Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Петр проскурин глубокие раны. Пётр Лукич Проскурин: биография

Петр проскурин глубокие раны. Пётр Лукич Проскурин: биография

Которые пришли в большую литературу в середине XX века. В силу юного возраста многие из них не принимали участия в боевых действиях. Долгие дни оккупации, виселицы и расстрелы, голод, ненависть и надежда - такие недетские воспоминания они сохранили в своей памяти. К поколению писателей, которые родились перед войной (1941-1945), принадлежит и Проскурин. Петр появился на свет в маленькой деревушке неподалеку от города Севска (Брянская область) 22 января 1928 года.

Родом из детства

Косицы - ничем не примечательное село неподалеку от границы с Украиной. 1928-й запомнился сельчанам особо - Советская власть ускоренными темпами проводила коллективизацию. При активном участии отца писателя, Луки Проскурина, в Косицах образовался колхоз. Детская память фотографически запечатлела неброскую красоту природы родных мест: луговые травы и прохладный ручей, безмерная ширь полей и сухая звонкость соснового леса. А еще запомнились старая изба и жутковатые стоны ветра в печной трубе. В произведения Петра Проскурина всегда органично вписывались первые детские впечатления.

В 1934 году семья переехала в Севск. Провинциальный городок с богатым историческим прошлым стал для писателя малой родиной. Утренняя рыбалка на реке Сев, таинственный древний Городок (исторический центр Севска) и развалины старинной церкви Знамения. Любознательные ребятишки поспевали повсюду. В эти годы у мальчика пробудилась любовь к чтению. Этому способствовала педагог А. М. Андрианова, в классе которой учился Проскурин. Петр абсолютно забросил домашние дела и позабыл об уличных развлечениях. Вскоре в городской библиотеке не осталось непрочитанных книг.

Война

Вторжение гитлеровцев прервало мирное течение жизни в тихом Севске. Спустя два месяца после начала войны город был захвачен немецкими войсками - начался период оккупации. От ужасов войны его спасали книги, вспоминал Проскурин. Петр продолжал неистово читать. Мать считала это блажью и не одобряла. Но учительница Александра Митрофановна тайком передавала своему ученику литературу из домашней библиотеки.

В это же время будущий литератор начал сочинять стихи. Писал на всем, что попадалось под руку - на обрывках немецких газет, на безжалостно вырванной из бабушкиной Библии странице. Это стало какой-то неосознанной жизненной потребностью. Среди кошмаров войны и страха перед завтрашним днем возникла душевная потребность поэтического самовыражения. Любовь к поэзии сохранилась на всю жизнь.

Поиск пути

После окончания школы Петр трудился в колхозе. Позднее он вспоминал, что работал каменщиком и плотником, сеял хлеб и пахал. В тяжелое послевоенное время жизнь в селе была трудной. В 1950 году Петр был призван в Советскую армию - служил в войсках ПВО под Москвой (г. Реутово). К этому времени относится и первая публикация стихов в газете «Красный воин». Они были напечатаны под псевдонимом П. Росин.

В стране поднимались большие стройки, и Проскурин Петр после демобилизации в 1953 г. на родину возвращаться не стал, а поехал к тете в Грозный. Позднее завербовался по оргнабору и отправился осваивать Дальний Восток. На Камчатке рубил и сплавлял лес, был шофером и плотогоном. В эти годы произошел и литературный дебют. В Хабаровске состоялось знакомство с журналистом С. Рослым. Он прочитал некоторые работы начинающего писателя и помог ему с организацией первых публикаций.

В 1958 году областная газета напечатала рассказ «Цена хлеба», а в большую литературу пришел молодой автор Проскурин. Петр Лукич к этому времени уже переехал в Хабаровск (1957).

Становление

Спустя два года местным книжным издательством был напечатан роман «Глубокие раны» (1960) - первое большое произведение начинающего писателя. В центре сюжета судьбы брянских партизан и подпольщиков. Герои - простые советские люди, для которых военное лихолетье стало проверкой на мужественность, отвагу, патриотизм. Книга понравилась читателям. Спустя четыре года состоялось второе издание этого романа. Небольшая книжка «Таежная песня» (сборник рассказов) в 1960 году вышла в издательстве «Советская Россия». Позднее эти произведения вошли во все собрания сочинений автора как образец его раннего творчества.

60-е годы были очень плодотворными для писателя. Он создал несколько романов. Один из них - «Корни обнажаются в бурю» (1962), повествующий о жизни дальневосточных лесорубов. Роман «Горькие травы» увидел свет в новосибирском издании («Сибирские огни», 1964). Московские издательства его печатать побоялись, так как в них Проскурин подверг критическому осмыслению состояние послевоенного восстановления экономики страны.

Книжка за книжкой

После окончания Высших литературных курсов в Москве (1962-1964) Петр Лукич уезжает в Орел. В этот период из-под его пера выходит несколько крупных произведений - «Исход» (1966) и «Камень сердолик» (1968). Судьба маленького сироты Кольки трагически прорисована в центре небольшого рассказа «Любовь человеческая» (1965). Потерявший на войне отца мальчишка - серьезный, ответственный и с большим сыновним чувством любви к своей Родине.

