Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Знаменитые полотна третьяковской галереи. Третьяковская галерея - картины, что посмотреть, информация для туристов

Знаменитые полотна третьяковской галереи. Третьяковская галерея - картины, что посмотреть, информация для туристов

Государственная Третьяковская галерея появилась на карте Москвы во второй половине 19 столетия. Ее основатель купец Павел Третьяков долгие годы посвятил коллекционированию разнообразных предметов искусства, скопил отличную коллекцию и в 1892 году передал ее во владение города. С тех пор запасники музея значительно обогатились, а коллекция многократно выросла. Сегодня трудно сказать, сколько всего картин в Третьяковской галерее в . Но их общее количество в экспозиции превышает цифру в 7 тысяч.

Первые картины Третьяковской галереи

Начало коллекции русской живописи Павла Третьякова было положено в 1856 году, когда ее основатель приобрел две первые картины: «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти В.Худякова и «Искушение» работы Н.Шильдера. Немногим позднее к двум первым прибавилось еще 4 картины российских художников. Ими стали «Разносчик» В.Якоби, «Больной музыкант» М.Клодта, «Сбор вишен» И.Соколова и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.Саврасова.

Самые известные картины Третьяковской галереи

Коллекция картин Третьяковской галереи содержит множество шедевров всемирной живописи, но большая ее часть все же посвящена русскому искусству.

Картина Ивана Крамского «Русалки» стала первой сказочной картиной не только в Третьяковской галерее, но и в истории всей русской живописи. Обычный ночной пейзаж стал по-настоящему волшебным после того, как автор поселил на холсте .

Еще одна картина сказочной тематики принадлежит кисти Виктора Васнецова и называется «Богатыри» .

Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий» создана в сложной объемной технике рисования мастихином.

Картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» знают в нашей стране и взрослые, и маленькие дети. И это неудивительно, ведь именно она стала визитной карточкой конфет «Мишка косолапый».

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» стала настоящим событием в истории русской живописи. Основанная на библейском сюжете, она поначалу не была принята отечественной публикой, получив высшие похвалы от итальянских критиков.

Полотно Василия Верещагина «Апофеоз войны» поражает не только мастерством автора, но и своим глубинным смыслом. К любому, взглянувшему на эту картину, приходит осознание всего ужаса любой войны, какими бы благими целями она не оправдывалась.

Изучение картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» давно уже входит в школьную программу.

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» хотя и не безусловна в отношении исторической достоверности, поражает глубиной человеческих эмоций, на ней изображенных.

Не менее сильное впечатление производит и полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова , посвященная одному из трагических событий в российской истории.

Еще одна картина Василия Сурикова , посвященная истории церковного раскола 17 столетия, называется «Боярыня Морозова» и является одной из основных в богатейшем собрании Третьяковской галереи.

Картина Василия Поленова «Московский дворик» приоткрывает зрителям окно в обычную московскую жизнь конца 19 века. Она написана с такой любовью к сюжету, что хочется возвращаться к ней снова и снова.

Портрет дочери известного мецената Саввы Мамонтова - Верочки - кисти Валентина Серова просто пронизан солнечным светом, и год за годом притягивает к себе тысячи посетителей галереи.

Портрет А.С.Пушкина кисти Ореста Кипренского занимает в Третьяковской галерее особое место.

Картина Карла Брюллова «Всадница» , написанная им в 1832 году, сразу же вызвала бурю восхищенных отзывов.

Памятник Третьякову коллекционеру картин.которые он передал городу Москве. Над фасадом здания галереи поработал художник Васнецов.

Один из залов Третьяковской галереи с картиной"Явление Христа народу" художника А.А.Иванова.

Картина "Явление Христа народу" Художник А.А.Иванов после оканчания академии живописи уехал в Италию где на протяжении 20 лет с 1837 года по 1857 работал над этой огромной и ставшей знаменитой картиной.В своей картине автор стремился показать как возвышенное,божественное оказывает влияние на людей.

Художник А.А.Иванов после окончания академии живописи уехал в Италию где на протяжении 20 лет с 1837 года по 1857 работал над этой огромной и ставшей знаменитой картиной.В своей картине автор стремился показать как возвышенное,божественное оказывает влияние на людей.

С разными чувствами смотрят герои картины на Явление Христа. Одни вдохновлены,другие испуганны,радостны.На каждом лице есть что то свое....

"Явление Христа народу." Деталь.

Картина " Апполон,Гиацинт,и Кипарис за пением".
Одна из немногих картин А.А.Иванова (1806-1858) автора " Явление Христа народу". Написана художником 9 1831 - 1834)годах в Италии при приезде на стажировку. Перед написанием автор чтобы развить свой вкус,и благородный стиль рисунка автор списывает группы,головы, драпировки с фресок Рафаэля в Ватикане и творчески использует это в картине. На картине изображен бог искусства Аполлон и двое юношей музицирующие на лужайке с Итальянским пейзажем.

Картина И.И.Шишкина (1832 - 1898) написана автором в 1878 годуи является одним из самых выдающихся произведений. На полотне изображены бескрайние просторы Русского поля с морем поспевающей ржи. Через поле тянется пыльная дорога с редкими уветами. Колосья уже поспели и тяжело колышатся не ветру..Поле в ожидание жнецов. В центре поля гиганские сосны подчеркивают величие пейзажа. Эта картина многим знакома с детства,с неё часто делают копии и репродукции.Картина - олицетворение русской природы и жизни.

"Сельский крестный ход на пасху" Перов В.
Картина русского критического реализма обличающая пороки общества. Написана Василием Перовым(1834 - 1882) в пореформенное время. Наиболее выразительно на картинеизображен пьяный священник и образ молодой крестьянки с иконой..Не трезвыми изображены многие образы на картине. Художник этим заострял внимание общеста над существующими проблемами. Точно на картине показаны психологические типы персонажей и весенняя пробуждающаяся русская природа.Картина вызвала большой скандал при первом показе. Но мнение критики разделилось.Люди увидели в картине болезни Русского общества.Картина заставила многих задуматься.


