Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Образ героя красной шапочки из сказки. Характеристика моделей мира и символическое значение цвета в сказке шарля перро «красная шапочка» и произведении о

Образ героя красной шапочки из сказки. Характеристика моделей мира и символическое значение цвета в сказке шарля перро «красная шапочка» и произведении о

Современные Красные Шапочки своей

наивностью, простотой, доверчивостью,

дружелюбием и общительностью не

уступают сказочным предшественницам.

Помните сказку Шарля Перро о маленькой и очень милой девочке, которой мама в избытке чувств сшила симпатичную шапочку красного цвета? Конечно, помните. Так вот теперь мы расскажем вам «историю» о том, как живут Красные Шапочки в наше нелегкое время, когда «волки» встречаются на каждом углу, а добрых и храбрых «охотников», способных в последний момент прийти на помощь, становится все меньше и меньше.

Современные Красные Шапочки своей наивностью, простотой, до­верчивостью, дружелюбием и общительностью не уступают сказочным предшественницам. Они по-прежнему склонны одаривать лучезарной Улыбкой первого встречного, болтать с самыми что ни на есть подозри­тельными типами, как со старыми друзьями, и слушаться советов, дава­емых всеми, кому не лень.

Даже в сорок лет Красная Шапочка не оставляет привычек маленькой и слегка избалованной девочки: она хвалится обновкамиперед всеми сотрудниками отдела, в котором работает; не пони­мает, почему нельзя оставлять открытым сейф или позволять не­знакомым мужчинам нести свои сумки до дома; очень любит зада­вать вопросы типа «А почему это у вас такие большие...» и т. д. и т. п., из-за чего у собеседников нередко возникает желание если не съесть слишком любопытную женщину, то хотя бы немножко ее поколотить.

Описанные черты характера и особенности манеры поведения обус­ловливают предпочтения Красной Шапочки в одежде, обуви, косметике, аксессуарах и т. д. Ее невозможно увидеть в строгом деловом костюме, в очках в темной оправе и с элегантной укладкой. Она терпеть не может кроссовки и спортивную одежду и ни за что на свете не согласится выйти на улицу без макияжа.

Красная Шапочка - сама себе стилист и модельер. И вряд ли най­дется такой человек, который сможет убедить впавшую в детство те­теньку в том, что коротенькие юбочки и кофточки с легкомысленными оборочками и кружавчиками, смешные кудряшки и огромные заколки на голове и слишком уж яркий макияж, туфли на платформе и забавные аксессуары (если сумочка - то в виде корзинке или мешочка; если шляпка - то только с широкими полями и какой-нибудь невероятной расцветки плюс перчатки и чулочки) больше подходят первоклассницам.

Однако, несмотря на все свои чудачества (а может быть, благодаря им), Красная Шапочка никогда не бывает обделена вниманием предста­вителей противоположного пола. Последние, привлеченные яркой вне­шностью и забавными манерами, чувствуют себя в обществе женщины такого типа легко и непринужденно. Как говорится, отдыхают душой.

Может быть., и вам пора устроить своему возлюбленному отдых? Если да, то приступайте к созданию нового имиджа. И не забудьте надеть красную шапочку!

ТАЙНА

Она - как китайская шкатулка: стоит только открыть замочек на одной коробочке, как тут же появляется другая - и тоже с замочком, к которому нужно подбирать новый ключик. А за ней третья, четвертая, пятая... и так до тех пор, пока не откроется шкатулка или окончательно не выйдет из себя измученный «открыватель».

Она - женщина-«тайна», загадка, ребус и шарада в одном лице. И едва ли на всем белом свете найдется такой человек, который сможет раскрыть эту «тайну», понять смысл загадочной улыбки, появляющейся время от времени на очаровательном лице, или внезапных и беспричин­ных слез, которые женщина этого типа может начать проливать спустя несколько секунд после взрыва безудержного хохота.

Итак, перед нами женщина, избравшая для себя имидж веч­ной незнакомки, таинственной возлюбленной, о которой ни один мужчина не может сказать: «Я ее отлично знаю!» Потому что, как правило, ничего, кроме имени, фамилии и - самое большее - адреса такой женщины, он не знает.

Не правда ли, очень удобный имидж? Причем даже не известно, для кого он более удобен - для женщины, которая, окружив себя таин­ственным ореолом, становится объектом усиленного внимания со сто­роны представителей сильного пола; или же для мужчины, который, живя под одной крышей с «тайной», может не переживать по поводу ее проблем и средств и возможностей, позволяющих их решить, - ведь они просто-напросто ему неизвестны.

Данный имидж вряд ли подойдет женщинам, которые знакомы со своими возлюбленными довольно давно и не привыкли скрывать от них что-либо. А вот на первой «стадии» любовных отношений - сразу же после знакомства - использование этой «маски» может принести зна­чительный успех.

Что же нужно, для того чтобы из обычной, ничем не выдающейся особы превратиться в «тайну», ради разгадки которой сотни и тысячи мужчин готовы пожертвовать своим состоянием и свободой?

Прежде всего изменить свой внешний облик. Все, что было на вас прежде - одежда и обувь, купленные наверняка либо не в слишком дорогом магазине либо на рынке, прическа - обыкновенная стрижка, разве что только с двумя-тремя разноцветными прядками, украшения, которые носит едва ли половина женского населения страны и т. д. - следует отложить до лучших времен.

