Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Торговые сети раскинули сети. Управление предприятием и проектами

Торговые сети раскинули сети. Управление предприятием и проектами

Основная проблема российской экономики в её сегодняшнем состоянии - искусственное ограничение Центральным Банком и финансовым блоком Правительства доступа к кредитным ресурсам. Об этом говорит программа академика Глазьева, которую Партия Великое Отечество приняла для реализации в ходе работы седьмого созыва Государственной Думы РФ (2016-2021 гг.) .

Это общая беда российского предпринимательства не должна заставлять нас не замечать других проблем, которые сковывают развитие страны или даже противоречат тем решениям, что озвучивает наш национальный лидер.

Например, импортозамещение. Звучит красиво. На деле должно означать максимально близкий к ста процент замещения импортных товаров отечественными. Однако, представьте ситуацию. Вопрос решён: мясо, молоко, овощи, фрукты - все это производится в России. В должном количестве и качестве. А вот торговые сети, крупные ритейлеры, магазины - выпущенную в России продукцию не продают. Снижается ли наша зависимость от наших «партнёров», если подавляющее большинство работающих сегодня торговых сетей зарегистрированы не в России?

И это только один из вопросов, возникающих при анализе важнейшей составляющей общей безопасности государства - продовольственной безопасности, в части её «смыкания» с крупными торговыми сетями.

Предлагаю вашему вниманию материал, подготовленный комитетом при ЦК ПВО по работе с промышленниками и предпринимателями.

Торговые сети раскинули сети

«Сегодня трудно себе представить нашу жизнь без крупных торговых центров. Торговые сети вышли за пределы крупных городов, захватывая все новые населенные пункты, привлекая нас качественным обслуживанием и современным оборудованием. Мелкая розница не в состоянии противостоять этому нашествию.

Ни для кого не секрет, что именно процветающий малый и средний отечественный бизнес является краеугольным камнем и основой любой экономики. А это значит, что для успешной самореализации производитель должен иметь рынок сбыта своей продукции, и мелкий не сетевой бизнес должен быть конкурентоспособен. Иллюзия свободного рынка оказалась всего лишь иллюзией. Совершенно очевидно, что без вполне конкретной роли правительства невозможно достичь регуляции данных процессов.

Казалось бы, что мешает реализации такой простой задачи, как обеспечение разноформатной торговли, где наряду с крупными сетями существует и местная мелкая розница, в которой будет представлена продукция местных производителей? Однако, с приходом федеральных сетей доля мелкой розницы стремительно сокращается. Увеличение продаж у крупного ритейла происходит не за счет сокращения себе подобных, а именно за счет сокращения небольших магазинчиков шаговой доступности и торговых павильонов. Как же тогда контролировать цены? Где гарантия, что крупные игроки не договорятся между собой и цены снова не вырастут?

Если мелкая розница будет сокращаться и дальше, пострадают местные мелкие товаропроизводители и мелкие оптовики, поскольку свою продукцию в крупные торговые сети им выставить не по карману — слишком дорого стоит туда входной билет. Что станется с разорившимися местными предпринимателями, их работниками и семьями? Кто обеспечит им рабочие места? Несмотря на свою видимую масштабность, торговые сети не смогут обеспечить необходимый рынок труда в регионах.

Этот замкнутый круг — не единственная проблема существующего государственного контроля (а точнее, его отсутствия) торговых сетей в том виде, в каком мы имеем на настоящий момент. Возникает справедливый вопрос — а куда же идут налоги торговых сетей? В бюджет ли государства Российского?

Обеспечить соответствующий налоговый поток в бюджет страны — одна из наиважнейших задач. Это наше образование, пенсии и здравоохранение.

В 2013 году ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО совместно с академиком Глазьевым разработала доклад по деофшоризации «Деофшоризация экономики России. Пути и меры» .

Доклад благополучно вылился в законопроект , поддержанный Правительством Российской Федерации, положения Доклада использовались при написании закона о деофшоризации, подписанного Президентом Путиным .

Поставленные цели, увы, не нашли своего полного воплощения. Очевиден саботаж, обслуживающий вполне определённые финансовые интересы.

Публикуя ниже письмо Президента НО «Ассоциация малых и микро-предприятий в сфере торговли» по данной теме, мы бы хотели отметить, что любые изменения в законодательстве должны идти в первую очередь на пользу Гражданина.

И польза эта должна заключаться не только в широте ассортимента представленного товара. Польза от возможности выбора непременно исчезнет, если гражданин оставит почти весь свой доход в магазине, отечественный производитель или фермер лишится рынка сбыта, а налоги минуют государственную казну. Чтобы этого не произошло, государство должно регулировать взаимодействие ритейла и производителя, как минимум обеспечив ему своё место на полках, а также честную и открытую конкуренцию. Иначе быть экономической беде с ещё большим обнищанием населения и, как результат — необратимыми социальными последствиями.

К вопросу о налогах — читая публикуемое письмо, обратите особое внимание на страну регистрации бизнеса подавляющего большинства сетей.

Уважаемый Николай Викторович!

Основная проблема российского малого бизнеса, это экспансия крупного федерального ритейла. Большинство так называемых федеральных торговых сетей, зарегистрировано за пределами Российской Федерации, и по сути, являются иностранным бизнесом. Их нашествие – прямая угроза малому бизнесу в российских регионах.

Конкурентные преимущества Федеральных сетей:

1. Кредитование за рубежом под 2-3% годовых, в то время как российский бизнес получает финансирование под 25% годовых и выше, и вынужден, обходится либо своим ограниченным капиталом, либо выплачивать дорогие кредиты.

2. Федеральные сети за счет своих объемов диктуют цены производителям продукции, обкладывая их бонусами и ретро-бонусами, в итоге цена на полках в магазинах местной розницы значительно выше, чем у федерального ритейла.

Магазины малого торгового формата вынуждены закрываться. От этого страдают и местные товаропроизводители, т.к. выставлять свою продукцию в иногородние торговые сети для них затруднительно. Крупные федеральные сети практически захватили весь рынок, и местные товаропроизводители им не интересны.

