Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография и достижения жана жоржа новера. Новерр, жан жорж Подробная биография жан жорж новера

Биография и достижения жана жоржа новера. Новерр, жан жорж Подробная биография жан жорж новера

французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 г. отмечается как международный день танца. Среди его педагогов были французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель . Его первое выступление состоялось в 1742 г. в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV . После удачного дебюта сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского. По возвращении в Париж был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик, а вскоре, в 1748 г., женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совер. В 1748 г., когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), он отправился по театрам городов Европы и до 1752 г. выступал в Страсбурге и Лионе, а затем уехал в Лондон, где провел два года в труппе британского актера Дэвида Гаррика , дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, он пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде балетного фрагмента; он продумывал серьезную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей. В 1754 г. он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники». Затем судьба вновь забросила его в Лион, где он прожил с 1758 и 1760 гг. поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» – где осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он отменил театральные маски у танцоров, тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства. Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима – до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до него не несла основной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Эта большая теоретическая работа впоследствии выдержала множество переизданий и была переведена на европейские языки: английский, немецкий, испанский, а затем и на другие. Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803-1804 гг. под названием «Письма о танце» – книга стала известна и издана в России благодаря его ученику Шарлю Ле Пику , приглашенному в Петербург в 1787 г. в качестве первого танцора, а затем и хореографа. В 1760 г. Новерр приглашается в Штутгарт, где провел семь лет. В Штутгарте герцог Карл II Вюртембергский, большой знаток и любитель театра, создал для служителей искусств свободную творческую обстановку, что привлекло много талантливых людей: музыкантов, артистов, художников. 11 февраля 1763 г. ко дню рождения герцога Новерр поставил балет на музыку Ж. Родольфа , тоже жившего в Штутгарте, «Ясон и Медея», где воплотил свои основные балетные реформы. Отказавшись от несуразных больших париков и закрывавших лицо масок, впервые ввел в балет пантомиму. В премьерном спектакле среди основных исполнителей были заняты: Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон), Шарль Ле Пик (Ээн), М. Гимар (Креуза). Эта постановка стала революционной в хореографии и имела такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. К нему устремились ученики и почитатели, желавшие с ним работать. К 1764 г. он руководил труппой из пятнадцати солистов и кордебалета из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины. Через семь лет переехал в Вену, оказавшись под протекцией будущей королевы Марии-Антуанетты , назначившей его королевским балетмейстером. Там, получив огромную свободу в постановках, он смог реализовать свои многочисленные идеи по реформаторству в балете, сочинив и поставив множество балетных представлений. Затем он поставил большую пантомимическую постановку в несколько актов на сюжет «Семирамиды» Вольтера . Он привлек к сотрудничеству разных композиторов, в т. ч. Глюка , с которым создал несколько балетных композиций. В 1775 г. Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 г., короля Франции Людовика XVI , повелела ему прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки. В 1776-1781 гг. он возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра. В 1781 г. написал свои разработки по строительству нового зала Парижской Опера «Комментарий по строительству зала». Борьба с труппой, не желающей признавать новые веяния в балете, отнимала много сил и времени; занятый работой, он покинул пост в Парижской Опере (эту должность занял его ученик и сподвижник Жан Доберваль ) и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн». Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх, уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в т. ч. с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Он начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 г. прибыл в Сен-Жермен-ан-Лэ. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить.

Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 13 февраля 2011, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 6 правок.

Жан Жорж Новерр (фр. Jean-Georges Noverre) (29 aпреля 1727, Пaриж - 19 октября 1810, Сен-Жермен-ан-Ле) - великий французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как международный день танца.

Среди его педагогов были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.

Первое выступление состоялось в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV - было это, в 1742 году или в 1743 году. После удачного дебюта Новерр сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского. По возвращении в Париж он был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик, а вскоре, в 1748 году, женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр (фр. Marguerite-Louise Sauveur).

В 1748 году, когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), Новерр отправился по театрам городов Европы и до 1752 года выступал в Страсбурге и Лионе, а затем уехал в Лондон, где провел два года в труппе британского актёра Дэвида Гарика, дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента; он продумывал серьезную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей . В 1754 году он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники» («фр. Les Fêtes chinoises»). Затем судьба вновь забросила его в Лион, где он прожил с 1758 и 1760 гг. Там Новерр поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» («фр. Lettres sur la danse et les ballets») - он осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action - действенный балет ; требуя отмены театральных масок у танцоров, он тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства, вызвав резкую критику приверженцев старых танцевальных устоев. Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. … Композиторы, в большинстве своем, все еще, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией „пробегала“ м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…» . Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима - до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до Новерра не несла основной своей собственной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль .



