Национальный парк. Цель– сохранение природных областей национального и международного значения для научных исследований, образования и отдыха. Обычно это значительные территории, в которых использование природных ресурсов и другие материальные воздействия человека не допускаются. 3.Памятник природы. Это обычно небольшие территории. 4.Управляемые природные резерваты. Сбор некоторых природных ресурсов разрешается под контролем администрации. 5.Охраняемые ландшафты и приморские виды. Это живописные смешанные природные и окультуренные территории с сохранением традиционного использования земель. В статистику по охраняемым территориям обычно включают земли категорий1–5.

6.Ресурсный резерват, создаваемый чтобы предотвратить прежде­временное использование территории. 7.Антропологический резерват, создаваемый для сохранения традиционного образа жизни коренного населения. 8.Территория многоцелевого использования природных ресурсов, ориентированная на устойчивое использование вод, леса, животного и растительного мира, пастбищ и для туризма. Имеются еще две дополнительные категории, накладывающиеся на вышеперечисленные восемь. 9.Биосферные заповедники. Создаются с целью сохранения биологического разнообразия. Включают несколько концентрических зон различной степени использования: от зоны полной недоступности (обычно в центральной части заповедника) до зоны разумной, но достаточно интенсивной эксплуатации. 10.Места всемирного наследия. Создаются для охраны уникальных природных особенностей мирового значения. Управление осуществляется в соответствии с Конвенцией по всемирному наследию.

Всего в мире насчитываетсяоколо 10000 охраняемых территорий (категорий 1–5) общей площадью 9,6 млн км, или 7,1 % от общей площади суши (без ледников). Цель, которую ставит перед мировой общественностью Всемирный Союз охраны природы, –добиться расширения охраняемых территорий до размеров, составляющих 10 % площади каждой крупной растительной формации (биома) и, следовательно, мира в целом. Это способствовало бы не только охране биоразнообразия, но и повышению устойчивости географической среды в целом. Стратегия расширения числа и площади охраняемых территорий находится в противоречии с использованием земли для других целей, в особенности имея в виду растущее население мира. Поэтому для охраны биологического разнообразия необходимо, наряду с охраняемыми территориями, в возрастающей степени совершенствовать использование «обычных», заселенных, земель и управление популяциями диких видов, причем не только исчезающих, и местами их обитания на таких землях. Необходимо применять такие приемы, как зонирование территорий по степени использования, создание коридоров, соединяющих массивы земель с меньшим антропогенным давлением, сокращение степени фрагментации очагов биоразнообразия, управление экотонами, сохранение природных переувлажненных земель, управление популяциями диких видов и местами их обитания.

К эффективным способам защиты биологического разнообразия относятся биорегиональное управление значительными территориями и акваториями, а также международные соглашения по этой проблеме. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) приняла Международную конвенцию по охране биологического разнообразия. Важным соглашением является Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. Существует также ряд других конвенций, охраняющих различные аспекты биологических ресурсов и биоразнообразия: Конвенция по охране мигрирующих видов диких животных, Конвенция по охране водно-болотных угодий, Конвенция по защите китов и др. Наряду с глобальными конвенциями существуют и многочисленные региональные и двухсторонние соглашения, регулирующие конкретные вопросы биоразнообразия. К сожалению, пока можно констатировать, что, несмотря на многочисленные меры, ускоренная эрозия биологического разнообразия мира продолжается. Однако без этих мер защиты степень потери биоразнообразия была бы еще выше.

Ссылки: http://ecodelo.org/9158-problemy_sokhraneniya_biologicheskogo_raznoobraziya_zemli-geoekologiya http://referatyk.com/biologiya/16148-statya:_globalnyie_izmeneniya_biologicheskogo_raznoobraziya.html http://ru-ecology.info/term/48695 / http://www.un.org/ru/development/progareas/global/biodiversity.shtml http:// nature.air.ru/biodiversity/book3_1.html)



Понятие биологического разнообразия включает в себя все виды растений, животных и микроорганизмов, а также экосистемы, составной частью которых они являются. Этот термин охватывает разную степень природного разнообразия, включая как число видов, так и частоту их встречаемости.

Поддержание биологического разнообразия видов растений и животных на нашей планете важно как для современной жизни людей, так и для будущих поколений. По разным оценкам экспертов общее число видов растений, животных и микроорганизмов на Земле составляет от 5 до 30 млн. Из этого количества описаны и имеют видовое название около 2 млн. Известно, что большинство видов находится в тропиках, причем многие еще не описаны.