Орест Кипренский один из известнейших портретистов начала 19 века.Обратиться к нему о написании портрета А.С.Пушкина предложил А.Дельвиг. В изображении Пушкина художник дает романтично обобобщеный образ поэта. Видна глубокая сосредоточенность поэта чуть тронутая оттенком скорби что раскрывает натуру Пушкина. Освещение четко прорабатывает лицо на котором угадывается момент внимания и вдохновения. Поэт выглядит задумчиво,но мысли его тревожны и печальны. Портрет создан в 1828 году и является одним из шедевров галереи.

И.Н.Крамской," Портрет неизвестной".
Этот портрет написан художником Иваном Николаевичем Крамским в 1883году. В день первого представления этой картины в галерее восторженные зрители подняли художника на руки и пронесли по залу..... Портрет стал одним из самых значительных произведений художника.Тайну создания этого портрета художник так и не раскрыл. Многие задавали еиу вопросы ктоже эта незнакомка в коляске с надменным взглядом и смуглой кожей очаровательного лица..Но художник решил что этот портрет останется его тайной

" Танец среди мечей." Семирадский Г.И.
Художник Г И.Семирадский (1843 - 1902) был ярким мастером салонной живописи. Картина " Танец среди мечей" написана в 1881 году и рассказывает о древнем мире,о утраченном людьми " золотом веке". Прекрасная обнаженная женщина на фоне античного пейзажа танцует среди музицирующих гетер..Художнику академисту удалось передать изящную пластику тела и великолепный средиземноморский пейзаж.


В.И.Суриков " Боярыня Морозова".
Картину " Боярыня Морозова" художник Василий Суриков (1848 - 1916) написал в 1887 году по воспоминаниям детства проведенного в Сибири На картине изображена женщина староверка Федосия Морозова высылаемая из своего села за свои религиозные взгляды. Всем своим видом она взывает к богу и людям в борьбе за справедливость и веру. Зима снег,десятки собравшихся людей по разному относящиеся к вере и самой боярыне.... на картине десятки ярко выраженных портретов,хорошо изображенная зимняя северная природа России. За личной трагедией боярыни Морозовой автор показал целое историческое народное движение

В.И.Суриков " Боярыня Морозова". Деталь.

Картина " Боярыня Морозова" Деталь.
Деталь картины В. И. Скрикова " Боярыня морозова." Третьяковская галерея,деталь.Картина приобритена самим Третьяковым.


Один из залов русских икон государственной Третьяковской галереи.


Лики богоматери одни из самых почитаемых икон на Руси. На фото икона Богоматерь Донская кисти Феофана Грека 1390 год.

Избранные Святые: Параскеева,Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий на иконе 15 века из Пскова.

Зал Третьяковской галереи с иконой " Троица" Андрея Рублева.

В специальном шкафу с поддерживаемой температурой и влажностью за толстым специальным стеклом находится русская национальная реликвия икона Андрея Рублева 1420 года " Троица".

Икона из собрания Третьяковки " Царь Царем. 1776 год. ШколаОружейной палаты.

" Охотники на привале" ПероваВ.Г. Картина художника передвижника Вас.Григ.Перова относится к позднему периоду жизни. Сам художник был страстным охотником.На картине изображены три охотника ведущих между собой разговор..Главное психологические портреты персонажей..Молодой охотник доверчиво слушает пожилого охотника,он так поглощен беседой что забывает зажечь папиросу..Средний охотник слушая рассказ только почесывает во лбу не раз уже слушая эти байки.....Картина охотников с элементами натюрморта,пейзажа и бытовой картины очень популярна у зрителей.

Картина написана в 1898 году учеником И.Репина художником И.Э.Браз.по просьбе Третьякова для своей галереи..Написана в Ницце где отдыхал А.П.Чехов..Портрет не понравился Чехову и самому художнику,так как многие не увидели в портрете той жизнерадостности присущей великому писателю Но может быть все более прозаично Чехов уже серьезно болел и не был столь жизнерадостным как ранее.

Васнецов В.М.(1848 - 1926). Подготовительная работа для росписи Владимирского собора в Киеве(1885 - 1896). Еартина масляными красками приобретена для галереи самим Третьяковым. На ней изображено крещение Руси князем Владимиром Святославовичем.На картине а потом и на фреске художник ярко изобразил десятки фигур наделенных индивидуальными чертами в то судьбоносное время.Фреска является одной из главных росписей Киевского кафедрального храма.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губерни в 1848 году.Умер в Москве 1926 году.Живописец исторической живописи,архитектор..Заканчивал духовное училище. Поступил в академию художеств в Петербурге,учился у Крамского. Участвовал в выставках художников передвижников. Его брат Апполинарий тоже известный русский художник..В 1898 году стал действ. членом академии живописи..Написаны им десятки работ такие как" Крещение Руси"," Аленушка",Иван царевич на сером волке"и др. Как архитектор построил храм в Абрамцево,собственный дом в Москве, часовню над могилой С.Мамонтова, Проект павильона на выставке в Париже..... В 1893 году получил потомственное дворянство. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

" Иван царевич на сером волке." Васнецов. Картина написана В.Васнецовым в 1889 году в период работы над росписями Киевского собора как бы для отдыха от основной темы. Картина представляет собой как бы иллюстрацию русской сказки" Иван царевич и серый волк". Иван царевич похищает Елену прекрасную и мчится на волке через лес спасаясь от погони..Образ царевны написан с племянницы известного мецената С.И.Мамонтова. С неё же написана знаменитая картина кисти В.А. Серова " Девочка с персиками" которая так же находится в собрании Третьяковской галерее.

