Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Свиридов снег идет. Пастернак и Свиридов.«Снег идет

Свиридов снег идет. Пастернак и Свиридов.«Снег идет

Свиридов Георгий Васильевич (1915-1997) - выдающийся композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975).

Ранние и поздние сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки - Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов. В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве. Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын. Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора. Четко обозначилась основная линия творчества композитора - создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры - песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью. Следом за ораторией «Двенадцать» на стихи А.Блока были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака. Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя. В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность. Примеры тому - «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова - Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия. Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) - своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца. В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой - единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности. Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова - от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него! Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы ("Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).

«Весенняя кантата» (слова Н.Некрасова).

Для смешанного хора и симфонического оркестра.

Всего в кантате 4 номера – первый и четвертый номера исполняют хор+оркестр, второй – хор a capp., третий номер – оркестр, т.о. Свиридов выражает разносторонность русского народа, русской культуры, многогранность народного творчества.

Посвящается памяти Александра Трифоновича Твардовского – русского поэта, главного редактора журнала «Новый мир», автора поэмы «Василий Теркин», ярко воплотившей характер русского народа и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) – русский поэт, публицист.

Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо" (1873 - 76), уже по одним размерам своим (около 5000 стихов) не могла удастся автору вполне. В ней немало балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме - отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы - "Пир на весь мир", заканчивающаяся знаменитыми словами: "ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь" и бодрым возгласом: "в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное".

Хор «Песня» (второй номер кантаты)

Музыкально-теоретический анализ:

Хор написан для четырехголосного смешанного хора a capp. с divizi в каждой партии. Вступление исполняет вибрафон (ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическим идиофонам, с определённой высотой звучания. Изобретён в США в конце 1910-х годов).

Форма произведения – простая двух частная.

По жанру и характеру исполнения представляет собой плач- один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии.

Построен хор по принципу вариационности, т.е. главная тема, прозвучавшая в запеве видоизменяется на протяжении всего хора: «Ты скажи, за что, молодой купец…»

Вторая часть каждого предложения повторяется:


за исключением заключительного предложения:

в котором отразилась вся боль, передающаяся в этом произведении. Также это подчеркивается отсутствием активного снятия – звук просто должен «раствориться». Выписанный динамический нюанс pppp это подтверждает и дает именно такую установку для руководителя хора.

Первая часть произведения исполняется женским хором, состоит из двух предложений. Вторая часть также состоит из двух предложений, но исполняется мужским хором. Т.о. композитор придал театральности хору, диаложности, противопоставления. Диалог происходит между бедной девушкой и богатым купцом. Здесь явно прослеживается идея социального неравенства.

Мелодическая линия близка народной протяжной песне с элементами плача: нисходящие м2 и б2 , паузы в конце и в начале фраз.

Темп произведения очень медленный: molto adagio =72, adagio = 44 (зависит от редакции). Такой темп выражает задумчивость, тяжелейшие переживания героев, тоску. Обе части заканчиваются poco rit . Т.о. композитор хотел подчеркнуть тоскливость, безвыходность положения героев. Данное замедление как бы ставит точку в их размышлениях и также придает им смирения.

Ритм в произведении подчинен слову – более долгие длительности на слоге с ударением, более короткие – на безударных. Это также присуще песне, как жанру.

Тональности произведения c - moll . Встречается большое количество отклонений в тональности III, VI, S ступеней.

Фактура произведения гомофонно-гармоническая с элементами полифонии подголосков.

Динамика, указанная композитором, разнообразна: от нюанса pp до нюанса ff , в некоторых фразах, с затиханием до нюанса pppp . В каждой фразе используются динамические штрихи, которые также подчинены слову, как и ритм.

Вокально-хоровой анализ:

Диапазоны хоровых партий:

Общий диапазон хора:

Тесситура для хора удобная. Баланс голосов соблюден. Даже можно говорить о том, что все партии звучат «бархатно», «глубоко». Средняя голосовая тесситура каждой порти, очень точно подобрана композитором. Все голоса находятся в равных условия. При такой динамике данная тесситура, что называется, заставляет бежать «мурашки» по всему телу. Невероятно ровно и объемно звучит хор в данной тесситуре.

По степени сложности все партии находятся в равных условиях, за исключением несколько выше средней тесситуры Т в последнем предложении, но динамика ff значительно упрощает для исполнения данный момент.

