Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Каким принципом руководствуется свидригайлов в своей жизни. Лужин и свидригайлов

Каким принципом руководствуется свидригайлов в своей жизни. Лужин и свидригайлов

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» важен для понимания теории Родиона Раскольникова. Свидригайлов, являясь своеобразным двойником главного героя, демонстрирует теоретические положения мировоззрения Раскольникова на практике.

Поступки

Образ Аркадия Ивановича Свидригайлова неоднозначен в оценке. Несмотря на то, что жизнь героя можно назвать пошлой и «сладострастной», а отношение других персонажей к Свидригайлову негативное, многие исследователи творчества Федора Михайловича Достоевского отмечают, что данного персонажа нельзя назвать полностью отрицательным. Он не однобок, как может показаться на первый взгляд.

Да, Свидригайлов - своеобразный злодей, совершающий множество и моральных, и физических преступлений. Он обвинялся в деле душегубства девушки, причастен к самоубийству лакея, довел Марфу Петровну, которая его сильно любила, до смерти. Это и многое другое характеризует героя как персонажа отрицательного.

Однако Свидригайлов совершает добрых дел даже больше, чем другие персонажи романа «Преступление и наказание». Он помогает оплатить похороны Мармеладовой, а также устраивает ее детей в приют. Свидригайлов беспокоится о Дуне и предлагает Родиону 10 тысяч рублей, чтобы избавить героиню от замужества с Лужиным.

Теория, которой живет Свидригайлов, мешает ему жить по совести, которая все же воплощена в его снах и потусторонних образах. Еще не заснувшая совесть говорит о противоречии действий героя и его мировоззрения.

Теория

Теорию Свидригайлова называют теорией вседозволенности, которая гласит, что цель оправдывает любые средства. Герой уверен, что ему дозволено абсолютно все, поэтому не боится совершать гнусные и преступные поступки. Наоборот, он не видит в них ничего плохого.

Хотя Свидригайлов не имеет четкой теории, он высказывает свои доводы так: «какая разница был ли ты в этом мире праведником или же предавался всяческим удовольствиям».

Теория Свидригайлова показывает невозможность ее существования. История героя доказывает, что человек без убеждений просто не может по-настоящему жить. Герой разочаровывается в своей жизни и кончает ее самоубийством.

Двойник

Аркадий Иванович является двойником Родиона Раскольникова. Причем он замечает это сам и говорит главному герою, что они «одного поля ягоды». Сходство героев прослеживается в их теориях. Мировоззрение Раскольникова имеет теоретическое воплощение, в то время как жизнь Свидригайлова - это практическое применение теории главного героя. Аркадий Иванович живет по принципу «право имеющих», не задумываясь над тем, что он может быть «тварью дрожащей». Если теория Раскольникова подвергается им анализу, то жизнь Свидригайлова - результат этой теории в реальной жизни.

Образ Свидригайлова помещен в повествование, чтобы наиболее четко и преувеличенно показать теорию Раскольникова, продемонстрировать ее недееспособность. Это подтверждает самоубийство Свидригайлова, который пытается перечеркнуть все те принципы, которые помогали ему существовать в мире. Он понял, что теория вседозволенности не оправдала его надежд. Он не стал схожим с Наполеоном, хотя «переступал» грань дозволенного не единожды.

Знакомство Раскольникова со Свидригайловым неслучайно. Оно необходимо для замысла, чтобы Родион самостоятельно понял несостоятельность своей теории. Раскольников понимает, что человек одного с ним «поля ягоды» – пустой злодей, а значит, такова и его теория.

Данная статья поможет рассмотреть теорию Свидригайлова и его схожесть с главным героем, показать неоднозначность образа, а также написать сочинение «Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Рассмотрим образ Свидригайлова Аркадия Ивановича. Этот герой является одним из главных персонажей психологического романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского (портрет автора представлен в статье). Федор Михайлович это произведение опубликовал в 1866 году. Оно было напечатано в журнале "Русский вестник". А создавалось это произведение в период с 1865 по 1866 год.

Образ Лужина и Свидригайлова объединяет то, что оба этих героя - моральные Аркадий Иванович олицетворяет собой упадок личности и духовную деградацию, к которым приводит реализация философии Родиона, его взгляда на мир.

Внешняя характеристика Свидригайлова

Рассматривая образ Свидригайлова, опишем сначала его внешние черты. В произведении Аркадию Ивановичу уже более 50 лет, однако он выглядит намного моложе своих лет. Это широкоплечий человек среднего роста, который одевался щегольски и выглядел "осанистым барином". У Аркадия свежее, приятное лицо, борода и волосы еще весьма густые, а его голубые глаза смотрят пристальным, холодным взглядом. Однако Раскольников через некоторое время нашел в этом, казалось бы, миловидном лице что-то страшное и неприятное. Свидригайлов - это дворянин со связями, который привык ставить перед собой цель и любыми способами добиваться ее. Таков образ Свидригайлова при первом знакомстве с этим героем. Однако он на самом деле намного сложнее, в чем вы убедитесь, дочитав до конца эту статью.

Аркадия Ивановича

Продолжая описывать образ Свидригайлова, обратимся к его внутреннему миру. Множество сплетен окружает этого героя, одна хуже другой. В смерти супруги Марфы обвиняет его общество. Свою жену он якобы отравил, а также истязал и, в конечном счете, довел до самоубийства Филиппа, своего слугу, избивал девочку.

