Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Телеграмма урок литературы. Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К.Г

Телеграмма урок литературы. Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К.Г

Урок литературы в 8 классе на тему «НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ…» по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Учитель русского языка и литературы

Бармина Галина Вадимовна

Цель урока : определение идейного содержания произведения, формулирование личного отношения к проблеме, поднятой автором, найти художественные особенности, помогающие понять главную идею рассказа;

Задачи урока:

формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии, чувстве долга, сострадании

Помочь осознать духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Форма: урок- размышление.

Метод: проблемный (беседа).

Оборудование:

портрет писателя

вставка рисунков к произведениям

презентация.

На доске эпиграфы:

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать».М. Горький

Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и прежде всего МАМА.

Самозабвенная и бескорыстная любовь матери - что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести . Все мы в долгу перед нашими матерями. Чингиз Айтматов.

Проблемный вопрос : Любовь к матери - долг или веление сердца?

План урока

1.Вступительное слово учителя.

2. Первичное закрепление материала. Анализ прочитанного произведения.

3. Работа с терминами.

4. Чтение с остановками.(анализ рассказа).

5. Звучит песня Людмилы Михеевой «Позвоните дети матерям»

6. Рефлексия.

7. Творческое домашнее задание.

Ход урока :

1.Вступительное слово учителя:

Наш урок посвящен рассказу Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма» "

Когда слышишь имя Паустовский, то в памяти всплывают его удивительные рассказы о животных, природе, перед глазами предстает удивительный край Мещёра. Создавая свои удивительные произведения, Паустовский отмечал, что «Средняя полоса России всецело завладела мной. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди и наша земля”. Именно здесь написан рассказ «Телеграмма».

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. И чаще всего именно о них, простых людям написаны рассказы и повести Паустовского. В них нет остросюжетных сцен, невероятных историй. Там ведется неторопливое повествование о самых важных для человека вещах: доброте, чуткости и глубокой связи человека и природы.

Урок- размышление потому, что чтение произведений Паустовского требует большой работы мысли и сердца. Рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам

Замысел рассказа . Замысел рассказа «Телеграмма» был подсказан самой жизнью. К.Г. вспоминал, что поздней осенью поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка - дочь Пожалостина, Катерина Ивановна.

Единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери - она

только раз в 2 месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

Вот так жизненный эпизод, житейский материал стал глубоким по своим человеческим урокам рассказом.

Сам писатель очень часто был вынужден быть вдалеке от матери (трудные годы,

войны). Мать К.Г. умерла от воспаления лёгких в то время, когда сам он заболел

сыпным тифом. Когда Паустовский приехал на могилу, то узнал, что через неделю

после смерти матери умерла и его сестра Галя.

«Сидя у могилы, рядом с полотном железной дороги, - пишет К.Паустовский в биографической «Повести о жизни», - я чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо проносились тяжёлые поезда. Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо мне, как тревожилась в жизни. Она часто смотрела мне в глаза и спрашивала:

Ты ничего от меня не скрываешь, Костик? Смотри, не скрывай. Ты же знаешь,что я готова пойти на край света, чтобы тебе помочь.

Всепоглощающая материнская любовь - нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.

- Но почему-то рассказы о простых людях читаются с трепетом и волнением?

- В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям?

Может быть, в умении остановиться и внимательно посмотреть в глаза людям, которые окружают тебя каждый день?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

Обратимся к рассказу.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему, читая его, мы испытываем волнение?

-В чем заключена его притягательная сила?

Вспомните рассказы, о которых мы с вами уже рассуждали на уроках литературы. (С. Воронина «Беженка», «Уроки французского», смотрели фильм «Бабуся».) Что их объединяет?

(одиночество героинь, ощущение своей ненужности близким людям, душевная черствость).

- Какая проблема затронута писателем? (Нравственная проблема)

- Как вы понимаете слово нравственность? Какие понятия включает в себя «нравственность»? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

2. Первичное закрепление материала. Анализ прочитанного произведения

Необходимо было найти описания природы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние Катерины Петровны?

Учитель читает начало рассказа.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны.

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа - это живое существо , связанное незримой нитью с человеком.

- Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (автор показывает взаимосвязь между жизнью героини(доживает последние дни) и состоянием увядания природы.

(Увядание природы, даже омертвение её; эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны)

Почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»?

