Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Классицизм в литературе. Основные периоды русского классицизма

Классицизм в литературе. Основные периоды русского классицизма

1.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим:

А) сентиментализм, классицизм, романтизм;

Б) классицизм, сентиментализм, романтизм;

В) классицизм, сентиментализм, романтизм,

2.Выберите отличительные черты классицизма:

А) культ разума; е) «подражание природе»;

Б) интерес к человеческому чувству; ж) субъективность в изображении;

В) психологизм в изображении характеров; з) гражданско-просветительский пафос;

Г) «романтическое двоемирие». и) реалистическое воссоздание действительности;

Д) строгое деление героев на положительных к) строгая иерархия жанров;

И отрицательных

3.Человек в литературе классицизма

А) высшее существо

Б) одержим страстями

В) мелок и незначителен

4.В каком жанре допускалось писать о царях, исторических событиях

А) комедия

Г) сатира

5. Острая неудовлетворённость социальной действительностью, разочарование в окружающем мире, порыв творческой незаурядной личности к ещё не осознанному, смутному идеалу - это причины возникновения

А) сентиментализма б) классицизма

В) романтизма

6. Термин романтизм в 18 в. обозначал а) всё необычное, таинственное, средневековое

Б) реальное, действительное, настоящее б) выдуманное, несуществующее, запредельное

7.Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?

В) былина

8. Незаурядная, яркая личность, бросает вызов обществу, непонимающему его,

Основа личности – страсть и воображение, гордость и независимость, стремление к идеалу и свободе.- это:

А) реалистический герой

Б) романтический герой

В) фантастический герой

А) М.В. Ломоносов

Б) А.С. Пушкин

В) Г.Р. Державин

Г) А.А. Фет

10 Каковы основные черты сентиментализма?

А) испорченным нравам аристократии противопоставлялись представители среднего сословия;

Б) создание нового тип героя – представителя мелкой и средней буржуазии, ремесленников, крестьян;

В) выдвижение на первое место культа чувств;

Д) идеализация народа.

11.Кто это? В 1730 году уходит с обозом рыбы в Москву и в возрасте выпускника поступает в Славяно-греко-латинскую академию, где 12-летний курс обучения заканчивает меньше чем за 6 лет.

12.Какие жанры являлись любимыми у сентименталистов?

А) дневники;

Б) путевые заметки;

В) письма;

Д) басня;

Е) повести и романы.

13.Какие особенности имел русский романтизм?

А) критика общественных пороков;

Б) исторический оптимизм;

В) внимание к прошлому своей страны;

Г) идеальный герой: гражданин-патриот, наделённый чувством любви и глубокого христианского сострадания.

14.Каковы основные особенности европейского романтизма?

А) выдвижение на первое место культа чувств;

Б) «космический пессимизм»;

В) создание нового типа героя – представителя средней и мелкой буржуазии, ремесленников, крестьян;

Г) обращение к вечным идеалам, разлад с современной действительностью;

Ж) двоемирие;

З) самоценность отдельной человеческой личности с её особым внутренним миром, богатство и уникальность человеческой души.

15.Кто это? «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец»(по словам А.С.Пушкина). А В.Г.Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

16. Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Вот Стрибожьи вылетели внуки -
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стоном стонет мать-земля сырая,
Мутно реки быстрые текут,
Пыль несется, поле покрывая.
Стяги плещут: половцы идут!
С Дона, с моря с криками и с воем
Валит враг, но, полон ратных сил,
Русский стан сомкнулся перед боем
Щит к щиту - и степь загородил.

