Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Атомная сказка. «Атомная сказка» вызвала взрыв возмущения VI

Атомная сказка. «Атомная сказка» вызвала взрыв возмущения VI

Основная цель урока анализа стихотворения Ю. Кузнецова " Атомная сказка": совершенствование навыков анализа стихотворения. Анализ поэтического произведения,как известно, не сводится к механическому фиксированию тропов, дети должны понимать их художественное назначение в конкретном произведении. Важно понимать, что название произведения тоже может помочь в понимании идеи произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юрий Поликарпович Кузнецов

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Ю. Кузнецов. «Атомная сказка». Урок одного стихотворения. 7 класс.

Цель урока : развивать, совершенствовать умение анализировать стихотворение. Воспитывать внимание, интерес, любовь к родному слову, умение сочувствовать, сопереживать.

Словарь : ирония, сарказм, философский (вопрос)

Ход урока.

Объявление темы и цели урока.

Как вы понимаете смысл предложения: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»?

Тема нашего урока необычна: в ней заключен философский смысл. А какие вопросы называют философскими?

(те, которые содержат глубокую, жизненно важную идею)

Мы познакомимся со стихотворением Юрия Поликарповича Кузнецова «Атомная сказка».

(Чтение стихотворения учителем)

Юрий Кузнецов.

Атомная сказка

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! –

Положил он лягушку в платок

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Жалость к погибшему животному, негодование)

Да, такие сильные чувства охватывают читателя… А ведь поэт нигде не осудил прямо своего героя, не возмутился его жестокостью, не высказал вслух сочувствия к животному. Давайте посмотрим, как построено стихотворение, как сумел поэт придать такую силу самым простым словам.

Мы прочитали сказку, но не простую, а «атомную», то есть сказку современную, сказку атомного века. А герой нам знаком по народным сказкам. Как его зовут?

(Иванушка-дурачок, Иван дурак) А как называют сказочного героя чаще? (Иванушка-дурачок) Почему?

Прочитайте первые две строфы стихотворения. Чем похоже начало стихотворения на народную сказку? (Сюжет, имя героя, радостное настроение, предвосхищение счастья).

Однако финал атомной сказки трагичен.

Зачем Иванушка взял лягушку с собой? Прочитайте .

«Пригодится на правое дело». О каких делах говорится так? (Учащиеся определяют значение слова по толковому словарю. – О делах, которые могут осчастливить все человечество.)

Зачем Иванушка разрезал живую лягушку, пропускал ток через её тело?

(Он хотел быть ученым, хотел познать мир, узнать, как устроено тело лягушки)

Что Иван узнал о лягушке, а чего не узнал и никогда не узнает?

(Узнал, как устроен организм лягушки. Никогда не узнает, как она прекрасна, не поймет, что она могла бы стать его счастьем, его судьбой, смыслом жизни).

Почему он не смог узнать этого? (Потому что не любит лягушку, глух и слеп к её страданию)

Прочитайте два последних стиха. Какие слова, не являясь антонимами, противопоставлены друг другу? (познанье – дурак). Случайно ли эти слова поставлены рядом? (Нет. Познанье не делает героя умным, он остается дураком).

Почему так случилось? (Царевич не любит лягушку, не видит красоты природы, не любит природу, а любит только свои знания о ней).

Сделайте вывод: какова основная мысль (идея) стихотворения?

Записи в тетради:

Тема. Старая сказка на новый лад.

Идея: Только добрый человек может быть мудрым, только доброму взгляду на мир открывается его красота.

Художественные особенности.

Как раскрывается основная мысль стихотворения? Как «работают» в нем тропы? Найдите тропы и определите, какова их роль.

Эпитеты: белое царское тело, сребристый след судьбы . Почему прилагательное белое считаем эпитетом? Почему тело царское ? Возможно, намек на родство с царевичем?

Перечитайте первую строфу. В ней есть слово, настоящий смысл которого открывается нам только после прочтения всего стихотворения (Счастливая сказка.) Как вы считаете, это слово звучит серьезно, иронически или ирония возрастает до сарказма ?

Объясните смысл и роль метафоры: в каждой жилке стучали века.

Определите стихотворный размер. Какой темп, тон задает стихотворению анапест?

(Сделайте записи в тетради).