- Что такое телеграмма?

- Почему при слове “телеграмма” возникает волнение, ожидание чего-то неизбежного? (Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду)

- А сколько было телеграмм послано в рассказе? (две)

- Куда, кому и кем они были отправлены? (На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.)

В чем заключается основное назначение телеграммы?

Учащиеся читают содержание обеих телеграмм

1 - дочери Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».

2 - матери Катерине Петровне в Заборье: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

- Почему Катерина Петровна не поверила прочитанной ей телеграмме?

- Кем были отправлены телеграммы? Почему?

Одна из задач нашего урока: доказать, что является Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа - это живое существо, связанное незримой нитью с человеком.

- О чём этот рассказ ? (Основная тема — взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти-хона о Насте — завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)

Мы встречались с Паустовским — мастером пейзажной прозы.

- А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Нет… Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях.) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя их роль иная, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока — определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

Послушайте, пожалуйста, воспоминания К.Г. Паустовского из повести «Золотая роза» .

«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!»

3.Работа с терминами.

Какие изобразительно - выразительные средства указывают на глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине?

(Метафора - «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю». «Позабытые»- автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть одиночество К.П.; ведь и её как бы позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

4.Чтение с остановками.

Работа с пейзажными эпизодами

- Какие мысли автор передает через этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже отмирании природы: октябрь - «на редкость холодный», ветлы - «облетевшие», трава - «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение - тучи « тащились », « цеплялись », « даже сыпались назойливо ».

- Как построены предложения у писателя ? (Фразы короткие, от них веет холодом и безысходностью. Выделяется только предложение о подсолнечнике , который « все доцветал и никак не мог доцвесть»)

Обратите внимание, как тонко Паустовский проводит параллель между тем, что происходит в природе и состоянием человека.

- Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

(У читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного неба) (показ презентации слайд №3).

- Одинокий подсолнух, озябший клён , позабытые звёзды — вот приметы этой холодной осени.

Какие выразительные средства использует Паустовский при описании природы?

(эпитеты, олицетворения, метафоры, художественная деталь)

- Есть ли в этом эпизоде сочувствие автора Катерине Петровне? Почему?

(Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» - значит и без того было трудно.)

- Что приносит осень Катерине Петровне? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины.)

Работа с текстом . Найдите в тексте детали интерьера. Объясните, что вы почувствовали, читая примеры?

(«Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

(Олицетворения - полегла, тащилась; эпитеты - рыхлые; метафора - назойливо сыпался)

Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе).

Найдите в тексте описание керосинового ночника. Случайно ли о нём упоминает автор? (нет, он указывает на глубокое одиночество Катерины Петровны)

Я думаю, вы убедились, что деталь для Паустовского не только предметы быта, но ещё с их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.

Работа с текстом.

- Каково состояние Катерины Петровны? На что она продолжает надеяться?

(Она доживала последние дни, - и ждала, слабо надеясь, что дочь приедет. Именно надежда на встречу с ней и поддерживает в ней жизнь)

Как то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.

Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову тёплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.

Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:

— Кто стучит?

Но за забором никто не ответил.

— Должно быть, почудилось, — сказала Катерина Петровна и побрела назад.

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную , мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Два раза повторяется слово «холодный»:холодный воздух, холодная ветка.

Вывод. В судьбе клёна тоже так же, как и в жизни Катерины Петровны, ощущается глубокое одиночество: «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает (параллель).

Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери.

Учитель читает письмо Катерины Петровны к Насте)

«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? (высказывания учащихся)

- Почему она это сделала?

- Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

Паустовский всем сердцем сострадает своей героине, переживает вместе с ней ее одиночество. Ощущая ее обреченность, чувствуя, что она нуждается в сердечном тепле, заботе родного человека, именно надежда на встречу с дочерью придает ей сил.

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь).

- В каких поступках Тихона проявляется его доброе отношение к Катерине Петровне? В конце рассказа мы слышим слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему он обращается именно Манюшке? (Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте. «…не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.

Прочитайте в тексте слова, обращенные к Манюшке.

— Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой… -

Урок нравственности и доброты преподносят нам в рассказе простые люди Тихон, дочь колхозного сапожника Манюшка, которая шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь спит на диване, при этом они не ждут благодарности, а родная дочь в это время тоже творит добро для художника, но добро ненастоящее, показное.

- Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг? Посмотрите на себя со стороны, подумайте.

- Как Паустовскому удалось вызвать у нас чувство раздражения, неприязни к Насте?

Посмотрите внимательно на то, как построен рассказ. Автор переносит нас из одного места (из села, где живет героиня в город, в котором работает ее единственная дочь)

- Что вы узнали о Насте из 1 части? Как вы к ней относитесь?

Посмотрите внимательно на то, как построен рассказ. Автор переносит нас из одного места (из села, где живет героиня, в город, в котором работает ее единственная дочь)

Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как Катерина Петровна пытается оправдать дочь? Найдите строки в тексте.

(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как небрежно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе).

Пример из текста:

1. Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, - решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет - значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

2. В дверях появилась курьерша из Союза - добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте какие-то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, ухмыляясь, подала ей телеграмму.
Настя вернулась на свое место, незаметно вскрыла телеграмму, прочла и ничего не поняла:
«Катя помирает. Тихон».
«Какая Катя? - растерянно подумала Настя. - Какой Тихон? Должно бить, это не мне».
Она посмотрела на адрес: нет, телеграмма была ей. Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте: «Заборье».
Настя скомкала телеграмму и нахмурилась.

3. — Что? — спросил он шепотом и показал глазами на скомканную в руке Насти телеграмму. — Ничего неприятного?

— Нет, — ответила Настя. — Это так… От одной знакомой…

А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

(- Большой город, отсутствие уголков природы.)

Описания природы, когда речь касается Насти, нет, это говорит нам о том, что она - равнодушный, чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она не нужна им в жизни).

- Но можно ли говорить о равнодушии, чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого талантливого скульптора? (Настойчива, требовательна)

Как оценили деятельность Насти художники?

(Он подчёркивает самолюбование Насти). Найдите подтверждение в тексте.

На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

На какую деталь портрета Насти вы сразу обратили внимание? (Холодные глаза)

- Л.Н. Толстой говорил, что “глаза - зеркало человеческой души”, а здесь такой разоблачающий эпитет.

Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у неё “холодные глаза”.

-Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в её сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше 3-х лет? Обратимся к тексту.

Он снял с одной из фигур мокрые тряпки, придирчиво осмотрел ее со всех сторон, присел на корточки около керосинки, грея руки, и сказал:

Ну вот он, Николай Васильевич! Теперь прошу!

Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка.

«А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!»

Что вы можете сказать о Насте, есть ли в ее душе место доброте? Какая она ее доброта?

(доброта её показная, ненастоящая). Паустовский постоянно развивает эту мысль.

Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте.

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, — решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

- “А с кафедры неслось….”. Обратите внимание на резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. И это осуждающее Гоголя: “Эх ты”.

Снова перенесёмся в старинный заброшенный опустевший дом.

- Какую черту во внешнем облике Насти подчеркивает автор?

Как к ней относятся («Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».Сольвейг - в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным.

- Каково авторское отношение к Насте? (По тексту мы видим, чтопрямых авторских оценок нет, но Паустовский отмечает очень важную деталь в портрете Насти - Глаза) А мы с вами знаем, что глаза - зеркало человеческой души

- Успела ли Настя приехать к живой матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей):

Работа с текстом.

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.

На похороны собрались старухи и ребята.

- С какой целью Паустовский показывает нам молодую учительницу во время похорон Катерины Петровны?

Работа с текстом.

Учительница была молоденькая, застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка. Она увидела похороны и робко остановилась, испуганно посмотрела на маленькую старушку в гробу. На лицо старушки падали и не таяли колкие снежинки. Там, в областном городе, у учительницы осталась мать — вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая.

Учительница постояла и медленно пошла вслед за гробом. Старухи оглядывались на нее, шептались, что вот, мол, тихая какая девушка и ей трудно будет первое время с ребятами — уж очень они в Заборье самостоятельные и озорные.

Учительница наконец решилась и спросила одну из старух, бабку Матрену:

— Одинокая, должно быть, была эта старушка?

— И-и, мила-ая, — тотчас запела Матрена, — почитай что совсем одинокая. И такая задушевная была, такая сердечная. Все, бывало, сидит и сидит у себя на диванчике одна, не с кем ей слова сказать. Такая жалость! Есть у нее в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников.

