Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История. Академия художеств: ретроспективный взгляд Когда открылась академия художеств

История. Академия художеств: ретроспективный взгляд Когда открылась академия художеств

Здание Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1764-1789 годах по проекту А. Ф. Кокоринова, Ж. Б. Валлен-Деламота и Ю. М. Фельтена. Сегодня здесь размещаются Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, музеи Академии художеств и Т. Г. Шевченко.

Первое время Академия художеств, основанная в 1757 году, располагалась в доме ее директора И. И. Шувалова, и только в 1764 году было торжественно заложено специальное здание на Васильевском острове. Первый проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот, а непосредственно строительством, со многими авторскими дополнениями, занимались сначала А. Ф. Кокоринов, а после его кончины — Ю. М. Фельтен. Здание было готово только к 1789 году, но внутренние работы по отделке продолжались вплоть до 1830-х годов.

Здание Академии художеств — яркий пример архитектуры классицизма. Квадратное симметричное строение имеет ровные и строгие очертания, внутри здания расположен один большой круглый двор и четыре небольших квадратных по краям. Парадный вход богато украшен тремя ризалитами, портиком с колоннами тосканского ордера, скульптурами Геркулеса и Флоры, и все здание венчает на крыше купол со статуей Миневры в окружении трех гениев художеств. На первом этаже здания находились квартиры профессоров и чиновников, на втором — конференц-зал, картинная и скульптурные галереи, библиотека и учебные классы, а на третьем — классы, спальни, лазарет и квартиры учителей.

Парадные залы Академии художеств, образующие анфиладу по периметру здания, были отделаны и расписаны лучшими художниками XVIII-XIX веков. Их названия, например, Тициановский и Рафаэлевский, говорят о том, что они были украшены точными копиями полотен этих живописцев. Кроме того, особого внимания заслуживают Екатерининский и Конференц-залы.

По преданию, идея большого 55-метрового круглого двора-корпуса («циркуля») внутри Академии принадлежала Екатерине II, она хотела, чтобы будущие художники каждый день видели перед собой величину купола собора Святого Петра в Риме и воспитывались под воздействием его масштаба.

В 1837 году в северной части здания была освящена домашняя церковь Святой Великомученицы Екатерины.

В 1832-1834 годах гранитная набережная перед академией была оснащена спуском к воде, украшенным фигурами египетских сфинксов на гранитных пьедесталах. Сегодня — это один из символов Санкт-Петербурга.

Здание Императорской Академии художеств включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Академии художеств будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции музеев Академии художеств и Т. Г. Шевченко, разместившихся в здании, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Формально Академия была основана Указом Петра I «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам», но фактически она стала функционировать намного позже….

Кроме подготовки художников, скульпторов и архитекторов и Академия художеств проводила периодические выставки и имела постоянно открытый для публики художественный музей.

«В 1859 году в залах Императорской Академии художеств в Петербурге была открыта выставка, с посетителей которой впервые стала взиматься плата за вход. Для русской публики это было делом совершенно небывалым. Ранее все академические художественные выставки были бесплатными. Русская публика была приучена властью к тому, что государство заботилось о просвещении подданных и не пыталось извлечь выгоду из просветительской деятельности. Пётр I отлично понимал психологию своих соотечественников, когда, повелев создать Кунсткамеру, распорядился не только не брать с посетителей первого русского музея никакой платы за вход, но и бесплатно поить и угощать их за счёт казны после окончания осмотра экспозиции. И хотя преемники Петра I отказались от петровской практики привлечения обывателей северной столицы в российские музеи и перестали выдавать каждому приходящему выпивку и закуску за счёт казны, однако деньги за посещение музеев по-прежнему не брали».

Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., «Дрофа», 2008 г., с. 8.

В середине 18 века в Петербурге была создана Академия художеств. Еще Петр понимал, что в России нет своих мастеров, которые могли бы при строительстве новой столицы использовать многовековой европейский опыт по планировке города, по украшению зданий. Поэтому в Россию ехали архитекторы, скульпторы, художники из Италии, Франции, Германии. В то же время в Европу для получения специального художественного образования отправляли талантливых русских юношей. Создавая Академию наук, Петр предполагал, что при ней будут обучать и "знатным художествам", царь даже называл иногда Академией Рисовальную школу при петербургской типографии, хотя школа эта готовила только мастеров для иллюстрирования книг. Сохранилась запись о посещении Петром этой школы в 1715 году: "Его Величество были в академии, срисовали человека".

