Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Молитва к богородице взбранная воеводой. Акафист Пресвятой Богородице “Взбранной Воеводе”

Молитва к богородице взбранная воеводой. Акафист Пресвятой Богородице “Взбранной Воеводе”

Суббота на пятой неделе Великого поста — особенная. В этот день Церковь торжественно воздает похвалу Пресвятой Богородице, праздник этот называется Суббота Акафиста.

Всем нам известно, что в Великий пост акафисты не читают. И лишь в этот день, чтобы подчеркнуть величие Богородицы, читается это необыкновенной красоты хвалебное произведение. Более того, это единственный предусмотренный Уставом акафист. Он был написан первым, и все остальные — лишь подражание ему.

В царской России даже была создана специальная комиссия, которая отбирала акафисты как пригодные или не пригодные для богослужения и чтения в храмах. Их было очень много. Но первый Акафист — это уникальное поэтическое произведение, дивное по красоте и глубокое по содержанию.

Состоит он из 24 стихов, по количеству букв греческого алфавита. Каждый стих начинается с определенной буквы. К сожалению, в русском переводе эта особенность Акафиста утрачена, как утрачен и особый ритм песни, уловимый только в греческом варианте.

Еще одна особенность — разделение всех стихов-строф на две чередующиеся группы: первый стих — кондак, второй — икос. Кондак — это византийский гимн, созданный Романом Сладкопевцем. Кстати, авторство Акафиста точно не установлено, создателями предположительно могли быть и прп. Роман Сладкопевец (VI в.), и Георгий Писидийский (VII в.), и патриарх Сергий (VII в.).

Первый кондак Акафиста Богородице — это своего рода вступление. Он настолько торжественен, красив и мелодичен, что поется практически на всех службах. Он является кондаком праздника Благовещения. Слова кондака знакомы почти всем прихожанам:

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.

Заканчивается первый кондак Акафиста радостным приветствием архангела Гавриила: «Радуйся, Невесто Неневестная». Но все последующие кондаки заканчиваются словами из Псалтири «Аллилуия». Тринадцатый кондак, заключительный, читается трижды. Он как бы подводит итог всему песнопению.

История установления праздника субботы Акафиста предполагает две версии. Основная — гласит, что Похвала Пресвятой Богородицы вошла в круг церковных праздников в честь неоднократного заступления Царицы Небесной за город Константинополь. Благодаря Ее помощи и заступничеству Царь-град многократно был избавляем от неминуемой гибели от рук и арабов, и персов, и даже россов. Всем известна история чудесного заступления Пресвятой Богородицы от врагов за жителей Константинополя, молившихся во Влахернском храме. Считается, что именно тогда торжествующий народ впервые запел: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»

Есть и вторая версия, согласно которой суббота Акафиста некогда была предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Не всегда праздник Благовещения был установлен в один определенный день — 7 апреля, как сейчас. Он был переходящим и переносился на воскресенье. Суббота Акафиста как раз и была предпразднством Благовещения.

Суббота Акафиста, как и все церковные праздники, начинается накануне вечером, в этом случае — в пятницу. --Верующие люди стремятся обязательно прийти в храм, чтобы побывать и помолиться на необыкновенном богослужении, соборно, величественно и торжественно воздать похвалу главной Заступнице рода человеческого, поблагодарить Ее за все милости к нам, за помощь и непрестанную молитву за нас ко Господу.

Пишет о ней:
"С момента публикации этой неканоничной иконы в каталоге в 2009 году, когда отношение к ней людей в интернете было нейтральным или местами даже положительным, произошли изменения. Появилось много высказываний о том, что икона является неуместной самодеятельностью, что нельзя самочинно обряжать Божию Матерь в чуждые Ей одежды, и в настоящее время (2012) многие в православных кругах не считают эту икону православной. По причине расхода во мнениях об этой иконе, ей присваивается статус "под сомнением" до появления официальных заявлений.
Икона находится в Свято-Введенском Верх-Теченском женском монастыре курганской епархии".

"В Боголюбово в самом начале ХХI века произошло следующее чудесное событие. По словам очевидцев, один паломник сфотографировал икону Божией Матери Ченстоховская, которой русские люди молются о даровании им последнего русского царя.

Однако, вместо образа Богородицы Ченстоховская на фотографии проявился другой образ Богородицы в шлеме и кольчуге, в руке Она держит восьмиконечный русский крест. Извод иконы Богородицы Ченстоховская при этом сохранился.

Поэтому этот образ стали называть образом Богородицы Ченстоховская в броне или Взбранная Воевода.

По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге.

Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам.

Подобный случай был и в Киеве.

В канун Первой мировой войной и революции на Всемирной выставке в Париже Россия представила скульптуру каслинского чугунного литья, названную <Россия>. Она представляла женщину в шлеме, кольчуге с восьмиконечным русским крестом на груди пророчески державшей в правой руке меч, а левой рукой щитом заграждала царские регалии: корону, венец и державу, отдельно лежащие на колонне. Сегодня это скульптурное изображение можно увидеть в Екатерининском зале Кремля, в Государственной Думе, в некоторых музеях, на логотипах патриотических изданий. Это изображение стало архетипом русского общественного сознания".

конец цитаты

Это они там на сайте точно припомнили. Очень похоже на эту великодержавную статую Н.Лаверецкого 1896 года, пошловатое олицетворение России.

"Аллегория России" на плакате Первой мировой

А вот еще творчество современных богомазов:

Что это за ролевые игры такие?
Чем их не устраивают классические старинные иконографии Богоматери?
Владимирская, что, перестала срабатывать? Донская?
Что за упражнения в косплее? Православный бронелифчик до колен?