Важен артикуляционный, дикционный ансамбль внутри отдельной партии и общехоровой, поскольку слово – в песне основное выразительное средство. Композитор отдельно это подчеркнул, назвав номер именно «Песня», а не, скажем, «Любовь», что бы значительно видоизменило штрихи, приемы исполнения, возможно даже темп, но не изменило бы главной темы – темы любви.

Дирижерские трудности:

    Очень медленный темп должен оставаться медленным всегда, он должен быть комфортным как для руководителя хора, так и для исполнителей. Нужно, грубо говоря, расслабиться и получить удовольствие от данного темпа. Поскольку темп современной жизни ускорен практически до предела человеческих возможностей, то такие произведения как «Песня» туда попросту не вписываются, а задача стоит – вписать. Поэтому очень важно чтобы репетиционные моменты и моменты выступления были моментами, возможно, медитации, отдыха – как для хора и дирижера, так и для слушателя.

    Динамика должна быть естественной, не наигранной, должна отталкиваться во время исполнения, также от слова, как и отталкивался композитор. Но для этого нужно чтобы каждый участник хора и руководитель понимали «О чем?» песня. Ответив на этот вопрос динамическая картина немедленно встанет на место, как и темп.

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет...

Маленькая кантата на стихи Бориса Пастернака

«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, - пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. - Свиридов, таким образом,... выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет...» (1957), «Душа» и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году. Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.



(0:00) - Снег идёт. Commodo
(1:45) - Душа. Moderato con moto
(6:00) - Ночь. Animate

1-я часть, «Снег идет» , передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией.

Во 2-й части, «Душа» , монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

3-я часть, «Ночь» , неожиданна по своему решению. Это детская песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую, почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы самыми простыми средствами, но тем более неожиданно заключение, в котором возникает призыв:
Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник,

У времени в плену.

Интегрированный урок музыки (интеграция с изобразительным искусством) (2 класс)

Тема: Снежная зима в кантате Г.Свиридова, стихотворении Б.Пастернака и картинах русских художников.

Цель: познакомить с кантатами Г.Свиридова на стихи Б.Пастернака, обогащать словарный состав, ввести в пассивный словарный запас слово «кантата»; познакомить со стихотворением Б.Пастернака «Снег идёт…»

Ход урока.

    Актуализация знаний.

Дети! Как вы думаете, южная и северная зимы отличаются? (Да) Как вы думаете, какая зима в Италии,а в Африке?

А какой яркий признак северной зимы? (снег) А везде ли снег одинаковый? (Нет) Где его больше? (на лоне природы, на даче)

А какой снег? (холодный, бодрящий). Опишите его.

    Работа по теме урока.

Дети, я сейчас Вам прочитаю стихотворение Б.Пастернака. Послушайте его. «Снег идёт»

Борис Пастернак

Снег идет

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет,-

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Дети, как по-разному можно сказать о снеге! о своём ощущении! Какие слова выбрал Борис Леонидович Пастернак для описания снега? Посмотрите на первые 2 четверостишия у вас на партах. Снег как белые звёздочки. Почему он так написал?

    Сейчас мы послушаем,как композитор Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) сочинил маленькие кантаты на стихи Б.Пастернака. Свиридов очень любил снежную Россию, с её многочисленными деревнями, крестьянскими песнями и забавами. (Учитель показывает картины на темы «Зима в живописи русских художников» и «Зимние забавы») . Всё его творчество отличается песенностью и связано с крестьянским фольклором.

    Дети, кантата (от итал. канторе),что значит петь, это муз.произведение, предназначенное для одного или нескольких солистов, хора и оркестра)

    Давайте послушаем эту музыку. Сели, чтобы вам было удобно, закрыли глаза. Какая музыка? (холодная, но светлая, сверкающая). Какую картину природы вы представляете, когда слушали эту музыку? (Мы чувствуем холод, зябкость, но настроение у музыки светлое, радостное. Фразы как снежинки.)

    А какие вообще снежинки? Какие вы наблюдали снежинки? Давайте посмотрим. Какие снежинки по цвету? Когда их лучше видно, на каком фоне? Когда,вы например, поймали снежинку на белую варежку, или когда заметили снежинку на тёмной куртке?