Исходящую от этого человека опасность ощущает и Дуня - сестра Родиона, в которую этот дворянин влюблен. Свидригайлов говорит сам о себе, что он лишенный норм и принципов человек, который действует по своему хотению и собственной воле. Он не строит оправдательные теории для сокрытия своих поступков, как Лужин. Аркадий Иванович прямо говорит, что он "развратный и праздный" человек.

Сравнительная характеристика двух героев - Свидригайлова и Раскольникова

Образ Свидригайлова, кратко описанный выше, во многом раскрывается благодаря сопоставлению его с Родионом Раскольниковым. Благодаря способностям, опыту, деньгам Аркадий Иванович имеет уже то, о чем может лишь мечтать Родион, - "независимость от людей и абсолютную свободу". Этот герой смог уже давно переступить через убийство, разврат, обман. Раскольников мог бы позавидовать холодной расчетливости и выдержке Свидригайлова во время преступления, поскольку Аркадий Иванович глупых ошибок не совершает никогда, сентиментальности не поддается. А студент страдает от всего этого. Родион мучается в душе, все свои моральные силы собирает для того, чтобы заставить совесть замолчать. Аркадий Иванович давно уже не ощущал даже намеков на чувство вины и терзания совести. Его не волнуют прошлые грехи, как и грязные поступки, совершенные им недавно. Все это дополняет его образ. Свидригайлов Аркадий Иванович привык жить различными преступлениями, наслаждаться собственными низостями.

Аркадий Иванович переступил уже давно моральные границы, пропасть духовного падения этого героя поистине велика. Единственный его заключается в том, чтобы срывать безжалостно "цветки наслаждения", а затем выкидывать их "в придорожную канаву". Аркадий первым замечает, что с Родионом у него много общего. Однако есть и одно важное отличие - Свидригайлов границы между грехом и моральностью стер, а Родион - нет. У студента вызывает панику тот факт, что зло и добро одинаковы. А для Свидригайлова это жизненная истина.

Положительные стороны Свидригайлова

Изображая его аморальный образ, Достоевский вместе с тем большое значение придает совершенным им хорошим поступкам. Их Свидригайлов совершает даже больше, чем все положительные персонажи вместе взятые. Ведь Аркадий обеспечил будущее не только своим детям, но и сиротам Мармеладовых. Он жаждет устроить судьбу Сони, вытащить ее из этого "водоворота".

Свидригайлов предлагает Раскольникову деньги для того, чтобы тот сбежал в Америку. Он также обещает выплатить долги Катерины Ивановны. Светлая сторона этого героя в отношениях с Дуней также берет верх. Ведь Аркадий Иванович, после того как девушка ему жестко отказала, больше не искал с ней встречи, не причинил Соне зла. "Широкая" натура Свидригайлова наделена странной способностью быть благородной и мерзкой одновременно. В его душе отсутствует четкая граница между злом и добром.

Трагическая раздвоенность внутреннего мира Аркадия Ивановича

Жизненная позиция Аркадия Ивановича объясняется в произведении в некоторой мере трагической раздвоенностью его личности. Он, так же как и Родион, воспринимает болезненно несовершенство этого мира, порядки его, основанные на несправедливости и фальши. Но бунт Свидригайлова, с другой стороны, позитивного заряда не имеет.

Он делает добрые поступки лишь "от скуки", поскольку от него не требует ни ущемлений в своих желаниях, ни страданий материальная помощь людям. Лишь к пустоте, а не к самореализации, приводит героя его теория "сильной личности".

Отвращение к жизни и самоубийство

Аркадий Иванович, несмотря на полное отсутствие в нем нравственных принципов, чувствует отвращение к жизни. Этот герой хочет убежать от этого, он рискует, убивает, после чего сидит в тюрьме, затем соглашается на побег в Америку или полет на воздушном шаре. Однако тяжесть существования, лишенного смысла, давит на плечи, угнетает. Его везде преследует пошлость, "баней с пауками" пугает вечность. Неудивительно поэтому, что Свидригайлов, пресытившись жизнью, решается на самоубийство. Его душа практически мертва, поэтому выстрел из револьвера был логичен.

Чему учит судьба Свидригайлова?

Большую роль в произведении играет образ Свидригайлова. "Преступление и наказание" - роман, который учит нас тому, что вседозволенность, абсолютная свобода приводят не к раскрепощению, как втайне надеялся Родион, а, напротив, к опустошению, ощущению сужения жизненного пространства.

Предупреждением Раскольникову является судьба Аркадия Ивановича. Характеристика образа Свидригайлова показывает, что выбранный им путь ложный. Он ведет лишь к душевной пустоте. Судьба этого героя учит негативным примером истине, которой придерживается Соня, - нужно принять Христа и очиститься для того, чтобы стать свободным по-настоящему.

Свидригайлов

Имя Свидригайлова появляется в романе рано - в письме матери, столь взволновавшем Родиона Раскольникова и сыгравшем такую большую роль в окончательном оформлении его ужасного замысла. Пульхерия Александровна рассказывает о Свидригайлове как о грубом и сладострастном деспоте, как о гнусном развратнике, пытавшемся соблазнить и опозорить Дуню. Для Раскольникова фамилия Свидригайлова стала нарицательной - столкнувшись с подвыпившим похотливым франтом, преследовавшим на бульваре девушку-подростка, он обозвал его Свидригайловым: кличка эта казалась ему более резкой и точной, чем все другие употребляемые в таких случаях слова.