11
Славный яр тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
И слетают головы с поганых,
Саблями порублены в бою.
И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!
Если ты на ратном этом поле
Позабыл о славе прежних дней,
О златом черниговском престоле,
О желанной Глебовне своей!
12
Были, братья, времена Трояна,
Миновали Ярослава годы,
Позабылись правнуками рано
Грозные Олеговы походы.
Тот Олег мечом ковал крамолу,
Пробираясь к отчему престолу,
Сеял стрелы и, готовясь к брани,
В злат стремень вступал в Тмуторокани,
В злат стремень вступал, готовясь к сече.
Звон тот слушал Всеволод далече,
А Владимир за своей стеною
Уши затыкал перед бедою.
13
А Борису, сыну Вячеслава,
Зелен саван у Канина брега
Присудила воинская слава
За обиду храброго Олега.
На такой же горестной Каяле,
Укрепив носилки между вьюков,
Святополк отца увез в печали,
На конях угорских убаюкав.
Прозван Гориславичем в народе,
Князь Олег пришел на Русь как ворог.
Внук Дажьбога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,
Редко в поле выходил оратай,
Вороны над пашнями кружились,
На убитых с криками садились,
Да слетались галки на беседу,
Собираясь стаями к обеду...
Много битв в те годы отзвучало.
Но такой, как эта, не бывало.
14
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
15
Что там шумит,
Что там звенит
Далеко во мгле, перед зарею?
Игорь, весь израненный, спешит
Беглецов вернуть обратно к бою.
Не удержишь вражескую рать!
Жалко брата Игорю терять.
Бились день. рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина.
Славный пир дружины завершили -
Напоили сватов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.


Дайте на каждый вопрос развернутый связный ответ (объем 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.
^
1.1.1. Какую роль в данном фрагменте играет олицетворение?
1.1.2. Как автором переданы героика и трагизм боя?
1.1.3. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?
Дайте развернутый связный ответ (объем – 5-8 предложений). Найдите основания для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.4. Сопоставьте фрагмент из «Слова о полку Игореве» с эпизодом из поэмы А.С.Пушкина «Полтава». К каким выводам привело вас это сопоставление?

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
"За дело, с богом!" Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком…

И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон…

Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор - и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.

К уроку 16

^ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?

^ 2.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?

^ 3. Кого из названных писателей можно считать классицистами?

а) М.В. Ломоносов б) А.С. Пушкин в) Г.Р. Державин г) А.А. Фет

4. Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?

а) басня б) ода в) былина г) поэма

5. Основным жанром какого поэта была ода?

а) Ломоносов М.В. б) Державин Г.Р. в) Карамзин М.М. г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании?

а) М.В. Ломоносов б) Г. Р. Державин в) В.А.Жуковский г) А.С.Пушкин

^ 7. Выберите признаки сентиментализма

а) способность героя чувствовать и сопереживать г) герои – простые люди

б) соответствие теории “Трех штилей” д) изображение красоты природы

в) в центре произведения – героическая личность е) соблюдение правил “Трех единств”

^ 8. В произведениях какого метода исключительные характеры действуют в исключительных обстоятельствах?

а) романтизм б) классицизм в) сентиментализм г) реализм

^ 9. Найдите соответствие.


1) гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, в основу положен принцип “подражание природе”, конфликт между чувством и долгом.

А. романтизм

2) изображение природы как фона человеческих переживаний; внимание к внутреннему миру человека. Культ чувств. Культ природы. Изображение простых людей.

Б . классицизм

3) культ избранной личности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в “мир небесных идеалов”. Двоемирие.

В. реализм

4) Изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Изображение типических характеров в типической обстановке

Г. сентиментализм

^ 10. Какие из указанных признаков характерны для сентиментализма?

ОТВЕТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

А,Б,Д

А

Б

А

Б

А,Г,Д

А

1 – Б 2 – Г 3 – А 4 - В

А,В,Г,Д

К уроку 21

^ А.С.ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»

Задания на проверку знаний текста

1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»

2. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII века

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолю­тизации государства?

а. Романтизм

б. Классицизм

в. Сентиментализм

2. Какие из указанных признаков характерны для классицизма?

а. Иерархия жанров

б. Опора на античные традиции

в. Интерес к внутреннему миру героя

г. Культ чувства

д. Принцип трех единств

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами?

а. М. В. Ломоносов

б. А. С. Пушкин

в. Г. Р. Державин

г. Н. А. Некрасов

4. Любимым жанром какого писателя являются сатиры?

а. Г. Р. Державин

б. В. К. Тредиаковский

в. АД. Кантемир

г. М. В. Ломоносов

5. К какому жанру принадлежат поэтические произведения, вос­певающие кого или что-нибудь?