    Сейчас мы нарисуем снежинку. Взяли лист синего картона, чтобы снежинка была ещё заметней и казалась ещё красивее. Посмотрите на доску, у меня та тоже нарисован лист. Где мы будем рисовать снежинку? Как мы её расположим на листе. В этом углу? в этом углу? (нет), а где? Посередине. Правильно. Я нашла серединку и поставила точечку. А какая снежинка будет? маленькая? Нет, на весь лист. Правильно. Вот так (на доске учитель показывает) . А теперь я украшу нашу снежинку. Вот так. Вы можете рисовать, украшать вашу снежинку, как Вам больше нравится. Начали рисовать. Взяли кисточки, нашли середину, музыка Свиридова вам поможет.

    У кого получилась особенная снежинка? Кто хочет про неё рассказать?

    Давайте сделаем выставку. Полюбуемся в тишине нашим снегопадом! Какие все снежинки красивые и пушистые.

«Маленький триптих» (1964) - одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра. Оно, тем не менее, прочно связано с основной, «вокальной» линией его творчества. Первая часть целиком построена на интонациях знаменного распева, третья - один из символов музыки Свиридова - воскрешает образы русской старины. Самая загадочная часть - вторая - навевает воспоминания о суровой красоте, нависших громадах храмов, о кровавых страницах русской истории. Музыка «Маленького триптиха» использована в легендарном спектакле Малого театра «Царь Федор Иоаннович» (постановка Бориса Равенских).

Маленькая кантата «Снег идет» - едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака - написана в 1965 году. Она интересна прежде всего необычностью трактовки хора. Он у Свиридова скорее носитель не смысла, собственно мелодической выразительности, но краски. Например, в первой части («Снег идет») он поет всего лишь на двух повторяющихся нотах: в третьей части («Ночь») в партии хора и в оркестре также господствует стаккатный (отрывистый) штрих.

День первого исполнения «Поэмы памяти Сергея Есенина» 31 мая 1956 года стал знаменательным в истории русской культуры ХХ века. Именно это сочинение явило миру гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать лет творчества, известность (всеобщее внимание привлекло уже первое сочинение двадцатилетнего автора - цикл романсов на стихи Пушкина), мучительное изживание влияния учителя, Дмитрия Шостаковича (в его классе в Ленинградской консерватории Свиридов занимался в 1937 - 1941). Не было - своей Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и Тема наконец-то нашли друг друга. В «Поэме памяти Сергея Есенина» сфокусирован основной эстетический приоритет Свиридова - новый традиционализм. Музыка Свиридова проста, иногда статична, но эта простота очень сложно организована; традиционный музыкальный язык вбирает достижения музыки ХХ века - сонерику и неофольклоризм. В пору увлечения наконец- то разрешенным (хотя и дозированно) авангардом, Свиридов шел против течения - к естественной русской певческой (в широком смысле) интонации. «Поэма» стала для Свиридова первым шагом вглубь национальной традиции: впоследствии этот путь закономерно привел к абсолютному отказу от «мирской» музыки; в поздний период творчества (с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном жанре, а интонационной основой его музыки становится знаменный распев. «Поэма памяти Сергея Есенина» имела огромное общественное значение, вызвав небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме русской деревни. Именно музыкальное сочинение Свиридова стоит у истоков «деревенской прозы» как мощного стилевого течения отечественной литературы конца 1950-х - середины 1980-х (среди авторов - Василий Белов, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Борис Можаев и другие). В поэме десять номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией по «деревянной Руси» (название кантаты, также на стихи Есенина). Замечательны две кульминации цикла - номера 9 и 10. №9 - «Я - последний поэт деревни» - тихая печальная песнь из сердечной глубины: значительность каждой ноты и фразы подчеркнута скупым оркестровым сопровождением (тоническая квинта, совсем как в «Шарманщике», финале вокального цикла «Зимний путь» Шуберта). №10 - «Небо - как колокол...» - праздничный колокольный финал, в котором, однако ощущается неоднозначное отношение автора к гибели старой Руси.

Михаил Сегельман

Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным. В своих дневниках он на протяжении многих лет так или иначе возвращается к ней. В частности, о «Докторе Живаго» есть такая запись: «Отдельные глубокие (хотя и далеко не всеобъемлющие) мысли П о жизни, о Человеке и его предназначении, о времени, о Революции, надругавшейся над Человеком...».«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, - пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. - Свиридов, таким образом,... выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет...» (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году, в том же году №3 был опубликован в последнем, 12-м номере журнала «Советская музыка». Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

3-я часть, «Ночь», неожиданна по своему решению. Это детская песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую, почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы самыми простыми средствами, но тем более неожиданно заключение, в котором возникает призыв:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты вечности заложник,
У времени в плену.

Л. Михеева