Казалось бы, все сведения и слухи, предшествующие реальному появлению Свидригайлова среди действующих лиц романа, подтверждают его столь определенную и вместе с тем примитивную отрицательную характеристику. О нем говорили, что он отравил свою жену Марфу Петровну, что он истязал и довел до самоубийства своего слугу Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, что он грязный потаскун, шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в нем. Пульхерия Александровна видела его всего два раза - и он показался ей «ужасен, ужасен!». Самую исчерпывающую отрицательную характеристику дает Свидригайлову Петр Петрович Лужин: «Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей», однако с некоторым оттенком неполной достоверности того, о чем он рассказывает. Лужин не подтверждает, но и не опровергает уверенности Пульхерии Александровны в том, что Свидригайлов - причина смерти Марфы Петровны. Это Лужин сообщает, что глухонемая четырнадцатилетняя девочка, жившая у истязавшей ее сводницы-немки Ресслих, была жестоко оскорблена Свидригайловым и повесилась, что лакей Филипп умер от побоев своего хозяина, еще во времена крепостного права.

То, что позорящие Свидригайлова сведения исходят от Лужина, должно было бы насторожить, а меж тем почти все воспринимают их как непреложные факты, выражающие мнение самого писателя о персонаже. Не настораживала исследователей и зыбкость рассказов Лужина, сформулированных таким образом, чтобы от них в случае чего можно было отпереться.

И странное дело - именно Дуня, которая в романе является центром вожделений Свидригайлова и должна была бы особенно решительно судить о нем, подрывает впечатление достоверности рассказов Лужина, смягчает и даже опровергает их: «Вы правду говорите, что имеете об этом точные сведения?» - прерывает она «строго и внушительно» Лужина. «Я слышала напротив, - продолжает она, - ...что этот Филипп был какой-то ипохондрик, какой-то домашний философ, люди говорили, «зачитался», и что удавился он более от насмешек, а не от побой господина Свидригайлова. А он при мне хорошо обходился с людьми, и люди его даже любили, хотя и действительно тоже винили его в смерти Филиппа» (6; 215).

Лужин даже обиделся: «Я вижу, что вы, Авдотья Романовна, как-то стали вдруг наклонны к его оправданию, - заметил он, скривя рот в двусмысленную улыбку», и предсказывает Свидригайлову довольно-таки пошлую перспективу: «исчезновение» в долговом отделении. Дуня же, в отличие от Лужина, предчувствует в судьбе Свидригайлова грозную трагедию. « - Он что-нибудь ужасное задумал! - проговорила она почти шепотом про себя, чуть не содрогаясь».

И невеста Свидригайлова, невинный подросток, которую скверные родители продают ему, чует в своем женихе что-то необычное и вовсе не преступное, - в ее глазах «серьезный немой вопрос», удивленный и немного грустный.

Злодей, развратник и циник, Свидригайлов на протяжении всего романа совершает массу добрых дел, больше, чем все другие персонажи, вместе взятые. Уже из простодушного письма Пульхерии Александровны, умевшей только любить своих детей, но не понимавшей ничего сложного, мы узнаем, что избавил Дуню от позора и восстановил ее доброе имя именно он, Свидригайлов, тот самый, который был причиной ее жестоких неприятностей: «...по милосердию божию, наши муки были сокращены: господин Свидригайлов... вероятно пожалев Дуню, представил Марфе Петровне полные и очевидные доказательства всей Дунечкиной невинности...» (6; 51).

Свидригайлов не захотел и не потерпел, чтобы лживая сплетня пятнала имя Дуни.

Собираясь в трагический «вояж», Свидригайлов обеспечил будущее своих детей материально и морально, поместив их у тетки: «Они богаты, а я им лично ненадобен. Да и какой я отец!» (6; 310).

В Петербург Свидригайлов приехал главным образом для того, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина. При этом выясняется, что последняя и роковая для Марфы Петровны ссора произошла у него именно из-за нежелания согласиться на постыдную брачную сделку, которую стряпала его жена. «Перед вояжем, который, может быть, и сбудется, - говорит он Раскольникову, - я хочу и с господином Лужиным покончить. Не то чтоб уж я его очень терпеть не мог, но через него, однако, и вышла эта ссора моя с Марфой Петровной, когда я узнал, что она эту свадьбу состряпала. Я желаю теперь повидаться с Авдотьей Романовной, через ваше посредство, и, пожалуй, в вашем же присутствии объяснить ей, во-первых, что от господина Лужина не только не будет ей ни малейшей выгоды, но даже наверно будет явный ущерб. Затем, испросив у ней извинения в недавних этих всех неприятностях, я попросил бы позволения предложить ей десять тысяч рублей и таким образом облегчить разрыв с господином Лужиным...» (6; 219).

Свидригайлов достойно и убедительно успокаивает Раскольникова, подозревающего в его щедрости задние и оскорбительные намерения.