В Орле писатель задумал трилогию, которая должна была охватить большой временной отрезок советского периода русской истории. Переезд в Москву (1968), работа спецкором «Правды» и литературное сотрудничество со многими изданиями («Огонек», «Наш современник», «Москва» и др.) не отвлекли автора от этого замысла. Первая книга трилогии - роман «Судьба» (1972). Работа над этим произведением была отмечена премией им. М. Горького. Позднее были написаны следующие части - романы «Имя твое» (1978) и «Отречение» (1987). Трилогия войдет во все собрания сочинений П. Л. Проскурина. В 1974 году полюбившиеся читателям герои трилогии шагнули на большой экран.

Захар Дерюгин и другие

Великолепная проза Проскурина буквально вытолкнула на вершину зрительского успеха экранизацию романа «Судьба» - художественный фильм «Любовь земная». Простая история: коммунист, руководитель колхоза и отец троих детей Захар Дерюгин полюбил молодую женщину Маню Поливанову. Правдивый, узнаваемый сюжет и звездный состав артистов принесли картине колоссальный успех.

По итогам проката в 1975 году эта картина заняла 5-е место в списке наиболее кассовых фильмов. При этом мысли, которые высказал автор через героев фильма, содержали критические оценки советской действительности и не потеряли актуальности до наших дней. Может быть, такая смелость и стала залогом стойкого успеха романа и его экранизации у зрителей и читателей. В составе съемочной группы картины «Любовь земная» Петр Лукич получил Госпремию в области литературы и искусства (1979).

Живой классик

80-е годы - бурный период в жизни Советского Союза. Проскурин входит в редакционную коллегию популярного издания «Роман-газета» и много пишет. В это время издательство «Современник» печатает пятитомное собрание сочинений автора (1981-1983) - своеобразный литературный отчет писателя. За творческие достижения Петр Лукич был удостоен высшей награды - звания Героя Социалистического Труда (1988).

Четкая гражданская позиция Проскурина выразилась в 1990 году. В «Письме 74-х», которое он подписал вместе с другими деятелями культуры, выражался протест против шельмования русского народа и Последний роман автора - «Число зверя». Он был опубликован в «Роман-газете» в 1999 году. 26 октября 2001 года П. Л. Проскурин скончался.

Супруга писателя, Л. Р. Проскурина, приложила много сил для сохранения творческого наследия Петра Лукича и памяти о великом писателе. Его именем названы библиотека и сквер в г. Брянске. Дети - Алексей и Екатерина - продолжили литературную династию и стали журналистами.

Как-то на одном из творческих вечеров он сказал: «Родину и родителей не выбирают. Это судьба. Лучших людей, чем на Брянщине - Орловщине, не видел. ..» Отсюда, из народных глубин, пошли и герои его книг. Впечатления детства огромны. Не всегда человек может вспомнить все, что промелькнуло в череде прожитых лет, но что случилось на заре юности - запоминается, врезается в память, четко и надолго. «Детство и юность как бы неиссякающий колодец с прохладной целительной водой, из него ты пьешь всю жизнь...» - напишет Петр Лукич. Художественный мир, созданный академиком Международной славянской академии, лауреатом Государственных премий Советского Союза, Российской Федерации и лауреатом премии Льва Толстого, Героем Социалис¬тического Труда П.Л. Проскуриным велик и разнообразен. Он был и романист, и публицист, и поэт, и общественный деятель.
Петр Лукич родился в январе 1928 года в поселке Косицы, что в Севском районе Брянщины. Сложна и многогранна его жизнь. Ему шел тринадцатый год, когда грянула Великая Отечественная война. Оккупация. Трудная послевоенная жизнь. Пахал, сеял, косил. После службы в армии уехал на Камчатку. Был сплавщиком, лесорубом, шофером в леспромхозе. Работал и писал. Писал и работал.
В 1960 году в Хабаровском книжном издательстве вышел первый его роман «Глубокие раны», а в издательстве «Советская Россия» сборник рассказов «Таежная песня». Не менее плодотворными оказались последующие годы. Один за другим выходят сборники рассказов и повестей «Цена хлеба», «Роса на рельсах», «Шес¬тая ночь», «День смятения, «Снова дома», «Черта» и роман «Корни обнажаются в бурю». После учебы на Литературных курсах при Институте имени А.М. Горького он ненадолго переезжает жить в Орел. Потом снова Москва. В свет выходят его романы «Горькие травы», «Исход», «Камень-сердолик», сборник повестей и рассказов «Любовь человеческая»... Одним из крупных литературных полотен Петра Проскурина является трилогия «Судьба», «Имя твое», «Отречение». Она завоевала широкий и заслуженный успех у читателей. Когда в 1975 году была экранизирована первая книга под названием «Любовь земная», а через два года вышел двухсерийный фильм «Судьба», они вызвали у зрителей огромный интерес. «В старых ракитах», «Порог любви», «Зов вершин» и многие другие книги созданы писателем в последующие годы. В них немало строк посвящено также земле Брянской. К его произведениям обращался Брянский областной драматический театр.
Звание почетного гражданина Брянской области присвоено в январе 1998 года. Позже он стал почетным гражданином города Орла.
Умер Петр Лукич в Москве в ноябре 2001 года. Похоронен в Брянске. Его имя присвоено Центральной городской библиотеке Брянска и скверу на улице Красноармейской, средней школе № 1 в Севске, где установлена памятная доска. В литературном музее г. Брянска открыта мемориальная комната писателя.