Картина Аленушка была написана М.В..Васнецовым в 1881 году.и навеяна лирическим образом русской сказкой " Сестричка Аленушка и братец Иванушка". Не нашедшая своего заблудившегося брата Аленушка печальная села на камень у водоема.Прототипом девушки была реальная героиня из подмосковного села Ахтырка. В картине прекрасно изображена осенняя, не яркая Русская природа. Ни один элемент картины не отвлекает от печального лица девочки. Одиночество,тоска, печаль на её русском лице.

Антокольский М.М..Царь Иван Грозный. Скульптура "Царь Иван Грозный" создана в 1875 году профессором ваяния М.М.Антокольским. Мечущийся в сомнениях грозый царь изображен сидящим на троне задумчивым и яростный одновременно..За эту работу художник получил звание академика..Для Эрмитажа эту скульптуру отлили в бронзе..Скульптор создал еще много ярких и великих образов. Царя Петра великого, Ярослава Мудрого,Мефистофеля.,Ермака и другие.За скульптуру Голова Иоанна Крестителя автор на Парижской выставке был награжден орденом " Почетного легиона". Умер Антокольский в 1902году, в Гамбурге.

Бюст Петра первого исполнен французским мастером Никола Франсуа Жилле долгое время работавший преподавателем профессором скульптуры в Академии художеств. Под его руководством работали знаменитые в последствии русские мастера Шубин,Щедрин, Гордеев и др. Рядом со скульптурой Петра Первого висит портрет сподвижника царя Г.И.Головкина.1720гг. Худ.И.Н.Никитин.

Царь Павел первый (1754 - 1801) изображен в последний год своей короткой жизни. Сын Петра третьего и империатрицы Екатерины второй всего пять лет был Императором. Его реформами была недовольна вся правящая бюрократия.Ими он и был убит 1801 году в Михайловском замке Петербурга..Бюст из усадьбы Надеждино изваял скульптор.Федор Иванович Шубин. На заднем плане портрет крепостной актрисы из Останкино

Серов В.А. был сыном известного русского композитора А.Н.Серова. Поэтому еще с раннего детства приобщился к искусству. Талант и наблюдательность проснулись в нем необычайно рано,поэтому не удивительно что его первым учителем был Илья Репин. В 1880 году он поступил в Академию художеств.где сразу выделился среди талантливых учеников. Ему многое дало поездка во Францию и работа в в усадьбе Саввы Мамонтова "Абрамцево". Именно в Абрамцево он заметил 12 летнюю девушку Веру с которой и была написана. Все помещение комнаты усадьбы залито солнцем.На столе персики лисья клена и блестящий нож.сана знаменитая русская картина. Её он рисовал на протяжении 3х месяцев. На картине изображена молоденькая девочка в розовом одеянии с бантом. Девочка с тонкой улыбкой и уверенностью в себе очень беспокойная,её руки заняты плодом персика а ей самой хочется погулять... Картина художника заслужила восторг у современников и у людей последующих поколений. В подмосковном Музее усадьбе " Абрамцево". копия этой картины.висит в той же комнате где работал художник.

"Девушка освещенная солнцем " одно из самых значительных произведений Валентина Александровича Серова..Которое выделял в числе лучших и сам Серов. Солнечный день,дубовая поляна...На скамье под деревом сидит девушка.Художник мастерски передает массу солнечных бликов и теней на земле,одежде,лице девушки..От её лица с нежным румянцем исходит легкий и тихий свет.Стиль портрета ранний русский импрессионизм.Мастерски передана художником духовность девушки.Свет солнца и её душа как бы сливаются друг с другом..Девушка одухотворяет природу и пейзаж.

Портрет композитора,морского офицера, музыканта, общественного деятеля Николая Андреевича Римского - Корсакова написан в 1898 году,в стиле реализма с элеиентами импрессионизма.На картине живой,порывистый,творчески одержимый человек- философ. Художник пишет его широким мазком как бы фотографически выхватывает момент жизни знаменитого композитора.

Сергей Константинович Зорянко (1818 - 1870) был учеником и последователем знаменитого художника Венецианова..Отличался кропотливой и тщательной отделкой портретов..Портрет Марии Васильевны Воронцовой написан художником в период пика своей популярности.Изображенная княгиня Воронцова урожденная Трубецкая была близка к царствующему двору, ей нужен был парадный портрет..Художник в своей манере тонко и точно выписывает мельчайшие детали платья,прически.Тонко передает лицо и фигуру портретируемой..... Художник С.К.Зорянко исполнил десятки портретов своих современников в том числе портрет художника Венецианова, министра сообщений Мельникова, поэта Лермонтова,музыканта Танеева и других.

Картина " Осада Пскова Стефаном Баторием" написана К.П. Брюлловым в 1839 - 1843 годах. Автор огромного полотна изобразил эпизод Ливонской войны времен Ивана Грозного..Баторий со своим войском пытается овладеть укреплениями русской крепости Псков..Момент был критический уже заняты две башни крепости,...опасались худшего.. Но тут боярин Шуйский и игумен Тихон двинулись на завоевателей крестным ходом,за ними пошли все воины защитники крепости. Поднятое духом войско отобрало у врага оставленные было укрепления и ворвались в город. Баторий с войском бежал. Последущая осада псковичан в крепости не увенчалась у С.Батория успехом и он с остатками своих войск ушел из пределов России. На картине изображен кульминационный момент боя за Псковскую крепость.

Фрагмен картины Осада Пскова Стефаном Баторием..Русские воины отбивают у врага оставленные было башни Псковской крепости.,С оружием и хоругвиями русские пошли на приступ крепости.

