Понятие об осложненном предложении
Вспомним, что предложение - это основная единица языка.
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов. Кроме того, в предложении могут быть и второстепенные члены. Предложение, имеющее только одну грамматическую основу, является простым.
Простые предложения очень многообразны.
Они могут быть осложнены различными способами:
1. Чаще всего осложняют предложения однородные члены.
Например:
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
В данном случае, предложение осложнено однородными сказуемыми «вскочила» и «стала», которые выражены глаголами.
2. Простое предложение также осложняют обращения или вводные слова.
Приведем пример:
Друзья! Прекрасен наш союз.
В этом предложении обособляется обращение.
А в следующем примере:
В этой четверти, судя по всему, особенно придется потрудиться.
Обособляется вводное слово.
3.Третий способу осложнения простого предложения - осложнение уточняющими членами предложения. Уточняющие члены чаще всего уточняют место и время. Например:
Вдали, у самой кромки неба, уже зажигалась заря.
Кроме того, простые предложения очень часто осложняются обособлениями.
Принято выделять четыре основных группы обособлений:
Обособленные определения;
Обособленные дополнения;
Обособленные приложения;
Обособленные обстоятельства.
Рассмотрим примеры:
Трава, умытая утренней росой, светилась изумрудным блеском.
В этом предложении обособляется определение «умытая утренней росой».
В предложении:
Весь класс, исключая вечных прогульщиков, был в сборе.
Обособлением является дополнение «исключая вечных прогульщиков».
Рассмотрим предложение:
Нам, летчикам, особенно любимо небо родины.
Где в качестве обособляющегося приложение выступает слово «летчикам».
Отец, вопреки всем нашим уговорам, устроил все по своему усмотрению.
Здесь обособленное обстоятельство выражено оборотом «вопреки всем нашим уговорам».
Усложняющие элементы в простом осложненном предложении на письме выделяются запятыми.
Особенно велика порою бывает роль порядка слов в предложении и интонации.
Русский ученый Александр Попов сконструировал первый радиоприемник.
Первый радиоприемник сконструировал Александр Попов, русский ученый.
Первое предложение не является осложненным, второе - осложненное. Средствами осложнения в данном случае являются порядок слов и интонация.
А если мы построим предложение таким образом:
Александр Попов, который был русским ученым, сконструировал первый радиоприемник. - то получим уже не простое, а сложное предложение.
Следует учитывать, что простое предложение может быть достаточно распространенным, т.е. содержащим второстепенные члены, но при этом не иметь признаков осложнения.
Например:
Днем мы лежали на опушке соснового леса.
Иногда обилие осложняющих элементов может заставить нас сомневаться: сложное предложение перед нами или простое осложненное. Для того чтобы это выяснить, необходимо определить грамматическую основу этого предложения.
Например:
Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в свое логово еж.
Это предложение имеет только одну грамматическую основу «еж пробирается», а в качестве осложняющих элементов выступают однородные обстоятельства «через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны».
Необходимо помнить, что при синтаксическом разборе в характеристике предложения после сведений о его распространенности или нераспространенности, надо обязательно указывать, осложненное перед нами предложение или неосложненное.
А теперь давайте обобщим полученные сведения об осложненном предложении.
1. Для того чтобы не путать простое осложненное предложение со сложным, необходимо правильно определить количество грамматических основ и убедиться, что перед нами простое предложение, т.к. осложненным может быть только простое предложение.
2. Чаще всего осложняют предложения однородные члены, но в качестве осложняющих членов могут выступать и вводные слова, обращения, обособления, уточняющие члены.
3. Среди обособленных членов принято выделять обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения и обособленные обстоятельства. Иногда средствами осложнения могут являться порядок слов и интонация.