Если российский товаропроизводитель попадает на полку федеральной торговой сети, то обязательный кабальный договор делает его бизнес малорентабельным или убыточным.

Растет безработица среди местного населения, и как следствие социальная напряженность в обществе.

Иногородние сети большую часть налогов платят не на территории размещения, а по месту своей регистрации, часто за пределами России. Доходы иногородних сетей не работают на развитие регионов, а выводятся за их пределы, в том числе и в офшоры.

Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.209 г. «О торговле» не осуществляет должного регулирования и работает в интересах крупных торговых сетей.

В статье 14 закона «О торговле» устанавливается порог предела развития одной торговой сети в торговом пространстве города, региона или муниципального района не больше, чем 25%. для одного бренда («Магнит», «Пятерочка», «Красное и белое» и др.). Суммарная же доля всех иногородних сетей может составлять 80% от рынка и более.

Для местного предпринимательства не имеет значения, какая иногородняя сеть преобладает на торговом пространстве, нарушит ли она 25-ти процентный порог или нет. Все федеральные сети для российского предпринимателя это единый субъект, поэтому необходимо ограничение их общей доли присутствия.

Просим Вас выйти с законодательной инициативой по внесению изменений в федеральный закон «О торговле»:

1. Ограничить общую долю торговых федеральных сетей на рынке города, региона или муниципального района разумным процентом – не более 50%

2. Ограничить присутствие федеральных сетей в секторе магазинов «шаговой доступности», в границах массовой застройки, за исключением специализированной фирменной торговли.

3. Обязать Федеральные сети регистрироваться и платить все налоги по месту размещения торгового объекта.

С уважением,
Президент НО «Ассоциация малых и микропредприятий в сфере торговли
Панов Владимир Валентинович

Прописка «Российских сетевых гигантов»

1.«Ашан» (Франция),

2.«О’кей» (Люксембург),

3. «Пятёрочка» (Нидерланды),

4. «Перекресток» (Нидерланды),

5. «Карусель» (Нидерланды),

6. «MetroCash&Carry» (Германия),

7. «Лента» (Британские Виргинские острова),

8. «Глобус» (Кипр),

9. «Билла» (Австрия),

10. «Зельгрос» (Германия),

11. «Leroy Merlin» (Франция),

12. «Магнит» (Кипрский офшор Lavreno Ltd.),

13. «Копейка» (Нидерланды),

14. «Мы» (Нидерланды),

15. «Меркадо суперцентр» (Нидерланды),

16. «Корзинка» (Нидерланды»,

17. «Патэрсон» (Нидерланды),

18. «Народный» (Нидерланды),

19. «Симбирка» (Нидерланды),

20. «Провиант» (Нидерланды),

21. «Ярмарка» (Нидерланды),

22. «Тройка» (Нидерланды),

23. «Семья» (Нидерланды),

24. «Экономная семья» (Нидерланды),

25. «Мир продуктов» (Нидерланды),

26. «А5» (Нидерланды),

27. «Spar» (Нидерланды),

28. «Универсам» (Нидерланды),

29. «Тамерлан» (Нидерланды),

30. «Покупочка» (Нидерланды).

Мы приглашаем вас к дискуссии по этой животрепещущей и сложной теме. Нам важно ваше мнение о том, какие меры необходимо принять, чтобы учесть все аспекты этой многогранной проблемы.

Свои предложения присылайте по адресу [email protected] с пометкой «Сети».»

P.S. Предыдущие материалы

Чтобы спасти мелкую розницу, в Беларуси ограничат крупных ритейлеров. Но после этого мелкая розница умрет сама - из-за нерасторопности, слабой клиентоориентированности и неумения работать в современных условиях. Так считает управляющий партнер компании Management Development Group Inc.(сети «Гастрономчикъ», «Продэко», «Марка» и другие) Дмитрий Потапенко.

Один из самых известных российских ритейлеров в эксклюзивном интервью порталу interfax.by утверждает: в том, как развиваются события в Беларуси, нет ничего нового - в России это уже прошли. Но в то же время подчеркивает: ограничение крупных сетевиков в пользу мелкой розницы - шаг в корне неверный. И не принесет желаемого результата.

«Предпринимателям плевать на потребителя»

«Претензии предпринимателей к торговым сетям звучат забавно - особенно в части, касающейся демпинга. То есть на клиентов, которым дешевле и удобнее приобретать товары в сетевых магазинах, им плевать. Главное, чтобы какой-то мелкий частник сохранил свой магазин», - комментирует Дмитрий Потапенко последние торговые события в Беларуси по просьбе interfax.by. «Что же касается иногда приводящейся версии, что «сети сначала разорят мелких предпринимателей, а потом поднимут цены», то это откровенная мифология. Сети будут конкурировать между собой», - добавляет он.

Российский бизнесмен подчеркивает, что попытки ограничивать торговые сети - «это логика XVIII века». «Европейский опыт доказал выгодность сетевой торговли. Экономическая практика доказала, что только сетевая торговля может снижать цены. Хотя бы потому, что когда зарплата директора раскладывается на множество объектов, это не так чувствительно», - отмечает он.

Ссылки на европейский опыт вызывают у Д. Потапенко улыбку. «Как человек, работающий в Европе, могу сказать: это полная чушь. Таких ограничений, которые устраивают на территории бывшего СССР, нет нигде. Когда говорят, что во Франции все так устроено, то забывают сказать, что в центре Парижа просто нет площадок для строительства гипермаркетов. И именно поэтому их там не строят. А не потому, что так оберегают мелкую розницу», - утверждает собеседник портала interfax.by.

«Мелочевка» не умеет работать?

Дмитрий Потапенко считает, что проблемы, которые могут возникнуть у одиночных магазинов и небольших торговых компаний в связи с развитием сетей - следствие неумения работать. «Что такое маленький магазин? У нас - в России, Беларуси - он продает тот же товар, что и большой. Ничего уникального не предлагает! Неумение работать, неумение объединяться, как это произошло за рубежом, - это «совок». Главное - «заработать бабки», - комментирует собеседник портала interfax.by.