Эта большая теоретическая работа впоследствии выдержала множество переизданий и была переведена на европейские языки: английский, немецкий, испанский, а затем и на другие. Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803-1804 гг. под названием «Письма о танце» - книга стала известна и издана в России благодаря его ученику Шарлю Ле Пику, приглашенному в Петербург в 1787 в качестве первого танцора, а затем и хореографа. С тех пор в России было несколько изданий на русском языке, книга переиздается вплоть до настоящего времени . Известный русско-французский балетный деятель Б. Кохно через много лет сказал о Новерре и Ле Пике: «Новер преобразил танец своей эпохи, а его балет-пантомима достиг России благодаря его ученику Ле Пику» .



В 1760 году Новерр приглашается в Штутгарт, где провел семь лет и где его учеником стал впоследствии выдающий танцор и хореограф, будущий пропагандист творчества и идей Новерра Шарль Ле Пик. В Штутгарте герцог Карла II Вюртембергского, большой знаток и любитель театра, создал для служителей искусств свободную творческую обстановку, что привлекло много талантливых людей: музыкантов, артистов, художников. 11 февраля 1763 года ко дню рождения герцога Новерр поставил балет на музыку Ж.Родольфа, тоже жившего в Штутгарте, «Ясон и Медея», где воплотил свои основные балетные реформы. Отказавшись от несуразных больших париков и закрывавших лицо масок, Новерр впервые ввел в балет пантомиму. В премьерном спектакле среди основных исполнителей были заняты: Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон), Шарль Ле Пик (Ээн), М. Гимар (Креуза). Эта постановка стала революционной в хореографии и имела такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. К нему устремились ученики и почитатели, желавшие с ним работать. К 1764 году Новерр руководил труппой из пятнадцати солистов и кордебалета из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины.

Через семь лет Наверр переехал в Вену, оказавшись под протекцией будущей королевы Марии-Антуанетты, назначившей его королевским балетмейстером. Там, получив огромную свободу в постановках, он смог реализовать свои многочисленные идеи по реформаторству в балете, сочинив и поставив множество балетных представлений. Он сам впервые ввел пантомиму в своем балете «Медея и Ясон» («фр. Medеe et Jason») на музыку Ж.-Ж. Родольфа в 1763 году . Затем он поставил большую пантомимическую постановку в несколько актов на сюжет «Семирамиды» Вольтера . Он привлек к сотрудничеству разных композиторов, в том числе Глюка, с которым создал несколько балетных композиций.

В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 года, короля Франции Людовика XVI, повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки.

С 1778 года - член Французской королевской академии танцев.

В 1776-1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять . В 1781 году Новерр написал свои разработки по строительству нового зала Парижской Опера «Комментарий по строительству зала» («фр. Observations sur la construction d’une nouvelle salle de l’Opéra»). Борьба с труппой, не желающей признавать новые веяния в балете, отнимала много сил и времени; занятый работой, Новерр покинул пост в Парижской Опере (эту должность занял его ученик и сподвижник Жан Доберваль) и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне , возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн» .

Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли (Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. ), он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Лэ. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить - 19 октября 1810 году он скончался.

Жан-Жорж Нове́рр (фр. Jean-Georges Noverre ; 29 апреля 1727, Париж, Франция - 19 октября 1810, Сен-Жермен-ан-Ле, там же) - французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как международный день танца.

Среди его педагогов были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.

Первое выступление состоялось в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV - было это, в 1742 году или в 1743 году. После удачного дебюта Новерр сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского. По возвращении в Париж он был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик, а вскоре, в 1748 году, женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр (фр. Marguerite-Louise Sauveur ).

В 1748 году, когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), Новерр отправился по театрам городов Европы и до 1752 года выступал в Страсбурге и Лионе, а затем уехал в Лондон, где провел два года в труппе британского актёра Дэвида Гарика, дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента; он продумывал серьёзную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей. В 1754 году он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники» («фр. Les Fêtes chinoises »). Затем судьба вновь забросила его в Лион, где он прожил с 1758 и 1760 гг. Там Новерр поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» («фр. Lettres sur la danse et les ballets ») - он осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action - действенный балет ; требуя отмены театральных масок у танцоров, он тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства, вызвав резкую критику приверженцев старых танцевальных устоев. Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. … Композиторы, в большинстве своем, все ещё, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией „пробегала“ м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…» . Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима - до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до Новерра не несла основной своей собственной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль.