Вся история человечества связана с использованием растений, животных и микроорганизмов для обеспечения нормальных условий своего существования, однако использует оно в своих целях лишь несколько тысяч видов. Так, наши культурные растения, которые насчитывают всего 150 видов, находят широкое применение как источник пищи, и лишь 5000 видов из общего числа 265–000 когда-либо возделывались человеком. Мы еще недостаточно знаем о полезных свойствах растений и животных, которые могли бы найти применение в сельском хозяйстве, медицине и других отраслях нашей экономики. Вероятно, лишь на начальных этапах находится использование микроорганизмов.

Широкое использование человеком фауны началось с промысла крупных млекопитающих, рыб и птиц. Развитие земледелия привело к сокращению лесов. Одним из результатов такого хозяйствования стало снижение биологического разнообразия. В настоящее время серьезные опасения вызывает стремительное сокращение числа видов на Земле, особенно в последние годы. Потеря биологического разнообразия - это и потеря ценного генофонда, и потеря устойчивости экосистем. Быстрое сокращение разнообразия на уровне видов и экосистем (особенно тропических экосистем) по мнению экспертов, может привести к такой ситуации, когда в ближайшие 20–30 лет мы можем потерять около 1 млн видов. Это означает, что каждый день мы будем терять до 100 видов. Если же судить об утере видов с точки зрения генной инженерии, принимая во внимание, что каждая форма жизни уникальна, то вымирание лишь одного дикого вида означает безвозвратную потерю от 1 000 до 10 000 генов с неизвестными потенциальными свойствами.

В настоящее время нет такой экосистемы, которая бы в той или иной мере не испытывала мощное воздействие результатов хозяйственной деятельности человека, что в конечном итоге приводит к перестройке в видовом составе сообществ или к выпадению отдельных видов, однако связь разнообразия и устойчивости экосистем вряд ли укладывается в простую формулу «чем больше, тем лучше». Сообщества тропических лесов или коралловых рифов с их колоссальным видовым разнообразием более устойчивы к колебаниям численности их аборигенных обитателей, чем сообщества более высоких широт, но они менее устойчивы к нарушениям поступающим извне, в том числе и к антропогенным воздействиям. Потеря биологического разнообразия имеет серьёзные научные, эстетические и моральные аспекты.

Заповедник. Фото: Natalia V

Нарушения в разнообразии видов неизбежно приводит к нарушениям в структуре сообществ и к разрушению целых экосистем и, в конечном итоге, могут привести к экологическим катастрофам. Известно, что в нашей стране под угрозой исчезновения находятся экосистемы степей и экосистема Аральского моря, в критическом состоянии находятся озера Байкал и Севан, Балтийское и Каспийское моря, а также северные районы нашей страны в зоне их интенсивного освоения. Во всем мире идет процесс наступления пустынь и сокращения тропических лесов, а именно в тропиках находится больше всего видов. Все это вызывает естественную тревогу.

Сохранение биологического разнообразия - это не только сохранение экосистемы, но, самое главное, это сохранение тех условий природной среды, в которой возможна нормальная жизнь и деятельность человека.

Для обнаружения, систематизации и сохранения биологического разнообразия необходимо подготовить новое поколение специалистов по биологии сохранения и уделить приоритетное внимание музеям, университетам, природоохранным организациям и другим структурам, работающим в этой области. Такая ориентация потребует значительного сдвига в существующем политическом и социальном мышлении. Правительства и люди во всем мире должны понимать, что биологическое разнообразие исключительно ценно для существования человека. Конечно, перемены смогут произойти, если мы поймем, что продолжая разрушать биологические сообщества, мы действительно теряем нечто ценное.

Очевидно что наиболее целесообразно сохранение достаточно больших, богатых видами экосистем, в составе которых сохранятся и все входящие в них виды. Это - генеральная линия в борьбе за сохранение видового разнообразия жизни - создание территорий, на которых частично или полностью запрещается хозяйственная деятельность, а присутствие людей ограничивается штатом охраны и исследователей. Такие территории называют заповедниками. Возможны более «мягкие» формы охраны, при которых разрешаются одни формы деятельности, например сельское хозяйство, и запрещаются другие - охота, рыбная ловля, лесозаготовки. Такие территории с ограниченным хозяйственным использованием называют заказниками. В мире существует достаточное разнообразие форм охраны природных комплексов, но только заповедники со строгим режимом охраны являются истинными резерватами видов дикой природы.

По расчетам, сделанным разными авторами, остановить катастрофическое вымирание видов, создавая новые заповедники, можно, если полностью изъять из хозяйственного использования и перевести на режим строгой охраны от 30 до 40% территории суши.