________________________

а растет изначально отсюда все - см. википедию
Дева-воительница , женщина-воин — архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп — беспомощная дева в беде .

По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования. (NB: Дева Мария была из рода царя Давида между прочим...)

... Таким образом, подобные образы дев-воительниц — пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.

_______________________

(Это напоминает мне историю с - где по очкам Иисус, король Артур и Дионис набирают одно и то же число, а Люк Скайвокер, Пол Атридес и Гарри Поттер - немногим меньше. Ничто не ново под луной.)

И вообще - шлем+девственница+небожительница = в первую очередь древнегреческая богиня Афина Паллада для образованного человека

Распятие вместо копья, Младенец вместо совы (символа мудрости) - и вперед, писать икону?

Разумеется, коли в Иисусе Христе (если расчленять мифы) есть что-то от Озириса, Фаммуза и ацтекского бога Вицлипуцли, то разумеется, и в Деве Марии - пятнами Афина проступает. См. Byzantinoslavica Vol. LXIII, Prague, 2005, pp. 225-258. : Гукова С. Н., Знаки приснодевства Богоматери

"Три звезды на мафории Богоматери — одна на челе и две на плечах — являются традиционными элементами богородичной иконографии, признаками девства Марии до, во время и после рождества Христова. (...)

С большей определенностью мы можем отметить однако другую закономерность — связь звезд с особым аспектом богородичного культа, который был отмечен в Византии в течение всего ее существования — мы имеем в виду почитание Богоматери как Воительницы. В самом деле, апотропические знаки на плечах, на коленях и на груди встречаются преимущественно на изображениях воинов, это и понятно, посколько именно они по роду своей деятельности подвергались наибольшей опасности и нуждались в дополнительной защите.

Полагаем, что звезды Богородицы связаны с аналогичной формой звезд греческих воинов по своей функции.

Военный аспект культа Богоматери имеет свои корни в древнем культе Афины, которая в Аттике носила наименование «Передового бойца»: афинский народ верил, что в битвах, угрожающих его существованию, Афина выйдет биться за него в передних рядах.

С. С. Аверинцев, рассуждая о связи греческой богини с Богоматерью (...) Богоматерь наследовала многие функции древней Афины.

Прямое вмешательство Марии и заступничество ее в спасении Константинополя от нашествия аваров зафиксировано в источниках с 626 г. Она неоднократно выступала в роли Воительницы, поражая осаждавших столицу врагов (677 г., 717 г., 860 г., 923 г.). Чудесному заступничеству Марии приписывалось и освобождение Константинополя от латинян в 1261 г., что способствовало новому усилению ее культа в палеологовский период.

Эта особая роль Марии отражена уже в Акафисте Богоматери, где она величается как «Взбранной Воеводе победительная», «яко имущая державу непобедимую». Во время церемонии в день праздника Вознесения, описанной Константином Багрянородным, в восклицаниях прасинов военный аспект культа Богоматери выражен предельно ярко: она «необоримый щит», «полководец защитник, необоримый в бою», «состратегисса», ведущая войска вместе в василевсом. Таким образом, Богородица почиталась не только как защитница империи и ее столицы, но и как совоеначальница василевса в борьбе с внешними врагами".
______________________

Именно в честь этого акафиста 626 года и назван сей новодел.

Акафист старинный, настоящий. Вот русский перевод

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
______________________

Однако все смотрю на эти "иконы" и думаю
Богоматери такой наряд не к лицу.
Вот этим да, можно:

Еще раз "полюбуемся".

А вот как надо:

УМИЛЕНИЕ

ВСЕДЕРЖИТЕЛЬНИЦА

ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА

МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА

СТРАСТНАЯ
(младенец с ужасом отворачивается от креста - орудия Страстей)

Вот это иконы, вот им молиться, вот в них ощущается Бог.

Эх.
Вместо расстроенного смайлика ставлю ее.

Наряду с иконой Иисуса Христа, в доме православного человека должен обязательно присутствовать и образ Пресвятой Богородицы. По некоторым подсчетам существует более 400 иконописных изображений Богородицы, среди которых есть и появившаяся совсем недавно, икона «Взбранной Воеводе Победительная».

История появления образа

Кондак Богородице «Взбранной Воеводе Победительная» составлен в 626 году, когда Константинополь чудесным образом был освобожден от осады войск варваров, после крестного хода с иконой Богоматери вокруг стен. Богородица всегда была защитницей православных в то время, когда они терпели неприятности от своих врагов, защищая их невидимой стеной, которую враг не мог преодолеть. Отсюда и наименование Её такое «Победительная».

Освещение иконы Божией Матери «Победительная»

В отличие от многих других икон Богородицы, нынешний её образ очень осовременен и связан с личностью духовника патриарха Кирилла и братии Оптиной пустыни схиархимандрита Илии (Ноздрина).

  1. Икону в 2016 году написала по благословению отца Илии монахиня Наталия в ознаменование присоединения Крыма к России.
  2. В этот же год «Победительная» была передана на хранение в Патриаршую резиденцию в Переделкино, где проживает схиархимандрит Илия.
  3. В 5 декабря 2016 года из Херсона отправился крестный ход с этой иконой по городам Крыма, в январе 2017 года икона посетила Севастополь.
Интересный факт! В дальнейшем предполагается, что образ побывает и в других городах Крыма и России, обойдя, таким образом, всю страну. Но пока он в Переделкино.