Эта большая теоретическая работа впоследствии выдержала множество переизданий и была переведена на европейские языки: английский, немецкий, испанский, а затем и на другие. Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803-1804 гг. под названием «Письма о танце» - книга стала известна и издана в России благодаря его ученику Шарлю Ле Пику, приглашенному в Петербург в 1787 в качестве первого танцора, а затем и хореографа. С тех пор в России было несколько изданий на русском языке, книга переиздается вплоть до настоящего времени. Известный русско-французский балетный деятель Б. Кохно через много лет сказал о Новерре и Ле Пике: «Новер преобразил танец своей эпохи, а его балет-пантомима достиг России благодаря его ученику Ле Пику».

В 1760 году Новерр приглашается в Штутгарт, где провел семь лет и где его учеником стал впоследствии выдающий танцор и хореограф, будущий пропагандист творчества и идей Новерра Шарль Ле Пик. В Штутгарте герцог Карла II Вюртембергского, большой знаток и любитель театра, создал для служителей искусств свободную творческую обстановку, что привлекло много талантливых людей: музыкантов, артистов, художников. 11 февраля 1763 года ко дню рождения герцога Новерр поставил балет на музыку Ж.Родольфа, тоже жившего в Штутгарте, «Ясон и Медея», где воплотил свои основные балетные реформы. Отказавшись от несуразных больших париков и закрывавших лицо масок, Новерр впервые ввел в балет пантомиму. В премьерном спектакле среди основных исполнителей были заняты: Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон), Шарль Ле Пик (Ээн), Мари-Мадлен Гимар (Креуза). Эта постановка стала революционной в хореографии и имела такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. К нему устремились ученики и почитатели, желавшие с ним работать. К 1764 году Новерр руководил труппой из пятнадцати солистов и кордебалета из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины.

Через семь лет Наверр переехал в Вену, оказавшись под протекцией будущей королевы Марии-Антуанетты, назначившей его королевским балетмейстером. Там, получив огромную свободу в постановках, он смог реализовать свои многочисленные идеи по реформаторству в балете, сочинив и поставив множество балетных представлений. Он сам впервые ввел пантомиму в своем балете «Медея и Ясон» («фр. Medеe et Jason ») на музыку Ж.-Ж. Родольфа в 1763 году. Затем он поставил большую пантомимическую постановку в несколько актов на сюжет «Семирамиды» Вольтера. Он привлек к сотрудничеству разных композиторов, в том числе Глюка, с которым создал несколько балетных композиций.

В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 года, короля Франции Людовика XVI, повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки.

С 1778 года - член Французской королевской академии танцев.

В 1776-1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять. В 1781 году Новерр написал свои разработки по строительству нового зала Парижской Опера «Комментарий по строительству зала» («фр. Observations sur la construction d’une nouvelle salle de l’Opéra »). Борьба с труппой, не желающей признавать новые веяния в балете, отнимала много сил и времени; занятый работой, Новерр покинул пост в Парижской Опере (эту должность занял его ученик и сподвижник Жан Доберваль) и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн».

Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли (Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх.), он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Ле. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить - 19 октября 1810 году он скончался.

НОВЕРР ЖАН ЖОРЖ - французский тан-цов-щик и ба-лет-мей-стер.

Ре-фор-ма-тор и тео-ре-тик хо-рео-гра-фического искусства.

Учил-ся у Ж.Д. Дю-пре и Л. Дю-пре. В 1740-х годах в па-риж-ском те-ат-ре «Опе-ра-Ко-мик», в при-двор-ной опе-ре в Бер-ли-не, в Мар-се-ле . С 1750 году в Лио-не (в 1751-1752 годы воз-глав-лял ба-лет-ную труп-пу как ба-лет-мей-стер). В 1754 году в «Опе-ра-Ко-мик» по-ста-вил свой пер-вый из-вест-ный ба-лет «Ки-тай-ский празд-ник». В этом и в по-сле-дую-щих по-став-лен-ных там же ба-ле-тах («Ис-точ-ник юно-сти», 1754 год; «Фла-манд-ские уве-се-ле-ния», 1755 год) при-дер-жи-вал-ся прин-ци-па жи-во-пис-но-сти, бе-ря за об-ра-зец стан-ко-вые кар-ти-ны, го-бе-ле-ны, из-де-лия из фар-фо-ра. В 1755 и 1756-1757 годы га-ст-ро-ли-ро-вал в Лон-до-не по при-гла-ше-нию Д. Гар-ри-ка.