Конечно, заповедники должны охватывать все почвенно-климатические зоны и создаваться прежде всего в наиболее населенных странах и регионах, где природа испытывает особенно сильное давление цивилизации и где особенно велико число видов, находящихся под угрозой. Очевидно, что в ближайшие десятилетия человечество еще не сумеет «поделить» Землю с дикой природой и необходимые площади не удастся сделать заповедными.

Еще одна возможность сохранения редких видов заключается в увеличении числа зоопарков и ботанических садов, разведении исчезающих видов в условиях неволи с последующим возвращением размножившегося вида в природную среду. Есть много примеров успешного сохранения отдельных видов таким способом. Например, европейский зубр, к началу 30-х годов сохранившийся только в неволе, был успешно размножен в заповедниках при полувольном содержании и затем выпущен в природу. При этом, поскольку для восстановления вида использовали скрещивание с близким видом - американским бизоном, было получено достаточное количество «нечистокровных» зубров, составивших основу стада зубров Кавказского заповедника. «Чистокровные» зубры живут теперь в Беловежской Пуще, Окском и Приокско-Террасном заповедниках. Их численность превысила критическую, хотя генетические последствия этапа, на котором неизбежным было близкородственное скрещивание, все еще обнаруживаются, и это требует продолжения селекционной работы.

Уссурийский тигр. Фото: Jean

«Последняя линия обороны» в борьбе с уменьшением видового разнообразия жизни на Земле - генетические криобанки, создание которых только начинается. Еще в начале XX века, вскоре после того, как в технике научились получать сжиженные газы с очень низкими температурами кипения, было обнаружено, что многие семена растений и даже некоторые животные, такие как тихоходки, приспособленные к высушиванию, не теряют жизнеспособности после замораживания в жидком азоте при температуре -196 градусов. Возникла новая отрасль биологии, которая исследует воздействие на живые клетки, ткани и организмы низких и сверхнизких температур, - криобиология. Выяснилось, что главной причиной гибели клеток при замораживании оказывается разрушение клеточных структур растущими в клеточных и межклеточных жидкостях кристалликами льда. Были найдены естественные и искусственные криопротекторы - вещества, влияющие на кристаллообразование льда в цитоплазме и предотвращающие таким образом образование крупных кристаллов, разрушающих клеточные структуры.

При достаточно бережном отношении к диким животным многие из них оказываются способными жить рядом с человеком. Например, один из лучших пернатых певцов наших лесов, черный дрозд, у нас еще живущий в наиболее глухих, мало посещаемых людьми лесах, во многих странах Европы уже стал типичной птицей городских парков. Бобры в Канаде в последние годы стали охотно селиться на речках вблизи городов, где запрещена охота.
Разработка норм и принципов землепользования, при которых оптимально сочетаются интересы хозяйственного использования земель и сохранения видового разнообразия исходных ландшафтных комплексов различных территорий - одна из важнейших задач, решение которых необходимо для обеспечения благополучного будущего людей на Земле и в каждой стране.



Разработка открытого урока по экологии. Тема: «Проблема сохранения биологического разнообразия». Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по экологии

Е.В. Селезнева

учитель биологии и экологии,

МОУ лицей № 9 г. Волгограда

Глава 11. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия

Урок № 15 Тема: «Проблема сохранения биологического разнообразия»

Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.

Задачи:

Раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;

Продолжить развивать навыки самостоятельной работы;

Формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;

Применять умения работы с компьютером,

Продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.

Оборудование: компьютер, диапроектор, ноутбуки, карточки, таблицы.

Педагогическая технология: технология творческих мастерских.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.

Средства обучения:

  1. Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.
  2. Презентация.
  3. Распечатки материала.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Цель: уточнить понятие « биологическое разнообразие».

Учитель: прошу посмотреть на фотографии, таблицы и определить о чем пойдет разговор в следующей главе и на данном уроке. (экосистемах, популяциях, видах и их многообразии, биоразнообразии и т. д.) Верно. Мы сегодня поведем разговор о биоразнообразии и его сохранении. Тема главы 11 «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия». Тема урока: «Проблема сохранения биологического разнообразия» . Прошу открыть тетради и записать число и тему урока. Как вы думаете какова цель урока и задачи? (слайд презентации)

Вспомните из биологии, что такое биоразнообразие? (совокупность видов всех живых организмов)

Назовите факторы, определяющие биоразнообразие. (абиотические, биотические называют с примерами)

Сколько видов на планете? (слайд)

III Изучение нового материала

Учитель: биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? Исчерпаемым) оно имеет стоимость, т.е. ценность. Предлагаю на данном этапе урока узнать о формах ценности биоразнообразия, в этом нам поможет п. 45 учебника (запишите домашнее задание). Но знакомится мы будем поэтапно. Работаем по алгоритму: индивидуальная работа с текстом учебника на с. 250-253 и законспектируйте в тетради. Используйте разные формы (краткие тезисы, таблицу, схему и т.д.) 10 мин.

