Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Творческий путь А. А

В поэзии Анны Ахматовой главной была любовная тема. Любовь подаётся в моменты взлёта и падения, наивысшего расцвета чувства и его увядания, встречи и разлуки. Лирическая героиня поэта нежна, трогательна, горда и порывиста. В своих стихах А. Ахматова воссоздаёт многогранный мир женской души, богатой, тонкой, благородной.

Лирика А. Ахматовой крайне интимна и откровенна, отличается открытостью, прямотой, отсутствием мелочных переживаний и жеманства, насыщена глубочайшими переживаниями, личными трагедиями. Хрупкость чувства сочетается с твёрдостью, устойчивостью стиха: эмоции и переживания передаются чёткими, выразительными деталями, благодаря которым читатель чувствует душевное напряжение и боль. В этом творчество А. Ахматовой особенно связано с акмеизмом.

В революционные годы в стихах А. Ахматовой появляется тема России. В стихах мы слышим голос мужественного человека – гражданина, который не оставил родные земли в трудные дни. В 1921 году по ложному обвинению был расстрелян муж Анны Ахматовой Николай Гумилёв, но Ахматова не покинула Россию. В её стихах выражается истинный патриотизм:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам. (1922)

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Но А. Ахматова понимала, что война – это смерть, страх и зло. Большинство её стихов антивоенны, основаны на общечеловеческих гуманистических ценностях («Утешение», «Молитва»):

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

1930-е годы оказались трагическим периодом жизни Анны Ахматовой: были арестованы муж и сын. Во время войны сын Анны Ахматовой был отправлен на фронт. В 1949 году Лев Гумилёв был посажен в третий раз на 7 лет. В тюремных очередях А. Ахматова провела семнадцать месяцев. Главный итог этого сложного жизненного периода – поэма «Реквием» – плач по всем погибшим и погибающим. Стихотворными строками поэт описала душевное состояние всех, кто стоял в очереди к тюремному окошку вместе с ней, всеобщие ужас и оцепенение. В поэме показана картина действительности, всей страны. «Реквием» пропитан трагическим чувством скорби, болью потери, страхом и безнадёжностью:

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы »
И смертельная тоска.

В поэме судьба лирического героя, Анны Ахматовой сливается с судьбой народа:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Если Вы хотите получить более конкретную информацию о жизни и творчестве русских поэтов и писателей, ближе познакомиться с их произведениями, онлайн репетиторы всегда рады Вам помочь. Онлайн преподаватели помогут сделать анализ стихотворения или написать отзыв о произведении выбранного автора. Обучение проходит на основе специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Анна Андреевна Ахматова – одна из самых ярких поэтесс 20 века. Ее писательский талант захватил ни одно сердце и вдохновил многих людей.

Родилась Анна Ахматова 11 июня 1889 года в Одессе. Свое начальное образование Анна получила в Мариинской гимназии в Царском селе. Дальнейшее свое образование Анна Ахматова продолжила же в Киеве, в знаменитой женской Фундуклеевской гимназии. Ходила на чтение женских курсов, а также историко-литературных лекций.

Начала писать Анна Ахматова с 1911 года, представив общественности свой первый стих. Ее первый сборник появился на свет в 1912 году, через год после дебюта, и назывался он «Вечер». Ее родной фамилией была Горенко, однако, для псевдонима Анна Андреевна использовала фамилию своей прабабушки из-за разногласий с отцом на этой почве.

Второй сборник не заставил себя ждать и в 1914 году выпустила свою вторую книгу, сборник под названием «Четки». Тираж был огромным — 1000 экземпляров, — что для молодой, начинающей поэтессы уже было замечательной новостью. Именно «Четки» помог завоевать Анне Ахматовой настоящую популярность и приобрести почитателей своего таланта, кропотливой работы и поющей души.

Через три года, не заставив относительно долго себя ждать, выпускается новый сборник, которому Анна Ахматова дала название «Белая стая». К этому времени поэтесса достигла пика своего творчество, начались гастроли, литературные чтения, Анна много выступала, знакомилась с известными людьми, приобретала в свой круг верных друзей, получала новый опыт.

В 1910 году, как известна, Анна Ахматова обручилась с поэтом Николаем Гумилевым. Их знатная, интеллигентная чета пополнилась в 1912 году сыном, Львом Николаевичем, который в осознанные года своей жизни формулировал философские концепции и работал на научном поприще.

Брак с Николаем Гумилевым продолжился недолго: в 1918 году они развелись. Печальные события войны забрали на фронт ее бывшего мужа. В творчестве Анны Ахматовой можно встретить множество стихов, которые были посвящены ее бывшему мужу, даже прослеживается нотка грусти и тоски по былым временам.

Следующим ее мужем был ученый В. Шилейко, с которым она прожила не так уж много, а после расстрела Николая Гумилева в 1921 году, рассталась. Но сердце поэтессы не могло быть свободно, и в 1922 году у нее завязались изумительно теплые отношения с искусствоведом Пуниным, с которым она провела много счастливых лет. Последний ее сборник увидел свет в 1925 году.

Жизнь и творчество Анны Ахматовой потрясают переживаниями, тяжкими моментами, но необычайной красотой таланта, которая смогла на этой, казалось, неблаготворной почве вырасти. Запомнилась Анна Ахматова своей чрезвычайно душе трепещущей поэмой «Реквием», посвященной судьбе российского народа, которого она всем своим сердцем любила.

Умерла поэтесса 5 марта 1966 года в санатории под Москвой, где проходила лечение. Похоронена была на Комаровском кладбище неподалеку от Ленинграда, однако, не похоронена ни на миг в сердцах ее горячо любимых последователей и почитателей.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Бестаева Эльмира Валикоевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Населённый пункт: города Владикавказа
Наименование материала: Открытый урок по творчеству А. А. Ахматовой.
Тема: "Жизненный и творческий путь А. А. Ахматовой. Поэма "Реквием".
Дата публикации: 05.05.2017
Раздел: среднее профессиональное

1 курс. Русский язык и литература, специальность – 38.02.06, Финансы.