Зна-ком-ст-вом со зна-ме-ни-тым ак-тё-ром Ж.Ж. Новерра объ-яс-нял пе-ре-лом в сво-их эс-те-тических взгля-дах - от-каз от изо-бра-зи-тель-но-сти во имя дей-ст-вен-но-сти хо-рео-гра-фии. В 1757 году по-ста-вил в Лио-не ба-лет «Рев-ность, или Празд-не-ст-ва в се-ра-ле» (му-зы-ка пред-по-ло-жи-тель-но Ф. Гар-нье), в ко-то-ром от-чёт-ли-во про-сту-пи-ли дей-ст-вен-ные мо-ти-вы, на-ме-ти-лись дра-ма-тич. ха-рак-те-ры.

В книге «Пись-ма о тан-це и ба-ле-тах» (1760 год) Ж.Ж. Новерр из-ло-жил свои взгля-ды на ба-лет как са-мо-сто-ят. спек-такль с креп-кой сю-жет-ной ин-три-гой, ло-гич-но и по-сле-до-ва-тель-но раз-ви-тым дей-ст-ви-ем, с ге-роя-ми - вы-ра-зи-те-ля-ми силь-ных стра-стей. При-зна-вал за ба-ле-том пра-во на-ру-шать клас-си-ци-ст-ские един-ст-ва мес-та, вре-ме-ни и дей-ст-вия в ин-те-ре-сах глав-но-го - ло-ги-ки раз-ви-тия сю-же-та, под-чи-нён-ной за-ко-нам му-зы-ки. Н. упо-ря-до-чил и раз-вил струк-тур-ные фор-мы ака-де-мического ба-лет-но-го тан-ца - соль-но-го и ан-самб-ле-во-го. На-чал осу-ще-ст-в-лять свою ре-фор-му в Штут-гар-те; в 1762 году на сце-не при-двор-но-го те-ат-ра по-ста-вил ба-лет «Ад-мет и Аль-це-ста» Ж.Ж. Ро-доль-фа и Ф. Дел-ле-ра, а так-же «Ри-наль-до и Ар-ми-да», «Пси-хея и Амур», «Смерть Гер-ку-ле-са» (все на му-зы-ку Ро-доль-фа).

В 1763 году соз-дал один из сво-их про-слав-лен-ных ба-ле-тов - «Ме-дея и Язон» Ро-доль-фа.

Эти и др. ба-ле-ты Ж.Ж. Новерра шли ме-ж-ду ак-та-ми опер, обыч-но по три ба-ле-та в од-ном спек-так-ле и, сле-до-ва-тель-но, бы-ли ко-рот-ки. Вме-сте с тем ка-ж-дый, от-ве-чая по смыс-лу то-му или ино-му ак-ту опе-ры, яв-лял со-бой раз-вёр-ну-тое и за-кон-чен-ное це-лое, час-то по-де-лён-ное на несколько эпи-зо-дов - ак-тов. Со-дер-жа-ние оп-ре-де-ля-лось пре-имущественно кру-гом ми-фо-ло-гических тем, от анак-ре-он-тич. ба-се-нок в га-лант-ном ду-хе до ге-ро-ич. и тра-гич. ис-то-рий, час-то за-им-ст-во-ван-ных из ре-пер-туа-ра современной дра-мы и опе-ры. Ж.Ж. Новерр об-ра-щал-ся так-же к ро-ма-нам, сказ-кам, восточной эк-зо-ти-ке.

В 1767 году за-клю-чил кон-тракт с опер-ным те-ат-ром Ве-ны, где со-труд-ни-чал с К.В. Глю-ком (ба-ле-ты в опе-рах «Па-рис и Еле-на» и «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка»). В конце 1760-х - середине 1770-х годов по-ста-вил ба-ле-ты на му-зы-ку Й. Стар-це-ра («Дон Ки-хот», «Род-жер и Бра-да-ман-та», «Пять сул-танш», «Адель де Пон-тье», «Ос-тав-лен-ная Ди-до-на», «Го-ра-ции и Ку-риа-ции» и мн. др.), на му-зы-ку Ф. Ас-пель-май-ра («Ацис и Га-ла-тея», «От-мщён-ный Ага-мем-нон», «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де», «Апел-лес и Кам-пас-па») и др.

