Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » 3 какой учёный изобрёл деревянный карандаш. Как появился простой карандаш

3 какой учёный изобрёл деревянный карандаш. Как появился простой карандаш

Сегодня в магазинах можно приобрести и цветные, и простые карандаши. Простой карандаш пишет серым цветом, оттенок написанного будет варьироваться в зависимости от твердости графита.

Чем люди рисовали раньше?

Любопытно, что художникам приходилось использовать «серебряные карандаши», канцелярские принадлежности тринадцатого века собой проволоку из серебра, помещенную в футляр или оправу. Этот прообраз карандаша не позволял стереть , а со времени надпись из серой становилось коричневой.

Примечательно, что художники сегодня нередко используют серебряные, итальянские, свинцовые карандаши, дабы достичь определенного эффекта.

Существовали в прошлом и «свинцовые карандаши», чаще всего их использовали для портретов. В частности, таким карандашом рисовал Альбрехт Дюрер. Затем появился «итальянский карандаш» из черного сланца, после чего началось производство канцелярских товаров из сырья, добываемого из жженой кости. Порошок скреплялся растительным клеем, карандаш давал насыщенную линию.

Карандаши с графитным стержнем начали изготавливать в пятнадцатом веке, когда в Англии были обнаружены залежи графита. Но использовать это сырье стали только после ряда экспериментов, показавших, что масса оставляет четкие следы на . И первое время графитом метили овец. Однако кусочки графита пачкали руки, поэтому палочки из материала для удобства обвязывали ниткой, заворачивали их в бумагу или зажимали веточками из дерева.

Когда изобрели графитный карандаш?

Первое письменное упоминание о карандаше датировано 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей в деревянном корпусе началось в 1719 году. Графит поначалу смешивали с клеем, серой, правда, стержень был не очень качественным. Вот почему изменение рецептуры продолжалось и дальше. В 1790 в Вене Йозеф Хардмут придумал смешивать графитную пыль с водой и глиной, после обжигания этой смеси получались стержни различной степени твердости. Этот мастер впоследствии основал фирму Koh-i-Noor, выпускающую всемирно известные карандаши и поныне.

Мало кто знает, что простой карандаш может рисовать под водой и в космосе, а вот шариковая ручка – нет.

Сегодня карандаши различают по твердости грифеля, маркируя их буквами М (мягкий) и Т (твердый). В продаже можно встретить и карандаши с маркировкой ТМ (твердо-мягкий) - это наиболее распространенные канцелярские товары. Кстати, в США для определения твердости карандашей используется числовая шкала.

Этимология этого слова, впервые предложенная в России во второй половине XIX века академиком Я. Гротом, долгое время считалась бесспорной, и она до сих пор преобладает в словарях. Например:

карандаш . Из тюрк. *karadas «черный камень», тур. karatas «черный сланец» (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка).

Карандаш […] Заимствование XVI–XVII в. из тур. kara-daş «черный камень». Вставное -н- объясняется как и в каланча звуковой адаптацией слова в народном речевом обиходе (Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка).

Но в этом объяснении есть два главных недостатка. Во-первых, в индоевропейских и тюркских языках слова для обозначения карандаша происходят от слов со значениями ‘камень’, ‘тростник’, ‘свинец’, но ни одно из этих слов не содержит в себе смысла ‘черный’. Во-вторых, этимологи, придерживающиеся версии о «черном камне», недостаточно убедительно объясняли наличие звука [н] в середине слова. Это вообще было трудно сделать в рамках устоявшейся гипотезы, и на данное обстоятельство указал профессор Н.К. Дмитриев в статье «О тюркских элементах русского словаря». Привычная этимология слова была поставлена под сомнение, и языковеды продолжили поиск истоков слова карандаш .

В ХХ веке (такими исследователями, как Н. П. Колесников, Ю. Немет и др.) была предложена новая версия происхождения слова карандаш , и она является более обоснованной, чем предыдущая. Наряду с прежней этимологией включена в «Этимологический словарь русского языка» под редакцией Н. М. Шанского.

Итак, в чем же заключается новая версия?

