Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Выполнение аппликаций различными приемами вырезания из бумаги. Как сделать ромб из бумаги в технике оригами своими руками поэтапно

Выполнение аппликаций различными приемами вырезания из бумаги. Как сделать ромб из бумаги в технике оригами своими руками поэтапно

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Выполнение аппликаций различными приемами вырезания из бумаги

(Методическое пособие)

Предлагаемое пособие содержит практический материал для занятий аппликацией с детьми младшего и среднего возраста. Представленные образцы способствуют развитию мелкой моторики, глазомера, ориентировки в пространстве; формируют навыки изготовления округлых форм и работы с моделями. Пособие снабжено большим количеством иллюстраций и цветных вкладок, призванных облегчить работу педагога по обучению детей аппликации.

Выполнил: Мухамедиев Ерсаин Исаинович, учитель изобразительного искусства и черчения, Восточно-Казахстанская область, город Семей

Аппликация – один из видов прикладного искусства.

Application – латинское слово, означает «прикладывание, накладывание». Для того чтобы сделать аппликацию, надо вырезанные из бумаги, ткани или других материалов элементы изображения приложить к основе из однотонной или цветной бумаги, картона, ткани.

Аппликации, сделанные из бумаги, были известны еще в Древней Греции (VI в. До н. э.). Позднее, в XVI -XVII в. появляются аппликации из ткани в Италии, Франции, Испании, Германии. Большое место аппликация занимает в искусстве народов Востока – Японии, Китая, Вьетнама.

Маска пекинской оперы, вырезанная из бумаги

Аппликация имеет много общего с другими видами искусства. С живописью ее сближает изображение на плоскости. По способу создания ближе всего к аппликации стоят инкрустация и мозаичные работы, где изображение также получается путем соединения отдельных частей на общем фоне.

Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали как по контуру, так и внутри его, что может быть передано в живописи и скульптуре. Ограничено в аппликации и цветовое решение. Не может быть передано все богатство цветов и оттенков, которые мы воспринимаем в окружающем, цвета в аппликации в основном передают локальную окраску предметов без постепенных переходов то одного цвета к другому. Для праздничного оформления аппликационный способ изображения очень удобный, он создает большой эстетический эффект лаконичность и яркостью форм.

Приемы вырезания из бумаги

В процессе выполнения аппликационных работ можно использовать несколько приемов вырезания: вырезание правильных геометрических форм, вырезание из бумаги, сложенной вдвое, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз, вырезание из бумаги, сложенной «гармошкой», Вырезание по частям, силуэтное вырезание, вырезание по контуру, обрывание краев бумаги.

1. Вырезание правильных геометрических форм. Геометрические формы используются в основном в декоративных работах, причем важно, чтобы все они сочетались друг с другом по размерам. Например, прямоугольник должен соответствовать или двум квадратам или половине большого квадрата; треугольник – квадрату, разделенному по диагонали; сторона ромба должна быть равна стороне квадрата. Округлые формы получаются из прямоугольных путем закругления углов. При этом должны сохраняться их размеры, диаметр круга должен быть равен стороне квадрата, из которого вырезается круг.

Рис. 1. Приемы вырезания из бумаги геометрических фигур

Здесь показано вырезание разных геометрических форм, прием складывания из различного вида заготовок, а также приемы тиражирования фигур для узорных композиций. Так можно вырезать и два прямоугольника, и восемь. В первом случае заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез (рис. 1, 1). Во втором примере для получения восьми прямоугольников-полосок заготовку сгибают пополам трижды и разрезают по сгибам семь раз (рис. 1, 2). Такое тиражирование позволяет получить несколько одинаковых фигур. Это могут быть окна для многоэтажного дома или автобуса, флажки для составления гирлянды и т. д.

Квадрат вырезают также из полоски, предварительно рассчитав соотношение ширины и длины. Например, для получения двух фигур берут заготовку 4X8 или 3x6 см. Когда же требуется вырезать большее количество квадратов, то заготовку увеличивают по длине. Так, из полоски 4X16 см получают четыре фигуры, а из заготовки 4X32 см - вдвое больше (рис. 1, 3, 4).

