Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Описания и изображения героев былин. Славные подвиги русских богатырей

Описания и изображения героев былин. Славные подвиги русских богатырей

Чтение статьи займет: 3 мин.

Воспитанный в детстве на русских народных сказках о богатырях, я хорошо запомнил Илью Муромца. Помню, был удивлен его 33-х летним сидением, очарован богатырским конем Бурушкой, а дряхлый Святогор, вытесавший для самого себя могилу в скале – так вообще потряс! Но ни разу меня не посещала мысль, что Муромец мог быть живым человеком…

В русских былинах богатырю Илье Муромцу или Муровцу, отводится главная роль идеального бойца за князя Владимирского и народ земли русской. До нашего времени дошли 14 былин, в которых главная роль отведена богатырю Муромцу. Признаться, большую их часть читать мне не доводилось… Но не об этом речь, ведь главный вопрос статьи – был ли Илья Муромец реальным человеком?

Три былинных богатыря

Российские и украинские историки частенько пересекаются в вопросе родных мест Муромца – первые считают родным селом Ильи Карачарово (ныне такого села нет, ассимилировано городом), что под Муромом (прежнее название этого города – Муровск), вторые настаивают на селе Моровийск (современный Моровск), что в Черниговской области. Первое же упоминание о богатыре Муромце, как о действительном человеке изрядной физической силы, оставил посол Римско-Германской Империи Эрих Ласотта. В своих записках, датированных 1594 годом, он сообщает, что побывал в России и посетил Киево-Печерскую лавру, где ему показали мощи Илии Муромца и поведали историю этого человека. Муромец носил по молодости прозвище Чоботок, заслуженное тем, что победил однажды нападавших на него с помощью сапога (чобота), имел огромную физическую силу и не единожды бился за Киевскую Русь.

Ни точные дата, ни даже века, в которых жил Муромец, толком неизвестны – считается, что жил он примерно в XI-XII веках и на старости лет (по тем временам это был 40-45 летний возраст) постригся в иноки Киево-Печерской лавры, был похоронен в ней, а в 1643 году канонизирован церковью. 23 года назад комиссия из украинских экспертов исследовали сохранившиеся останки инока Муромца.

Илья Муромец. реконструкция по черепу

По экспертному заключению их обладатель был чрезвычайно силен, имел высокий по тем временам рост в 177 см (средним ростом в те времена были 160 см), его позвоночник носит явные признаки смещенных позвонков, верно, с самого детства ущемлявших нервы спинного мозга. Исследованные учеными останки принадлежали воину – многочисленные следы рубленых ран на костях и следы серьезной, скорее всего смертельной, раны, нанесенной острым оружием в область сердца через прикрывающую его левую руку.

По мнению ученых, инок Илья Муромец погиб в 1204 году, когда Киев был захвачен нанятыми князем Рюриком половцами, разграбившими Киево-Печерскую лавру. Скорее всего, инок Муромец встал на оборону обители против половцев, но силы уже не те были…

Памятник Муромцу в г.Муроме

Возникает резонный вывод – если былинный богатырь Илья Муромец действительно существовал, значит, существует его род, есть потомки героя. В Муроме издавна проживают поколения рода Гущиных, известных в истории города своей особенной физической силой и ростом, считающих своим предком этого былинного богатыря. Один из Гущиных, Иван Афанасьевич Гущин, живший более века назад, особенно был известен силушкой великой – в кулачных боях, традиционном развлечении того времени, ему разрешали участвовать лишь со связанными руками.

В пользу того, что Гущины действительно потомки Муромца-Чоботка, говорит еще одни факт – на месте избы в Карачарове, в которой жил богатырь, по сей день находится дом одного из рода Гущиных. Рядом с этим домом №279, что на улице Приоксийской, остались развалины Троицкой церкви, чей фундамент был сложен, как утверждает местное предание, самим Ильей из собранных со дна реки дубовых стволов.

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени - Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алеша Попович . Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла - бытовые, новеллистические 4 . Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» - говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения - плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т.е. гиперболизация 5 и идеализация 6 . Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства - сравнения, метафоры, эпитеты - воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов - страшные, безобразные. 7

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:

«Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, - безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа». 8

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира - «Красно Солнышко».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в XIII-XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина - это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев . Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом - представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель». 9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз 10 Новгороду». 11 Садко - бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины - это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Точный возраст той или иной былины определить невозможно, потому что они складывались веками. Ученые начали массово записывать их лишь после 1860 года, когда в Олонецкой губернии обнаружилась еще живая традиция исполнения былин. К тому времени русский героический эпос претерпел значительные изменения. Подобно археологам, снимающим один слой почвы за другим, фольклористы освобождали тексты от более поздних «пластов», чтобы выяснить, как звучали былины тысячу лет назад.