Обсудите в паре. 3 мин

Обсудите в группе, оформите схему конспект и подготовьтесь к защите. 5 мин.

Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода. Первый – охрана в узком смысле. Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования. Слайды презентации. Что такое экологический туризм, каковы его особенности? Далее разговор о развитии экологического туризма и проблемах (картины, слайды о национальных парках Волгоградской области и их использовании), об организации сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.

IV Закрепление учебного материала::

Защита презентаций обучающихся;

Глоссарий в конспекте /прямая коммерческая ценность биоразнообразия, непрямая коммерческая ценность биоразнообрази и др./

Тест

  1. Биологическое разнообразие является ресурсом

а) исчерпаемым

б)неисчерпаемым

в)возобновимым

2 Совокупность видов, сообществ и экосистем – это

а) животный мир

б) растительный мир

в) биологическое разнообразие

г)объекты, занесенные в Красную книгу

3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это

а) полезное времяпрепровождение

б) грамотный отдых

в) экологический туризм

г) рациональное природопользование

4. В настоящее время биоразнообразие

а) быстро увеличивается

б) постепенно возрастает

в) не изменяется

г) снижается

5. Охота на диких животных – это примеры использования

6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах - это

а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия

б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия

в) рекреационной ценности биоразнообразия

г) непознанной ценности биоразнообразия

/ ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/

V Рефлексия. Выскажите собственное суждение о достижении цели занятия. Вывод:

биологическое разнообразие - исчерпаемый ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.

VI Домашнее задание: п. 45, конспект, презентация.

Учитель: самостоятельная работа с учебником и совместная деятельность в группах дала нам возможность усвоить учебный материал, а также мы отработали приемы эффективного взаимодействия друг с другом. Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проблема сохранения биологического разнообразия

Цель: Расширить знания о биологическом разнообразии и проблемах сохранения и рационального использования.

Биологическое разнообразие, его сохранение и рациональное использование. Биоразнообразие включает в себя разновидности растений, животных, микроорганизмов, а также те экосистемы и экологические процессы, частью которых они являются.

Форма охраны Охрана видов и популяций Охрана природных сообществ Охрана (в узком смысле) Составление красных книг Организация охраняемых природных территорий Запрет на использование охраняемых видов Слежение за состоянием биоразнообразия в пределах охраняемых природных территорий Интродукция и реинтродукция редких видов Рациональное использование («Охраняй используя и используй охраняя») Разработка и соблюдение экологических норм для рационального использования популяций Разработка и соблюдение экологических норм для рационального использования естественных экосистем Подбор оптимальной структуры и порядка использования сельскохозяйственных экосистем Восстановление нарушенных экосистем (после горных разработок и т.п.)

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия быстрый рост населения и экономического развития; рост международной торговли и туризма; усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха; недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды; невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь.

Ценность биоразнообразия Прямая коммерческая ценность (потребительская) Непрямая коммерческая ценность (экосистемные «услуги») Опционная (непознанная) ценность биоразнообразия Ценность существования биоразнообразия

Вывод: Биологическое разнообразие является важнейшим исчерпаемым ресурсом; Оно имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы а так же высокую стоимость, которая оценивается по 4 основным экономическим параметрам, удовлетворяющим потребность человека в общении с природой; Сохранение биоразнообразия является одной из глобальных экологических проблем и с каждым годом все больше обостряется по мере исчезновения новых видов.


Вспомните:

Что понимают под генотипом?

Ответ. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. В более широком смысле это совокупность всех наследственных факторов организма. Генотип формируется как закономерное следствие генетического развития, обусловленного совершенствованием адаптационных механизмов к относительно постоянным и меняющимся условиям внешней среды.

Каково разнообразие водных и наземных экосистем?

Ответ. Наземные экосистемы - это место обитания человека. В экосистемах суши сосредоточено более 99% биомассы Земли. Большая часть биомассы суши находится в растениях (99,2%). Основными продуцентами наземных экосистем являются высшие растения (деревья, кустарники, травы), определяющие характерные особенности этих экосистем. Растения поедаются консументами первого порядка - растительноядными животными. Для наземных экосистем характерны крупные растительноядные млекопитающие - олени, антилопы, бизоны, домашний скот. Консументы первого порядка служат пищей для хищников, консументов второго порядка (волки, медведи, рысь, куница). Редуценты представлены бактериями и грибами.