Как вы считаете, актуальна ли тема произведения сегодня? Чему учит, о чем заставляет задуматься стихотворение?

Многие читатели восприняли эти стихи как научно-техническую контрреволюцию . У детей может возникнуть вопрос: получается, что стихотворение направлено против ученых, проводящих опыты над животными с целью спасения человека от смертельных болезней? Что такие опыты безнравственны? Но как же можно отказаться от открытий медицины, без которых под угрозой окажется здоровье и даже жизнь человека, целых поколений? Ответ – в заглавии стихотворения . Атомная сказка, сказка об атомном веке, который ставит человека перед нравственным выбором так часто, что мы привыкаем не решать нравственные проблемы, а проходить мимо них. Атомный век, обогативший человечество знаниями, становится препятствием на пути к мудрости.)

Самостоятельная работа. Идейно-художественный анализ стихотворения Ю.Кузнецова «Атомная сказка» (связный устный рассказ по составленным в классе записям)

Домашнее задание (по выбору учащихся ) Сочинение-миниатюра: «Зорко одно лишь сердце» (письменно)

Или: выучить наизусть стихотворение «Атомная сказка» Ю.Кузнецова.


С середины 70-х годов XX века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение школьников от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика новыми педтехнологиями и нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Педагогические технологии – такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер, гарантирует успех учебного процесса. В основе технологии – ценностные ориентации, целевые установки учителя, технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели. Любая педтехнология воспроизводится с учетом авторского почерка учителя. Авторский почерк учителя особенно отчетливо прослеживается в такой форме учебной деятельности как нестандартный урок.

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов о нестандартных уроках расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Слову «урок» почти полторы тысячи лет. И столько же лет урок решает следующие задачи: обучить, воспитать, главное, развить. Развивающий аспект триединой цели урока – это наиболее трудный аспект для учителя по двум причинам:

1) учитель стремится формировать новый развивающий аспект к каждому уроку, забывая, что самостоятельность процесса развития относительна и происходит медленнее, чем процесс обучения и воспитания;

2) недостаточное знание учителем психологической структуры ребенка и тех сфер личности, которые необходимо развивать.

Развивающий аспект цели урока, в отличие от обучающего и воспитывающего, может быть сформулирован для триединой цели нескольких уроков и целой темы. Складывается он из следующих блоков:

1) развитие речи (обогащение словарного запаса ученика, усиление коммуникативных свойств речи, так как речевое развитие – показатель интеллектуального и общего развития ученика);

2) развитие мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать.

Правило можно вызубрить, хотя это не принесет большой пользы, но развить речь и мышление насильно нельзя. Развитие происходит в том случае, если ребенку на уроке интересно, если он сам активно включается в учебную деятельность. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать нестандартные уроки в главную форму деятельности нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности, отсутствия серьезного познавательного труда. Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представления о целях и задачах, методике проведения таких занятий. Одним из наиболее интересных нестандартных уроков является урок-мастерская.

Уроки-мастерские впервые стали проводится во Франции более 80 лет назад, в отечественной педагогике практикуются с 1990 года.

Урок-мастерская имеет определенный алгоритм действий:

1. (урок начинается без объявления темы). Первый этап – «индуктор» - толчок, трамплин, творческое начало, которое мотивирует всю дальнейшую деятельность каждого, создает комфортную ситуацию для ребенка. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, но главное – неожиданное, загадочное, личностное. В качестве «индуктора» могут быть использованы открытка, фотография, слово, знак и т.п.

2. Работа с материалом:

а) деконструкция (смешение, превращение в хаос явлений, слов, событий);
б) реконструкция (создание своего текста, рисунка, высказывания и т.п.)

3. Первичная социализация, то есть соотнесение своей деятельности с деятельностью других (работа в группе, диалог, представление промежуточного результата своего труда).

4. Самокоррекция (ребенок критически осмысливает то, что изобрел, сравнивает свое с чужим. Во время обмена

промежуточным результатом замечает что-то полезное для себя у других).

5. Информационный запрос.

6. Творчество (на чистом листе бумаги ученик заново переписывает то, что у него получилось).

7. Новая социализация (ученики могут обменяться листами, прочитать свою работу вслух).