Теперь неотъемлемыми деталями вашего внешнего облика станут элегантные аксессуары: перчатки, очки с очень темными стеклами, не­большая сумочка, в которой неизвестно каким образом помещается набор дорогой косметики, кипа бумаг непонятного содержания и еще что-нибудь «такое», чего не увидишь на прилавках обычных магазинов. Не забудьте об оригинальной шляпке, которую, впрочем, вполне мо­жет заменить какая-нибудь нетрадиционная стрижка.

Одежда должна быть подобрана в строгом классическом стиле. При­влечет всеобщее внимание и какая-нибудь яркая деталь (платок неве­роятной расцветки, брошь или запонки). Да, а в заключение не забудь­те придать своему лицу как можно более таинственное выражение.

Жанр произведения: сказка

Год первой публикации: 1697

Главные герои: хитрый волк и девочка Красная Шапочка

Французский писатель Перро значительно обогатил фонд мировой литературы, немного познакомиться с его творчеством поможет краткое содержание сказки «Красная Шапочка» для читательского дневника.

Сюжет

Маленькая героиня сказки очень полюбила подарок от любимой бабушки - симпатичный головной убор красного цвета, который почти не снимала. Все знакомые так и прозвали девчушку Красной Шапочкой.

Как-то мама отправила девочку проведать бабушку. В лесу Красная Шапочка повстречала волка и проболталась ему куда и зачем направляется. Волк опередил героиню и проглотил её бабушку, а затем занял её место в постели.

Когда к домику бабули пришла Красная Шапочка, она не заподозрила плохого и зашла внутрь. В процессе разговора с волком, переодетым в бабушку, девочка стала замечать подмену. Но было слишком поздно - хищник проглотил и её.

Мимо шли лесорубы. Они услышали крики и возню в домике старушки, поспешили помочь и разрезали волку брюхо. Бабушка и её внучка остались живы и здоровы.

Вывод (моё мнение)

Сказка учит тому, что не стоит разговаривать с незнакомцами.

Красная шапочка – это маленькая симпатичная девчушка, живущая в домике возле леса и получившая такое странное имя благодаря своей шапочке красного цвета, пошитой для нее любящими руками ее мамы. Красная Шапочка, прежде всего – очень храбрый и отважный персонаж, не останавливающийся ни перед какими трудностями и испытаниями. У нее доброе и любящее сердце, пытливый и живой характер, неусидчивый и деятельный нрав. Она любит природу и всех зверей леса, его растения и насекомых. Понимает их язык и предпочтения.
Но больше всех на свете Красная Шапочка любит своих родных – маму и бабушку. Она очень послушная, исполнительная, заботливая дочка и внучка, готовая помочь по первому же требованию и необходимости.
Никакие преграды и ужасы леса не могут помешать ее поставленной цели и намерениям. Она находчива, сообразительна и любознательна. Любит петь и веселиться.
Красная Шапочка – очень нежный, добрый и положительный персонаж, на хороших качествах которого воспитывалось не одно поколение малышей. Она любимая и обожаемая героиня большинства девочек юного возраста. Ее образ служит примером послушания и воспитанности, заботы и понимания. Красная шапочка одновременно красивая и умная, веселая и серьезная, неусидчивая и настойчивая. На нее указывают, с ней сравнивают и ее ставят в пример всем маленьким дочуркам все мамы мира.

"Красная шапочка" (2011)

Молодая девушка Валери живёт в небольшой деревеньке Даггерхорн. Она любит лесоруба Питера, но её родители Сезар и Сюзетт пообещали богатому кузнецу Адриану, что Валери выйдет замуж за его сына Генри в качестве оплаты долга Сезара. Валери планирует побег вместе с Питером, но их планы расстраивает новость об очередном нападении оборотня, давно терроризировавшего их деревню. Жители деревни ежемесячно приносят волку жертву, но во время «красной луны» этого мало и требуется человеческая жертва. Жертвой оказалась Люси - старшая сестра Валери. Жители деревни держатся от леса подальше, но Люси, влюблённая в Генри, отправилась туда, когда узнала о его предполагаемой свадьбе с Валери.

Адриан, Генри, Питер, Сезар и другие мужчины отправляются в лес, решив убить волка, но Адриан погибает во время охоты, а мужчины приносят назад тело обыкновенного серого волка, которого и считают оборотнем. Помогая Сюзетт забальзамировать тело Адриана, Валери обнаруживает, что у них когда-то был роман. Таким образом, Люси - дочь Адриана и единокровная сестра Генри, о чём Сезар не подозревает. Жители деревни решают отпраздновать смерть оборотня, но веселье прерывает прибытие охотника на оборотней отца Соломона. Он объясняет собравшимся, что они не убили настоящего оборотня, иначе в момент смерти он бы принял человеческую форму. Он также рассказывает, что оборотня можно ранить серебряным оружием, сам отец Соломон покрыл серебром ногти на одной руке. Вскоре появляется настоящий оборотень и убивает несколько человек. Укушенные им люди в полнолуние сами станут оборотнями. Волк загоняет в тупик Валери и её подругу Роксану, а затем начинает разговаривать с Валери. К её удивлению, она понимает волчье рычание.