Раздел 7. Литература первой половины 20 века.

Тема 10. Анна Андреевна

Ахматова. Жизненный и творческий путь. Поэма «Реквием».

ХОД УРОКА:

ТЕМА УРОКА: Анна Андреевна Ахматова.

Жизненный и творческий путь.

Поэма «Реквием».

ПЛАН УРОКА:

1) Основные вехи жизненного и творческого пути А. А. Ахматовой.

2) Поэма «Реквием». История создания, тематика.

3) А. А. Ахматова. Переводы из осетинской поэзии.

Цели урока:

обучающая:

жизненную

творческую

биографию

Ахматовой;

ознакомить

особенностями

творчества

биографических

2) развивающая:

р а зв и ват ь

н а в ы к и

в ы р а зи т е л ь н о го

ч т е н и я

литературоведческого анализа при изучении темы «А. А. Ахматова. Жизненный и

творческий путь. Поэма «Реквием»»;

3) воспитательная:

воспитывать любовь к Родине, к истории своей страны, к

личной свободе, независимости; нетерпимость ко всякому насилию над человеком.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Метод обучения: словесно-наглядный.

Материально-техническое

обеспечение

урока:

мультимедийный

проектор,

аудиозаписи, просмотр видеофрагментов; сборник стихотворений, презентация.

Межпредметные связи: история, философия.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

МОМЕНТ

минуты):

приветствует

студентов,

отмечает

отсутствующих,

переходит

подготовке

студентов к уроку (проверяется наличие учебных принадлежностей); преподаватель

сообщает тему урока и его цели.

ПРОВЕРКА

ДОМАШНЕГО

ЗАДАНИЯ

минут): оценка

студентов

фронтального

выявляет

освоения

студентами предыдущего учебного материала: «Биография М. А. Булгакова»).

Итак, ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о сложности и трагичности

жизненного пути М. А. Булгакова; также мы ознакомились с основными этапами его

творческого становления и обсудили место М. А. Булгакова в мире современной

литературы.

Сначала проведём опрос по биографии, а затем послушаем творческие задания

двух студентов:

а) фронтальный опрос: 1) где и когда родился М. А. Булгаков?

2) кем были его родители по роду деятельности?

3) что подтолкнуло Булгакова к выбору профессии

4) с каким произведением связывается дебют Булгакова?

5) какую из пьес Булгакова Сталин смотрел 14 раз?

6) от какой наследственной болезни умер Булгаков?

7) почему его жена считала, что в его смерти есть что-то

загадочное?

8) в каком городе похоронен писатель?

9) почему М. Булгаков был против детей, хотя был в

браке три раза?

индивидуальный опрос: сообщение двух студентов по темам: «М. А. Булгаков и

вопросы веры», «М. А. Булгаков и Владикавказ».

3. ОБОБЩЕНИЕ ОТВЕТОВ (2 минуты): преподаватель отмечает, насколько

студентами,

словесно

поощряет

работавших

студентов; те, кто недостаточно готовился к паре, получают от педагога замечания и

приглашаются на консультации.

Выставление оценок, комментирование (Ребята, с домашним заданием, на мой

взгляд, вы справились, вопросы, предложенные на прошлой лекции, вы осветили в том

объеме, в каком они вам был предоставлены).

ИЗЛОЖЕНИЕ

НОВОГО

МАТЕРИАЛА

минут):

высвечивается на интерактивной доске, под названием темы идет структура урока.

Подготовка студентов к усвоению нового материала. Мотивация их учебной

деятельности.

Афанасьевич Булгаков - выдающийся русский писатель, драматург, автор романов,

повестей, рассказов, фельетонов и более двух десятков пьес.

Он остался в памяти

современников как человек, главными чертами личности которого были независимость

твердость

суждений,

жизнестойкость

испытаниях,

высокоразвитое

чувство собственного достоинства, тонкий юмор, искусство быть во всех случаях

самим собой.

Жёсткая цензура, с которой

столкнулся

Булгаков,

насильственного

насаждения

идеологии

сталинизма

являются лейтмотивом для русской литературы 20 века. Репрессиям или травле за

свободу мнения будут подвергаться М. Зощенко, Б. Пастернак, Б.

Пильняк, А. Солженицын, наконец, А. Ахматова, поэтому, ребята, не отбрасывайте

свои

знания

творчеству

Булгакова.

дальнейшем

изучении

русской

литературы,

особенно

изучении

творчества

Ахматовой,

Пастернака,

Бродского,

Солженицына

волны

третьей

эмиграции,

будем

часто

вспоминать.

Булгаков

Ахматова

историческую эпоху и стали невольными свидетелями кровавых событий Октября,

сталинских репрессий, больших испытаний, выпавших на долю простого народа, я

имею в виду коллективизацию сельского хозяйства, от которого в первую очередь

страдали

трудящиеся

массы.

отмечали,

Булгаков

политику,

осуществляемую советской властью. В 1930-е годы едва ли не главной в творчестве

писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на

материале

исторических

«Мольер»,

биографическая

«Жизнь господина де Мольера», роман «Мастер и Маргарита».

пересекаются

тематические

интересы

Булгакова

Ахматовой?

свободу, показать тяжелую жизнь русского народа).

Как вы уже поняли, ребята, сегодня мы будем говорить о творчестве А. А.

Ахматовой и о тяжелых испытаниях, выпавших на ее долю.

Цель

сегодняшнего урока: изучить

жизненную и творческую биографию

А. А. Ахматовой; ознакомиться с историей создания поэмы «Реквием»; а также с

особенностями переводческой работы поэтессы.

На рассмотрение сегодня выносятся три вопроса (показать на экране).