В середине 18 века общественные деятели и ученые России снова подняли вопрос о необходимости создании Академии художеств. М.В.Ломоносов, который был не только блестящим ученым, но поэтом и художником, писал о том, что Россия прославилась во всем мире своими победами и "требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия, какового ни откуду приобрести невозможно, как от почтенных художеств…". Ломоносов же разработал "Идеи для живописных картин из Российской истории", которые должны были стать темами работ, прославляющих Россию.

Идеи Ломоносова поддерживал И.И. Шувалов - один из самых образованных и культурных людей своего времени, меценат, попечитель Московского университета, основанного в сотрудничестве с Ломоносовым в 1755 году. В 1757 году именно Шувалов обратился в Сенат с ходатайством об основании Академии художеств. В ответ на его обращение был издан указ: "Означенную Академию художеств здесь, в Санкт-Петербурге, утвердить, а на каком основании она быть может, имеет о том генерал - поручик и Московского университета куратор и кавалер Шувалов подать в Правительствующий Сенат проект и штат". Созданное учебное заведение называли Академией трех знатнейших художеств - живописи, ваяния и зодчества.

Основатель академии Шувалов

Шувалов передал в Академию свою прекрасную библиотеку, коллекцию картин, гравюр, слепков с произведений античного и западноевропейского искусства. Эти предметы стали экспонатами первого художественного музея, созданного при Академии и по сути первого художественного музея России, а сегодня хранятся в Эрмитаже.

В первые годы Академия существовала как часть Московского университета, предполагалось вначале, что и находиться она будет в Москве. Но выяснилось, что лучшие иностранные художники "не хотят в Москву ехать, как в надежде иметь от двора работы". Так окончательно решился вопрос о местонахождении нового учебного заведения. Курировал Академию, как и университет, сам Шувалов. Для обучения в ней из числа учеников гимназии при университете набрали 16 талантливых юношей. При отборе учеников Шувалов обращал внимание в первую очередь на способности кандидатов, а не на их происхождение, так, например, часть учеников были набраны "из солдатских детей". И уже в первом наборе были те, кто впоследствии прославил русское искусство - скульптор Федот Шубин, художники Федор Рокотов и Антон Лосенко, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов. Преподавали в академии в первые годы в основном иностранные педагоги, но через несколько лет академиками стали и русские мастера. Среди них был и Ломоносов, удостоенный звания почетного академика как мозаичист.

Первый выпуск Академии состоялся в 1762 году. Шувалов добился, чтобы окончившие Академию с золотой медалью могли за казенный счет на три года поехать за границу, чтобы познакомиться с шедеврами мирового искусства.
В 1762 году на престол взошла императрица Екатерина II, и государственная политика по отношению к Академии изменилась. Шувалова отстранили от руководства Академией, отправили за границу, а его должность занял известный деятель екатерининского времени И.И. Бецкой. Он начал реформирование Академии в соответствии с модными тогда в Европе идеями французских просветителей.

По мысли Бецкого, Академия должна была не только готовить мастеров, но и воспитывать. Поэтому для обучения стали набирать мальчиков 5-6 лет, которым вначале следовало пройти курс общеобразовательных дисциплин в Воспитательном училище, а затем учиться в специальных классах Академии.

Инаугурация Императорской Академии художеств

Официальной датой учреждения Императорской Академии художеств стало 4 ноября 1764 года, когда Екатерина II утвердила Устав и "Привилегии" Академии, тем самым подчеркивалось, что теперь Академия существует самостоятельно, а не как часть Московского университета. Органом управления стал Совет, возглавляемый президентом. Им стал И.И. Бецкой.

В том же 1764 году профессора академии Александр Кокоринов и Жан-Батист Вален-Деламот создали проект нового здания Академии художеств. 7 июля 1765 года состоялась его торжественная закладка. Церемония была необычайно пышной, поскольку на ней должны были присутствовать императрица с наследником. На Неве построили три пристани, к которым должны были причаливать знатные гости, преподаватели и ученики в специальных парадных костюмах встречали императрицу "при играни труб и литавр". Сама Екатерина с помощью золотой лопаточки заложила первый камень в основание нового здания.