В Древней Греции и Риме писали остро заточенными тростниковыми палочками, которые греки называли kalamos , а римляне – kalamus (‘тростник’). Это орудие письма переняли арабы, от них оно распространилось по всему Востоку, а название калам вошло во многие языки, отчасти изменив внешний облик и значение. Так, в настоящее время в киргизском есть слово калам ‘перо как орудие письма’, в турецком – kalem , в грузинском – kalami с тем же значением, в болгарском – калам (‘карандаш’, ‘перо’, ‘трость’) и т. д.


Древний калам со временем совершенствовался, и в полые трубочки из тростниковых стеблей сначала придумали вставлять свинцовые палочки, а затем и стержни графита. И в тюркских языках возникло новое сложное слово * kalamda š (от kalam ‘тростник’ и da š ‘камень’). Параллельно с ним употреблялось еще одно слово с другим порядком корней и с тем же значением – da š kalam . Русским языком был заимствован первый вариант в форме карандаш .

Почему так изменилось произношение этого слова в русском? Этимологи объясняют это тем, что в нашем языке (особенно в диалектах и просторечии) замена звука [л] на [р], а [м] на [н] – не такое уж редкое явление. Примеры: мусул ьманин – басур манин, обмишул иться – обмишур иться, дом крат – дон крат, кам фора – кан фора . Кроме того, подобные процессы имели место и в тюркских языках, так что замена звуков могла произойти и в их диалектах.

Слова, восходящие к форме *kalamdaš со значением ‘карандаш’, в современных тюркских языках трудно обнаружить: там есть омонимы со значением ‘коллега по перу, литературной деятельности’. А для обозначения карандаша, во избежание путаницы, употребляется слово kalam. Впрочем, в азербайджанском языке еще в начале ХХ века употреблялось слово галамдаш (‘карандаш’). В настоящее время оно почти вытеснено соответствующим словом, заимствованным из русского языка.

В ряде тюркских языков сохраняются слова, восходящие к древней форме *daškalam (например, узбекское тошкалам ).

История этимологического анализа слова карандаш – пример того, как по мере развития науки отбрасываются даже привычные и устоявшиеся гипотезы, если доказывается, что они недостаточно обоснованы.

И напоследок – маленькое дополнение в стороне от основной темы. По мнению современных лингвистов, греческое слово kalamos (‘тростник’) восходит к тому же индоевропейскому корню, что и русское слово солома . Что и говорить, много удивительного можно узнать о родном языке, если интересоваться научной этимологией…

Литература:

Валеев Г. К. Карандаш: в поисках родины термина // Вестник Челябинского университета. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. – 2004. – N 1. – С. 156-161.

Введенская Л. А., Колесников Н. П. Этимология: Учебное пособие. – СПб, 2004.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. – М., 2004.

Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка. – Т. 1. – М., 2010.

Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. – Т. 2. – Вып. 8. – М., 1982.

Первое описание карандаша, состоявшего из графита, вставленного в тростник, или из графита, покрытого, подобно современным карандашам, двумя деревянными пластинками, образующими трубочку, относится к XVI в., если судить по «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона» (1885).

В ряде славянских языков сохранилось такое название карандаша, которое он получил в то время, когда карандаши изготовлялись не из графита, а из свинца и представляли собой свинцовые палочки: ołówek (польск.), оловка (сербск.), олівець (украинск.). То же наблюдается и в других языках: новогреческом (molibi), немецком (Bleistift), турецком (kurşunkalem). В испанском, итальянском и португальском языках название карандаша по значению связано с понятием «камень»: lápiz, lápis. В ряде языков в силу исторически сложившихся условий существует несколько названий для карандаша: lapes, moliv, kalem (в албанском), калем, молив (в болгарском), аловак, карандаш (в белорусском).

В русском, а также в тюркских (и некоторых других) языках палочка с графитным сердечником для письма, черчения или рисования носит название карандаш (азербайджанский, калмыцкий, киргизский, лезгинский, таджикский, татарский, тувинский, удмуртский, хакасский и др.).

Во второй половине прошлого столетия академик Я. Грот попытался дать этимологию этого слова.

Карандаш (тюрк., кара- черный, таш- камень).

Эту этимологию повторил в своем «Опыте» Н. В. Горяев.