….Учительница подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку. Потом быстро выпрямилась, отвернулась и пошла.

- Как вы думаете, о чем в этот момент подумала она?

- С какой целью Паустовский сравнивает героинь? Что он хочет этим сказать?

(Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы». Она тоже уехала из дома, оставив родных. Сцена похорон Катерины Петровны как наказ ей - не повторить ошибок Насти).

Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

Молодая учительница чуткий, душевный человек, любит свою мать, скучает о ней, а Настина душа « глуха », пока не случится страшное горе. Только тогда она начинает понимать, что она потеряла. Но будет уже слишком поздно

В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смёрзлась комками — и холодную тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.

В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.

Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.

- Наступит ли время раскаяния для Насти?

- Чему же учит нас рассказ? Не растерять доброту, любовь, не забывать о близких, быть чуткими и внимательными.

Давайте вернемся к эпиграфам нашего урока. Какой из них больше подходит нашему уроку.

Какой ответ вы бы дали на проблемный вопрос нашего урока: « Любовь к матери - долг или веление сердца?»

ВЫВОД.

Я думаю, ребята, что в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ - это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. «Будь человеком! - напоминает Паустовский. - За добро плати добром. Не будь пустельгой». Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

Не забывайте Матерей!

Они печалятся в разлуке.
И нет для них страшнее муки -
Молчанье собственных детей.
Не забывайте Матерей!
Они ни в чём не виноваты.
Как прежде их сердца объяты
Тревогой за своих детей.
Пишите письма Матерям,
Звоните им по телефону!

5.Звучит песня Людмилы Михеевой «Позвоните дети матерям»

6. Рефлексия

На уроке мне было сложно:

Урок помог задуматься:

Я понял(а):

7. Творческое домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

«Какой я сын (дочь)?»

«О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма».

Написать письмо Насте.

Наименование учреждения: ГУ «Средняя общеобразовательная школа №43 города Павлодара»

ФИО: Хасанова Гульнара Нуримановна

Должность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы: 19 лет

Предмет: русская словесность

Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Класс: 6

Урок русской литературы в 6 классе .

Тема урока : «Подробности текущей жизни» по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Эпиграф к уроку : Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. (В.Белинский)

Тип: уроквнеклассного чтения.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, элементы костюма для почтальона, почтовый ящик, «бланки» телеграмм, хрестоматии, тетради.

Оформление: выставка книг К.Г.Паустовского, портрет писателя, высказывания о писателе, песня «Мама» (в исп. С.Лазаревой).

Цели урока: Создание условий для формирования функциональной грамотности через осмысление текста рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

    развитие речи и творческого мышления обучающихся; умение обобщать информацию, формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать друг с другом в групповой работе).

Воспитательные:

    воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям, воспитание культуры работы в классе, привитие интереса к литературе.

ХОД УРОКА

      Организационный этап. 1 минута.

Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада видеть вас сегодня. Проверьте, пожалуйста, все ли лежит у вас на столах: учебники, тетради, ручка.

      Мотивационный этап. 5 минут.

Стук в дверь. (Заранее подготовленный ученик приносит «почту» и кладёт в почтовый ящик)

Ребята, нам доставили почту: это телеграмма. Текст телеграммы следующий: «Спешите делать добрые дела».

Обратите внимание на доску и прочитайте эпиграф к уроку: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею». (В.Белинский)

А как вы понимаете это высказывание В.Г.Белинского?

О чем и о ком пойдет речь на уроке? (О произведении К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Правильно, итак, тема нашего урока... Запишите тему в тетради.

Какие ассоциации у вас возникают при имени этого человека?

Действительно, К.Г.Паустовский много писал о средней полосе России, о скромной, неброской красоте её лесов, рек, озер. Именно о красоте природе, взаимоотношениях человека с природой в своих произведениях рассказывал Паустовский детям.

Мне хотелось бы познакомить вас со словами самого писателя, относительно того, как создавался этот рассказ.

Отрывок главы «Зарубки на сердце» из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

«…Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они

собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им

отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Сказанное выше не относится, конечно, к изучению материала научного и

познавательного, необходимого писателю для той или иной книги. Речь идет

только о наблюдениях живой жизни.