Карnина Карла Брюллова " Графиня Ольга Орлова (1814 - 1874)- Давыдова с дочерью Натальей Давыдовой". Фрагмент....1834 год. Одна из интереснейших и загадочных картин Третьяковской галереи. На картине изображена дочь князя Борятинского церемонмейстера царя Павла Первого. Орлова она была по мужу и таким образом была родственницей одного и 5 знаменитых братьев Орловых. Позировала Брюллову в Италии в 20 летнем возрасте.Картина была семейной реликвией.... Но когда то картина была другого размера с обширным итальянским пейзажем по правую руку от портретируемой На пейзаже был изображен конный мужчина подезжающий к балкону на котором сидит женщина с ребенком. Почему картину разрезали пополам оставив только портрет Орловых неизвестно. В дореволюционное время была попытка воспроизвести утрату по памяти художником который видел эту картину целиком.

Художник моренист и пейзажист Боголюбов А.П. (1824 - 1896) родился под Новгородом. Окончил кадетское училище и военно морское училище.Профессиональный военный моряк. С детства рисовал. Поступил в Академию художеств где попал под большое влияние И.Айвазовского. Став художником моренистом и пейзажистом объездил многие страны.Писал Рим, виды Константинополя,Женевское озеро,Ревель.... Картина " Катание на Неве" изображает утеху Петербуржцев прошлых веков- катание на санях по замерзшей Неве..Картина изображает и точную панораму центра города. Картины Боголюбова висят и в знаменитой Феодосийской галерее Айвазовского.в Крыму.

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 - 1896) " Грачи прилетели". написана художником в 1871 году в селе Молтвино (Сусанино) Костромской губерни. При первом же показе полотна в галерее передвижников картина получила ошеломляющий успех. Статичные пейзажы Шишкина и Куинджи.отошли на второй план..Картина была сразу же куплена в Третьяковскую галерею. Картина стала открытием новой красоты Русской природы.. На ней изображено само таинство наступления нашей весны..Глядя на картину чувствуется тающий снег, прозрачность и свежесть воздуха,радостный гвалт грачей.Вся природа ждет весеннего солнца.. Вся картина до мелочей внимательно продумана создавая полную реалистичность происходящего. Церковь изображенная на картине и сейчас радует глаз под Костромой. Из других картин профессора живописи Московской академии живописи,ваяния и зодчества А.Саврасова стоит отметить картины " Оттепель"," Печерский монастырь", " Сельский вид",и другие...

Сорокин Евграф Семенович (1821 - 1892) русский живописец исторического и религиозного жанра. Родился в Костромской области. Рисовать начал в мастерской иконописца в Ярославле. В большую живопись пришел написав картину " Царь Петр за обедней в соборе." Картина была преподнесена приехавшему в Ярославль царю, за что художник был отослан в Академию художеств учиться. После окончания академии стажировался в Испании Италии и других местах. Оставив целый цикл картин о этих странах. Преподавал в Моск.Академии живописи,ваяния,и зодчества..Считался хорошим рисовальщиком и колористом. За картину "Благовещание" получил звание Академика живописи..Расписывал строившийся Храм Христа Спасителя,реставрировал в этом соборе испорченные влагой росписи художника Бруни..... Картина " Свидание" написана в Италии в 1858 году.

Екатерина и её время. В центре изображен парадный портрет Екатерины второй так называемый " Екатерина Законодательница. (Фемида). Художника Дмитрия Григорьевича Левицкого1783 год. Изображение Екатерины исполнено с царской осанкой. Все детали подчеркивают особую торжественность происходящему. Над царицей возвышается мраморная статуя Фемиды с весами правосудия. Алый цвет бархата, переливы белого атласа одежды,царская горностаевая мантия создают незабываемый эффект. Империатрица тут предстала в виде просвещенной справедливой повелительницы. .... Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 - 1822). Академик живописи. Ученик А.П.Антропова. Манера живописи очень самостоятельная и созвучная западно европейскому искусству. Художник писал в основном русскую знать.О нем говорили: " Всякий его портрет похож более чем сама модель".

Скульптор Шубин (1740 - 1805гг) родился в крестьянской семье под Архангельском. С детства занимался резьбой по кости. По примеру земляка Ломоносова ушел учиться в Питербург где с трудом но поступил в Академию художеств. Учился скульптуре у француза Н.Ф.Желле. По окончании учебы был одним из первых отправлен на стажировку за границу. Кропотливо работал в Париже и Риме. Там же заграницей создает свои первые работы,бюсты А.М.Голицина, Ф.Г.Орлова, Шувалова и др. Работы принесли большой успех..По возвращении в Россию очень много работал над бюстами Российской знати. Им было всего создано более 200 . Порой создавал по одному мраморному бюсту в месяц. Он создал бюсты Екатерины второй,Павла первого,Ломоносова,Румянцева - Задунайского,Заводовского и многих других. Создал 58 медальонов - портретов Русских великих князей и царей которые сейчас хранятся в Оружейной палате.Был представлен к званию профессора живописи. Последние годы жизни болел,жил в нужде и забвеньи.


Нестеров." Видение отроку Варфаломею" Мих.Вас. Нестеров (1862 - 1942). Художник родился в состоятельной купеческой Уфимской семье с крепкими религиозными корнями.Это преопределило все его дальнейшее творчество.Картины на религиозные темы,роспись соборов главное в его творчестве.." Я избегал рисовать так называемые сильные страсти,предпочитая наш тихий пейзаж,человека живущего внутренней жизнью." так характеризовал свое творчество художник. Лучшей его картиной признана работа посвященная Сергию Родонежскому " Видение отроку Варфаломею". На картине типичный русский пейзаж с полями,лесом церковкою и даже с грядками капусты на огороде. На переднем плане фигура монаха схимника перед которым котором мальчик пастушок. Мальчик впереди у которого жизнь с верой и доверием просит указать путь и получает благославление. В картине нет молитвенного экстаза свехестественного чуда,все просто.. Картина появилась перед публикой на выставке художников передвижников и сразу же ошеломила зрителей.