В эпо-ху на-ро-ж-дав-шей-ся эс-те-ти-ки сен-ти-мен-та-лиз-ма Ж.Ж. Новерру бы-ли близ-ки идеи Ж. Ж. Рус-со: по-эти-за-ция ес-тествевных чувств и от-но-ше-ний, воз-вра-ще-ние че-ло-ве-ка к при-ро-де и т. д. Рус-сои-ст-ские мо-ти-вы ото-зва-лись в ба-ле-те «Бел-тон и Эли-за», по-став-лен-ном в Ми-ла-не (1775 год). Зна-чи-тель-но по-влия-ли на прак-ти-ку Ж.Ж. Новерр итальянская опе-ра-буф-фа и французская ко-мическая опе-ра. Поль-зу-ясь сце-на-рия-ми ко-мической опе-ры, он вы-вел на ба-лет-ную сце-ну об-ра-зы лю-дей из на-ро-да, а жан-ро-вые осо-бен-но-сти её му-зы-ки от-ра-зи-лись на хо-рео-гра-фии. Пан-то-мим-ное дей-ст-вие ба-лет-ных ко-ме-дий, уст-рем-ля-ясь к сча-ст-ли-вой раз-вяз-ке, за-кан-чи-ва-лось празд-ни-ком - тан-це-валь-ным ди-вер-тис-мен-том. При-ме-ром мо-жет слу-жить ба-лет «Доб-ро-де-тель-ная из-бран-ни-ца в Са-лан-си» на му-зы-ку де Байю (1775 год, Ми-лан), со-чи-нён-ный че-рез год по-сле по-яв-ле-ния од-но-именной опе-ры А.Э.М. Грет-ри .

В 1776-1780 годы Ж.Ж. Новерр за-ни-мал пост главного ба-лет-мей-сте-ра Па-риж-ской опе-ры, где во-зоб-но-вил несколько сво-их ба-ле-тов, а так-же соз-дал но-вые: ко-ме-дии «Без-де-луш-ки» и «Ан-не-та и Лю-бен» (обе 1778 год). Наи-боль-шим ус-пе-хом поль-зо-ва-лись ба-ле-ты Ж.Ж. Новеррав опе-рах Глю-ка «Ар-ми-да» (1777 год), «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де», «Эхо и Нар-цисс» (обе 1779 года). В 1778 году он со-чи-нил «Ки-тай-ский ба-лет» для опе-ры Ж.Ж. Новарра Пич-чин-ни «Ро-ланд». В январе 1780 года во-зоб-но-вил ба-лет «Ме-дея и Язон». С 1781 года пе-рио-ди-че-ски ра-бо-тал в Лон-до-не, гл. обр. во-зоб-нов-лял свои ста-рые ба-ле-ты. Из но-вых вы-де-лял-ся ба-лет «Ифи-ге-ния в Ав-ли-де» на му-зы-ку Э. Мил-ле-ра (1793 год), со-чи-нён-ный, ве-ро-ят-но, под воз-дей-ст-ви-ем од-но-именной опе-ры Глю-ка. По-след-ний ба-лет Ж.Ж. Новарра «Ша-лости люб-ви» на му-зы-ку Мил-ле-ра был по-ка-зан в Лон-дон-ском ко-ро-лев-ском те-ат-ре (1794 год).

Ме-тод Ж.Ж. Новарра-хо-рео-гра-фа раз-ви-ли Ж. До-бер-валь, Ш. Дид-ло, С. Ви-га-но. Гланый творческий кри-те-рий - взаи-мо-связь и взаи-мо-дей-ствие сла-гае-мых ба-лет-но-го спек-так-ля. Ж.Ж. Новарра от-крыл дос-туп в ба-лет серь-ёз-но-му дра-ма-тическому со-дер-жа-нию и ус-та-но-вил бо-лее гиб-кие, срав-ни-тель-но с пред-ше-ст-вен-ни-ка-ми, за-ко-ны сце-нического дей-ст-вия. В его ба-ле-тах пан-то-ми-ма вы-рос-ла в пла-стическому кан-ти-ле-ну дви-же-ний, по-зи-ро-вок и групп. Дей-ст-вен-ный та-нец воз-ни-кал как куль-ми-на-ция стра-стей. Ж.Ж. Новарра упо-ря-до-чил жан-ры тан-ца и спек-так-ля в це-лом. Он до-ба-вил к су-ще-ст-во-вав-шим ма-лым фор-мам раз-вёр-ну-тую фор-му мно-го-акт-но-го ба-ле-та. Цен-ность тео-ре-тических ра-бот Ж.Ж. Новарра в том, что он внёс в ча-ст-ную об-ласть ба-лет-ной эс-те-ти-ки дос-ти-же-ния эс-те-тической мыс-ли сво-его вре-ме-ни, за-вое-вав в ис-то-рии ре-пу-та-цию от-ца современного ба-ле-та.