Удалось установить, что старейшие былинные сюжеты повествуют о столкновении мифологического героя и киевского богатыря. Еще один ранний сюжет посвящен сватовству богатыря к иноземной царевне. Древнейшими героями русского эпоса считаются Святогор и Волх Всеславьевич. При этом народ нередко вводил в архаичные сюжеты современных ему действующих лиц. Или наоборот: древний мифологический персонаж по воле рассказчика становился участником недавних событий.

Слово «былина» вошло в научный обиход в XIX веке. В народе же эти повествования назывались старинами. Сегодня известно около 100 сюжетов, которые рассказаны в более чем 3000 текстов. Былины, эпические песни о героических событиях русской истории как самостоятельный жанр сложились в X–XI веках - в эпоху расцвета Киевской Руси. На начальном этапе они основывались на мифологических сюжетах. Но былина, в отличие от мифа, рассказывала о политической обстановке, о новой государственности восточных славян, и потому вместо языческих божеств в них действовали исторические лица. Реальный богатырь Добрыня жил во второй половине X - начале XI века и приходился дядей князю Владимиру Святославичу. Алешу Поповича связывают с ростовским воином Александром Поповичем, погибшим в 1223 году в битве на реке Калке. Святой преподобный жил, предположительно, в XII веке. Тогда же в новгородской летописи был упомянут купец Сотко, превратившийся в героя новгородских былин . Позже народ стал соотносить героев, живших в разное время, с единой былинной эпохой князя Владимира Красное Солнышко. В фигуре Владимира слились черты сразу двух реальных правителей - Владимира Святославича и Владимира Мономаха.

Реальные персонажи в народном творчестве стали пересекаться с героями древних мифов. Например, Святогор, предположительно, попал в эпос из славянского пантеона, где он считался сыном бога Рода и братом Сварога. В былинах Святогор был столь огромен, что его не носила сыра земля, потому он жил в горах. В одном сюжете он встретился с воином Ильей Муромцем («Святогор и Илья Муромец»), а в другом - с землепашцем Микулой Селяниновичем («Святогор и тяга земная»). В обоих случаях Святогор погибал, но, что примечательно, не в бою с молодыми героями - его смерть была предопределена свыше. В некоторых вариантах текста, умирая, он передавал часть своей силы богатырю нового поколения.

Еще один древнейший персонаж - Волх (Вольга) Всеславьевич, рожденный от женщины и змея. Этот оборотень, великий охотник и колдун упоминается в славянской мифологии как сын Чернобога. В былине «Волх Всеславьевич» дружина Волха отправилась завоевывать далекое царство. Проникнув в город с помощью колдовства, воины убили всех, оставив себе лишь молодых женщин. Этот сюжет явно относится к эпохе родоплеменных отношений, когда разорение одного племени другим было достойно воспевания. В более поздний период, когда Русь отражала нападения печенегов, половцев, а затем и монголо-татар, критерии богатырской удали изменились. Героем стал считаться защитник родной земли, а не тот, кто вел захватническую войну. Чтобы былина о Волхе Всеславьевиче соответствовала новой идеологии, в ней появилось пояснение: поход был против царя, якобы задумавшего напасть на Киев. Но и это не спасло Волха от участи героя ушедшей эпохи: в былине «Вольга и Микула» колдун-оборотень уступил в хитрости и силе все тому же крестьянину Микуле, который фигурировал в былине о Святогоре. Новый богатырь вновь победил старого.

Создавая героический эпос, народ преподносил устаревшие сюжеты в новом свете. Так, в основе более поздних былин XI, XII и XIII веков лежал переработанный на новый лад мотив сватовства. При родоплеменных отношениях женитьба была главной обязанностью вступившего в зрелую пору мужчины, о чем рассказывали многие мифы и сказки. В былинах «Садко», «Михайло Потык», «Иван Годинович», «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру» и других герои женились на иноземных царевнах, подобно тому, как в древности отважные мужи «добывали» жену в чужом племени. Но этот поступок нередко становился для богатырей роковой ошибкой, приводил к гибели или предательству. Надо жениться на своих и вообще больше думать о службе, а не о личной жизни - такова была установка в Киевской Руси.

Каждое значимое для народа событие находило отражение в былинах. В сохранившихся текстах упомянуты реалии из эпохи и , войны с Польшей и даже с Турцией. Но главное место в былинах начиная с XIII–XIV веков занимала борьба русского народа с Ордынским игом. В XVI–XVII веках традиция исполнения былин уступила место жанру исторической песни. Вплоть до XX века героический эпос жил и развивался лишь на Русском Севере и в некоторых областях Сибири.

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени - Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алеша Попович . Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла - бытовые, новеллистические 4 . Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» - говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения - плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т.е. гиперболизация 5 и идеализация 6 . Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства - сравнения, метафоры, эпитеты - воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов - страшные, безобразные. 7

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:

«Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, - безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа». 8

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира - «Красно Солнышко».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в XIII-XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина - это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев . Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом - представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель». 9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз 10 Новгороду». 11 Садко - бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины - это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

У каждого народа существуют былины, сказания, мифы или легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой. Имеется такой и у нас - Святогор-богатырь. Это сказочный герой всех славян, но русины считают себя его прямыми потомками, а Святые горы в их представлении - это самый высокий пик Карпат. Там, как они считают, до сих пор живет сказочный великан, который стоит на страже порядка во всем славянском мире.