«...Совесть моя совершенно покойна, я без всяких расчетов предлагаю... - объясняет он. - Все в том, что я действительно принес несколько хлопот и неприятностей многоуважаемой вашей сестрице; стало быть, чувствуя искреннее раскаяние, сердечно желаю, - не откупиться, не заплатить за неприятности, а просто-запросто сделать для нее что-нибудь выгодное, на том основании, что не привилегию же в самом деле взял я делать одно только злое».

Последние слова, вложенные Достоевским в уста Свидригайлова, весьма примечательны. Свидригайлов понимает, какая у него репутация, но сам он не согласен с нею. Он не считает себя только демоном зла, он видит в себе и способность к добру.

Дуня не приняла денег, Свидригайлов употребил их иначе, на иную добрую и, быть может, еще более насущную цель. Он взял на себя устройство осиротевшей семьи Мармеладовых, начиная с малолеток и кончая самой Соней.

«Всю эту возню, то есть похороны и прочее, я беру на себя... - заявил он. - Этих двух птенцов и эту Полечку я помещу в какие-нибудь сиротские заведения получше и положу на каждого, до совершеннолетия, по тысяче пятисот рублей капиталу, чтоб уж совсем Софья Семеновна была покойна. Да и ее из омута вытащу, потому хорошая девушка, так ли? Ну-с, так вы и передайте Авдотье Романовне, что ее десять тысяч я вот так и употребил» (6; 319).

Раскольников никак не может вместить, как это Свидригайлов способен на бескорыстное добро, он все ищет в его намерениях тайный злой умысел. Свидригайлов тогда, в своеобразном ироническом обороте, вступает в полемику с сатанинской философией самого Раскольникова:

«Э-эх! Человек недоверчивый! - засмеялся Свидригайлов. - Ведь я сказал, что эти деньги у меня лишние. Ну, а просто, по человечеству, не допускаете, что ль? Ведь не «вошь» же была она (он ткнул пальцем в тот угол, где была усопшая), как какая-нибудь старушонка процентщица. Ну, согласитесь... «Лужину ли, в самом деле, жить и делать мерзости, или ей умирать?» И не помоги я, так ведь «Полечка, например, туда же, по той дороге пойдет...».

Он проговорил это с видом какого-то подмигивающего, веселого плутовства, не спуская глаз с Раскольникова» (6; 320).

В этой тираде есть что-то от племянника Рамо, но звучит она не как обоснование относительности добра, а как обоснование относительности зла.

Действительно, Свидригайлов нашел даму-патронессу, взявшую на себя обязанности и хлопоты по распоряжению завещанными семье Мармеладовых капиталами, по воспитанию и устроению будущего и Полечки и ее братца и сестрицы. Чтобы дама не раздумала и не бросила дела где-нибудь на полдороге, он пожертвовал деньги на те сиротские заведения, в которых она была патронессой.

Свидригайлов и Раскольникову предлагает средства для бегства в Америку. Сосредоточенный на мысли о своем «вояже» (то есть на намерении застрелиться), он тем не менее заботливо собирает необходимые для ребятишек документы, вручает их Соне, да и самой Соне оставляет еще добавочно три тысячи. Свидригайлов устраивает судьбы униженных, почти что уже раздавленных жизнью, с величайшей деликатностью и тактом, не добиваясь ни благодарности, ни доброй памяти о себе. Он убеждает скромную и некорыстную Сонечку:

«Вам, вам, Софья Семеновна, и, пожалуйста, без особенных разговоров, потому даже мне и некогда. А вам понадобятся. У Родиона Романовича две дороги: или пуля в лоб, или по Владимирке... Ну, как выйдет Владимирка - он по ней, а вы ведь за ним? Ведь так? Ведь так? Ну, а коли так, то, значит, деньги вот и понадобятся. Для него же понадобятся, понимаете? Давая вам, я все равно что ему даю» (6; 352).

Свидригайлов вносит благую лепту в подготовку условий, долженствующих в будущем вернуть и Раскольникова в нормальную колею.

Свидригайлов хорошо понимает людей, и он использует последние дни и даже часы своей жизни для того, чтоб направить судьбы окружающих в добрую сторону. Он не только делает возможным предстоящее, вслед за Раскольниковым, путешествие Сони в Сибирь, он угадывает и идет навстречу другому ее желанию: выплатить долги Катерины Ивановны.

Свидригайлов практически добр до самой последней минуты, не только по отношению к Соне, Дуне, малолетней невесте, но и по отношению к первым встречным. На завершающем скорбном своем пути он забрел в дешевый увеселительный сад. Писаришки поссорились там с какими-то другими писаришками. Он помирил их и заплатил за пропавшую ложку, послужившую причиной раздора.

Но Свидригайлов не видит путеводной звезды, он не знает цели, к которой надо стремиться, понимает он, что и Раскольников принял за звезду неверный и блуждающий огонь. Сознавая свою «негениальность», Свидригайлов экстраполирует свое внутреннее состояние на общество, его породившее, но породившее его общество - в отличие от того, что он думает, - это не народ. Да и он сам заканчивает свою тираду: «Сам я белоручка, этого и придерживаюсь...».