Художник М.В.Нестеров.Портрет Нестеровой О.М. дочери художника. 1905 год. Не поступив в Техническое училище М.В. Нестеров поступил в училище живописи,вояния и зодчества где училсяу художника П Сорокина, И.Прянишникова,В Перова, А. Саврасова, В. Маковского..В 1881 году поступил в Академию художеств Начал писать картины на исторические и религиозные темы. Исскуствоведы о его творчестве говорят что "он писал душу Народа". Прожил долгую художественную жизнь. Портрет дочери написан в модном в начале 20 века стиле Символизма. В Советское время художнику не давали писать на религиозные темы но он тайком их писал и выдавал за свои старые дореволюционные работы. Писал иллюстрации к произведениям Пушкина,Гоголя, Достоевского... Скончался в возрасте 81 года (1942 год) перед этим получив от Советского правительства Сталинскую премию!

Портрет Е.А.Нарышкиной Боровиковского. Дано о ней воспоминание, Ее минутное внимание, Отрадой долго было мне. Творил я стих обвороженный, Мой стих уныния звук живой, Так мило ею повторенный, Замеченный ее душой. А.С. Пушкин. Эти стихи А.С.Пушкина посвящены героине портрета В.Л Боровиковского Елене Александровне Нарышкиной (1785 - 1855)дочери обер камергера А.Л Нарышкина. Будучи широко образованной,музыкальной,красивой дружила с поэтом Жуковским, Козловым, Итальянский композитор Дж Россини написал в честь неё Контату. На портрете она цветущая,молодая, но ей не легко жилось,выйдя замуж за сына полководца А.В.Суворова и родив 4х детей она овдовела.тяжело болела жила за границей потом в Крыму... Портрет Боровиковского доносит до нас пору её цветущей молодости.
Картина Александра Кондратьевича Саврасова Вид кремля от Крымского моста в ненастную погоду принесла молодому 20 летнему художнику первый успех. Картина романтического характера с контрастным освещением,буйством природы,грозовыми облаками через которые выглянуло солнце..Освещенный кремль и спокойно идущая женщина.как бы говорят что буйство природы это временно все пройдет..вечное остается вечным! Эта картина сделала 20 летнего Саврасова популярным!

Скульптор,академик Чижов М.А.(1838 - 1916). выходец из простого народа. Его отец был каменотесом и сын с детства помогал отцу в его нелегком труде,одновременно и сам научился обрабатывать камень. Окончил Академию художествпод руководством Н.С.Пименова и А.Р.Бока. В своем творчестве часто использовал сценки из жизни простого народа. Такова и скульптура " Крестьянин в беде"(1873). Тяжелая дума о беде пришедшую в семью охватила крестьянина.Мальчик еще не осознающий призошедшее успокаивает отца что еще больше придает драматизма происходяшему. Эта скульптура куплена самим Третьяковым!

Худ, Корзухин А.И. "Перед исповедью". Художник Корзухин Алексей,Иванович (1835 - 1894).родился в Екатеринбурге В молодости до обучения в Академии художеств расписывал иконы для Екатеринбургских церквей. Поступил в Академию художеств.где взбунтовался вместе с другими студентами из за того что их заставляли писать на заданные конкурсные темы...За картины в стенах академии не раз были удостоин медалей. Писал картины на народные темы." Поминки на деревенском кладбище","Птичьи враги",За картину " Возвращение семейства с ярмарки" получил звание звания академик. Был членом "Товарищества художников передвижников". " Картина перед исповедью" написана в 1878году. На ней изображены люди готовящиеся по своему готовящиеся к таинству Исповеди... Картина написана в нескольких вариантах. её можно увидеть в галерее г.Твери. Перед смертью написал "Тайную вечерю"для кафедрального собора Риги.

Картина написана Ильей Ефимовичем Репиным в 1882 году.На ней изображена спящая молодая девушка из богатой семьи в непринужденной позе. Тонкие розовые тона лица девушки говорят о её молодости.

И.Репин.Портрет Льва Николаевича Толстого. Портрет Льва Николаевича Толстого написан И.Репиным в ясной поляне в1887 году..Это один из лучших портретов писателя. Толстой изображен сидящим в кресле с книгой в руке.Простая одежда,светлый простой фон заставляет всмотреться в лицо и фигуру писателя. Взгляд писателя пронизывает зрителя,это сильный,уверенный,испытывающий взгляд... На картине изображен писатель,философ в момент размышления. Глядя на портрет чувствуется духовное величие портретируемого.

Над картиной " Три богатыря" Виктор Михайлович Васнецов работал 20 лет. В 1898 году она была закончена и сразу же куплена в Третьяковскую галерею. Сам художник её описывает так: "Богатыри Добрыня,Илья, и Алеша Попович на богатырском выезде смотрят на землю Русскую нет ли ворога,не обижают ли где кого." Вынут меч,приготовлено копье,лук и булава и готовы в любой момент ринуться в бой. Добрыня Никитьевич на белом коне.На вороном коне Илья Муромец.Алеша Попович с луком в руке на пегой лошади. А вокруг них Русская природа с полями лесами и холмами.... Три богатыря воспринимаются как защитники и олицетворение русского духа нашей земли.