«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…»

Святогор-богатырь - один из самых древних былинных героев, и сказания о нем не принадлежат ни киевскому, ни новгородскому циклам, хотя его пути пересекаются и с Ильей Муромцем, и с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, героем новгородских легенд. О сказочном силаче-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила. Основными историями, связанными со Святогором, является случай с переметной сумой, которую он не может сдвинуть с места, и трагическая смерть великана: по одной из версий, он, пытаясь хотя бы приподнять все ту же котомку, уходит в сырую землю, по другой - замуровывает себя в каменном гробу заживо. Почти везде указывается тот факт, что из-за чрезмерного веса его не выдерживала «мать Сыра Земля», поэтому он не покидал Святых гор, где обитал и в честь которых был назван.

Множество вариантов

В других былинах указывается иная причина его неподвижности - он стоял на страже между Явью и Навью и не мог покинуть пост. Тем не менее, однажды Святогор-богатырь решился оставить охраняемую им границу между Светом и Тьмой. Отправился он прямо на небеса, выстроив лестницу прямо к божественному престолу. Эта легенда объясняет необычайную силу героя. Всевышний не рассердился на Святогора за дерзость, а наоборот, предложил ему выбрать желание, которое будет осуществлено. Великан попросил силы и мудрости, он не знал, что боги ничего не делают без умысла. Богатырь действительно стал сильнее всех, но не смог поднять крышку каменного гроба, в котором и был погребен заживо. Часто былины накладываются одна на другую и невозможно понять, сколько, например, жен было у Святогора, почему он «божественный» (правда, дохристианский). Потому ли, что сын божества (где-то отцом указан Род, где-то - Вий), или потому, что побывал на небесах?

Аналогии из былин других народов

По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них - что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый - поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй - открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.

Никакой конкретики

У Святогора непорядочной женщиной была та жена, которая соблазняла Илью Муромца, за что и была убита мужем. По одним сказаниям, богатырь-гора носил ее в хрустальном ларце за спиной. По другой легенде, женой героя-великана была красавица, на которую указала ему древнеславянская богиня судьбы Макошь. Эту женщину Святогор убил в начале отношений. И тут сведения разнятся. По одной из версий, по указанному богиней адресу находилась ужасная змея, по другой - девушка, покрытая отвратительными язвами и струпьями. Понять героя можно. Он наносит удар мечом в грудь и уходит, а суженая оживает и превращается в красавицу. И опять сведения о том, как влюбленные соединились, разнятся.

Вполне определенные параметры

Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину - 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.

Не совсем былина

«Святогор-богатырь» - былина, повествующая об одиночестве великана, о том, как он тяготился своей силой, как мечтал хотя бы часть ее передать кому-то. Рассказывается в ней и о встрече с Микулой Селяниновичем, о неподъемной сумке, в которой была заключена вся тяга земли, о пророчестве кузнеца и о встрече Святогора с будущей женой. Это не совсем былина, это стихи-сказка, принадлежащая перу Л. Н. Толстого и входящая в цикл «Сказки для детей». В ней гениальный писатель в доступной для детей форме пересказал славянские сказания об одном из первых былинных героев. Хотя и героем его назвать трудно, потому что он не совершал подвигов, как, например, Илья Муромец. Образ его в чем-то очень трагичен: Святогор одинок и тяготится невостребованной силой, хотел небо поменять местами с землей, в результате неразумной похвальбы получил неподъемную сумку.

Реальные подтверждения

Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события.

Преемственность поколений

Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. И это очень символично. Сам Святогор не охранял рубежи отечества от недругов, не совершал подвигов во славу родины, зато передал часть своей исполинской силы известному поборнику за величие Руси - Илье Муромцу, и таким образом стал как бы хранителем славянского рода. Из древних русских великанов-силачей самым популярным, пожалуй, является именно богатырь Святогор. Фото великана, точнее художественные изображения, которых очень много (воспроизведены почти все ключевые моменты его жизни - Святогор с сумой, богатырь, убивающий страшную змею, и т. д.), прилагаются. Он относится к старшим богатырям. И если о Вольге Святославовиче еще хоть что-то известно, то о Сухане, Полкане и Колыване знают лишь специалисты.

Популяризация русских былин

Чуть больше известно о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, который и подбросил переметную суму Святогору. Русские былины имели напевную форму, но о нашем великане таких почти не сохранилось. Поэтому, отвечая на вопрос, какова форма былины «Святогор-богатырь», можно констатировать, что это былина в прозе, являющаяся более поздним явлением в русских сказаниях. Герои отечественных былин не так многочисленны, как, скажем, древнегреческие. Известных совсем немного - Святогор и Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Сейчас они стали особенно популярными благодаря серии прекрасных отечественных мультипликационных фильмов.