Описание святого лика

Монахиня Наталия писала икону восемь месяцев на липовой доске, покрытой дубовым шпоном, высота которого была больше метра, а ширина около 70 см.

В результате получилось следующее иконописное изображение:

  • в центре иконы распятый Христос;
  • по бокам ангелы;
  • в углах образа, наиболее чтимые на Руси иконы Богородицы: Владимирская, Смоленская, Казанская, Тихвинская, расположение их не совсем понятно, потому что возникает вопрос: а куда делась Донская? И почему ее заменила Тихвинская, но это уже на усмотрение отца Илии и его духовного чада;
  • поверх распятия свв. Дмитрий Солунский, Александр Невский, Георгий Победоносец и Федор Ушаков;
  • под ногами Спасителя восемь архангелов, именно такое соотношение небесных сил отцом Илией считается правильным и дающим силу тем, кто прибегает к такому образу с просьбами о помощи.
Важно! Еще одна новая икона такого типа появилась совсем недавно, но она не соответствует каноническим нормам изображения Богородицы, хотя название её «Икона Божией Матери Взбранной воеводе победительная». В данном случае Богородица изображена в кольчуге и шлеме, что полностью не соответствует православной традиции изображения Пресвятой Девы Марии.

С богословской точки зрения, «воинственность» Божией Матери заключается не в том, что она поражает врагов, каким-то смертоносным действием, а защищает тех, кто подвергается нападению, становится их Покровом. Поэтому облачение Богородицы на иконах в шлемы или кольчуги, является совершенно неуместным действием иконописца.

Икона Божией Матери «Взбранной Воеводе Победительная»

Божия Матерь само умиротворение она не может поражать и убивать людей, она защищает их своим Покровом.

Значение иконы

День празднования иконы 16 марта. К этому времени приурочены все крестные ходы и молебны. Икона побывала в Феодосии и даже добралась до Екатеринбурга.

Икона новая, пока от нее не было чудес, но определенно можно сказать, что её значение заключается в том, что она является покровительницей настоящих патриотов России.

В чём помогает

Как и любой Богородичной иконе, верующий человек молится Божией Матери о заступничество от всяких бед и напастей. О защите семьи и детей в особенности. Не исключение и данный образ, на котором изображены все наиболее почитаемые иконы Русской земли.

Икона Божией Матери «Победительная»

В самом начале нового века в России произошел ряд чудесных событий. Одно из них произошло в Боголюбском монастыре, основанном на месте убиения святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который являлся первым русским некоронованым царем. Он – один из немногих сподобился еще при жизни посещения Самой Пресвятой Богородицы. Он был убит, повторяя судьбу своих предков святых благоверных князей Бориса и Глеба и прообразуя будущую судьбу вечно гонимой вратами ада Святой Руси.

В судьбе России Андрею Боголюбскому принадлежит особое место. Взяв в руки чудотворный образ Божией Матери Владимирской, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. Спустя восемь столетий со дня гибели князя, в день его памяти, был убит и последний русский царь – святой мученик Николай Второй. Видимо не случайно, что в Боголюбово в самом начале ХХI века произошло следующее чудесное событие. По словам очевидцев, один паломник сфотографировал икону Божией Матери Ченстоховская, которой русские люди молятся о даровании им последнего русского царя. (Тропарь, глас 4. Непобедимая Победа, Владычеца Ченстоховская, древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, будащего спасения Хранительнице, покоянием соделай ны достойная грядущему Царю.) Однако, вместо образа Богородицы Ченстоховская на фотографии проявился другой образ Богородицы в шлеме и кольчуге, в руке Она держит восьмиконечный русский крест. Извод иконы Богородицы Ченстоховская при этом сохранился. На лике сохранился шрам, как и у Ченстоховской иконы Божией Матери. Часть фрагментов фотографии как бы еще не сформировались, особенно в местах изображения кольчуги. Поэтому этот образ стали называть образом Богородицы Ченстоховская в броне или Взбранная Воевода.

По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге.

Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам.

Подобный случай был и в Киеве.

Кроме того, стало известно, что в Свято-Введенском Верхнетеченском женском монастыре Курганской епархии было явление в тонком сне одновременно двум схимникам Пресвятой Богородицы. В этом монастыре особо почиталась икона Богородицы Ченстоховская или Непобедимая Победа, был составлен особый акафист и постоянно читалась молитва о спасении России. Богородица вышла из иконы Богоматери Ченстоховской и стала как бы переоблачаться в шлем и кольчугу, а в руке она держала крест и дала повеление написать такую икону, как Она была явлена, и назвать этот образ Богородицей Русской. В этом монастыре была написана первая икона, тропарь и кондак и акафист. Впоследствии икона Богородицы была названа «Стой за Христа до мученического креста». Стоит отметить, что икона Богородицы Ченстоховская была передана Царице Елене во время обретения ею Животворящего Креста Господня, так что икона празднуется в один день с этим событием по церковному календарю (по новому стилю 19 марта).

Кондак, гл. 4

Пресвятая Дево Марие,/ сораспятая Сыну в Сердце Своем Мати Божия,/ Непобедимое из рода в род наше Оружие,/ неустрашимая Воительнице,/ Укрепи нас на брань против враг видимых и невидимых,/ за Святую Русь и веру Православную,/ и сподоби нас не устрашиться пострадать/ и даже положить живот свой / за Господа нашего Иисуса Христа.

Тропарь, гл. 4

Взбранная Воеводо духовного воинства Христианского,/ Несокрушимое по Бозе Основание нашего спасения,/ грозное устрашение враг видимых и невидимых,/ Пресвятая Владычице Богородице!/ Укрепи наш дух в стоянии за Веру Православную,/ даже до кончины мученической,/ за Господа нашего Иисуса Христа!