Они боятся честной конкуренции и обращаются за поддержкой к властям, продолжает он. «Есть маленькое «но»: при разорении мелкого предпринимателя проиграет только этот, стремящийся к наживе, так называемый предприниматель. Да и не предприниматель он, а «маленький бай». Он живет по логике, которой ни в одной стране мира не существует. Во всех странах мира мелкий предприниматель - это семейный бизнес, люди вкалывают круглыми сутками. Наши «совки» совсем другие: «Я буду генеральным директором, найму себе управляющего, не буду бороться за цены…», - высказывает свое мнение Д. Потапенко.

«Что «мелочевка» с такой логикой может противопоставить «крупняку»? Я видел, как они работают в Беларуси. Я вижу, как они работают в других странах постсоветского пространства: на базе купил за рубль - за два продал. И все! А розничная торговля - это умение формировать уникальный ассортимент. Что эта «мелочевка» знает о глубине ассортимента? Что она знает о ширине ассортимента? Умеет ли она формировать заказы для поставщика? Нет», - продолжает он.

Почему умрет мелкая розница

В то же время Д. Потапенко не сомневается в том, что сети в Беларуси будут серьезно ограничены - мелкой рознице удастся «продавить» это решение. «Я практически уверен, что в Беларуси будет принят аналог нашего российского закона о торговле - и сети будут ограничены», - признается он.

Однако, по словам ритейлера, «мелочевка» все равно сдохнет» и законодательные ограничения, наложенные на конкурентов, ее не спасут. Потому что, уверен Д. Потапенко, «они не умеют работать».

«Представьте: вы покупатель. Для сетей введены ограничения по расположению, времени работы и т.д. Но вы точно знаете, что в каком-нибудь сетевом объекте продукты продаются дешевле. И что вы сделаете? Просто измените свою логистику. Покупатель голосует ногами и рублем. И мелкие несетевые магазины умрут, потому что они продают то же молоко, то же мясо, но дороже. Мелкая розничная торговля должна быть в 300 раз умнее сетевой торговли. Профессиональнее в 400 раз! Я уже говорил: уметь определять глубину и ширину ассортимента, работать с финансовыми схемами, уметь создавать закупочные союзы. Сколько из «мелочевочной» розницы поймут, о чем я говорю? Считанные единицы», - утверждает собеседник портала interfax.by.

Большой беды в «смерти» мелкой розничной торговли в ее современном виде Д. Потапенко не видит. «Весь мир построил сетевую торговлю очень и очень давно. И только «сетевка» сдерживает рост цен. Так зачем должна существовать эта убогая розница, которая невыгодна, в том числе, и государству? Забот с ней столько же, сколько и с сетями, а налогов поступает значительно меньше. Никакой выгоды от мелкой торговли власть не получает», - считает он, отмечая впрочем, что «мелкая розница имеет право и должна жить - но не так, как сейчас, и не при помощи административных методов. Она должна думать головой: уметь кооперироваться, оптимизировать свои бизнес-процессы».

Розничная торговля - самый сложный вид бизнеса

Российский бизнесмен считает, что «мелочевка» не готова к конкуренции, открытому, честному решению вопросов». «Они просто не хотят конкурировать!» - заверяет он.

Д. Потапенко отмечает, что мелкой рознице, безусловно, легче попросить помощи у президента, потребовать ввести ограничения для конкурентов, чем работать в нормальных рыночных условиях. «Если бы они были готовы заниматься конкуренцией - строили бы бутики, уходили в ниши, никакие сетевые магазины им бы не угрожали. Если в твоем «нишевом» магазине 120 видов мяса - какой гипермаркет сможет с тобой конкурировать?» - приводит пример собеседник.

«Я всегда говорил и говорю сейчас: розничная торговля - это самый сложный вид бизнеса. Но у «мелочевки» же все просто: за рубль купил - за два продал. А вам, как покупателю, это уже неинтересно - вам нужен ассортимент. Причем подогнанный под ваши специфические требования. Но их это не волнует», — рассказывает ритейлер.

По его словам, частникам «легче прибегнуть к административным методам». «Думаю, у них это получится. Так что готовьте кошелек: вы будете платить этим предпринимателям за те же товары, но больше. Но… они все равно ничего на вас не заработают. Потому что не умеют работать. Ведь они по генотипу не предприниматели, а барыги», - оценивает мелкий ритейл Д. Потапенко. «Они не мыслят экономическими категориями. Они мечтают, чтобы кого-то ограничили. Отрезали ноги за то, что тот двигается быстрее. К сожалению, на постсоветском пространстве так и делается», - добавил он.

Собеседник портала interfax.by также отметил нежелание предпринимателей учиться. «Вы попробуйте затащить их на какой-нибудь обучающий семинар! Не получится! У него палатка на рынке - а у него столько понтов! Пусть сидят в тишине своих палаток. Они изведут сами себя. И все равно на их место придет «сетевка». Грустно лишь, что Беларусь потеряет очередные 5-7 лет вместо того, чтобы идти вперед», - подчеркнул он.

Проблемы, существующие в мелкой рознице, подкашивают и белорусских производителей, считает эксперт. «Мелкий фермер не сможет работать с «сетевкой» - ему нужны мелкие сети. Но не отдельные палатки! Он не сможет самостоятельно заниматься логистикой. Ему надо коров доить, а не мотаться по пяти объектам, чтобы пристроить свои 500 литров молока. А если бы они впятером сделали маленький логистический склад - всем бы было хорошо», - уверен Д. Потапенко.

"В перспективе торговые сети будут вытеснять мелкую розницу. Поэтому предпринимателям имеет смысл уже сейчас думать о фирменной специализации". Об этом предупредил мелких торговцев на 17-м ежегодном саммите "Торговля в России" директор департамента госрегулирования внутренней торговли минпромторга Олег Сазанов.