1 вопрос. Основные вехи жизненного и творческого пути А. А. Ахматовой.

Русская культура не знает более драматичной судьбы поэта, на долю которой

пришлось столько испытаний и столько трагических моментов истории, что, казалось

бы, один человек, одна личность не в состоянии это уместить, однако Анна Андреевна

была в состоянии все это пережить, суммировать свой драматический тяжелый опыт и

оставаться

работающим,

действующим,

талантливым

лирическим поэтом.

Анна Горенко родилась в одесском районе с красивым названием Большой

Фонтан в семье инженера-механика флота в отставке Андрея Горенко. Мать - Инна

Эразмовна Стогова - была образованной и очень современной женщиной, которая

была желанным гостем в домах Одесской творческой элиты.

А н д р е е в н а

была третьей из шести детей. Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке

Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми,

она научилась говорить по-французски.

С самих ранних лет показывала характер, была строптивым ребенком, дурно

училась, была неусидчива, но зато с 10-летнего возраста писала недетские и очень

талантливые стихи.

Домашние называли ее акумой, что в переводе с японского

означает «нечистая сила». Родители были в ужасе от способностей

хотели, чтобы девочка «вышла в люди», а для девочки в то время

к а р ь е р а

поэтессы никуда не годилась. Мать ахала: «Я вижу, что моей дочке плохо, но я не могу

ей помочь». Отец реагировал гораздо строже: «Не позорь мое имя». Когда Ане было 16

лет, она воскликнула: «А и не надо мне твоего имени».

вот с этого начинается история знаменитого псевдонима. Она, нужно сказать, обладала

довольно едким, неженским юмором. И с большой иронией отозвалась о псевдониме, о

той ситуации, уже в зрелые годы. Она говорила: «Только 17-летняя шальная девчонка

могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы».

За этим псевдонимом

стоит семейная легенда. Якобы по материнской линии предком семьи Горенко был

татарский хан Ахмат. Во всяком случае, это восточная фамилия потрясающе подошла

к этому лицу с изломанной линией, к этому таланту.

переехала сначала в Павловск (город в Санкт-Петербурге), а затем в Царское Село, где

в 1899 году, то есть в 10-летнем возрасте, Анна Горенко стала ученицей Мариинской

женской гимназии, директором которой был Иннокентий Анненский. Училась Анна в

Царскосельской женской гимназии всегда неохотно. Л е т о

п р о в о д и л а

Севастополем, куда мать уехала после развода с мужем для лечения двух дочерей,

туберкулёзом.

Ахматова

поражает

глубоким

индивидуализмом: «Я

получила

прозвище

девочка»,

босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время

загорала

шокировала

провинциальных севастопольских барышень».

Царском Селе в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным

адресатом его стихотворений. А весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова

согласилась стать женой Н. С. Гумилева. От брака с Гумилевым у Анны Ахматовой в

1912 году родился сын Лев, будущий ученый-историк.

Оба попали под

влияние замечательного русского поэта Иннокентия Анненского. Оба рано начали

писать стихи, не случайно полюбили друг друга. И в тот же год, что вышел сборник

«Вечер», они поженились.

Это был очень редкий случай, когда и муж, и жена -

замечательные большие поэты. И в поэзии Гумилева присутствует образ Ахматовой, и

в поэзии Ахматовой присутствует образ Гумилёва. Очевидно, что брак между двумя

такими талантливыми личностями, да еще конкурирующими в ремесле, не мог быть

удачным, потому что Гумилеву было совершенно невыносимо чувствовать, что его

одновременно

является

конкурентом

обыгрывает его.

Когда брак прервался, отношения двух высоких поэтов

не прервались. И вот как замечательно Ахматова среагировала на уход Гумилева

добровольцем на фронт, тогда началась Первая мировая война:

«Утешение».

Там Михаил Архистратиг

Его зачислил в рать свою.

Н. Гумилев.

Вестей от него не получишь больше,

Не услышишь ты про него.

В объятой пожарами, скорбной Польше

Не найдешь могилы его.

Пусть дух твой станет тих и покоен,

Уже не будет потерь:

Он Божьего воинства новый воин....

Удивительно, но это стихи бывшему мужу, человеку, с которым она рассталась, у

неё уже была своя личная жизнь с поэтом Борисом Анрепом. И у него тоже. Тем не

менее, духовный союз нерушим.

В 1914 выходит второй сборник «Четки», принесший ей всероссийскую славу. С

14 года уже оформляется гражданственность лирики Ахматовой. Она очень предана

своей земле, она очень любит свою родину, она сочувствует всем тем событиям,

которые происходят с ее родной страной. Не забудем о том, что в это время ей 24 года.

Тем не менее, такое удивительное, чистое, неженское чувство патриотизма, любви к

Родине и, главное, долгу перед ней. Патриотизм Ахматовой уже звучит в ее раннем

сборнике стихотворений «Белая стая».

В следующем году Анна Ахматова и Николай Гумилев разошлись; после развода

Ахматова

вторично

ученого-ассиролога

(Ассириология

дисциплина,

изучающая

письменности,

культуры

Месопотамии) Владимира Казимировича Шилейко.

временем

надвигается

октябрьская

революция,

Андреевна не покинула страну, как это сделали многие представители творческой

интеллигенции

окружения.

работала

библиотеке

Агрономического

института в Петербурге. В 1921 году вышел сборник её стихов «Подорожник», ещё

через год - книга «Anno Domini».

Особого внимания заслуживает замечательный сборник стихотворений «Анна

Домини» (Лето Господне). Сборник вышел в 1922 году.

1921 год становится для

Ахматовой

потрясений

расстреляли

Гумилёва,

одновременно с этим событием умирает А. Блок, которого Ахматова считала великим

поэтом, образцом, потерю которого она ощущала трагически.