На следующее утро отец Соломон арестовывает брата Роксаны как сообщника оборотня. Ради его спасения Роксана признаётся, что Валери может общаться с оборотнем. Отец Соломон решает использовать Валери в качестве приманки для волка. Её спасают Питер и Генри. Помощники отца Соломона начинают стрелять в Валери и Генри, но внезапно появляется оборотень. Укушенного им (а, следовательно, получившего проклятье оборотня) отца Соломона убивают. Тем временем Валери начинает подозревать свою живущую в лесу бабушку: считая её оборотнем, Валери решает убить её и спасти деревню.

На пути к бабушкиному дому Валери встречает Питера и видит на его руке перчатку. Предполагая, что он оборотень и пытается скрыть обгоревшую лапу, Валери наносит ему удар ножом и прячется в доме бабушки. Та, однако, ведёт себя очень странно и не показывается на глаза внучке. Выясняется, что волком в действительности был Сезар, прячущийся за занавеской и подражающий голосу бабушки. Он объясняет Валери, что нуждается в наследнике-оборотне и первоначально намеревался сделать таковым Люси. Но Люси - дочь Сюзетт от Адриана - не понимала волчью речь, поэтому Сезар, разозлившись, убил её. Теперь он полон решимости укусить Валери. В последний момент девушку спасает Питер, но Сезар успевает его укусить. Валери убивает Сезара рукой Соломона (с серебряными ногтями), а Питер бросает ему в спину топор. Избавившись от тела, Валери решает остаться жить в бабушкином доме и ждать, пока Питер научится управлять своим проклятьем. В конце фильма она отреклась от жизни в деревне и стала жить в лесу в доме бабушки и однажды ночью к ней вернулся Питер в обличии волка...

"Однажды в сказке"

Красную Шапочку воспитала ее Бабушка, по словам которой, родители Шапочки давно умерли.

В деревне, где живут Шапочка с Бабушкой, завелся опасный волк, нападающий на жителей. Жители во главе с мэром пытаются его поймать, но безуспешно. Красная Шапочка тоже хочет поучаствовать в поисках, но Бабушка ей не разрешает, также она заставляет внучку носить красный плащ, который, по ее словам, отпугивает волков. Красная Шапочка вместе со своим возлюбленным, Питером, пытаются самостоятельно поймать волка. Неожиданно, Шапочка приходит к выводу, что Питер и есть волк. Они сбегают ночью, Питера привязывают к дереву, чтобы он никому не навредил. Но оказывается, что волком, а точнее, оборотнем, является не Питер, а сама Красная Шапочка. Происходит трагедия - Шапочка превращается в волка и убивает своего любимого. Оказывается, что и мать, и Бабушка Шапочки были оборотнями, только Бабушка тщательно скрывала это от внучки и заставляла ее носить красный плащ, который является волшебным и предотвращает превращение. Понимая, что на Шапочку может обрушится гнев жителей деревни, Бабушка просит ее сбежать, что девушка и делает вместе со своей подругой Белоснежкой, которая также находится в бегах.

Во время путешествия с Белоснежкой Красная Шапочка случайно рвет свой плащ. Испугавшись, что он не предотвратит превращение, Шапочка просит Белоснежку оставить ей. Оставшись в одиночестве, Шапочка вскоре находит себе компанию. Ими оказывается стая волков во главе с Анитой, ее матерью. Анита рассказывает, что Бабушка забрала Шапочку у нее, так как хотела воспитать ее человеком, в то время как Анита настаивала, чтобы Шапочка была воспитана волком. Анита учит дочь контролировать себя в облике оборотня. Вскоре их находит и Белоснежка, Красная Шапочка убеждает волков, что она - ее подруга. Потом на них нападают люди Королевы, которые ищут Белоснежку, они убивают Куинна, одного из людей Аниты. Разъяренная Анита хочет убить Белоснежку, Шапочка ее защищает, между матерью и дочерью завязывается драка. В итоге тяжело раненная Анита умирает.

За Белоснежкой продолжает охотиться Королева со своими людьми, в том числе и с Охотником. Ранее Королева украла сердце Охотника, и тем самым получила способность контролировать его. Это была плата Охотника за то, что он помог Белоснежке сбежать. Сердце попадает в руки Шапочки, некоторое время она, Белоснежка и Охотник действуют вместе, спасаясь от людей Королевы. Но в итоге Охотнику приходится пожертвовать собой и вернуть свое сердце Королеве, чтобы Шапочка и Белоснежка смогли выжить. Белоснежка обещает сделать все, чтобы остановить Королеву, и чтобы Охотник с Красной Шапочкой снова были вместе.

Когда Белоснежка и её возлюбленный, Прекрасный Принц, уже почти оказываются вместе, Принц попадает в плен к Королю Джорджу. Белоснежка, Гномы, Красная Шапочка и некоторые другие жители Зачарованного Леса отправляются на его спасение. Там Красная Шапочка вновь воссоединяется со своей Бабушкой, которая также присутствует во время спасательной операции.

Позже Красная Шапочка и Бабушка участвуют в нескольких военных советах, на которых обсуждаются меры против Короля Джорджа, а также Злой Королевы.

После наложения второго проклятья и во время нового путешествия по Зачарованному Лесу Красная Шапочка говорит Белоснежке, что скучает по старым временам, когда они бежали от Злой Королевы. Хотя новые приключения очень похожи на старые, они отличаются тем, что Королева теперь совершенно изменилась и является их союзницей.