в. Былина

6. Основным жанром какого поэта была ода?

а. М. В. Ломоносов

б. Г. Р. Державин

в. АД. Кантемир

г. В. К. Тредиаковский

7. Какие из названных героев не являются персонажами коме­дии

Д. И. Фонвизина “Недоросль”?

а. Чацкий

в. Кабаниха

г. Еремеевна

е. Стародум

8. К какому жанру относится “Недоросль” Д. И. Фонвизина?

б. Трагедия

в. Комедия

9. Кому из героев принадлежат слова: “Не хочу учиться, хочу жениться”?

а. Кутейкин

б. Скотинин

в. Митрофан

г. Простаков

10. Как можно определить жанровую форму “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева?

а. Дневник

б. Путевые заметки

в. Сатирические очерки

г. Нравоописательные очерки

11. Основная идея “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева состоит в:

а. Осуждении самодержавно-крепостнического строя

б. Необходимости воспитания нового поколения

в. Провозглашении своеобразия русского народа

12. Эпиграф “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” к “Путешествию из Петербурга в Москву” взят А. Н. Радищевым из:

а. “Тилемахиды” В. К. Тредиаковского

б. “Властителям и судьям” Г. Р. Державина

в. “Оды на день восшествия на престол императрицы Ели­саветы Петровны” М. В. Ломоносова

– б 7. а, в

– а, б, д 8. в

– а, в 9. в

Глоссарий:

  • какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства
  • Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизация государства
  • как можно определить жанровую форму путешествие из петербурга в москву
  • какой художественный метод соотвествует периоду абсолютизации государство
  • какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в “Сказках”? М. Г. Салтыков-Щедрин Какое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина является об­разцом сатиры на бюрократически-полицейскую Россию? Какой главный...
  2. Тест. Какое из приведенных определений соответствует понятию “тема произведения”? Ответы внизу. 1. Какое из приведенных определений соответствует понятию “тема произведения”? а. Изображение событий в их...
  3. Определите, какой эпизод можно считать кульминацией сказа и какой - развязкой. Кульминацией сказа можно считать момент осознания Левшой, что в России неправильно чистят старые ружья....

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для соответствующего или близкого вида.

Сочинение «Русская земля и родная природа в «Слове о полку Игореве»

1. Вступление. Идея похода. Природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.

Возможные варианты:

а) классический: "В апреле 1185 г. черниговский князь Игорь Святославович предпринял поход против половцев. События Игорева похода и последовавших за ним бед легли в основу памятника XII в. -"Слова о полку Игореве".

б) от цитаты: "Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него полвойска покрыла:" - так начинается повествование о бесславном походе Игоря а половцев в апреле 1185 г.

в) проблемный: XII в. Каким зловещим должно было казаться русским воинам, воспитанным в эпоху, когда сильны были языческие представления, солнечное затмение! Почему же не остановило оно дружину Игоря, выступившего против половцев? И почему тогда столь торжественно-тревожно звучит голос автора?

2. Главная часть.

Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами.

Как природа переживает поражение Игорева войска?

Обращение к силам природы в "Плаче Ярославны".

Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?

Роль рефрена "О Русская земля! Ты уже за холмом:".

3. Заключение. Как через глубокое и проникновенное изображение русской природы, прекрасной и страдающей Родины, автор "Слова:"проводит идею единства, сочувствия и любви к родной земле?

Тест по теме «Литература 18 века»

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?
а) романтизм; б) классицизм; в) сентиментализм

2.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?
а) иерархия жанров; б) опора на античные традиции; в) интерес к внутреннему миру героя; г) культ чувства; д) принцип трех единств

4. Жанр, воспевающий кого-/ что-нибудь, значимое в историческом, политическом смысле?
а) басня;б) ода; в) былина; г) поэма

5.Основным жанром какого поэта была ода?
а) ; б) ; в) ; г)

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях”. О ком говорит в данном высказывании?
а) ; б) ; в)

7. Выберите признаки сентиментализма:
а) способность героя чувствовать и сопереживать; б) соответствие теории “Трех штилей”; в) в центре произведения – героическая личность; г) герои – простые люди; д) изображение красоты природы; е) соблюдение правил “Трех единств”

8. Кто из них приблизил литературный язык к живой, естественной разговорной речи?
а) ; б) ; в)

9.В повести «Бедная Лиза» Карамзин утверждает:
а) образование должно быть хорошим; б) Отечеству надо служить верой и правдой; в) И крестьяне любить умеют.