Но строительные работы на набережной Васильевского острова затянулись надолго и завершились только к 1788 году. В это время Кокоринова уже не было в живых, а Вален - Деламот уехал из России, и работу по осуществлению проекта первых профессоров Академии художеств продолжали их ученики.

Впервые в России было построено специальное здание для большого учебного заведения. Кроме того, здание Академии художеств стало первой в Петербурге постройкой в стиле зарождавшегося классицизма.

Величественный и монументальный фасад Академии художеств уже двести с лишним лет украшает невскую набережную Васильевского острова и по праву считается одним из шедевров петербургской архитектуры.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Публикации раздела Архитектура

Академия художеств: ретроспективный взгляд

В 1757 году решением Сената в России была учреждена Академия художеств. Больше века она оставалась единственным в стране высшим учебным заведением, где обучали изобразительным искусствам.

Императорская Академия художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), Санкт-Петербург

В начале пути

Идею о том, что России следовало бы обзавестись собственной «кузницей кадров» в области изящных искусств, не раз высказывал еще Петр I . И даже успел за год до смерти подписать указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Исполнение завета государя-реформатора привело к появлению в составе новоучрежденной Академии наук специального художественного отделения. Однако структура получилась не очень жизнеспособной: ученые мужи постоянно конфликтовали со служителями муз и, говоря откровенно, оных затирали. Попытки организационно разделить две эти сферы долго не удавались, пока за дело не взялся меценат и просветитель Иван Шувалов. По совету Ломоносова именно он, имея влияние на императрицу Елизавету Петровну, добился учреждения «особой трех знатнейших художеств академии». Под «знатнейшими» подразумевались живопись, ваяние и зодчество.

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств. Ок. 1800

Императорская Академия художеств, Санкт-Петербург. Дореволюционная открытка

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств от обхваты. 1799-1802

Хотя академия первое время формально причислялась к Московскому университету , в действительности это был сугубо петербургский сюжет. За отсутствием казенных помещений занятия проходили прямо у Шувалова дома, в особняке на Садовой улице. Даже заграничных преподавателей он поначалу приглашал на собственные деньги. С восшествием на трон Екатерины II сей «образовательный проект» обрел второе дыхание. В 1764 году царица своим указом даровала заведению «Привилегию», наделив его императорским статусом. Тогда же на Васильевском острове началось строительство величественного здания в духе классицизма по проекту Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота и Александра Кокоринова. Академия художеств вступила в пору своего процветания.

Свое и заграничное

С момента возникновения эта школа целиком и полностью была ориентирована на европейскую модель обучения. Прототипов хватало: знаменитые академии искусств уже довольно давно существовали в Париже, Риме, Болонье, Флоренции... Россия со своим почином не слишком отставала. Например, Королевская Академия художеств в Лондоне была основана на одиннадцать лет позднее. Хотя дело тут, разумеется, не в том, кто кого обогнал с официальными институциями. Гораздо важнее, что в Петербурге в середине XVIII столетия заработал механизм, позволивший отечественным живописцам, скульпторам, архитекторам (а также граверам и медальерам) попадать в одну систему координат с иностранными творцами, которые прежде казались недосягаемыми кумирами.

Илья Репин. Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану). 1880-1891. Государственный Русский музей

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Государственная Третьяковская галерея

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея

Однако и национальные приоритеты были незамедлительно обозначены. Буквально на церемонии открытия академии поэт Александр Сумароков возвестил: «Первая должность упражняющихся в сих хитростях есть изображение истории своего отечества и великих в оном людей» . Этому наставлению академические воспитанники следовали десятки лет. В картинах, представляемых к выпускным экзаменам, античные или библейские сюжеты непременно чередовались с эпизодами из русской истории.