Список использованной литературы:
Осложненное простое предложение
Глава 1.1. Общие вопросы теории осложненного предложения. 2
§ 1.1.1. Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое. 2
§ 1.1.2. Отличие осложненного предложения от неосложненного. Признаки осложненного предложения. 3
§ 1.1.3. Виды осложнения. Осложнение конструктивное и неконструктивное. Дополнительная предикативность и внутрирядные отношения. 4
Глава 1.2. Дополнительная предикативность. Ее разновидности. 5
§ 1.2.1. Понятие дополнительной предикативности. Основные разновидности 5
§ 1.2.2. Полупредикативность. 6
§ 1.2.3. Дополнительная глагольная предикативность. 7
§ 1.2.4. Дополнительная предикативность и члены предложения. 7
Глава 1.3. Внутрирядные отношения. Их основные проявления. 8
§ 1.3.1. Ряд как синтаксическая конструкция. Понятие внутрирядных отношений. 8
§ 1.3.2. Виды рядов. Однородные члены предложения. Ряды с неоднородными членами. 8
§ 1.3.3. Пояснение и его разновидности: собственно пояснение, включение, уточнение. 9
§ 1.3.4. Аналоги рядов, создаваемые производными предлогами с сопоставительно-выделительными отношениями. 10
Глава 1.4. Союзные конструкции, осложняющие простое предложение. 11
§ 1.4.1. Конструкции с параллельными членами (трехчленная союзная конструкция) и конструкции без параллельных членов. 11
§ 1.4.2. Конструкция с союзом «как» в значении «в качестве». 12
§ 1.4.3. Конструкции со сравнительными союзами. 12
§ 1.4.4. Конструкция без параллельных членов. Вторичная союзная связь 13
Глава 1.5. Коммуникативное осложнение. 14
§ 1.5.1. Вставочные конструкции. Их отношение к осложнению.. 14
§ 1.5.2. Обращение. 15
Литература . 16
Термин «осложненное предложение» можно считать традиционным. В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления. К осложненным предложениям относили такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова и другие вводные компоненты, вставки, обращения и некоторые другие. Не последнюю роль в том, что принималось во внимание при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное.
Важную роль в развитии теории осложненного предложения сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной, на которые мы и будем опираться в объяснении данного явления. Полное описание осложненного предложения содержится в учебном пособии А.Ф. Прияткиной «Синтаксис осложненного предложения». – М., 1990.
Прежде всего, надо определить отношение осложненного предложения к синтаксическим единицам – к простому или сложному предложению. С одной стороны, осложненное предложение может представлять собой очень сложное образование, насыщенное конструктивно и семантически не менее сложное, чем полипредикативное образование. Например: Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец мужеством в бою (К. Симонов). Предложение осложнено однородными членами с союзом «если не – так», бессоюзными рядами однородных членов и двумя пояснениями: «он, комиссар» и пояснительной конструкцией с обобщающим словосочетанием «всем другим». Другой пример:
С другой стороны, несмотря на конструктивную и семантическую сложность, осложненное предложение – это предложение с одним предикативным центром (в нашем примере «он должен был стать вровень»), осложнение происходит в пределах простого, монопредикативного предложения. Следовательно, вопрос об отношении данного явления к синтаксическим единицам решается однозначно: это предложение простое, а не сложное, грамматической полипредикативности, главного признака, отличающего сложное предложение от простого, в осложненном предложении нет.
Чтобы определить осложненное предложение как особое синтаксическое явление, надо установить, к какому синтаксическому аспекту относится понятие «осложнение», какой синтаксический аспект имеется в виду. Существует осложнение семантическое, т.е. семантическая полипропозитивность: предложение является семантически осложненным, если содержит более одной пропозиции. Сравним два примера: 1) Ее новое платье было всеми замечено. – 2) Ее смущение было всеми замечено. В первом предложении одна пропозиция, заключенная в предикативной конструкции и неприсловном распространителе: «платье было всеми замечено» («замечено» - предикат, «всеми» - субъектный актант, «платье» - объектный актант). Во втором предложении две пропозиции: кроме той, которая является общей с первым предложением (заключенной в предикативной конструкции), есть вторая, выраженная предикатным словом «смущение» и распространяющей это слово словоформой «ее»: «ее смущение» - она смутилась. Таким образом, второе предложение семантически осложненное, но формально-синтаксического осложнения здесь нет, в формально-синтаксическом отношении оно ничем не отличается от первого предложения. Сопоставим с приведенными предложениями еще одно: Смутившись, она замолчала. В этом предложении две пропозиции («она замолчала», «смутившись» - она смутилась), т.е. предложение семантически осложненное, полипропозитивное, а кроме того, здесь есть осложнение формально-синтаксическое, которое проявляется в синтаксическом отношении дополнительной предикативности: деепричастный оборот находится в двустороннем отношении – он относится не только к сказуемому («замолчала» - почему? – смутившись, потому что смутилась; связь деепричастия с глаголом-сказуемым – примыкание), но и к подлежащему, и это отношение оформляется интонационным выделением. Другой пример: На столе лежали цветы и подарки. В этом предложении нет семантического осложнения, предложение содержит одну пропозицию, заключенную в предикативном ядре: предикат «лежали», субъектный актант – «цветы» («подарки»), обстоятельственный актант – на столе». В формально-синтаксическом отношении это предложение следует считать осложненным: здесь есть особые синтаксические отношения – координативные, выраженные сочинительным союзом «и». Рассмотрим еще один пример: По-моему, вы ее не любите. В предложении есть вводное слово, интонационно выделенное. Традиционно предложения с вводными словами считаются осложненными. Действительно ли это так? Для чего употребляется вводное слово? Оно выражает модусное значение, которое относится к семантическому аспекту высказывания, передавая отношение говорящего к содержанию высказывания (в данном случае авторизация, представление говорящим высказывания как «своего», совмещается с персуазивностью, выражением некатегоричности). В грамматическом, формально-синтаксическом аспекте вводное слово «по-моему» никакой роли не играет.
Таким образом, осложнение простого предложения – явление синтаксическое, грамматическое, и как таковое оно имеет свои отличительные признаки.
Простое предложение может быть достаточно распространенным, но при этом не иметь признаков осложнения. Например: В кабинете ярко горели две большие лампочки под стеклянными абажурами. Предикативное ядро предложения - «две лампочки горели», все остальные словоформы представляют собой присловные распространители («ярко горели», «большие лампочки», «лампочки под абажурами », «стеклянными абажурами») и детерминант «в кабинете», относящийся ко всему предикативному ядру.
А.Ф. Прияткина выделяет следующие признаки, отличающие осложненное предложение от неосложненного:
1. В неосложненном предложении есть только такие синтаксические позиции, которые выражаются словоформами : это компоненты предикативного ядра, присловные распространители, включающиеся в предложение как компоненты словосочетания (в приведенном примере такие словоформы выделены), а также детерминанты, распространяющие предложение в целом и выражающие связь с предложением словоформой (в данном примере детерминант «в кабинете»).
В осложненном предложении есть особые синтаксические позиции: распространитель вводится в предложение непосредственно, а не через словосочетание, или позиция дублируется, то есть предложение содержит два (и более) подлежащих, дополнений и др. Например: В кабинете, тесно заставленном книгами , ярко горели две большие лампочки. В предложении есть компонент, введенный в него непосредственно, занимающий особую синтаксическую позицию полупредикативного члена. Следовательно, данное предложение является осложненным. Другой пример: В нашем городе зимой, особенно в январе , очень часто бывает гололедица. Выделенный компонент создает осложненное предложение, поскольку происходит дублирование синтаксической позиции обстоятельства («зимой, особенно в январе»).
2. Неосложненное и осложненное предложения различаются синтаксическими отношениями. В неосложненном предложении существуют синтаксические отношения двух видов: предикативные (отношение между подлежащим и сказуемым) и субординативные (отношения присловного распространителя к главному слову, детерминанта к предложению).
В осложненном предложении обязательно присутствуют синтаксические отношения других видов: координативные, полупредикативные, пояснительные и др. В двух последних примерах такие отношения есть: полупредикативные («тесно заставленном…» по отношению к существительному) и пояснительные («зимой, особенно в январе»).
Цели и задачи урока:
образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»
развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;
Тип урока : объяснение нового материала;
Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;
Урок русского языка в 8 классе по теме «Понятие об осложнённом предложении»
Рычкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка
Цели и задачи урока:
образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»
развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;
Тип урока : объяснение нового материала;
Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;
Оборудование урока : карточки, учебники литературы, презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение целей урока
II . Минутки повторения. Самостоятельная работа
Орфоэпическая работа (слайд) нач а ть, хоз я ева, докум е нт, дос у г, инструм е нт, катал о г
(Расставьте ударения)
Синтаксическая: (карточки)
1.Сегодня полнолуние.
2.За окном очень тихо.
3.Газеты доставляют по утрам.
4.Смотрел на людей с ненасытным и добрым вниманием.
5.Цыплят по осени считают.
6.Ночи становятся долгими и тёмными и часто заставляют дрожать от холода.