В облике волка Красная Шапочка неуязвима к любому виду оружия, за исключением серебряного.
В детской Эммы в Зачарованном Лесу на полке можно заметить игрушку Красной Шапочки.

Красная Шапочка - персонаж популярной детской сказки. История маленькой девочки, встретившейся в лесу с серым волком, уводит корнями еще во времена Средневековья. Именно тогда появились первые народные варианты сказочного повествования. Позднее литературной обработкой сюжета занимались западные и русские писатели.

История создания персонажа

Сказка о приключениях девочки, которая встретила волка, существует очень давно. Такой сюжет передавали из уст в уста жители средневековых Италии и Франции. В Центральной Европе эта история была распространена с XIV века и пользовалась невиданной популярностью. Причем в разных странах содержимое корзинки маленькой девочки варьировалось. Так, на севере Италии девочка шла к бабушке со свежими рыбами, в швейцарских сказаниях - с молодым сыром, во Франции в корзиночке внучки - пирожки и масло.

View this post on Instagram

Красная Шапочка и серый волк

Сюжет представлял собой следующее: мать просит маленькую дочь навестить бабушку, живущую на другом краю леса. Девочка должна отнести для родственницы угощение. В лесу героиня сталкивается с серым волком (в некоторых вариантах сказки - с оборотнем или огром). Будучи доверчивой, внучка рассказывает незнакомцу, куда направляется. Тогда в голове волка зреет план - персонаж спешит в дом бабушки.

Серый злодей убивает несчастную женщину и готовит из нее ужин, а кровь старушки служит основой для напитка. Между делом волк переодевается в костюм погибшей, ложится на кровать и ждет ничего не подозревающую внучку. Когда девочка заходит в дом, волк любезно предлагает ей отведать ароматный обед. Кошка, видевшая происходящее ранее собственными глазами, пытается предупредить главную героиню, но антагонист кидает в животное деревянные башмаки и убивает.

Далее волк предлагает наивной девочке раздеться и лечь с ним в кровать. Внучка исполняет эту просьбу, бросая свою одежду в камин. Далее следуют вопросы малышки, почему «бабушка» выглядит так странно. Волк набрасывается на ребенка и заживо съедает свою жертву. В некоторых (редких) вариантах девочке удается сбежать.

View this post on Instagram

В XVII французский писатель Шарль Перро решил переработать эту народную сказку. Так как сказочник ориентировался на детскую аудиторию, то исключил из оригинального повествования каннибализм, а также убрал сюжетную линию, связанную с убийством кошки. Автор одел безымянную девочку в алый чепчик-компаньонку и назвал именем Красная Шапочка. Такой чепец во время написания произведения уже вышел из моды в городах, но еще был популярен среди деревенских жительниц.

Свой вариант сказки Шарль Перро создал в стихотворном стиле, а также снабдил текст моралью, выражающей главную мысль сюжета и суть сказки - маленькая девочка, нарушающая правила поведения, горько расплачивается за свое легкомыслие. Впервые сочинение французского классика было опубликовано в 1697 году - Перро включил эту рукопись в сборник «Сказки матушки Гусыни».

В начале XIX столетия немецкие сказочники, братья , предложили детской аудитории новое литературное переложение сюжета. Сказочники убрали мотивы о взаимоотношении полов, которые отражала сказка Шарля Перро, и наделили историю счастливым концом: дровосеки, проходившие мимо, услышали шум, ворвались в дом и разрезали волку живот ножницами, освободив и бабушку, и внучку.

View this post on Instagram

Красная Шапочка стучится к бабушке

Литературоведы отмечают, что такая линия могла быть заимствована у другой детской книги под названием «Волк и семеро козлят», а также из пьесы немецкого романтика Людвига Тика «Жизнь и смерть Красной Шапочки», созданной в 1800 году. В новой интерпретации братьев Гримм героиня нарушает не приличия, а наказ матери, которая предупреждала дочь, что нельзя общаться с незнакомцами и сворачивать с прямой дороги.

В России переводом сюжета занимался литературовед Петр Полевой, который постарался сохранить оригинальный смысл, созданный братьями Гримм. Особую популярность обрела литературная обработка сюжета, сделанная русским классиком Иваном Тургеневым . Также существуют переводы и других авторов. В разное время картинки к сказке были сделаны известными художниками.

Биография и образ Красной Шапочки

В редакциях Шарля Перро и братьев Гримм не дается подробного описания внешности, не указывается возраст и характеристика героини. Согласно тексту, это маленькая девочка, живущая в деревне на краю леса. Традиционно художники изображают ребенка светловолосым, с милыми чертами лица. Одета героиня либо в красный плащ с капюшоном, либо в красный головной чепец. Образ девочки простодушен и наивен, что характерно для ее юного возраста.

View this post on Instagram

Действие сказки начинается с того, что мать просит маленькую дочь отнести бабушке, живущей на другом конце леса, гостинцев. Женщина предупреждает девочку, что по пути та не должна останавливаться и разговаривать с незнакомцами. Маленькая героиня покидает дом и в скором времени на лесной тропинке встречает серого волка. Тот интересуется, куда направляется Красная Шапочка. Девочка не скрывает, что идет в гости к своей бабушке.