Карандаш-ъ, -икъ, турецк. karataş.

Во втором издании этой книги читаем:

Карандаш-ъ, икъ; тюркск. кара-таш (таш, даш — камень).

Однако в турецком языке словом karataş (“черный камень”) называется не орудие для письма, а минерал аспид, идущий на изготовление грифельных досок.

В словаре А. Г. Преображенского сказано: «Из тюрк. караташ: кара черный, таш, даш шифер». У М. Фасмера: Карандаш. Из тюрк. “черный камень”, тур. karataş “черный сланец”.

В КЭС эта этимология повторяется:

Карандаш. Заимств. в XVIII в. из тюркск. Тюркск. карандаш образовано путем сращения двух слов: кара — “черный” и даш — “камень, шифер”.

Эту гротовскую этимологию приводят не только этимологические и толковые словари, но и отдельные авторы.

Можно было бы сказать, что такая этимология, предложенная более ста лет тому назад, выдержала испытание временем и стала общепризнанной. Однако этому мешают два обстоятельства, на которые до последнего времени не обращалось внимание.

Во-первых, в названиях, данных различными народами предмету карандаш, содержатся такие понятия, как “камень” (lapez, lapis, lapes), “свинец” (ołówek, оловка, олівець, аловак, Bleistift, kurşunkalem, moliv, молив, plombagina), “тростник” (kalem, калем). Но ни в одном из языков в названии карандаша нет понятия “чёрный”. Во-вторых, никто из этимологов не указывает на происхождение звука н, находящегося между кара (“чёрный”) и даш (“камень”).

Только 40 лет назад в статье известного тюрколога профессора Н. К. Дмитриева «О тюркских элементах русского словаря» слово карандаш было выделено в разряд «тюркизмов, требующих дополнительной документации». Автор указывал, что «…,.с фонетической стороны трудно объяснить звук н в середине слова». Это обстоятельство заставило исследователей обратиться к поискам иной этимологии слова.

В Древней Греции, как и в Древнем Риме, для письма употребляли остро очиненные тростниковые палочки, которые у греков назывались kalamos, a y римлян — kalamus. Письмо тростниковыми палочками распространилось по всему Востоку. Вместе с тростниковыми палочками распространилось и их название.

В настоящее время слово calamus, являясь названием тростника, писчего пера, ручки, карандаша, бытует в той или иной фонетической форме в ряде языков: в азербайджанском (гэлэм — “перо”, “ручка”, “тростник”), болгарском (калем — “карандаш”, “перо”, “трость”, “трубка”), грузинском (kalami — “перо”), киргизском (калам — “перо”), татарском (калэм — “перо”), турецком (kalem — “перо”).

Когда вместо свинцовых стержней в тростниковые трубки стали вставлять стерженьки из минерала графита (чтобы при письме не пачкались руки и не ломались стержни), возникло новое, сложное слово *kalamdaş (kalam - тростник, daş — камень), которое в форме каран-даш вошло в русский язык.

Теперь этимологу остаётся доказать, что карандаш — это изменившее свой фонетический облик слово *kalamdaş. Есть ли в словарном составе русского языка слова, в которых произошла мена м на н и л на р?

Явление мены м на н в русском языке не необычно: оно наблюдается в таких словах, как доМкрат - доНкрат, жеМчуг — жеНчуг, иМбирь — иНбирь, каМфора — каНфора. Следовательно, *kalamdaş > *kalandaş. Что касается замены звука л звуком р в русском языке, то она тоже не представляется невозможной: мусульманин — басуРманин, мумЛить - мумРитъ, обмишуЛить — обмишуРить, Следовательно, и *kalamdaş> karandaş.

Примеры говорят о том, что первый компонент композита карандаш никакого отношения к кара — “чёрный” не имеет, он является фонетически изменённой формой слова kalam — “тростник”, чем и объясняется наличие звука и в рассматриваемом слове.

Из тюркоязычных народов азербайджанцы сохранили первоначальную форму *kalamdaş — гэлэм-даш, которая до недавнего времени употреблялась наравне с заимствованной из русского языка формой карандаш, но была вытеснена последней, что отмечается в «Азербайджанско-русском словаре» 1941 г.