Треугольник можно вырезать по-разному. Самым простым приемом является разрезание квадрата пополам по диагонали косым срезом от одного угла к противоположному (рис. 1, 5). Для тиражирования треугольников применяют тот же прием складывания полоски бумаги, но по-другому: сначала заготовку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой за сгиб, делают диагональный разрез, как и в первом случае (рис. 1, 6). Так, из полоски 4X16 см сразу получают семь треугольников.

Для изображения трапециевидной формы противоположные узкие стороны полоски соединяют друг с другом и по косой линии срезают угол (рис. 1, 7). А ромб можно вырезать двумя способами: сгибая прямоугольник пополам вдоль и поперек и отрезая после сгиба каждый угол с одного конца к другому (рис. 1, 8) или на полоске на одинаковом расстоянии друг от друга на глаз делают косые параллельные срезы по длине (рис. 1,9).

Чтобы более точно вырезать многоугольник (шести- и восьмиугольник), квадрат складывают пополам два раза по вертикали и горизонтали, затем, отступя от центра сгиба, отрезают угол (восьмиугольник - рис. 1,10). Для изображения шестиугольника квадрат складывают сначала пополам, а затем еще на три части. После складывания косым срезом от одного конца к другому снимают угол (рис. 1,11).

Округлые формы (круг, овал, эллипс) вырезают из квадрата, прямоугольника и полоски, плавно закругляя все четыре угла (рис. 1, 12-14).




2. Вырезание из бумаги, сложенной вдвое. Этот прием применяется при вырезании предметов симметричной формы: листьев, цветов, посуды (кувшины, вазы и др.). При вырезании фигур сложной формы этим же способом можно выбрать такое положение, при котором части будут расположены симметрично. Для фигуры человека это положение фас, для животного – спереди или сзади, бабочки, стрекозы – с распростертыми крыльями. Используя данный прием, необходимо соблюдать правильные пропорциональные соотношения по ширине предмета, так как, вырезая из бумаги, надо представить только половину предмета.



3. Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз. Этот прием дает возможность вырезать более сложные симметричные формы: все части расположены вокруг центра (салфетка, снежинка, ромашка, василек и др.).

Квадратный лист бумаги складывается по диагонали в три-четыре раза. Часть, приходящуюся на сгибе, надо вырезать вдвое, чтобы она соответствовала другим таким же по форме частям, вырезаемым без сгиба (вырезание ромашки, василька).

Существуют специальный прием складывания бумаги для вырезания предметов, имеющих пять частей, - звезда, лютик и др. Этот прием можно освоить по рисунку.


4. Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. Этот прием используется, когда надо сделать несколько одинаковых форм и для вырезания гирлянд. При выполнении одинаковых форм бумага складывается по ширине так, чтобы согнутая часть соответствовала по ширине половине вырезаемой формы; сгибов должно быть столько, сколько требуется форм. При выполнении гирлянд формы должны остаться соединенными между собой. На местах сгибов и с одной и с другой стороны должны остаться неразрезанные места – перемычки, соединяющие всю гирлянду в единое целое. На сгибах с одной или с двух сторон вырезают изображения половины предмета.

Распечатать Спасибо, отличный урок +2

В оригами очень часто приходиться сталкиваться с такой базовой фигурой, как ромб. Из него далее можно создать немало интересных поделок, которые вызовут восторг и радость у любого ребенка. К ним относятся верблюд, аист, пальма и т. д.

Так как эта фигура встречается часто, то делать ее безусловно легко и справиться с этим даже дошкольник. Как и для любой поделки вам понадобиться лист бумаги квадратной формы. Для удобства можно взять стикер и первую заготовку сделать именно из него. Повторяйте шаг за шагом и уже на шестом этапе у вас получиться красивый и аккуратный ромб из бумаги в технике оригами.


  • Лист бумаги любого цвета квадратной формы

Поэтапный фото урок:

Берем наш квадратный лист бумаги и помещаем его к нам углом. Берем пальцами за правый боковой уголок и складываем эту сторону на левый бок.


Теперь можно пройтись по сгибу и затем раскрыть заготовку.


Берем за правый нижний угол и сгибаем его прямо к середине, а именно – к центральному сгибу.


Теперь можно согнуть и левый нижний уголок к этому центральному сгибу. Такая фигура является базовой формой в оригами и называют ее «Воздушным змеем». Однако, мы продолжим изготавливать из бумаги ромб. Поэтому перейдем к следующему этапу.