Удивительно,

этот момент ее талант обогащается, дар становится сильней,

она не погружается в

депрессивное, одинокое состояние, и именно этот сборник как бы является откликом

на то, что с ней произошло в 1921 году.

обозначена

полностью

гражданская

поэзия Ахматовой. Для нее было невыносимо и представить себе, что она будет жить

и работать в эмиграции.

Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензурной правке. С

1925 по 1939 год она находится под запретом: ее творчество не отвечает критериям

«пролетарской культуры» Советского государства.

С 1924 года Ахматова вместе с критиком Николаем Пуниным группировала

вокруг себя враждебно настроенных литературных работников и устраивала на своей

квартире

антисоветские

Начинается

невольно

спровоцированная

Чуковского

Ахматова

Маяковский.

Противопоставление

хранительницы

уходящей

культуры

Ахматовой

правофлангового

искусства

Маяковского,

строилась

Чуковского, оказалось роковым для Ахматовой. Однако для властей вопрос встал

иначе: Ахматова или Маяковский.

В 1939 имя Ахматовой было на 7 лет возвращено в литературу. На приеме в

честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой любила

его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?». Ахматова была

принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства. В 1940 вышел после 17-

летнего перерыва ее сборник «Из шести книг», который Ахматова назвала «подарком

папы дочке». В 1940 году увидел свет сборник стихов Ахматовой «Из шести книг».

И вот в 40-ом году появляется небольшой ветер надежды, появляется мысль о

том, что, может быть, все вернется в прежнее состояние, ей позволяют печататься,

многих выпускают из сталинских лагерей. 40-ой год - очень странный год не только

для Ахматовой, но и для многих ее современников. Многие тогда рассказывали, что

чувствовали

начинается

Отечественная война. И всем этим надеждам не суждено было сбыться. И русский

народ, и Ахматова становятся перед лицом нового, гораздо более тяжелого удара, чем

сталинские репрессии.

Для начала для того, чтобы ввести вас в военный контекст, я хочу, чтобы вы

вспомнили того, что вы знаете из рассказов своих близких из курса Отечественной

истории про то, каким потрясением, каким ударом

была эта война для всего народа.

Нет практически ни одной семьи, не тронутой этим горем. Для Ахматовой война была

горем вдвойне, потому что Ахматова была «Ленинградкой», а что означает война и

блокада для жителей Ленинграда вам рассказывать не нужно.

Ахматова необыкновенно любила Петербург. Она писала о нем, как о живом

любимом человеке. Хотелось бы сказать, как она относилась к городу, в котором

прожила почти всю жизнь.

Вот, например, строки из ранней Ахматовой:

Как люблю, как любила глядеть я

На закованные берега,

На балконы, куда столетья

Не ступала ничья нога.

И воистину ты - столица

Для безумных и светлых нас;

Но когда над Невою длится

Тот особенный, чистый час

И проносится ветер майский

Мимо всех надводных колонн,

Ты - как грешник, видящей райский

Перед смертью сладчайший сон... (1916).

Так можно писать только любимому человеку, а между тем адресатом ее стихов

становится ее город. Тема Петербурга - важнейшая

в творчестве А. Ахматовой.

«Реквием»

Петербург

утрачивает

персональность

становится

сгустком

человеческого

страдания,

пространство

занимают

Послушайте

Ленинграде,

послушайте,

любовь Ахматовой к городу.

«Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит».

Но это уже стихи почти о больном замученном ребенке (он дышит, не шумите,

любое неосторожное движение может лишить его жизни, а он еще жив). И вот она

вынуждена уехать из любимого города в Ташкент, а Ташкент был городом, который

(ударение

российской

советской

художественной интеллигенции, и там она оказалась в эвакуации одна. И выжила

только благодаря, во-первых, собственной силе воле, воле к жизни и мужественному

характеру, во-вторых,

поскольку не прерывала поэтического труда, и, в-третьих,

благодаря заботам близких, поклонников ее таланта. В это время написано самое

сильное гражданское стихотворение Ахматовой «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Эти стихи обладают почти магическим действием, люди, которые слышали их

впервые, впоследствии рассказывали о том,

эти стихи заражали человека волей к

жизни. Ахматова своей судьбой, своими испытаниями оплатила право говорить о

эмиграции, она написала стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», которое

многим показалось несправедливым.

Ахматова не прерывала поэтического труда, не смотря ни на какие лишения, вне

зависимости от того, будет напечатано стихотворение или нет.

возвращение

Ленинград,

появляются

успокоение, на лучшую жизнь. И снова, как в 42-ом году, это были ложные надежды.

окончания

появляется

печально

знаменитое постановление ЦК ВКПБ о журналах «Ленинград» и «Звезда».

Постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) (Центральный комитет Коммунистической

года: «Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу

пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и

упадочничества,

выражающие

салонной

застывшей

позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве

для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу

воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе».

докладов

(обобщённая

стенограмма): «Ахматовская поэзия совершенно далека от

народа. Основное у неё - это любовные мотивы, переплетённые с мотивами грусти,

обречённости.

обречённости,

предсмертной

безнадёжности

духовный

Ахматовой.

Ахматова

маленькая узкая личность с ничтожными переживаниями».

Главными жертвами постановлениями этого журнала стали А. Ахматова и

М. Зощенко. Вред этого постановления нельзя переоценить.

Оно на долгие годы

вычеркнуло Анну Ахматову из литературы.

Постановление

ошибочное

Живы еще люди, которое помнят это постановление и которые помнят свою

реакцию на то, что они прочли в газетах. Люди, которые любили Ахматову, горько

плакали этим утром, когда открыли газету «Правда». Это означало, что Ахматову

печатать не будут. И общаться с ней тоже было небезопасно. Но Ахматова никогда не

осуждала людей, которые боялись общаться с ней в эти тяжелые дни. Ей уже было за

50, казалось бы, она должна сломаться, но она продолжает работать. «Поэму без

героя» Ахматова писала почти 25 лет. С 40 до 65 годов.