8. Разрыв (момент озарения и кульминации творческого процесса; ученик смотрит на свою работу как на чудо: был исходный материал, все разрушил, перемешал и получил нечто новое).

9. Может вновь появиться информационный запрос.

10. Рефлексия (происходит самоанализ сделанного, но не просто оценочные суждения, должен идти анализ движения собственных мыслей, чувств, знаний).

Работа по вышеприведенному алгоритму часто приводит к неожиданному результату, так как ни одно мнение, высказанное по заданной теме или проблеме, не считается ошибочным. Внутренне раскрепощаясь, ученик пишет и говорит то, что он думает, а не то, что от него хотят слышать. Мы можем говорить о том, что нестандартный урок приводит к «нестандартному» взгляду на произведение. Ребенок не просто откликается на художественное произведение, потому что этого требует учитель, а сквозь призму собственного «Я» рассматривает проблемы, поднятые автором в произведении, соглашается или не соглашается с мнением автора, критиков, учителя, предлагает собственное решение данных проблем. Особенно эффективно проведение урока-мастерской при подготовке учеников к написанию творческих работ.

Цели урока: cовершенствовать умение анализировать поэтический текст; продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся; привлечь внимание детей к проблеме духовности в бездуховном мире; воспитание сознательного, активного интереса к знаниям.

Оформление доски

(Тема урока не записана)

Иванушка --> Иван-дурак
Звукопись графический рисунок

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Лирические произведения, как это ни печально, любят немногие читатели. Действительно, в одних стихах трудно, почти невозможно уловить смысл, в других могут казаться непонятными и ненужными нагромождения слов. Некоторые поэты даже боялись быть понятными читателям. Например: Осип Мандельштам писал другу: «Я становлюсь понятен, это меня пугает». Стихи – это тайна, а тайна не может быть ясной и понятной. Для того чтобы понять лирическое произведение, мало знать, надо чувствовать: поэзия, в первую очередь, будит чувства. Помните это, когда мы будем говорить о стихотворении. Написал стихотворение, о котором мы будем говорить сегодня на уроке, Юрий Кузнецов – наш с вами современник. Читать произведение мы пока не будем, как оно называется, я не скажу. Вы, с моей помощью, восстановите содержание стихотворения, определите его главную мысль, озаглавите, а затем познакомимся с текстом.

II. Ассоциации

На доске записана первая подсказка – имя лирического героя, который из Иванушки превращается в Ивана-дурака.

Какие ассоциации возникают в памяти, когда вы слышите имена данных сказочных героев. Запишите в тетради эпитеты, характеризующие Иванушку и Ивана-дурака.

(Ученики читают варианты своих ответов, на доске учитель записывает ассоциации и эпитеты, встречающиеся у многих)

Вторая подсказка – что же должно было произойти, чтобы добрый и милый Иванушка превратился в грубого Ивана-дурака?

III. Звукопись

Еще одна подсказка. На доске записана звукопись стихотворения, то есть из слов выписаны звуки, находящиеся в сильной позиции. Звукопись может многое сказать о стихотворении, если знать смысловую характеристику звуков. («а» -светлый, «о» -темный, «и», «ы» - холодные, «э» - теплый)

э а и ы и а э
а э э а ы о у о
а а о ы ы э э а э
у и а и и о
о о э о о у а а
и э ы а ы а а
а о у о ы а а
и о о ы и э а

Чаще всего встречается звук «а». О чем это говорит?

(Общий фон стихотворения «светлый». Такой фон традиционен для народных сказок, где темные силы, как бы сильны они ни были, всегда терпят поражение).

- «Светлому» «а» противопоставлен «темный» «о», «теплому» «э» - «холодные» «и», «ы». Что это выражает?

(Борьбу, происходящую в душе героя).

Обобщим все, что нам известно о стихотворении.

(Действие сказки происходит в современном мире. События развиваются не по сказочному сценарию: лирический герой меняется в худшую сторону).

IV. Графический рисунок стихотворения

Перед вами графический рисунок стихотворения. Каждая черточка в строке заменяет слово, по ломаной линии, которой соединяются концы строк, тоже можно сделать какие-то выводы.

Какова же тема стихотворения?

(Ученики высказывают свои предположения).