Волк прощается с девочкой и стремительно направляется к домику старушки. Там он съедает бабушку, надевает ее одежду и чепец, очки, и ложится в постель, ожидая прихода маленькой героини. Придя к родственнице, Красная Шапочка не сразу замечает необычную внешность «бабушки». Но после, разглядев «старушку» поближе, девочка спрашивает, почему та выглядит столь непривычно. Волк, пользуясь случаем, набрасывается на героиню, съедает и засыпает.

Вскоре мимо дома бабушки проходят лесорубы (дровосеки). Они слышат громкий храп - дверь осталась открытой. Увидев волка с раздутым брюхом, лесорубы распарывают волчий живот, и оттуда невредимыми выходят Красная Шапочка и бабушка. Существуют варианты спасения женских персонажей охотниками (или охотником). Сказка сохраняет популярность и сегодня. Фразы героев стали известными цитатами.

Красная Шапочка в фильмах

В 1977 году на экраны вышел советский музыкальный фильм «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки». Роль главной героини исполнила 10-летняя актриса

Проблема познания и моделирования мира является одной из важнейших и вечных проблем философии и воспроизводится на каждом этапе ее истории.

Онтологическая модель мира рассматривается как ментальная конструкция с комплексом устойчивых структурных единиц (образ мира, картина мира), обеспечивающих социальные связи и взаимодействие человека, общества, природы и культуры. Структурные единицы определяют совокупность коммуникаций исторических и современных социокультурных процессов в их диахронной и синхронной концепциях, базирующихся на онтологических принципах единства мира, а также на принципы дуализма, которому присуща идея борьбы, противопоставление духовного материальному.

Новизна нашей работы заключается в том, что после проведённого анализа произведений Шарля Перро и О. Н. Бондаренко, становится очевидным, что сказка о Красной Шапочке с точки зрения диалектической модели мира ещё ни разу не была представлена в литературе. Оба автора рассматривают своих персонажей, свой сюжет и свою примышленную реальность лишь в одном из аспектов – в аспекте добра или в аспекте зла. Шарль Перро отражает мир Красной Шапочки с негативной точки зрения. В его модели мира волк олицетворяет собой абсолютное зло, а Красная Шапочка является собирательным образом, включающим в себя черты всех непослушных детей.

Автор - это носитель «некоего взгляда на действительность, выражением которого является все произведение» (Б. О. Корман). А авторская интенция, то есть образ мышления, заключается в психологическом и эмоциональном восприятии общей модели мира, образа персонажей и декораций, а именно их цветовой семантики автором. Различия в понимании писателями значения цветовых фрагментов, которые они осознанно или не осознанно вкладывали, словно кусочки мозаики в свои произведения, помогли им создать несколько абсолютно непохожих друг на друга вариаций сюжета всемирно известной сказки о Красной Шапочке. Например, мораль сказки Братьев Гримм о Красной Шапочке несомненно разнится с нравственными уроками, которые преподаёт героям своей сказки о маленькой девочке в красной походной шапочке Шарль Перро. В современной трактовке сюжета, данной О. Н. Бондаренко в стихотворении “Полусказка о Красной Шапочке”, выводы, сделанные автором, будут основываться на её внутреннем отношении к тому или иному цветовому обозначению.

Например, возвращаясь к оригинальному французскому названию сказки о Красной Шапочке “Le Petit Chaperon rouge”, можно обратить внимание на слово “chaperon”, олицетворяющее собой ментальную конструкцию мира. Во Франции и Бургундии ношение шаперонов определенного цвета говорило о принадлежности человека к одной из политических партий, носящей имя «шаперонов». Так зачинщики парижского восстания 1356 г., направленного против будущего Карла V, регента Франции, и добивавшиеся французского трона для короля Наварры, носили двуцветные шапероны, красный цвет которых символизировал Париж, а голубой - Наварру. В 1379 г. граждане Гента восстали против Филиппа Смелого, герцога Бургундии, причём знаком принадлежности к повстанцам было ношение белого шаперона. Интересно, что белый шаперон также символизировал принадлежность к восставшим во время парижских беспорядков в 1413 году .

Ментальная конструкция модели мира подтверждается тем, что “chaperon” был характерной формой одежды для определённых слоёв населения в XIV – XV веках. В своё время он помогал людям отделить врагов от союзников и объяснял поведенческие особенности того или иного человека, а для мировосприятия современного человека шаперон представляет собой лишь элемент декора, не может рассказать ему свою историю. Важность цветовой семантики для комплекса устойчивых структурных единиц заключается в том, что символика цвета головного убора героини нравоучительной сказки Шарля Перро означает, что Красная Шапочка принадлежит к лагерю противников устоявшихся социальных правил, то есть к людям, нарушающим понятия о нравственных законах поведения.

Таким образом, «Красная Шапочка» - это не просто прозвище, имя девочки. Это целая история бесконечных попыток создания произведения, которое смогло бы вместить в себя идеальную цветовую пропорцию, объединить разные модели мира в одну. Цветовое словосочетание «Красная Шапочка» обладает глубоким смыслом, рисует в воображении читателя портрет девочки, определяет её характер, аргументирует её поведение, в самом начале произведения задаёт мотив повествования и определяет цветовую характеристику «детской» сказки.

Обратим внимание на философско-методологический аспект в формировании моделей мира. Постоянная значимость проблемы познания и моделирования мира позволяет выделить два направления познания в философии: метафизическое и диалектическое.