Старость не притупила память Ахматовой, более того, она не притупила её

способность любить человека, саму жизнь. Она не любила хронологический принцип,

по которому её заставляли редакторы располагать стихи. А она говорила: «Не важно,

когда было написано стихотворение - в 62 или 13 году. Главное, что это написала я по

стихи, которые называются «Приморский сонет».

Так они называются, потому что

они написаны в Комарово, а оно находится на берегу финского залива.

меня переживёт,

Всё, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье лёгкий месяц льёт.

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда…

Там средь стволов ещё светлее,

И всё похоже на аллею

У царскосельского пруда.

Это стихотворение о смерти, но

готовно сти,

кото р о е

свойственно истинному христианину. Здесь нет драматизма, трагичности, жалоб на

Ахматова

человеком

культуры.

внутренняя

культура

базировалась на трех

именах: это Данте, Шекспир и Пушкин.

свойственной

иронией она когда-то сказала: «Глупо прожить жизнь на планете Земля и ни разу не

прочесть Шекспира в подлиннике». В подлиннике она читала и Данте. Она была

одним из лучших специалистов ленинградских по «БК».

Слава всемирная, которой она была достойна с ранних лет творчества, пришла

к ней очень поздно. Буквально за два года до смерти. Стали говорить о том, что, может

быть, она могла бы стать лауреатом Нобелевской премии. Затем вручили итальянскую

премию, просто, чтобы удостоить великого поэта. И за тем незадолго до смерти ей

дали диплом почётного доктора Оксфордского университета.

Ко всему этому она относилась с иронией, она понимала, что ей осталось очень

мало. Слава ей была совершенно не нужна. Поехала она в Англию уже смертельно

больной, чтобы удостоить вниманием тех людей, которые ее принимали.

человеком

благодарным.

достойно

немногословно.

Собственно, так, как она и предрекала.

Было очевидно, что смерть Ахматовой может вызвать новую волну поддержки

опальной литературы. Начальство Московского отделения Союза писателей, по словам

Владимира Муравьева, «вибрировало и тряслось». Со злой горечью он вспоминал:

проводила

великого

русского

обнаженный

Андреевны три дня лежал в подвалах морга - по случаю праздника Восьмого марта.

устроила

Советская

Достойные

Именно это она от них и заслужила».

Поисками

кладбища Бродский. Вопрос был очень важен: место погребения Ахматовой должно

стать знаком ее связи с этим городом, с его тенями, с его историей. Невозможно было

похоронить Ахматову рядом с Блоком и Лозинским на Литераторских мостках: для

похорон на столь престижном кладбище должна была быть санкция властей.Комарово,

маленькое,

кладбище

эмигрантов: «Ее

центром кладбища. Туда будут все стремиться. Кладбище станет ахматовским».

Ахматовой

доставить

рассвете

аэродром,

перевозки грузов. И для того, чтобы москвичи все-таки могли проститься с Ахматовой,

Лев Копелев решается на подлог: не имея на это никаких полномочий, он от имени

«комиссии

писателей

похоронам

Ахматовой»

Шереметьево, и ему удается получить разрешение на отсрочку - привезти гроб на

несколько часов позже указанного срока, прямо к самолету.

телефону

оповещали

прощание

больницы

Склифосовского

Антоновна

Ольшевская, Надежда Яковлевна Мандельштам, Анна Каминская, Ника Глен, Юлия

Живова, Анатолий Найман.

самолете

Ленинград.

ожидании

потенциальных

выступлений

кинооператор,

сотрудник

контрразведки

облегчения

дальнейших

действий

участников

похорон. Подобная методика была уже в арсенале КГБ, когда шел суд над Иосифом

Бродским, - стремились зафиксировать «неблагонадежных». И даже Лев Гумилев,

воспринимавший

кощунственную

вынужден

смириться

происходящим.

Студенты переписывает со слайда периодизацию творчества А. Ахматовой. В

это время учитель комментирует тематические предпочтения поэтессы в каждом

из этих периодов, тем самым держа обучающихся в постоянной умственной работе.

Первый период: 1912-1917 годы.

Сборники «Вечер» (1912); «Четки» (1914);

«Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «У самого моря» (1921), «Anna Domini»

(1922). Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеизмом. Лирика первых

книг - лирика любви.

Входит в круг своих известных современников - А. Блока,

В. Брюсова, И. Анненского, Н. Гумилева.

Второй

период

творчества

Ахматовой

охватывает

годы

20-40-ые

годы.

наполняется

общечеловеческим

голода, лишений Ахматова не оставляет Родину, не эмигрирует. «Мне голос был, он

звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…». Главным итогом 1930-х годов

явилась поэма «Реквием».

Третий период – вторая мировая война (41-45).

«Клятва»,

«Мужество».

Завершающим

созданным

является

стихотворений

«Победа».

Четвертый период (50-60 годы).

Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Исключение

из союза писателей. Появляются переводы. Основной труд - «Поэма без героя». Цикл

«Городу Пушкина», «Тайны ремесла».

«Поэма без героя» является итоговым произведением А. Ахматовой. Над ее

созданием она работала с начала 40-х до последних дней своей жизни. Если поэма

«Реквием» посвящена памяти погибших в годы сталинских репрессий, то «Поэма без

героя» о суровой эпохе, современницей которой была поэтесса: «Я посвящаю эту поэм

памяти ее первых слушателей - моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во

Ташкент). Само

название

выражает

стремление

эпическое

произведение о времени, о событиях, о людях сложной и трагической судьбы.

Вопрос 2. История создания поэмы «Реквием».

О том, как возник замысел «Реквиема», Анна Андреевна Ахматова сообщает

читателю

названием

предисловия»

(проигрывается аудиозапись).