10.Жанровая форма «Путешествия из Петербурга в Москву»
а) дневник; б) путевые заметки; в) сатирические очерки

11.Найдите соответствия:
а) гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-эстетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, в основу положен принцип “подражание природе”, конфликт между чувством и долгом.

б) изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно “средней” личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, “религия сердца”, искания идеального образа “жизни вне цивилизации” (Руссо). Стремление к естественности в поведении человека, таинственному и ужасному, идеализация средневековья.

в) культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражение творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в “мир небесных идеалов”.

А) РОМАНТИЗМ; Б) КЛАССИЦИЗМ; В) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ.

Творческая работа «Мой Пушкин» (образец)

Творчество является достоянием всего человечества. Читая его произведения, люди погружаются в “мир Пушкина”, с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В детстве мы зачитываемся сказками, взрослея, открываем для себя романтические поэмы и “Повести Белкина”. Венцом творчества Александра Сергеевича, на мой взгляд, является, роман в стихах “Евгений Онегин”. Его я прочел совсем недавно, после того как родители подарили мне двухтомник произведений, подготовленный и изданный в нашем городе к юбилею писателя.

Многое поражает в романе: и широта изображения действительности 19 века, и великолепные картины природы, и между героями романа. Самое сильное впечатление произвело на меня изображение поэтом главного героя – Евгения Онегина, человека со сложным противоречивым характером.

Автор изображает своего героя, как обыкновенного человека с его достоинствами и недостатками. Являясь центральным героем произведения, Онегин концентрирует вокруг себя основные проблемы романа, заставляет читателя задуматься, положительный ли это герой, лишний ли он человек своего времени. Раздумья автора и читателя можно выразить вопросом Татьяны: “Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель: мои сомненья разреши”.

В начале романа Онегин предстает как человек, типичный для светской петербургской молодежи. В его облике раскрываются характерные черты столичной дворянской среды. Это – “молодой повеса”, франт, “как денди лондонский одет”, жизнь которого проходит лишь в светских развлечениях и лишена глубокого человеческого содержания. Отчасти это объяснялось воспитанием, оторванным от народной почвы, его окружали иностранные гувернеры и гувернантки, научившие в совершенстве владеть французским, танцевать, непринужденно держаться в обществе. Для света этого было достаточно: “Свет решил, что он умен и очень мил”.

Автор подчеркивает в Онегине его “резкий, охлажденный ум”, показывая скептика, “философа в осьмнадцать лет”: он увлекается экономическими учениями, в спорах он ироничен, язвителен. Это делает похожим его на Чацкого. С самого начала характеристики Онегина намечается возможность духовной эволюции. Тот образ жизни, который он ведет, несмотря на внешнюю наполненность (бесконечные посещения театров, балов, пирушек), не приносит Онегину удовлетворения, герой не видит цели и смысла жизни. Им владеет “русская хандра”: он разочарован в действительности и, “несмотря на молодость”, пресыщен чувствами.

И все-таки в Онегине, “герое своего времени”, много пушкинского, . В самом характере Онегина, в его “хандре” было много такого, что пережил и сам Пушкин. Автор пишет о своем герое и о себе:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей

На самом утре наших дней

Итак, оба разочарованы в светской суете, оба изведали игру страстей, оба недовольны, озлоблены, холодны. Автор показывает, что “русская хандра” - не мода, а национальная особенность, порожденная русской жизнью, ударами судьбы, которые испытывали лучшие люди.