Переворачиваем заготовку и сгибаем поочередно нижние уголки к центру.


Переворачиваем и получаем вот такую замечательную фигуру под названием ромб. Ромб из цветной бумаги в технике оригами готов! Можно его сохранить в качестве заготовки для другой более интересной и сложной поделки.


И вновь продолжаем начатый разговор об обрезке изображений. Сегодня поговорим о том, как обрезать изображение, например, по контуру круга или другому нужному нам контуру. То есть, придать изображению любую форму отличную от стандартной прямоугольной формы. Акцент сделаем на обрезке по контуру круга.

Работать мы будем в Word образца 2010 года, то есть в Word 2010.

Мы уже знакомы с инструментом «Обрезка» и некоторыми его опциями, и владеем различными техниками обрезки изображений. Сегодня мы познакомимся с другими опциями этого инструмента и начнём с опции «Обрезать по фигуре». Данная опция находится в перечне опций, с которыми мы познакомились в прошлые встречи:

Обычным щелчком мыши по названию опции «Обрезать по фигуре» раскроем перечень шаблонов фигур:

При наведении курсора мыши на любую из фигур перечня появляется всплывающая подсказка с названием фигуры:

Выбрав щелчком мыши любую фигуру из этого перечня, мы придадим нашему изображению форму этой самой выбранной фигуры. Это может быть, например, знак равенства:

Или же стрелка:

В общем, любая фигура шаблона.

Обрезка оригинального изображения по контуру выбранной нами фигуры не изменяет первоначальной ширины и высоты изображения. Если изображение до обрезки по контуру, например, сердечка имело размер 300х400, то приняв форму сердечка, овала, креста, звезды и т.д., оно по-прежнему будет иметь размер 300х400. Чтобы в этом убедиться, нам достаточно посмотреть на размер первоначального изображения и конечного изображения после фигурной обрезки. Размер изображений отображается в верхней панели вкладок с опциями (меню) рядом с кнопкой опции «Обрезка». Мы помним, что для того чтобы видеть скрытые опции и мочь много чего-то сделать с изображением, необходимо предварительно выделить это изображение щелчком мыши:

Для того чтобы обрезать оригинальное изображение по контуру круга или говоря по-другому сделать круглым, а в перечне фигур отсутствует фигура «Круг», то мы воспользуемся имеющейся фигурой «Овал»:

Выбрав щелчком левой кнопки мыши фигуру «Овал» мы получим изображение в форме овала:

В дальнейших своих действиях будем исходить из того, что основным элементом данного изображения является мордашка животного.

Приняв форму овала, изображение по-прежнему остаётся выделенным (захвачено маркерами). Схватим мышкой средний левый маркёр и потянем в правую сторону по направлению к мордашке животного:

При такой технике обрезки картинки мы полагаемся на свой глазомер. Как только мы почувствовали, что изображение стало достаточно круглым, то тогда отпустим маркёр (левую кнопку мыши) и посмотрим на результат своих действий:

Используя данную технику, мы должны быть готовы к тому, что изображение может исказиться и стать менее реалистичным и пропорциональным. В том случае, когда мы отпустили маркёр и увидели, что изображение не совсем круг, то тогда можно дополнительно подвигать и другие маркёры выделения (трансформирования).

Если мы не очень полагаемся на свой глазомер, то помочь себе мы можем, предварительно нарисовав квадрат, поместив его за изображением, то есть на задний план, а само изображение сделать немного прозрачным. Или же наоборот. А можем прямо сейчас для своего спокойствия и точности, когда мы уже обрезали фото по контуру круга взять да и нарисовать круг и, ориентируясь на его контур отредактировать форму нашего круглого изображения. Сделаем это.

Развернём вкладку верхнего меню «Вставка», где обратившись к функционалу «Фигуры» выберем фигуру «Овал». Курсор принял вид перекрестия из двух чёрточек, и мы можем приступать к рисованию круга. Изображение с животным должно быть выделено маркерами.

Наводим курсор-перекрестие мыши на верхний средний маркёр выделения изображения, а затем, нажав и удерживая клавишу Shift (для сохранения пропорций идеального круга) начинаем тянуть курсор мыши к нижнему левому угловому маркёру выделения изображения, рисуя, таким образом, идеальный круг. Тянем курсор до тех пор, пока круг не впишется в высоту изображения с мордашкой:

Как только это произойдёт - отпустим левую кнопку мыши, а затем клавишу Shift.