Считавшаяся долгое время бесспорной этимология слова карандаш стала ошибочной. Теперь словарная статья, посвящённая этому слову, в этимологическом словаре может выглядеть так:

Карандаш — тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку и употребляемая для письма, черчения и рисования. Восходит к тюркскому *kalamdaş - «тростник-камень» (тростниковая трубочка с вставленным в неё стержнем из графита). Ср. азерб. гэлэмдаш (гэлем — “перо”, “ручка”, “тростник”, даш — “камень”) — карандаш. При заимствовании ещё в тюркских диалектах слово *kalamdaş претерпело фонетические изменения: в нем звук м изменился в н, а л в р (как в словах канфора вм. камфора, басурманин вм. мусульманин).

Приведённая этимология, изложенная в статье «К этимологии слова карандаш», предлагается и венгерским тюркологом Ю. Неметом. Позже статья была опубликована на немецком языке в сборнике Acta linguistica, Academiae Scientiorum Hungarice под названием Das Russische Wort карандаш Bleistift.

Всякая новая этимология какого-либо слова может быть или истинной, или гипотетической. Как только одна из гипотетических этимологий переходит в разряд бесспорных, все остальные этимологии этого же слова, сколько бы их ни было, признаются ошибочными.

Некоторые лингвисты считают, что последующие этимологические словари не должны давать этимологию, ошибочность которой доказана. Высказывается и иная точка зрения. Р. А. Ачарян, например, пишет: «Упоминание об ошибочных этимологиях наряду с правильными отражает историю развития науки. Это — картины или зеркало всех тех изысканий, которые произвели многие авторы, чтобы достигнуть истины: ошибочные этимологии подкрепляют достоинства правильной этимологии».

Введенская Л. А., Колесников Н. П. — Этимология — СПб, 2004 г.

Слово «карандаш» настолько для нас привычно, что никто и не задумывался о его значении и происхождении в русском языке. А между тем это слово возникло в нашем великом и могучем языке несколько веков назад. Происхождение слова «карандаш» вовсе не загадка. Лингвисты уже давно определились с его происхождением. Само слово не исконно русское, а пришло к нам из другого языка. Откуда именно, читайте дальше…

Когда появился карандаш

Появление в быту этой пишущей принадлежности еще древнее, чем само слово. Такой предмет появился еще в тринадцатом веке. Использовался в те времена исключительно художниками. Они прикрепляли тонкую серебряную проволоку к ручке. Стереть то, что начертали, было невозможно. Свинцовым карандашом писали в те времена портреты вельмож. Такой техникой пользовался немецкий художник и график Альбрехт Дюрер.

Еще через сто лет миру открылся Технология его изготовления сложна. Стержень такого карандаша изготавливали из глинистого сланца!

Этимология слова

Происхождение слова "карандаш" связано с тюркским языком. Пришло оно в русский язык из тюркского в пятнадцатом веке. Слово "карандаш" образовано сращением двух основ: «кара» означает "черный", а «даш» - это "камень" или "шифер". Корень «кара» присутствует во многих русских словах. Например: название города Карасук означает "черная вода", ведь его основали на берегу речки.

Карандаш: значение слова

Еще 200 лет Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре дал определение слову "карандаш".

  1. Это графит или ископаемое, которое состоит из железа и угля.
  2. Графит, вставленный пруточком в трубочку, сделанную из дерева, предназначенную для рисования и прочего творчества.
  3. Любая сухая краска в пруточках для прорисовки и письма и пастелью.

Синонимы

Как у любого слова, так и у карандаша в русском языке есть синонимы. Их корректное употребление будет зависеть от контекста, в который вы помещаете заменяемое слово. Итак, слово "карандаш" можно заменить словами: автокарандаш, кляузник, писало, пастель и так далее.

Со словом "карандаш" в русском языке есть пословица. Гласит она о том, что карандаш создан для письма, а молот - для ковки.

Карандаш в искусстве

Происхождение слова "карандаш" уже вам известно. И многие из нас знают, что картины пишут красками, пастелью и карандашами. Когда рисунок изображен при помощи карандаша, то эту технику в искусстве живописи называют графикой. Но современное поколение не знает, что в эпоху советского цирка на арене выступал добрый и светлый клоун Карандаш - Михаил Румянцев.