V. Чтение стихотворения Ю.Кузнецова «Атомная сказка»

Что мы можем добавить к тому, что уже сказали?

(Современность жестока, добрый человек в ней вряд ли выживет. Сказка из счастливой становится несчастной. От такого поведения Ивана-дурака рушится все хорошее, светлое, что накоплено человечеством. Наша судьба – погибнуть от жестокости и непонимания или научиться быть человечными. Красивая мечта также необходима, как и практически полезная вещь).

VI. Работа над названием стихотворения

Как, по-вашему, называется стихотворение?

(«Жестокая сказка», «Новая сказка», «Современная сказка», «Ужасная сказка». Как правило, никто из учеников не может правильно ответить на данный вопрос, хотя суть проблемы понимают верно)

Стихотворение Ю.Кузнецова называется «Атомная сказка». Почему сказка «атомная»?

(Атом – это не только мирная энергия, но и то, что может привести мир к катастрофе. Благополучие людей зависит от выбора, который каждый из нас сделает).

VII. Домашнее задание или, если есть время, самостоятельная работа в классе

Подвести итог работы над стихотворением, сочинив свою «Атомную сказку».

Примечания

Приведенные в скобках ответы даны учениками 8-го класса.

Самое страшное, когда человек становится лишним предметом (мало того, что предметом, так ещё и лишним), когда не находит себе места в самом буквальном смысле слова. Порой достаточно пяди земли в чужом сердце, чтобы человек устоял, не погиб, даже если в материальном мире места для него больше нет. Но если нет и сердца, готового стать пристанищем для души, тогда она считай погибла. Именно это случилось с Цветаевой.

Если я вам кажусь прекрасной - не верьте, я намного хуже.
Если же вы поражены моим уродством - опять не верьте, я - лучше.

Богу от нас ничего не нужно, кроме того, чтобы мы были.

Заяц, встречаясь с волком, дрожит от страха.
Волк при встрече с зайцем дрожать не станет.

Православие - не трон, а крест.

Мир стоит, пока существуют чудаки. Когда останутся только умники - мир рухнет.

Мою Родину определяет мой внутренний человек, который сформирован даже не культурой, а каким-то внутренним голосом, зовом быть. Но быть не вообще, а в конкретных координатах.

Дар - это не только наличие чего-то, но и отсутствие; это не только одарённость, но и уязвимость.

Новый вид христианской любви к врагу изобретён сегодня. Мы теперь так любим врагов, что предаём из любви к врагу святыни и святых.

Мы своими действиями или бездействием создаём реальность, в которой живём. На самом деле реальностей много, побеждает в итоге та, носители которой наиболее активны.

Как пёс приходит с прогулки по пустырю в репьях, так читатель должен приходить с прогулки по книге весь в искрах жизни, смыслов и радости.

Принципы - палка, которой маленькие люди избивают больших.

Бездарных людей не бывает наверное, но есть пренебрегшие даром, неразвитые, плоские. Ведь дар - это не столько данность, сколько заданность. То есть, человек должен быть устремлённым навстречу дару, жаждать его, должен расти, питаясь вожделенным. Правильная жажда и устремлённость - в основе всего.

Тот, кто личную корысть ставит выше общей пользы, оказывается не только преступником и предателем, но и проигравшим.

Зависть - это внешнее чувство, т.е. оно не может прийти изнутри внутреннего события. Озарение роднит, соединяет людей, а зависть и злоба присуща тем, кто вне этого опыта, кто не вошёл, кто «за дверью». Может быть, зависть - это начальная степень «плача и скрежета зубов» внешних, о котором говорит евангелист (Мтф. 8:11).

Сначала возникает в нас вопрос, вопрошание, потом неизбежно следует ответ. Подлинное вопрошание беременно ответом. А ответ без вопрошания не дает ничего кроме надмевания и мнения о своем знании, с которым так яростно боролся ещё Сократ.

Достоинство - это собранность воедино, наличие всех частей целого на своих местах и нахождение этих частей в правильных отношениях друг с другом - т.е. отношениях целостности.

Любую проблему можно решить, используя принцип «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди» (Мтф. 18:20), т.е. если проблемы не решаются, значит мы не собираемся их решать во имя Его, а хотим решить во имя своё (если вообще хотим решить, а не предпочитаем ничего не видеть и не слышать). Или же попросту каждый находится на своей волне и думает лишь о себе и своём, теряя из виду другого.