Проскурин (в центре) с земляками в Красном Роге. 1990-е годы.

Мемориальная квартира писателя Петра Лукича Проскурина. Экспозиция Брянского областного музея.

Проскурин Петр Лукич (22.01.1928-2001), писатель и общественный деятель. Родился в крестьянской семье на Брянщине в пос. Косицы Севского р-на. Подростком пережил фашистское нашествие и был свидетелем многих славных подвигов и дел своих соотечественников по спасению, а затем и укреплению державы.


Вырос в крестьянской семье. Когда фашисты захватили родные места, отец Проскурина стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. После войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин». Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литкурсы в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987 - 1990). В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988, 22 января). В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стр

ажа». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя». Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Госпремии России (1974) и Госпремии СССР (1979). В 2000 году стал почётным гражданином Орла.

Вячеслав ОГРЫЗКО

Вырос в крестьянской семье. Когда фашисты захватили родные места, отец Проскурина стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. После войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин». Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литкурсы в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987 - 1990). В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988, 22 января). В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стр

ажа». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя». Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Госпремии России (1974) и Госпремии СССР (1979). В 2000 году стал почётным гражданином Орла.

Вячеслав ОГРЫЗКО

Действие романа "Горькие травы" происходит в 40-50 годы в одной из центральных областей России, в Брянской деревне. Автор возвращается к впечатлениям своей юности. Герои романа, вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны, из партизанских отрядов, из плена, включаются в трудную работу по восстановлению разрушенного врагом хозяйства.

В "Избранное" писателя, Петра Лукича Проскурина, вошли повести "Азъ воздам, Господи", "Черные птицы", "В старых ракитах", "Полуденные сны", "Черные птицы", "Тайга" и рассказы. В них - актуальные проблемы современности, внутренний и накаленный драматический мир человека наших дней. Это - сегодняшняя наша жизнь, отображенная впечатляюще полно, точно и взыскующе честно.

Действие романа начинается в послевоенное время и заканчивается в 70-е годы. В центре романа судьба Захара Дерюгина и его семьи. Писатель поднимает вопросы, с которыми столкнулось советское общество: человек и наука, человек и природа, человек и космос.

На 1-й и 4-й стр. обложки - рисунок А. ГУСЕВА.
На 2-й стр. обложки - рисунок Б. ДОЛЯ к повести Н. ЛЕОНОВА "Нокаут".
На 3-й стр. обложки - рисунок П. ПАВЛИНОВА к роману Н. Монсаррата. "Жестокое море".

В центре произведения отряд капитана Трофимова. Вырвавшись осенью 1941 года с группой бойцов из окружения, Трофимов вместе с секретарем райкома Глушовым создает крупное партизанское соединение. Общая опасность, ненависть к врагу собрали в глухом лесу людей сугубо штатских...

Время действия "Отречения" - наши дни. В жизнь вступают новые поколения Дерюгиных и Брюхановых, которым, как и их отцам в свое время, приходится решать сложные проблемы, стоящие перед обществом. Драматическое переплетение судеб героев, острая социальная направленность отличают это произведение.

В уединенном загородном доме, окруженном запущенным старым садом, что-то случилось. Первым почувствовал начало перемен Тимошка - и усиленно втянул воздух черным влажным носом, в его пристально-внимательные грустных глазах появилась настороженность. Тимошка свободно расхаживал везде, утром и вечером он проверял, все ли в пооядке, заглядывая в каждую комнату, в любой потаённый уголок дома, двери, если они не были на запоре, Тимошка привычно...

По Москве сносили много старых строений, освобождая место новым; целые кварталы рушились под разухабистые шутки молодых рабочих, и к этому привыкли. Груды искореженных балок, кирпича, раздерганных стен, дверных и оконных проемов, труб, какой-то дряхлой рухляди - беспризорные теперь громоздкие, массивные шкафы, столы, старинные укладки, окованные железным узорочьем, с прочными, ручной работы запорами, и еще множество самых неожиданных вещей...

Действие романа разворачивается в начале 30-х годов и заканчивается в 1944 году. Из деревни Густищи, средней полосы России, читатель попадает в районный центр Зежск, затем в строящийся близ этих мест моторный завод, потом в Москву. Герои романа - люди разных судеб на самых крутых, драматических этапах российской истории.

Все началось с того, что в диких, малообследованных Медвежьих сопках исчез почтовый самолет с трехмесячной зарплатой рабочих леспромхозов, звероводческих совхозов и других предприятий в верховьях Игрень-реки, и весть эта быстро распространилась по всей округе на сотни километров: назывались большие цифры - свыше миллиона рублей, а некоторые говорили о трех.