Метафизический тип познания стоит в основе философских рассуждений теории познания как теории репрезентации на основе принципа дуализма. А диалектический метод - это способ познания реальности, при котором за основание явлений принимается противоречие вещей и их скрытые характеристики. Немаловажно учитывать то, на каком уровне взаимосвязи находятся предметы, каким образом они развиваются и изменяются. Диалектика – это основа природы и общества, а диалектическая теория отражает сущность вещей.

Согласно Дуреевой Н. С., модель мира – это целостное отражение объективной реальности в человеческом сознании. Понятие «модель мира» является методологическим средством и применяется как в метафизической, так и в диалектической методологии науки .

Существуют различные классификации моделей мира, такие как функциональная, вещественная. На основании принципа дуализма и принципа единства мира сложились модели мира такие как универсалистская и космическая. В рамках метафизической методологии разрабатывается и успешно реализуется универсалистская модель мира, а в диалектической методологии разрабатывается и успешно реализуется космическая модель мира.

Основу рассмотренных работ составляет универсалистская модель мира, основанная на индивидуалистическом понимании авторами художественных произведений окружающей действительности. Универсалистская модель мира предполагает верховенство индивидуального над всеобщим, объясняет вероятностное знание о мире и выступает как правдоподобная сущность мира, в котором «поведение человека определяется не столько объективной реальностью, сколько реальностью-для-себя, то есть системой субъективных представлений человека о реальности». Согласно универсалистской модели мира, Шарль Перро использует диалектическую природу значения символики современной ему эпохи классицизма, конструирует в своём произведении “Little Red Riding Hood” реальность Франции XVII – XVIII веков. В сказке о Красной Шапочке писатель использует архетипные символы, которые имеют одинаковое или похожее значение для большей части, если не для всего человечества. Такими символами выступают волк как воплощение вселенского или обыденного зла; любовь бабушки и мамы к Красной Шапочке как прообраз целомудрия, религиозности и добродетельности; девочка по имени Красная Шапочка, олицетворяющая собой непослушание, доверчивость и глупость, характеризующаяся поведением, нарушающим моральные нормы общества.

С помощью анализа цветовых образов мы можем охарактеризовать модели мира в произведениях Ш. Перро и О. Н. Бондаренко. Раскроем символику основных цветов (красного, зелёного, синего) спектра аддитивной (смешанной) системы Д. К. Максвелла и их смысловой производной (серого цвета).

Красный цвет в Толковых словарях В. И. Даля, Д. Н. Ушакова и В. В. Чернышева имеет значение окраски одного из основных цветов спектра, оттенка цвета (цвет спелых ягод земляники, яркого цветка мака, красного вина), а также определяется как эпитет, символ доброты, красоты.

Красный – цвет имеющий окраску одного из основных цветов спектра, находящегося между оранжевым и фиолетовым. В переносном значении употребляется как постоянный эпитет: красивый, прекрасный, ясный, светлый .

Красный – о доброте, красоте: красивый, прекрасный, превосходный, лучший; сравн. краше .

Цветообраз красного цвета в сказке Шарля Перро приобретает значение, тождественное прилагательному «красота» (инфракрасный – прекрасный) . Красный цвет оставляет о Красной Шапочке впечатление человека с красивой внешностью. Хоть, Красная Шапочка прекрасна и без маленькой красной походной шапочки, но, что примечательно, только после того, как бабушка подарила её красную шапочку, она обретает свой цвет и своё имя.

Универсалистская модель мира характеризуется построением искусственных гипотез, на основе которых происходит познание реальности, независимо от содержания внешнего мира. В результате чего появляется субъективная информация о реальности. В данном случае происходит конструирование знания, имеющего многочисленные аналоги в действительности и наблюдающего похожие ситуации, происходящие с регулярной постоянностью. Ведь, как нам уже известно, “Little Red Riding Hood” является примером жизненного сценария, так как интерпретация Шарля Перро предполагает раскрытие сценарного треугольника «Жертва - Насильник» с ротацией ролей.

Сконструированное знание выступает как интеллектуальный вымысел, основанный на реальных знаниях, событиях и жизненном опыте писателя как личности. Однако Шарль Перро, стремясь приблизить обыденную историю к художественному произведению и сделать его понятным для большего количества читателей, скрывает реальных людей и их поступки, облачая их в облегчённый сказочный вариант, создавая репрезентацию действительности. “Репрезентация - это воспроизводство увиденного, услышанного, прочувствованного отдельным человеком с возможными изменениями воображаемого знания вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов, способных исказить поступающую в мозг человека информацию”. Следовательно, универсалистская модель мира представляет собой некую искусственно сконструированную реальность, основанную на правдоподобном, вероятностном знании.

Так, можно утверждать, что в универсалистской модели мир изучается в условиях оторванности от всеобщей связи явлений, отдельности и изолированности предметов. Например, Шарль Перро в качестве фона для своего произведения берёт не существующие пейзажи Парижа, а маленькую вымышленную абстрактную деревню и её окрестности, хотя само повествование идёт о серьёзных вещах, насущных проблемах человеческого общества. Маленькая деревня, утопающая в листве, которую писатель конструирует в своём сознании, представляется ему развёрнутой моделью мироустройства и является трансцендентальной реальностью. На этом основании теория познания как репрезентация, как теория замещения действительности включает в себя методы идеализации, абстрагирования и другие. Начиная со времен мифологического сознания, информация о мире, его устройстве и развитии выражалась в мифопоэтической модели. Знания о мире, формирующиеся с помощью этой модели, отличались примышленностью и были значительно оторваны от объективной реальности, а мир воспринимался через систему субъективных образов и ассоциаций.