Несмотря на всю свою физическую мощь, здоровье и храбрость, Свидригайлов не имеет устоев для жизни. Свидригайлов - человек по-своему тонкий и много может понимать. Поразительно, что Достоевский именно ему доверил некоторые свои затаенные мысли. Свидригайлов рассуждает о Петербурге точь-в-точь, как Достоевский в некоторых «почвеннических» своих статьях, и точь-в-точь, как в авторском тексте его романов. Нехорошо рассказывая о своей невесте (ему пятьдесят, а ей и шестнадцати нет), Свидригайлов вдруг замечает: «А знаете, у ней личико в роде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой, вам это не бросилось в глаза?» (6; 318).

У Свидригайлова не религиозное отношение к вечности, но и не такое, как у Раскольникова. Раскольников не верит в бога, он возмущен ходом земных дел, но он ищет «утешения», ищет, пусть ошибочным и преступным путем, справедливости, осуществления идеала. Стремления к идеалу и вечности сопрягаются, поэтому у него сохраняется возвышенное представление о бесконечности, о вечности. Свидригайлов разочарован до дна, он не верит ни в бога, ни в черта, ни в людей, ни в идеал, для него весь мир детерминированная нелепость - почему бы этой нелепости и не предстать в форме деревенской баньки с пауками?

Свидригайлов нигде не однолинеен, он не так уж однотонно-черен, как это кажется на первый взгляд. При всем его отличии от Дмитрия Карамазова в нем, как и у героя еще не написанных тогда «Братьев Карамазовых», заложены «две бездны», живут два идеала, идеал Мадонны и идеал Содома. «...Иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит... Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил» - эти слова Дмитрия Карамазова могут быть в известной мере применены и к Свидригайлову. И хоть Содом уже почти совершенно поглотил Свидригайлова, он все же не мог потушить в нем обаяния красоты, как высшего символа женственности и человечности.

Дуня знает, что Свидригайлов не просто злодей, и в то же время понимает, что от него можно всего ожидать. Именем брата Свидригайлов заманивает ее в пустую квартиру, в свои комнаты, из которых никто ничего не услышит: «Хоть я и знаю, что вы человек... без чести, но я вас нисколько не боюсь. Идите вперед, - сказала она, по-видимому спокойно, но лицо ее было очень бледно».

Интерпретаторы «Преступления и наказания» в ницшеанском духе не заметили, что при чисто наполеоновской трактовке идеи Раскольникова они сходятся с Свидригайловым, хотя к мнениям Свидригайлова следует относиться осторожно: Свидригайлов понять Раскольникова по-настоящему не может. Это Свидригайлов низводил Раскольникова полностью к наполеоновской идее, с открываемой ею перспективой заманчивой дьяволовой, личной, эгоистической карьеры. Именно Свидригайлов видел в Раскольникове доморощенного Наполеона, не посмевшего пойти до конца по своему пути.

«Тут была тоже одна собственная теорийка, - так себе теория, - по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу-то, сору-то. Ничего, так себе теорийка: une thйorie comme une autre. Наполеон его ужасно увлек, то есть собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь...» (6; 362).

Свидригайлов все снижает, он не способен проникнуть в сокровенную суть идеи Раскольникова и, перебирая одну за другой возможные мотивировки преступления Родиона, останавливается наконец на фигуре Наполеона.

У Свидригайлова - все арифметика, а у Раскольникова высшая математика. Свидригайлов-то - первый - и объясняет преступление Родиона Раскольникова плюралистически, сложением многих разных причин и мотивов: бедностью, характером, раздражением, сознанием «красоты своего социального положения», желанием помочь родным, стремлением к богатству, к карьере.

Свидригайлов вовсе не винит Раскольникова. Он пытается только втолковать Дуне, в расположении которой заинтересован, как Раскольников дошел до своего злодейства, и, понимая, что сестра обожает своего брата, выбирает наконец самую выгодную версию - Раскольников затеял-де сравняться с гениальным Наполеоном, не будучи сам гениальным.

Наполеоновский мотив в самом деле входил в идею Раскольникова и в ее ужасное осуществление. Раскольников в самом деле видел перед собой пример Наполеона, он в самом деле захотел проверить, способен ли он стать Наполеоном, способен ли он выдержать диктаторскую, тираническую власть над всем человечеством и всей вселенной.

Однако, когда понимание власти и владычества ограничивается у Раскольникова просто наполеоновской идеей самой по себе, в его сознании - и в мышлении, и в психологии - происходят любопытные сдвиги. В эти минуты он забывает, что убил не только Алену, но и Лизавету, названную сестру Сони Мармеладовой. «Почему Лизавету я не жалею. Бедное создание!».

Он убил только одну вошь, «из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда он слышит слово «преступление», он кричит бешено в ответ: «Преступление? Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем и смывать его не думаю».

Да, в иные «минуты» Раскольников жалеет, что не сумел стать Наполеоном или Магометом, не овладел властью ради власти, каких бы кровавых и грязных применений ни потребовало ее удержание: «О, пошлость! о, подлость!.. О, как я понимаю «пророка», с саблей, на коне. Велит Аллах, и повинуйся «дрожащая» тварь... прав «пророк», когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и - не желай, потому - не твое это дело!.. О, ни за что, ни за что не прощу старушонке!» (6; 211).