Списки с иконы из Курганской епархии и с явленного Боголюбского снимка стали почитаемы по всей России. Символическое значение брони, шлема, креста в руке Богородицы дано в двух посланиях апостола Павла. (Первое послание апостола Павла к Солунянам 5,8) «Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни сыны тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облегшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа». (Послание апостола Павла к Ефесянам гл. 6 СТ.10 – 17) «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.»

В канун Первой мировой войной и революции на Всемирной выставке в Париже Россия представила скульптуру каслинского чугунного литья, названную «Россия». Она представляла женщину в шлеме, кольчуге с восьмиконечным русским крестом на груди пророчески державшей в правой руке меч, а левой рукой щитом заграждала царские регалии: корону, венец и державу, отдельно лежащие на колонне. Сегодня это скульптурное изображение можно увидеть в Екатерининском зале Кремля, в Государственной Думе, в некоторых музеях, на логотипах патриотических изданий. Это изображение стало архетипом русского общественного сознания.

Сейчас иконы Богородицы Русской приняты некоторыми воинскими подразделениями как святые хоругви. А многие воины носят с собой полиграфические иконы Богородицы Русской как личные святыни. Многие люди, обращавшиеся с молитвой к Пресвятой Богородице перед этим образом, замечали особую благодать вразумления в трудных обстояниях и защиту от опасности.

Р. Б. Игорь и Ольга Дрождины

в честь иконы ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

«Стой за Христа до мученического креста»,

«Взбранная Воевода» или «Русская».

ТРОПАРЬ, гл. 4

Взбранная Воеводо духовного воинства христианского,/ Несокрушимое по Бозе Основание нашего спасения./ Грозное Устрашение враг видимых и невидимых,/ Пресвятая Владычице Богородице!/ укрепи наш дух в стоянии за Веру Православную/ даже до кончины мученической/ за Господа нашего Иисуса Христа!

КОНДАК, гл. 4

Пресвятая Дево Марие,/ Сораспятая Сыну в сердце Своем Мати Божия!/ Непобедимое из рода в род наше Оружие,/ Неустрашимая Воительнице!/ укрепи нас на брань против враг видимых и невидимых/ за Святую Русь и Веру Православную/ и сподоби нас не устрашиться пострадать/ и даже положить живот свой/ за Господа нашего Иисуса Христа!

Избранной на Предвечном Совете быти Матерью Бога нашего/ и всего мира и сугубо рода христианского,/ чистотою Своею Херувимов и Серафимов превосшедшей,/ Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии/ моление сие приносим в честь Ея иконы./ Ей же поклоняемся благоговейно,/ в покаянной радости усердно вопиюще:

Где умножается беззаконие, там преизобилирует Благодать Божия... Сгущается тьма предантихристова: любви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посеяны в сердце людское. Брат восстает на брата, чада на родители, родители на чада. Уже и секира при корени, но Ты, Мати Божия, не престаеши подавать нам, утопающим во грехах, многоразличную помощь, и мы благодарно вопием Ти:

СПАСИ ны, на Святую Русь вновь призревшая;

СПАСИ ны, прощение грехов наших у Господа просящая;

СПАСИ ны, духовную крепость и мужество воинам Христовым подающая;

СПАСИ ны, Матернюю Любовь всегда нам являющая;

СПАСИ ны, Бога беспрестанно умилостивляющая;

СПАСИ ны, гнев Его на милость прелагающая;

СПАСИ ны, Стено наша Нерушимая;

СПАСИ ны, Победо наша Непобедимая;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Не единожды враг рода человеческого напрягал суетною свою силу супртив Святой Руси, но спасала Пресвятая Богородица православных христиан от погибели. Не Матерь ли Божия спасла Церковь русскую, да и саму Отчизну нашу от конечного истребления в годину последней мировой брани, устрашив через Илия, митрополита Гор Ливанских, безбожного правителя, повелев открыть храм и монастыри, вернуть с поля брани и из темниц служителей Божих, дабы пети им с верными: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

С падения денницы не перестает духовная брань на земли. И паки Ты, о Мати Божия, Взбранная Воеводо, воздвизаеши нас, аки и святых сродников наших, супротив всякого зла и подаеши нам Крест. Мы же, принимая Его, с надеждой на Твою всесильную помощь вопием Ти:

СПАСИ ны, Крестами храмы, монастыри и люди Твоя просветляющая;

СПАСИ ны, Светом Христовым всех и вся озаряющая;

СПАСИ ны, из греховной тьмы наше Восстание;

СПАСИ ны, ратовать на мир, плоть и диавола, нам помогающая;

СПАСИ ны, телесных и душевных ран Исцеление;

СПАСИ ны, унывать и отчаиваться нам возбраняющая;

СПАСИ ны, Крест нести помогающая;

СПАСИ ны, Оружие наше Непобедимое;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Рабски припадая к Пречистым Стопам Твоим, Богородице, усердно и смиренно молим Тя: даруй нам токмо малую искру Твоей Любви, в коей несть страха, и Чистоты, дабы попалитися в нас всему нечистому, дабы пети нам свято: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Прорек Спаситель остатку верных: «Не бойся, малое стадо!» И паки рек: «Дерзайте, ибо Аз победил мир!» Сохрани, Мати Божия, сей остаток для Господа и сподоби на всяком месте пети Тебе сице:

СПАСИ ны, грядущих к Тебе не отвергающая;