Обращаясь к словарю символики цвета, можно найти список цветовых ассоциаций возникающих у людей при виде синего и серого цветов.

Синий цвет связан с милосердием, с небесной высотой и морской глубиной. Считается наиболее спокойным и наименее «материальным» из всех цветов. Он олицетворяет веру Красной Шапочки, с детства окружённой любовью заботливых мамы и бабушки, в добро, а так же неподдельный интерес и удивление, выражающиеся в вопросах любознательной девочки к волку, переодевшемуся в одежду бабушки («She was greatly amazed to see how her grandmother looked in her nightclothes, and said to her, "Grandmother, what big arms you have!"» . (пер.: “Девочка была очень удивлена тем, как странно выглядела её бабушка в пижаме, поэтому она задала её вопрос: “Бабушка, а почему у тебя такие большие руки?!”)).

Серый цвет - символ безликости, скуки, меланхолии, бесцветности, отречения. Зачастую серый цвет употребляется как эквивалент чему-то неяркому, неинтересному. Серый цвет – ахроматический цвет, точнее множество всех цветов получаемых путём совмещения трёх основных цветов - красного, зелёного и синего - в равных концентрациях. Серый цвет многозначен, поэтому ему очень хорошо удаётся безжалостно раскрывать внутренний мир волка.

Несмотря на то, что в сказке «Маленькая красная походная шапочка» Шарля Перро нет ни одного упоминания слова «grey» (русс. серый), поэтому неизвестно, о волке какого окраса шерсти повествует автор, серый цвет играет немаловажную роль в построении сюжета сказки. Этот маскировочный цвет наделяет хищника навыком умелого использования всех особенностей серого цвета, что определяет цветовую характеристику волка как персонажа. Волк хитёр, ему необходимо быть осторожным и оставаться незамеченным для дровосеков, работающих неподалёку («…she met with a wolf, who had a very great mind to eat her up, but he dared not, because of some woodcutters working nearby in the forest» . (пер.: “...в лесной чаще она столкнулась с волком, который очень хотел наброситься на неё и съесть, но он не осмеливался сделать это, поскольку из рощи, расположенной неподалёку, раздавались громкие голоса лесорубов”)), чтобы заманить Красную Шапочку в ловушку и воплотить в жизнь свой зловещий план. Волку с успехом удаётся приглушить все цвета вокруг себя, слиться с окружающим миром: («…replied the wolf, counterfeiting her voice» (пер.: “…ответил волк, подражая голосу Красной Шапочки”)) и обезличить свою индивидуальность («Your grandchild, Little Red Riding Hood» . (пер.: “- Это я, твоя любимая внучка, Красная Шапочка”). Значение серого цвета в психологии используется в качестве успокоительного, способствующего вызвать сон и расслабленность. Действительно, волк усыпляет бдительность главной героини, устраивая шуточное соревнование («I"ll go this way and go you that, and we shall see who will be there first» . (пер.: “Я пойду по одной дорожке, а ты, Красная Шапочка, по другой. Давай посмотрим, кто из нас доберётся до дома твоей бабушки первым?”)).

Примышленную разумом человека реальность И. Кант определял как трансцендентальную реальностью. Он утверждал, что эта реальность отделена от объективности и носит случайный характер, что приводит к зарождению такой модели мира как Универсум, в которой отрицается возможность изучения самой квинтэссенции .

Универсалистская модель мира также выступает как трансцендентальная реальность, как вероятностная и примышленная реальность. Она основана на личностном восприятии человеком окружающей действительности и предполагает главенство индивидуального над всеобщим. Универсалистская модель мира приобретает свою форму с помощью теории познания как теории репрезентации. В метафизической методологии универсалистская модель мира основана на вероятностном и правдоподобном знании о мире, формирующемся на основе абстрагирования и схематической демонстрации действительности.

Например, принято считать, что зелёный цвет ассоциируется с растительным миром, его схематичным изображением. Он воспринимается как символ природы, экологической чистоты, указывающий на взаимодействие ребёнка и окружающего мира. («…and the little girl took a roundabout way, entertaining herself by gathering nuts, running after butterflies» . (пер.: «А ничего не подозревающая Красная Шапочка, направленная волком по ложному пути, не спеша шла по дорожке, поднимая с земли орешки, восхищённо разглядывала ярких бабочек»)). Но Красная Шапочка Шарля Перро не обращает внимания на все предостережения, встречающиеся ей на пути, потому что она даже не думает о том, что кто-то может навредить ей, ведь девочка и сама не желает никому зла. Поэтому зелёный уступает своё место красному, теперь уже более агрессивному цвету.

«Little country girl» (русс. маленькая деревенская девочка), «little girl» (маленькая девочка) – глупая маленькая девочка в красной походной шапочке слишком доверчива. Её наивность, инфантильность и детская непосредственность дают хитрому волку возможность сначала навредить старой и больной бабушке, а после съесть на десерт и саму Красную Шапочку.