Сочинения:

Пись-ма о тан-це. 2-е изд. СПб. и др., 2007.

Для того чтобы прослыть гениальным танцором в первой половине 18 века, требовалось лишь минимальное знание танцевальной техники плюс два-три трюка в придачу. Как такового балета в те времена не существовало, во всяком случае, в качестве самостоятельного вида искусства: поначалу танец служил развлечением высокопоставленных господ при дворе, подаваясь между блюдами, а позднее исполнялся в качестве приложения к оперным перипетиям. Кроме того, элементы балета присутствовали в спектаклях для усиления драматического эффекта. Ситуацию в корне изменил Жан Жорж Новерр, вся творческая жизнь которого представляла собой борьбу с пережитками прошлого: танцовщик, а позднее хореограф, он старался изгнать из балета всё лишнее и постепенно добился своего.

Будущий реформатор родился близ Парижа в 1727 году, и день его рождения, 29 апреля, в наше время ежегодно отмечается как Международный (Всемирный) день танца. Ему прочили карьеру в Парижской опере, но попасть туда молодому танцовщику не удалось, и по протекции учителя Луи Дюпре он дебютировал в другом парижском театре - Комической оперы. Однако и здесь 16-летний Новерр получил отказ, после чего достаточно долго скитался, побывав в Берлине, Страсбурге, Лионе, покуда не вернулся в родной город. И вновь последовала неудача в Парижской опере, зато поступило предложение из Комической оперы, где он, в конце концов, занял место балетмейстера. Работы Новерра не остались незамеченными: оригинальные «Китайские празднества» и подобные произведения были отмечены и публикой, и критиками. И вскоре труппа отправилась на гастроли в Лондон.

Поездка в Англию оказала решающее влияние на формирование творческого мнения хореографа, и особая заслуга в том принадлежала уже пожилому Джону Уиверу, который был переполнен оригинальными идеями, но не находил им применения в местном театре. Молодой француз с жадностью впитывал новые знания, которые так соответствовали его мировоззрению. Несмотря на то, что общение двух балетмейстеров было недолгим, – назревала англо-французская война – его итогом стало рождение нового балета, в котором слова, пение были заменены «говорящими» движениями, призванными передать всю суть и душу постановки.

Дальше были эксперименты. Так как Париж не принял бы нововведений, воплощать творческие замыслы в реальность Новерр стал в провинции, гораздо более терпимой к подобным новшествам. Отказавшись от масок и костюмов, присущих балету тех времён, хореограф сотворил несколько самобытных произведений, где события логически развивались, где все элементы находились во взаимосвязи, а спустя пару лет написал книгу «Письма о танце и балетах», сыгравшую немалую роль в судьбе хореографии, да и в жизни автора. Штутгарт, в котором обосновался Новерр, стал истинной Меккой для балетмейстеров всей Европы, и новое искусство получило право на существование.

Он работал с Глюком, давал уроки танцев Марии-Антуанетте, стал руководителем балета Парижской оперы – те несколько лет его жизни стали триумфальными, однако долго почивать на лаврах не пришлось, ибо публика, воспитанная на водевилях, не желала сложных и непонятных постановок, и Новерр уехал в Англию. Болезни, материальные трудности, произошедший в театре пожар не могли не отразиться на хореографе: он отошёл от дел, вернулся во Францию, и здесь уже лишь наблюдал за тем, как молодые балетмейстеры воплощают в жизнь его идеи, часто превосходя его самые смелые устремления. О том, с чьей подачи началась революция в балетном искусстве, вспоминали нечасто.

Жан Жорж Новерр, которого справедливо называют «отцом современного балета», умер в 1810 году в возрасте 81 года, оставив после себя великое творческое наследие - дав балету путёвку в самостоятельную жизнь.