СПАСИ ны, наше Освящение;

СПАСИ ны, молитвы Архангел и Ангел и всех Святых о нас приемлющая;

СПАСИ ны, рабов Твоих, аки чад, к Господу приводящая;

СПАСИ ны, Раю Словесный;

СПАСИ ны, угодников Божих Небесное Блаженство;

СПАСИ ны, кающихся грешников Прощение;

СПАСИ ны, из ада души изводящая;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Непреложны обетования Господни. Небо и земля прейдут, словеса же Божии не прейдут. Суждено в мир прийти антихристу, а после – Господу для Страшного Суда над сим мерзким беззаконником, его слугами и нераскаянными грешниками. О, Богоизбранная Мати! Отдали от нас то ужасное антихристово время, яко немощны есмы. Продли нам, многогрешным, век к покаянию, без коего не зрети нам Рая вожделенного, а во аде же не спети нам Богу: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Державная наша Владычице! Восстави Престол русских Царей. Яви сие чудо нам недостойным. Мы же будем благодарно пети Тебе:

СПАСИ ны, на Престол русский во дни смуты незримо восшедшая;

СПАСИ ны, Скипетр и Державу русских Царей приемшая;

СПАСИ ны, Святой Русью, Домом Своим, прикровенно правящая;

СПАСИ ны, тайне беззакония зде до конца совершитися возбраняющая;

СПАСИ ны, народ русский от духовной смерти прбуждающая;

СПАСИ ны, в храмы Божии все направляющая;

СПАСИ ны, ревность о Бозе в сердцах наших воспламеняющая;

СПАСИ ны, Небеси и земли Царице;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Заступнице наша, Царице Небесная! Вемы яко токмо престолоналедие сильно удержать Державу нашу от конечного крушения, и паче того – соделать богатой и непреоборимой от супостатов. Ибо всяк разумный отец потщится всеми силами утвердить свой дом и в благолепии передать его сыну – наследнику. Тем паче, Православный Царь, боящийся Бога, свое царство. Мати Божия! Расположи сердца непросвещенных и заблудших братий и сестер наших принятия духа неповрежденной Веры Православной, дабы уразумели спасительность для России законной царской власти и пели Богу: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Пресвятая Богородице! Восстави нам Удерживающего всякое зло, без меры умножившееся в Державе нашей Российстей, во избавление ея от жидомассонского христоненавистнического ига, дабы низвергнуть и изгнать из нея богоборцев разных мастей: колдунов и чернокнижников, сатанистов и деторастлителей, магов и гадателей и прочих, им же имя – легион. Вкупе с ними и изменникоа Веры Православной и Отечества нашего. Нас же сподоби невозбранно пети Тебе сицевая:

СПАСИ ны, Святую Русь возлюбившая;

СПАСИ ны, Домом Своим ея соделавшая;

СПАСИ ны, множество чудотворных икон в нем явившая;

СПАСИ ны, угодников Божих без числа зде открывшая;

СПАСИ ны, Веру Православную в стране Русской истребить до конца не попустившая;

СПАСИ ны, яко зеницу ока ея сохранившая;

СПАСИ ны, и новым родом сию Веру дарующая;

СПАСИ ны, ея ради и нас прощающая;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Пред Воскресением по Закону Божьему подобает быти Голгофе. Господь нам сие показал. Была она уже у Святой Руси, или еще будет – Бог весть! Укрепи нас, Царице Небесная, словом Сына Твоего: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить; бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геене /Мф. 10, 28/. Мы же, обновленные и ободренные, едиными усты и единым сердцем будем взывать к Богу: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтесь, яко с нами Бог! С нами Бог и Пресвятая Богородица, кто против нас?!.. Мало дано силы нашему времени, но сила Божия в немощи совершается, и на в силе Бог, но в Правде! Сохранить бы то, что имеем, наипаче же Веру Православную. Помози нам в сем, Пречистая, да благодарно будем пети Тебе:

СПАСИ ны, Церкви Торжествующей и Воинствующей Владычице;

СПАСИ ны, христианам православным вспомоществующая;

СПАСИ ны, непобедимыми их сотворяющая;

СПАСИ ны, на подвиг мученичества за Христа укрепляющая;

СПАСИ ны, сердца верных Храмом Божиим соделывающая;

СПАСИ ны, вечерю для Пресвятыя Троицы тамо уготовляющая;

СПАСИ ны, неустанно о нас пекущаяся;

СПАСИ ны, от козней вражиих нас защищающая;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Молитвами Пречистыя Твоея Матери, Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, отжени от России дух антихриста, не попусти нам запечатлеться им и работать врагу, но даруй пети Тебе: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Царице наша и Мати, Пресвятая Дево Марие! Отжени от нас все козни диавольские, в сие тяжкое время не отрини наши молитвы и воздыхания сердечные против смертоносного и богомерзкого дуза антихриста, силящегося запечатлеть народ русский на служение себе и отвергнуть его от Благодать Бого Живаго и Истиннаго. Защити нас о коварства звериного, не попусти нас принять егоначертания и поклониться ему, но сподоби пети Тебе сице:

СПАСИ ны, дела вражия разрушающая;

СПАСИ ны, и нам побеждать его помогающая;

СПАСИ ны, Светом Христовым всяку тьму разгоняющая;

СПАСИ ны, Покровом Своим верных покрывающая;

СПАСИ ны, наше Прибежище;

СПАСИ ны, по Бозе наше Спасение;

СПАСИ ны, непрестанно к Нему о нас, грешных, Моление;