Площадь водных экосистем значительно больше, чем наземных, однако среди них преобладают морские экосистемы, площадь пресноводных экосистем сравнительно невелика.

Особенности водных экосистем:

они имеют сравнительно низкое таксономическое разнообразие и представлены в основном водорослями, цианобактериями и низшими животными. Из числа позвоночных существенную роль играют рыбы, реже - млекопитающие, птицы, амфибии и рептилии. Среди продуцентов могут быть зеленые водоросли в пресноводных экосистемах, бурые и красные водоросли в морских экосистемах. В составе блока редуцентов - только бактерии.

Вопросы после §47

Что следует понимать под биологическим разнообразием? Какова его ценность?

Ответ. Биологическое разнообразие складывается из генетического, видового и экосистемного разнообразия.

Генетическое разнообразие – это разнообразие генотипов особей, входящих в состав вида. Чем оно богаче, тем более полно используются ресурсы обитания, длительно и устойчиво существует виды.

Видовое разнообразие – это разнообразие видов внутри биоценоза, основа его устойчивости. Благодаря видовому разнообразию исчезновение какого-либо вида не сказывается на функционировании экосистемы, так как экологическую нишу занимает другой, близкий по экологическим потребностям вид.

Экосистемное разнообразие – разнообразие видов. Все экосистемы суши и океана тесно связаны между собой круговоротом веществ. Изменение одной экосистемы ведет к изменению другой. Разнообразие экосистем- основа целостности и устойчивости биосферы.

Какие типы особо охраняемых природных территорий выделяют? В чем их отличие друг от друга?

Ответ. Наиболее эффективный путь сохранения биологического разнообразия – создание особо охраняемых природных территорий.

1. Заповедник – особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны определенных видов живых организмов, а также слежения за происходящими в природе процессами.

2. Заказники - участки природных территорий, в пределах которых (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности с целью обеспечения охраны и восстановления численности одного или нескольких ценных объектов живой природы или живописных типов ландшафта.

3. Национальные природные парки - это изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, в которых сохранились природные комплексы, имеющие экологическую, историческую и природную ценность, как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения.

4. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Это могут быть: пещеры, каньоны, ущелья, водопады, лагуны, гейзеры, вековые деревья и т. д.

Что такое биосферный заповедник?

Ответ. Биосферный заповедник - охраняемая территория, не утратившая первозданного вида, на которой защита наиболее представительных для данной зоны природных комплексов сочетается с научными исследованиями, долговременным мониторингом среды и образованием в области охраны природы. Ученые работают здесь по программе ЮНЕСКО. Во всемирную сеть биосферных заповедникоа включены 39 российских заповедников.

Цель занятия:

  • проанализировать причины сокращения биологического разнообразия Земли;
  • выяснить основные элементы стратегии сохранения жизни в биосфере.

Задачи:

  • выявить существующие экологические проблемы глобального и регионального значения;
  • сформулировать понятие “биологическое разнообразие”;
  • определить последствия снижения биологического разнообразия;
  • обсудить проблему влияния деятельности человека на биологическое разнообразие экосистем.

Методы:

  • частично поисковый;
  • проблемный (ответ на вопрос: к потомкам с котомкой?);

Форма организации учебной деятельности: альманах (устный журнал).

Эпиграф к уроку:

Даже в грезах своих человек не может вообразить ничего прекрасней природы.

Ж.Б. Ламарк

Вводное слово учителя. Учеными описано 2,5 млн. видов, но предполагается, что их истинное число с учетом низших животных – “невидимок” достигает 5 млн., а может быть, даже 15 или 30 млн. Совокупность всех видов составляет биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие – это число различимых типов биологических объектов или явлений и частота их встречаемости на фиксированном интервале пространства и времени, в общем случае отражающие сложность живого вещества , способность его к саморегуляции своих функций и возможность его разностороннего использования. Оно включает в себя все виды животных, растений, грибов и микроорганизмов, экосистем и протекающих в них процессов. Биологическое разнообразие – частный случай всеобщего феномена разнообразия природы. Выделяют три уровня биологического разнообразия.

Все названные уровни биологического разнообразия тесно связаны между собой и составляют единую систему. Благодаря этому биоразнообразие относится к наиболее объективным факторам оценки состояния окружающей среды и устойчивости экосистем. Снижение биоразнообразия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к их неспособности самоподдерживаться и, в конечном счете, – к их уничтожению. Известно, что от 50 до 80 % видов планеты сосредоточено в тропиках, хотя последние занимают всего 7 % территории Земли. Однако, поскольку их экосистемы активно разрушаются человеком, то по крайней мере каждый третий вид так и погибнет, не получив своего научного названия. Разрушение тропических лесов уже привело к гибели около 6 тыс. видов организмов.