Как видно, поэма «Реквием» - надгробное слово, посвященное всем погибшим в

страшные

сталинских

репрессий.

Название

восходит

слову «реквием»

(поминальная месса в католичестве), отсюда жанр произведения - поминание всех

невинно заключенных и погибших в результате сталинских чисток и борьбы за власть.

наброски

«Реквиема»

относятся

Ахматова

планировала

лирический

некоторое

переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938-1940

годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема»

после того, как прочитывала людям, которым доверяла, в частности, Лидии Чуковской.

В 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге,

Ахматова с гордостью сообщила: ««Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня

стала известна широкому читателю в России.

Исследователи литературного наследия Ахматовой называют поэму «Реквием»

шедевром ее творчества. Во-первых, сюжет поэмы описывает личное горе поэтессы:

арест и заключение Льва Николаевича Гумилева, ее единственного сына:

«Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки.

Смертный пот на челе... не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть».

«Реквием»

семейной

трагедии. «Реквием» - это воплощение народного горя, народной трагедии, это крик

«стомильонного народа», которому выпало жить в то время.

Эпиграфом к поэме стали строки, в которых Ахматова говорит, что вся ее жизнь

была тесно связана с судьбой родной страны даже в самые страшные годы. Она

отказалась от эмиграции и осталась в России:

«Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был».

«Реквием»

нескольких

определенную идею.

«Посвящение» - это описание переживаний людей, которые много времени стоят

в тюремных очередях. Ахматова говорит об их «смертельной тоске», о безысходности

и огромном горе

этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней.

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Приговор… И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... Шатается... Одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет».

Часть «Вступление» передает боль и горе о трагических судьбах невинных

людей. В этой же части поэтесса рисует образ глубоко несчастной, больной, одинокой

«Эта женщина больна,

Эта женщина одна…».

Седьмая часть поэмы - «Приговор» - несет идею человеческой стойкости. Для

того чтобы выжить, мать должна стать каменной, научиться не чувствовать боли

(стихотворение читается наизусть студентом):

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

Но вынести все это трудно, поэтому восьмая часть названа «К смерти». Героиня

ожидает свою смерть. Она просит ее ускорить свой приход, потому что жизнь утратила

для героини всякий смысл (стихотворение читается наизусть студентом):

равно придешь. - Зачем же не теперь?

тебя - мне очень трудно.

потушила свет и отворила дверь

простой и чудной.

какой угодно вид,

отравленным снарядом

гирькой подкрадись, как опытный бандит,

отрави тифозным чадом,

сказочкой, придуманной тобой

всем до тошноты знакомой, -

увидела верх шапки голубой

бледного

страха управдома.

теперь. Струится Енисей,

Звезда полярная сияет.

возлюбленных очей

П о с л е д н и й

застилает».

Э п и л о г

состоит из двух частей. В первой части Ахматова опять обращается к тем, кто стоял

вместе с нею тюремной очереди. Она просит Бога о помощи, но не для себя одной, а

для всех убитых горем людей.

народности

«Реквиема»

говорили ей и те немногие из ее современников, которым посчастливилось слышать

Реакция почти у всех одна и та же. Я таких слов о своих стихах никогда не слыхала.

(«Народные».) И говорят самые разные люди».

« Р е к в и е м »

в ы р а ж е н и е

беспредельного народного горя.

Таким образом, лирическое и эпическое в поэме

слито воедино: рассказывая о своем горе (аресты сына - Л. Н. Гумилева, мужа - Н. Н.

Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных»; за ее авторским «я»

стоит «мы»:

«И я молюсь не о себе одной,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною».

завис ела

превратностей судьбы, от этой власти и именно потому она при жизни стала живой

легендой, живым экспертом по великой русской поэзии Серебряного века. Ахматова

чувствует за собой право говорить от имени всех женщин России, от имени всех тех,

лет. Это значит, что пять лет Ахматова была в одном и том же состоянии, в одном и

том же тревожном ожидании счастливого или более-менее благополучного разрешения

судьбы сына и мужа. Ахматова вместе с народом прошла трудный путь войн и

революций, никогда не допуская мысли о жизни в эмиграции.

Мне очень тяжело сказать, какую

роль играет «Реквием» в

формировании

дальнейшей

советской

постсоветской

культуры, нашего с вами сознания, мне кажется, что ничего более трагического о

сталинском терроре сказано не было.

наилучший

памятник

человеческому

А. А. Ахматова. Переводы из осетинской поэзии.

Обращение

Андреевны

переводам

вынужденным.

официальной власти на ее творчество обрекал Ахматову на голодное существование.

Исключенная из состава Союза писателей, она лишилась хлебных карточек. Для того

чтобы как-то облегчить ее положение, в ЦК партии и Союз советских писателей

обратился

Пастернак,

результате

московским

издательствам

поручено

Ахматовой

связанную

переводами.

Переводческая

деятельность Анны Андреевны оказалась плодотворной. Она перевела 150 поэтов с 78

языков, что составило 20 000 строк.

культура

пополнилась

ахматовcкими

переводами

Европы и бывшего Советского Союза, в том числе и переводами осетинских поэтов,

Ахматовой

Шервинский,

переводчиков

советской

знатоком

литературы. Шервинский был одним из редакторов ее осетинских переводов.

В 1951 году в Осетии готовили к изданию 3-х томное собрание сочинений Коста

Хетагурова. В первый том вошли произведения Коста, составившие цикл «Осетинской

лиры» с параллельными русскими переводами, над которыми работали многие поэты-

переводчики. В их числе и Анна Ахматова.

Она перевела «Кто ты?».

перевела стихи С.  Гадиева «Ненастье» и «Чермен»; Д.  Мамсурова «Я помню»; Г.

Кайтукова

«Ребенку

исполнился

присмирел»;

Муртазова «Ночь»; А. Царукаева «Летом» и «Осень в Урсдоне».