Управляющий партнер одной из компаний, известный в кругу ритейлеров владелец магазинов, Дмитрий Потапенко, в ответ возмутился. По его словам, несмотря на то, что закон о торговле провозглашает равенство всех форматов торговли, число мелких магазинчиков, особенно в Москве, катастрофически падает, как и число мелких торговцев, а производители молчат, зато через пару лет, когда на рынке останется лишь 5-6 "точек входа", будут "топтаться и давиться в узком горлышке" розничных сетей.

Дистрибьюторы, по его мнению, тоже "вынуждены умирать", отдавая сетям 38 процентов от цены товара. А погоня за нормативами по обеспечению населения торговыми площадями — хороша лишь для министерских отчетов.

Чиновник защитил торговые сети, подчеркнув, что их концентрация в России "очень серьезно отстает от стран Восточной Европы". "Мы пока далеки от уровня обеспеченности населения гипермаркетами и супермаркетами", — подчеркнул Сазанов и постарался успокоить оратора в том, что риска исчезновения мелких магазинчиков и палаток все-таки нет, но их неизбежная трансформация происходит.

Участники разговора пришли к единодушному выводу, что рано или поздно мелкая розница "уйдет" в фирменные способы продаж (например, "мясо — с фермы", "хлеб — круглые сутки"), либо будет вынуждена предоставлять потребителям наряду с покупкой товаров дополнительные услуги, демонстрируя собственные преимущества перед супермаркетами. "Этот процесс с разной степенью интенсивности уже идет, уточнил Сазанов.

По его словам, кстати, в целом в стране выстроилась "логичная структура торгового законодательства". Утверждена и федеральная стратегия развития торговли до 2020 года, в регионах разработаны свои программы и схемы размещения нестационарных объектов. А закон о торговле, принятый два года назад, практически не нуждается в экстренном принятии или пересмотре старых норм. Однако большинство участников пребывали в менее благостном настрое, пытаясь приземлять и обострять проблемы отрасли. Одну из них озвучил председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. По его словам, борьба за дешевую цену, по которой поставщики должны продавать торговцам свой товар, со стороны торговых сетей сегодня набирает обороты. В итоге производители пытаются сэкономить, в том числе за счет снижения ее качества, а также несоответствия состава сведениям на упаковке. "В колбасе это проявляется отсутствием мяса, в молоке — отсутствием молока, а в сливочном масле с 72 процентами жирности — в полном отсутствии сливок", — констатировал известный фермер и глава Национального союза. Он сообщил, что сегодня уже несколько общественных организаций, включая общество защиты потребителей, Роспотребнадзор и даже подразделения контроля и качества отдельных торговых сетей, проводят системные веерные контрольные закупки в магазинах огромного количества продуктов питания, сдают их на анализ, а вопиющие результаты передают во все инстанции, включая Федеральную антимонопольную службу. "Вопрос в том, что делать с этими результатами. В худшем случае такие партии товаров ждет конфискация, в лучшем — символический штраф", — продолжил Даниленко. Он считает, что за несоответствие содержимого товара упаковке производителей надо строго карать, ужесточив законодательство.

Между тем, по мнению начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, давление торговцев на поставщиков приведет к тому, что качество продукции будет неизбежно ухудшаться. И тут вопрос скорее даже не к производителям — требования ритейлеров о снижении издержек рано или поздно упираются в то, чтобы те вынуждены были бы заменять ингредиенты в процессе изготовления продуктов. И хотя в России уже приняты и действуют федеральные законы о безопасности пищевых продуктов, их безопасность оценивается без "привязки" к качеству. Сейчас в ФАСе много дел о недобросовестной конкуренции, связанных с реализацией вроде бы безопасной с точки зрения технических требований продукции, но одновременно с массой искусственных наполнителей, разного рода "усилителей- умягчителей", в которые могут разобраться только люди с специальным образованием. Напряженный разговор в итоге свелся к тому, что есть два пути борьбы за качество на полках магазинов. Один — вернуть систему ГОСТов или повышенных стандартов через обязательное госрегулирование и указания на то, что, к примеру, продаваемая в российских магазинах горчица обязательно должна содержать горчичные семена, а не горчичный порошок. И, соответственно, за нарушение этих стандартов карать по полной. Второй путь — рыночный контроль за качеством продукции через саморегулируемые организации и общественных контролеров от потребителей. "Оба пути имеют право на существование! — сказал председатель правления "Руспродсоюза" Максим Протасов. Но уточнил, если использовать первый путь, то 98 процентов производителей просто закроются. Из-за неплатежеспособности большинства потребителей, не способных платить за колбасу из натурального мяса. - torgrus.com Новость добавлена

Сегодня многим производителям невыгодно сотрудничать с крупными торговыми сетями. При этом альтернатива (мелкая розница) в битве с ритейлерами зачастую не выдерживает самого простого вида конкуренции — ценовой. Мелким и средним пищевым, галантерейным производствам все сложнее пробиться на розничные прилавки: крупные сети выставляют им невыгодные условия, а мелких торговцев благодаря как законодательным инициативам, так и рыночной конъюнктуре постепенно вымывает с рынка. Каким образом такие производства находят путь в розницу? Как влияет эта тенденция на их стратегию развития, бизнес-процессы, ассортимент и ценовую политику? Является ли собственная розница единственным способом преодолеть рыночные трудности? И как вообще в ближайшее время будут складываться отношения сетей с производителями? Эти вопросы стали предметом обсуждения для экспертов «Курса дела»: заместителя руководителя Челябинского УФАС РФ Елены Семеновой , менеджера Челябинской чулочно-носочной фабрики №1 Земфиры Виноградовой , генерального директора компании «Леди прима» Дениса Силина , директора кондитерской фабрики OOO «Слакон» Константина Бекасова , руководителя отдела продаж торговой марки «Алевика» Елены Аксентюк .

Вел дискуссию директор сети «Домашние продукты» Илья Коноплев .