Художник Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898) родился в краях Вятских лесов в купеческой семье. С детства рисовал. После школы сразу же попал в Московское училище живописи,ваяния и зодчества. Учился и в Академии художеств. Русский пейзаж,русский лес,природа главное в его картинах. О был активным участником прогрессивного товарищества передвижных художников Известны сотни его работ и рисунков. Картину " Сосновый бор" художник И.Краской представил публике так *- Шишкин просто изумляет своими познаниями. Когда он перед натурой,то точно в своей стихии. Шишкин это человек"Школа".Его образы леса- символ богатырской природы России.". Каменев Валериан Константинович. Простой русский чиновник который уже в зрелые годы бросил службу и всецело посвятил себя живописи. Занимался в классах академии художеств. В 1848 году за участие в многочисленных выставках получил звание Некласного художника. Через десять лет получил звание Академика живописи. Писал виды Санкт- Петербурга,Финляндии, портреты царя Павлапервого,империатрицы Марии - Федоровны,и др. Его работы представлены в Третьяковской галерее, Таганрогской картинной галерее.,Сочинском художественном музее....

Картина Ильи Репина " Не ждали" написана художником в двух вариантах в 1883- 1888 годах. Приобретена Третьяковым у самого автора. На картине запечатлен момент когда в усадебный дом неожиданно возвращается человек из политической ссылки.... Его очень ждали и он неожиданно все же вернулся для членов семьи..Его мать и жена музицирующая за роялем в трауре и просто ошеломлены. Во взглядах прислуги у дверей написано удивление Девочка за столом в испуге от неизвестного для неё человека... Мальчик узнал своего старшего брата и несмотря на его странный вид очень обрадован своему старшему брату.... Картина трагична,но яркие краски из окон смягчают драму. Все будет хорошо в этой семье! Искусствоведы Третьяковки считают что это одна из топового десятка картин галереи которую обязательно надо посмотреть в экспозиции.

Зинаиде Серебряковой(1884 - 1967) судьбой обязана была рисовать. В семье Ленсере из которой она происходила рисовали все. Дедушкой её был знаменитый архитектор Николай Бенуа. Жила в Петербурге и в семейной усадьбе в пригороде столицы. В пятнадцать лет страстно влюбилась в своего двоюродного брата Бориса Серебрякова с которым ходила на этюды по окрестным деревням... Их пытались разлучить но они только сильней сближались.. Церковники тоже были против венчания близких родственников тем более они были разного вероисповедания.Лишь крупная сумма данная деревенскому попу соединила их. Картина написана в 1909 году для столичной выставки и сразу прилекла свежими яркими красками....Третьяковка купила сразу три её работы.. Дальнейшая судьба художницы Разбилась о стенку революции.Муж умер заразившись тифом. Ей не на что было жить и рисовать. ... В 1924 году она уплыла на пароходе во Францию. Судьба не ласкала её ... Лишь однажды она смогла провести выставку картин да и то в своей квартире.

К.А.Сомов.Дама в голубом.Сомов Константин Андреевич.(1869 - 1939). Картина "Дама в голубом" написана в 1897 - 1900 годы.Художник Шишкин писал Русский лес.Васнецов картины Русской истории,Кустодиев писал купцов и купчих.... Константин Сомов черпал вдохновление в 18 веке,в мире галантных дам и мужчин,старинных парках..и усадьбах.Мире музыки и цветов. Художник поместил свою любимую женщину Е.М.Мартынову(тоже художницу)в мир 18 го века который так любил. Он одел её в широкое блестящее платье нисподающее струящимися голубыми волнами.В руках у неё книга стихов в кожаном переплете,кружева на хрупких плечах и груди. На заднем плане картины водоем у которого музицирует на скамейке молодая пара,деревья усадебного парка. Влюбленный художник не мог не нарисовать и себя - мужчина с тростью это автор картины. Художник создал возвышенный образ своей возлюбленной в 27 лет. Эта картина вершина его любви и творчества.

Картина В.Г.Перова " Тройка".
Эту картину знаменитый живописец В.Г.Перов (1834 - 1882) написал в 1866г. Куплена для галереи самим Третьяковым. На картине изображены мастеровые ребята принужденные хозяином в мороз,гололедицу везти воду в дом хозяина.Перову сначала никак не удавался центральный образ мальчика и как то у одного монастыря он встретил женщину с ребенком который очень подходил художнику. Мальчика звали Вася,был он из Рязанской губерни... Его то и изобразил художник. За эту картину В.Г.Перов был удостоен звания Академик живописи. Картина нарисована у стены на скате дороги у Московского Рождественского монастыря.

Автограф художника В.Г.Перова на картине "Тройка" Москва 1866 год.

Картина " Неравный брак". В.Пукирева.
Картина " Неравный брак"написана художником Вас. Пукиревым в 1862 году и сразу же получила всеобщее признание.За эту картину Академия художеств присудила автору звание профессора. Тема картины вседозволенность власти богатых которые что хотят то и делают не взирая на общественное осуждение. На картине старый богатый сластолюбец ведет под венец молоденькую девушку. Авторская позиция на неравный брак выражена в фигуре молодого человека стоящего позади невесты со скрещенными руками.. Считается что этот осуждающий явление человек никто иной как сам художник.

Русский художник Архип Иванович Куинджи написал эту картину в 1879 году. Его работы это передача художником красоты Русской природы,он любил передать кистью солнечный свет,чудесную простоту и в тоже время красоту русской природы. На картине все необычайно ярко,без облочное небо,мощные кроны берез дающие тень и прохладу.Природа у художника символизирует жизнь любовь к русской земле- простой просторной и красивой. Картина яркая и надолго запоминается.

Зал портретов В.Л.Борвиковского. в Третьяковской галерее. В центре большой портрет вице канцлера князя Нозади канцлера бюст царя Павла Первого. А.Б.Куракина (1752 - 1818) с регалиями.На картине видно изображение Мальтийского креста членом которого был цари и сам Куракин. Картина написана в 1802 году.