Следует помнить, что виды гибнут не только в тропиках, а везде, где разрушаются экосистемы или сильно сокращается их площадь. Люди научились использовать всего 0,1 % видов планеты. Мы применяем для своих нужд около 50 видов растений, в то время как 75 тыс. видов остаются невостребованными. Сокращение животного и растительного многообразия природы неминуемо сказывается и на человеке. Это понимали еще задолго до того, как возникли современные глобальные экологические проблемы. Еще в 1855 г. одним из индейских вождей было сказано: “Если бы все животные исчезли, люди бы тоже умерли от невыносимого одиночества, ибо то, что случается с животными, неминуемо происходит и с человеком. Все взаимосвязано. То, что суждено пережить Земле, суждено и детям Земли”. Поэтому все живое на Земле имеет ценностные свойства, занимая определенное место в структуре биосферы. Большинство ученых считают, что понимание всеобщей, универсальной ценности живой природы для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе ценностей и приоритетов – это магистральный путь обеспечения целостности природной среды и предотвращение глобальной экологической катастрофы. В связи с этим, утрата биологического разнообразия - это та проблема, которая существует повсеместно и делает каждого из нас сопричастным с ней. Теряя биоразнообразие Земли, человечество теряет свое будущее.

Задание : прослушать сообщения и составить вопросы по сообщению (2-3).

Сообщение № 1.

Проблема сокращения биологического разнообразия

Чрезмерная эксплуатация, а иногда и варварское уничтожение природных сообществ и отдельных видов организмов приводит к резкому снижению разнообразия живого. Мы являлись свидетелями вымирания, которое может стать крупнейшим в истории жизни на Земле. За последние 300 лет с лица Земли исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за предшествующие 10 тыс. лет. У нас в стране исчезает примерно один вид млекопитающих за 3-5 лет, ежегодно мы теряем, по – видимому, несколько видов во всех группах животных и растений. В нарушенных, обедненных сообществах возникают новые виды с непредсказуемыми свойствами. При внедрении этих видов в стране сообщества может произойти их разрушение (таблица 1).

Как пишет Джеральд Даррелл: “По всему свету последовательно и немилосердно искореняли фауну; численность многих симпатичных и интересных животных сведена до такого минимума, что без нашей помощи и защиты популяция уже не возродиться. Если не найдется убежища, где они смогут без помех жить и размножаться, эти виды рано или поздно займут место в списке вымерших животных рядом с дронтом, кваггой и бескрылой гагаркой. Конечно, в последние десятилетия немало сделано для охраны дикой фауны. Учреждены заказники и заповедники, некоторые виды реинтродуцируют в районах прежнего обитания. Так, в Канаде при помощи авиации в ряде мест расселили бобров. Животное помещали в особый ящик, подвешенный к парашюту, и сбрасывали над подходящим участком. Приземлившись, ящик автоматически открывался, и бобер направлялся к ближайшему водоему.

Но сколько ни сделано, предстоит сделать куда больше. К сожалению, основная часть полезных усилий по охране животных была сосредоточена на видах, представляющих экономическую ценность для человека. А сколько малоизвестных видов, которые, хотя и защищены на бумаге, на самом деле потихоньку вымирают, потому что никто, кроме нескольких пытливых зоологов, не считает их достаточно важными и ценными, чтобы на них стоило тратить деньги. С каждым годом растет численность населения земного шара, человек осваивает все новые области, сжигая и уничтожая ресурсы природы. Нельзя утешаться мыслью о том, что отдельные частные лица и отдельные учреждения придают значение борьбе за спасение и сохранение истребляемых животных. Работа эта важна по многим причинам, и, пожалуй, главная из них следующая: человек, при всех его талантах, не может ни создать новый вид, ни возродить уничтоженный. Предложите разрушить лондонский Тауэр – какой поднимется шум! И справедливо. А вот какой – нибудь уникальный и замечательный вид фауны, на эволюцию которого ушли сотни тысяч лет, может запросто сгинуть, и лишь горстка людей возвысит голос протеста. Право же, пока мы не станем относиться к животным с таким же вниманием и почтением, с каким лелеем старинные книги, картины и исторические памятники, до тех пор у нас всегда перед глазами будут животные – беженцы, живущие на грани вымирания, всецело зависящие в своем существовании от милосердия единичных энтузиастов”. (Из книги “По всему свету”).