Чему и как учили

Именно исторический жанр считался здесь главным, вершинным в иерархии. Чтобы заслужить право на создание такого рода произведений, следовало пройти долгий путь. Уже в пять-шесть лет детей принимали в Воспитательное училище при академии, где им прививались навыки рисования орнаментов и копирования по образцам. Пройдя два низших разряда обучения, воспитанники становились студентами и начинали приобретать специализацию по классам. Все без исключения проходили через рисование гипсовых голов и фигур, постепенно приближаясь к изображению живых моделей с натуры. Кстати, преподавали здесь и общеобразовательные предметы, и языки. Максимальная продолжительность учебного курса составляла около пятнадцати лет. Выпускники обязаны были доказать свою профессиональную состоятельность выполнением «программы» - собственного опуса на заданную тему.

Копирование в залах Музея Императорской Академии художеств. 1900е. Фотография: museum.ru

Натурный класс в Академии художеств, мастерская профессора Владимира Маковского. 1913 год. Фотография: art-spb.info

Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Николая Самокиша. 1915 год. Фотография: maslovka.org

Однако и после этого их связь с альма-матер не обрывалась. Академия бралась обеспечивать своим питомцам карьерное продвижение и нередко снабжала их государственными заказами. А лучшие из лучших - обладатели золотой медали первого или второго достоинства - направлялись в так называемые пенсионерские поездки за границу. Как правило, в Италию или Францию. Академия оплачивала пребывание медалистов в Европе на протяжении внушительного срока: в XVIII веке речь шла о трех годах стажировки, а позднее - уже о шести. Традиция эта не обходилась, конечно, без эксцессов. Порой художники-пенсионеры «забывали» возвращаться на родину в срок. Вспомнить хотя бы Карла Брюллова , который провел в Италии двенадцать лет и прибыл обратно в Петербург лишь после личного повеления государя Николая Павловича . Зато прибыл не с пустыми руками. Пенсионерская практика весьма способствовала творческому росту художников и укрепляла славу русского искусства за рубежом.

Кризис, ликвидация, возрождение

Разумеется, даже золотой век Императорской Академии художеств не был совсем уж идиллическим, но долгое время царившие там методы и порядки никем не ставились под сомнение. Гром грянул 9 ноября 1863 года, когда группа живописцев-дипломников отказалась писать свои выпускные картины на заданную тему из скандинавской мифологии. Этот «бунт 14-ти» против догм академизма ярко обозначил кризис художественного образования, который, к слову, назрел не только в России. Демарш будущих передвижников не привел, конечно, к моментальным реформам, но все же медленные тектонические сдвиги начали происходить. Гениальный преподаватель Павел Чистяков аккуратно, но твердо перестроил обучение рисунку и живописи, в результате чего из стен академии вышли столь разные, но чрезвычайно значимые фигуры -

Церковь вмц. Екатерины

Витражи были расположены в центре Аванзала в трёх слегка вытянутых вверх окнах с полуциркульным завершением и в трёх небольших оконцах над ними. Исполнил их выпускник Академии Художеств Владимир Дмитриевич Сверчков. (Установлены в 1873 году). Они были выполнены в традиционной технике стекольной живописи, что свойственно работам Сверчкова. Большой профессионализм в этой работе обнаруживается как в построении самой композиции (взаимоотношениях крупных и мелких пятен, тонкой проработке живописи при цельности общего восприятия), так и в прорисовке деталей, богатой графической разработке стекольного полотна, обнаруживающей любовь к фактуре материала.

В центре каждого витража в крупных окнах расположены аллегорические фигуры, изображённые стоящими в нишах, олицетворяющие виды искусства и всем своим видом и облачением напоминающие римских богов. Орнаментальное обрамление всех трёх фигур одинаковое и, возможно, отличалось лишь в цвете. Под каждой фигурой в ренессансном картуше прямоугольная табличка со словами, обозначающими аллегорию - соответственно: живопись, архитектура, скульптура.

Над тремя основными витражами, изображавшими аллегории искусств, в небольших круглых окнах помещались три малых, с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, и академическим гербом.

Все вышеперечисленные витражи погибли предположительно в первые послереволюционные годы. Их утрата - одна из крупнейших для Петербурга в области стекольной живописи.

Библиотека Академии Художеств основана в 1757 г. Не прекращала работу в годы ВОВ. В библиотеке 5 читальных залов.

(Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов "Утраченный Петербург")

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527