Частица «не» выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. И от того, как написана она со словом - слитно или раздельно, порой зависит значение всей фразы. Правописание «не» с существительными - один из разделов грамматики, который обязательно должен быть освоен каждым образованным человеком. Иначе неизбежны речевые казусы…
Частица «не» с существительными в большинстве ситуаций имеет раздельное написание, отвечая за отрицательное значение словосочетания. И мало у кого возникнут сомнения по поводу, например, таких вариантов: не грусть, не мама, не лето, не дождь, не слово, не вечер и так далее, и тому подобные фразы и словосочетания.
Однозначно в этих примерах «не» с существительными пишется раздельно.
Но есть варианты, когда правильным будет слитное написание. Среди них можно привести в качестве примера следующие:
В некоторых случаях написание «не» с существительными вызывает серьезные затруднения, поскольку вроде бы и можно применить правило о слитности, но как-то результат совсем не «смотрится». Вот, например, следующие предложения:
«Не» с существительными, примеры которых приведены в данном пункте, пишется раздельно, как того требует контекст. Хотя чуть выше те же слова написаны слитно. И это очередное напоминание о смысловой значимости частицы и о влиянии смысла на ее правописание.
Цель:
I. Орг. момент:
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.
Учитель:
Когда будет от учения “радостно и победно”?
Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.
Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.
Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:
ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.
Объясните правописание слов.
Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.
Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.
II Объяснение нового материала:
1. Актуализация знаний:
1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.
“Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”
Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?
Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.
Запись темы урока.
2. Объяснение нового материала:
Рассмотрите схему.
Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?
Когда пишется слитно, когда раздельно?
Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.
Презентация алгоритмов.
3. Закрепление изученного.
Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье.
Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:
Взаимопроверка.
Подведение итогов на данном этапе урока.
Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица “НЕ”.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы “НЕ”.
Забавная сказка? Почему она такой получилась?
Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.
Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.
Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна
По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:
Помогите разгадать путаницу.
Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это…
Спишите, раскрывая скобки.
На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.
ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:
1 ряд - в роще
2 ряд – нет времени
3 ряд – у Анастасии
Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.
Какое слово получилось? (пословицы ).
Что называется пословицами?
Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?
Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.
Самостоятельная работа: упражнение 219:
1 ряд – 1-2 предложение;
2 ряд – 3,4 предложение,
3 ряд – 4,5 предложение.
Проверить, использовав сигнальные карточки.
Работа в группах: (задание на карточках)
1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:
2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.
III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.
IV. Контроль за усвоением материала: решение теста :
А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
А2 НЕ пишется слитно:
А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
А4 Слово с НЕ пишется слитно
А1 | А2 | А3 | А4 | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: § 38, упр №217 или сочинить грамматическую сказку “Правописание “НЕ” с именами существительными.
Правописание не с любой частью речи не так уж и сложно. Но со временем школьная программа забывается. Чтобы заслуженно носить репутацию грамотного и образованного человека, лучше периодически вспоминать правила орфографии и пунктуации. Слитное и раздельное написание не с существительными тоже регламентируется определенными правилами.
Частица не несет особую смысловую нагрузку в русском языке . Порой ее неправильная трактовка может привести к казусным ситуациям и исказить смысл фразы. Парадоксальная русская речь допускает возможность использования не даже для построения утвердительных предложений: «А не поехать ли нам на речку в субботу?».
Когда частица преобразуется в приставку, необходимо писать не со словом вместе.
Среди всех возможных вариантов следует запомнить и применять такие правила:
Для того чтобы избежать ряда самых распространенных ошибок в правописании не , необходимо использовать правила вдумчиво. К словам, вырванным из контекста, применяются другие правила, нежели в целом предложении.
Правила раздельного написания не с существительными:
Краткая сводная таблица поможет запомнить, как пишется не в самых распространенных случаях.
Интересно! Что обозначает и на какие вопросы отвечает
Любое слово в русской письменной речи нужно рассматривать с разных позиций. Иногда спорные ситуации заставляют задуматься о том, как использовать частицу не : в качестве приставки или отдельного слова. По правилам может казаться, что частицу необходимо писать слитно со словом. Но уже при написании становится ясно, что результат «режет глаз».