СПАСИ ны, наше Прощение;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Грядет неумолимо к нам кончина века, но никто, кроме Бога, не ведает ни дня, ни часа, егда сие будет. Мати Божия! Аще попустит Господь нам жить в последнии времена, сократи молитвами Твоими сии дни великой скорби. Помози нам пред близким, при дверех, Богом пети: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Во дни скорби той, якова не была от начала Творения, солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с Небес. Буди нам тогда, Пресвятая Владычице, немерцающим Светом, мы же будем ублажать Тя словесы сими:

СПАСИ ны, Светом Христовым всю Вселенную озаряющая;

СПАСИ ны, ея Вечная Царице;

СПАСИ ны, красотой и чистотой все творение Божие превосшедшая;

СПАСИ ны, ни с кем не сравнимая;

СПАСИ ны, Богом паче всех возлюбленная;

СПАСИ ны, паче всех Им одаренная;

СПАСИ ны, Дщерь, Невесто и Мати Божия;

СПАСИ ны, Препрославленная и Преблагословенная;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Силен Бог отдалить приход антихриста в глубь веков. Господь, яко Царь царей, щедр и может даровать тысячу лет и паче. Своими грехами мы сами приближаем страшные времена... Даруй нам, Господи покаяние всецелое, приими его и песнь нашу хвалебную: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Витийствующий язык не может достойно восхвалити Тя, Богородице. Ты еси тот Плод, еже по псалмопевцу даде земля. Заступись за нас, грешных. Останови наше падение в пропасть. С сердечной болью молимтися: во дни оставления земли Божьей Благодатью окорми нас немощных. Кто и что мы без Бога и без Тебя?! Ничто! Прах земный!.. В трудные последние времена спаси тех, кто токмо призовет Имя Божие. А ныне, пока глаголют наша уста, сподоби пети тебе сице:

СПАСИ ны, верных, яко кокош птенцы своя под крыла собирающая;

СПАСИ ны, Сокровище наше неиждеваемое;

СПАСИ ны, Звездо незаходимая;

СПАСИ ны, Вода живая в знойной пустыне мира;

СПАСИ ны, непрестанное ангельское Пение;

СПАСИ ны, всех земных Похвало;

СПАСИ ны, Любы, всякое желание побеждающая;

СПАСИ ны, Радосте всех Радостей;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

В назначенный Богом час восстанут от гробов все умершие от века. Кость соберется к кости, и облекутся оне плотию. Души войдут в воскресшие сии телеса, живые же изменятся и восстанут вси пред Господом на Страшный Суд. Тогда праведнии возрадуются, а грешнии восплачутся. А где обрящемся мы?.. Сподоби, Пресвятая Богородице, стати одесную Сына Твоего и Бога Иисуса Христа и вслед Тебе внимати в радость Его, велегласно поюще: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Задержалась я у подруги. Заговорилась. Взглянула на часы, одиннадцать вечера. Быстро простилась - и на станцию. Идти недалеко, сперва дачными улицами и только у станции минут семь леском. Луна на ущербе, темно, от провожатых отказалась и побежала. Молодые мы все смелые. Иду и думаю: мама сердиться будет, что поздно пришла, а завтра вставать рано к ранней обедне, а потом дел невпроворот. Иду быстро, улицы прошла и вбежала в лесок. Темно, мрачно и, конечно, страшно, но ничего, тропка широкая, не раз хоженая. Вошла и чувствую: домашним духом тянет, а людей - никого. Бегу, и вдруг меня сзади кто-то схватил за руки и на голову что-то накинул. Вырываюсь, крикнуть хочу, но мне рукой через тряпку рот зажали. Борюсь, вырываюсь, пытаюсь ногами ударить напавших, но от сильного удара по голове на какие-то мгновения затихла. Оттащили с тропинки в сторону, с головы материю сняли, потом я поняла, что это был пиджак, но рот тряпкой зажимают еще. Мужской голос сказал: «Пикнешь - зарежем!» - и нож перед глазами появился. «Ложись, дура, будешь тихо себя вести, не убьем», - смотрю на человека, один низкий, другой высокий, и от обоих вином пахнет. «Ложись!» - рот разжали и толкают на землю, а я шепотом говорю им: «Отпустите, пощадите!» - и рванулась, а высокий приставил нож к груди и колет. Поняла, что ничто меня не спасет. Высокий парень сказал второму: «Пойди шагов за тридцать к тропке. Справлюсь с ней, тебя крикну», - невысокий ушел.

Я стою и отчетливо понимаю, что нет мне сейчас спасения, никто помочь не может. Что делать? Как защититься? И вся мысль ушла к Богу: «Помоги, Господи!» Молитв вдруг никаких не помню, внезапно возникла только одна, к Богородице, и я поняла: одна Матерь Божия может меня спасти, и стала в исступлении читать: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная», - а в это время высокий повалил меня и стал рвать одежду. Сорвал, наклонился надо мной, нож в руке держит. Я это отчетливо вижу и в то же время исступленно молюсь Богородице, повторяя одну и ту же молитву и, вероятно, молилась вслух. Наклонился высокий и вдруг спросил меня: «Ты что там бормочешь?» - а я все молюсь и в этот момент услышала свой голос, а парень опять сказал: «Спрашиваю, чего?» - и тут же выпрямился и стал смотреть куда-то поверх меня. Посмотрел внимательно, взглянул на меня и со злобой ударил в бок ногой, поднял с земли и сказал: «Пойдем отсюда», - и, держа нож в руке и сорванное с меня белье, повел куда-то в сторону. Дошли, бросил меня на землю, опять наклонился надо мною, а я молюсь и молюсь.