Однажды ему предстояло выступать в Румянцев захотел выходить на сцену под сценическим псевдонимом. Начался сложный поиск звучных и запоминающихся слов, передающих лейтмотив его миниатюр. Находясь в цирковом музее, Михаил Румянцев рассматривал афиши и альбомы. Ему попался под руку альбом с карикатурами, которыми заинтересовался клоун. Автором этих карикатур был француз - Каран д’Аш. Тогда-то и задумался Румянцев над этим словом. Применяя это слово как псевдоним, он решил, что предмет этот ходовой, особенно среди детей. Так и остановился на этом псевдониме клоун Михаил Румянцев - Карандаш.

Заключение

История слова «карандаш» проста. Оно заимствовано из тюркского языка в пятнадцатом веке, а значит, оно не исконно русское. Первые упоминания о карандашах зафиксированы в летописях семнадцатого столетия. А массовое производство этой пишущей принадлежности началось веком позже в Германии. Происхождение слова "карандаш" вы знаете. Но слышали ли вы, что значит надпись «Кохинур» на нем? Компания, выпускающая карандаши, назвала их в честь алмаза под именем «Кохинур», что в переводе с персидского означает «Гора света».

Инструменты для письма известны с древних времен, как раз в тот период как у людей возникла потребность составлять документы, вести переписку или просто фиксировать свои мысли.

Создателями прародителя авторучки можно считать древних египтян - в захоронении фараона Тутанхамона обнаружена медная заостренная трубочка, которую наполняли жидкостью темного цвета - чернилами. Они медленно стекали по волокнам стебля и на заостренном конце трубочки накапливались. В процессе письма при надавливании, на папирусе оставалась четкая тонкая линия.

Римляне применяли оловянное стило для черчения на свитках папируса и пергамента, и письма на восковых табличках.

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть написаное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Такими инструментами пользовались такие мастера графики как Дюрер, Ван Эйк и Ботичелли.

История карандаша начинается с XIV века. Известен так называемый «итальянский карандаш», который появился в это время. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца.

Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Древесный уголь продолжали использовать, как и в древности, но уже не в виде головешек из костра, а, например, специально обрабатывая в печи ивовые палочки в горшке, запечатанном глиной.

С прототипами скорее всего и связано появление слова «карандаш». Оно восходит к тюркскому karadas - «черный камень» и турецкому karatas – “чёрный сланец”. Лингвисты связывают с ним также слово карандыш – крошка, карапуз, маленький человек, указывая на близость его значения с немецким словом «stift» - карандаш карапуз.

Графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд открыли в земле темную массу, которую использовали для того, чтобы метить овец. Первоначально из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала, используемого для отливки пуль. Но, определив непригодность нового материала для этих целей, начали изготавливать из него тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Такие палочки были мягкими, пачкали руки и подходили для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Покупатели, в основном художники, зажимали эти графитовые палочки между кусочками дерева или веточками, обворачивали их в бумагу или обвязывали их бечевкой.

Так называемый «парижский карандаш» («соус») изготавливался из смеси белой глины и черной сажи. Он оказался хорош тем, дает черный след на бумаге и меньше ее царапает. Им до сих пор рисуют художники-графики. Во Франции же в XV веке была изобретена пастель путем добавления к мелу пигментов и жиров. Использовали при этом гуммиарабик или сок смоковницы, например. Леонардо да Винчи принадлежит заслуга открытия сангины - «красного мела». Это природный каолин, окрашенный окислами железа.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы догадались смешивать графитный порошок с серой и клеем, получая, таким образом, стержень не самого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Понятно, что так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Современный карандаш изобрел в 1794 году талантливый французский ученый и изобретатель Николя Жак Контэ (Conte). В конце XVIII века английский парламент ввел строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Нарушение этого постановления каралось очень строго, вплоть до смертной казни. Но, не смотря на это, графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путем, что привело к резкому увеличению его цены.