Ахматова

осетинского языка и переводила с помощью подстрочников. Их качество оставляло

Ахматовой

поэтические

произведения.

исключительным

использовала

подстрочники, помогала и поэтическая интуиция. Анна Андреевна признавалась: «Я

не понимаю слов, но все же понимаю стихи». Среди ее осетинских переводов есть

очень удачные, например, стихотворение Гриша Плиева «Будто сразу присмирел».

Отметим, что в

избранных

переводов

Ахматовой

осетинских

включается

перевод стихотворения Гриша Плиева «Будто сразу присмирел». Легендарный

народного

бросившего

произволу,

стихотворении Сека «Чермен», - близок по духу самой Ахматовой, исчерпывающе

передавшей в переводе национальное своеобразие характера Чермена, его стремление

справедливости

экспрессией,

способен

национальный поэт, как Сека Гадиев:

прославленный?! -

князьями

справился,

м о л о к о м

отравленный,

отправился».

П о д с т р о ч н ы й

п е р е в о д

Хетагурова

хранится

проблеме

посвятил

исследование

внимание на то, что перевод Ахматовой поэмы «Чи дæ?» («Кто Ты?») не совпал с

лексикой и стилем Хетагурова, хотя сюжетная канва была сохранена.

Выводы: Путь Ахматовой - путь тяжких потерь и испытаний, путь Ярославны

20 века, оплакавшей гибель России, лучших своих современников.

Время Ахматовой охватывает период от рубежа 19-20 веков до середины 60-х

достоверной

свидетельницы

перевернувших

беспримерных по своей жестокости событий 20 века: две мировые войны, революция,

сталинский террор, ленинградская блокада.

Эта женщина была настолько велика и как личность, и как поэт, что не хочется

говорить громких слов о том, как силен и необыкновенен был ее поэтический талант.

Я бы хотела закончить лекцию словами И. Бродского: «Она возглавляет первую строку

русской поэзии».

5.ОБОБЩЕНИЕ

НОВОГО МАТЕРИАЛА (10 минут):

к а к о м у

литературному течению А. Ахматова относила свое раннее творчество?

б) как назывался 1-й

сборник ее стихов?

в) кто был любимым

поэтом А. Ахматовой?

отмечены

заслуги А. Ахматовой за рубежом?

Ахматову внутренним эмигрантом? Какие доводы за или против вы можете привести?

Ахматова предназначение поэта?

соответствует

поэт пяти заповедям Л. Н. Толстого?

говорить

катарсисе Аристотеля, о представлениях древних греков о литературе, как вы думаете,

каковым было бы отношение к Ахматовой?

Ахматова

восприняла народное горе во время политических репрессий и в годы войны? Какой

осознала она собственную судьбу?

к) что Вам показалось близким в

поэзии великой Ахматовой?

6.ПОДВЕДЕНИЕ

ИТОГОВ

УРОКА,

ОЦЕНКА

ЗНАНИЙ (2 минуты).

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 минута):

биографию

Ахматовой

учебнику

Лебедева Ю. В. страницы 153-160;

б) выучить наизусть два стихотворения (по выбору) из

Анна Ахматова - литературный псевдоним А.А.Горенко, родившейся 11 (23) июня 1889 г. под Одессой. Вскоре ее семья переехала в Царское Село, где будущая поэтесса прожила до 16 лет. Ранняя юность Ахматовой - это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях. Затем она изучала юриспруденцию в Киеве и филологию на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге. Первые стихи, в которых ощутимо влияние Державина, были написаны гимназисткой Горенко в возрасте 11 лет. Первые публикации стихов появились в 1907 г.

С самого начала 1910-х гг. Ахматова начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях. Со времени образования литературного объединения «Цех поэтов» (1911 г.)поэтесса выполняла обязанности секретаря «Цеха». С 1910 по 1918 год была замужем за поэтом Н.С.Гумилевым, с которым познакомилась еще в царскосельской гимназии. В 1910-1912 гг. совершила поездку в Париж (где подружилась с итальянским художником Амедео Модильяни, создавшим ее портрет) и в Италию.

В знаменательном для поэтессы 1912 г. произошло два больших события: вышел ее первый стихотворный сборник «Вечер» и родился единственный сын, будущий историк Лев Николаевич Гумилев. Стихи первого сборника, ясные по композиции и пластичные по использованным в них образам, заставили критику говорить о появлении в русской поэзии нового сильного дарования. Хотя непосредственными «учителями» Ахматовой-поэтессы были мастера символистского поколения И.Ф.Анненский и А.А.Блок, ее поэзия была с самого начала воспринята как акмеистическая. Действительно, вместе с Н.С.Гумилевым и О.Э.Мандельштамом Ахматова составила в начале 1910-х гг. ядро нового поэтического течения.

За первым сборником последовала вторая книга стихов - «Четки» (1914), а в сентябре 1917 г. вышел третий ахматовский сборник - «Белая стая». Октябрьский переворот не заставил поэтессу эмигрировать, хотя жизнь ее круто изменилась, а творческая судьба сложилась особенно драматично. Она работала теперь в библиотеке Агрономического института, успела в начале 1920-х гг. издать еще два сборника стихов: «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» («В лето Господне», 1922). После этого в течение долгих 18 лет в печати не появилось ни одного ее стихотворения. Причины были разные: с одной стороны, расстрел ее бывшего мужа, поэта Н.С.Гумилева, обвиненного в участии в контрреволюционном заговоре, с другой - неприятие стихов Ахматовой новой советской критикой. В эти годы вынужденного молчания поэтесса много занималась творчеством Пушкина.