Постепенно все сильнее ощущается разрыв между Онегиным и петербургским светом; и Онегин уезжает в деревню, где пытается заняться какой-нибудь полезной общественной деятельностью. Он облегчает участь крестьян, заменив тяжкую легким оброком:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил,

И раб судьбу благословил.

Этим он вызывает лишь недоброжелательство местных помещиков-крепостников, всех этих Гвоздиных, Пустяковых, которые решили, что Онегин “опаснейший чудак”, фармазон, сумасброд. С этими людьми никакого общего языка главный герой не находит. Но, оторванный от светской, дворянской жизни, Онегин оказывается далеким и от народной жизни. Именно этим и объясняется сложность, противоречивость онегинского характера.

Первая встреча Онегина с Татьяной помогает понять, насколько велика его отчужденность от народной жизни. Он слишком привык к “науке страсти нежной”, к игре в любовь светских красавиц, чтобы по-настоящему откликнуться на серьезное чувство провинциальной барышни, проникнуть в ее душевный мир. Правда, он поступил с ней по-своему честно и благородно, сказав ей прямо, что думал, не пытаясь вероломно воспользоваться ее доверчивостью. Но внутренний, душевный мир Татьяны остался для него чуждым, равно как и поэзия национальных традиций, “привычек милой старины”, деревенской жизни. Узнав, что Ленский бывает у Лариных, Онегин искренне недоумевает: ведь это – “простая русская семья”.

В характере Онегина наряду с благородством обнаруживаются черты индивидуализма, горделивого презрения к людям. Когда в душе Татьяны пробудилось чистое чувство любви к Онегину, Пушкин восклицает:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая …

Но Онегин - страдающий эгоист, он проходит тяжелый путь жизненных и душевных испытаний. Убийство Ленского производит на него сильнейшее впечатление, еще больше усиливая недовольство Онегина самим собой, обостряет тоску и заставляет главного героя отправиться в путешествие по “святой Руси”. Герой романа побывал в Новгороде, где он размышляет о древнерусской вольности, на Волге он слышит песни про Степана Разина, побывал он в Астрахани, Одессе. Теперь его мысли занимают героические страницы прошлого России. Именно в этот период намечается тема нравственного обновления Онегина.

Литературные направления

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?
а) романтизм; б) классицизм; в) сентиментализм

2.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?
а) иерархия жанров; б) опора на античные традиции; в) интерес к внутреннему миру героя; г) культ чувства; д) принцип трех единств

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами?
а) М.В.Ломоносов; б) А.С.Пушкин; в) Г.Р.Державин; г) А.А.Фет

4. Жанр, воспевающий кого-/ что-нибудь, значимое в историческом, политическом смысле?
а) басня;б) ода; в) былина; г) поэма

5.Основным жанром какого поэта была ода?
а) Ломоносов М.В.; б) Державин Г.Р.; в) Карамзин М.М.; г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях”. О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании?
а) М.В. Ломоносов; б) Г. Р. Державин; в) А.Д. Кантемир

7. Выберите признаки сентиментализма :
а) способность героя чувствовать и сопереживать; б) соответствие теории “Трех штилей”; в) в центре произведения – героическая личность; г) герои – простые люди; д) изображение красоты природы; е) соблюдение правил “Трех единств”

8. Кто из них приблизил литературный язык к живой, естественной разговорной речи?
а) Д.А.Фонвизин; б) Г.Р.Державин; в) М.М.Карамзин

9.В повести «Бедная Лиза» Карамзин утверждает:
а) образование должно быть хорошим; б) Отечеству надо служить верой и правдой; в) И крестьяне любить умеют.

10.Жанровая форма «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
а) дневник; б) путевые заметки; в) сатирические очерки

11.Найдите соответствия:
а) гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-эстетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, в основу положен принцип “подражание природе”, конфликт между чувством и долгом.

б) изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно “средней” личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, “религия сердца”, искания идеального образа “жизни вне цивилизации” (Руссо). Стремление к естественности в поведении человека, таинственному и ужасному, идеализация средневековья.

в) культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражение творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в “мир небесных идеалов”.

А) РОМАНТИЗМ; Б) КЛАССИЦИЗМ; В) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ.