Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Подробное описание картины. Демон сидящий — описание картины М

Подробное описание картины. Демон сидящий — описание картины М

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина - искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.

Сочинения по картинам имеют свою типологию:

а) описание картины - его особенности показаны на примере картины И.И.Шишкина «Рожь»;

б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина дает толчок для их фантазии, дает как бы застывший момент жизни;

в) сочинение по серии из 2-5 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);

г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины дается в расширенном контексте;

д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).

Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:

во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;

во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;

в-третьих, нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы - и манеру художника.

И.И. Шишкин в этом смысле отличный педагог. Школьники, готовясь к сочинению, выявляют:

тему картины (что на ней изображено);

ее композицию - расположение главного и деталей;

действие, сюжет картины;

впечатление от нее.

Ниже приводится сочинение, написанное в III классе: картину дети знали и до сочинения, так как ее репродукция была в «Родной речи», хрестоматии. Тем не менее непосредственно перед сочинением картину рассматривали, была проведена беседа и составлен план:

«Рожь» И.И.Шишкина

План: 1. Вступление.

2. Поле ржи.

3. Дорога.

Мы все хорошо знаем картину И.И.Шишкина «Рожь», она висит в коридоре школы. Еще знаем его картину «Утро в лесу».

Перед нами открывается золотое поле ржи. Рожь высокая, густая, колосья тяжелые, даже стебли сгибаются. Уже близится пора уборки.

По полю проходит проселочная дорога. По ней редко ездят, она заросла травой, по обочине цветут васильки. По сторонам дороги растет бурьян.

Сосны ветвистые, широкие, выросли на воле, на просторе. Сосны мешают ржи, но их не срубают, потому что они очень красивые.

Хорошо в этом золотом поле. Над головой - синее, синее небо.

Автор сумел подробно, достаточно глубоко для его возраста проанализировать картину, заметил такие детали, как бурьян у дороги, васильки, сумел сделать умозаключения: по дороге редко ездят, здесь раньше был лес. Сочинение, развертываясь, все больше передает чувство восторга.

1881 г. Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Богатыри»

Около 30 лет жизни и творчества Виктор Васнецов посвятил созданию картины, впоследствии ставшей самой узнаваемой его работой. Защитники и стражи русского народа – «Богатыри» - каждый знает их именно такими, какими они предстали на полотне великого мастера былинных сюжетов.

В чистом поле, на границе земли русской, богатыри пристально следят – не притаился ли где враг коварный и не обижают ли где слабого. Это они – три главных героя эпических сказаний - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

В центре изображен Илья Муромец. Могучий и сильный, он осматривает родные просторы, выискивая недруга, которому всегда готов дать отпор. Богатырь силен настолько, что, кажется, не ощущает тяжести сорокапудовой палицы, висящей на поднесенной ко лбу руке. Недюжинная сила удивительно сочетается в нем с широтой души и добротой открытого людям сердца. Илья Муромец – реальная историческая личность, а сказания о его небывалых подвигах – подлинная хроника жизни. Позднее богатырь стал монахом Киево-Печерской лавры и сейчас его имя можно найти среди всех святых. Васнецов писал Илью Муромца с простого крестьянина Ивана Петрова, человека сильного и высокорослого, доброго и душевного – каким был сам богатырь.

По правую руку от Ильи Муромца изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич. Он всегда готов защитить родной край от супостата – его меч уже наполовину вынут из ножен. Только на нем надет золотой крест. Этим Васнецов напоминает, что его Добрыня связан с легендарным воеводой войска Владимира, князя киевского и крестителя Руси. Богатырь стал для художника воплощением собирательного образа рода Васнецовых: себя, своего отца и дяди. Не случайно исследователи творчества мастера отмечали сходство внешности Добрыни и художника.

Самый младший – Алеша Попович. Храбрый и ловкий стройный юноша может побороть врага силой, хитростью и даже обманом. Прототипом ему послужил умерший в раннем возрасте сын Саввы Мамонтова. Этот веселый и общительный человек подарил свой озорной нрав молодому богатырю – художник перенес эти черты его характера на картину.

Каждый из богатырей в любой момент готовы отразить нападение врага – Илья Муромец крепко держит копье, Добрыня Никитич – меч, а Алеша Попович уже вложил стрелу в лук. Шлемы на их головах подобны куполам православных церквей и выступают символом правого дела, благословенных подвигов на благо народа.

Кони – под стать всадникам. Огромного воронка Ильи способна удержать лишь металлическая цепь. Мощный и сильный, он дополняет величие образа своего хозяина, которому будет предан до конца. У Добрыни – горделивый, исполненный достоинства конь, тревожным ржанием предупреждающий наездника о возможной опасности. А огненный конь Алеши готов ринуться в бой, кипит молодым задором и энергией.

Неспроста объединили силы былинные герои. Приближается буря. Облака, издалека гонимые порывистым ветром, колышущееся разнотравье, развевающиеся гривы лошадей не сулят ничего доброго. Но защитники здесь, они готовы встреться с врагом.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Нередко ставит школьника любого возраста в тупик. Казалось бы, все просто: нужно лишь посмотреть на картину и описать свои впечатления. Однако ребенок часто не понимает, как описать картину так, чтобы это не выглядело ни примитивным перечислением того, что он видит, ни фантазиями на тему сюжета произведения. Между тем в этом задании, во всяком случае в выполнении его на том уровне, которого стандартно ждут в школе, действительно нет ничего сложного. Для того чтобы автор успешно справился с таким сочинением, достаточно лишь направить ход его рассуждений и подсказать ему, на что нужно обратить внимание.

Определение жанра

Перед тем как описать картину, школьник должен соотнести ее с теми, которые он уже видел, и хотя бы приблизительно определить ее жанр. Возможно, это определение и не прозвучит в самой работе, однако это необходимо для того, чтобы внимание ученика было сосредоточено на важных и значимых деталях.

Точно определить жанр зачастую бывает достаточно сложно, однако ребенку вполне под силу понять, что перед ним: пейзаж (в том числе включающий изображения животных), натюрморт, портрет (в том числе групповой или животного), бытовая сцена или картина на исторический сюжет. В общем-то, картины других жанров редко используются в методической практике.

Краткое предполагает и умение разобраться в том, элементы каких жанров совмещены в том или ином произведении. Допустим, это может быть портрет на фоне пейзажа или бытовая сцена с натюрмортом.

Общее в описании картин любого жанра

Перед тем как описать картину любого жанра, уместно составить план будущего текста. Общими элементами сочинения для рассказа о произведении живописи или графики любого жанра могут быть следующие:

  1. Обозначение жанра и, возможно, пояснения, почему автор относит к нему произведение.
  2. Возможно, краткие сведения об авторе и произведении, история его создания (год, материалы, место хранения, эпоха создания, может быть, конкретная история, сопровождающая работу над холстом). В некоторых случаях уместно сказать, какой вызвало произведение.
  3. Краткое описание того, что изображено на картине (что вынесено на передний план, что находится на заднем).
  4. Какова цветовая гамма произведения, какие ощущения она вызывает, как соотносится с сюжетом.

Пейзаж, натюрморт, изображения животных

Определение жанра пейзажа редко вызывает затруднения, сложности появляются именно при попытках рассказать об увиденном. Краткое описание картины в этом случае может включать ответы на следующие вопросы:

  1. Что более всего привлекает внимание (что составляет центр картины), почему, за счет чего это достигается; есть ли этот центр.
  2. Динамично или статично изображение (что изображено: состояние или движение), почему.

На это же нужно обратить внимание при описании натюрморта, однако здесь немаловажно также сделать некоторые акценты на деталях интерьера, если таковые изображены на картине.

Портрет

Часто самые большие трудности вызывает у школьников именно описание портрета. Картины этого жанра часто предлагаются школьникам для рассказа о них.

Возникающие трудности обычно довольно типичны. Нередко ребенок хорошо чувствует и настроение, и однако не знает, как описать картину. Для того чтобы сосредоточиться на важных деталях и направить ход своих мыслей, важно обратить внимание на такие особенности портрета, как:

  1. Фон (где находится персонаж, какие детали интерьера или пейзажа счел нужным изобразить художник, почему).
  2. Постановочный или изображение естественного момента жизни изображаемого лица.
  3. Есть ли в названии указание на то, что это изображение конкретного лица? Если да, то каким увидел художник прототипа картины? Если нет, то как название соотносится с изображением? Кого хотел показать автор?
  4. Направление взгляда. Куда смотрит персонаж? Почему? Особенно это важно для групповых портретов.
  5. Поза человека. В чем ее типичность? Почему она именно такова? Что можно сказать о том, как увидел своего натурщика художник, по позе персонажа?

Бытовая сцена или исторический сюжет

Описание бытовой сцены чаще всего совмещает в себе рассказ и о персонажах, и о пейзаже (интерьере). Однако акцент должен быть поставлен на объяснении целостности произведения. Сочинение должно быть посвящено ответам на вопросы о том, как каждая деталь произведения «работает» на создание общего впечатления от картины.

Исторический сюжет, помимо прочего, требует исторических комментариев и пояснений. Сильным всегда будет смотреться текст с разъяснениями того, как называются те или иные детали костюма, интерьера, пейзажа.

Кроме сочинения по определенной картине, преподаватели нередко дают задание написать текст о любой работе определенного автора. Перед тем как описать картину художника, следует ознакомиться с его творчеством в целом и выбрать наиболее привлекательную для описания. В этом случае сочинение будет содержать также мотивацию выбора конкретной работы и ее сравнение с другими наиболее известными произведениями автора.

Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – , притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.

Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий». Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием. Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».

Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» — трагедия Эсхила «Прометей прикованный» — изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.

Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа. Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба. Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?

Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный — голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.

Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем. Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.

…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.

Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.
Услуги письменного и устного перевода с/на итальянский язык —