В 1940 г. был опубликован сборник стихов «Из шести книг», на короткий промежуток времени вернувший поэтессу в современную ей литературу. Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде, откуда она была эвакуирована в Ташкент. В 1944 г. Ахматова вернулась в Ленинград. Подвергнутая жестокой и несправедливой критике в 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», поэтесса была исключена из Союза писателей. Следующее десятилетие она занималась преимущественно художественным переводом. Ее сын, Л.Н.Гумилев, в это время отбывал наказание как политический преступник в исправительно-трудовых лагерях. Лишь со второй половины 1950-х гг. началось возвращение стихов Ахматовой в русскую литературу, с 1958 г. вновь начинают издаваться сборники ее лирики. В 1962 г. была закончена «Поэма без героя», которая создавалась на протяжении 22 лет. Умерла Анна Ахматова 5 марта 1966 г., похоронена в Комарове под Санкт-Петербургом.

Анна Ахматова - литературный псевдоним А.А.Горенко, родившейся 11 (23) июня 1889 г. под Одессой. Вскоре ее семья переехала в Царское Село, где будущая поэтесса прожила до 16 лет. Ранняя юность Ахматовой - это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях. Затем она изучала юриспруденцию в Киеве и филологию на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге. Первые стихи, в которых ощутимо влияние Державина, были написаны гимназисткой Горенко в возрасте 11 лет. Первые публикации стихов появились в 1907 г.С самого начала 1910-х гг. Ахматова начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях. Со времени образования литературного объединения «Цех поэтов» (1911 г.)поэтесса выполняла обязанности секретаря «Цеха». С 1910 по 1918 год была замужем за поэтом Н.С.Гумилевым, с которым познакомилась еще в царскосельской гимназии. В 1910-1912 гг. совершила поездку в Париж (где подружилась с итальянским художником Амедео Модильяни, создавшим ее портрет) и в Италию.

В знаменательном для поэтессы 1912 г. произошло два больших события: вышел ее первый стихотворный сборник «Вечер» и родился единственный сын, будущий историк Лев Николаевич Гумилев. Стихи первого сборника, ясные по композиции и пластичные по использованным в них образам, заставили критику говорить о появлении в русской поэзии нового сильного дарования. Хотя непосредственными «учителями» Ахматовой-поэтессы были мастера символистского поколения И.Ф.Анненский и А.А.Блок, ее поэзия была с самого начала воспринята как акмеистическая. За первым сборником последовала вторая книга стихов - «Четки» (1914), а в сентябре 1917 г. вышел третий ахматовский сборник - «Белая стая». Октябрьский переворот не заставил поэтессу эмигрировать, хотя жизнь ее круто изменилась, а творческая судьба сложилась особенно драматично. Она работала теперь в библиотеке Агрономического института, успела в начале 1920-х гг. издать еще два сборника стихов: «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» («В лето Господне», 1922). После этого в течение долгих 18 лет в печати не появилось ни одного ее стихотворения. Причины были разные: с одной стороны, расстрел ее бывшего мужа, поэта Н.С.Гумилева, обвиненного в участии в контрреволюционном заговоре, с другой - неприятие стихов Ахматовой новой советской критикой. В эти годы вынужденного молчания поэтесса много занималась творчеством Пушкина.

В 1940 г. был опубликован сборник стихов «Из шести книг», на короткий промежуток времени вернувший поэтессу в современную ей литературу. Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде, откуда она была эвакуирована в Ташкент. В 1944 г. Ахматова вернулась в Ленинград. Подвергнутая жестокой и несправедливой критике в 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», поэтесса была исключена из Союза писателей. Следующее десятилетие она занималась преимущественно художественным переводом. Ее сын, Л.Н.Гумилев, в это время отбывал наказание как политический преступник в исправительно-трудовых лагерях. Лишь со второй половины 1950-х гг. началось возвращение стихов Ахматовой в русскую литературу, с 1958 г. вновь начинают издаваться сборники ее лирики. В 1962 г. была закончена «Поэма без героя», которая создавалась на протяжении 22 лет. Умерла Анна Ахматова 5 марта 1966 г., похоронена в Комарове под Санкт-Петербургом.

Сборник «Вечер»

В 1912 году вышел первый сборник Анны Ахматовой «Вечер» . Само название ассоциативно связано с концом жизни перед вечной «ночью» . В него вошли несколько «царскосельских» стихотворений. Среди них и «По аллее проводят лошадок…» , вошедшее в цикл «В Царском Селе» 1911года. В этом стихотворении Ахматова вспоминает детство, ассоциирует пережитое с настоящим состоянием – боли, печали, тоски… Закат символизирует прощанье, выстраивается ассоциативный ряд: закат – «уйди» - конец.

СБОРНИК «ЧЕТКИ»

Всероссийскую известность принесла А.А. Ахматовой вторая книга стихов –

«Четки» - классический сборник любовной лирики.

Чем поразила современников Блока маленькая книжечка любовной

читателей конца ХХ века, начала ХХI?

Человек ХХ века увидел в стихах «Вечера» и «Четок» себя, свою жизнь.

Узнал остроту и напряженность собственных чувств, услышал привычный,

лишенный всякой метафоричности разговорный язык, находил знакомую

прерывистость интонации и разорванность мысли. Никакого таинства,

ничего мистического, обыденные подробности обыденной жизни: «Бензина

запах и сирени»; «Я ношу на счастье темно-синий шелковый шнурок».

Выразительная лаконичность, жесткий отбор деталей уплотняют

поэтическое пространство. Немногочисленные эпитеты подчеркивают

предметность понятий. Городской пейзаж, предметы и вещи, окружающие

героев лирической драмы, зримы и скульптурно осязаемы.

В лирике ранней Ахматовой проявление чувства всегда ограничено, оно

фиксировано во времени и пространстве. Отсюда сюжетность,

повествовательность многих стихов. Чувство выражено, оно не прямо, оно

проявляет себя через конкретные предметы окружающего мира, которые

становятся материальными символами лирического переживания:

| следующая лекция ==>
Стандартталған әртіске (науқас) арналған сценарий тексті және оның рөлінің сипаттамасы |