Жизненный материал - все то, что Достоевский называл "подробностями

текущей жизни", - не изучают.

Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого

материала - живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых

событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои

заметы и свои зарубки.

Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей)

исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с

неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном "записывателе" и

соглядатае жизни.

Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со

своими записями ("как бы чего не забыть"), конечно, наберет без разбору

груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения

перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут

терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками…»

Давайте попробуем сами определить цель урока.

      Операционный этап. 15 минут.

Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали произведение К.Г.Паустовского «Телеграмма» и выписали слова, требующие комментария. Давайте раскроем смысл некоторых слов, понятий, имён.

1.Словарная работа . Комментарий.

«Вестник Европы» - ежемесячный литературно-политический журнал (1866-1918).

Гюго Виктор Мари(1802-1885)-французский писатель, автор
романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется» и др.

Стеклярус - разноцветные короткие трубочки из стекла, нанизываемые на нить для украшения, род бисера.

Утиль - отходы, вещи, негодные к употреблению, но пригодные для переработки, утилизации в качестве сырья.

Ридикюль (устар.) - женская сумочка.

Салоп - старинная верхняя женская теплая одежда в виде широкой длинной накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате (вышла из употребления в конце XIX в)

Керосинка - керосиновый прибор с фитилями, служащий для приготовления пищи.

Сольвейг - героиня оперы Э. Грига «Пер Гюнт» («Сольвейг» в переводе - означает «Солнечный путь»).

Пустельга - 1. хищная птица из семейства соколиных;

2. легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит.).

Ветла - вид ивы.

2.Групповая работа .

Работам мы сегодня в шести группах, применяя в своей работе шесть шляп мышления.

Переверните карточку, лежащую на середине стола, посмотрите, какой цвет вашей шляпы. Я напомню «функции» шляп:

Белая шляпа (1 группа - слабоуспевающие ученики) учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций.

Желтая шляпа (2 группа) помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации, явления, проблемы.

Черная шляпа(3 группа) помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы.

Красная шляпа(4 группа) дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках.

Зеленая шляпа(5 группа) актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы.

Синяя шляпа(6 группа – одарённые дети) помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт; философски осмыслять события и явления.

Задания для 1 группы (белая шляпа):

Расскажите о главной героине-Катерине Петровне, что вы узнали о ней?Из чего складывается жизнь Катерины Петровны? Как проходят её дни?

Задания для 2 группы (жёлтая шляпа):

Как живёт Настя? Почему её называют Сольвейг? Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? Ко всем ли она бессердечна?Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти все же пробудилась?

Задания для 3 группы (чёрная шляпа):

Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

Задания для 4 группы (красная шляпа):

Какую роль, по-вашему, играет в рассказе «Телеграмма» интерьер комнаты, пейзаж? В какое время года происходит действие? Обратите внимание на художественные детали, создающие пейзаж, на то, какие цвета преобладают? Почему? При помощи каких изобразительно-выразительных средств передаётся настроение в рассказе?

Задания для 5 группы (зелёная шляпа):

Представьте данный рассказ без таких героев, как Тихон, Манюшка, молодая учительница. В чём произведение претерпело бы изменение? Обозначьте роль в рассказе данных образов.

Задания для 6 группы (синяя шляпа):

Выслушав выступления групп, заполните обобщающую таблицу.

Тема этого рассказа.

Основная мысль произведения.

В чём трагизм Насти?

В чём заключается смысл названия рассказа?

3. Выступление спикеров от каждой группы. 15 минут.

Положите ручки в центр стола, чью ручку возьму, тот и будет представлять работу своей группы.

      Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты.

Оценивание работы участников группы.

Заполните оценочные листы.

      Подведение итога урока. 5 минут.

Ребята, вы знаете, что в нашем почтовом ящике есть ещё одно послание, адресованное нам. Это притча. Вспомните, что такое притча? (поучительный рассказ). Послушайте:

ПРИТЧА О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ.
Умер человек и попал на небо. Подлетает к нему ангел и говорит:
- Вспомни всё хорошее, что ты сделал на Земле, тогда вырастут у тебя крылья, и ты полетишь со мной в рай.
- Я мечтал построить дом и посадить сад, - вспомнил человек. За его спиной появились маленькие крылышки.
- Но я не успел осуществить свою мечту, - со вздохом добавил человек. Крылышки исчезли.
- Я любил одну девушку, - сказал человек, и крылышки снова появились.
- Я рад, что никто не узнал о моём доносе, - вспомнил человек, и его крылышки исчезли. Так человек вспоминал и хорошее, и плохое, а его крылышки то появлялись, то исчезали. Наконец, он вспомнил и рассказал всё, а его крылья так и не выросли. Ангел хотел улететь прочь, но человек вдруг прошептал:
- Ещё я помню, как мама любила меня и молилась за меня. В то же мгновение за спиной человека выросли большие крылья.
- Неужели я смогу летать?- удивился человек.
- Материнская любовь делает сердце человека чистым и приближает его к ангелам, - с улыбкой ответил ангел.

Как эта притча связана с эпиграфом нашего урока?

Я предлагаю вам отправить телеграммы своей маме. Напишите ей добрые, тёплые слова любви. А я доставлю ваши телеграммы на ближайшем родительском собрании.

      Домашнее задание. 2 минуты.

1*.Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

2. Составьте пятистишие к слову «Одиночество».

3. Эссе «Мои мысли после прочитанного».

Спасибо за урок! До свидания.

Использованная литература:

    К.Г.Паустовский «Телеграмма»

    Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М.,-1984г.

    К.Г.Паустовский « Золотая роза».

Тема урока: Одиночество – вот проклятая вещь…" По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Цель урока:
Урок нравственности, человечности позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения : урок - размышление
Технологии: ИКТ (презентация).
Методы: беседа, работа с текстом, выразительное чтение.
Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор, экран.
Тема урока: Одиночество – вот проклятая вещь…
По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца. К.Г. Паустовский.
Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.
Задачи урока:
- прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;
- выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;
- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь, почтальон: «Вам телеграммы»). Кому телеграммы? Вам, ребята! (раздать телеграммы учащимся) (Приложение 1).

- Прочитайте, пожалуйста. (чтение вслух текста телеграммы: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») От кого телеграмма?
- Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского. (Слайд № 3).


- Какой смысл вложен писателем в эти слова? (Ответы учащихся)
Вывод учителя: Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом.
III. Опрос по домашнему заданию. Цель: проверить усвоение содержания рассказа, умение кратко пересказывать художественный текст, определять тему художественного произведения.
- Сегодня на уроке мы поразмышляем, ребята, над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Для начала вспомним содержание рассказа.

1. Краткий пересказ произведения.
2. Размышления над прочитанным рассказом.
- Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).
- Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ? (о матери и дочери, их взаимоотношениях)
Вывод учителя: Писатель говорит о взаимоотношениях близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети, особенно повзрослевшие, спешат на помощь к своим родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявить заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?
IV. Анализ рассказа. Осмысление. Цель: способствовать формированию умения анализировать текст, ИВС; давать оценку поступкам героев; формулировать свою точку зрения, делать выводы.
1) Тема урока.

Слово учителя: – Слова К.Г. Паустовского «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку. Они помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел. А тему урока обозначим так: «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин). (Слайд № 4)
2) «Главный герой». (Монологический рассказ. Чтение эпизодов).
- Кто является главным героем рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»? (Катерина Петровна). (Слайд № 5).


– Расскажите, что вы узнали о ней. (Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).
- Параллельно Паустовский изображает ещё один «живой образ». Что это? (Природа). Обратимся к пейзажным зарисовкам. (Чтение эпизодов) («Спутанная трава в саду полегла…» «Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи» «Из них назойливо сыпался дождь».) (Слайд № 6)


- Мы видим картину поздней осени. Природа увядает, мертвеет, замирает. Какие средства языка использует автор для её изображения? (эпитеты, олицетворения)
- А теперь вернёмся в дом героини. Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь – в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: «пыльный дореволюционный журнал»Вестник Европы», «пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», «потускневшие от времени картины».
- Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Пейзаж и интерьер схожи. Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности)
- Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны: «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она).
- Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь? (Писатель с помощью пейзажных зарисовок показывает состояние души главной героини. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала»)
Вывод учителя: Катерина Петровна доживает свой век в забытьи и одиночестве. Одиночество вдвойне страшнее и ужаснее, если у страдающих есть родные, которые не проявляют внимания и заботы.
3) Родные. (Монологический рассказ. Выборочное чтение)
- Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. (Слайд № 7)


- Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? (Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»).
- Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма)
- Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» - эти слова в адрес Насти). (Слайд № 8)


- Вспомните, как называли Настю художники? (Сольвейг – солнечный путь или луч). Почему? (За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца)
- Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (Одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.)
- Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? (Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», - думала.. Она не осуждала свою дочь).
Вывод учителя: Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.
4) Чужие близкие.
- Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.
– Кто рядом с ней? Кто эти люди?
(Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване). (Слайд № 9).


(Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне). (Слайд № 10)


- Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность)
- Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил? («За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке.
- Как вы поняли смысл этой фразы? (ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.) (Такой пустельгой оказалась Настя).
Вывод учителя: Это односельчане Катерины Петровны. Простые люди. Они помогали ей, проявляя сочувствие, заботу. Люди с добрым сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы. В их отсутствие Катерина Петровна была одна.
4) Письмо. (Слайд № 11).
- Катерина Петровна пишет Насте письмо. («Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»)
- Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? («спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива»).
- Какие слова должны были насторожить Настю? (Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу)
- Почему? (Мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества).
Вывод учителя: Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.
5) Совесть.
- Кто пробуждает её сознание? (Гоголь (скульптура): «насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!») (Слайд № 12).


Вывод учителя: Гоголь взывает к совести. Великий сатирик Н.В. Гоголь, и автор рассказа К.Г. Паустовский показали, что истинной душевности, человечности Настя лишена. Она думает только о себе, о своей карьере.
6) Телеграмма.
- Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». (Слайд № 13).
- Успела ли Настя на похороны матери? Что произошло? (Слайд № 14 + Звук-песня «Грустная песня про маму». Прослушать 1, 2 куплеты или 2 куплет). (Возможны другие варианты)


Вывод учителя. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери. Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал. (Слайд № 15).
- Чего испугалась Настя? (человеческого суда)
- Кто смог бы простить Настю? (Простить её могла только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести»).
- Зачем писатель вводит образ молоденькой учительницы? (Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»).
Вывод учителя: Перечитаем эпизод «Похороны». Как меняется природа? (Морозно, но свежо и ясно. Закончились страдания Катерины Петровны. Она успокоилась навсегда).
IV. Итог урока.
(учащиеся рисуют по одному неодушевленный предмет в каждый квадрат)
Цель: подвести учащихся к определению идейного содержания произведения
- Печальная история... Ребята, тему произведения мы определили в начале урока. (рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери). Вернёмся к эпиграфу: «Нет! Человеку нельзя жить без родных…». Как помогли слова К.Г. Паустовского понять идейное содержание рассказа? (Человеку нельзя жить без родных. Престарелые родители требуют особого внимания. Часто болеют. Они нуждаются в заботе, внимании, помощи, в любви. А если рядом нет близких, они беспомощны и одиноки. «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин).
- К чему призывает автор читателя? (Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте, не скупитесь на ласковые слова, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни). (Слайд № 16).
V. Весточка родным. (Песня «Мама – первое слово»)
- Я предлагаю вам отправить телеграммы своим родителям. Напишите им добрые, тёплые слова любви. Подарите им радость. Я доставлю ваши телеграммы адресату. (все пишут телеграммы, собрать).
VI. Рефлексия. Слайд 17
«Плюс – минус – интересно»
ПЛЮС
(запиши всё, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции)
МИНУС
(запиши всё, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным)
ИНТЕРЕСНО
(запиши интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю)
VII.Задание на дом. Слайд 18
1) Написать сочинение на тему «С чем осталась Настя?»
Всего доброго! Спасибо за урок!

« Как важно вовремя успеть»

(урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

Метапредметные:

Формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.

Раскрыть духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Обучающие: формировать

Навыки самостоятельного анализа текста;

Умение высказывать свое отношение к прочитанному;

Умение выделять наиболее важные качества в человеке;

Способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

Учить заботиться о тех, кто дорог;

Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Технология системно-деятельностного подхода

Форма: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, музыка (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)

Запись на доске:

    Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

Ветла – вид ивы.

Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

    Эпиграф:

Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу. М.Горький.

Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой. К.Паустовский.

Предварительное домашнее задание: проанализировать систему образов произведения, работая в группах, составить схему (прием «Цветок лотоса») по образам.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.