Однако наполеоновская идея в ее чистом виде, власть ради власти, является изменой и предательством по отношению к чему-то более важному, куда она входит только как часть или как средство. Это случается нередко: часть, замещающая целое, средство, превращенное в цель, начинают противоречить целому, начинают вытеснять цель. Он знал, что Дуне нельзя выходить за Лужина, что ее предполагаемое замужество - та же проституция: «Вот что, Дуня, - обращается он к сестре, - ...долгом считаю опять тебе напомнить, что от главного моего я не отступаюсь. Или я, или Лужин. Пусть я подлец, а ты не должна. Один кто-нибудь. Если ж ты выйдешь за Лужина, я тотчас же перестаю тебя сестрой считать», - в «главном своем» Раскольников стоит на том же основании, что и Разумихин.

Смерть Свидригайлова нелепа, бессмысленна, уродлива, она - конец, полный метафизический конец, переход в баню с пауками.

Ни человек, ни общество, ни человечество не могут жить без цели, без идеала. Свидригайлов мертв в своем существовании, он не видит звезды, хотя бы обманчивой, - его мертвое равнодушие сильнее инстинкта жизни, сильнее страха небытия. Небытие лучше, чем равнодушие, не дающее возможности хоть за что-нибудь уцепиться, хотя бы для того, чтобы убить время. Это и есть причина гибели Свидригайлова, основание произнесенного ему Достоевским приговора. Ведь является ли он безнадежным злодеем и безнадежным развратником - это неясно, двусмысленно, о двух концах, зависит от точки зрения, от молвы, от слухов, а не от категорически установленных фактов.

Без веры в истину и добро жить нельзя Свидригайлов, соприкоснувшийся горним высотам и низвергнувшийся оттуда в смрадное болото, это понял. Он сам и казнил себя.

В окончательном тексте романа имя Свидригайлова появляется первоначально как синоним сытого, пошлого и распутного франта, преследующего беззащитную девочку. Заложенные в нем противоречия, величина и интенсивность погубленных в нем сил раскрываются постепенно. И лишь под конец, в самоубийстве Свидригайлова, полностью, в блистательном совершенстве, реализуется нравственно-философский замысел Достоевского. Достоевский сам понимал, что образ ему удается. «Великолепно будет», - записывал он в черновых набросках.

Создав образ «обыкновенного», хотя и ужасного, злодея, Достоевский не испытал бы такого творческого подъема и сознания такой творческой победы.

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старый дворянин, мечтает жениться на сестре главного героя романа – . Узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, однако обещает молчать об этом. Изворотливый тип, развратный и циничный.

История создания

Образ Свидригайлова сложился под влиянием разнородных впечатлений. Психологическим прототипом персонажа, вероятно, стал некий убийца Аристов, по происхождению дворянин, который сидел в Омском остроге. Этого человека уже выводил в другом произведении - «Записки из мертвого дома». Фамилия «Свидригайлов» созвучна с именем литовского князя Свидригайло, а также с немецким словом geil, что переводится как «сладострастный», «похотливый».

Кроме того, Достоевский, работая над романом, привлекал к делу многочисленные материалы и заметки из журналов и газет, которые читал. Среди прочего, писатель читал журнал «Искра». В одном из номеров за 1861 год там содержится фельетон, где говорится о некоем Свидригайлове, «отталкивающем» и «омерзительном» человеке, который бесчинствует в провинции.

«Преступление и наказание»


Аркадий Свидригайлов - высокий, полный, сутуловатый господин лет пятидесяти. Щегольски одевается и производит впечатление осанистого барина. Носит свежие перчатки, изящную трость и громадный перстень с дорогим камнем. У Свидригайлова приятное скуластое лицо, здоровый цвет лица, не характерный для петербуржца, густые белокурые волосы, в которых едва пробивается седина, густая борода «лопатой» и голубые «вдумчивые» глаза.

Персонаж «отлично сохранился» и выглядит моложе собственных лет. При этом моложавое лицо Свидригайлова похоже на маску и по непонятным причинам производит «ужасно неприятное» впечатление, а взгляд кажется тяжелым и неподвижным.


По происхождению Свидригайлов дворянин, отставной офицер - два года служил в кавалерии. Герой был женат, однако жена Свидригайлова умерла. После жены остались дети, которые живут у тетки, и, как считает сам Свидригайлов, в отце не нуждаются. Дети героя хорошо обеспечены. Сам Свидригайлов тоже был богат прежде, однако после смерти жены состояние героя пошатнулось. Свидригайлов привык жить роскошно и до сих пор числится состоятельным человеком и хорошо одевается, однако того, что осталось после жены, герою едва ли хватит на год.

У Свидригайлова сумасбродный и непредсказуемый характер. Другие персонажи называют Свидригайлова сладострастным развратником, подлецом и грубым злодеем. Сам герой разделяет мнение других о себе как о праздном и погибшем в пороках человеке, лишенном чести.


Герой также называет себя скучным и мрачным человеком, признается, что иной раз по три дня сидит в углу и ни с кем не разговаривает, любит злачные места и погряз в грехах. У Свидригайлова нет никакой специальности или дела, которому герой мог бы посвятить себя, по этому поводу герой называет себя «пустым человеком».

Раскольников также называет Свидригайлова «ничтожнейшим злодеем». Свидригайлов влюблен в сестру Раскольникова Дуню и хочет на той жениться. Однако сам против этого брака и считает, что Дуню следует от Свидригайлова оберегать. Свидригайлова не интересует мнение окружающих, однако, когда нужно, герой умеет произвести впечатление порядочного и обворожительного человека из хорошего общества. Герой хитер и умеет обольщать дам, склонен хвастаться и распускать хвост.