По заданию французского конвента Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки повышенными температурами была достигнута высокая прочность однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твердости (Т, М, ТМ или в английском варианте: Н - твердый, В - мягкий, НВ - средней твердости). Цифры перед буквами обозначают дальнейшую степень мягкости или твердости. Это зависит от процентного содержания графита в смеси, что также влияет на цвет стержня (грифеля) - чем больше графита, тем темнее и мягче грифель карандаша.

В конце XVIII века чешский фабрикант Й. Гартмут, выпускавший лабораторную посуду, соединил глину и графит, положив начало карандашному производству знаменитого «KOH-I-NOOR».

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифеля для механических карандашей (до 0.3 мм).

Привычную нам шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл (Faber-Castell), заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.

В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс - дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире - «гросс» единица измерения количества именно карандашей.

С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет. Совершенствуется производство, оттачивается качество, количество выпускаемых карандашей становится астрономическим, но идея трения слоистой красящей субстанции о шершавую поверхность остается удивительно жизнеспособной.

Изобретение карандаша в деревянной оправе, в силу удобства пользования, а также сравнительной простоты и дешевизны их изготовления, облегчило процесс закрепления и распространения информации. Чтобы оценить преимущества этого новшества, необходимо вспомнить, что письменность многие века была сопряжена с такими атрибутами, как гусиные и, позже, металлические перья, чернила или тушь. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы, когда надо было моментально зафиксировать что-то. Недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот: «взять на карандаш».

2/3 материала составляющего простой карандаш уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса (Cross), пионера современных пишущих инструментов, на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

Это скромное начало повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) - цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую владельцем карандаша.

15 сентября 1912 года 19-летний Токудзи Хаякава открыл в центре Токио небольшую мастерскую металлической галантереи. Затем умудрился изобрести вечно острый карандаш. Так началась карьера основателя Sharp Corporation, одной из ведущих электронных компаний.

Казалось бы, изобретать карандаш - это все равно что изобретать велосипед. Но Хаякава умудрился сделать из этого простого и привычного всем предмета нечто совершенно новое. Он придумал оригинальный механизм, позволявший все время поддерживать карандашное острие в рабочем состоянии, и поместил его в металлический футляр. Грифель выдвигался наружу благодаря вращению футляра. «Механический карандаш Хаякавы» - под таким названием он запатентовал изобретение - был лишен недостатков его предшественника, который делался из целлулоида и был ужасно неудобным, некрасивым и непрактичным.

В 1915 году Хаякава выпустил свои карандаши в продажу. Расходились они плохо: металлический футляр холодил пальцы и плохо смотрелся с кимоно. Хаякава упорно продолжал работать на склад, пока не дождался крупного заказа от одной торговой фирмы из портового города Иокогама. Оказалось, что в Европе и США «карандаш Хаякавы» завоевал популярность. Крупные японские торговцы быстро оценили экспортный потенциал нового товара и принялись скупать карандаши прямо на фабрике. Она была загружена до предела, а торговцы требовали все больше и больше. Тогда для производства карандашей Хаякава создал еще одну фирму, а сам продолжал работать над их конструкцией. В 1916 году он разработал головку для грифеля, и механический карандаш принял тот облик, который сохраняет и по сей день. Изделие получило новое имя - «вечно острый карандаш», Ever-Ready-Sharp Pencil. Отсюда и ведет свое происхождение название корпорации Sharp.

Стоит еще раз вернуться к упоминанию фирмы Н.-Ж.Конте. В конце XX века она выпустила Conte Evolution - карандаш, не содержащий дерева, который изготавливается на одной производственной линии всего за одну минуту или даже чуть меньше. Рецепт является секретным. Известно только, что он готовится на основе синтетической резины, раствор которой вытягивается в форме спагетти, нарезается на секции, затачивается с одного конца, обрезается с другого (к которому может быть добавлен ластик) и покрывается краской.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0.3мм, 0.5мм, 0.7мм, 0.9мм, 1мм).

Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной в 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день. И Хемингуэй писал тоже только деревянными карандашами.

Есть и другой любопытный факт современных преимуществ, казалось бы, такого бесхитростного инструмента, как карандаш. В космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе (по проекту, стоимость которого исчислялась 3,5 млн. долларов), а советские космонавты пользовались безотказными карандашами.