Человек без моральных принципов - чудовище. Но живущий по моральным принципам вместо любви - чудовище не меньшее.

Если Луч направить на козу, она заговорит. Если Луч направить на камень, и он заговорит. Говорение - в Луче, а не в предмете; в Луче, а не во мне.

Хочешь, я расскажу тебе сказку? Увлекательную сказку, в которой нет ни слова выдумки: все чудеса - настоящие, приключения - на самом деле опасны, а герои - живут среди нас.

Вот, послушай.
Жили в грифеле одного простого карандаша дружные атомы графита. Были они очень дисциплинированные и организованные и, в отличие от многих других атомов, располагались в строгом порядке - слоями.
Я думаю, что все атомы графита носили одинаковую одежду и ходили строем, а может, это такой специальный лагерь, вроде пионерского или бойскаутского, и атомы графита - на самом деле, воины вроде ниндзя, и жизнь их строго подчинена приказам.
Так или иначе, когда маленькая девочка начинала рисовать кошку или просто каляки-маляки, атомы графита, отдав честь своему командиру, отделялись от грифеля ровными слоями, и на бумаге появлялся рисунок…

Именно так и «работает» обыкновенный карандаш.

Вот и весь секрет: атомы друг за друга цепляются, если расстояние между ними не очень большое, на больших же расстояниях они друг друга не замечают.

Или вот ещё одна сказка, слушай…


Жил-был атом кислорода. Беленький, кругленький и улыбчивый, носил панамку в жаркую погоду, тщательно чистил зубы утром и вечером - короче говоря, был очень приличным атомом. Подружился он с парочкой других, не менее приличных и положительных во всех отношениях атомами - водорода. Ну да, кислород и водород стали дружить, прямо не разлей вода! Кстати, вода в результате и получилась. Не верите - спросите у мамы. И пришло к ним в гости много атомов железа. Сами по себе, очень важные и нужные атомы. Казалось бы, все такие хорошие по отдельности, а как все вместе задружились, знаете, что получилось? Ржавчина.
Кстати, забыла спросить. А ты знаешь, что это такое - атомы?

Атом - это самая маленькая частичка вещества. Атомы совсем крошечные, меньше микроба. У каждого есть своё имя и номер. Взвесили атомы, расставили их по порядку и пронумеровали. Номер один - самый легкий, второй атом потяжелее, третий тяжелее, и так далее.

Или вот ещё сказка, не про атомы.


Жила себе в маленьком стеклянном домике ртуть. Домик у неё был узкий и тесный, и вообще это был носик градусника. Всё бы ничего, но время от времени в домике становилось нестерпимо жарко. И тогда ртуть начинала толстеть, ведь она родственница железа, а значит - тоже металл. А все вещества при нагревании расширяются.

Что же мне делать?! - стонала ртуть, задыхаясь в душной стеклянной комнате. - Куда девалась моя тонкая талия?! Я сейчас лопну от жары! Дайте же мне выйти!

И начинала выбираться из домика-носика и подниматься по лестнице - шкале с цифрами.

И когда мама забирает у тебя градусник, она смотрит, до какой черточки поднялась ртуть, и огорчается, если ртуть забралась очень высоко. Ну а потом берёт и сильно-сильно трясёт градусник, чтобы ртуть спряталась обратно в свой домик. Потому что вверх по трубочке ртуть легко забирается сама, а вот вниз ей никак, даже если её остудят.

А хочешь сказку о том, как едет троллейбус? А о громе и молнии? А о том, что такое электричество? А о том, почему в термосе сохраняется тепло?

Сказать по правде, про то, что атом кислорода носит панамку, а ртуть волнуется о размере своей талии, я сама придумала, а вот остальное - прочитала в книжке Антонины Лукьяновой «Настоящая физика для мальчиков и девочек» . Там таких историй не один десяток, и все они - ответы на детские «почему?» Это, к слову, большая редкость, когда взрослые честно отвечают детям на сложные вопросы. Впрочем, взрослым там тоже есть что почитать. Тем, кто забыл, почему самолёт летит, а корабль плывет, а не наоборот…

Материал подготовлен для портала
http://family.booknik.ru