Усеять пашни серебром

Опаздывает замять,

И за добро платить добром

Опаздывает память.

Опаздывает почтальон

И даже – «неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но непростительно, когда

Опаздывает совесть.

Этот урок я начала со стихотворения Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда». Соотносится ли оно с темой нашего урока?

У нас сегодня непростой урок. Непростой – по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Сегодня у нас урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами.

Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

    Беседа «Что же обозначает слово «нравственность»»?

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

Вспомните произведения, изучая которые мы обращались, к этим нравственным категориям? («Уроки французского» В.Распутина, «Юшка» А.Платонова, ...)

Что общего между этими рассказами? (они заставляют задуматься о доброте, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А какие проблемы затрагивает Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между родителями и детьми, человечности)

3. Определение проблемного вопроса.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы в будущем с удовольствием прочитаете повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением и трепетом в душе, хотя в произведении нет осторого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств? На это и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом «Телеграмма».

Скажите, а что такое «телеграмма»? (сообщение о чем-то важном)

Какое чувство рождает это слово? Что испытывает человек в момент получения телеграммы? (тревогу, беспокойство)

А как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было 2 телеграммы)

Выполнили ли они своё предназначение? (одна опоздала, а другой не поверили)

Тогда стоило ли их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?

Итак, сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемный вопрос: кому адресована телеграмма Паустовского, что вы услышали в ней? прошли ли герои Паустовского испытание на истинную человечность?

Чтобы ответить на сформулированные вопросы предлагаю проанализировать систему образов (у каждой группы свой образ). Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

4. Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны.

Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке?

Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково её душевное состояние? (Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.)

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. В какое время года происходят события, описанные в рассказе и почему? Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины? ( 1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

2. « Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - «Доживала свой век в старом доме».

3. Озябший клён «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» - К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

Какова роль эпизода встречи с кленом? (Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.)

(Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

А что-то удивило в письме? ( Никакой радости, только одиночество. Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никакого,у дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир - единое целое. А что обозначает ее имя?

-Катерина (греч.)-чистая,непорочная. Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Составление синквейна.

5. Аналитическая беседа по образу Насти.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?( Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.)

.

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива. - Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.)

Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце ).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.(-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .)

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)(Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.)

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.)

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.)

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

- Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается, что к тому, кто был и, кажется, всегда будет, можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Составление синквейна.

6. Аналитическая беседа по образу Тихона и Манюшки.

- Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

-Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.

-Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

-. Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

- Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

7. Исследование проблемной темы.

А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность».

Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание,жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).

- Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

Дополнительные вопросы:

Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )

Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

- А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

Дополнительные вопросы:

Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

Дополнительные вопросы:

А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.)

А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

- Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

8. Заповеди Паустовского.

Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

Чтение заранее подготовленным учеником стих. Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -
Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена

9. Заключительное слово учителя.

Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

Cлайд 1

Зарубки на сердце Урок – размышление по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» * Чти отца твоего и мать твою, Да благо ти будет, и долголетен Будеши на земле. Пятая заповедь Божия * За добро плати добром… К. Паустовский

Cлайд 2

Cлайд 3

Проблема одинокой старости Проблема материнской любви Проблема взаимоотношений между детьми и родителями Проблема милосердия

Cлайд 4

У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком… Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

Cлайд 5

…Такова и Катерина Петровна, которая «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом, известным художником»... Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Cлайд 6

…Пейзаж печален, когда печален человек.. Тесовые крыши почернели Спутанная трава полегла Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья Валил водянистый снег Хмурое небо все ниже опускалось Градация = усиление ненастья Ощущение нарастающей тревоги и отчаяния

Cлайд 7

Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах… Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Cлайд 8

Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти… Она остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи… Психологический параллелизм Катерине Петровне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет…

Cлайд 9

Письмо дочке Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»

Cлайд 10

Испытание на истинную человечность. Настя Сольвейг – (норвеж.- солнечный луч или путь) – олицетворение поэтичности, красоты

Cлайд 11

Испытание на истинную человечность. Настя Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

Cлайд 12

Испытание на истинную человечность. Настя На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе… Самолюбование

Cлайд 13

Испытание на истинную человечность. Настя Настя с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

Cлайд 14

Cлайд 15

Испытание на истинную человечность. Настя Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. «Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама». Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. «Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Cлайд 16