Таблица 1.
Сокращение видового разнообразия Земли после 1600 г. (по данным 1999 г.)

Компоненты биосферы Исчезло Под угрозой исчезновения
видов % от общего числа видов видов % от общего числа видов
Высшие растения 384 0,15 18699 7,4
Рыбы 23 0,12 320 1,6
Амфибии 2 0,05 48 1,1
Рептилии 21 0,33 1355 21,5
Птицы 113 1,23 924 10,0
Млекопитающие 83 1,99 414 10,0

Сообщение № 2.

Редкие и исчезающие растения Российской Федерации

По этой теме можно использовать следующую схему:

Сообщение № 3 . Редкие и исчезающие животные Российской Федерации

Сообщение № 4. Вымершие животные (растения)

Для этого сообщения можно использовать следующие таблицы:

Таблица 2.
Виды птиц, истребленные человеком

Виды птиц Местообитание Время истребления
Дронты (3 вида) Маскаренские острова (Индийский океан) 1680-1750-е г.г. (дронт – отшельник, возможно, дожил до начала XIX века)
Эпиорнисы (9 видов) Мадагаскар Середина XVII века
Моа, или динорнисы (более 20 видов) Новая Зеландия Середина XIX века
Бескрылая гагарка Острова Северной Атлантики (Америка и Европа) 1844 г., о. Исландия
Стеллеров баклан Командорские острова 1852 г.
Странствующий голубь Северная Америка 1900-1907 г.г. (1914 г. – умер в неволе)

Таблица 3.
Виды млекопитающих, истребленные человеком

Виды млекопитающих Местообитание Время истребления
Европейский тур Европа 1627 г. – последний убит около Варшавы (Польша)
Стеллерова корова У Командорских островов 1768 г., о. Беринга
Квагга Южная Африка 1878 г. у реки Оранжевая убита последняя вольная зебра. В 1883 г. последняя зебра умерла в зоопарке Амстердама
Сумчатый волк Австралия, Новая Гвинея, Тасмания 1933 г., о. Тасмания – последняя достоверная встреча

Возможные вопросы:

  1. Как деятельность человека влияет на растительные сообщества?
  2. Что означает косвенное влияние человека на сообщества? Привести примеры.
  3. Какие виды организмов занесены в Красную книгу Ярославской области?
  4. Какие организации занимаются вопросами охраны природы?
  5. Что может сделать каждый из нас в деле охраны природы?
  6. Каковы правила поведения в природе?

По итогам обсуждения сообщений и поисков ответов на вопросы заполняется таблица.

Таблица 4.
Проблема снижения биоразнообразия

Возможные причины снижения биологического разнообразия Последствия Стратегия решения проблемы
уничтожение природных сообществ (вырубка лесов, распашка степей, осушение болот, городские застройки, строительство дорог)

изменение природных сообществ в результате человеческой деятельности, создание агроценозов

ухудшение условий обитания организмов вследствие загрязнения окружающей среды

нерегламентированная охота, рыбная ловля, сенокошение и т.д.

изменение видового состава сообществ в результате биологического “загрязнения” (интродукция несвойственных данной местности организмов)

непонимание или игнорирование значения биоразнообразия

сокращение видового разнообразия планеты

нарушение экологического равновесия экосистем

глобальные изменения в биосфере

регулирование численности населения

энергосбережение

ресурсосбережение

уменьшение загрязнения окружающей среды

отказ от потребительского подхода к природным благам

сохранение биологического разнообразия природы

Закрепление можно провести в двух вариантах:

Вариант № 1

Игра “Дуэль” по теме “Редкие и охраняемые растения и животные Ярославской области”

Правила игры:

  • Класс (группа) делится на пары дуэлянтов (произвольно), которые садятся напротив друг друга.
  • Каждой паре дается вопрос по теме.
  • Представитель какой команды дает более правильный, точный ответ, в ту команду переходит и побежденный.
  • Так продолжается до последнего вопроса или абсолютного перевеса какой-либо команды.
  • Работа участников команды – победителя оценивается на “отлично”.