— Все мы видим, как в Челябинске растут гипермаркеты, крупные торговые центры. Перед всеми нами — как производителями, так и мелкими торговцами — встает вопрос: с кем быть? С кем дружить: с большими сетями или с малыми? Куда производителям направить свои ресурсы, кому в первую очередь уделить внимание?

Константин Бекасов:

— Я бы сказал, что наша компания — сторонница всех трех направлений: сети, розница, мелкий опт. Нам помогает в этом собственная структура сбыта, довольно широкая. Мы выходим в регионы с прямыми продажами, открываем представительства в городах, преследуя одну из целей: быть на рынке более конкурентными и заметными.

— Можно ли сказать, что условия работы с тем ли иным каналом ритейла в последнее время как-то изменились?

Константин Бекасов:

— Конечно. Сетевой ритейл буквально оккупирует территории и предлагает свои правила игры. От производителей для ведения переговоров требуется высокий профессиональный уровень персонала, для успешных продаж в будущем — востребованный продукт. Это новые требования рынка, и нельзя их не учитывать.

— Хочу сразу уточнить: а у нас антимонопольный орган как-то регулирует географическое распределение торговых сетей?

Елена Семенова:

— Как таковое разделение товарного рынка по территориальному принципу, составу продавцов и покупателей запрещено как у нас в России, так и во всем мире. Конституция РФ гарантирует свободу экономического пространства. Создание каких-либо административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности недопустимо. Допускаются исключительно так называемые законные административные барьеры, к примеру, лицензирование, сертификация и т.д. Что касается непосредственно торговли, то в РФ в конце 2009 г. принят соответствующий закон, он вводит ограничения для развития торговых сетей, а именно: в пределах одного муниципального образования, если доля конкретной сети превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год, то больше она не вправе приобретать, арендовать в этом населенном пункте дополнительную площадь торговых объектов по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию новых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Проведя мониторинг по всем крупным муниципальным образованиям области, можно сказать точно: в Саткинском и Верхнеуральском муниципальных районах, Еманжелинске, Южноуральске и Миассе приблизилась к порогу доминирования сеть «Магнит». На территории Челябинска такого нет.

Константин Бекасов:

— А сети друг другу в принципе не такие уж сильные конкуренты. Они скорее мешают тем, кого мы называем мелкой розницей, несетевой.

— Каким образом влияет на ваш бюджет усиление присутствия сетей с точки зрения попадания в эти самые сети?

Елена Аксентюк:

— Мелкая розница, магазины у дома — они частично могут закрываться из-за того, что появляются гипермаркеты. Но львиная доля их все же достаточно крепко стоит на ногах, так как они удобны для каждодневных покупок. Вот, например, наш товар пользуется спросом именно в рознице такой категории, потому что это не совсем стандартный продукт — в том смысле, что это не просто, допустим, крыло курицы, а фаршированное рубленым мясом.

— Я, как представитель ритейла, испытываю жуткий дефицит в нестандартном, нетиповом продукте, потому что моей специализацией не является низкая цена, как, например, у «Магнита». Напротив, мне нужно от них отстраиваться, ассортиментом в том числе.

Елена Аксентюк:

— В крупных сетях нашей продукции нет. В принципе нам это не особо и нужно. Потому что там выставляют такие условия, например отсрочка платежа в 45 дней, мы понимаем, что продвигаться в сети невыгодно.

Елена Семенова:

— На самом деле за такое предусмотрен штраф от 1 до 5 млн руб. Потому что законом о торговле четко определены сроки оплаты сети поставщикам. К примеру, скоропортящиеся товары — это 10 рабочих дней, с более длительным сроком хранения — 30 календарных дней, и 45 календарных дней допустимы только для товаров со сроком годности свыше месяца и для алкоголя.

Константин Бекасов:

— На сегодняшний день мы имеем рынок покупателя, возможно, в ближайшем будущем ситуация будет меняться: конкуренция среди торговых сетей вырастет, а количество поставщиков сократится.

— Если анализировать, что сейчас происходит на рынке потребления, то мы видим, что бюджеты домохозяйств сокращаются, и специализация, какая-то узкая фокусировка — дело довольно рискованное. Если сеть — дискаунтер, ее вообще мало интересует, насколько товар отстроен от конкурента, интересен лишь вопрос цены. И тут появляется другой негативный тренд: идя навстречу желанию дискаунтера понизить цену, производители начинают заменять в мясе мясо. Той же дорогой из сгущенного молока пропадает цельное молоко, в соке появляются заменители.

Константин Бекасов:

— У нас был опыт отношений с таким ритейлером, он мне так прямо и сказал: достаньте из своей продукции все натуральное, положите что-нибудь подешевле, меня не волнует качество — дайте мне цену. Мы отказались: репутация дороже. Если мы с таким качеством появимся в такой известной сети, на своем имени можно ставить крест.

— Ритейлеры сегодня заточены, по большому счету, на низкий ценник, что свидетельствует о том, что никакой особой конкуренции между ними нет. Поясню, почему: самое легкое — это конкурировать ценой. Когда соперничество сильное, то начинают работать уже более тонкие механизмы. Какие сети у нас строятся? «Магнит» растет как на дрожжах. Правда, появились уже другие тенденции: расширяется «Проспект», а они не дискаунтеры. А у меня следующий вопрос к производителям галантереи: за счет чего вы, пусть и чисто теоретически, можете скинуть себестоимость продукции?

Земфира Виноградова:

— Это вполне возможно, но мы на такое не идем. Попасть в сети для нас очень сложно. Мы представлены в продуктовом ритейле, но хотелось бы получить место и в непродовольственных сетях, торгующих косметикой, бытовой химией, парфюмерией. Хотя и они не все нам подходят. К вопросу о цене: допустим, чтобы попасть в одну из федеральных сетей товаров с единой ценой, нам надо дать им пару носков за 8 руб. Это невозможно, потому что одна только себестоимость составляет 25 руб. А в одной из местных сетей дроггери нам ставят условия: 60 дней отсрочки, сразу же на входе 15%-ная скидка от прайса, и по всем 23 магазинам мы сами должны осуществлять развоз. Тоже малопривлекательные условия.