7.Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
8. Там, на белых дорогах, не часто появлялись повозки.
9.На мой взгляд, решение верное.
10. О, милый мой, ты будешь царь земли родной!
Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор.
Какие виды предложений по наличию грамматических основ вам встретились? (односоставные и двусоставные)
Назовите виды односоставных предложений, которые вам встретились
Что отличает все эти двусоставные предложения? (их осложнённость)
III.Формулирование темы урока учащимися
Исходя из этого, определите тему урока («Понятие об осложнённом предложении»)
Чем могут быть осложнены предложения? (чтение правила стр.104 учебника)
Приведите свои примеры
Сформулируйте правило в виде схемы
IV.Закрепление изученного
Найдите в учебнике литературы примеры осложнённых предложений (работа в парах)
Проверка проделанной работы
V.Конструирование предложений по данным схемам
Составьте предложения по схемам
1. ____ _____
_____ ,
2. ________
ВВ.СЛОВО, …
… , ОБРАЩЕНИЕ, ….
VI. Дополни предложения
1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.
2 …. , … туча растёт за рекою.
3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.
4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.
5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!
(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)
Устно дайте характеристику предложениям.
VII. Обобщение по уроку и выставление оценок
Время нашего урока подходит к концу, нужно подвести итог.
Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения?
VIII. Запись и объяснение домашнего задания
Взгляды на осложненное предложение можно свести к следующему:
Характер осложнения очень различный и объединяет неоднородные синтаксические построения.
Многие конструкции осложнения способствуют расширению модального плана высказывания (обособленные члены). Например, есть мнение, что предложения с однородными членами не являются осложненными, поскольку имеет лишь количественное расширение. Чаще всего осложнение связано с понятием полупредикативности (особым синтаксическим значением, близким предикативному (Предложение с причастными и деепричастными оборотами)). Однако оно тоже неоднородно, поэтому профессор Прияткина предлагает свой термин «дополнительная предикативность».
Признаки осложненного предложения:
По Прияткиной осложнения противопоставлены такому распространению предикативного ядра, которое может быть названо элементарным. Элементарные и осложненные предложения различаются:
А) Составом ВЧП (синтаксической позицией);
Б) Характером синтаксических отношений;
В) Типами синтаксических связей;
Г) Формальными средствами строения предложения.
а. Синтаксических позиций в осложненном предложении больше, чем в элементарном (Старик ловит > неводом >> рыбу.
б. Синтаксические отношения в элементарных предложениях сводятся к предикативным и подчинительным. В осложненном предложении присутствует ещё и другие отношения (пояснительные, присоединительные, полупредикативные)
в. Синтаксические связи в элементарных предложениях представлены предикативными, подчинительными. В осложненном добавляется сочинительная связь, а также пояснительные, присоединительные, полупредикативные (в том числе оппозитивная связь приложения с определяемым словом), интродуктивная связь и так далее.
г. В элементарных предложениях работают формы слов и предлоги (первообразные), а в осложненных предложениях сочинительные союзы, пояснительные союзы (то есть, а именно), присоединительные союзы (да и), интонация, подчинительная связь в сравнительной семантике и так далее.
1) Конструкция – относительно целостное (неделимое на части без потери общего значения) и оформленное по некоторой грамматической схеме синтаксическое единство, состоящее из определенных компонентов. Брат и сестра О и О Сущ. (прич.об.)
2) Неконструктивные обычно передается с помощью интонации.
Эти способы могут действовать совместно.
Многие типы осложненных предложений характеризуются дополнительной предикативностью (термин Прияткиной)
Дополнительная предикативность:
Прямая – глагольная предикативность; полупредикативность
Косвенная – свернутая; скрытая (отраженная)
Прямая дополнительная предикативность дана в грамматических формах: в предложении есть грамматическая форма, которую можно назвать дополнительным сказуемым.
Косвенная обнаруживается опосредованно, то есть на неё может указывать ВЧП, служебные слова или она выявляется через лексическую семантику.
Полупредикативностью называются синтаксические отношения между интонационно обособленным членом (оборотом) и его определяемым словом. (И навестим поля пустые, леса недавно столь густые и берег милый для меня)
И звезды слушают меня, лучами радостно играя.
Многие вышли в коридор - поразмяться и покурить.
Свернутая предикативность
Допускающая развертывание в субъектно-предикативную конструкцию.