Важно! Прежде всего необходимо учитывать смысловую нагрузку не в предложении. При несовершенном знании всех строгих правил написания, логика в таком случае поможет принять правильное решение.
Примеры раздельного написания не с существительными:
В целом, частица не с существительными пишется по общему правилу написания с остальными частями речи . На примере наречий и прилагательных можно увидеть следующее: некрасивый — уродец, небыстро — медленно. Это яркий пример случаев, когда слово с не можно заменить на близкое по смыслу, но без .
Одновременно с этим противопоставление с союзом а также справедливо и для прилагательных: «Не глубокая, а очень мелкая речка текла вдоль домиков».
Частица «не» играет важную роль в русском языке. От того, как она написана со словами, зависит смысл всей фразы. Эта служебная частица выражает не только отрицание «не бегай, не трогай», но и утверждение: «сегодня не мама забрала Машу, а папа». Нередко эта частица придаёт фразе полноту действия: «никак не налюбуюсь на Вас.» В разговорной речи она способна придавать фразе оттенок равнодушия: «Не было б счастья, да несчастье помогло». Эта отрицательная частица способна придавать и утвердительную интонацию: «непогода разгулялась».
Одно из правил русского языка, вызывающее трудности, - правописание «не» с существительными . Грамотный человек способен различать написание этой частицы и правильно употреблять её в письменной речи.
Написание «не» зависит от того, является ли она префиксом (пишется слитно) или отрицательной частицей - отдельным словом (пишется раздельно). Примеры:
Трудности в написании появляются при различии префикса и частицы . Правила русского языка призваны отличить приставку от частицы и установить правильное написание НЕ с именами существительными. От этого зависит значение написанного.
В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. Но имеются варианты, когда «не» пишется слитно. Чтобы не ошибиться в применении НЕ, нужно ознакомиться с правилом русского языка .
В таблице показаны НЕ с существительными примеры.
Рассмотрим более подробно каждый из этих вариантов написания. НЕ с существительными правило.
Если частица НЕ и существительное сформируют новое слово с противоположным значением. Примеры: недостаток (изъян; достаток означает зажиточность), несчастье - беда, а не отсутствие счастья; ненадёжность человека - не (на него нельзя надеяться). Из-за незнания языка он не прочитал инструкцию.
Если существительное с НЕ употреблено с зависимым прилагательным или притяжательным местоимением, стоящим перед НЕ-. Меня огорчила твоя неудача.
Если есть или подразумевается противопоставление союзом А. Пример: Не правда, а ложь. Он мне не друг (подразумевается враг). На лугу пасутся коровы и не коровы. (имеется в виду, что пасутся коровы и другие животные). Он готов писать всё: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Не праздник, а выходной.
Все эти условия несложно запомнить и правильно употреблять на письме.