Стоит около меня и опять поверх вглядывается, а я все время призываю Божию Матерь и в то же время чувствую, что ничего почему-то не боюсь. Парень стоит и смотрит куда-то в лес, потом взглянул на меня и сказал: «Чего ей здесь, в лесу, ночью надо?» Поднял меня, отбросил нож и повел в лес. Идет молча, я молюсь вполголоса и ничему не удивляюсь и ничего уже не боюсь, помню только, что Божия Матерь со мною. Конечно, мысль дерзновенная, но я тогда так думала.

Шли недолго. Вижу - мелькают между деревьями огни станции. Не выходя из леса, парень сказал мне: «На! Оденься! - и бросил мои вещи. - Я отвернусь». Отвернулся, я оделась. Пошли, взял он билет до Москвы, подвел к бачку с питьевой водой и платком вытер мне лицо. Кровь у меня от удара была на голове.

Сели в поезд, вагоны пустые, поздно, мы только вдвоем в вагоне. Сидим, молчим, а я все время молюсь про себя, беспрерывно повторяя: «Взбранной Воеводе победительная…»

Доехали, вышли из поезда, он спросил: «Где живешь?» Я ответила. Доехали трамваем, на задней площадке, до Смоленской площади, а потом пошли в Неопалимовский переулок ко мне домой. Я молюсь, он идет молча, только на меня изредка взглядывает.

Дошли до дома, поднялись по лестнице, я ключ достала и опять на меня страх напал. А зачем он здесь? Дверь не открываю, стою. Посмотрел парень на меня и стал спускаться по лестнице. Открыла я дверь, бросилась в комнату и перед иконой Божией Матери Владимирской упала на колени. Благодарю Ее, плачу. Сестра проснулась и спрашивает: «Что с тобой?» - молюсь и не отвечаю, молюсь.

Часа через два пошла, лицо вымыла, привела себя в порядок и до утра молилась, благодаря Матерь Божию, а утром побежала в церковь к ранней обедне и все о. Александру рассказала. Выслушал он меня и сказал: «Великую милость оказали вам Господь и Матерь Божия. Благодарить их надо, а злодея покарает».

Прошел год. Сижу я дома и занимаюсь. Окна открыты, жарко, душно. В квартире мама да я. Звонок, мама кому-то открывает и говорит: «Проходите. Дома!» - и мне из коридора кричит: «Мария, к тебе». Подумала я: «Вот некстати, - но крикнула: - Входите!» Встала, решила, что кто-нибудь из товарищей-студентов. Дверь открылась, и я замерла. Он, тот парень из леса. Спросили бы меня минуту тому назад - какой он, я не смогла бы сказать, а тут мгновенно узнала.

Стою, словно одеревенела, а он вошел, почему-то осмотрел комнату и, не обращая на меня внимания, рванулся в угол, где у меня висела цветная литография с иконы Владимирской Божией Матери. Иконы мы с мамой держали в маленьком шкафчике, а Владимирскую повесили под видом картины на стене.

Подошел, посмотрел и сказал: «Она», - постоял некоторое время и подошел ко мне. «Не бойтесь меня, я пришел попросить у Вас прощения. Простите меня, виноват я перед вами страшно. Простите!» А я стою, окаменевшая, растерянная, а он подошел ко мне близко, близко и еще раз сказал: «Простите меня!» - повернулся и вышел. Эта встреча произвела на меня страшно тяжелое впечатление. Зачем приходил? Что хотел этот бандит? В голову пришла мысль: надо бы милицию позвать, задержать его, но вместо этого открыла шкафчик с иконами и стала молиться.

В голове все время неотвязчиво стояла мысль, почему, взглянув на икону Владимирскую, сказал: «Она».

Потом все раздумывала. Почему его тогда не разглядела, почему такой бандит прощения просил, зачем это ему нужно? И совсем он не высокий, и глаза его смотрят пытливо и пристально, не по-бандитски.

…Началась война, был 43-й год. Голодали мы ужасно. Я работала в госпитале сестрой и пыталась учиться в медицинском институте, сестра болела, но училась в седьмом классе, а мама еле-еле ходила от слабости.

Жизнь была тяжелой, но я все-таки успевала иногда забегать в церковь. Прошли бои под Москвой, на Кавказе, под Сталинградом, начиналась весна 43-го года. Дежурила я эти дни два дня подряд. Пришла усталая, есть нечего, сестра лежит, мама тоже. Ослабли обе.

Разделась, разжигаю печку, руки трясутся, болят. Пытаюсь молиться, читаю акафист Божией Матери по памяти. Слышу, стучат в дверь, открываю, стоит лейтенант с палкой и большим вещевым мешком: «Я к вам!»

Спрашиваю: «Кто вы?» Он не отвечает и втаскивает в комнату мешок, потом говорит: «Тот я! Андрей!» - и тогда я мгновенно узнаю его. Мама приподнимается и смотрит на него.

Андрей развязывает мешок, неуклюже отставляет ногу, садится на стул без приглашения и начинает вынимать что-то из мешка.

На столе появляются банки с тушенкой, сгущенным молоком, сало, сахар и еще, и еще что-то. Вынув, завязывает мешок и говорит: «Ранен я был тяжело, три месяца с лишним по госпиталям валялся, думал, не выживу, сейчас в клиниках ногу долечивают. Лежал, Вас вспоминал и Матери Божией молился, как Вы тогда. Говорили врачи, что умру, безнадежен. Выжил, живу, а эти продукты братень мне притащил от радости, что в госпитале разыскал, он тут под Москвой в председателях колхоза ходит. Наменял - и ко мне».