Круг готов:

Теперь, давайте схватим круг мышкой и потянем его в сторону круглого изображения с мордашкой. Наша задача наложить фигуру-круг на изображение:

Совмещение фигуры и изображения произошло:

Фигура-круг по-прежнему захвачена маркерами выделения (трансформирования), то есть выделена. Пусть так и будет - это нам и нужно.

Следующий наш шаг - убрать круг за изображение. Выполним данное действие, воспользовавшись опцией «Обтекание текстом» в верхнем меню вкладки «Формат», где выберем вариант «За текстом» (для лучшей видимости я залил фигуру-круг красным цветом):

После выбора варианта «За текстом» фигура-круг «спряталась» за изображением:

С правой стороны изображения нам видима лишь самая незначительная часть красной фигуры круг. Смысла в трансформировании изображения для достижения формы идеального круга лично я не вижу. Что же нам делать, если изображение, казавшееся нам круглым после обрезки, при сравнении с фигурой круг оказалось вовсе не таким:

Наведём курсор мыши на изображение и сделаем щелчок левой кнопкой мыши для выделения. Изображения захватили маркёры выделения (трансформирования). Все наши дальнейшие действия сводятся к тому, что мы, хватаясь то за один боковой маркёр, то за другой совмещаем изображение с фигурой круг:

Когда мы впишем изображение в круг, то оно - изображение, будет таким:

Ну а теперь избавимся от круга. Щёлкнем мышью по изображению для его выделения маркёрами, а затем обратимся к опции верхнего меню «Переместить назад»:

Щёлкнем по данной опции левой кнопкой мыши, и наше круглое изображение окажется за фигурой-кругом:

Поскольку мы работали с изображением, то видимое выделение маркёрами относится к изображению. Изменим ситуацию. Наведём курсор мыши на фигуру круг и щелчком мыши выделим её, а затем нажмём клавишу Delete:

Это и есть конечный вариант нового круглой формы изображения.

Перейдём к рассмотрению второй техники обрезки изображения по контуру круга. Здесь к нам на помощь придёт знание техник обрезки изображений, рассмотренных в предыдущие встречи.

Приступим. Поместим на лист изображение. Затем нарисуем фигуру квадрат. Почему мы рисуем квадрат? Да потому, что вписанный в квадрат круг является идеальным кругом. Кроме этого, наличие квадрата упростит подготовку изображения к обрезке по контуру круга.

Итак, изображение на листе:

Теперь повторим уже знакомые действия - нарисуем квадрат так же, как рисовали фигуру круг. С этой целью вновь обратимся к функционалу «Фигуры» вкладки верхнего меню «Вставка», где в перечне фигур выберем прямоугольник:

Мы и программа готовы к рисованию фигуры квадрат. Наведём курсор-перекрестие на верхний средний маркёр выделения (трансформирования) изображения и, нажав и удерживая клавишу Shift для сохранения пропорции, начинаем рисовать квадрат. Курсор перемещаем в направлении нижнего правого углового маркёра:

На то, что квадрат вылез за пределы изображения и даже листа не обращаем внимания - всё у нас Ок. Как только мы совместим курсор с маркёром, то сначала отпустим левую кнопку мыши, а потом клавишу Shift. Вот мы и заполучили квадрат, длина сторон которого, равна высоте изображения. С целью облегчить себе дальнейшую работу, сделаем квадрат немного прозрачным. Для этого обратимся к функционалу «Формат фигуры», где уменьшим прозрачность заливки квадрата. Фигура квадрат должна быть выделена маркёрами. Потянемся курсором мыши в верхнее меню и в разделе «Стили фигур» щёлкнем по маленькой стрелочке в нижнем левом углу раздела:

После щелчка по этой маленькой стрелочке перед нами откроется функциональное окно «Формат фигуры». Выбрав в этом окне опцию «Заливка» уменьшим прозрачность, подвинув ползунок её регулировки. Прозрачность уменьшаем на своё усмотрение:

Теперь нам нужно переместить квадрат левее на такое расстояние, чтобы правая сторона квадрата совпала с правой стороной изображения, при этом квадрат не должен вылезти за пределы высоты изображения. Перемещение квадрата можно произвести с помощью клавиши-стрелки перемещения на клавиатуре, либо схватив квадрат мышкой, перетащить на нужное нам расстояние:

Следующим шагом будет выделение изображения. Наведём курсор мыши на изображение и щелчком левой кнопки мыши выделим его:

В результате выделения изображения в верхнем меню появилась вкладка «Формат» функционала «Работа с рисунками». Щелчком мыши по названию вкладки раскроем её содержание - нам нужен инструмент «Обрезка». Следующим щелчком мыши по значку «Обрезка» раскроем опции инструмента и выберем опцию с одноимённым названием:

Изображение захватили маркёры-регуляторы обрезки:

Схватим мышкой левый средний маркёр и потянем вправо в направлении одинокой птицы:

Тянем до тех пор, пока нашим глазам не откроется часть квадрата. Маркёр инструмента обрезка продолжаем удерживать мышью. Как только мы увидели часть квадрата, вернёмся чуть-чуть назад и совместив маркёр обрезки с левой стороной квадрата, то есть левую сторону изображения с левой стороной квадрата:

Совместив маркёр со стороной квадрата, отпустим кнопку мыши (перестанем удерживать маркёр). Вот, что у нас получилось:

Теперь потянемся курсором мыши в правый угол верхнего меню и щелчком по значку «Обрезка», раскроем перечень опций инструмента, где выберем опцию «Обрезка по фигуре», а в раскрывшемся перечне фигур щелчком мыши фигуру «Овал»:

А вот и результат наших действий:

После обрезки изображение осталось захваченным маркёрами. Воспользуемся этим и в верхнем меню посмотрим на размер круглого изображения:

А теперь щелчком мыши выделим квадрат и посмотрим его размер:

Проведя сравнительный анализ нам видно расхождение в 2мм. Если сработать аккуратно и не спеша, а также удалить обводку контура квадрата (я не удалил), то размеры круглого изображения и фигуры квадрата будут одинаковы. Если для нас идеальная точность совпадения не принципиальна, то на возможное расхождение в 2 миллиметра можем не обращать внимания. Визуально расхождение не ощутимо.

К другой технике обрезки изображений по контуру круга я отношу использование функционала SmartArt. Используя блок-схемы, содержащие фигуры-круги, в которые в свою очередь, мы можем помещать изображения. Такие фигуры-круги отличаются от других кругов наличием значка вставки изображения. Такая возможность предусмотрена самой программой Word. Эти изображения будут обрезаться по контуру круга автоматически.

Давайте попробуем эту технику обрезки. Развернём вкладку верхнего меню «Вставка» и щёлкнем мышкой по значку «SmartArt»:

Перед нами открылось окно выбора рисунка (блок-схемы) «SmartArt»:

Давайте выберем ту блок-схему, которая содержит круги. Например, вот эту:

Выбрав, нажмём «Ок». После нажатия кнопки «Ок» на листе появится блок-схема:

Мы видим, что круги предусматривают только вставку текста. На самом деле это не так, но об этом чуть позже. Будем считать, что данная схема нам не подходит, и выберем другую, например вот эту:

А вот этот блок нам подходит. Круги данного блока содержат значки вставки рисунка:

Мы можем использовать только один круг, а если нужно, то воспользоваться и всеми тремя.

Щёлкнем мышкой по значку вставки рисунка на одном из кругов и с помощью проводника операционной системы выберем желаемое изображение из своих собственных папок или какого-то другого источника. Как только мы выберем изображение, то оно мгновенно окажется в круге, приняв, соответственно, его форму:

Выделение круга не отменяем - оно понадобится. Если случайно сбросили выделение, то щелчком мыши на теле круга восстановим его и обратимся к верхнему меню. Развернув вкладку «Формат» функционала работы с рисунками щёлкнем по появившемуся значку инструмента «Обрезка» для того, чтобы мы могли подкорректировать обрезку изображения:

Активизация инструмента «Обрезка» создала тёмное дополнительное выделение, непосредственно под саму обрезку изображения. Схватим выделенное изображение и подвигаем его, до тех пор, пока оно не займёт желаемого расположения в круге:

Затем щёлкнем по значку «Обрезка» в верхнем меню или нажмём клавишу Esc:

Вот мы и получили изображение круглой формы. Стрелка на картинке выше указывает на наличие контура белого цвета, который изначально является контуром фигуры круг. Если контур нам не нужен, то удалим его. Мы можем при желании его оставить и даже изменить толщину и цвет линии. Произвести удаление или изменение линии контура мы можем в одной из двух вкладок «Формат». Каждая вкладка относится к разным функционалам. Одна вкладка «Формат» раскрывает опции раздела работы с рисунками «SmartArt», а другая вкладка «Формат» относится к функционалу «Работа с рисунками»:

Если нам нужно сразу три круглых изображения, то в этом случае поместим изображения и в оставшиеся два круга:

Для того чтобы теперь уже круглые изображения полноценно покинули блок-схему «SmartArt», удерживая нажатой клавишу Shift, щелчками мыши поочерёдно выделим все три круглых изображения, а затем скопируем их в буфер обмена операционной системы, нажав сочетание клавиш Ctrl+C:

Теперь нам нужно избавиться от блок-схемы. Наведём курсор мыши на рамку блок-схемы и щёлкнем левой кнопкой мыши. После этого произведённого щелчка нажмём клавишу Delete. За наши круглые изображения, удалённые вместе с блок- схемой не переживаем, - их хранит операционная система. Вернём свои изображения, воспользовавшись функцией вставки - нажмём сочетание клавиш Ctrl+V:

Мы можем воспользоваться тем, что все три изображения выделены. Схватим любое из них мышкой и перетащим их одновременно на другое место листа:

Например, поместим их в центр листа:

Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые техники обрезки изображений по контуру круга и другим контурам. В следующую встречу продолжим начатый сегодня разговор и рассмотрим другие инструменты программы Word, которые также помогут нам производить фигурную обрезку изображений.

Прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция и другие - геометрические фигуры из раздела точной науки. Пирамида - это многогранник. Основанием этой фигуры является многоугольник, а боковыми гранями треугольники, имеющие общую вершину, или трапеции. Для полного представления и изучения любого геометрического объекта изготавливают макеты. Используют самый разнообразный материал, из которого выполняется пирамида. Поверхность многогранной фигуры, развернутая на плоскости, называется ее разверткой. Создать макет поможет метод преобразования плоских предметов в объемные многогранники и определенные знания из геометрии. Развертки из бумаги или картона изготовить непросто. Потребуется умение выполнять чертежи по заданным размерам.

Материалы и приспособления

Моделирование и выполнение многогранных объемных геометрических фигур - интересный и захватывающий процесс. Из бумаги можно выполнить большое количество всевозможных макетов. Для работы будут необходимы:

  • бумага или картон;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • линейка;
  • циркуль;
  • ластик;
  • клей.

Определение параметров

Прежде всего определим, какой будет пирамида. Развертка данной фигуры является основой для изготовления объемной фигуры. Выполнение работы потребует предельной точности. При неправильном чертеже геометрическую фигуру собрать будет невозможно. Допустим, необходимо изготовить макет правильной треугольной пирамиды.

Любое геометрическое тело обладает определенными свойствами. Данная фигура имеет основанием а ее вершина спроецирована в его центр. В качестве основания выбран Данное условие определяет название. Боковые ребра у пирамиды - это треугольники, количество которых зависит от выбранного для основания многогранника. В данном случае их будет три. Также важно знать размеры всех составных частей, из которых будет составлена пирамида. Развертки из бумаги выполняются в соответствии с учетом всех данных геометрической фигуры. Параметры будущей модели оговариваются заранее. От этих данных зависит выбор используемого материала.

Как выполняется развертка правильной пирамиды?

Основой модели является лист бумаги или картона. Работу начинают с чертежа пирамиды. Фигура представляется в развернутом виде. Плоское изображение на бумаге соответствует заранее выбранным размерам и параметрам. имеет основанием правильный многоугольник, а высота проходит через его центр. Изготавливаем для начала простую модель. В данном случае - это Определяем размеры выбранной фигуры.

Чтобы построить развертку пирамиды, основанием которой является правильный треугольник, в центре листа, используя линейку и карандаш, нарисуем основание заданных размеров. Далее к каждой его стороне вычерчиваем боковые грани пирамиды - треугольники. Теперь переходим к их построению. Размеры сторон треугольников боковой поверхности измеряем циркулем. Ножку циркуля ставим в вершину нарисованного основания и делаем засечку. Действие повторяем, перемещаясь в следующую точку треугольника. Пересечение, полученное в результате таких действий, определит вершины боковых граней пирамиды. Их соединяем с основанием. Получаем чертеж пирамиды. Для склеивания объемной фигуры на сторонах боковых граней предусматривают клапаны. Дорисовываем небольшие трапеции.