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями |
|||
Правило |
Примеры |
||
слитно |
1. Если слово без НЕ не употребляется |
Нез абудка нел епый неи збежно |
|
2. Слово с НЕ можно заменить синонимом |
Неп равда (ложь) неп лохой (хороший) нед алеко (близко) |
||
3. При следующих словах: абсолютно, весьма, очень, почти, крайне, слишком, совершенно |
Весьма нелёгкая задача почти незнакомо абсолютно неверно заслуги очень невелики |
||
раздельно |
1. При противопоставлении с союзом А (не НО) |
Не правда, а ложь, не плохой, а хороший, не далеко, а близко |
|
2. При следующих словах: Вовсе НЕ, ничуть НЕ, совсем НЕ, далеко НЕ, никому НЕ |
вовсе не правда, далеко не глупый, отнюдь не далеко, ничуть не сложно, никому не нужный |
||
3. При отрицании какого – либо качества, без утверждения противоположного |
Он не глуп(но умён ли?) Она не далеко и не близко |
||
4. Краткие прилагательные, наречия в роли сказуемых | |||
С краткими прилагательными НЕ пишется, как правило, так же, как и с полными |
Берег нев ысокий (берег невысок) |
||
слитно |
с неопределёнными местоимениями, а также с отрицательными без предлога |
нес колько статей, нечто новое, нечем помочь, некого спросить |
|
с отрицательными наречиями |
нег де, некуда, некогда, неоткуда, незачем |
Примеры для орфографической разминки:
Н е д отрога,н е р яха,н е в ольник,н е и стовство,н е н ависть,н е с терпимо,н е у клюже,н е р яшливо,н е ч аянно.Н е п равда (ложь ),н е п риятель (враг ),н е д руг (враг ),н е з доровье (болезнь ),н е п лохой (хороший ),н е в есёлый (грустный ),н е у мный (глупый );н е д алеко (близко ),н е п лохо (удовлетворительно ),н е м едленно (скоро, тотчас ),н е п риветливо (грубо ). Этоне правда,а ложь. Здесь нужнане опытность,а знания. Это совсемне успех (а что? ). Комнатане большая,а маленькая. Он ещене старый (а какой? ). Он совершилне хороший,а дурной поступок. От школы до домане далеко, а близко. Этодалеко не лучший выход.Ничуть не интересная книга. Этоотнюдь не полные данные.Далеко не скромно. Мненисколько не страшно. Емуотнюдь не весело. Учитьсяникогда не поздно.
Рабочая часть |
Контрольная часть |
|
Колонка №1 |
Колонка №2 | |
1 (не) знакомый, а чужой человек 2 доказать (не)виновность 3 (не)уклюжие выражения 4 далеко (не)красавица 5 нисколько (не)опасная болезнь 6 (не)друг 7 (не)лепость 8 (не)большая программа 9 (не)вежда 10 оказать (не)доверие |
1 (не)прерывная трансляция 2 это (не)ветер 3 (не)разумность 4 (не)счастье,а беда 5 (не)дотрога 6 ночь отнюдь (не)темная 7 (не)вежество 8 (не) красивый, а дорогой 9 (не)погода 10 выявить (не)боеспособность | |
Колонка №3 |
Колонка №4 | |
1 далеко (не)умник 2 (не)достача 3 (не)известный аппарат 4 (не)друг,а враг 5 выступление (не)интересное 6 тяжкое (не)счастье 7 к беде (не)опытность ведет 8 (не)приступная скала 9 (не)знакомец 10 книга в (не)счастье утешает |
1 никому (не)нужная встреча 2 (не)зависимый характер 3 предполагает удачу и (не)удачу 4 дом (не)новый и (не)старый 5 (не)зависимость Родины 6 (не)примиримые противоречия 7 трава (не)высокая 8 (не)винные развлечения 9 зашумело (не)погодой 10 (не)приятель взрывал мосты |
Упражнение № 1. От данных существительных образуйте все возможные части речи .
Существительные |
Прилагательные |
Наречия |
ненависть |
ненавистный |
ненавистно |
непрерывность | ||
неуклюжесть | ||
небрежность | ||
несуразность | ||
невнимательность | ||
необходимость | ||
неожиданность | ||
нелепость | ||
негодование | ||
недоверчивость | ||
независимость | ||
нерешительность |
Упражнение № 2. Образуйте при помощи приставки НЕ слова с противоположными значениями.
существительные |
прилагательные |
наречия |
понимание - |
культурный - | |
равенство - |
решительный - | |
здоровье - |
хороший - |
серьёзно - |
точность |
знакомый - | |
верность - |
энергичный - |
медленно - |
зрелость - |
подвижно - |
|
зависимость |
приятый - | |
доверие - |
Статьи по теме:
Что можно приготовить из говяжьего сердца?
Боевые награды Российской Федерации
Последний морской министр русский адмирал григорович иван константинович
Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: фото и технические характеристики
Мультфильм заколдованный мальчик Нильс заколдованный мальчик автор
Новое:
Популярное:
|