Денис Силин:

— Хочу рассказать историю нашей компании. Мы производим постельное белье, у которого цена выше среднерыночной на 10 - 20%. Это обоснованно — мы отвечаем за высокое качество сырья и пошива. И с такой ценовой позицией мы изначально могли заходить только в небольшие магазинчики. Но нам хотелось расширения. Я тогда вел переговоры с сетью Carrefour, мы за­шли туда, поставили свою продукцию наряду, скажем, c ивановским ситцем. И наше белье оказалось очень востребовано именно за счет качества, необычных дизайнерских решений. Потом Carrefour, к сожалению, закрылся. А мы приняли решение: сотрудничаем только с региональными сетями-универсалами, потому что именно они могут держать ценовую планку выше средней. А вот в «Ашан» меня под дулом пистолета не загонишь. Да, там огромные обороты, но мне этого не надо. Там действительно кабальные условия: штрафы, самостоятельная доставка и отсрочка платежа не на 60 или 90, а на все 120 дней. То есть я должен заранее купить сырье на эти 4 месяца, поставлять им товар все это время, и это когда я еще ни разу не видел денег. К тому же у сетей есть еще одно свойство — задержки платежей. В итоге выходит, что полный финансовый цикл — больше года: купил сырье за границей, скроил-пошил, зарплату отдал, а только потом расчет получил. Слишком длинные деньги. И все это финансировать за счет банковских кредитов тоже невозможно.

— Думаю, что ситуация изменится, когда количество торговых площадей увеличится раза в три, чтобы торговцы начали отстраиваться друг от друга уже не только ценой. Тогда придет понимание того, что для прибыли надо продать не дешевле, наоборот, надо продать дороже, но не то, что лежит в соседнем магазине. Я изучал мелкую розницу в Германии: у них в двух рядом стоящих магазинах нет одинакового зеленого горошка. Есть еще один способ отстройки от сетей — создание собственной розницы. Вопрос в том, как это реализовать. Есть практика текстильных сетей, когда они открывают интернет-магазины, через которые продают всякие прикольные вещи, например шапки в виде носков. Это тоже вариант. В любом случае нужен какой-то уникальный товар.

Елена Семенова:

— В УФАС один раз было такое обращение: потребитель жаловался, что в магазинах осталось мало простого хлеба в булках. Зато есть резаный, горячий, с добавками. Мы проанализировали ситуацию и выяснили, что формирование процентного соотношения объема выпуска хлеба, к примеру, в нарезке и без нарезки, определяется на основании спроса конечного потребителя. Согласно маркетинговым исследованиям, проводимым заинтересованными лицами, наблюдается стабильная тенденция роста потребительского спроса именно на хлеб в нарезке, и это также является тенденцией общероссийского рынка.

— Отмечу, что, допустим, в Лондоне в некоторых продуктовых магазинах 80% товаров — это уже готовые продукты в том или иной виде: замороженные, охлажденные полуфабрикаты. То есть ритейл ведет покупателей к тому, чтобы они больше платили за сервис, на котором ритейл генерирует маржу, а сами меньше готовили.

Константин Бекасов:

— Ну у нас очень не скоро будет 80% готовой продукции, не те доходы у населения.

— В Челябинске есть один продуктовый феномен, который лично мне больше неизвестен с точки зрения количества точек на тысячу жителей ни в одном миллионнике, — это «Патриот». Они продают готовые блюда, которые можно поесть и прямо там, и взять домой. И «Патриот» будет расти. В Екатеринбурге такого нет, потому что там площадь покрытия территории супермаркетами раза в три выше, чем у нас. И в этих супермаркетах есть цеха производства готовой еды, что является ограничителем для производителей: они не положат ваши полуфабрикаты на свой прилавок.

Елена Аксентюк:

— Да, они им не нужны, потому что у них своя кухня. Но здесь ведь есть один важный фактор — цена.

Константин Бекасов:

— Такая торговля живет не за счет цены, тут совсем другая стратегия. Бежишь с работы домой, забегаешь в супермаркет за хлебом и прихватываешь готовый салат или жаркое. Друзья едут в гости, некогда готовить — бежишь, берешь. И, разумеется, цена тут рассчитана на средний класс, а не на тех, кто экономит. Но таких людей у нас немного. В России 30% населения из 140 млн участвует в экономике, а остальные живут от зарплаты до зарплаты.

— Знаете, хоть мы и озвучили, что мелкая розница постепенно умирает при открытии гипермаркетов, она во всем мире была, есть и будет. В России почему она умирает? Потому что в 90-е годы предприниматель привык торговать тем, что нашел на оптовом рынке. И тут через стенку открывается, допустим, «Магнит», который то же самое закупает напрямую у производителя и выкладывает это на прилавок на 20% дешевле. Наш предприниматель ленив по сравнению с ритейлером, он не готов перестроить свое мышление и открыть, допустим, в этой же точке пекарню. А нужна ведь отстройка от конкурента.

Денис Силин:

— Я думаю, что магазины у дома будут развиваться, если грамотно это делать. Например, в Москве: рынок насыщен, но магазины шаговой доступности есть. И они борются за клиента. В каждую квартиру заносят буклет: вот, у нас продается то-то и то-то. Что вам нужно? И приносят продукты на дом. То есть уже и из дома не надо выходить, чтобы молоко купить. Как сетевому гипермаркету с этим бороться? Да никак. Ну только воскресной закупкой.

Константин Бекасов:

— А вот в США магазины у дома как сегмент практически отсутствуют. Там все выкуплено под пекарни, кофейни, пиццерии. Из розницы — заправки и супермаркеты. Что касается нашей страны, открывать собственную розницу очень рискованно. Да, казалось бы, надо чем-то отличаться от конкурентов. Но как, если у нас только 30% населения, повторюсь, задействовано в экономике? Это же элементарный вопрос окупаемости.

— У каждой ассортиментной группы к тому же есть специфика. Например, кондитерка приедается, нужна ротация ассортимента. С колбасой история другая: там всегда надо держать качество стабильным, иначе покупатель потеряет доверие.