Мраморный бюст царицы Екатерины второй и живописный её же портрет в Третьяковской галерее.Портрет исполнен федором Степановичем Рокотовым по высочайшему хаказу Империатрицы что является признанием таланта живописца.Этот портрет является одним из достижений живописца в области портретирования.
Мудрая женщина и государь-правительница!!! За годы своего правления, немка Екатерина возрождала чувство национального достоинства и укрепляла могущество России. Недаром период правления Екатерины II называют «Золотым веком»…

Картина Врубеля "Демон сидящий."
Картина Врубеля " Демон сидяший" написана автором в 1890 году к юбилейному изданию сочинений М.Лермантова. Демон это образ силы человеческого духа,внутренней борьбы и сомнений. Трагически сцепив руки Демон сидит в окружении невиданных цветов.Печальные крупные глаза смотрят в сторону. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля в виде кристаллических граней сделанных мастехином.Это делает картину похожей на витраж или панно.

Картина Врубеля " Пан ".
Картина написана художником Врублем в 1899 году и является одним из лучших произведений автора. "Пана" Врубель написал в период высшего вдохновения всего за 3 дня. Это Эллинский козлорогий бог и в то же время русский леший слившиеся воедино в образ Пана. Пан фантасчичен,он лесной житель,он то что нам мерещится и мнится заблудившемуся в лесу. Ночь, светит луна Пан начинает шевелить косматой головой из мха. На голове козьи рога,в руке свирель,круглые голубые глаза светятся как гнилушки... Но есть в его взгляде что то печальное,доброе, человечье.

Экспозиция картин К.П.Брюлова (1799 - 1852) в Третьяковской галерее. Художник Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге.Как живописец учился в академии художеств у А.И.Иванова. Много лет провел в Италии где изучал живопись и архитектуру. Там он написал свою самую знаменитую картину " Последний день Помпеи". Картина "Всадница" находящаяся в Третьяковской галерее также произвела в России большой фурор. Творчество К.Брюллова стало вершиной Русского художественного романтизма..Но художник был автором как парадного так и камерного портрета.... На знаменитом памятнике М.Микешина " 1000 летие России" установленного в Новгороде среди 16 фигур исторических личностей государства изображен и К.П.Брюллоов..

К. Брюллов. " Вирсавия". Картина"Вирсавия"Карла Брюллова написана в 1832 году..Это восхищение автора красоте женского тела. Мощный поток света вырывает из полутьмы женщину сидящую за туалетом. Чернокожая служанка восхищенно и преданно смотрит на свою хозяйку,белизну её тела, красоту. Фонтан у ног красавицы подчеркивает уходящее в жизни и бренность человеческого бытия.Картина осталась не законченной автором. Но эта незаконченность никак не влияет на восприятие великолепной работы автора.

Картину " Всадница"К.П.Брюллов написал 1832 году по заказу графини Ю.П.Самойлвой и изображает её приемных дачерей... Старшая из сестер наездница Джованна резко останавливает своего вороного коня у входа в дом..Но сама остается невозмутимой и спокойной.На стук копыт и задорный лай собаки на крыльцо дома выбегает младшая дочь с борзой собакой. Живой образ младшей сестры особенно удался автору.Композиция картины отличается уравновешенностью,изысканными красками и придает всей картине парадный характер.

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

Третьяковская галерея – самый большой музей русской живописи в мире. История которого началась с частной коллекции Павла Третьякова.

Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он. Хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Потому что многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.

Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Третьяков отказался, считая себя недостойным этого!

Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.

Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.

1. Иван Шишкин. Рожь. 1878 г.


Иван Шишкин. Рожь. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Приобретена П. Третьяковым.

На картине «Рожь» мы видим невероятное сочетание желтой низкой ржи и высоченных старых сосен. А ещё много интересных деталей. Очень низко летающие стрижи. Идущие по дороге люди с косами.

Шишкина часто упрекали в чрезмерном фотографичности. И в самом деле, если вы приблизите изображение, то разгладите чуть ли не каждый колосок.

Но не все так просто. Среди величавых сосен стоит сосна погибшая, возможно от ударившей молнии. О чем нам хочет сказать художник? О том, что любая сила может быть в одночасье сломлена?

Пережив смерть жены и двоих детей, Шишкин вполне мог такое настроение перенести на холст. Но даже если так, он при этом делал все, чтобы показать красоту русской природы.

Качественную репродукцию этого шедевра можно заказать

2. Архип Куинджи. После дождя. 1879 г.


Архип Куинджи. После дождя. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

Главный герой всех картин Куинджи – это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный. Выбирая самые красочные явления природы. Как и на картине «После дождя».

Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя – чистого изумрудного цвета.

Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста. Между грозовым небом и освещённой солнцем травой.

Куинджи был оригинален не только, как художник. Но и вообще, как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег, он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.

3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г.


Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова

Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.

Но сильно ее видоизменил. Оставив лишь золотую царевну. Добавив двух других от себя. Царевну драгоценных камней и Царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.

Девица в чёрном – самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.

А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение – приносить пользу людям. А не служить людской алчности, что приходится делать двум старшим сестрам.

Третьяков любил покупать работы у Васнецова, они были хорошими приятелями. И не мудрено. Художник был крайне скромным человеком.

Когда он поступал в Академию художеств, то узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл заново сдавать экзамен, уверенный, что провалился в первый раз.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Илья Репин. Стрекоза. 1884 г.


Илья Репин. Стрекоза. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.

Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.

Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считая, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался нарисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.

На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее «Стрекозой». Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.

Вера проживала с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало, кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.

По его воспоминаниям Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г.


Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

Ещё одна картина в импрессионисткой манере хранится в Третьяковке. Но написанная уже Валентином Серовым.

Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.

Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то, что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.

Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.

Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.

Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступая по популярности лишь картине Серова .

6. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.


Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

«Над вечным покоем» – один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен человеческой хрупкой жизни. Символом которой является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.

Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила. Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».

Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перепитий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины, мать и дочь.

А вообще эта картина – катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то скорее вы почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства.

7. Михаил Врубель. Сирень. 1900 г.


Михаи́л Врубель. Сирень. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила из музея И.Остроухова в 1929 г.

На картине Врубеля мы видим поразительно красивую сирень. Она написана мастихином*, поэтому грозди соцветий похожи на объёмные кристаллы необыкновенного цвета, от светло-голубого до фиолетового. Вообще этих цветов на картине так много, что можно ощутить запах сирени.

На фоне куста выступают очертания девушки, души сирени. Мы видим только большие темные глаза, темные густые волосы и изящные руки. Девушка в отличие от сирени написана кистью. Что подчеркивает ее ирреальность.

Картина может вернуть нас в детство. Ведь именно тогда мы были склонны видеть потустороннее. Вот идёшь по тропинке среди сиреневых кустов в поздние сумерки и вглядываешься в зелень. А воображение рисует нам неведанное: чьи-то глаза или силуэты.

Врубель в отличие от обычного человека сохранил это особое видение на всю жизнь. В своём воображении он погружался в иные миры и потом демонстрировал их нам. В виде демонов, серафимов или душ деревьев.

Но однажды он «не нашёл дорогу» назад. Вскоре после написания «Сирени» у Врубеля начало прогрессировать психическое расстройство. Он медленно угасал в плену других миров и скончался в 1910 г.

В Третьяковке так много шедевров русской живописи, что мне было сложно выбрать только семь картин. Наверняка кому-то не угодила. Ведь я не включила самые раскрученные шедевры вроде . А ещё не рассказала о Верещагине и .

Руководствовалась собственным вкусом, выбрав те работы, которые лично мне очень импонируют. Если вы их раньше не замечали, то надеюсь, что смогли сделать для себя новые открытия.

* Тонкая лопаточка, которую художники используют для нанесения грунта на холст (основа под красочный слой картины). Но иногда этот инструмент используется и для нанесения красок.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Третьяковская галерея (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Лаврушинский переулок в Москве стал знаменит только потому, что русский купец, миллионер и меценат Павел Михайлович Третьяков построил здесь специальное здание для своей коллекции картин. Она легла в основу одного из крупнейших художественных собраний в мире. Третьяковская галерея продолжает хранить, исследовать и популяризировать русское искусство, формируя, тем самым, нашу культурную идентичность.

Немного истории

Первые полотна будущей коллекции Третьяков приобрел в 1856 г. Десятилетием спустя галерея открылась для публики, а в 1892 г. владелец подарил ее Москве вместе со зданием. В первые годы 20 века фасад перестроили по эскизу Васнецова.

Сотрудники Третьяковки всегда ревностно относились к своим обязанностям. После того, как маньяк изрезал ножом картину Репина, хранитель галереи посчитал себя виновным в этом происшествии и бросился под поезд.

После революции коллекцию национализировали, здание многократно достраивали и перестраивали, присоединили к нему помещение закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. Во время войны полотна и статуи эвакуировали в Сибирь, в 1985 г. объединили с Государственной картинной галереей на Крымском валу, перенесли туда основную экспозицию, а главное здание 11 лет реставрировали. Сейчас строится новое помещение для Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.

Что посмотреть

В историческом здании в Лаврушинском переулке выставлены более 1300 работ русских художников от 11 до начала 20 века. Зал древнерусской живописи украшает рублевская «Троица», стоящая в стеклянном шкафу, где поддерживается особый микроклимат. В отдельном зале выставлена картина Иванова «Явление Христа народу». На стенах множество работ И. Е.Репина, В. И.Сурикова, В. А.Серова, В. В.Верещагина.

Церковь Святителя Николая в Толмачах совмещает действующий храм и выставочный зал. Ее убранство, иконостасы и утварь - часть музейной коллекции. Жемчужина экспозиции - икона 12 века «Богоматерь Владимирская», русская святыня и произведение искусства мирового уровня.

В Новой Третьяковке на Крымском валу выставлены полотна отечественных творцов 20 века. В экспозиции все художественные течения от революционного авангарда до современного андеграунда, широчайшая ретроспектива работ в стиле социалистического реализма. Здесь же организуют выставки признанных художников и молодых талантов. Действуют лекторий и Творческая мастерская, где дети и взрослые знакомятся с искусством прошлого века и раскрывают свои способности к рисованию и ваянию.

Все чаще посетители Новой Третьяковки спрашивают: «А где здесь Черный квадрат Казимира Малевича?». Художественный манифест супрематизма находится в 6-м зале рядом с картинами Марка Шагала и Василия Кандинского. Экскурсоводы расскажут про его сложную символику и глубокий смысл. Интересный факт - на картине нет ни одного мазка черной краски, ее колорит образован смешением разных цветов. Просвечивание рентгеновскими лучами выявило под верхним слоем еще два изображения и слова «Битва негров ночью».

О Третьяковской галере

Практическая информация

Адрес исторического здания Третьяковской галереи: Лаврушинский пер., 10 (ст. метро «Третьяковская»).
Часы работы: вторник, среда и воскресенье - с 10:00 до 18:00, четверг, пятница и суббота - с 10:00 до 21:00. Понедельник - выходной. Кассы закрываются на час раньше.

Адрес Новой Третьяковки: Крымский Вал, 10 (ст. метро «Парк культуры»).
Часы работы: вторник и среда - с 10:00 до 18:00, четверг, пятница, суббота и воскресенье - с 10:00 до 21:00. Понедельник - выходной.

Цена билета для взрослых - 500 RUB, для пенсионеров, студентов, учащихся - 250 RUB. Вход для посетителей младше 18 лет бесплатный. Прокат аудиогида - 350 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.