Вопросы к теме:

  1. В Скандинавии эту многолетнюю траву называют цветком тролля. У нас - “воловьим глазом”. Зацветает она только на девятый год. Каково название этого растения? Ответ : купальница
  2. Ночной хищник. Поймав на лету добычу, никогда не ощипывает ее, а глотает вместе с перьями или шерстью. Непереваренные остатки в виде комочков (погадков) птица отрыгивает. Назовите ее. Ответ : филин
  3. Однажды, как гласит легенда, нечистая сила попробовала спрятаться в цветке. Но какой-то архангел возмутился и метнул в цветок огненное копье. С тех пор нечистая сила как огня боится этого цветка, а сам цветок стал называться…? Ответ : прострел
  4. Это животное с крупную крысу; отлично плавает и ныряет. Голова оканчивается хоботком, которым оно отыскивает себе добычу в воде. Кто это? Ответ : выхухоль
  5. У данного растения очень красивые листья, но цветков никто никогда не видел. В связи с этим родилась легенда, что его цветки заколдованы и только счастливец может их увидеть. Это растение еще называют “ключ – травой” из-за якобы присущей ему способности помогать отыскивать клады. Каково название растения? Ответ : папоротник
  6. Согласно средневековому поверью, курение ветками этого растения изгоняет из дома злых духов и держит на расстоянии нечистого. Древние мудрецы советовали его применять, дабы обрести бессмертие. Назовите растение. Ответ : можжевельник
  7. Размах крыльев этой птицы достигает 150 см. Обычно ее видят как бы “трясущейся” над водой. Два пальца на ногах обращены вперед, два – назад, образуя клещи, которыми она ловит добычу. Единственная хищная птица в Европе, питающаяся в основном рыбой. Гнездо строит большое, из толстых сучьев, чаще на деревьях. Перелетная; любит возвращаться в старое гнездо каждый год. Кто она? Ответ : скопа
  8. По древнерусской легенде царевна Волхова полюбила удалого купца Садко, но тот отдал свое сердце Любаве, дочери лесов и полей. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. Ее слезы превращались в цветы – символ чистой и безответной любви. Назовите их. Ответ : ландыши
  9. Эта малоподвижная донная рыба достигает длины 12 см. Является своеобразным индикатором чистой воды. Свое название она получила за пристрастие прятаться под различными подводными предметами. Ведет одиночный, скрытный образ жизни. Очень любит свое потомство, постоянно обмахивает икринки грудными плавниками. Ответ: подкаменщик
  10. Одно из названий этого вымирающего потомка древнейших на Земле деревьев лепидодендронов – ликоподий, что означает “волчья нога”. Каждый год он вырастает на 0,5 м, укореняясь молодыми побегами, при этом те части растения, которые старше 5 лет, постепенно отмирают. Дайте другое название этого растения. Ответ : плаун топяной
  11. Какая птица выкармливает своих детенышей рыбой, а из рыбьих костей строит гнездо, которое обычно устраивает в норе, выкопанной в береговом обрыве, поросшем кустарником? Ответ : зимородок
  12. Это растение, по выражению Чарльза Дарвина, является “живым ископаемым”. Время его происхождения относится к послеледниковой эпохе. Растение вечнозеленое, обладает целебными свойствами, ягоды съедобны. Ответ : брусника

Вариант № 2

Венгерский кроссворд “Редкие животные и растения Российской Федерации”

Щ Л А Н Д Ы Ш Б З У К О Б Ч И К К
М Ф О Е Т А Р Б А Г А Н В Г Э Р Ш
А С И Т Л Ь С И П У Х А Д Ю Л О К
Х А Р З А Й Ю Х Ш И П Ж Р Р И Л О
А Я К У П А Л Ь Н И Ц А О З Ь М Р
О Ф Ы Ц М О Р О Ш К А Ъ Н А К Ю О
Н Г О Р П Б Ь П О Л И К С Е Н А С
Е Ш Ж Е Н Ь - Ш Е Н Ь З В Э Х Ы Т
В Ы Х У Х О Л Ь А К Щ М А Н У Л Е
Г Ц Й Ю Г О Р А Л Ф В А Я Ч И В Л
Е П Р О С Т Р Е Л И Т З У Б Р Ц Ь
К У Ъ С Т Р Е П Е Т Б П Л А У Н Е

Ответы на кроссворд:

В конце занятия подводятся итоги; выводы записываются в тетрадь:

  1. Действия человека сравнивают с такими отношениями, при которых один вид причиняет вред другому, не извлекая для себя никакой пользы.
  2. Благополучие человека зависит от биологического разнообразия планеты.
  3. Каждый человек должен включиться в работу по сбережению условий жизни разнообразных существ.

Домашнее задание: составить информационную карточку с описанием вида растения, животного или гриба, находящегося под угрозой исчезновения.

Информационная карточка о виде, находящемся в опасности:

  1. Научное (латынь) и обиходное название организма.
  2. Статус (что угрожает существованию данного вида организмов).
  3. Значение в сохранении генофонда.
  4. Краткое описание организма.
  5. Место обитания.
  6. Основные лимитирующие факторы.
  7. Принятые меры охраны.
  8. Необходимые меры охраны.