У Свидригайлова много знакомых в высшем обществе, потому у него остались полезные связи. Сам герой прежде промышлял мошенничеством и был шулером – карточным игроком, который обманывает партнеров. Герой состоял в компании таких же карточных мошенников, которые действовали в высшем обществе и на первый взгляд выглядели как наиприличнейшие люди с изысканными манерами, дельцы и творческая элита.


За восемь лет до происходящих в романе событий Свидригайлов попал в долговую тюрьму, откуда не имел средств выбраться. У героя был громадный долг, который тот не мог выплатить. Спасла Свидригайлова влюбленная в него Марфа Петровна, которая выкупила героя из тюрьмы за «тридцать тысяч сребреников». Герой женился на Марфе Петровне, после чего сразу же уехал в имение жены, в деревню. Супруга была старше Свидригайлова на пять лет и сильно любила мужа.

Следующие семь лет, до приезда в Петербург, герой не выезжал из имения и пользовался состоянием супруги. Марфа Петровна казалась герою слишком старой и не вызывала у того любовного интереса, поэтому Свидригайлов прямо заявил супруге, что не собирается хранить той верность. Жена восприняла это заявление со слезами, однако в результате супруги пришли к соглашению.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Свидригайлов обещал, что не оставит супругу и не станет с той разводиться, никуда не станет отлучаться без разрешения жены и не станет заводить постоянную любовницу. В обмен на это Марфа Петровна «разрешит» Свидригайлову совращать молодых крестьянок в имении.

Свидригайлов изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девочку, которая позже повесилась на чердаке. О вине героя стало известно из некоего доноса. На героя завели уголовное дело, и Свидригайлову грозила ссылка в Сибирь, однако Марфа Петровна снова помогла мужу выкрутиться и постаралась замять это дело. Благодаря деньгам и связям супруги Свидригайлов ушел от правосудия. Известно также, что герой довел до самоубийства одного из своих слуг бесконечными истязаниями и издевательствами.


Петербург в романе "Преступление и наказание"

Дуня, сестра главного героя романа Родиона Раскольникова, работала гувернанткой в доме Марфы Петровны, когда та еще была жива. Свидригайлов влюбился в Дуню и задумал соблазнить девушку деньгами и бежать вместе с той в Петербург. Свидригайлов говорит Дуне, что по ее велению готов зарезать или отравить жену. Вскоре супруга Свидригайлова в самом деле умирает при странных обстоятельствах, но Дуня герою отказывает.

Девушка считает, что Свидригайлов ужасно избил и отравил жену, однако правда ли это - неизвестно. Заподозрив героя в убийстве, Дуня берет револьвер, принадлежавший прежде Марфе Петровне, чтобы иметь возможность при случае защитить себя.

Еще один противоправный поступок Свидригайлова - шантаж. Герой подслушивает разговор, который происходит между Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой. Из этого разговора Свидригайлов узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, и решает использовать эти сведения, чтобы шантажировать Дуню и вынудить ту выйти за него замуж. Однако Дуне удается отделаться от Свидригайлова. Позже герой предлагает Раскольникову деньги, чтобы тот мог бежать из Петербурга за границу и скрыться от правосудия.


Умершая супруга начинает являться Свидригайлову в галлюцинациях. Герой сходит с ума и начинает совершать странные поступки, например, дарит проститутке три тысячи рублей (большие деньги по тем временам), чтобы героиня могла начать новую жизнь. Вскоре после этого Свидригайлов совершает самоубийство - стреляется прямо на улице. На этом биография героя завершается.

Свидригайлов в романе предстает двойником Раскольникова. Персонажей роднит философия, которой те придерживаются. У Свидригайлова есть теория, созвучная теории Раскольникова. Оба героя полагают, что зло, совершенное во имя «благой цели», не считается таким уж существенным злом, что цель оправдывает средства. Свидригайлов формулирует собственную жизненную позицию вседозволенности так:

«Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша».

Первая встреча Раскольникова и Свидригайлова происходит следующим образом. Герой является в каморку Раскольникова, когда тот спит. Раскольников в этот момент видит страшный сон о собственном преступлении и в полусне воспринимает появившегося в комнате Свидригайлова как продолжение кошмара. Между героями происходит разговор, во время которого Свидригайлов признается, что временами видит «призраки» умершей жены и слуги Фильки, который наложил на себя руки по вине Свидригайлова.

Речь также идет о Дуне, к которой Свидригайлов питает нежные чувства. Девушка отказала самому Свидригайлову, однако собирается замуж за адвоката , которого не любит, но готова «продаться», чтобы поправить финансовые дела семьи. Свидригайлов хочет передать Дуне десять тысяч рублей, чтобы та могла отказаться от вынужденного брака и свободно строить собственную жизнь.

Экранизации


В 1969 году на киностудии имени выходит двухсерийный фильм «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова. Роль Свидригайлова в этом фильме сыграл актер .

В 2007 году на телеэкраны вышел сериал «Преступление и наказание», снятый Дмитрием Светозаровым. Сериал снимали в Санкт-Петербурге, роль Свидригайлова досталась актеру .


В 1979 году роль Свидригайлова в спектакле, поставленном Театром на Таганке, сыграл . Это была последняя театральная роль актера.