О. Н. Бондаренко следуя иному принципу, соответственно своей, космической, модели мира, идеализирует взаимоотношения волка и Красной Шапочки. Космическая модель мира представляет мир как космос, совокупность совершенств, согласно которым человек предстает как желанное дитя мира. Если в сказке Ш. Перро герои - антагонисты, то в сказке О.Н. Бондаренко встреча героев должна закончиться добром, так как они частицы одного целого - дети Матери-природы, у них возникает доверие друг к другу. Девочка проникается дружеской симпатией к волку. А Красная Шапочка в сознании волка - «цветок», цветы – это святое, их трогать нельзя.

При создании футурологической модели мира Бондаренко О.Н. в своем произведении предлагает задуматься об экологической проблеме современности. Присутствие красного цвета в различных его тонах является сигналом тревоги, опасности экологического положения во всем мире. На здоровье общности людей и на демографическую ситуацию в целом влияют факторы загрязнения окружающей среды. Увеличивается негативное воздействие, возникшее в результате технологической деятельности человека. Поэтому выбран такой эпиграф к полусказке, где природа уходит от нас, как - будто не понимает людей, остерегается и сочувствует им. Сравнение идет с девочкой, то есть с ребёнком, которому часто не понятны поступки взрослых. Остановитесь! Задумайтесь! Девочка – как женское начало, природа – также женского рода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование амбивалентности (двойственности) палитры цветов Шарлем Перро и О. Н. Бондаренко необходимо для передачи определённого философского содержания. Для обоих писателей характерно цветовое видение мира. Основные цвета выделяются не только по частотности употребления, но и по символическим значениям.

Анализ цветовой палитры помогает постичь художественный мир авторов и определить присущие их видению окружающей действительности концепции моделей мира.

Одной из глобальных проблем современного мира является проблема экологии. Современный человек должен понимать природу не как что-то враждебное, угрожающее. Он должен осознавать свое равенство с природой, свое с ней родство. Кольцевая композиция конца первой главы и конца всей «Полусказки о Красной Шапочке» подчеркивает важность ключевого противопоставления «ложь - правда». Героиня сказки О. Н. Бондаренко живет в гармонии с природой, она говорит с ней на одном языке, языке добра и любви.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в мире всегда существовала проблема борьбы Добра со Злом. Это и проблема обмана, и проблема насилия, проблема неблагодарности детей по отношению к своим родителям, проблема жертвенной любви родителей по отношению к своим детям, проблема сиротства, проблема восприятия красивого человека другими людьми, отторжение всего некрасивого, несовершенного, уродливого, что нас окружает… Во все времена многие авторы, в том числе и представители фольклора, по своему, идя в ногу со своим временем, с помощью творчества решали эти проблемы – проблемы взаимодействия добра со злом. Например, мы выяснили, что сказки Шарля Перро и Братьев Гримм, каждая из которых отражает идеологию, мировоззрение своего времени и модель мира, характерную для каждого определённого автора, по-особенному решают проблему Красной Шапочки. Примечательно то, что даже если у авторов есть возможность использовать любых персонажей, какой угодно сюжет и декорации к нему, писатели всех времён и народов не перестают возвращаться к сюжету уже известных миру произведений. Да, на первый взгляд они могут показаться обыкновенными детскими сказками с нравоучительным смыслом, однако, как нам уже известно, за обманчивым флёром красоты и завесой простоты скрывается нечто большее, огромный философский смысл.

Современные писатели тоже пытаются решить проблему добра и зла, глобальную экологическую проблему на современном материале, более понятном, приближенном к нашему сознанию и нашим моделям мира. Они, так же как и их предшественники, создают сюжеты, используя альтернативную сказочной реальность, в настоящее время существующую вселенную, умело вплетая в неё антураж современной жизни (дома, магазины, города и улицы, вещи, реально существующих людей). Следовательно, каждый писатель находит индивидуальные пути выхода из сложившейся ситуации.

Но сущность проблемы борьбы добра со злом осталась неизменной со времён Шарля Перро и Братьев Гримм. Эта проблема переходит из одного столетия в другое, изменяя лишь свой внешний облик, и поэтому всё ещё требует решения.

Список литературы:

  1. Большой толковый словарь В. В. Чернышева. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.chitalnya.ru/tolkslovar/k/k10671.php (дата обращения 17.02.2016).
  2. Бондаренко О.Н. “Полусказка о Красной Шапочке”. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://vk.com/note8736702_10053711 (дата обращения 15.02.2016).
  3. Вартофский М. Модели. Репрезентации и научное понимание / пер. с англ.; общ. ред. и послесл. И.Б. Новика и В.Н. Садовского. М., 1988. 508 с.
  4. Дуреева Н. С., Универсалистская модель мира: социально-философский анализ//Теория и практика общественного развития, выпуск № 7, 2014.
  5. Кант И. Критика чистого разума. Минск, 1998. 960 с.
  6. Толковый словарь В. И. Даля. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://slovardalya.ru/description/krasnyi/14120 (дата обращения 17.02.2016).
  7. Толковый словарь Ушаков Д. Н. 1935-1940. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/843190 (дата обращения 17.02.2016).
  8. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: философские очерки. 2-е изд. Красноярск, 2003. 515 с.
  9. Шаперон. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаперон (дата обращения 11.03.2016).
  10. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
  11. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
  12. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
  13. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).