Денис Силин:

— Допустим, мелкие производства начнут поголовно строить собственную розницу. Я как производитель должен принять решение, на что мне направить накопленную прибыль: модернизировать оборудование либо снять новую площадь и нанять людей? Вслед за этими вопросами неизбежно нужно будет решать дальше, кто ты: производитель или ритейлер? Потому что только твой товар покупать не будут. Даже с широкой линейкой. Все равно монобренд сейчас неинтересен, надо предлагать товары других производителей, из других стран. И ассортимент надо менять, добавить товары из других ценовых сегментов и сопутствующие. Например, мы не производим пухо-перовые подушки, а они востребованы рынком.

Елена Семенова:

— Приезжая в муниципальное образование, где степень развития бизнеса не так уж высока, я слышу следующее: защитите, запретите такой-то сети здесь торговать, не допустите строительства такого-то супермаркета... Когда начинаешь объяснять, что конкуренция — это нормально, сыплются следующие вопросы: а что делать нам, чтобы ее выдерживать? Конечно, здесь необходимо выдерживать баланс между крупными торговыми сетями и магазинами шаговой доступности. Нужны новые подходы к регулированию торговой деятельности. Целесообразно для расчета долей торговых сетей исключить из общего оборота показатели по субъектам малого предпринимательства и хозяйствующим субъектам, которые реализуют алкогольную продукцию. Долю необходимо также рассчитывать с учетом площади торговых объектов, принадлежащих сетям, и численности населения муниципального образования. Кстати, не соглашусь, что между сетями конкуренция только ценовая, ассортиментом они тоже уже борются. Например, отдельные сети и хлеб начинают печь, и горячие блюда с салатами готовить, чего раньше не было. Я думаю, что у нашего региона возможна собственная история формирования розничной торговли. Нужно стремиться, чтобы эта история была исключительно с положительными страницами. Говорят, что на Южном Урале идет массовая застройка гипермаркетами, но в других регионах страны их гораздо больше.

Денис Силин:

— У нас каждый год бизнес прирастает больше чем на 50%. И когда я понимаю, что магазины уже «кончились» и мне надо идти, допустим, в тот же «Ашан», то ищу нестандартные решения. Так мы начали работать с международными отельными сетями, такими как Radisson и т.д. То есть я ищу другой потребительский сегмент. И за счет этого увеличиваю оборот.

Константин Бекасов:

— Я хочу еще отметить, что в Европе в принципе большая ассимиляция продуктов. Допустим, в ритейле вы найдете не больше 12 наименований минеральной воды. Не 50, не 100, как у нас. Думаю, мы тоже к этому идем. У нас также будет большая ассимиляция. Я имею в виду отсев. Как я вижу свой рынок? Когда, к примеру, сахарное печенье «Ежики» будет делать вся страна — просто разные производители.

Земфира Виноградова:

— А эти производители будут под единым брендом? Или будут сами по себе работать с одним названием?

Константин Бекасов:

— Я думаю, тут могут быть варианты. Уподобление продукту, выкуп предприятий — все это приведет к сокращению числа производителей.

«Курс дела» выражает особую благодарность банкетному залу «Европейский» Гранд Отеля «ВИДГОФ» за высокие стандарты проведения бизнес-встречи и создание атмо­сферы деловой дискуссии.

Существует два основных вида торговли: розница и опт. Что такое собой представляет каждый из них, какими особенностями обладает, и для каких целей больше всего подходит?

В первую очередь ключевая разница состоит в объемах и типах продаж. Оптом мы продаем, как правило, крупные партии товаров или услуг, которые необходимы покупателю для ведения предпринимательской деятельности. Розница, в свою очередь, заключается уже в продаже конечным потребителям, частным лицам. Она тоже может быть не только единичной, но и крупной - все зависит от их потребностей и желаний.

Принципы оптовой торговли

Опт: что такое и какими особенностями обладает данная форма торговли? В ней каждый покупатель проходит процедуру идентификации, то есть, с каждым из них заключается договор. Оптовые покупатели - это, как правило, индивидуальные предприниматели или юридические лица. Торговлю они осуществляют для ведения собственного бизнеса, а конкретные цели у каждого свои. Это может быть как производство, так и потребление товаров, или же их последующая перепродажа. Чаще всего товар, закупаемый оптом, служит именно для перепродажи.

То есть, в оптовой торговле основные операции происходят между предпринимателями и организациями. продаются не для нужд конечного пользователя, а служат целям ведения бизнеса. Основной особенностью торговли оптом является обязательная идентификация покупателя.

Схема и примеры

Проще понять, что такое опт, можно на конкретных примерах. Главные оптовики - это сами производители, именно они стоят у истоков финансовой «цепочки». Они и непосредственно создают свою продукцию, и занимаются ее реализацией на рынке. Продукция эта может быть самой разной: одежда, обувь, бытовая техника, косметика, сувениры, продукты питания и т.п.

В большинстве случаев производители перепродают продукцию другим оптовикам, то есть, дилерам, а те - другим перепродажникам. Прежде чем товар попадет к конечному покупателю, он пройдет множество этапов перепродажи. Сколько именно - зависит от самой продукции и от финансового состояния рынка на данный момент. На другом конце цепочки находится розничный продавец - он-то и реализует продукцию рядовому потребителю.

Преимущества оптовой торговли

Несмотря на внушительные объемы, торговать оптом со склада гораздо проще, чем в розницу. Не нужно ни трудоемкой рекламы, ни других маркетинговых затрат, способных удержать покупателя. Объемы продаж могут быть стабильными, или же товар может продаваться единично - все зависит от целей самого продавца. В любом случае, при надлежащем качестве и хорошем спросе отгрузка и закупка крупных партий товара будет осуществляться постоянно.

В чем еще отличия, так это в особенностях уплаты налогов. Предприятия оптовой торговли могут подпадать как под общую, так и под упрощенную систему налогообложения (ОСН или УСН, соответственно). Но в целом, принципы налогообложения для оптовиков гораздо проще, чем в сфере розничной торговли.