Встал, подошел к шкафчику с иконами, открыт он был, перекрестился несколько раз, приложился к иконам, подошел ко мне и опять, как прошлый раз, сказал: «Простите меня, Бога ради. Прошу. Гнетет меня прошлое беспрерывно. Тяжело мне», - а я посмотрела на его продукты, на него самого, стоящего с палкой около стола и закричала: «Возьмите, возьмите все сейчас же. Убирайтесь вон!» - и расплакалась. Стою, реву, мама лежит, ничего понять не может, сестра из-под одеяла голову высунула. Андрей посмотрел на меня и сказал: «Нет, не возьму», - подошел к печке, разжег ее, положил полешки, постоял минут пять около нее, поклонился и вышел, а я все время навзрыд плакала.

Мама спрашивает: «Маша, что с тобой и кто этот человек?» Я ей тогда все рассказала. Выслушала она меня и сказала: «Не знаю, Маша, почему ты тогда спаслась, но что бы ни было, хороший и очень хороший Андрей. Молись за него».

Спас нашу семью в 1943 году Андрей своей помощью. Недели две его не было, а потом к маме приходил раз пять без меня и каждый раз приносил бездну всякого-всякого и часами с мамой разговаривал.

Шестой раз пришел вечером, я была дома. Пришел, поздоровался, подошел ко мне и опять сказал: «Простите вы меня!» Разговорилась я с ним. Много о себе рассказывал. Рассказал, как увидел меня в лесу и почему напали тогда, все рассказал. Рассказал, как наклонился надо мною и услышал, что я что-то шепчу, удивился, не понял и вдруг увидел стоящую рядом Женщину, и Она остановила его повелительным жестом, и когда он меня второй раз на землю бросил, то опять эта Женщина властно рукой Своей заслонила меня, и стало ему страшно. Решил отпустить меня, довел до станции, увидел, что я не в себе, и повез в Москву. «Мучила меня совесть за вас постоянно, не давала покоя, понял, что все неспроста было. Много думал о той Женщине. Кто, что Она? Почему меня остановила? Решил пойти к вам, попросить прощения, расспросить о Ней. Не мог больше мучиться. Пришел к вам, трудно было, стыдно было идти, страшно, но пришел. Вошел к вам и увидел на стене образ Матери Божией Владимирской и сразу понял, кто была эта Женщина. Ушел от вас и стал узнавать все, что можно было узнать о Божией Матери. Все, все узнал, что мог. Верующим стал и понял, что великое и страшное было мне явление, и я совершил тяжелое прегрешение. Очень сильно повлияло на меня происшедшее, и ощутил я глубокую перед вами вину. Вину, которую нет возможности искупить».

Много Андрей мне рассказывал о себе.

Мама моя была человеком исключительной души и веры и еще до прихода Андрея последний раз говорила мне: «Мария! Матерь Божия явила этому человеку великое чудо, не тебе, а ему. Для тебя это был страх и ужас, и ты не знала, почему Господь отвел от тебя насилие. Ты верила, что тебя спасла молитва, а его сама Матерь Господа остановила. Поверь мне, плохому человеку такого явления не было бы. Матерь Божия никогда не оставит Андрея, и ты должна простить его». Андрей маме тоже все рассказал.

Сестра моя Катерина была от Андрея без ума, а у меня до самой последней встречи с ним к нему жило чувство брезгливости и даже ненависти, и продукты, которые он приносил, я старалась не есть… Когда же разговорилась с ним, то поняла многое, взглянула на него по-другому и успокоилась. Подошла я тогда к Андрею и сказала: «Андрей! Вы изменились, другим стали. Простите меня, что долго не могла я победить в себе чувство ненависти к вам», - и подала ему руку.

Прощаться стал - уезжал в батальон выздоравливающих, а после на фронт должны были отправить.

Мама сняла со своей крестовой цепочки маленький образок Божией Матери с надписью: «Спаси и сохрани», благословила им Андрея, перекрестила и по русскому обычаю трижды расцеловала. Расстегнул он ворот гимнастерки, снял ее, и мама куда-то зашила ему образок. Катька, прощаясь, порывисто обняла Андрея и поцеловала в щеку. Подошел он ко мне, низко поклонился и, как всегда, сказал: «Простите меня Бога ради и Матери Божией, молитесь обо мне», - подошел к иконе Владимирской Божией Матери, приложился к ней несколько раз, поклонился всем нам и, не оборачиваясь, вышел.

Хлопнула дверь, мама и Катя заплакали, а я потушила в комнате свет, подняла светомаскировочную штору и вижу в лунном свете, как он вышел из дома, обернулся на наши окна, перекрестился несколько раз и пошел.

Больше никогда его не видела, только в 1952 г., была я уже замужем, получила письмо от него на старый адрес, мама мне письмо передала. Письмо было коротким, без обратного адреса, но по почтовому штемпелю увидела, что оно послано из-под Саратова.

«Спасибо, спасибо вам всем. Знаю, страшен я был для Вас, но Вы не отбросили меня, а в одну из самых тяжелых минут поддержали прощением своим. Только Матерь Божия была Вам и мне помощницей и покровительницей. Ей и только Ей обязаны Вы жизнью, а я еще больше - верой, дающей две жизни - человеческую и духовную. Она дала веру и спасла меня на военных дорогах. Спаси и сохрани Вас Матерь Божия. Наконец-то я живу христианином. Андрей».

Это последнее, что мы узнали о нем.