Сборка макета

Вырезаем ножницами выполненный рисунок по контуру. Аккуратно сгибаем развертку по всем линиям. Клапаны-трапеции заправляем внутрь фигуры таким образом, чтобы ее грани сомкнулись. Их смазываем клеем. Через тридцать минут клей высохнет. Объемная фигура готова.

Сначала представим, как выглядит геометрическая фигура, макет которой будем изготавливать. Основанием выбранной пирамиды является четырехугольник. Боковые ребра - треугольники. Для работы используем те же материалы и приспособления, что и в предыдущем варианте. Чертеж выполняем на бумаге карандашом. В центре листа чертим четырехугольник с выбранными параметрами.

Каждую сторону основания делим пополам. Проводим перпендикуляр, который будет являться высотой треугольной грани. Раствором циркуля, равным длине боковой грани пирамиды, делаем на перпендикулярах засечки, установив его ножку в вершину основания. Оба угла одной стороны основания соединяем с полученной точкой на перпендикуляре. В результате получаем в центре чертежа квадрат, на гранях которого нарисованы треугольники. Чтобы зафиксировать модель на боковых гранях, дорисовывают вспомогательные клапаны. Для надежного крепления достаточно полоски сантиметровой ширины. Пирамида готова к сборке.

Завершающий этап выполнения макета

Полученную выкройку фигуры вырезаем по контуру. По начерченным линиям сгибаем бумагу. Сбор объемной фигуры производят путем склеивания. Предусмотренные клапаны смазываем клеем и фиксируем полученную модель.

Объемные макеты сложных фигур

После выполнения простой модели многогранника можно перейти к более сложным геометрическим фигурам. Развертка пирамиды усеченной намного сложнее в выполнении. Ее основаниями являются подобные многогранники. Боковые грани - это трапеции. Последовательность выполнения работы будет такой же, как та, в которой изготавливалась простая пирамида. Развертка будет более громоздкой. Для выполнения чертежа используют карандаш, циркуль и линейку.

Построение чертежа

Развертка пирамиды усеченной выполняется в несколько этапов. Боковой гранью усеченной пирамиды является трапеция, а основаниями - подобные многогранники. Допустим, что это квадраты. На листе бумаги выполняем чертеж трапеции с заданными размерами. Боковые стороны полученной фигуры продлеваем до пересечения. В результате получаем равнобедренный треугольник. Его сторону измеряем циркулем. На отдельном листе бумаги строим которой будет измеренное расстояние.

Следующий этап - это построение боковых ребер, которые имеет усеченная пирамида. Развертка выполняется внутри нарисованной окружности. Циркулем измеряют нижнее основание трапеции. На окружности отмечаем пять точек, которые соединяют линии с ее центром. Получаем четыре равнобедренных треугольника. Циркулем измеряем сторону трапеции, нарисованной на отдельном листе. Данное расстояние откладываем на каждой стороне нарисованных треугольников. Полученные точки соединяем. Боковые грани трапеции готовы. Остается только нарисовать верхнее и нижнее основания пирамиды. В данном случае это подобные многогранники - квадраты. К верхнему и нижнему основаниям первой трапеции дорисовываем квадраты. На чертеже изображены все части, которые имеет пирамида. Развертка практически готова. Остается только дорисовать соединительные клапаны на сторонах меньшего квадрата и одной из граней трапеций.

Завершение моделирования

Перед склеиванием объемной фигуры чертеж по контуру вырезают ножницами. Далее развертку аккуратно сгибают по начерченным линиям. Крепежные клапаны заправляем внутрь модели. Их смазываем клеем и прижимаем к граням пирамиды. Модели даем высохнуть.

Изготовление разных моделей многогранников

Выполнение объемных моделей геометрических фигур - увлекательное занятие. Чтобы его досконально освоить, следует начинать с выполнения самых простых разверток. Постепенно переходя от простых поделок к более сложным моделям, можно приступать к созданию самых замысловатых конструкций.