«Страшный сон» любого розничного продавца - покупатель, недовольный качеством товара или оказанной услугой. Ситуация может быть весьма неприятной, вплоть до истерик и разбирательств в суде. Оптовые покупатели так себя не ведут, ведь у них на руках есть договор, а в нем - четко прописанные условия и регламент поведения сторон при возникновении конфликта.

Продажи в розницу

Говоря о том, что такое опт и розница, можно отметить одно главное различие: если при оптовой продаже товар может проходить через несколько этапов перепродаж, то при розничной торговле такая ситуация исключена. Товар предназначен не для дальнейшей перепродажи, а для непосредственного использования потребителем.

Покупатели сами создают спрос на ту или иную продукцию и диктуют потребности рынка. Розничные продавцы - категория, у которой есть наилучшая возможность изучать и анализировать данный спрос и выстраивать свою деятельность в соответствии с ним.

Где и как продаются товары в розницу?

Вариантов здесь масса. Продажа товаров и предоставление услуг может осуществляться как в магазине, так и на улице, а также на дому у покупателя. Методы тоже разные: по почте, через сеть интернет, в личных продажах или по телефону.

Продавец в системе розничных продаж контактирует непосредственно с покупателем. То есть, ему приходится учитывать вкусы каждого потребителя, угождать ему и всячески способствовать совершению покупки. А в случае конфликтных ситуаций - справляться с жалобами.

Рисков у розничного продавца тоже огромное множество. Например, приходиться иметь плохо продаваемые товары на прилавке - таким образом, у покупателей складывается впечатление о широком ассортименте и потенциальной возможности выбора. С другой стороны, есть риск порчи товара, который не был продан вовремя. Помимо этого, приходится идти на финансовые уступки: например, продавать товар по низкой цене, зачастую по себестоимости, чтобы покупатель приобрел и другую продукцию.

Однако, все это имеет и оборотную сторону - ведь наценка на розничный товар гораздо выше, чем на оптовый. А значит, и прибыль от таких продаж будет гораздо больше.

Требования и особенности продаж

Мало понять, что такое опт и что такое розница - нужно проанализировать все ключевые особенности этих типов продаж и понять, с какими проблемами можно столкнуться в процессе данной деятельности.

Различия

В чем состоят различия между оптом и розницей?

  1. Различный ассортимент. Розничный продавец работает с небольшим ассортиментом конкретного поставщика, оптовый - с широким, от разных поставщиков. Средний оптовик имеет от 5000 позиций в ассортиментной матрице. Что такое мелкий опт? Это когда в ассортименте от 100 до 1000 позиций, в зависимости от специфики самого товара.
  2. Различные объемы. Оптовикам приходится работать только с большими объемами и оптовой ценой. Кроме ощутимой прибыли, это влечет за собой более серьезные финансовые вложения на начальном этапе, а также более крупные проблемы в случае неудачи.
  3. Различная логистика. Данная сфера является наиболее «проблемной» для оптовика, ведь ему приходится сталкиваться с множеством трудностей для каждого вида товара: хранение, доступность, таможенная очистка, персонал. Если речь идет о сезонных товарах, все еще больше усложняется.
  4. Различная оборачиваемость. Если речь идет о гигантских объемах, но при этом низкой оборачиваемости, оптовый продавец должен иметь огромный склад для хранения своего товара. В целом, здесь все просто: чем быстрее происходит оборот товара, тем выше и стабильнее прибыль. Любые задержки здесь чреваты уходом в минус - например, из-за затрат на хранение, учет, зарплату персоналу склада и т.п.
  5. Различные критерии планирования. В сфере оптовых закупок продавец имеет дело не только с большими прибылями и серьезными товаропотоками, но и с большим финансовым плечом. Важно рассчитать, с максимальной гарантией, объем будущих продаж, быть уверенным в том, что товар продастся в определенный срок, а также иметь гарантированную прибыль для закупки нового товара.

Проблемы в розничной и оптовой торговле

Ничто не идеально, с проблемами сталкиваются как розничные, так и оптовые компании. Однако оптовикам приходится нести более серьезные потери. С чем это может быть связано?

  • Нет доверия кредиторов, а значит, и возможности получить кредитное плечо. Могут возникнуть проблемы с выплатой по предыдущей партии товара или закупкой следующей.
  • Неграмотное планирование, в результате чего накапливаются излишки товаров, лежащие на складе «мертвым грузом».
  • Нестабильная работа с розничными продавцами. Это может быть как внезапное повышение объемов их работы, так и прекращение деятельности или решение полностью сменить ассортимент. В любом случае приятного мало - ведь оптовик запланировал определенные объемы и понесет серьезные убытки в случае отсутствия их реализации.
  • Перебои с поставками. Бывает, что товар, закупаемый по оптовой цене, готов не в полном объеме. Или появились проблемы с его отгрузкой на таможне. Или на этапе транспортировки случился форс-мажор. Последствия всех этих неприятностей затрагивают широкий круг клиентов. В розничной продаже такие ситуации тоже случаются, но они не столь масштабны.
  • Человеческий фактор. Все мы люди, и каждый может совершить ошибку. Например, заказав неправильную позицию из каталога или совершив Хуже, когда идет неправильная работа с покупателем, в результате чего он уходит к конкуренту. За всем этим нужно строго следить, во избежание серьезных проблем с бюджетом.

Подводя итоги

Что такое опт и что такое розница, разобрались. С какими проблемами можно столкнуться в каждом виде деятельности, тоже понятно. Равно как и очевидны преимущества каждого из видов продаж. С другой стороны, где лежит тонкая грань между оптом и розницей - критерий сугубо индивидуальный. Для закупок оптом минимальная сумма может определяться в каждом отдельном случае продавцом - будь это десять или тысяча позиций.

В целом можно сказать, что торговать оптом проще, поскольку условия торговли регламентируются договором. Зато на розничной наценке можно больше заработать.