Цитаты

Жизненные принципы Свидригайлова хорошо описывает цитата:

«Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть».
«Да что вы в добродетель-то так всем дышлом въехали?»
«Зачем же бросать женщин, коли я хоть до них охотник? По крайней мере, занятие... Согласитесь сами, разве не занятие в своем роде?»
«То, что в своем доме преследовал беззащитную девицу и «оскорблял ее своими гнусными предложениями», - так ли-с? ... Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва? Ведь предлагая моему предмету бежать со мною в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал, да еще думал обоюдное счастие устроить!»

В своем знаменитом философско-психологическом произведении «Преступление и наказание» Достоевский создал целую плеяду ярких и неоднозначных образов, которые и сегодня поражают читателей своей сложностью, яркостью и неординарностью.

Одним из таких персонажей романа является редкостный подлец и негодяй Аркадий Иванович Свидригайлов. Его образ создан автором с целью провести параллель между ним и главным героем Родионом Раскольниковым, ведь они находятся в сходных жизненных ситуациях: и тот и другой совершили преступление, имели «таинственные отношения» со старухой процентщицей. И хотя Свидригайлов и называет их с Родионом «одного поля ягодами», это не совсем так, ведь он уже давно на стороне зла и совсем не сомневается в правильности своего выбора.

Характеристика главного героя

Аркадий Иванович - довольно привлекательный и молодящийся пятидесятилетний мужчина дворянского происхождения. Он хорошо одет и производит благоприятное впечатление на окружающих, хотя Раскольников тонко подмечает, что его лицо с холодными и вдумчивыми голубыми глазами и тонкими алыми губами выглядит словно маска (причем довольно неприятная), за которой её хозяин удачно скрывает свою подлую сущность.

Свидригайлов - бывший офицер, давно бросивший службу и предававшийся праздной жизни шулера в столице до тех пор, пока не угодил в долговую яму. Оттуда его вызволяет богатая женщина Марфа Петровна, она выплачивает все его долги, увозит к себе деревню, где становится его женой. Однако он не испытывает к ней ни капли любви и благодарности, продолжает и там вести аморальный образ жизни. Порочный и безнравственный Свидригайлов становится причиной самоубийства бедной крестьянской девушки пятнадцати лет, которую он соблазняет и бросает. С особой изощренностью и жестокостью он также доводит до самоубийства бедного слугу Филиппа. Причем став причиной смерти двух людей, Свидригайлов не испытывает абсолютно никаких угрызений совести, не раскаивается и спокойно продолжает вести свою развратную жизнь.

(Свидригайлов бессовестно заигрывает с Дуней )

В отличие от Раскольникова, который тоже совершил преступление, и теперь мучался и терзал себя вопросом, имел ли он на это право или нет, Свидригайлов абсолютно спокоен и уверен в своих действиях. Он делает все, чтобы удовлетворить свои низкие желания, и ему абсолютно все равно пострадают ли от этого другие люди или нет. Его душа уже давно не на распутье добра и зла, он осознанно находится на стороне зла и не раскаивается ни за одно свое преступление, ведь таковыми он их даже не считает. Он живет, стремясь удовлетворять и дальше свою похоть, а зло в нем продолжает расти и шириться.

(Дуня стреляет в Свидригайлова, в роли Виктория Федорова, х/ф Л.Кулиджанова"Преступление и наказание", СССР 1969 )

Встретив в своем доме сестру Раскольникова Дуню, которая появилась там на правах служанки, развратник Свидригайлов влюбляется в неё и начинает домогаться. Чистая и целомудренная девушка с гневом отвергает его ухаживания, а тот, чтобы добиться желаемого, доводит свою жену до страшного греха - самоубийства. Пытаясь склонить девушку к связи с ним Свидригайлов прибегает к различным ухищрениям, шантажирует раскрытием тайны её брата-убийцы, но Дуня, доведенная до отчаяния, стреляет в него из револьвера, чтобы остановить этого жестокого и беспринципного человека. Только тогда он понимает как насколько ей противен, и по-настоящему полюбив эту храбрую и чистую девушку, отпускает её.

Образ героя в произведении

(Свидригайлов Раскольникову: )

Образ Аркадия Ивановича Свидригайлова, человека без совести и чести, специально создана Достоевским как предупреждение главному герою, Раскольникову, кем он может стать если заглушит голос совести и сможет жить дальше, полностью не искупив совершенное им преступление.

Свидригайлов беспокоит и мучает Родиона своей загадочностью и властью над ним, словами что они «одного поля ягоды». На самом деле этот страшный человек является воплощением его темной половины, той части души Раскольникова, с котрой он пытается постоянно бороться, ведь она может его привести к полному моральному падению и переходу на сторону зла.

(Петренко Алексей Васильевич в роли Свидригайлова, Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург )

Разбитый поступком любимой женщины Свидригайлов осознает насколько пуста и бессмысленна его жизнь. Его начинает мучить совесть и он в последние часы своей жизни пытается хоть как-то загладить свою вину перед Богом и людьми: передает деньги Дуне, помогает Соне Мармеладовой и её семье. Запоздалое раскаяние настигает его и он, не в силах нести это бремя, кончает жизнь самоубийством. Он оказался слишком слаб и труслив, и не смог как Раскольников, покаяться и понести заслуженное наказание.